Научная статья на тему 'Социально-культурные условия формирования национального самосознания курсантов военных вузов'

Социально-культурные условия формирования национального самосознания курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF CADETS / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF MILITARY MEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиндус Сергей Ярославович

Рассматривается проблема формирования национального самосознания курсантов военных вузов. Подчеркивается, что сегодня приобретает принципиальное значение поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами с ориентацией на качественные аспекты, предъявляются новые требования к содержанию и уровню подготовки курсантов. Предложен ряд социально-культурных условий, при соблюдении которых возможно эффективное формирование национального самосознания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиндус Сергей Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

In the article the problem of formation of national self-consciousness of the military universities cadets is considered. It is emphasized, that today basic meaning search of the new approaches to increase of efficiency of organization and management of educational systems with orientation to qualitative aspects gets importance; the new requirements to the contents and level of preparation of the cadets are showed. A number of welfare conditions are offered, at observance of which the effective formation of national self-consciousness of the cadets is possible.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия формирования национального самосознания курсантов военных вузов»

УДК 355.23

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

© Сергей Ярославович ПИНДУС

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Рассматривается проблема формирования национального самосознания курсантов военных вузов. Подчеркивается, что сегодня приобретает принципиальное значение поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами с ориентацией на качественные аспекты, предъявляются новые требования к содержанию и уровню подготовки курсантов. Предложен ряд социально-культурных условий, при соблюдении которых возможно эффективное формирование национального самосознания курсантов.

Ключевые слова: национальное самосознание курсантов; духовно-нравственное воспитание военнослужащих.

Преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают все сферы общества, в т. ч. и армию. Требования военного руководства страны, направленные на переход к новому облику Вооруженных сил, связаны с изменением численного состава Вооруженных сил Российской Федерации, модернизацией вооружения и военной техники, а также модернизацией системы военного образования.

В этих условиях приобретает принципиальное значение поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами с ориентацией на качественные аспекты, и предъявляются новые требования к содержанию и уровню подготовки курсантов. В связи с этим становится актуальным вопрос повы-

шения эффективности образовательного процесса в военных вузах, а также необходимости поиска педагогических подходов, направленных на повышение качества подготовки будущих офицеров.

Обусловлено это рядом факторов, основными из которых являются: кардинальное сокращение вооруженных сил, требующее качественно нового уровня подготовки военных специалистов; переход на контрактный принцип комплектования армии; изменение военной доктрины, ее переход главным образом на качественные параметры; научно-технический прогресс и постоянное преобразование современных военных технологий, которые приводят к возрастанию повседневной ответственности военнослужащих.

Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Приоритеты в военном образовании определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.), в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации», в Директиве Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации воспитательного процесса в военном училище, в котором каждый из обучаемых должен стать субъектом самовоспитания, находиться в поиске и построении тех видов деятельности, в которых полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретной личности будущего офицера. В высших военных учебных заведениях должна создаваться основа для решения многих задач воспитания, а их характер способствовать реальному переходу военного образования на личностно-ориентированную основу.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Проблемы национального самосознания имеют для России особое значение. Этническое многообразие страны и ее громадные пространства, особенности общинного устройства социальной жизни усилили значимость надэтнических факторов консолидации - государства и религии. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание военнослужащих является одной из основных задач, решаемой сегодня на всех уровнях. Российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой

социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической, криминальной обстановке. Поэтому проблема формирования национального самосознания будущих офицеров, профессионально призванных защищать свое Отечество, несомненно, представляется актуальной.

Изучению национального самосознания посвящено значительное число работ. Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах римских стоиков - Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др. В своих педагогических концепциях Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В России в XIX-XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии И.С. Аксакова, К.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Г.Л. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов Г. Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др. Определяя самобытность культуры как основу живой связи с психикой этноса, этнологи (школа Л.Н. Гумилева) не отождествляют самобытность культуры с первобытными культурными формами, возникшими в древности и не связанными с психикой современных носителей культуры.

Большое значение для нашей работы имеют работы в области военной педагогики (Г.М. Аверьянов, А.Г. Баранов, Н.С. Кравчук, И. Л. Логинов, В. Л. Марицук, Н.Г. Ми-

рошниченко, А.И. Мурзин, B.C. Олейников, В.П. Петров, Д.П. Познанский, В. А. Щеголев, Я.Я. Юрченко и др.).

Особое значение для исследования формирования национального самосознания в сфере досуга имеют работы Л.А. Акимовой, М. А. Ариарского, А. А. Бодалева, О.С. Газ-мана, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалева, А.В. Мудри-ка, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Тре-губова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.

Сегодня, в условиях обновления общественной жизни раздвигается динамика развития национального самосознания, углубляется интерес к познанию культурного классического наследия, вырабатывается новое явление в сфере духовной культуры. Идет осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются мощные пласты национальной культуры. Все это оказывает большое влияние на формирование национального самосознания, способствует развитию духовно-нравственных ценностей.

Национальное сознание - в целом, совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы.

Национальное самосознание является важнейшей составной частью, основой национального сознания. Национальное самосознание существует не только на уровне индивида, но и над личностью, в т. ч. в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества и профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права и т. д.

Структура национального самосознания воспринимается как единство осознания национальной принадлежности, приверженность к национальным ценностям, стремление к суверенности.

Национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости и осознание общности интере-

сов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии.

Проблема формирования сознания и самосознания личности всегда занимала важное место в различных науках, этой проблемой занимались философы, педагоги, психологи, социологи, культурологи.

Философское осмысление понятия самосознание впервые можно обнаружить в древнеиндийском эпосе, а как теоретическая концепция «самосознание» рассматривалось в рамках идеалистических течений в древнекитайской и древнегреческой философии.

В период Средневековья понятие «самосознание» принимало разнообразные религиозные и метафизические оттенки. В Новое время теория самосознания занимает ведущее место в работах классиков немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в. (Канта, Фихте, Гегеля). Гегель сводил человеческую сущность к духу, лишенному индивидуальности, к абстракции самосознания. Несмотря на определенные недостатки, например, на недооценку подлинности и ценности индивидуального бытия человека, в его теории есть много позитивного.

Самосознание возникает одновременно с сознанием как производное от него, однако оно проявляется на более высокой ступени развития человечества.

В отечественной науке понятие «национальное самосознание» используется как осознание индивидом принадлежности к определенной нации, к социально-экономической и политической общности [1]. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание. В основе понимания этого понятия лежит национальная идея, национальный менталитет, и оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и т. д.

Для осмысления сущности национального самосознания необходимо отметить, что исторический генезис этого определения связан с образованием и укреплением отдельных государств. В этом смысле «национальное самосознание» является глубоким чувством, которое формировалось у людей на про-

тяжении веков и, прежде всего, это любовь к своей Родине, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовность сохранять ее территориальную целостность, стремление приумножать ее духовные и природные богатства. Позднее понятие национальное самосознание стали подменять словом «патриотизм».

Термин «национальное самосознание» (в значении патриотизм, народность, «русскость») стал употребляться в отечественной литературе в 30-40-х гг. XIX в. Его использовали в своих работах В.Г. Белинский, Н.И. Бердяев, Ф.М. Достоевский, И. А. Ильин, Вл. Соловьев, Д.К. Ушинский и др.

Однако лишь с 20-х гг. XX столетия начинается теоретическое осмысление этой проблемы (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, Б.Ф. Поршнев, Н.Н. Чебоксаров, С.М. Широкогоров и др.).

Одним из важнейших понятий в русской истории является русская идея. Это понятие скорее философское, чем историческое, складывающееся на протяжении всей истории России, вбирало в себя традиции русского народа, государственности, самосознания.

Русская идея как феномен русской культуры призвана выявить связь между особенным и всеобщим в жизни русского народа. При своем зарождении она не заключает в себе никакого национализма, не оправдывает превосходство одного народа над другим, не призывает к национальному обособлению России, к ее замыканию на саму себя. Наоборот, величие России она связывает с преодолением ею своего национального эгоизма во имя сплочения и объединения всех народов на базе общеморальных ценностей [2, с. 22].

Сущность русской истории - в национальном самоотречении. Но при этом следует отказываться не от национального, а от национализма. «Народность или национальность есть положительная сила, и каждый народ по особому характеру своему назначен для особого служения» [3, с. 71]. Русский человек должен отказаться от крайнего национализма и при этом остаться патриотом своей Родины. Только в этом случае будет близка «...эта истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важ-

нейшими событиями и важнейшими личностями нашей истории» [3, с. 71].

Отстаивая независимость и самостоятельность исторического пути России, философы никогда не были русскими националистами. Они осуждали любой национализм, в т. ч. и русский, и довольно убедительно доказывали, что для России и ее культуры он крайне опасен и вреден. В нем они усматривали частный случай «прогрессивного демократизма», замаскированный космополитизм, стирающий национальную индивидуальность и своеобразие[4].

Национальное самосознание - один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, по мнению Л.С. Рубана, включает следующие этапы [5]:

1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности);

2) развитие национального и интернационального компонентов:

- формирование патриотического сознания индивида - осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов;

- формирование отношения к представителям других национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой коммуникации), цель действия которой - формирование культуры межнационального общения;

3) формирование политической культуры, в т. ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий,

убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в гражданской деятельности.

Итоговой характеристикой процесса формирования нации является национальное самосознание. Если члены той или иной общности при всей психофизиологической и духовной близости не обладают национальным самосознанием, то эта общность не является нацией.

Национальное самосознание - это осознание народом себя как этнической общности [6]. Понятие «национального самосознания» было выдвинуто в 1947 г. В.В. Мавро-диным в труде о формировании русской нации, которое заняло место одного их важнейших этноопределяющих признаков.

Национальное самосознание состоит в том, что человек осознает себя русским, англичанином, норвежцем. Тем самым он осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие».

Наличие этнического самосознания предполагает существование общего названия этноса - этнонима. У этноса может быть несколько названий, одно из них - самоназвание, другие - имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Национальное самосознание невозможно без самоназвания.

Самосознание является хоть и поверхностным по сути, но в то же время, очень важным этноопределяющим признаком. Достаточно в сознании нации закрепить убеждение, что две части единого этнического образования различны и подкрепить эту идею новыми этнонимами, как постепенно между двумя частями психофизиологически и духовно единого народа начнется процесс отторжения, который, в конечном счете, может вылиться в открытое противостояние и конфликт.

Национальное самосознание является поворотным пунктом в формировании нации. Пока члены общности не осознали себя единым этническим целым, нации нет. Только тогда, когда члены нации осознают себя единой этнической целостностью, можно говорить о сформированной нации.

Сегодня, на фоне утраты ценностных ориентиров в России, обусловленной изменениями в политической жизни страны и сложными социально-экономическими про-

блемами, необходимо рассмотрение различных путей для воспитания у россиян национального самосознания.

Все вышесказанное напрямую касается и военнослужащих, являющихся частью нашего общества. Потеря армией исторической памяти и национального сознания ни в коем случае недопустимы. Русская армия оставалась всегда русской по духу, несмотря на присутствие в ее рядах представителей различных коренных народов и наций. Представители других коренных народов: татары, башкиры и другие, служа в русской армии, являлись носителями и выразителями государственной идеологии при сохранении своей национальной самобытности.

В армии сегодня есть серьезные проблемы. Свернута работа по проведению смотров художественной самодеятельности, где бы звучали народные песни. Практически в полный упадок пришла шефская работа над армией фольклорных и хореографических коллективов, исполнителей народных песен и танцев. Редкостью бывает и просмотр хорошего русского (не русскоязычного) кино. Очаги культуры - солдатские клубы часто пустуют по выходным, поскольку в каждом подразделении есть свои видео и музыкальные центры и соответствующий набор фильмов и записей, в репертуар которых мало вникает командование подразделений. Пустуют солдатские библиотеки и читальные залы, спрос на русскую классику там практически отсутствует [7, с. 5].

Поэтому неудивительно то, на каком языке общаются в нашей армии. И в высоких кабинетах, и в казармах нередко слышится нецензурная брань, без которой многие военнослужащие уже неспособны общаться, что говорит об их душевном состоянии и культурном уровне.

Национальный патриотизм является средством излечения той всеобщей апатии, которая парализовала сегодня страну и армию. Осознание и понимание этого, а затем возвращение русской идеи национального самосознания в армию - есть прямой, наиболее быстрый и естественный путь восстановления и укрепления там порядка.

На основании вышеизложенного нами определены социально-культурные условия формирования у курсантов военных вузов национального самосознания:

- учет специфики педагогической деятельности с военнослужащими; построение воспитательной работы на основе традиций Российских Вооруженных Сил, законов, требований военной присяги и общевоинских уставов;

- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса формирования национального самосознания;

- использование различных социальнокультурных технологий для активизации и самореализации духовного потенциала курсантов в процессе воспитательной работы;

- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов, позволяющих достигнуть максимального результата;

- добровольность при выборе рода за-

нятий и степени активности в процессе досуговой деятельности с учетом потребностей и индивидуально-личностных особенностей

курсантов;

- осуществление деятельности на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение курсантов в различные виды социально-культурной деятельности;

- подготовленность командиров к осуществлению целенаправленных воспитательных мероприятий;

- анализ и оценка деятельности военнослужащих с позиций уставных норм и правил поведения.

1. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995.

2. Русская идея: сборник статей / сост. М.А. Маслин. М., 1992. № 2.

3. Жаба С. П. Русские мыслители о России и человечестве. Paris, 1954.

4. Любан Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

5. Рубан Л.С. Межнациональные отношения и межконфессинальные противоречия (региональный аспект) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 97-103.

6. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.

7. Илющенко Р. Мощь Армии и национальное самосознание // Русь державная (Православная народная газета). 2009. № 2 (176).

Поступила в редакцию 11.01.2012 г.

UDC 355.23

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Sergey Yaroslavovich PINDUS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

In the article the problem of formation of national self-consciousness of the military universities cadets is considered. It is emphasized, that today basic meaning search of the new approaches to increase of efficiency of organization and management of educational systems with orientation to qualitative aspects gets importance; the new requirements to the contents and level of preparation of the cadets are showed. A number of welfare conditions are offered, at observance of which the effective formation of national self-consciousness of the cadets is possible.

Key words: national self-consciousness of cadets; spiritual-moral education of military men.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.