Научная статья на тему 'Специфика формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе'

Специфика формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1856
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ТРАДИЦИЯ / ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / VALUE ORIENTATION / THE MODERN REALIT / SPIRITUALIT / YOUT / TRADITION / GROUP AND INDIVIDUAL IDENTITY / INTER-GENERATION RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новиченко Олег Владимирович

Актуальность темы обусловлена распространением принципов индивидуализма в современном мире, что существенно затрудняет идентификацию молодого человека. В системе ценностных ориентаций современного общества делается главный упор на удовлетворении личного потребления, в результате чего образуется дисбаланс между представлениями людей об индивидуальных и общественных благах. Цель исследования – анализ специфики ценностных ориентиров российской молодежи, экспликация роли традиций в современном обществе и проблемы межпоколенного взаимодействия. В статье рассматривается влияние СМИ и информационной среды в целом на мировосприятие и мироотношение молодых людей. Акцентируется внимание на необходимость выработки новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIETY

The relevance of the theme is determined by the spread of the principles of individualism in the modern world, that essentially complicates the identification of the young man. In the system of value orientations of modern society is the main emphasis on the satisfaction of personal consumption, resulting in the creation of the imbalance between the ideas of people about the individual and public goods. The aim of the research the analysis of specific features of value orientations of Russian youth, explication of the role of traditions in contemporary society and the problems of межпоколенного interaction. The article considers the influence of the media and information environment as a whole on the world-view and attitude towards the world of young people. Focuses on the need to develop new values, which are to ensure the survival strategy and progress of mankind.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-8 УДК 304.2

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Новиченко О.В.

Актуальность темы обусловлена распространением принципов индивидуализма в современном мире, что существенно затрудняет идентификацию молодого человека. В системе ценностных ориентаций современного общества делается главный упор на удовлетворении личного потребления, в результате чего образуется дисбаланс между представлениями людей об индивидуальных и общественных благах.

Цель исследования - анализ специфики ценностных ориентиров российской молодежи, экспликация роли традиций в современном обществе и проблемы межпоколенного взаимодействия. В статье рассматривается влияние СМИ и информационной среды в целом на мировосприятие и мироотношение молодых людей. Акцентируется внимание на необходимость выработки новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества.

Ключевые слова: ценностные ориентации; современная реальность; духовность; молодежь; традиция; групповая и индивидуальная идентичность; межпоколенное взаимодействие.

SPECIFICS OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIETY

Novichenko O.V.

The relevance of the theme is determined by the spread of the principles of individualism in the modern world, that essentially complicates the identification of the young man. In the system of value orientations of modern society is the main emphasis on the satisfaction of personal consumption, resulting in the creation of the imbalance between the ideas of people about the individual and public goods.

The aim of the research - the analysis of specific features of value orientations of Russian youth, explication of the role of traditions in contemporary society and the problems of межпоколенного interaction. The article considers the influence of the media and information environment as a whole on the world-view and attitude towards the world of young people. Focuses on the need to develop new values, which are to ensure the survival strategy and progress of mankind.

Keywords: value orientation; the modern realit; spiritualit; yout; tradition; group and individual identity; inter-generation relations.

Трансформирующийся под воздействием глобализации мир поставил в повестку дня наступившего ХХ! столетия проблемы нового, поистине глобального уровня, оказав серьезное воздействие на ценностные ориентации современных людей. Усложняются цивилизационные, гуманистические, социокультурные ориентиры, в рамках которых на протяжении веков формировались жизненно важные для человеческих социумов вопросы образа и смысла жизни, традиций и обновления. Ввиду меняющихся условий жизнедеятельности все более сложными становятся проблемы удовлетворения и совмещения неотложных жизненных нужд повседневного бытия и неистребимых духовных потреб-

ностей человека как такового. Остро встает вопрос о движущих механизмах общественного развития, об идеалах и ценностно-нравственных ориентирах.

Молодежная среда наиболее восприимчива к процессам трансформации социальных норм и традиций, так как в силу специфики своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других усваивает новые ценности и более других нуждается в социокультурной идентичности, «встроенности» человека в некое культурное пространство.

Деление общества на поколения с самых ранних времен являлось естественным способом структурирования социума. Преемственность опыта новыми поколениями обусловливает устойчивость социального взаимодействия на макроуровне, способствует формированию у индивидов ощущения уверенности и стабильности окружающего мира, в котором они взаимодействуют.

Важнейшая роль традиции состоит в обеспечении устойчивости и самосохранении человечества. Посредством усвоения ценностной системы предыдущих поколений происходит приобщение к духу культуры, формируются представления об окружающем мире. Традиционное общество формировалось в качестве целостной системы, единого организма. Принцип его функционирования можно рассмотреть при помощи метафоры дерева. Основой социальной организации являлся народ, рассматриваемый в качестве единого историко-культурного феномена. Корни дерева-народа эксплицировались в качестве предков, плоды — в качестве потомков. Традиции предков в такой системе играли важнейшую роль в процессе принятия решений [18, с. 229].

В современном же обществе можно наблюдать разрыв между поколениями, остро стоит проблема межпоколенного взаимодействия. Если молодежь советского периода была в большей степени ориентирована на мнение старших, их нормы и ценности, то современные молодое поколение - на ценности и нормы своих сверстников [3, с. 57]. Опыт старшего поколения не может быть в полной мере использован в новых, изменившихся условиях существования, по-

этому все больше возрастают межпоколенные разногласия и усугубляется конфликтность их взаимодействия [4, с. 34].

Традиционалистская идентификационная матрица была разрушена с началом эпохи модерна, новые идентичности которой теперь уже формируются на узкой гомогенной основе. Высвобождая личность из-под власти традиции, модернизм сужает идентификационные самоопределители, объективно предопределяя тренд индивидуализации общества [17, с. 241-242].

Индивидуальное сознание молодых людей, оказавшись лишенным групповой идентичности, приводит, как ни парадоксально, к потере самой индивидуальности, так как если не существует понятия «Мы», то невозможно и экспликация сущности «Я». Человеку как социальному существу свойственно обозначать рамки не только «Я», но и «Мы», без умения проводить дихотомию «мы-они» личность теряет устойчивость и становится неврастеничной [10, с. 223]. Когда влияние групповых традиций ослабевает, меняется и сама основа самоидентификации - ощущение себя как личности. Человек должен гораздо активнее, чем раньше, создавать и воссоздавать свою собственную идентичность [2, с. 63-64].

Нивелирование традиционных ценностей, имеющих нравственное или политическое звучание, приводит к утверждению ценностей витального и потребительского типа - внеэтических и внеисторических, и поэтому в меньшей степени подверженных трансформациям. Девиантное поведение, аморализм, воспринимаются «терпимо», общественные и патриотические ориентиры зачастую приобретают ярко выраженный утилитарный характер. Роль духовных, нравственных факторов сегодня существенно уступает стремлению к материальному достатку и комфорту, экономическая и прагматическая детерминация вызывает к жизни лишь простейшие ценности, связанные с потреблением материальных благ [1].

Ярко демонстрирует эту тенденцию исследование социологов А.В. Соколова и И.О. Щербакова, где респонденты (студенты вузов) разделяются по мо-

делям личности на три группы: «альтруисты» - сознательно ориентирующиеся на благо общества, коллектива, других людей составили 25%, «конформисты» -сознательно или бессознательно следующие нормам, традиционным ценностям, - 20%, «эгоисты» - сознательно ориентирующиеся на удовлетворение собственных желаний, амбиций и, имеющие в приоритете личный успех -55% [11, с. 115-124]. То есть можно утверждать, что эгоцентрические ориентиры здесь доминируют над общественными.

Сегодня мы можем наблюдать слом коллективистско-патерналистского типа сознания, имеющего свои корни еще в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. Ему на смену в молодежную среду приходит модель индивидуалистического прагматичного сознания западного типа - человек, «сам себя делающий», а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия своих поступков. Показателем этого является убежденность большинства современных молодых людей в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не позаботился о своем материальном благосостоянии. «Теперь сама жизнь - индивида, семьи, рода, народа - в самом факте своего существования должна быть оправдана пользой» [6, с. 77]. Так, согласно исследованию, проведенному коллективом ученых социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова среди студентов г. Москвы, 56% молодых людей полагают, что цель оправдывает средства, практически каждый пятый опрошенный считает, что жизнь не является самой главной ценностью [16, с. 236].

Рынок, выгода, прибыль стали практически всеобщей формой жизни людей, поистине глобальным явлением. Экономические категории из материальной сферы проникли в казалось бы несовместимые с ними области жизни. В научном творчестве появилось понятие интеллектуальная собственность, в искусстве - шоу-бизнес, семьи скрепляются партнерскими контрактами, появились представители «религиозного бизнеса», торгующие верой. Эксплуатация страстей, пороков и болезней людей стала после эксплуатации природы и инновационных технологий третьим по важ-

ности источником дохода [8, с. 20-21]. В наши дни отмечается подчинение «должного» «полезному», меняется смысл самих понятий положительных качеств. Даже там, где за ними остаются прежние наименования, под ними подразумевается нечто совсем иное, новое.

Процесс социальной идентификации современной российской молодежи происходит, во многом, благодаря мощному информационному прессингу, несущему экспансию «западных» ценностей. Наиболее значимой частью информационной среды сегодня являются СМИ. В сферу их влияния сегодня входят различные области жизнедеятельности молодых людей — школа, профессиональное обучение, молодежные центры, работа и сфера досуга. СМИ становится важнейшим фактором времяпрепровождения и формирования системы ценностных ориентаций молодежи. Исследование, проведенное Институтом гуманитарных исследований и кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, показывает, что телевидение занимает одно из ведущих мест в проведении досуга у современных подростков [15].

Молодой человек, мировоззрение которого складывается в информационной среде, под влиянием СМИ, часто оказывается неспособным приобрести верные жизненные ориентиры в нескончаемом потоке искаженной информации. Противоречивость и необъективность воспринимаемой молодыми людьми информации приводит к тому, что их мировосприятие и мироотношение становится все менее целостным, оказывается более подверженным манипуляции. В подростковом возрасте часто возникает желание сотворить себе «кумира» и во всем подражать ему, СМИ, работая на удовлетворение этой потребности, могут способствовать формированию ложных жизненных идеалов [13, с. 46-47].

Современный российский рынок печатных СМИ для молодежи переполнен журналами развлекательного характера - до 75% от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий. Кроме того, в молодежных изданиях невелика доля публикаций, непосредственно затрагивающих ее возрастные и социальные проблемы, слабо представлены издания обучающего и познавательного

плана. Бывшие молодежные издания в своем большинстве стали публиковать материалы, ориентированные на читателей разных возрастов. Остро стоит проблема информационной незащищенности несовершеннолетних. Быстро растет количество журналов, публикующих в коммерческих целях материалы сексуального характера. Поэтому огромное число молодых читателей этих изданий оказываются вовлеченными в оборот печатной продукции сексуального характера, что является прямым злоупотреблением интересами молодежи [13, с. 52].

Различные глянцевые журналы пытаются привить российской молодежи ценности гламурной жизни. Ключевые ценности, которые пропагандируют гламурные журналы - это стремление к «красивой жизни», культивирование «звездной болезни», жизни не по средствам. Девушкам советуют обзавестись имиджем стервы, «блондинки в шоколаде», светской львицы [17, с. 14]. Другие издания выделяют такую категорию, как хорошо натренированные охотницы на «бедных олигархов» [7].

Представители молодого поколения часто сами отрицательно оценивают свою погруженность в пространство СМИ. Согласно многим исследованиям, постоянные сообщения в СМИ о девиантных, кризисных, экстремальных событиях, явлениях, формах поведения, преподносимых в качестве сенсации, порождают у читателей и зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного образа жизни, за свое место в обществе, за свое будущее. В то же время есть свидетельства, что люди, слишком часто обращающиеся к СМИ, сильнее вырабатывают негативные установки по отношению к окружающему ми-ру[13, с. 52].

Современные информационные технологии вносят свой весомый вклад в формировании новой социальной ситуации - проблемы одиночества, и, в частности, так называемого интерактивного одиночества. Последнее складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернет-пространства, где живые социальные контакты заменяются виртуальными.

Доступность легкого общения в сети, огромный поток информации приводит к тому, что молодые люди постепенно растворяются в современном информационном поле. Кроме того, они лишаются значимого для себя общения. В результате многие молодые люди пополняют толпу одиноких. Дж. Хоманс, к сожалению, был прав в своем предостережении о том, что общество, которое ради прогресса и научно-технического развития разрушает малые жизненные группы, в итоге приведет к тому, что люди будут чувствовать себя одинокими и несчастными [9].

В настоящее время все более очевидным является необходимость критического анализа ценностных ориентиров общественного развития, а также разработка и переход к «нравственно рефлексивной модели жизнедеятельности человека», имеющей в своей основе такие понятия, как: самооценка, ответственность за свои поступки и прогнозирование результатов деятельности, терпимость к окружающим, самоосуществление и т.п. [12]. Сегодня «речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека» [14, с. 34].

Будущее России зависит, прежде всего, от того, какие ценности будут в приоритете у молодежи сегодня. Если наша страна не начнет производить и культивировать собственные духовные ценности, то ей придется довольствоваться импортными «продуктами», что сейчас и происходит. Этот процесс не соответствует национальным интересам России, но вполне отвечает интересам Запада. Ориентиром для государства и социума в целом должен стать «закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений», без чего не может обойтись любое динамическое общество. Изначально молодежь — только потенция, готовая к любому начинанию, поэтому «она внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию — систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств — заложит в нее общество»

[5, с. 37]. Отсюда одна из главнейших задач — положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему, прежде всего, молодых людей. Скрытый потенциал молодежи необходимо ориентировать на выход отдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентацию на общее благо, противостоящие эгоизму, принципу полезности и эквивалентного обмена. Определяющие направления в преодолении духовного, а значит и социально-экономического кризиса в целом - это образование, обучение и воспитание, задачей которых в ситуации дистанцирования поколений является привитие молодым людям уважительного отношения к культурному наследию как важнейшему фактору развития страны.

Список литературы

1. Баева Л.В. Ценности молодежи «эпохи перемен»: взгляд из России URL: http://www.socioloskaluca.ac.me/PDF8/baeva2.pdf (дата обращения: 21.02.2013).

2. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 703

c.

3. Елютина М. Э. Социальная геронтология. М.: Инфра-М, 2004. 240 c.

4. Горбушина О. П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми // Журнал прикладной психологии. 2003. № 2. С. 63-68.

5. Ильинский, И. М.Прошлое в Настоящем. Избранное. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 840 с.

6. Ильясов Р.Ф. Динамика ценностей долженствования современной молодежи ...дисс. канд. филос. наук. Елабуга, 2011. 130 с.

7. Королев А. А. Современная российская молодежь под прицелом СМИ // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 115-128.

8. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алатейа, 2009. 464 с.

9. Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 624 с.

10. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.

11. Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. № 1. С.115-124.

12. Социально-философский анализ процесса социализации молодёжи как фактор развития общества // Credo New. 2008. №3. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2708-socialno-filosofskijj-analiz-processa.html (дата обращения: 21.02.2013).

13. Вал. А. Луков и др. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Доклад Института гуманитарных исследований // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 13-55.

14. Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1999. №6. С. 31-39.

15. Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования / под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. 460 с.

16. Хвыля-Олинтер Н. А. Социальная значимость преодоления экстремизма среди молодежи // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 233-238.

17. Чернышова В. И целого мира мало // НГ-Антракт. 2007. №38. С.13-16.

18. Якунин В.И., Багдасарян В.Э. и др. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. Монография. М.: Научный эксперт, 2009. 464 с.

References

1. Baeva L.V. Cennosti molodezhi «jepohi peremen»: vzgljad iz Rossii [Values of youth «time of change»: a view from Russia]. http://www.socioloskaluca.ac.me/PDF8/baeva2.pdf (accessed: February 21, 2013).

2. Giddens Je. Sociologija [Sociology]. Trans. from English. Moscow: Editorial URSS, 1999. 703 p.

3. Eljutina M. Je. Social'naja gerontologija [Social gerontology]. Moscow: Infra-M, 2004. 240 p.

4. Gorbushina O. P. Zhurnalprikladnojpsihologii, no. 2 (2003): 63-68.

5. Ilinskij I. M. Proshloe v Nastojashhem. Izbrannoe [The past in the Present. Favorites]. Moscow: Publishing house of Moscow state University, 2011. 840 p.

6. Iljasov R.F. Dinamika cennostej dolzhenstvovanija sovremennoj molodezhi [Dynamics of values of ought of the modern youth]. Elabuga, 2011. 130 p.

7. Korolev A. A. Obraz rossijskoj molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sociokul'turnye orientiry: doklady i materialy Vseros. nauch. konferencii [The image of the Russian youth in the modern world: its self-consciousness and socio-cultural orientations: the reports and materials of all-Russian scientific conference]. Moscow, 2007. pp. 115-128.

8. Kutyrev V.A. Chelovecheskoe i inoe: bor'ba mirov [Human and the other: the struggle of the worlds]. SPb.: Alateya, 2009. 464 p.

9. Labirinty odinochestva [The labyrinth of solitude] / Under ed. N. E. Pokrovsky. Moscow: Progress, 1989. 624 p.

10. Panarin A.S. Narod bez jelity [People without the elite]. Moscow: Algoritm, Eksmo, 2006. 352 p.

11. Sokolov A.V., Shherbakov O.I. Sociologicheskie issledovanija, no. 1 (2003): 115-124.

12. Credo New, no. 3 (2008)

http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2708-socialno-filosofskijj-analiz-processa.html (accessed: February 21, 2013).

13. Val. A. Lukov i dr. Obraz rossijskoj molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sociokul'turnye orientiry: doklady i materialy Vseros. nauch. konferencii [The image of the Russian youth in the modern world: its self-consciousness and socio-cultural orientations: the reports and materials of all-Russian scientific conference]. Moscow, 2007. pp. 13-55.

14. Stepin V.S. Voprosy filosofii, no.6 (1999): 31-39.

15. Trudovaja socializacija podrostkov: Po materialam sociologicheskogo issledovanija [Labour socialization of adolescents: On materials of sociological research] Moscow, 2005. 460 p.

16. Hvylja-Olinter N. A. Obraz rossijskoj molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sociokul'turnye orientiry: doklady i materialy Vseros. nauch. konferencii. [The image of the Russian youth in the modern world: its self-consciousness and socio-cultural orientations: the reports and materials of all-Russian scientific conference]. Moscow, 2007. pp. 233-238.

17. Chernyshova V. NG-Antrakt, no.38 (2007): 13-16.

18. Jakunin V.I., Bagdasarjan V.Je. i dr. Variativnost' i ciklichnost' global'nogo social'nogo razvitija chelovechestva [Variability and cyclicality the global social development of humanity]. Monograph. Moscow: Scientific expert, 2009. 464 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Новиченко Олег Владимирович, аспирант кафедры социальной философии и этнологии

Северо-Кавказский федеральный университет

пр. Кулакова, 2/2, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355000, Россия m 103st@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Novichenko Oleg Vladimirovich, post-graduate student of social philosophy and Ethnology

North-Caucasian Federal University 2/2, Kulakova, Stavropol, 355000, Russia m 103st@mail. ru

Рецензент:

Иванова ^Ю., профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского государственного университета, доктор философских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.