Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АРТ-ТЕРАПИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросян Карен Минасович

В статье рассмотрены возможности арт-терапии в социокультурной реабилитации нуждающихся в социальной защите, поддержке и эмоциональной заботе, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях деятельности учреждений культуры. Дается авторское определение арт-терапии, раскрыты ее реабилитационные механизмы. Обосновано, что арт-терапия классифицируется в соответствии с видами искусства, что выделяет множество ее направлений. При этом охарактеризованы некоторые из них. Перечислены варианты использования методов арт-терапии, а также ее социокультурные эффекты в культурно-досуговой деятельности. Сделан вывод о том, что эффективность арт-терапии основана на необходимости соблюдения основных принципов организации реабилитационных мероприятий в социокультурной практике учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросян Карен Минасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF ART THERAPY IN THE REHABILITATION PRACTICE OF CULTURAL INSTITUTIONS

The article considers the possibilities of art therapy in the socio-cultural rehabilitation of those in need of social protection, support and emotional care, including persons with disabilities, in the conditions of cultural institutions. The author's definition of art therapy is given, its rehabilitation mechanisms are revealed. It is proved that art therapy is classified according to the types of art, which distinguishes many of its directions. At the same time, some of them are characterized. The options for using art therapy methods, as well as its socio-cultural effects in cultural and leisure activities are listed. It is concluded that the effectiveness of art therapy is based on the need to comply with the basic principles of the organization of rehabilitation measures in the socio-cultural practice of cultural institutions.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»

речи; разработка содержания и планируемых результатов логопедической деятельности по развитию речи; индивидуализация содержания по применению цифровых технологий в коррекционно-образовательной и развивающей деятельности.

Литература:

1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей / В.М. Акименко. - СПб., 2013.

2. Болдинова, О.Г. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации / О.Г. Болдинова, Т.В. Клименко // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-1. - С. 44-47.

3. Маркова, Н.Ф. Речевое развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями в цифровой образовательной среде дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Н.Ф. Маркова, Т.В. Клименко; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: «Foundation», 2021. - 98 с.

4. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.Ш. Гаджиева [и др.]; Фонд президентских грантов, Дагестанское региональное отделение, Общероссийской общественной организации, «Всероссийское педагогическое собрание», Северо-Кавказский центр инклюзивного образования «Созвездие», Дагестанский государственный педагогический университет НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования. - Москва: ООО «Парнас», 2018. - 72 с.

Педагогика

УДК 379.81

доктор философских наук Мартиросян Карен Минасович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности арт-терапии в социокультурной реабилитации нуждающихся в социальной защите, поддержке и эмоциональной заботе, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях деятельности учреждений культуры. Дается авторское определение арт-терапии, раскрыты ее реабилитационные механизмы. Обосновано, что арт-терапия классифицируется в соответствии с видами искусства, что выделяет множество ее направлений. При этом охарактеризованы некоторые из них. Перечислены варианты использования методов арт-терапии, а также ее социокультурные эффекты в культурно-досуговой деятельности. Сделан вывод о том, что эффективность арт-терапии основана на необходимости соблюдения основных принципов организации реабилитационных мероприятий в социокультурной практике учреждений культуры.

Ключевые слова: социокультурный потенциал, арт-терапия, социокультурная реабилитация, учреждения культуры.

Annotation. The article considers the possibilities of art therapy in the socio-cultural rehabilitation of those in need of social protection, support and emotional care, including persons with disabilities, in the conditions of cultural institutions. The author's definition of art therapy is given, its rehabilitation mechanisms are revealed. It is proved that art therapy is classified according to the types of art, which distinguishes many of its directions. At the same time, some of them are characterized. The options for using art therapy methods, as well as its socio-cultural effects in cultural and leisure activities are listed. It is concluded that the effectiveness of art therapy is based on the need to comply with the basic principles of the organization of rehabilitation measures in the socio-cultural practice of cultural institutions.

Key words: socio-cultural potential, art therapy, socio-cultural rehabilitation, cultural institutions.

Введение. Сегодня в результате нестабильности социально-экономического положения в современном обществе, увеличивается количество нуждающихся в социальной защите и поддержке, эмоциональной заботе и социокультурной реабилитации. Кроме того, несомненно, необходимость социокультурной реабилитации существовала и существует в настоящее время для лиц с ограниченными возможностями здоровья любой возрастной группы.

В этой связи особое внимание должно уделяться реабилитационным процессам, которые, прежде всего, рассматриваются традиционно с медицинской точки зрения. Однако, такой подход в современных условиях уже не находит поддержки ни в научных кругах, ни в социально-культурной практике.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является комплексный подход к реабилитационной деятельности. Современная система социокультурной реабилитации объединяет в единый комплекс различные компоненты процесса улучшения здоровья, социального статуса, эмоционального состояния всеми возможными средствами.

Высоким социокультурным потенциалом в реабилитационной работе учреждений культуры обладают средства арт-терапии. По мнению А.И. Копытина, «методика арт-терапии может быть использована для решения большого количества проблем, среди которых: невротические расстройства, травмы, кризисные состояния, потери, внутриличностные конфликты, психосоматические расстройства, постстрессовые расстройства, развитие в человеке способности к креативности и формирование целостности личности» [2, С. 203].

Достоинством методов арт-терапии в социокультурной реабилитации является то, что они основаны на творческом выражении чувств, повышая психическую активность, самооценку, саморегуляцию, самоактуализацию, обогащая субъективный опыт личности.

Изложение основного материала статьи. Сегодня можно говорить о том, что арт-терапия обладает достаточно солидной теоретической базой. Известные специалисты М.Е. Бурно, Дилего Дж., А.И. Копытин, И.М. Никольская и другие заложили основы различных направлений арттерапевтической науки.

Среди теоретиков и практиков отечественной арт-терапии следует, прежде всего, выделить психиатра и психотерапевта профессора А.И. Копытина, который сумел обобщить теоретические исследования и практическую работу ряда зарубежных ученых арт-терапевтов, подготовить практикум по арт-терапии. А также известных арт-терапевтов Р.Б. Хайкина и М.Е. Бруно и других российских специалистов-реабилитологов.

Вопросы социокультурной реабилитации освящены в работах современных отечественных ученых: А.В. Гостюшин, Б. Колодзин, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, С.И. Шубина, И.М. Язвина и др.

В контексте изучаемой проблемы особый интерес вызвали исследования в области арт-терапии, ориентированные на выявление возможностей искусства в социокультурной реабилитации (Е.С. Дикаева, А.И. Копытина, С.А. Сивов, В.И. Меркушин, М.А. Пакорилова и др.).

Важными методологическими основами исследования являются специальные научные разработки по проблемам социокультурной реабилитации, в том числе в условиях деятельности различных учреждений культуры: А.А. Бодарева, С.А. Васин, Е.В. Вичулене, Ю.В. Ганичева, Е.И. Григорьева, О.Ю. Голоден, Н.Н. Илларионова, И.С. Казакова, Х.Ю. Калмет, В.И. Ломакин, Ю.С. Моздокова Т.М. Молева, Э.К. Наберушкина, П.П. Храпылмна, А.Я. Неумшакин, Э.А. Орлова, И.М. Язвина, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.

При этом мы разделяем точку зрения Е.В. Вичулене, которая утверждает, что социокультурная реабилитация - «это целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов...» [1, С. 5].

В контексте настоящей статьи, арт-терапия определяется нами, как особый способ социокультурной реабилитации в условиях учреждений культуры, наиболее действенный в обозначенном процессе, т.к. в ее основе лежит искусство, творчество и творческое самовыражение, что дает возможность говорить о реабилитационном механизме арт-терапии, к которому можно отнести:

- выражение чувств, отношений личности;

- установление и регуляцию отношений;

- диагностику личностных особенностей, моделей поведения, коммуникативных навыков;

- самовыражение, самоактуализацию, самореализацию;

- создание творческого образа, реализацию креативности;

- саморегуляцию, самопознание и познание других;

- понимание и взаимопонимание;

- объединяющую функцию;

- психофизическую регуляцию;

- катарсическую функцию и многое другое.

Согласимся с утверждением группы ученых Е.И. Григорьевой, Ю.В. Ганичевой, Н.Н. Илларионовой, И.С. Казаковой, что «возрастной ценз в арт-терапии отсутствует, исключение могут составлять некоторые формы для детей до шести лет, что делает ее еще более привлекательной» [4].

Арт-терапия классифицируется в соответствии с видами искусства, используемыми в реабилитационной практике учреждений культуры, каждое из которых имеет свою реабилитационную специфику.

Например, музыка и живопись помогают развивать способности, связанные с пространственно-временной организацией окружения. Театральная игра, риторика и танец помогают осваивать навыки оптимального поведения в ситуациях социального взаимодействия благодаря улучшению координации своих действий. Чтение является существенным средством совершенствования интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, ключевым способом расширения связей с социокультурным окружением.

Сегодня выделяют множество направлений арт-терапии: имаготерапия, маскотерапия, библиотерапия, видеотерапия, фототерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, кинезитерапия, изотерапия, цветотерапия, песочная терапия, оригами, игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др.

Дадим характеристику некоторых из них.

Имаготерапия - искусство театрального представления (от греческого имагос - образ). Механизм лечебного воздействия игровой терапии определяется как явление катарсиса (очищение от накопившегося избытка отрицательной энергии). Во время театрального представления психоэмоциональная разрядка происходит как у актеров, так и у зрителей.

Кинезотерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) - это вид арт-терапии с применение особенных танцевально-двигательных методов и их основных сфер применения (кинестетическая эмпатия (присоединение, отзеркаливание), аутентичное движение (индивидуальные движения в безопасной обстановке при сотрудничающем внимании), круговой групповой танец (чувство общности, сопричастности, единства в группе), спонтанный танец (самовыражение), парные танцы (межличностные отношения) и др.), отличающих их от всех других психокоррекционных и психотерапевтических направлений:

- использование различных видов танца в реабилитационных целях,

- распространенность танца,

- максимальная доступность,

- социокультурный интерес.

Все эти особенности танцевально-двигательных методов дают возможность говорить о реабилитационных возможностях движения и танца в целом.

Следует отметить, что арт-терапия в учреждениях культуры используется как самостоятельно, так и в сочетании с социально-педагогическими средствами.

Различают следующие варианты использования методов арт-терапии, которые сформулировал С.А. Сивов:

- «Использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интеграцию клиентов.

- Побуждение клиентов к самостоятельному творчеству.

- Использование имеющихся произведений искусства и самостоятельное творчество» [3].

Социокультурные эффекты арт-терапии в практике учреждений культуры могут проявляться благодаря творческой деятельности, искусству даже при отсутствии последующей вербализации переживаний, что связано с действием целого ряда терапевтических факторов и механизмов (релаксация, катарсис, развитие навыков самоорганизации и принятия решений, переживание инсайта и др.).

Кроме того, важны любые культурно-досуговые инициативы, позволяющие посетителю учреждения культуры, нуждающемуся в реабилитации, почувствовать себя человеком, не только принимающим, но и дающим другому помощь, ощутить социокультурную активность и творческую сомореализацию.

Реабилитационные мероприятия в социокультурной практике учреждений культуры должны учитывать принцип комплексности и последовательности, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата. Несвоевременность социокультурной реабилитации, отсутствие некоторых направлений арт-терапевтической работы сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного эффекта арт-терапии.

Итак, использование социокультурного потенциала арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры будет наиболее эффективным при соблюдении следующих основных принципов:

- последовательное осуществление социокультурных реабилитационных мероприятий;

- непрерывность и поэтапность их проведения;

- системность и комплексность в организации реабилитационной деятельности;

- индивидуальный подход.

Одним из важных моментов при реализации социокультурного потенциала арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры нам видится в создании команды высокопрофессиональных специалистов, что может быть достигнуто прохождением специализированного обучения, повышения квалификации и переподготовки по вопросам реабилитационной деятельности средствами арт-терапии.

Особенности использования потенциала арт-терапии в социокультурной реабилитации всегда находятся под воздействием специфических условий и возможностей каждого отдельного учреждения культуры (наличия высококвалифицированных специалистов, достаточной материально-технической оснащенности, научно-методического сопровождения и др.) и это необходимо учитывать при организации их реабилитационной работы.

Выводы. Подводя итог теоретическому анализу социокультурного потенциала арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры, следует сделать вывод о том, что степень социокультурной реабилитации в условиях деятельности учреждения культуры находится в прямой зависимости от степени реализации методов арт-терапии и овладения личностью определёнными видами искусства.

Эффективность арт-терапии основана, прежде всего, на соблюдении основных принципов последовательности, непрерывности и поэтапности, системности и комплексности, индивидуального подхода.

Выпадение того или иного вида социокультурной реабилитации могут привести к упущению возможностей социального функционирования личности, ее творческого самовыражения, обогащения субъективного опыта, стать неэффективной, неполной в реализации главных целей социокультурной реабилитации.

В целом можно заключить, что успешность реабилитационной работы в условиях деятельности учреждения культуры определяется не только разумно спланированной программой арт-терапии, выделением ее целей и задач, подбором соответствующих методов реабилитационного социокультурного воздействия, активности личности в культурно-досуговых мероприятиях, но и организационно-педагогическими условиями.

Литература:

1. Вичулене, Е.В. Методы социокультурной реабилитации инвалидов/ Е.В. Вичулене // Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы краевой практической конференции «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (27 ноября 2019 года, г. Красноярск). - Красноярск: КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова», 2020. -С. 4-7.

2. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие / А.И. Копытин. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 526 с.

3. Сивов, С.А. Организация досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии / С.А. Сивов // Культура: теория и практика. - 2015. - № 9. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/organizatsiya-dosuga-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 20.01.2022).

4. Теоретическое обеспечение социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства / Е.И. Григорьева, Ю.В. Ганичева, Н.Н. Илларионова, И.С. Казакова // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 3 (71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obespechenie-sotsialnokulturnoy-reabilitatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 20.01.2022).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук, доцент Миронова Ольга Вадимовна

Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Галеева Миляуша Загитовна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); доцент Калинкина Татьяна Евгеньевна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. Авторы статьи преследовали две основные цели при написании данной статьи. Первая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки детей путем изучения их устной коммуникативной компетенции и восприимчивого словарного запаса. Вторая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на социальную компетентность детей путем изучения влияния этого типа беседы в классе на два аспекта социальной компетентности: теорию мышления (уровень навыков) и социальное принятие (уровень индекса).

Ключевые слова: диалог, коммуникация, образовательный процесс, межличностные связи, пример педагога, роль педагога.

Annоtation. The authors of the article pursued two main goals when writing this article. The first goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's language skills by studying their oral communicative competence and receptive vocabulary. The second goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's social competence by studying the impact of this type of conversation in the classroom on two aspects of social competence: theory of thinking (skill level) and social acceptance (index level).

Key words: dialogue, communication, the educational process, interpersonal relationships, the example of the teacher, the role of the teacher.

Введение. Первой целью настоящего исследования было изучить влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки детей (т. е. устную коммуникативную компетенцию и восприимчивые знания лексики). Вторая цель состояла в том, чтобы изучить влияние такого рода бесед в классе на социальную компетентность детей (т.е. теорию разума и социального принятия). Многоуровневый анализ показал, что вмешательство оказало значительное влияние на устную коммуникативную компетенцию детей. Не было обнаружено существенного влияния на восприимчивый словарный запас детей, теорию мышления и социальное принятие. Результаты этого исследования показывают, что диалогическая беседа в классе полезна для развития устной коммуникативной компетенции детей. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.