Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безенкова Т.А., Гайсина В.М.

В статье раскрываются возможности социально-культурных технологий в решении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль культурно-досуговой деятельности как необходимого условия в социальной реабилитации инвалидов. Рассматривается сущность социальной терапии и особенности ее применения в социальной работе. Выявляется роль творческих технологий в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES IN DECISION OF PEOPLE''S PROBLEMS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The article reveals the possibilities of socio-cultural technologies in solving the problems of people with disabilities. The role of cultural and recreational activities as a necessary condition in social rehabilitation of disabled people is shown. The essence of social therapy and its application in social work are considered. The role of creative technologies in working with people with disabilities is revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 364.04

Безенкова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Социальная работа и психолого-педагогическое образование» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Россия, г. Магнитогорск Гайсина В.М. студент 4 курс кафедра «Социальная работа и психолого-педагогическое образование» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Россия, г. Магнитогорск СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: В статье раскрываются возможности социально-культурных технологий в решении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль культурно-досуговой деятельности как необходимого условия в социальной реабилитации инвалидов. Рассматривается сущность социальной терапии и особенности ее применения в социальной работе. Выявляется роль творческих технологий в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, социальная работа, социально-культурные технологии, социальная терапия, арт-терапия.

Bezenkova TA, candidate of pedagogical sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological

and Pedagogical Education Magnitogorsk State Technical University. GI Nosova

Russia, Magnitogorsk Gaisina V.M. student

4 year, department "Social work and psychological and pedagogical

education"

Magnitogorsk State Technical University. GI Nosova.

Russia, Magnitogorsk SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES IN DECISION OF PEOPLE'S PROBLEMS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES Annotation: The article reveals the possibilities of socio-cultural technologies in solving the problems of people with disabilities. The role of cultural and recreational activities as a necessary condition in social rehabilitation of disabled people is shown. The essence of social therapy and its

application in social work are considered. The role of creative technologies in working with people with disabilities is revealed.

Key words: people with disabilities, social work, socio-cultural technologies, social therapy, art therapy.

В настоящее время количество инвалидов в нашей стране составляет около двенадцати миллионов человек. Каждый день людям с ограниченными возможностями здоровья приходится сталкиваться с различными проблемами. Наиболее типичными из "особых" потребностей инвалидов являются следующие: в компенсации нарушенных способностей, в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получения образования; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке.

Мы предлагаем рассмотреть использовать социально-культурные технологии как средство выше перечисленных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.

Планируя досуг и отдых особое внимание нужно уделять развивающим технологиям, связанным с вовлечением инвалидов в различные виды художественного и технического прикладного творчества. Значительную роль играет психологическая мотивация инвалида для участия в проведении досуга, его желание и готовность к активному участию в процессе его организации. По этой причине важно подобрать и предложить инвалидам такое интересное занятие, которое помогло бы им отвлечься от своих болезненных ощущениях и переживаниях.

Существуют различные реабилитационные виды досуга: библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, глинотерапия, гарденотерапия, которые в теории и практике социальной работы объединены под термином «социальная терапия», а также спорт, активный отдых, клубы по интересам и др. Социальная терапия - это процесс целенаправленного воздействия на негативные социальные явления, предполагающий получение положительного эффекта. Существует множество методов социальной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Арт-терапия. Творческий процесс дает возможность инвалидам ощутить и познать себя, свободно выражать свои мысли и чувства, а также избавиться от негативных переживаний, которые связаны с заболеванием и социальной изоляцией. Арт-терапия включает в себя множество видов: изотерапию, танцевальную терапию, музыкотерапию, фильмотерапию, песочную терапию. Все выше перечисленные методы используются при работе с инвалидами. Рассмотрим подробно каждый из них.

Изотерапия или рисуночная терапия - один из часто используемых видов арт-терапии. Главное предназначение этого метода - восстановление посредством искусства и художественной деятельности психического равновесия, повышение самооценки и стимулирование личностного роста

инвалида, придание общей положительной направленности и комфорта в общении. С помощью изотерапии у инвалида формируется и усиливается внимание к собственным эмоциям и чувствам, снижается внутреннее напряжение, развивается внутренний контроль и порядок.

Довольно эффективное лечебное воздействие оказывает и музыкотерапия. Музыкотерапия - это метод, предполагающий использование музыки для коррекции негативных эмоциональных состояний человека. Рассмотрим формы музыкотеарпии: Пассивная музыкотерапия. В ходе занятия предлагается прослушать определенную музыкальную композицию, или вслушиваться в различные звучания, которые отвечают психическому состоянию инвалида. Активная музыкотерапия. Основывается на активной работе с музыкальным материалом. В рамках такой формы могут реализовываться такие направления, как хоровое пение, развитие вокальных способностей инвалидов. Коллективное исполнение музыкальных произведений способствует организации общения членов группы, с помощью хорового пения инвалиды реализуют свой творческий потенциал, направляют свою энергию в позитивное русло. Интегративная музыкотерапия. Наравне с музыкой задействуют возможности других видов искусства. К примеру, рисование под музыку.

Танцевальная терапия так же является хорошим способом улучшить состояние инвалидов. Танец побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Цель танцевальной терапии - развитие ощущения собственного тела, развитие навыков общения, создание позитивного образа собственного тела, изучение своих чувств и приобретение группового опыта.

Фильмотерапия - это метод, предполагающий просмотр кинофильмов и последующее их обсуждение. Главная задача группы в процессе совместного обсуждения фильма - внимательно выслушать и безоценочно принять мнения и выводы каждого человека. Специалист при этом воздерживается от отрицательной оценки на рассуждения человека и лишь направляет ход его мысли, если он имеет затруднения в ее выражении. Если среди участников группы возникает дискуссия, специалист включается в нее, поддерживая клиента.

Ещё одним методом арт-терапии является песочная терапия. Основная цель песочной терапии - корректирование психоэмоционального состояния. Занятия с песком позволяют выразить мысли, чувства и переживания, отработать внутренние конфликты и травмы.

Теперь рассмотрим цветотерапию. Цветотерапия - эффективный метод воздействия цветом с целью восстановления работы организма. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием электромагнитных волн определенной длины на наши органы. Благодаря высокой эффективности и абсолютно безопасности цветового влияния цветотерапия очень популярна. Цветотерапию успешно применяют при лечении стрессовых состояний, головных болей, нарушений сна, синдрома хронической усталости и

реабилитации людей с психологическими проблемами. Данная вид терапии не приносит мгновенных результатов, она используется как дополнительное средство для улучшения общего состояния человека.

Также существует такой метод арт-терапии, как библиотерапия. Данная терапия заключается в систематическом чтении литературы для улучшения психологического состояния человека. Цель библиотерапии - повышение качества жизни при помощи расширения кругозора инвалидов. Задачи библиотерапии: развивать личность, влиять на чувства и воображение человека; воздействовать на настроение и поведение человека; воспитывать эмоциональные связи между родными и близкими; расширять возможности общения друг с другом.

Одним из интереснейших методов социальной терапии является ретро-терапия или терапия воспоминаниями. Данные виды терапии используется для успешного восстановления личности, престижа в собственных глазах и в глазах окружающих. Ретро-терапии позволяет скорректировать внутреннюю картину болезни, провести коррекцию отношений к близким людям, обществу в целом, формировать позитивное мировоззрение, дает возможность провести оценку себя и окружающих.

Анималотерапия - метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными. Задача анималотерапии - раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности людей с огарниченными возможностями здоровья. Времяпровождение с животными - прекрасный способ расслабиться. В момент взаимодействия с животными человек получает возможность эмоциональной разрядки. Анималотерапия помогает избавляться от депрессии, нервных срывов или тяжелых психологических потрясений.

Также одним из новых методов является гелотерапия или смехотерапия. Данный метод социальной терапии ориентирован на психосоциальную реабилитацию, снятие эмоционального напряжения и других отрицательных эмоций и чувств. Смехотерапия применяется посредством просмотра и обсуждения кинофильмов жанра комедия и юмористических телепередач, эмоционально-положительных бесед с клиентами с использованием шуток, смешных историй, журналов.

Методы социальной терапии очень разнообразны, они применяются как отдельно, так и совместно друг с другом. Использование данных методов в работе с инвалидами дает положительные результаты.

Различные методы социальной терапии можно проводить как в индивидуальной форме, так и в групповой. Предпочтительнее второй вариант, если конечно проблема инвалида не требует строгой конфиденциальности, и он сам готов открыться в группе. Несомненно, при выборе метода социальной терапии необходимо учитывать проблемы и интересы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, на сегодняшний день ученые и специалисты-практики признают важную роль досуга и культурно-досуговой деятельности в

различных областях науки и практической деятельности, в том числе и в социальной работе.

Значительные социализирующие возможности заложены в культурно-досуговой деятельности. Она способна компенсировать дефициты социализации других институтов и социально-психологических сред. Культурно-досуговая деятельность имеет самодеятельную природу и творческий характер, что позволяет дополнить процесс социализации условиями самореализации личности.

Использованные источники:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2004.

2.Аминов С.Р. К вопросу о культурно-досуговой деятельности как социологической категории / С.Р. Аминов // Вестник ВЭГУ. - № 2(58). -2012. - С. 11-15.

3.Борисенко, Т.И. Социальный туризм - важное направление деятельности центра социального обслуживания / Т.И. Борисенко, С.А. Франк // Работник социальной службы. - 2013. - № 4. - С. 47-51.

4.Дмитриенко, Е. В. Возможности арт-терапии в социально-психологичсекой адаптации проживающих в специализированных центрах / Е. В. Дмитриенко [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://yargeront.narod.ru/ (Дата обращения: 15.12.17).

5.Доманов, А. С. Культура досуга как фактор развития личности в культурно-образовательном пространстве вуза / А.С. Доманов. - Дисс.. -канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 155 с.

б.Зиатдинова, Г.Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида / Г.Р. Зиатдинова // Вестник ТГУ. - 2010. - № 11(91). - С. 132-136.

7.Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book.tr200.net/v.php?id=1146429 (Дата обращения: 3.07.2016)

8.Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.Р. Наберушкина. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.