Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СУПЕРВИЗИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СУПЕРВИЗИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лица с ограниченными возможностями здоровья / инвалиды / пандемия / супервизия / этапы заседания супервизии. / Persons with disabilities / people with disabilities / pandemic / supervision / stages of the supervision meeting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялпаева Н. В.

В статье рассматривается актуальная проблема возможности применения поддерживающей супервизии специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях пандемии. Выделены виды супервизии, этапы супервизионного заседания, методы и технологии супервизии. Проанализирован опыт организации коллегиальной супервизии со специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SUPPORTIVE SUPERVISION FOR SPECIALISTS WORKING WITH PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABILITIES, IN PANDEMIC CONDITIONS

The article deals with the actual problem of the possibility of using supportive supervision of specialists working with people with disabilities and the disabled in a pandemic. Types of supervision, stages of the supervision meeting, methods and technologies of supervision are distinguished. The experience of organizing collegiate supervision with specialists is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СУПЕРВИЗИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 376.9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СУПЕРВИЗИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

© 2022 Н. В. Ялпаева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии

и коррекционной педагогики е-mail: nadezhda yalpaev@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается актуальная проблема возможности применения поддерживающей супервизии специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях пандемии. Выделены виды супервизии, этапы супервизионного заседания, методы и технологии супервизии. Проанализирован опыт организации коллегиальной супервизии со специалистами.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пандемия, супервизия, этапы заседания супервизии.

ORGANIZATION OF SUPPORTIVE SUPERVISION FOR SPECIALISTS WORKING WITH PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABILITIES, IN PANDEMIC CONDITIONS

© 2022 N. V. Yalpayeva

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy е-mail: nadezhda yalpaev@mail.ru

Kursk State University

The article deals with the actual problem of the possibility of using supportive supervision of specialists working with people with disabilities and the disabled in a pandemic. Types of supervision, stages of the supervision meeting, methods and technologies of supervision are distinguished. The experience of organizing collegiate supervision with specialists is analyzed.

Keywords: persons with disabilities, people with disabilities, pandemic, supervision, stages of the supervision meeting.

В России супервизия начала развиваться в конце 90-х годов прошлого века. Современные исследования показывают, что супервизия в основном выделяется только как клиническая супервизия [1]. В то же время имеются работы, где супервизия рассматривается как сопровождение профессиональной деятельности - особенно специалистов помогающих профессий [3].

Деятельность специалистов в образовании вызывает потребность в супервизии в связи с тем, что необходим их профессиональный рост и развитие, с одной стороны, и профилактика синдрома эмоционального выгорания, с другой стороны. В условиях социальной кризисной ситуации эта потребность часто выходит на первый план.

К такой кризисной ситуации можно отнести пандемию, с которой специалисты столкнулись впервые и в силу объективных и и субъективных причин не всегда могут реализовать свою потребность.

Соответственно, необходимо организовать супервизию, которая поможет работникам справиться с трудностями, возникающими в процессе их деятельности, а также обеспечит и улучшит качество психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

В рамках нашего исследования мы рассматривали проблему возможности применения поддерживающей супервизии специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью, в условиях пандемии.

Супервизия - это своеобразная форма сопровождения работников специалистами (супервизорами), которые имеют опыт практической деятельности и прошли специальную подготовку. В процессе сопровождения проводится совместный анализ деятельности супервизируемого и даётся ему обратная связь. В результате специалист получает целостную информацию о своей профессиональной деятельности, приобретает навык самостоятельного анализа причин возникающих проблем в ходе своей работы. Он осознаёт положительные и отрицательные стороны своей профессиональной деятельности, возможности дальнейшего профессионального развития.

В зависимости от количества участников супервизии и специфики их деятельности выделяют индивидуальную, групповую и коллегиальную супервизии. По особенностям цели и задач выделяют поддерживающую (тонизирующую), обучающую (образовательную, формирующую), консультирующую, оценочную (экспертную), административную, менеджерскую супервизии [2].

Мы в своей работе со специалистами, работающими с лицами с ОВЗ и инвалидностью, выбрали поддерживающую супервизию.

Любая кризисная ситуация, в том числе и пандемия, является своего рода вызовом нашим ресурсам. В условиях вынужденной самоизоляции большинство специалистов испытывают физические, психологические и финансовые проблемы. У некоторых появляется постоянная тревога, особенно от разной, иногда противоречивой, информации СМИ, постепенно это может перерасти в страх. Некоторые, наоборот, начинает бравировать и недооценивать угрозу. Это вполне нормальные реакции на необычные обстоятельства. Однако надо помнить о том, что наши специалисты работают с лицами с ОВЗ и инвалидами, соответственно, им важно сохранять свой профессиональный уровень в оказании помощи таким людям. Супервизия, направленная на обеспечение и улучшение качества профессиональной работы в разных вариантах деятельности специалистов в период необычных и нестандартных ситуаций, поможет справиться с данной проблемой.

Супервизия организуется по запросу специалистов, работающих с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Мы изучили запросы (в выборке участвовали 50 специалистов из разных образовательных организаций, где обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью).

Запросы, связанные с профессиональной деятельностью (в процентах от количества опрашиваемых):

- как справиться с увеличенной нагрузкой при дистанционном обучении во время пандемии (100%);

- как работать с родителями и опекунами обучающихся, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, во время пандемии (у некоторых родителей нет навыка работы с компьютером, другие вообще не мотивированы к совместной

деятельности со специалистами, а часть из них не способны овладеть компьютером, например, сами получили нецензовое образование) (100%);

- как преодолеть свою личностную тревожность (особенно когда уже имеется опыт потери родных, друзей, коллег) и продолжать работать (88%);

- как преодолеть страх, который возникает из-за груза проблем и трудностей в новой необычной ситуации (82%);

- как получить информацию на рабочую ситуацию в нестандартной обстановке (78%);

- каким образом эффективно использовать личностные и профессиональные ресурсы в нестандартных условиях (74%);

- каким образом анализировать деятельность супервизируемого как специалиста в новой необычной ситуации (74%);

- как активизировать свою деятельность в новой необычной ситуации (68%);

- какие технологии сопровождения воспитанников желательно использовать в нестандартной обстановке (такой запрос давали в основном педагоги-психологи и социальные работники) (48%);

- как организовать свою работу, если отсутствует опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью (такой запрос давали в основном специалисты, которые только начали работать и сразу попали в условия пандемии) (26%).

При работе с запросами мы наблюдали большую тревожность специалистов относительно анонимности / не анонимности: «А как это повлияет на мою деятельность в дальнейшем (не будет ли это рассматриваться как моя беспомощность в глазах коллег, администрации)?»

В условиях пандемии очень важна поддержка специалистов в принятии новых условий их деятельности, перестройке взгляда на новую ситуацию, проектировании своего образовательного маршрута и активизации профессиональных ресурсов в нестандартных условиях.

На заседаниях супервизии применяются разные технологии и методы. Первоначально на первых встречах мы анализировали с супервизируемыми технологии и методы с их краткой характеристикой:

• игра,

• психогимнастика,

• изотерапия,

• фольклор,

• сочинение историй,

• психодрама,

• фототерпия,

• анималотерапия (пет-терапия /зоотерапия),

• флоротерапия,

• библиотерапия,

• сказкотерапия,

• танцевальная терапия,

• песочная терапия,

• куклотерапия,

• музыкальная терапия,

• синематерапия (фильмотерапия),

• конструирование,

• лепка,

• бумагопластика,

• работа с подручным и природным материалом и др.

Далее супервизируемым предлагалось проранжировать технологии по значимости и возможности применения для них в процессе супервизии. В результате мы получили такой ранжированный ряд:

изотерапия (100%), библиотерапия (100%), сказкотерапия (98%), синематерапия (фильмотерапия) (94%), музыкальная терапия (94%), фототерпия (90%), игра (90%),

песочная терапия (88%), флоротерапия (80%), лепка (76%), куклотерапия (74%), бумагопластика (68%), конструирование (66%),

работа с подручным и природным материалом(60%), танцевальная терапия (58%), анималотерапия (пет-терапия /зоотерапия) (56%), психогимнастика (52%), фольклор (50%), сочинение историй (46%), психодрама (42%).

При обсуждении реальной возможности применения технологий и методов в дистанционном формате участники супервизии пришли к выводу, что для коллегиальной и собственной индивидуальной супервизии могут применяться следующие технологии:

1 2

3

4

5

6

7

8 9

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20

изотерапия,

библиотерапия,

сказкотерапия,

синематерапия (фильмотерапия),

музыкальная терапия,

психогимнастика

фототерпия,

лепка,

9) куклотерапия,

10) бумагопластика,

11) работа с подручным и природным материалом,

12) фольклор,

13) сочинение историй,

14) психодрама.

Мы использовали индивидуальную, групповую, коллегиальную работу, но в основном организовали коллегиальную и индивидуальную супервизию.

Работа по конкретному запросу предполагает от 5 до 10 заседаний, которые составляют сессию супервизии. Каждое заседание длится 1-1,5 часа. Промежуток между заседаниями не более 4-5 дней. Всего непосредственно на заседаниях супервизии участвовали 18 человек, мы их подраздели на 6 групп по 3 человека в каждой.

С участниками супервизии обсудили правила нашей работы, где чётко определились, что супервизия призвана помочь, а не оценивать компетентность и уровень профессионализма. Участники супервизии определяли и формулировали свой запрос сами. Далее мы обговаривали, как называть супервизируемого (он может назваться своим именем или взять какой-то «ник»), и договаривались обращаться на «ты». Очень важно проговорить правила совместной деятельности на сессии, где основным является соблюдение конфиденциальности и возможность использования правила «стоп». Это правило даёт возможность участнику супервизии чувствовать себя в безопасности в случае, когда он желает прервать обсуждение в любой момент или не отвечать на вопросы, вызывающие дискомфорт.

Основные этапы заседания коллегиальной супервизии по запросу «Как преодолеть свою личностную тревожность (особенно когда уже имеется опыт потери родных, друзей, коллег) и продолжать работать?». Всего было проведено 5 заседаний, мы рассмотрим этапы первой встречи. На первом заседании основная цель -определение и уточнение проблемы, проговаривание правил работы, знакомство участников супервизорской сессии друг с другом.

Первый этап - начальная ориентация.

Первый контакт. Что (какая проблема) привела вас ко мне?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О чём сегодня мы будем говорить?

Второй этап - рассмотрение самой проблемы.

Конкретизация проблемы. Действия, которые уже предпринимались супервизируемыми, для решения данной проблемы. Анализ этих действий.

Третий этап - формулировка проблемы и цели работы по её решению в течение супервизорской сессии.

Какой результат мы можем получить в конце нашей сессии?

Что ожидаете от сегодняшнего заседания?

Примечание. На этом этапе первого заседания участники знакомятся друг с другом и правилами работы. Мы предлагаем элементы изотерапии - нарисовать каждому участнику свою эмблему, подобрать девиз и представить себя при помощи эмблемы.

Четвёртый этап - поиск и выбор решения проблемы.

Принять или изменить проблему? Если изменить, то как?

Примечание. На этом этапе можно и желательно прорабатывать проблему при помощи технологий и методов, которые уже имеются и согласованы с участниками супервизии. Мы предлагаем участникам супервизии выбрать из заранее подготовленных 5 листов бумаги, расположенных тыльной стороной, один лист. На лицевой стороне - акварельные хаотичные мазки. Участники внимательно рассматривают эти мазки и высказывают, какие эмоции вызывает этот «рисунок», что в нём их тревожит. После того, как все высказали свое мнение, супервизор предлагает поработать над этим листком цветным карандашом и сделать такой рисунок, который вызвал бы у супервизируемого положительные эмоции. После выполнения работы каждый анализирует свой рисунок и рассказывает, что он изменил, что он сейчас чувствует.

Пятый этап - перенос решений и контроля эффективности супервизии на проблему.

Реальная подготовка к деятельности - от конкретной цели, планирования путей и методов к их воплощению. Возможна реализация в ходе самой супервизии и в самостоятельной практической деятельности супервизируемого.

Какой шаг будет первым из множества маленьких шажков, которые ведут к достижению цели? А какие шажки вы будете делать самостоятельно до нашей следующей встречи?

Примечание. На этом этапе прорабатывается проблема при помощи составления участниками супервизии видов деятельности при помощи разных методов и технологий.

Наши участники предложили следующие виды деятельности.

1. Изотерапия (рисунки своих тревог и страхов; возможность походов по виртуальным музеям и выставочным залам).

2. Библиотерапия (подготовка списка научно-популярной и художественной литературы по проблеме; выбор конкретного произведения для обсуждения; анализ действия героя/героев).

3. Сказкотерапия (подбор сказок для взрослых, где рассматривается проблема страхов и тревог).

4. Синематерапия (подбор фильмов по проблеме; просмотр одного из фильмов; анализ фрагментов фильма).

5. Музыкальная терапия (пассивная форма - подбор классических музыкальных произведений и песен для прослушивания; активная - пение, организация шумового оркестра из подручного материала).

6. Психогимнастика (снятие напряжения при помощи движений и упражнений).

7. Фототерпия (просмотр готовых слайдов о природе, подготовка и просмотр собственных фотографий окружающей действительности, просмотр своих фотографий с составлением «ленты времени»).

8. Лепка (при помощи пластилина, специального теста фигур и сюжетов, которые вызывают положительные эмоции).

9. Куклотерапия (изготовление кукол из ткани, бумаги, соломы, подручного материала и проигрывание с ними сюжета сказки, своих историй).

10. Бумагопластика (аппликация, торцевание, папье-маше, оригами, киригами, квиллинг в профилактике тревожности и страхов).

11. Работа с подручным и природным материалом (изготовление узоров, фигур, подготовка композиций с целью снятия тревоги).

12. Фольклор (легенды, пословицы, поговорки, крылатые выражения, загадки, потешки, считалки, анекдоты, частушки, заклинания в работе с тревожностью и страхами).

13. Сочинение историй (сочинение собственных историй, сочинение продолжения известного произведения с целью проработки своих страхов).

14. Психодрама (составление собственного сюжета и его проигрывание, проигрывание фрагментов готовых сценариев литературных произведений).

В течение супервизорской сессии мы использовали эти виды деятельности.

Шестой этап - завершение заседания, подведение итогов, предложения на будущие заседания по данному запросу.

Можем ли мы завершить сегодняшнее заседание супервизии? Имеется ли у кого-то после сегодняшнего заседания потребность в индивидуальной супервизии? Если имеется, то можно сделать индивидуальный запрос.

С какой деятельностью с использованием конкретного метода вы хотели бы поработать самостоятельно до следующего заседания?

Примечание. Участники супервизии отметили, что они самостоятельно с удовольствием посетят виртуально залы Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Итак, в дистанционном формате супервизии имеются свои положительные стороны: возможность и доступность в любом месте и в любое время. Трудности проведения супервизии: применимы не все технологии и методы; не все запросы супервизируемых возможно проработать; сложно устанавливать обратную связь (супервизор в основном получает только вербальную часть, а невербальную -пантомимика, положение тела в пространстве и т.п. - получает очень мало). Соответственно супервизору труднее понять клиента, без визуализации и его физических и эмоциональных проявлений; без реального контакта или встречи невозможно почувствовать реальную человеческую близость, тепло; супервизор не всегда может создать клиенту безопасное пространство; очень сложно, а иногда невозможно проводить групповую супервизию (только индивидуальную или коллегиальную (от 2 до 5-6 человек); могут возникнуть трудности с техникой и отключение связи в самый неподходящий момент.

Отношения в супервизии в основном ориентированы на сотрудничество между специалистами и супервизором, поэтому формально они являются больше горизонтальными, чем иерархическими. Все участники являются экспертами в своем собственном опыте.

Библиографический список

1. Булюбаш, И. Д. Основы супервизии в гельштат-терапии / И. Д. Булюбаш. -Москва: Издательство Института психотерапии, 2003. - 226 с.

2. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург: Вита, 2004. - 125 с.

3. Уильямс, Э. Вы - супервизор: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / Э. Уильямс. - Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.