Научная статья на тему 'Полифоническая модель супервизии Ф.Е. Василюка'

Полифоническая модель супервизии Ф.Е. Василюка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

338
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супервизия / рефлексия / модели супервизии / полифония / supervision / reflection / supervision models / polyphony

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шерягина Елена Владимировна

Статья посвящена описанию авторской модели супервизии Ф.Е. Василюка. При анализе были использованы материалы учебной программы «Супервизия сложных случаев». Представлена структура модели, ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyphonic model of supervision by F.E. Vasilyuk

The article is devoted to the description of the author's model of supervision by F.E. Vasilyuk. The analysis used the materials of the training program "Supervision of difficult cases". The structure of the model and its features are presented.

Текст научной работы на тему «Полифоническая модель супервизии Ф.Е. Василюка»

Полифоническая модель супервизии Ф.Е. Василюка

Шерягина Елена Владимировна (Москва) МГППУ sheryagina@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена описанию авторской модели супервизии Ф.Е. Василюка. При анализе были использованы материалы учебной программы «Супервизия сложных случаев». Представлена структура модели, ее особенности.

Ключевые слова: супервизия, рефлексия, модели супервизии, полифония.

Polyphonic model of supervision by F.E. Vasilyuk

Elena Vladimirovna Sheryagina (Moscow) MSUPE

Abstract. The article is devoted to the description of the author's model of supervision by F.E. Vasilyuk. The analysis used the materials of the training program "Supervision of difficult cases". The structure of the model and its features are presented.

Keywords: supervision, reflection, supervision models, polyphony.

Полифоническая модель супервизии (Ф.Е. Василюк, Ю.В. Щукина, Е.В. Шерягина) была разработана и апробирована в рамках учебной программы повышения квалификации для психологов «Супервизия сложных случаев» на факультете консультативной и клинической психологии (ранее - факультет психологического консультирования) МГППУ. В разработке программы также участвовали Л.Г. Шермазанян и Д.А. Швецов. Полифоническая супервизия была выбрана для разработки модели сертификации качества подготовки психологов-консультантов в рамках реализации инновационного образовательного проекта факультета психологического консультирования МГППУ [2], представлена в работах И.В. Сиренко [6], Ю.В. Щукиной [11].

Существует большое разнообразие моделей супервизии. В связи с этим особую важность приобретают исследования супервизии, направленные на психотехнический процесс [4, 5]. В нашей работе для сравнительного анализа языков описания и рассмотрения возможности их применения для описания полифонической модели супервизии были выбраны следующие модели и варианты проведения супервизии: процессуальная семимерная модель П. Ховкинса и Р. Шохета [9], фокусно-ролевая матрица Э. Уильямса [8], модель супервизии с участием рефлексивных команд [7].

Данные модели позволяют выделить следующие элементы и термины, которые мы могли бы использовать для описания полифонической модели супервизии, а именно: взаимосвязанные системы, матрица, системы, внимание, стратегия, параллельные процессы, контекст, фокус супервизии как предмет работы, соотношение роль-фокус, рассказ, впечатление, действие, активность, учитель, фасилитатор, консультант, эксперт, менеджер, администратор, рефлексивная команда, незаметный наблюдатель, обратная связь, метауровень, множество реальностей, диалог, точка зрения, треугольник, взаимодействие, зеркальное отражение, адаптация модели, клинические условия, гибкость, эксперимент, временная рамка.

В наши задачи не входит соотнесение полифонической модели с рассмотренными моделями супервизии, а лишь анализ языка их описания для презентации структуры модели.

Начнем с названия модели. Ф.Е. Василюк в соавторстве с Ю.В. Щукиной и Е.В. Шерягиной дали ей название «полифонической» модели супервизии. «Полифония» есть вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. Понятие «полифонии», впервые введенное М.М. Бахтиным, понимается им как «множественность равноправных сознаний с их мирами, которые

сочетаются, сохраняя свою самостоятельность и неслиянность, в единство некоторого события. <...> Оно строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого» [1]. Название полифонической модели отражает суть реального процесса, в котором все голоса супервизии соединяются, чтобы встретиться. Такой термин в названии описываемой нами модели дает ей право не только выступать как модель для проведения супервизии сложных случаев в понимающей психотерапии, а делает ее использование возможным в любой психологической практике. «Для того чтобы решить проблему единства и целостности психотерапии, необходимо научиться мыслить о ней как о полифонической культуре. Только в этом случае можно перейти от ситуации вавилонского смешения языков к целительному диалогу культур, только в этом случае психотерапия сможет извлечь урок из библейского предания» [10].

Для описания модели мы используем идею сценария, реализуемого в определенной временной последовательности, по фазам или актам, тем более что по своему жанру полифоническая супервизия это своего рода шоу, может быть, даже театральное (об этом говорил Федор Ефимович в интервью [6]).

Итак, фазы или акты:

1) Нулевой акт или предварительная фаза подготовки супервизорского кейса в ходе заочной супервизии, результатом которой будет концептуализация случая и план его представления на супервизии, либо публичная работа со стоп-кадром -очная супервизия;

2) Первый акт или основная фаза супервизии, результатом которой является представление проблемы для супервизии, описание случая, и формулирование и конкретизация запроса в ходе его разбора с супервизором и обсуждения проблемы с экстравизором;

3) Второй акт или рефлексивная фаза, результатом которой является обсуждение работы приглашенными экспертами, представляющими разные подходы, и другими участниками супервизии;

4) Третий акт или факультативная фаза театрального представления художественного отклика на обсуждение случая командой супервизора-режиссера и его ассистента (зависит от наличия времени и сложности случая).

По времени процесс занимает один или два дня, в зависимости от количества этапов, так как для художественного отклика супервизорам-режиссерам требуется в среднем около 25-30 часов для подготовки спектакля.

Некоторые важные характеристики процесса супервизии:

1) Принципы: диалогическое исследование случая, полифония обратной связи вместо конфликта точек зрения, вненаходимость, рождение знания из опыта.

2) Условия - организация пространства; сценарий.

3) Субъекты процесса: экстравизор, ведущий супервизор, супервизируемый терапевт, аудитория (рефлексивные команды), супервизоры - эксперты, супервизор-режиссер и второй режиссер/ассистент.

4) Предмет работы: трехуровневая системная рефлексия (Мир Клиента, Мир Терапии, Мир Супервизии).

5) Формы: полифоническая обратная связь, художественная интерпретация.

6) Средства и методы - техники понимающей психотерапии как средство ведения диалога, ролевые игры, психодрама и другие психотерапевтические техники.

Процесс супервизии.

При описании конструкция оказывается довольно сложной, многоуровневой, в которой каждый элемент важен. Давайте кратко опишем сам процесс, уделив внимание каждому субъекту.

В первом акте (пропустим нулевой акт) ведущий супервизор ведет консультативную беседу с супервизируемым, его задача вести консультативную супервизорскую беседу, следуя разным ролям и фокусировкам, представленным в анализе общепринятых моделей супервизии. Супервизор может при этом находиться в разных ролях (учитель, фасилитатор, методолог, эксперт, менеджер) и может занимать разные позиции. Что делает экстравизор? Он присутствует в этом групповом процессе и выполняет несколько функций: во-первых, он занимает «позицию вненаходимости» по отношению к представляемому рассказу. Во-вторых, старается одновременно слушать рассказ супервизируемого, что происходит на супервизии, беседу с ведущим супервизором, стараясь удерживать смысловую целостность того, что происходит, то есть связывать эти уровни рассказа между собой, и работает с тремя пространствами наблюдения и рефлексии:

1. Мир Клиента - жизнь клиента как она представлена в рассказе супервизируемого терапевта, являющемся пересказом рассказа самого клиента в процессе терапии,

2. Мир Терапии - на супервизии консультант рассказывает, как он работал с этим клиентом, какие трудности у него возникали, что он думал, какие гипотезы, какое было взаимодействие, переносы, контрпереносы и т.д.

3. Мир Супервизии - то, что происходит здесь и теперь между супервизором и терапевтом, как клиент отображается в их взаимодействии, что с ними происходит, какие контрпереносные реакции и параллельные процессы и т.д.

Полифоническая модель напоминает семифокусную модель П. Ховкинса и Р. Шохета, которая задействует два пространства и выстраивает семь фокусировок в этом пространстве, связанных между собой, но при этом усложняется третьим пространством - Миром Клиента.

Ведущий супервизор, слушая рассказ терапевта, должен мысленно удерживать некое «многоэтажное здание», что является довольно сложной задачей. Поэтому, в-третьих, экстравизор пытается удерживать три пространства и выстроить между ними границы, зарисовывая то, что он слышит из рассказов и всего происходящего во всех трех мирах. Иногда мы можем видеть на этих рисунках схожесть процессов и связей трех пространств случая. Описанные пространства являются предметом внимания экстравизора, который периодически может делать «стоп-кадр» в этом процессе, вмешиваясь в работу терапевта и супервизора, и говорить, как он видит общую картину на данный момент. По сути экстравизор работает своего рода «переводчиком», особенно когда необходимо интегрировать мнение экспертов в процесс, так как эксперты - это не только психологи, но и представители других помогающих профессий.

Эксперты выходят на первый план во втором акте. Во всех фазах супервизии важной задачей экстравизора является административная функция, а именно работа с большой аудиторией, чтоб процесс был общий, диалогичный. Необходимо удержание внимания группы на процессе и регулирование ее мотивации посредством режиссуры всего действия.

Аудитория тоже играет важную роль как участник всех этапов (кроме нулевого) и является соучастником процесса, занимающего позицию ко-супервизоров. При использовании данной модели также можно разбить аудиторию на рефлексивные команды.

Также на супервизию приглашаются особые участники - супервизоры-режиссеры, чьей задачей может быть художественная интерпретация процесса различными средствами, в том числе с помощью театра теней [3]. Такой способ может использоваться для обратной связи для терапевта, так как творчество позволяет завуалировать обратную связь и сделать ее более безопасной. Спектакль, таким образом, является последней фазой супервизорской сессии.

Подводя итог, мы можем сказать, что полифоническая модель относится к групповым видам проведения супервизии и является интегративной моделью. Эта модель довольно широко позволяет использовать разные уровни рефлексии по отношению к процессу супервизии, позволяет показать «внутреннюю кухню» сложного супервизорского процесса, развивает профессиональное мышление психологов-консультантов.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.

2. Босович О.В. Дипломная работа на тему: Модель сертификации качества подготовки психологов-консультантов: принципы, критерии, инструменты, [Текст] / Босович О.В., н. рук-ль Сороков Д.Г. М.: МГППУ, 2008.

3. Вавилова Г.Ю., Шермазанян Л.Г., Шерягина Е.В. Терапевтические возможности театра теней. // Понимающая психотерапия. IV Научно-практическая конференция. 24-26 июня 2016 г. Тезисы докладов. - М.: Ассоциация понимающей психотерапии; ФБГОУ ВО МГППУ; ПИ РАО, 2016, с.82.

4. Мазаева Е.С. Возможности исследования психотерапии в процессе супервизии // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. с. 47-48.

5. Мазаева Е.С. Роль супервизии в процессе профессионального развития психолога практика // МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ - МОСКОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. 2006. МГППУ (Москва). с. 150-152.

6. Сиренко И.В. Дипломная работа на тему: Полифоническая модель супервизии сложных консультативных случаев. [Текст] / Сиренко И.В., н. рук-ль Щукина Ю.В. М.: МГППУ, 2010.

7. Супервизия супервизора: Практика в поиске теории [Текст] / под ред. Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм. - М.: Когито-Центр, 2006.

8. Уильямс Э. Вы супервизор. Шести-фокусная модель, роли и техники в супервизии / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 288 с.

9. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы / Пер. с англ. Л.А. Колчановой. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 352 с.

10. Цапкин В.Н., Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1: Теория и методология / Под ред. канд. психол. наук А.Б. Фенько, Н.С. Игнатьевой, М.Ю. Локтаева. - М., 1999. - С. 22-51

11. Щукина Ю.В. Полифоническая модель супервизии. Стендовый доклад. // Материалы Второй Межрегиональной конференции с международным участием «Психологическая супервизия в системе образовательных, социальных и клинических практик». Барнаул, Алтайский Гос.Университет, 2010 г. 5 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.