Научная статья на тему 'Социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров Республики Татарстан'

Социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
556
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕР / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / SOCIAL-CULTURAL POTENTIAL OF THE CLUSTER / TOURISMRECREATION CLUSTER / TOURISM CLUSTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курмаев Т. Э.

В статье говорится о социально-культурном потенциале туристско-рекреационных кластеров. Рассматривается понятие «туристический кластер», дается обзор некоторых кластеров образованных на территории Республики Татарстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-cultural potential of tourism-recreation clusters of the Republic of Tatarstan

This article refers to the social-cultural potential of tourism-recreation clusters. The concept "tourism cluster", provides an overview of some of the clusters formed on the territory of the Republic of Tatarstan

Текст научной работы на тему «Социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров Республики Татарстан»

УДК 008:379.95

Т.Э.Курмаев

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье говорится о социально-культурном потенциале туристско-рекреационных кластеров. Рассматривается понятие «туристический кластер», дается обзор некоторых кластеров образованных на территории Республики Татарстан

Ключевые слова: социокультурный потенциал, кластер, туристско-рекреационный кластер, туристический кластер.

Teymur Kurmaev SOCIAL-CULTURAL POTENTIAL OF TOURISM-RECREATION CLUSTERS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

This article refers to the social-cultural potential of tourism-recreation clusters. The concept "tourism cluster", provides an overview of some of the clusters formed on the territory of the Republic of Tatarstan

Keywords: social-cultural potential of the cluster, tourism- recreation cluster, tourism cluster.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся одним из самых уважаемых авторов концепции стратегии конку-рентоспособности.

Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндуст-риальной экономики». Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленные на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер - это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть, создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 - 10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие. Ключ к успеху кластера -цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры -группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров различна, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации[2] .

Как известно, исследованием туристских кластеров занимались такие ученые как АдамоваК.З, Асандей М.Е.,ГрицайМА.,ЗоринИ.В.,Иордахе К., Кулагина Е.В.,Маевский Д.П., Маркова ЮА., Митрофанова А.В., Шепелев И.Г., Ульянченко ЛА., Чиочина Ю. и др. Необходимость введения понятия туристического кластера в сферу правового регулирования создания и развития особых экономических зон не вызывает сомнений. Вместе с тем, данное понятие используется не только в данном контексте.

Так, определение туристско-рекреационного (в законопроекте - туристического) кластера дано в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р. Оно существенно отличается от предлагаемого законопроектом и, как представляется, носит более общий характер.

Так, если определить туристический кластер как совокупность туристско-рекреационных осо-бых экономических зон, под него подпадает фактически только территория шести зон, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833, на которое ссылается разработчик законопроекта. Если взять за основу определение кластера, данное в Концепции, что, на наш взгляд более правильно, то туристско-рекреационные особые экономические зоны подпадают под него наряду с другими территориями.

«Туристско-рекреационный кластер - группа географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории пред-приятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии развития, отработанные в нескольких пилотных туристско-рекреа-ционных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кад-ров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков»[1].

С 2011 года в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2011 № 644. Программа построена на принципах кластерного развития, государственно-частного партнерства и софинансирования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.

В терминологии ФЦП кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. При этом в рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Важно отметить, что сегодня туризм прочно занял одно из лидирующих мест в жизни современного общества, а также он несет на себе социально-культурную смысловую нагрузку и, безусловно, обладает социально-культурным потенциалом.

Рассмотрим, что понимается под определением «социально-культурный потенциал».

«Социальное выражает, прежде всего, форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное - ценностно-смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. Социально-культурный потенциал, другими словами, это развитие не индивидуального, а социального в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей»[3]. Социально-культурный потенциал можно рассматривать в аспекте системы социально-значимых ценностей, норм, идей, традиций. Социально-культурный потенциал туристско-рекреа-ционных кластеров выступает как своеобразный аккумулятор в передаче социального опыта обеспечивающий единство ценностей, норм социума, включенного в кластер. Социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров можно рассматривать как интеграцию социального и творческого развития личности через реализацию туристско-рекреационной деятельности.

На наш взгляд, социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров состо-ит их трех слоев.

Первый слой - материальный, включающий в себя предметно-пространственную среду кластера.

Второй слой социально-культурного потенциала - социальный слой, который состоит в сово-купности норм, правил, человеческих взаимоотношений, организационных форм кластера.

Третий слой социально-культурного потенциала туристско-рекреационных кластеров -духовный слой, состоящий из интеллектуальных, творческих, художественных ценностей, закрепленных в исторических традициях конкретного кластера.

В процессе становления туристического кластера происходит формирование особой социокультурной среды, свободной, креативной, нерегламентированной по своей сущности.

Ярким примером туристских кластеров может быть туристский кластер Республики Татарстан. Основу туристского кластера региона составляют разнообразие и выразительность природы республики, богатые культурные традиции, а также географическое природное богатство.

Республика Татарстан на сегодняшний день обладает широкими возможностями в области туристско-рекреационных кластеров. Сейчас в Республике Татарстан существует 6 проектов перспективных туристско-рекреационных кластеров это: «Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Берега Елабуги», «Свияга-лэнд», «Камская жемчужина» и «Нижняя площадка».

Одним из наиболее перспективных объектов для развития устойчивого туризма в Республике Татарстан является туристско-рекреационный кластер «Древний город Болгар» (далее ТРК «Древ-ний город Болгар»), расположенный на территории Спасского муниципального района Республики Татарстан.

При создании ТРК «Древний город Болгар» был обеспечен комплексный подход к планированию и организации его деятельности. ТРК «Древний город Болгар» органично вписался в общий контекст развития туризма в Республике Татарстан и должен привнести новые импульсы развития туризма на российском и международном уровнях.

В настоящее время в Республике Татарстан древний город Болгар является одним из брен-довых объектов, известных в России и за рубежом, способствующий развитию устойчивого туризма.

Именно здесь располагается один из главных памятников нашего культурно-исторического наследия - Болгарское городище, остатки древнего города, составлявшего славу и гордость средневекового государства Волжская Болгария. Болгарский историко-архитектурный комплекс является самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества, уникальным и единственным образцом болгаро-татарской архитектуры середины ХШ-Х1Увв. Он не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Булгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе и архитектуре, оказавший значительное влияние на развитие культуры в Х-Vв.в.

О высокой международной значимости ТРК «Древний город Болгар» свидетельствует тот факт, что на территории г.Болгар ежегодно проводится мероприятие международного масштаба «Изге Болгар жыены», посвященное дате принятия Ислама волжскими булгарами, которое собирает мусульман со всех регионов России и, в последнее время, из-за границы. Это также требует усиления внимания к обустройству территории и развитию туристской инфраструктуры.

Другой перспективный туристско-рекреационный кластер это «Берега Елабуги». Создание этого комплекса будет осуществлено на принципах государственно-частного партнёрства. Для функционирования комплекса «Берега Елабуги» необходимо устройство подъездных дорог, инженерных коммуникаций (подведение всех коммуникационных сетей - электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и пр.), проведение гидротехнических и дноуглубительных работ.

С точки зрения плотности расположения и разнообразия объектов культурного наследия, природного наследия Елабуга по многим показателям занимает лидирующее положение не только в Республике Татарстан, но и в Российской Федерации.

Несмотря на свои относительно небольшие размеры, город сохранил свидетельства интенсивной культурной работы, которая велась здесь с конца XVIII по середину ХХ века.

Созданная в Елабуге туристическая инфраструктура позволяет принимать в городе большое количество туристов одновременно. Инфраструктура туризма в городе включает в себя 5 гостиницы, 27 кафе и 8 ресторанов, 5 развлекательных центров, базы отдыха. В Елабуге создан прекрасный спортивный комплекс - Ледовый дворец, Легкоатлетический манеж, плавательные бассейны, крытые теннисные корты, тренажёрные залы, Центральный стадион на 5 тыс. мест и

пр. Спортивные сооружения отвечают международным стандартам и позволяют проводить соревнования российского уровня.

Елабуга сегодня - один из крупных туристических центров не только Республики Татарстан, но и России. Ежегодно тысячи восхищенных туристов покидают Елабугу с желанием возвращаться вновь и вновь.

Елабуга обладает огромным историко-культурным и природным наследием, развитым спортивным комплексом, хорошей инфраструктурой туризма с возможностью эффективного развития культурно-познавательного, этнического, экологического, спортивно-оздоровительного видов туризма. В Елабуге создана инфраструктура туризма, позволяющая принимать туристов на высоком уровне. Партнёрское взаимодействие государственных структур, предприятий и частных лиц, работающих в сфере туризма на территории Елабужского муниципального района, позволяет многократно обогатить имеющийся потенциал и делает конкурентноспособными на рынке туристических услуг.

И в заключении хотелось бы отметить, что социально-культурный потенциал туристско-рекреационных кластеров Республики Татарстан заключается еще ив том, что посредством этих кластеров развиваются духовно-нравственные ценности: чувство энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, гуманизм, духовность, патриотизм и коллективизм, уважение к духовным ценностям культуры, формирование и развитие чувства любви к своим корням и народным традициям, формирование культуры межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.

Литература

1. Зеленецкий М.Н., Соколов Э.В. Культурная среда / Зеленецкий М.Н., Соколов Э.В. Социально-культурные предпосылки формирования личности. Сб.научн.трудов. - Л., 1980 - 152 с.

2. Выдержка из Концепции федеральной целевой программы

«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р

3. Калимуллина О.А., Роль социокультурного творчества в формировании мировоззрения современной молодежи Вестник КГУКИ №3 ч.2: материалы научного сборника - Казань: Изд-во КГУКИ, 2012. - С.69-70

4. Портер М.Э. Конкуренция / / Пер. с англ. под ред. Я. В. Заболоцкого. - Москва: Издательский дом "Вильямс" 2005, 608с.

1. Zeleneckij M.N., Sokolov Je.V. Kul'turnaja sreda / Zeleneckij M.N., Sokolov Je.V. Social'no-kul'turnye predposylki formirovanija lichnosti. Sb.nauchn.trudov. - L., 1980 - 152 s.

2. Vyderzhka iz Koncepcii federal'noj celevoj programmy

«Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2016 gody»), utverzhdennoj rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 ijulja 2010 g. № 1230-r

3. Kalimullina O.A., Rol' sociokul'turnogo tvorchestva v formirovanii mirovozzrenija sovremennoj molodezhi Vestnik KGUKI №3 ch.2: materialy nauchnogo sbornika - Kazan': Izd-vo KGUKI, 2012. -S.69-70

4. Porter MJe. Konkurencija // Per. s angl. pod red. Ja. V. Zabolockogo. - Moskva: Izdatel'skij dom "Vil'jams" 2005, 608s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.