Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО -КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И БУДУЩИЕ ВАРИАНТЫ ИХ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНО -КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И БУДУЩИЕ ВАРИАНТЫ ИХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
884
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ УПАДОК / ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Истомина Ксения Викторовна, Харитонов Н.С.

В данной статье рассмотрена трансформация ценностных ориентаций молодежи, дан анализ различных подходов к этому вопросу. На основе теоретического анализа ценностных ориентиров современной молодежи, представлена идеология государства, формирующая такие ценности, которые необходимы для создания целостного, высококультурного, справедливого, идейного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО -КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И БУДУЩИЕ ВАРИАНТЫ ИХ РАЗВИТИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, СОЦИОЛОГИЯ

I_

Истомина Ксения Викторовна

Преподаватель. Военный университет, г. Москва

Istomina Ksenia Viktorovna

Teacher. Military University, Moscow

Харитонов Н.С.

курсант Военный университет, г. Москва

Kharitonov N. S.

cadet of the Military University, Moscow

СОЦИАЛЬНО -КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И БУДУЩИЕ ВАРИАНТЫ ИХ

РАЗВИТИЯ

Socio -cultural values of modern russian youth and future options for their

development

Аннотация. В данной статье рассмотрена трансформация ценностных ориентаций молодежи, дан анализ различных подходов к этому вопросу. На основе теоретического анализа ценностных ориентиров современной молодежи, представлена идеология государства, формирующая такие ценности, которые необходимы для создания целостного, высококультурного, справедливого, идейного общества.

Ключевые слова: ценностные ориентации, трансформация, молодежь, духовно-нравственный упадок, идеология государства, ценности молодежи.

Annotation. This article discusses the transformation of the value orientations of young people, provides an analysis of various approaches to this issue. On the basis of a theoretical analysis of the value orientations of modern society, the ideology of the state is presented, which forms the values that are necessary for the creation of an integral, highly cultured, fair, ideological society.

Key words: value orientations, transformation, youth, spiritual and moral decline, ideology of the state, values of youth.

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что

сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться.

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое в различных источниках. Одни считают, что ценности современной молодежи в корне противоположны здравому смыслу и традиционным человеческим ценностям. Другие, наоборот, считают, что современные социально-культурные ориентиры молодежи способны изменить человечество в лучшую сторону.

Словом, представления о нынешней молодежи, не всегда верные. Выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите [9, 2007]. Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную молодежь.

Российское общество в течение долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества - духовных и нравственных идеалов [2, 2015]. Мир современной молодежи различается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами. На взгляд автора, привитие правильных социально-культурных ценностей подрастающему поколению является одной из главных задач, так как от этого зависит не только наше будущее, но и будущее нашей культуры, истории и самой страны в целом. Поэтому актуальность данной темы крайне высока [4. 2015].

Вопрос о конфликте поколений ненов. Над данным вопросом трудились многие великие из известных ученых, помимо социологов. Так один из величайших русских писателей Иван Сергеевич Тургенев, написал целый роман на эту тему, который назвал «Отцы и дети». Проблема воспитания у молодых социально-культурных ценностей была, есть и будет, так как постоянно существует много источников, которые пытаются склонить молодежь на пагубные, некрасивые и аморальные поступки [6, 2020]. Над данным вопросом трудится много педагогов и социологов [5, 2015].

Создаются учебники по социологии, проводятся различные опросы, показывающие научному обществу, какие ценности преобладают в умах молодых людей [11, 2015]. В своей работе автор планирует проанализировать динамику изменения ценностей российской молодежи и определить основные их ориентиры, а также предложит свой список ценностей, необходимых современному российскому обществу, и возможный вариант идеологии страны. В этом заключается новизна исследования.

Объектом изучения данной работы являются ценности российской молодёжи, а предметом изучения данной работы являются факторы формирования ценностей молодежи.

Автор ставит перед собой следующую цель работы - составить список необходимых ценностей и ориентиров для молодежи РФ, а также предложить свой вариант идеологии страны, в которой будут отображаться эти ценности.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1) Показать тенденции советского общества в конце 80-х годах с целью продемонстрировать ценности иностранной культуры, которые ужились в советском обществе показать тенденцию изменения ценностей российской молодежи с 90-х годов по конец 10-х;

2) Сравнить современные и прошлые социально-культурные ценности России, а также стран ЕС (Европейского Союза);

3) Определить необходимые ценности, которые должны лечь в основу гармонично развитого, высококультурного общества;

4) Сделать анализ ценностной ориентации молодежи на основе полученных ценностей, вырабатывать стратегию развития общества и разработать свой вариант российской идеологии.

Человек является социальным существом, имеющим разум и сознание. С самого момента рождения и до смерти он проходит процесс социализации, приобретает необходимые ценности для общения в социуме. Известно, что то воспитание, которое было дано ему в детстве формирует его картину мира, и будет трудно в нем изменить это в последующем.

Поэтому воспитательный аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.

Для проведения теоретико-методологического анализа необходимо вспомнить, что означает это понятие. Согласно большому энциклопедическому словарю, ценностью является положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Особый признак наличия ценности у человека - значимость. В положительном смысле слова «ценность» это выступает синонимом. Именно человек устанавливает для себя, что для него хорошо, а что плохо, а также

высшие ценности, которые помогают ему достичь необходимых целей. Последнее является чем-то исключительным, утрата которого будет невосполнима. Поэтому для человека высшие ценности - это определенная бесценная значимость. Индивид сравнивает ее с таким понятием как святыня, используя эту метафору для обозначения той ценности, которая очень важна для него. К примеру, для многих людей доверие - это высшая ценность, так как его легко потерять и трудно заработать.

Различать и классифицировать ценности можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (ценности моральные, экономические, политические, религиозные, медицинские и др.). Ученые по-разному подходили к подходу изучения ценностей.

В. А. Нечаев выделил конкретные функции ценностей в жизни общества и человека. Он справедливо считает, что ценность - это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.

Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания. Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности.

Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы». Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с правами и обязанностями.

Также ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности. Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной сферы. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные).

Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма - правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности.

Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.

Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений. Российский социолог Григорьева С. Н. выразился по этому поводу следующим образом:

«Понятие ценности в особом, узком значении впервые в философии применяет И. Кант. Предпосылкой науки о ценностях - аксиологии у Канта является разделение должного и сущего - то есть реального и идеального и тогда ценности - суть цели, поставленные человеком; важность тех или других обстоятельств для персоны. Гегель разграничивает ценностей на утилитарные и духовные: утилитарные представляются как экономические и оцениваются как товары, так как вещь имеет ценность, и она всегда относительна, поскольку зависима от спроса и предложения; духовные ценности Гегель связывает со свободой духа» [7, 1997].

Ещё одна социологическая концепция представлена М. Вебером в его трактовке ценность - есть та норма, какая обладает определенной конкретной социальной значимостью для определенного субъекта. М. Вебер в этом отношении особенно акцентировал внимание на роли религиозных и этических ценностей в общественном развитии. М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей, трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

М. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Таким образом, вопросы природы, сущности, понимания ценностей являлись предметом философского изучения и обсуждений еще с древности. Вместе с тем, предметом научного обсуждения ценности как один из ключевых аспектов философии становятся только во второй половине XIX в.

Для того, чтобы анализировать ценности нам необходимо разбираться в их классификации. Классификацией ценностей и ценностных ориентаций занимались многие науки, такие как философия, культурология, психология, социальная психология и социология. В рамках нашей сферы деятельности ценности и ценностные ориентации рассматриваются как идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки субъектом того или иного явления.

Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает их исследование как компонентов общества, или социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и внутренним миром личности, то есть между социальным миром и миром внутренним, индивидуальным. Так же изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей1.

Рассмотрим позицию учёных по этому вопросу. М. Дюфрен выделил три класса ценностей:

• ■ блага, обращенные к обладанию, то есть, приятное, полезное и прекрасное.

• блага, обращенные к познанию, то есть, истинное.

• блага, обращенные к уважению, то есть священное, гуманное, справедливое.

Ученым и социологом С. Шварцем в 1992 году был проведен многонациональный опрос, направленный на выявление ценностей, которые люди считают своими главными жизненными принципами, то есть высшими ценностями. В дальнейшем С. Шварц говорил, что единая система ценностей связана и с другими переменными, такими как - установки, поведение, групповое членство.

Из этого всего следует, что проблема социально-культурных ценностей волновала и продолжает волновать учёных давно. Согласно исследованиям, которые обобщил социолог Шварц, можно заявить, что у большинства людей главенствующей ценностью являются потребности социального взаимодействия. Следовательно, можно сделать вывод, что человеку нужно общество.

Автором было проведено исследование по выявлению ценностей российской молодежи. В итоге к ним можно отнести следующие: материальное положение, социальный статус, карьерный рост, политическая значимость, семья, духовное развитие.

Литература

1. Аналитический доклад Института социологии Российской Академии Наук. Москва. 2007.

2. Беспалова Е.В. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи, статья. Нижневартовск: Издательский центр ЮУрГУ,2015. С. 20512055.

3. Волосков И.В. Динамика системы ценностей студенчества в условиях трансформации российского общества. Москва: Университет. Книжный дом, 2006

1 Масликов В.А. Ценностный аспект в управлении. В сборнике: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. 2016. С. 1226-1232.

4. Истомина К.В., Никитова С.Г. Качество высшего образования -основа перспективы будущего социального капитала. Мир образования -образование в мире. 2015. № 4 (60). С. 97-100.

5. Истомина К.В., Никитова С.Г. Особенности применения элементов креативной педагогики в военном образовании. / Гуманитарный вестник. 2015. № 2. С. 69.

6. Кожевников А.М., Масликов В.А. Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи. Социология. 2020. № 1. С. 149-158.

7. Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры // Военные знания. 1997. № 6. С. 16-18.

8. Масликов В.А. Ценностный аспект в управлении. В сборнике: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. 2016. С. 1226-1232.

9. Масликов В.А. Состояние готовности молодежи к военной службе по призыву: тенденции и перспективы. Право в Вооруженных силах. 2007. № 2 (116). С. 108-110.

10. Матвиенко Михаил Андреевич, Егушев Константин Евгеньевич, Пименов Никита Олегович, Файрузов Рашид Рифхатович. Ценности современной молодежи. статья. Издательство "Молодой Ученый": Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

11. Никитова С.Г., Истомина К.В. Социальное управление качеством высшего военного образования. В сборнике: Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 410-414.

12. Учебное пособие Сажина Л.В. Система семейных ценностей в молодежной среде. Ростов-на-Дону, 2009.

13. Фетисова.О.Д., Гугуева Д.А. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах. Вестник НГУЭУ, 2016.

Literatura

1. Analiticheskij doklad Instituía sociologii Rossijskoj Akademii Nauk. Moskva. 2007.

2. Bespalova E. V. Osobennosti cennostnyh orientacij sovremennoj molodezhi, statja. Nizhnevartovsk: Izdatel'skij centr JuUrGU,2015. S. 2051-2055.

3. Voloskov I. V. Dinamika sistemy cennostej studenchestva v uslovijah transformacii rossijskogo obshhestva. Moskva: Universitet. Knizhnyj dom, 2006

4. Istomina K.V., Nikitova S.G. Kachestvo vysshego obrazovanija -osnova perspektivy budushhego social'nogo kapitala. Mir obrazovanija -obrazovanie v mire. 2015. № 4 (60). S. 97-100.

5. Istomina K.V., Nikitova S.G. Osobennosti primenenija jelementov kreativnoj pedagogiki v voennom obrazovanii. / Gumanitarnyj vestnik. 2015. № 2. S. 69.

6. Kozhevnikov A.M., Maslikov V.A. Sovremennye issledovanija vlijanija internet-kommunikacij na formirovanie cennostnyh orientacij molodjozhi. Sociologija. 2020. № 1. S. 149-158.

7. Lutovinov V.I., Radionov E.G. Sovremennaja molodezh': osnovnye cennosti, pozicii, orientiry // Voennye znanija. 1997. № 6. S. 16-18.

8. Maslikov V.A. Cennostnyj aspekt v upravlenii. V sbornike: Sociologija i obshhestvo: social'noe neravenstvo i social'naja spravedlivost' Materialy V Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. Rossijskoe obshhestvo sociologov. 2016. S. 1226-1232.

9. Maslikov V.A. Sostojanie gotovnosti molodezhi k voennoj sluzhbe po prizyvu: tendencii i perspektivy. Pravo v Vooruzhennyh silah. 2007. № 2 (116). S. 108-110.

10. Matvienko Mihail Andreevich, Egushev Konstantin Evgen'evich, Pimenov Nikita Olegovich, Fajruzov Rashid Rifhatovich. Cennosti sovremennoj molodezhi. statja. Izdatel'stvo "Molodoj Uchenyj": Molodoj uchjonyj №10 (90) maj-2 2015 g.

11. Nikitova S.G., Istomina K.V. Social'noe upravlenie kachestvom vysshego voennogo obrazovanija. V sbornike: Upravlenie v social'nyh i jekonomicheskih sistemah Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej Ju.S. Rudenko, R.M. Kubovoj, M.A. Zajceva. 2015. S. 410-414.

12. Uchebnoe posobie Sazhina L.V. Sistema semejnyh cennostej v molodezhnoj srede. Rostov-na-Donu, 2009.

13. Fetisova.O.D., Gugueva D.A. Cennosti sovremennoj rossijskoj molodezhi v real'nom i virtual'nom obshhestvah. VestnikNGUJeU, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.