МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. Н. ПОПОВИЧЕВА
В статье рассматривается авторская педагогическая модель повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов и состоящая из следующих взаимосвязанных блоков: целевого, включающего в себя социальный заказ общества на потребность социума в специалистах системы дополнительного образования, способных оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием современных психологических, дидактических методов, средств и форм работы с детьми; цель и задачи, социально-культурные условия осуществления деятельности; содержательно-процессуального, включающего средства, принципы, содержание, компоненты, формы и методы повышения педагогического мастерства специалиста дополнительного образования; диагностико-результативного, характеризующего критерии, показатели и уровни сформированности педагогического мастерства специалиста дополнительного образования, а также результат.
В статье представлены критерии комплексной оценки педагогического мастерства специалиста дополнительного образования: когнитивный (показатели: психологическая и этико-педагогическая эрудиция, технологическая компетентность, знание традиционных и инновационных методик обучения); коммуникативный (показатели: мастерство педагогического общения, речевая культура, ораторское искусство, педагогическое решение конфликтов); мотивационный (показатели: мотивация к педагогической деятельности, поисково-исследовательские способности, интерес к нововведениям; личностный (показатели: широта взглядов, проектное мышление, аналитические и творческие способности, адаптивность, контактность, стрессоустойчивость, толерантность, гуманистическая направленность; поведенческий (показатели: самоорганизация профессиональной деятельности, управление деятельностью детей).
Отмечается, что разработанная модель повышения педагогического мастерства учреждений дополнительного образования детей, позволяет поэтапно и целенаправленно осуществлять педагогическую работу с использованием разнообразных форм, средств и методов социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: модель, повышение педагогического мастерства, учреждение дополнительного образования.
Современное учреждение дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства любого региона. В этом смысле учреждениям дополнительного образования предоставлено ответственное право выбора инноваций, проектирования и планирования деятельности, направленной на удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка, на создание условий получения образовательных услуг более высокого качества.
Современное общество и непрерывно усложняющееся производство требуют от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной управлять инновационной деятельностью, готовой принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, обладающей обширными коммуника-
тивными умениями и навыками, являющимися компонентами важной составляющей общей культуры человека - социокультурной компетентности. Тем более, что оказание качественных услуг населению - сегодня это одно из ключевых направлений государственной политики.
В учреждениях дополнительного образования ключевой фигурой является педагог дополнительного образования, от профессионализма которого зависит образование ребенка - воспитанника системы дополнительного образования.
Непрерывно меняющаяся окружающая действительность обуславливает потребность в специалистах - мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов социально-культурной сферы совпадает с
характером и природой их деятельности, создает установку, готовность к проблемному видению реальности, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем. Именно такое качественное обновление знаний, умений и навыков требуется сегодня в условиях динамично меняющейся социальной практики.
Нами разработана модель повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования (рис. 1).
Моделирование и проектирование в системе гуманитарных наук принято считать базовыми процессами технологического цикла познавательной и преобразовательной деятельности в социуме (В. И. Загвязинский [1], И. А. Липский [3], Г. Н. Филонов [5]).
Моделирование процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования позволяет четко про-структурировать предполагаемую деятельность: определить цель, задачи, достигаемые в результате деятельности, составить перечень принципов, форм, методов, средств и др., необходимый для получения ожидаемого позитивного результата.
На основе теоретических исследований, изучения литературных источников нами была разработана модель повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования, состоящая из целевого, содержательно-процессуального и диагностико-результативного блоков.
Разработанная модель представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов и включает цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, основные средства, критерии оценки, показатели, уровни и результат деятельности.
Социальный заказ заключается в потребности социума в специалистах системы дополнительного образования, способных оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием современных психологических, дидактических методов, средств и форм работы с детьми.
Поэтому основной целью моделируемого процесса являлось повышение педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования.
Достижение поставленной цели требовало решения ряда частных задач:
- повышать мотивацию к совершенствованию педагогической деятельности, интерес к нововведениям, к овладению педагогическими новациями;
формировать установку на саморазвитие в педагогической деятельности; потребность в профессиональном самовоспитании, самоутверждении и стремлении к совершенствованию;
- повышать уровень технологической компетентности, знаний традиционных и инновационных методик и технологий обучения;
- развивать проектное мышление, аналитические и творческие способности;
- работать над стилем и мастерством педагогического общения, речевой культурой, ораторским искусством, организацией педагогического взаимодействия;
- совершенствовать психологическую и этико-педагогическую эрудицию, повышать адаптивность, контактность, стрессоустойчивость, толерантность.
Социально-культурные условия повышения педагогического мастерства специалистов дополнительного образования:
правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развития и постоянного обновления образовательных систем (разнообразных, вариативных, мультикультурных по своим формам и содержанию);
признание сообществом и управленческими структурами прав образовательных учреждений на разнообразные культурно-образовательные инициативы и обеспечение поддержки нововведений;
- использование собственных потенциальных ресурсов учреждений дополнительного образования;
наличие культуры управления, создающей благоприятную ситуацию для эволюции образования в соответствии с тенденциями социально-культурного развития общества;
- культивирование атмосферы педагогического поиска и постоянного его осмысления в сообществе, плюрализма позиций и выработки разнообразных подходов в практике образования;
- наличие открытой образовательной полисистемы, то есть разветвленной и разнообразной по формам сети локальных образовательных систем, и ее взаимодействие с системами культурных учреждений для интенсивного профессионального взаимообмена и взаимообогащения;
организация конкурсов профессионального мастерства на разных уровнях: областном, муниципальном, учрежденческом;
- методическое и диагностическое обеспечение процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования, включающее программу и критериальный аппарат.
£
о сл <1
к» о
I—'
Социальный заказ: потребность
сопнум! ь
специалистах системы
лоеолнн тельного
ООрагОЕЗИНЯ.
способных
оказывать
обрз з-о-Е ат ильные
услуга вы-еоеого
уровня с
вакшьааванием
современных
пснхолопич ккнх л
юаътнчесхю;
метопов. срепств
н форм работы с
летъмн
Постоянно меняющиеся условия развитая общества
Целевой блок
Цель
Повышение педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования
Задачи
Содержательно-процессуальный блок
С ОШЗЛЬНО-
купьт^рнык условна
лвлшинтерес е мотнЕглтшо е; всб.?яз£ле:-:еям. формировать устэесеку ва саморазвитие, потреовюсть в тазюккшггахнн. ¿предпееее е сйжлоовеЕпзетстьоваг-лю. риеевэть д шмд тсшслигящую ей«шетагактъ. разввЕагь цн^зшс мьхпы-ж. гворчес-ше оос-сс-хэгт л; ьзлтк'.тъ влатттнБвость. есетжтбость. пресс-} тстоичнвость. тол-^антносгь
правовое. аг.гернлльвсе. нсаммЕчесусе обетечезЕй. црнзвлзЕе прлз на енкю^тнп: в соллерэЕП нововзетехнв. ншздььэз^кне собственны;, ресурсга. Е1тзпе ггслтри утпавдеЕЕ! гоговвость е нсп5тьзовл:скзо форм, игталег е средств СЕД. госЕепзае кангурсов лргас;тнза:л.Еес-о агствргтпп. метвавчеся-эй н шгтзостечйс!« сбйслй'йЕне
Прннцнпь:
ас-ттезсэосге в Еелкти-асга. сЛыктизезств е □олвот^ НЕфст^.сее. рефт-э:;ввзю;те. прхензчЕеств. тукгхкстячесна нлтравдеЕЕЗстн. лнофйрйЕПЕравичога лотыпа, НЕДЯ1Елуэднэ;лла ж лр.
Содержание
Программ! ■ Лепатогнческое мастерство^
Ксгннтееныё зоомпен^нт
Леятелъвостн^й ес-зсснент
Методы
Средства
Обпинаучные с:^:; лс-ппе:к:ь. ^правльнтасвт. [тднхЕлсго-делагсппнит
^ЕОЕН-^Э^ТССЕН. щрнидр "Г"гц~4—.: —у- СИНЕТТИ^-ЛЕ^уСУСН. УУ-при-— жрк. гптт
црмЕгез. 1£>т:ше сталы: метал мзафлткн. саве-зжу. вггел цкзтннезгз ренета про&тезг рот еьЕае игры иетолы ¡аклгавсселпуркг.-. делзвыект;^ с^кщпсео^т»^ е тд
СЕМвота. ж:езЕалыа:е фелств?.: Алисой: шшуиидщи игр ишвдЕЕгепшктЕ суБъестов твглнчесЕле (релстза: Еухзтурнке сйеекте в лр.
Технологии
Днагностнко-резупьта-
7Н ЕЕЕIН
блок
Критерии, □окагагела. уровнн
Результат
ко:-::т7уиров::в1и; недаг2тт™йи;гв гтотргмш: СКД. лелагогнлвскосо кгнтрола а:-:алнта
¿ФОЬЬЛНЕНОСТН □ТЮГраММЫ. ЛНХаШОЭ
КОГВЕТЕБВЬШ - ЖЩЛ Н ЗТЕЙНИЛ. Зр>"ЛЮЕ£ ТЗЧНШ. ЖМЕеТЙЕТ.. ЬЛ'ЛЕб ТР1Л. Е ЗНЭОВ ИЙТОЛЕЕ
овутнква; не- ьснувв к 1 т еб-вьз ё - вд.общеннж, ргч. Еулзтура. оргтар. всЕусстве. лед рененкг
юзфт. могнваевзннын -хтткь^оа х лет леи . шншво-яилщд. шй, интерес :■: вовянидешни; лввеоствыв -перата втгляшв цроесв« х^дпенне. лелтн: в ш>рт. оккопеос^. ¿лзжввес^тб. ЮЕтаЕттистъ. с^кго-устозчЕвосгь. пперлнтЕость. |ушшд Е-'лзжюсчосгь: повыевчаскив-^гямрг^Еиглпч лроф. лагт.. уирлЕТЕЕие леат. лета ■}"рсвнн: улждетзорЕтг.'оакк иблюстзпкчный
ПоЕьисеЕшеуровнл педагогического мастерства
оо
о о
К О
и «
о к о
о
ш
8
Рис. 1. Модель повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования
о о №
Содержательно-процессуальный блок включает: принципы, содержание, методы, формы, средства педагогического процесса.
Содержание процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования представлено в авторской педагогической программе «Педагогическое мастерство».
Необходимость разработки данной программы обусловлена современной социальной ситуацией в нашей стране.
Непрерывно меняющаяся окружающая действительность обуславливает потребность в специалистах - мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов социально-культурной сферы совпадает с характером и природой их деятельности, создает установку, готовность к проблемному видению реальности, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем.
Мастер-педагог должен обладать определенным набором не только общекультурных и профессиональных компетенций, предполагающих владение различными теоретическими и практическими знаниями и умениями работы с детьми, но и комплексом компетенций специальных, включающих аспекты организации и осуществления социально-культурной деятельности, ее планирования и т. д.
Особенностью программы «Педагогическое мастерство» является практическая ориентированность, которая имеет своей целью практическое осуществление процесса повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования.
Методологическую основу программы составляют: исследования культурно-просветительской, культурно-досуговой, социально-культурной деятельности Е. И. Григорьевой, Ю. Д. Красильникова, Н. В. Кротовой, А. С. Ковальчук, Н. Н. Ярошенко (ресурсы и технологии социально-культурной сферы), Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, Б. А. Титова (педагогика кульурно--просветительской деятельности), А. Д. Жаркова (технологический процесс в культурно-досуговой деятельности), М. А. Ариарского (эффективность работы учреждений культуры), А. Я. Айзенберга, А. В. Даринского (теория, методология самообразования) и др.
Программа «Педагогическое мастерство» включает в себя следующие компоненты.
когнитивный - обеспечение информационной основы педагогической деятельности; повышение психологической и этико-педагоги-
ческой эрудиции, технологической компетентности, знание традиционных и инновационных методик и технологий обучения;
- личностно-коммуникативный - креативность, способность к творческому самовыражению; умение взаимодействовать с коллегами; демократизация отношений между воспитанником и педагогом, основанная на принципах сотрудничества, сотворчества, соавторства, соидейности, диалога;
деятельностный - разработка программно-методических материалов, определение целей и задач педагогической деятельности; разработка собственной авторской программы; организаторское мастерство в управлении индивидуальной и групповой деятельностью детей.
Программа повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования разработана на основе ряда принципов, в которых отражаются общие основополагающие положения организации педагогической работы в соответствии с целью, содержанием и спецификой социально-культурной деятельности.
В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.
Социально-экономическое и духовное обновление общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов педагогической деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной деятельности. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.
В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности, которые подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации. Принципы обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.
В принципах отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и про-
грамм ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.
Сложный процесс повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования осуществляется на основе комплекса педагогически выверенных принципов, обеспечивающих эффективность данного процесса: системности и целостности, объективности и полноты информации, рефлексивности, гармоничности, гуманистической направленности, дифференцированного подхода, индивидуализации и др.
Принцип системности и целостности. Реализация данного принципа основана на ясном представлении субъекта, осуществляющего педагогическое воздействие, о социально-культурной деятельности как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности. Данный принцип подчеркивает, что деятельность последовательна, логична, все ее функции в равной степени важны.
Принцип объективности и полноты информации. Эффективность процесса повышения педагогического мастерства педагогов дополнительного образования в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.
Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Для человека, имеющего дело с различными формами, методами и средствами социально-культурной деятельности, важно знать не только как их использовать в практической деятельности, но и как оценить степень эффективности социально-культурных мероприятий.
Принцип рефлексивности заключается в необходимости рассматривать самого себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как важнейший фактор эффективности педагогического процесса.
Принцип гармоничности предполагает, что единичное педагогическое воздействие должно быть включено в систему (совокупность) педагогической системы, чтобы способствовать достижению общего эффекта - повышению педагогического мастерства.
Принцип гуманистической направленности предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения процесса воспитания качеств
личности, ориентированного на отношения достоинства, так как ведущей ценностью любой культуры является ценность личности человека.
В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный взгляд на суть и смысл решений и действий. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности [2].
Гуманизм - принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений, в настоящее время становится одним из основных принципов педагогики [4].
Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип означает организацию педагогической деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения.
Принцип индивидуализации означает «настраивание» регулятивных воздействий на конкретного человека или группу людей, имеющих схожие социальные проблемы; учет их личностных особенностей, индивидуальной реакции на педагогические воздействия.
Процесс повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования может осуществляться в различных формах. При рассмотрении данной составляющей модели мы опирались на идею об использовании собственного педагогического потенциала учреждений дополнительного образования и возможность использовать следующие формы: лекции-дискуссии, видео-лекции, лекции-беседы; семинары-дискуссии, семинары-деловые игры; создание проектов, круглые столы; метод модераций, case-study, метод креативного решения проблем; конкурсы, ролевые игры, методы «мозгового штурма», деловые игры, психогимнастика и т. д.
Определенные формы деятельности предполагают использование методов:
1) Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.
2) Социологические методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа и др.
3) Управленческие методы:
организационные методы: организационное проектирование, регламентирование, нормирование, контроль;
- социально-психологические методы: методы социального воздействия, методы управления коллективной деятельностью работников, методы управления индивидуальным поведением работника.
4) Психолого-педагогические методы:
- методы воздействия на личность: убеждение; упражнения и приучения; обучение; стимулирование; контроль и оценка, внушение, личный пример;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
создание и поддержание морального климата в коллективе.
В процессе повышения педагогического мастерства используются следующие средства: знаковые символы; способы коммуникации; мир жизнедеятельности субъектов социально-культурной деятельности; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
Кроме того, при осуществлении процесса повышения педагогического мастерства педагогов учреждений социального обслуживания населения применяются следующие технологии:
1. Технологии конструирования педагогической программы социально-культурной направленности: педагогическая диагностика; технологии педагогического анализа; технологии планирования, технологии проектирования.
2. Технологии реализации педагогической программы социально-культурной направленности (технологии организации).
3. Технологии педагогического контроля и анализа эффективности программы.
4. Технологии координации.
Последним блоком разработанной нами модели повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования является диагностико-результативный блок.
В него включены: критериальный аппарат и полученный результат.
Критериальный аппарат. В соответствии с вышеизложенным, эффективность педагогического процесса мы оцениваем, в первую очередь, по уровню педагогического мастерства у педагогов дополнительного образования.
Для выявления сформированности педагогического мастерства у педагогов дополнительного образования мы использовали критерии, показатели и уровни.
Под критериями мы понимаем признаки, на основании которых производится оценка, а показатель - выражение основного признака, проявление критерия.
В качестве критериев и показателей сфор-мированности педагогического мастерства у педагогов дополнительного образования мы выделяем:
- когнитивный, показателями которого выступают: профессиональные знания и умения: в области обучения и других областях, психологическая и этико-педагогическая эрудиция, технологическая компетентность, знание традиционных и инновационных методик и технологий обучения;
- коммуникативный, показателями которого являются: стиль и мастерство педагогического общения, речевая культура, ораторское искусство, организация педагогического взаимодействия, педагогический такт, педагогическое решение конфликтов;
- мотивационный, его показатели: устойчивая мотивация к педагогической деятельности, поисково-исследовательские способности, интерес к нововведениям, желание овладевать педагогическими новациями установка на саморазвитие в педагогической деятельности; потребностью в профессиональном самовоспитании, в самоутверждении и стремление к совершенствованию;
личностный, его показателями являются: широта взглядов, проектное мышление и аналитические способности, творческие способности, адаптивность, готовность взять на себя ответственность, контактность, стрессоустойчивость, толерантность, гуманистическая направленность и др.
- поведенческий, его показатели: имидж преподавателя, свободное владение педагогическими техниками, самоорганизация профессиональной деятельности, организаторское мастерство в управлении индивидуальной и группой деятельностью детей.
По каждому показателю нами были разработаны уровни: недостаточный, удовлетворительный и высокий. Совокупность всех показателей мы интегрируем в понятие «педагогическое мастерство специалистов дополнительного образования».
Данная характеристика, являясь интегратив-ным показателем, выступает основополагающим условием эффективной реализации модели и может быть дифференцирована на указанные выше критерии и показатели.
Итоговым результатом педагогической деятельности является повышение педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования.
Литература
1. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
2. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы: учеб. пособие. М., 1982.
3. Липский И. А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития // Социальная работа. 1995. № 1/7. С. 53-58.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М, 1998.
5. Филонов Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М., 2000.
* * *
MODEL OF INCREASE OF PEDAGOGICAL SKILL OF SPECIALISTS OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
O. N. Popovicheva
In article the author's pedagogical model of increase of pedagogical skill of specialists of additional education institutions, representing set of the interconnected components and consisting of the following interconnected blocks is considered: target society including the social order for need of society for specialists of additional education system , capable to render educational services of high level with use of modern psychological, didactic methods, means and work forms with children; purpose and tasks, social and cultural conditions of implementation of activity; substantial and procedural, including means, principles, contents, components, forms and methods of increase of pedagogical skill of the expert of additional education; diagnostic-productive, characterizing criteria, indicators and levels of formation of pedagogical skill of the expert of additional education, and also result.
Criteria of a complex assessment of pedagogical skill of the expert of additional education are presented in article: cognitive (indicators: psychological and ethic and pedagogical erudition, technological competence, knowledge of traditional and innovative techniques of training); communicative (indicators: skill of pedagogical communication, speech culture, oratory, pedagogical solution of the conflicts); motivational (indicators: motivation to pedagogical activity, search and research abilities, interest to innovations; personal (indicators: breadth of views, design thinking, analytical and creative skills, adaptability, sociability, resistance to stress, tolerance, humanistic orientation; behavioural (indicators: self-organization of professional activity, management of activity of children).
It is noted that the developed model of increase of pedagogical skill of establishments of additional education of children, allows to carry out pedagogical work with use of various forms, means and methods of social and cultural activity step by step and purposefully.
Key words: model, increase of pedagogical skill, establishment of additional education.