Научная статья на тему 'Социально-культурные практики в системе современного непрерывного образования'

Социально-культурные практики в системе современного непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / ONGOING EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

Ведущим компонентом современной системы непрерывного образования представляется социально-культурная деятельность, социально-педагогические возможности которой рассматриваются в статье. Непрерывное образование детей и взрослых как педагогическая концепция анализируется в исторической перспективе в контексте становления и развития отечественной системы внешкольного образования. Описывается европейская модель образования взрослых, которая трансформировалась в конце XX в. в модель образования с установкой «long life learning» («обучение в течение всей жизни»). Дается характеристика формального, неформального и информального образования как важных компонентов непрерывного образования, которые отражают сложившиеся на практике различные способы организации образовательного процесса. Особое внимание в статье уделено обоснованию взаимосвязи между неформальным и информальным образованием и содержанием и функциями социально-культурной деятельности; определению значимости социально-культурных практик как важных механизмов включения человека в процесс непрерывного самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural practices in system of modern lifelong education

Important elements of modern continuous education system are social and cultural activities, pedagogical potential of which is considered in the article. Continuing education of children and adults as pedagogical concept is analyzed in historical perspective in context of formation and development of out-of-school education domestic system. European model of adult education, which was transformed in the late 20th century into an education model with the installation «long life learning» is described. Characteristic of formal, non-formal and informal education as important components of continuing education, which ref ect various methods of organizing educational process is given. Special attention is paid to substantiation of relationship between non-formal and informal education and content and functions of social and cultural activities; determining signif cance of social and cultural practices as important mechanisms for inclusion of person in continuous education system.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные практики в системе современного непрерывного образования»

УДК 37.014

Т. В. Рябова

Социально-культурные практики в системе современного непрерывного образования

Ведущим компонентом современной системы непрерывного образования представляется социально-культурная деятельность, социально-педагогические возможности которой рассматриваются в статье. Непрерывное образование детей и взрослых как педагогическая концепция анализируется в исторической перспективе в контексте становления и развития отечественной системы внешкольного образования. Описывается европейская модель образования взрослых, которая трансформировалась в конце XX в. в модель образования с установкой «long life learning» («обучение в течение всей жизни»). Дается характеристика формального, неформального и информального образования как важных компонентов непрерывного образования, которые отражают сложившиеся на практике различные способы организации образовательного процесса. Особое внимание в статье уделено обоснованию взаимосвязи между неформальным и инфор-мальным образованием и содержанием и функциями социально-культурной деятельности; определению значимости социально-культурных практик как важных механизмов включения человека в процесс непрерывного самообразования.

Ключевые слова: непрерывное образование, социально-культурная деятельность, социально-культурные практики, внешкольное образование, формальное образование, неформальное образование, инфор-мальное образование

Tatiana V. Ryabova Social and cultural practices in system of modern lifelong education

Important elements of modern continuous education system are social and cultural activities, pedagogical potential of which is considered in the article. Continuing education of children and adults as pedagogical concept is analyzed in historical perspective in context of formation and development of out-of-school education domestic system. European model of adult education, which was transformed in the late 20th century into an education model with the installation «long life learning» is described. Characteristic of formal, non-formal and informal education as important components of continuing education, which reflect various methods of organizing educational process is given. Special attention is paid to substantiation of relationship between non-formal and informal education and content and functions of social and cultural activities; determining significance of social and cultural practices as important mechanisms for inclusion of person in continuous education system.

Keywords: lifelong education, ongoing education, continuing education, social and cultural activities, social and cultural practices, out-of-school education, informal education, non-formal education DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-98-102

В контексте реализации ценностно ориентированной модели государственной культурной политики Российской Федерации особую роль в обеспечении процессов воспитания, образования, социализации личности играет непрерывное и дополнительное образование. Основу концепции непрерывного образования составляет идея раскрытия сущностных сил человека, содействия становлению и самореализации личности как субъекта культуры в течение всей жизни, так как именно человек, способный к саморазвитию, самоорганизации, к инновационной деятельности, становится основным локомотивом общественного развития.

Идеи непрерывного образования возникли в России на рубеже Х1Х-ХХ в. в раках концепции внешкольного образования. При этом формаль-

ное образование взрослых и детей в указанный период осуществлялось в традиционных образовательных учреждениях, а процесс неформального и информального (внешкольного) образования организовывался преимущественно в учреждениях социально-культурной сферы различного назначения. Выдающийся педагог и один из авторов теории внешкольного образования Е. Н. Медынский утверждал, что «народное образование следует рассматривать как непрерывный процесс, как триединую систему, состоящую из дошкольного воспитания, школы и внешкольного образования» (цит. по: [1]). Кроме того, весьма актуально звучат рассуждения ученого о том, что «образование человека не ограничивается временными и возрастными рамками и продолжается в течение всей жизни»

(цит. по: [1]). Концепцию внешкольного образования Е. Н. Медынский разрабатывал в контексте общей проблематики «человек - образование -культура - творчество», акцентируя внимание на личностно-ориентированном характере обучения и воспитания, а также важности создания условий для самореализации и развития личности.

Теория внешкольного образования, по сути, отражает идеологию концепции образования взрослых, сформировавшуюся в европейских странах во второй половине XX в. В качестве ведущей функции системы обучения взрослых выделялась сначала компенсаторная функция, реализация которой устраняла недостатки образования или давала возможность освоить нечто новое, а затем - функцию повышения квалификации. Однако уже к 1970-м гг. возникла идея именно непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии, нацеленного на формирование способности человека приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Важным элементом новой парадигмы непрерывного образования стало иное содержание и внедрение педагогических технологий, позволяющих не учить человека всю жизнь, а формирующих готовность учиться самому, способность к самоорганизации, целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии и т. п.

Основные принципы непрерывного обучения, основу которого в настоящее время составляет модель образования с установкой «long life learning» («обучение в течение всей жизни»), сформулированы Международной комиссией ЮНЕСКО: «учиться познавать»; «учиться реализовывать»; «учиться жить вместе»; «учиться жить». Обучение на протяжении всей жизни и образование для взрослых включены в 2016 г. в качестве целей в разработанную ЮНЕСКО Программу устойчивого развития до 2030 г. [2].

Кроме того, ЮНЕСКО вводит понятия формального, неформального и информально-го образования, что отражает сложившиеся на практике различные способы организации образовательного процесса, а также расширенный перечень субъектов образовательной деятельности, образовательных технологий, включая информационные, дистанционные, сетевые и иные.

Важно выделить основные отличия между формальным,неформальным и информальным видами образования.

Так, формальное образование представляет собой педагогический процесс, осуществляемый в рамках строго структурированной, иерархически упорядоченной системы учреждений

образования разного уровня; его завершением является выдача документа установленного образца (аттестата, диплома).

В отличие от формального, неформальное образование, как правило, проходит в альтернативных образовательных пространствах, однако характеризуется наличием таких обязательных элементов образовательного процесса, как четко сформулированные цели, обоснованные педагогической целесообразностью методы и методики, фонды оценочных средств, конкретные результаты обучения. К числу альтернативных образовательных пространств, выступающих базой для неформального образования, относятся образовательные или общественные организации, ресурсные и учебно-методические центры, различные клубные учреждения; наиболее распространенными формами организации образовательного процесса являются разнообразные тренинги, курсы, семинары, вебинары, мастер-классы, круглые столы. Неформальное или дополнительное, по сути, образование заканчивается выдачей документа о повышении квалификации либо соответствующим сертификатом и т. п.

Информальное образование - это максимально индивидуализированная образовательно-культурная деятельность, которая осуществляется личностью спонтанно, учитывает ее познавательные, духовные, эстетические или иные потребности, организовывается в специально сформированной обществом или непосредственно личностью образовательно-культурной среде. Ведущие способы получения информального образования - различные социально-культурные практики и виды свободной активности человека (самостоятельное чтение книг и учебных пособий, обращение к СМИ, посещение театрально-зрелищных, просветительских и иных учреждений культуры, путешествия и т. д.). Результаты неформального образования, как правило, документально не подтверждаются, но обеспечивают личностно значимые процессы, связанные с саморазвитием, самореализацией, удовлетворением собственных разнообразных потребностей и интересов.

Если во многих странах идет процесс легитимизации результатов информального и неформального образования, то в России в настоящее время данный вопрос является спорным. Возможным вариантом решения проблемы признания альтернативных форм образования станет появление независимых центров присвоения квалификаций, которые будут аккредито-вываться работодателями и (или) независимыми экспертами. Неоднозначность мнений по поводу признания результатов информального

и неформального образования в современных российских реалиях тем не менее не исключает «достаточно активного развития этих направлений образовательной деятельности, в том числе в части становления соответствующей инфраструктуры» [3]. Речь идет не только о появлении общедоступных библиотек цифровых образовательных ресурсов и различных интернет-сервисов для самообразования, но и об активизация деятельности учреждений социально-культурной сферы.

В докладе, подготовленном группой экспертов о перспективах развития российского образования, отдельное внимание было уделено именно информальному образованию. В частности, авторы отмечают, что «в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию» [4].

Анализируя сложившиеся к настоящему времени разнообразные практики неформального и информального образование, можно говорить о социально-культурных практиках именно в контексте непрерывного образования. Более того, основу информального образования составляют многообразные социально-культурные практики, палитра которых в насыщенной информационной среде значительно расширяется.

Одной из функций социально-культурной деятельности, определяемой М. А. Ариарским как процесс «взаимодействия людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир» [5, с. 80], является функция «обеспечения непрерывного образования масс, вовлечения их в активный процесс овладения ценностями отечественной и мировой культуры» [5, с. 84].

М. А. Ариарский, рассматривая систему непрерывного образования как одну из ведущих сфер реализации культуротворческого потенциала человека, указывает, что на любом «этапе непрерывного образования ведущей целью выступает становление личности, развитие ее индивидуальности, а также обеспечение социальной востребованности формируемых знаний, умений и навыков» [5, с. 288]. Именно образование, как далее указывает ученый, играет решающую роль «в становлении личности как субъекта культуры, формируя ее культурную компетентность, проявляющуюся не только в совокупности знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, но и позволяющую осознанно воспринимать процессы и явления культурной

жизни, проявлять социальную адаптивность, активно и успешно участвовать в социально-культурной деятельности» [5, с. 289].

Ведущую роль в создании условий для активного участия взрослых граждан в различных видах культурной и образовательной деятельности играют учреждения культуры и искусства. В Российской Федерации функционирует разветвленная сеть учреждений культуры различного типа, деятельность которых направлена на организацию ценностно ориентированного воспитания, стимулирование культурной и творческой деятельности людей разного возраста.

Вопросам развития инфраструктуры социально-культурной сферы повышенное внимание уделено в Национальном проекте «Культура». Данный проект разработан Министерством культуры РФ во исполнение Указа Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 7 мая 2018 г. в целях обеспечения более активного участия граждан страны в процессах постижения ценностей культуры, а также их создания.

Важным инструментом развития современных практик социально-культурной деятельности в контексте обеспечения непрерывного образования взрослых стала Программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности РФ. Программа призвана обеспечить максимальную вовлеченность «жителей сельской местности и малых городов в совместную культурно-творческую деятельность, а также создать условия для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития людей» [6]. Ответственными исполнителями и участниками Программы выступают Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По своей сути центры соединяют в себе учреждения культуры (организация выставок, спектаклей, тематических вечеров, кинопоказов), образовательные центры (организация различных образовательных курсов, творческих студий и мастерских) и общественные пространства для свободной деятельности и самоорганизации жителей. Центры призваны создавать условия для развития творческого потенциала жителей малых городов на базе студий, мастерских, других форм коллективного и индивидуального творчества, предоставляющих широкую палитру возможностей для самореализации посетителей всех возрастов и уровней подготовки.

Среди основных форм деятельности центров следует выделить программы дис-

танционного образования (языковые курсы, научно-популярные лекции, дистанционные мастер-классы с экспертами и деятелями культуры и т. п.), рассчитанные на различные категории жителей. Также центры становятся базой экскурсионно-краеведческой и туристской деятельности, в рамках которой силами местных жителей разрабатываются тематические маршруты различной направленности и открываются информационные пункты для туристов.

За период 2013-2016 гг. было создано 25 таких центров в 22 субъектах Российской Федерации; в 2017 г. введено в эксплуатацию еще 12 центров. В 2018 г. при поддержке Министерства культуры РФ было завершено строительство центра культурного развития площадью 1,45 тыс. кв. м в г. Каргополь Архангельской области. Кроме того, появился и новый тип учреждения - инновационный культурный центр, использующий в своей деятельности новейшие технологические достижения, что позволяет внедрять новые направления социально-культурных практик - от цифровых музеев до мультимедийных инсталляций. В настоящее время инновационные культурные центры действуют в городах Калуга и Первоуральск [7].

Особое внимание при решении вопросов, связанных с созданием условий для самореализации личности и гармонизации общественных отношений, государство уделяет людям старшего поколения, в связи с чем в 2016 г. была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г. По прогнозам Росстата, к 2021 г. доля пожилых граждан в России в общей численности населения составит 26,7 % (39,5 млн человек).

Ведущим направлением реализации данной стратегии, особенно в контексте реформирования пенсионного законодательства РФ в 2018 г., является более активное вовлечение граждан старшего поколения в процесс потребления информационных и образовательных ресурсов, включение их в систему непрерывного образования посредством современных социально-культурных практик. В частности, речь идет о «создании условий для получения образования гражданами старшего поколения и доступа их к информационным ресурсам; развитии системы услуг по обучению граждан старшего поколения компьютерной грамотности; организации досуга граждан старшего поколения, в том числе, культурных, физкультурно-спортивных мероприятий, социального туризма и т. п. » [8].

Важным условием, обеспечивающим активное развитие неформального и информального образования в России в настоящее время, является функционирование портала «Культура.

РФ», который «подготовил и запустил серию материалов, специальных проектов и сетевых акций в сотрудничестве с учреждениями культуры, общественными организациями и медиа-ресурсами. По состоянию на конец 2018 г., на портале опубликовано 940 лекций различной тематики, 260 видеозаписей концертов классической и академической музыки, 1460 фильмов, 450 объектов нематериального культурного наследия, 695 спектаклей выдающихся отечественных режиссеров, 4220 редакционных материалов» [9, с. 44].

Непрерывное образование, осуществляемое личностью посредством разнообразных социально-культурных практик, имеет свою специфику, обусловленную содержанием, функциональным назначением и инструментарием социально-культурной деятельности. Через социально-культурные практики человек опосредованно включается и в систему непрерывного образования, которая характеризуется следующими отличительными признаками:

- носит индивидуальный характер, отражая не только особенности структуры личности, но и индивидуальные запросы, интересы, потребности каждого человека;

- опирается на систему мотивации и механизмы собственной активности индивидов, проявляемой в различных формах в насыщенной культурно-образовательной среде;

- является сугубо добровольным выбором каждого участника образовательного процесса;

- базируется на принципах сотворчества, сотрудничества;

- не предполагает жесткой программы, какого-либо принуждения и директивности;

- комплексно использует средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей.

Таким образом, непрерывное образование и просвещение граждан, включая «поддержку государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры; вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности; развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» [10] - все это рассматривается в качестве приоритетных направлений государственной культурной политики Российской Федерации.

Расширение форм и направлений социально-культурной деятельности, активизация участия организаций культуры в реализации концепции непрерывного образования, созда-

ние условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан отражают основные тренды устойчивого развития нашей страны. При этом одним из важнейших условий стимулирования участия личности в различных формах культурно-творческой деятельности, включения человека в систему непрерывного образования является межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнерство различных субъектов социально-культурной сферы.

Список литературы

1. Ганина Т. В. Педагогические взгляды и деятельность Е. Н. Медынского в области внешкольного образования: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Коломен. гос. пед. ин-т. Коломна, 2000. 19 с. URL: http: // dissercat.com (дата обращения: 2019-04-19).

2. Образование: сокрытое сокровище = Learning: treasure within: осн. положения Докл. Междунар. комис. по образованию для XXI в. / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». Москва, 2007. URL: http: // ifap.ru (дата обращения: 2019-04-19).

3. Коршунов И. А., Гапонова О. С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-56.

4. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апр. 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фру-мина. Москва: ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с. URL: https: // publications. hse.ru (дата обращения: 2019-04-19).

5. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург: Концерт, 2008. 792 с.

6. Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности РФ: распоряжение Правительства РФ № 2716-р от 26 дек. 2014 г. URL: https: // mkrf.ru (дата обращения: 2019-04-19).

7. Культура России-2017: цифры и факты. URL: https: // mkrf.ru (дата обращения: 2019-04-19).

8. Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства РФ № 164-р от 5 февраля 2016 г. URL: http: // garant.ru (дата обращения: 2019-04-19).

9. Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 г. и задачах на 2019 г.: проект итогового докл. 118 с. URL: https: // mkrf.ru (дата обращения: 2019-04-19).

10. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г. URL: https: // mkrf.ru (дата обращения: 2019-04-19).

References

1. Ganina T. V. E. N. Medynskii' pedagogical views and activities in field of out-of-school education: abstract dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogics: 13. 00. 01 / Kolomna State Pedagogical Inst. Kolomna, 2000. 19. URL: http: // dissercat.com (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

2. Learning: treasure within: main provisions of Report of Intern. Comm. on education for 21st century / UNESCO «Information for all». Moscow, 2007. URL: http: // ifap.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

3. Korshunov I. A., Gaponova O. S. Continuing adult education in context of economic development. Voprosy obrazovaniya. 2017. 4, 36-56 (in Russ.).

4. Kuz'minov Ya. (ed.), Frumin I. (ed.). Russian education 2020: model of education for economy based on knowledge: to 9th intern. sci. conf. «Modernization of economy and globalization», Moscow, Apr. 1-3, 2008. Moscow: State Univ. Higher School of Economics, 2008. 39. URL: https: // publications. hse. ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

5. Ariarskii M. A. Socio-cultural activities as subject of scientific understanding. Saint Petersburg: Kontsert, 2008. 792 (in Russ.).

6. On approval of Program for creation of centers of cultural development in small cities and rural areas of Russian Federation: Order of Government of Russian Federation № 2716-р, Dec. 26, 2014. URL: https: // mkrf.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

7. Culture of Russia-2017: figures and facts. URL: https: // mkrf.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

8. Strategies for action in interests of citizens until 2025: approved by Government of Russian Federation № 164-р, Febr. 5, 2016. URL: http: // garant.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

9. On main directions and results of activities of Ministry of Culture of Russian Federation in 2018 and tasks for 2019: draft final report. 118. URL: https: // mkrf.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

10. Basics of State Cultural Policy: approved by decree of President of Russian Federation № 808, Dec. 24, 2014. URL: https: // mkrf.ru (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.