СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. Н. ПОПОВИЧЕВА
В статье рассматривается проблема повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования. Автором представлено авторское видение компонентов педагогического мастерства педагогов дополнительного образования с позиции социально-культурного подхода: мотивирование обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; способность к изменениям; создание условий для самомотивации к педагогической деятельности; постановка целей и задач педагогической деятельности; разработка программно-методических материалов и принятие педагогических решений; разработка собственной авторской программы; креативность, способность к творческому самовыражению; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; использование на занятиях активных форм и методов обучения; умение взаимодействовать с коллегами; демократизация отношений между воспитанником и педагогом, основанная на принципах сотрудничества, сотворчества, соавторства, соидейности, диалога.
Основное внимание уделено разработке социально-культурных условий данного процесса, среди которых отмечается: правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развития и постоянного обновления образовательных систем (разнообразных, вариативных, муль-тикультурных по своим формам и содержанию); признание сообществом и управленческими структурами прав образовательных учреждений на разнообразные культурно-образовательные инициативы и обеспечение поддержки нововведений; использование собственных потенциальных ресурсов учреждений дополнительного образования; наличие культуры управления, создающей благоприятную ситуацию для эволюции образования в соответствии с тенденциями социально-культурного развития общества; культивирование атмосферы педагогического поиска и постоянного его осмысления в сообществе, плюрализма позиций и выработки разнообразных подходов в практике образования; наличие открытой образовательной полисистемы, то есть разветвленной и разнообразной по формам сети локальных образовательных систем, и ее взаимодействие с системами культурных учреждений для интенсивного профессионального взаимообмена и взаимообогащения; организация конкурсов профессионального мастерства на разных уровнях: областном, муниципальном, учрежденческом; методическое и диагностическое обеспечение процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования, включающее программу и критериальный аппарат.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, социально-культурные условия, учреждения дополнительного образования.
Общественно-политические и экономические изменения в стране, основные направления и функции государственной культурной политики нашли выражение в деятельности учреждений социально-культурной сферы, особое место среди которых занимают учреждения дополнительного образования детей. Сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
Изменения в социально-экономической жизни России в последние годы потребовали переос-
мысления целей образования. Это нашло отражение в основных федеральных и региональных документах: Законе РФ «Об образовании» (2012 г.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2020 г., Законе Орловской области «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Орловской областной программе развития образования на 2011-2015 гг.
Современное учреждение дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства любого региона. В этом смысле учреждениям дополни-
тельного образования предоставлено ответственное право выбора инноваций, проектирования и планирования деятельности, направленной на удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка, на создание условий получения образовательных услуг более высокого качества.
Сегодня происходит процесс преобразования учреждений дополнительного образования, в которых необходимо в полной мере осуществлять удовлетворение разносторонних запросов растущей личности.
Современное общество и непрерывно усложняющееся производство требуют от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной управлять инновационной деятельностью, готовой принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками, являющимися компонентами важной составляющей общей культуры человека - социокультурной компетентности. Тем более, что оказание качественных услуг населению - сегодня это одно из ключевых направлений государственной политики.
В учреждениях дополнительного образования ключевой фигурой является педагог дополнительного образования, от профессионализма которого зависит образование ребенка - воспитанника системы дополнительного образования. Еще десять-пятнадцать лет назад считалось, что обновление знаний педагога должно происходить каждые пять лет, сегодня же срок сжат до предела, и человеку необходимо учиться непрерывно на протяжении всей жизни.
Непрерывно меняющаяся окружающая действительность обуславливает потребность в специалистах - мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов социально-культурной сферы совпадает с характером и природой их деятельности, создает установку, готовность к проблемному видению реальности, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем. Именно такое качественное обновление знаний, умений и навыков требуется сегодня в условиях динамично меняющейся социальной практики.
В последнее десятилетие в ряде важнейших документов отражена необходимость повышения профессионального мастерства педагогических работников, в том числе, специалистов сферы дополнительного образования детей: в Президентской инициативе «Наша новая школа», в Феде-
ральных государственных образовательных стандартах нового поколения и др.
Современному педагогу дополнительного образования недостаточно знаний той предметной области, которую он преподает. Развивающее образование требует от педагогов и руководства использования в своей работе психологических, дидактических принципов и методов развития способностей детей, их личностного становления и социализации. Мнение о том, что в дополнительном образовании детей может работать человек, даже не имеющий необходимой психолого-педагогической подготовки, становится мифом, так как не соответствует современным запросам общества.
Качество педагогической деятельности во все времена имеет важнейшее значение для развития всей системы образования, и в частности, для системы дополнительного образования детей. В современном обществе к педагогу предъявляются очень высокие требования профессионализма, и, чтобы им соответствовать, нельзя стоять на месте, необходимо постоянно находиться в творческом поиске новых знаний, возможностей, новых идей.
Основными компонентами педагогического мастерства педагогов дополнительного образования с позиции социально-культурного подхода являются: мотивирование обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; способность к изменениям; создание условий для самомотивации к педагогической деятельности; постановка целей и задач педагогической деятельности; разработка программно-методических материалов и принятие педагогических решений; разработка собственной авторской программы; креативность, способность к творческому самовыражению; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; использование на занятиях активных форм и методов обучения; умение взаимодействовать с коллегами; демократизация отношений между воспитанником и педагогом, основанная на принципах сотрудничества, сотворчества, соавторства, соидейности, диалога.
Повышение квалификации работников системы дополнительного образования детей продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагога, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального и профессионального
опыта. Рост профессионального мастерства педагога идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если педагог осмысливает свою деятельность, если в коллективе поощряется и поддерживается творчески работающий педагог [1].
Много исследований в последние десятилетие было посвящено теории и практике повышения квалификации педагога дополнительного образования в условиях институтов повышения квалификации и переподготовки кадров. К ним можно отнести исследования Л. В. Калиш, З. А. Карги-ной, Д. Е. Яковлева и др.
Так, З. А. Каргина считает, что специфика профессиональной деятельности данной категории педагогических кадров, а также особенности формирования педагогических коллективов учреждений дополнительного образования требуют особого подхода к содержанию и организации процесса повышения их квалификации. А становление педагога дополнительного образования, отвечающего всем современным требованиям, происходит не только в период его базовой подготовки или курсового обучения, а главным образом в процессе непрерывного повышения профессиональной квалификации, взаимосвязанного и сопровождающего его профессионально-педагогическую деятельность [2].
Идеи акмеологического подхода обосновывались в рамках акмеологической науки в трудах О. С. Анисимова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Е. А. Климовой, Н. В. Кузьминой и др.
К основным педагогическим условиям совершенствования профессионализма педагога дополнительного образования относятся: организация профессионального самосовершенствования и использование активных методов обучения. Деятельность педагога дополнительного образования, по мнению Л. В. Ивановой, - сложная многоуровневая социокультурная образовательная структура [3].
Условия развития профессионализма педагогов дополнительного образования с точки зрения социологического анализа рассматривались В. В. Федотовой [4]. По ее мнению, становление профессионализма педагогов дополнительного образования призвано обеспечить индивидуальную траекторию развития человека в соответствии с его способностями, потребностями, интересами в контексте парадигмы непрерывного образования - «образование в течение всей жизни».
Важным звеном повышения квалификации является методическая работа, под которой сегодня понимается систематическая коллективная и
индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их «... научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства» [5].
Совершенствование педагогического мастерства педагогов является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствие с требованиями жизни. Повышение педагогического мастерства педагогов является одной из важных задач учреждений дополнительного образования детей на современном этапе, ведь от уровня их профессиональных компетенций зависит организация работы в учреждении в целом.
Современный педагог дополнительного образования должен владеть как традиционными, так и инновационными методиками обучения, читать интересные лекции, разрабатывать методическое обеспечение собственной образованной программы, проводить деловые игры, моделировать практические ситуации, т. е. жить в тесном контакте с социумом.
Эффективным средством повышения уровня педагогического мастерства специалистов дополнительного образования, на наш взгляд, являются конкурсы.
Конкурс профессионального мастерства -средство повышения квалификации педагога (с преобладанием таких функций, как формирование коммуникативной культуры, способности к интеграции с иным педагогическим опытом, готовности к самоизменению на основе самодиагностики, развития рефлексивной культуры) [6].
Конкурсы профессионального мастерства и педагогических достижений могут проходить на всех уровнях: начиная от учрежденческих и заканчивая Всероссийскими, а также в самых различных формах.
Конкурсы как формы профессионального общения учителей, имеющие соревновательный характер, позволяют специалистам находить новые смыслы своей профессии, рефлексировать, саморазвиваться. В процессе конкурсов постоянно совершенствуются содержательно-ценностные формы развития профессионального творчества и педагогического мастерства. Через конкурсы происходит осмысление педагогом своей профессиональной педагогической деятельности.
Социально-культурные условия образования -совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых позволяет ему соответствующим образом отвечать на требования
сообщества и не только продуктивно действовать, но саморазвиваться, самоорганизовываться, обновляться, изменяться и влиять на социальные процессы. Это влияние тем выше, чем выше качество, культура самого образования, чем более содержательно и разнообразно его обеспечение. И это влияние тем менее значимо, чем ниже, примитивнее уровень отношений, требований и обеспечения образования со стороны общества.
Следует также отметить, что сами условия вовсе не однозначно детерминируют те или иные культурные процессы в образовании, что и доказывается наличием в нем внутренних резервов, потенциала и некоторой автономии. Например, одно образовательное учреждение может быть замечательным и при неблагоприятных условиях (хотя такое самоутверждение и дорого стоит педагогам и администрации), а другое - остаться заурядным при искусственно создаваемых тепличных условиях (но это скорее исключение из правил). Решающую роль играют многие факторы и разные варианты их связей.
Благоприятная ситуация развития, модернизации и реформирования складывается для образования все же тогда, когда условия способствуют естественному осуществлению в нем культуроем-ких процессов, когда образование без напряжения выполняет свои основные функции: поиск новых, культуросообразных механизмов образования человека и культивирование подрастающего поколения (в том числе, и сохранение наиболее значимых культурных норм и образцов деятельности и поведения в каждом молодом поколении).
Происходящие в последние годы перемены побуждают педагогов обратиться к базовым ценностям культуры как основе их взаимодействия с детьми, и решения новых культурных задач образования в условиях быстро меняющегося общества, и поиска путей дальнейшего реконструирования образования снизу.
Различные социальные группы как потребители продуктов образования также начинают понимать необходимость продуктивного насыщения образовательных процессов культурными компонентами. Постепенно приходит понимание того, что содержание образования, сводимое к стандартизированной информации, известным ЗУНам и узко трактуемым социальным требованиям, не отвечает ожиданиям сообществ; что посредством содержания образования необходимо обеспечивать творческую, культурную деятельность детей и взрослых, сообразную общечеловеческим ценностям культуры, и на этой основе создавать новые социальные потребности.
Изменение содержания образования предполагает соответствующие изменения и в понимании необходимых социокультурных условий его организации и самоорганизации. Прежде всего, это касается углубления индивидуализации образования и признание значимости для него новых социокультурных закономерностей развития личности:
- обеспечение образовательных интересов личности возможно только в многообразной и разнообразной культурно-образовательной и практико ориентированной среде, стимулирующей активность и творческую деятельность детей и взрослых, которая становится основным образовательным продуктом;
- развитие культуросообразных, продуктивных и культуроемких моделей образования, обеспечивающих его дальнейшую индивидуализацию, связано с целенаправленной организацией информационно богатой и материально обеспеченной культурно-образовательной среды школ (мастерских, центров, лабораторий, школьных производств), что имеет большее значение для личностного становления ребенка, чем программно-методическое обеспечение традиционного учебного процесса.
Социокультурные условия сегодня закладывают основы будущего многообразия культурно-образовательных пространств для саморазвития личности и школьных сообществ; они готовят почву для необходимого расширения ситуаций выбора, что и дает в конечном итоге свободу культурного самоопределения каждого ребенка и каждого образовательного учреждения.
На основе вышеизложенного нами определены социально-культурные условия повышения педагогического мастерства специалистов дополнительного образования:
- правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развития и постоянного обновления образовательных систем (разнообразных, вариативных, мультикультурных по своим формам и содержанию);
- признание сообществом и управленческими структурами прав образовательных учреждений на разнообразные культурно-образовательные инициативы и обеспечение поддержки нововведений;
- использование собственных потенциальных ресурсов учреждений дополнительного образования;
- наличие культуры управления, создающей благоприятную ситуацию для эволюции образования в соответствии с тенденциями социально-культурного развития общества;
- культивирование атмосферы педагогического поиска и постоянного его осмысления в сообществе, плюрализма позиций и выработки разнообразных подходов в практике образования;
- наличие открытой образовательной полисистемы, то есть разветвленной и разнообразной по формам сети локальных образовательных систем, и ее взаимодействие с системами культурных учреждений для интенсивного профессионального взаимообмена и взаимообогащения;
- организация конкурсов профессионального мастерства на разных уровнях: областном, муниципальном, учрежденческом;
- методическое и диагностическое обеспечение процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования, включающее программу и критериальный аппарат.
Литература
1. Буйлова Л. Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. 2010. № 3. С. 3-7.
2. Каргина З. А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3. Иванова Л. В. Оптимизация профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук. М, 2005.
4. Федотова В. В. Профессионализм педагогов дополнительного образования и условия его развития: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003.
5. Лизинский В. М. О методической работе в школе. М., 2004. С.6.
6. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003.
* * *
SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF INCREASE OF PEDAGOGICAL SKILL OF SPECIALISTS OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
O. N. Popovicheva
In article the problem of increase of pedagogical skill of specialists of additional education institutions is considered. The author presented author's vision of components of pedagogical skill of additional education teachers from a position of social and cultural approach: motivation of being trained (pupils) on implementation of study (educational) activity; ability to changes; creation of conditions for self-motivation to pedagogical activity; statement of the purposes and problems of pedagogical activity; development of program and methodical materials and adoption of pedagogical decisions; development of own author's program; creativity, ability to creative self-expression; providing information basis of pedagogical activity; use on occupations of active forms and training methods; ability to interact with colleagues; democratization of the relations between the pupil and the teacher, based on the principles of cooperation, co-creation, co-authorship, co-ideas, dialogue.
The main attention is paid to development of social and cultural conditions of this process among which it is noted: legal, material, economic support of functioning, development and continuous updating of educational systems (various, variable, multicultural in the forms and the contents); recognition by community and administrative structures of the rights of educational institutions on various cultural and educational initiatives and ensuring support of innovations; use of own potential resources of establishments of additional education; existence of culture of the management creating a favourable situation for evolution of education according to tendencies of social and cultural development of society; cultivation of the atmosphere of pedagogical search and its constant judgment in community, pluralism of positions and elaboration of various approaches in practice of education; existence of open educational polysystem, that is branched and various network in forms of local educational systems, and its interaction with systems of cultural establishments for intensive professional interchange and mutual enrichment; the organization of competitions of professional skill at different levels: regional, municipal, office; methodical and diagnostic ensuring process of increase of pedagogical skill of specialists of institutions of the additional education, including the program and the criteria device.
Key words: pedagogical skill, social and cultural conditions, institutes of additional education.