Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Сергеева Валентина Павловна

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы становления личности субъектом культуры определяется возрастающим разнонаправленным влиянием разнообразных социально-культурных вызовов. Это определяет сложность социально-культурной идентификации личности обучающегося, трудности в построении отношений формирующейся личности с окружающими людьми. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможностей социально-культурных практик в содействии становлению школьника субъектом культуры, активизации социально-культурной позиций взрослых участников образовательных отношений - педагогов и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Сергеева Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PRACTICES AS A MEANS FOR PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS TO BECOMING CULTURAL SUBJECTS

The relevance of the problem of the evolvement of the “subject of culture” position considered in the article is determined by the increasing multidirectional influence of various socio-cultural challenges. This determines the complex nature of the socio-cultural identification of the personality of a student, the difficulties in building relationships between the emerging personality and other people. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the possibilities of socio-cultural practices in assisting a school student to become a subject of culture, activating the socio-cultural positions of adult participants of educational relations, that is teachers and parents

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРЫ»

2. Глуханюк Н. С., Щипанова Д. Е. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.

3. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. -304 с.

4. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.

5. Коган Л. Н. Личность, культура, общество. Избранные труды 1961-1987 гг. -Екатеринбург: Маска, 2009. - 706 с.

6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 220 с.

7. Педагогика: в 2 т. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - Т. 1 Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 402 с.

8. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.

9. Реан А. А. Психология личности. -СПб.: Питер, 2013. - 288 с.

О. А. Милькевич, В. П. Сергеева

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРЫ

ктуальность рассматриваемой в статье проблемы становления личности субъектом культуры определяется возрастающим разнонаправленным влиянием разнообразных социально-культурных вызовов. Это определяет сложность социально-культурной идентификации личности обучающегося, трудности в построении отношений формирующейся личности с окружающими людьми. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможностей социально-культурных практик в содействии становлению школьника субъектом культуры, активизации социально-культурной позиций взрослых участников образовательных отношений -педагогов и родителей.

Анализ научных публикаций отечественных исследователей позволяет утверждать, что возможности социально--культурных практик в становлении участников образовательных отношений субъектами культуры недостаточно изучены. Рассмотрение личности как субъекта культуры ограничивает понимание созависимости культуры участников образовательных отношений. Именно взаимодействие, выстраиваемое в различных видах социально-культурных практик, обогащает и ребенка, и взрослых. Это создает основания для осмысления полученного опыта и постепенного встраивания в систему личностных ориентиров, а позднее - в систему социальных установок и ценностей тех смыслов и значений, которые человек сформулировал по итогам взаимодействия с другими людьми. Теорети-

ческая значимость исследования заключается в определении сущности и характеристик социально--культурных практик, рассмотрении культуры участников образовательных отношений (педагогов, родителей, обучающихся) с позиции созависимости. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования социально-культурных практик в системе подготовки будущих учителей, а также в практике взаимодействия образовательных организаций с семьями и детьми, повышая результативность становления позиции субъекта культуры участников образовательных отношений.

Цель исследования: характеристика результатов изучения возможностей социально-культурных практик в становлении участников образовательных отношений субъектами культуры.

На основании теоретического анализа научных публикаций (Т. В. Зайцева [1], В. В. Ни-колина, О. Е. Фефелова [6] и др.) сформулировано определение понятия «социально-культурные практики» как педагогически целесообразные практики взаимодействия различных групп людей с целью приобщения к социально-культурным нормам, ценностям, а также становления личности субъектом культуры.

Результаты исследований В. В. Николи-ной, О. Е. Фефеловой [6], Т. В. Рябовой [9] позволяют обозначить признаки социально-культурной практики, значимые с позиции рассматриваемой проблематики:

- это разновидность общественно-полезной деятельности, направленной на решение социальнозначимой проблемы;

- содержание данной практики предполагает освоение социальных и культурных норм, ценностей, смыслов всеми участниками, обогащая социально-культурный опыт каждого, определяя успешность вхождения личности в изменяющееся пространство ценностей и смыслов;

- изменения, происходящие в процессе и по итогам социально-культурных практик, отражают количественные и качественные преобразования ее участников и социально-куль-

турной ситуации, формирующиеся ценностно-содержательные аспекты практики взаимодействия с различными категориями семей и детей;

- взаимодействие различных участников социально-культурных практик определяет обретение ими социально значимых качеств (инициативность, дисциплинированность, организованность, социальная ответственность и др.), характеристик (социальная открытость, направленность на взаимодействие с другими), умений (умение анализировать, обобщать, проектировать, работать в команде и др.), которые повышают социальную эффективность личности [5, с. 23-24].

А. Г. Инговатова [2], В. Г. Рощупкин [8], подчеркивая особенность современного этапа развития общества как переходного, отмечают, что личность как субъект культуры выступает в качестве преобразователя общества. Одновременно личность является субъектом накопленных человечеством знаний, умений, навыков, способов взаимодействия с обществом и людьми. В условиях происходящих трансформаций формирование субъекта культуры предполагает формирование его культурного потенциала в процессе образования.

Учитывая результаты исследований отечественных ученых (Г. А. Кречетова [3], Т. П. Макарова, Е. А. Савченко, О. В. Илюшина [11]), согласимся с тем, что позиция личности как субъекта культуры значима как ресурс сохранения культуры и общества в целом; при этом формирование субъекта культуры - сложный, длительный процесс, определяющий постепенный переход личности от пассивного погружения в различные виды практики до формирования отношения к тем или иным аспектам объективной реальности, становления субъектом деятельности.

Обозначенные замечания позволяют утверждать следующее:

- в процессе развития человека постепенно происходит расширение видов и содержания практик его взаимодействия с окружающим миром на фоне расширения неприродного, создаваемого человеком мира, а именно -мира культуры;

- последовательное освоение человеком мира культуры позволяет ему стать субъектом культуры;

- образование выступает условием становления человека субъектом культуры, приобщая его к знанию, накопленному социально-культурному опыту во всем его многообразии (отношения с миром живой и неживой природы, с миром людей и отношение к самому себе).

Учитывая взаимозависимость и взаимовлияние мира детства и мира взрослых в системе семейных отношений и практике общественного воспитания, а также положение законодательства в сфере образования Российской Федерации о том, что педагогические работники, обучающийся и его родители являются равноправными участниками образовательных отношений, можно сформулировать следующее. Педагоги, обучающийся и его родители благодаря взаимообмену обогащают социально-культурный опыт, знания друг друга, способы взаимодействия с окружающим миром. Каждый из участников образовательных отношений при организованной и управляемой, последовательной практике воспитания и образования становится не только субъектом отношений, но и субъектом культуры. При этом культура вбирает в себя все многообразие контекстов и проявлений (общечеловеческая культура, культура семьи, культура школьной жизни, культура отношений, построенных на приятельстве и дружбе или наоборот, гендерная культура и др.), определяя положение человека как ее субъекта.

Подобное рассмотрение проблемы исследования требует изучения самооценки личностью себя как субъекта культуры всеми участниками образовательных отношений - педагогами, обучающимися и их родителями. Анкетирование (авторская анкета, охватывающая ценностный, когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты субъектной позиции личности) выступило основным методом проведения исследования. Оценивалось количество респондентов обозначенных групп (обучающиеся, практикующие специа-

листы, родители обучающихся), давших ответы. Полнота заполнения анкеты, невозможность повторного прохождения опроса обеспечивалась автоматизированным контролем со стороны платформы Google Forms. База исследования: общеобразовательные организации г. Севастополь (ГбОУ СОШ № 3 с УИОТ им. А. Невского, ГБОУ СОШ № 6, ГБОУ СОШ № 9, ГБОУ СОШ № 15, ГБОУ СОШ № 18). В исследовании приняли участие 366 чел., в том числе 150 чел. - обучающиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций; 116 чел. - практикующие специалисты учреждений образования; 100 чел. - представители родительской общественности (выборка - ран-домная). Исследование организовано в период с октября 2021 г. по апрель 2022 г.

Данные таблицы 1 позволяют сформулировать следующие выводы:

- ответы на вопросы 1-4 свидетельствуют о недостаточной сформированности знаний и представлений о культуре, ее видах и способах отражения в жизнедеятельности человека, что определило необходимость включения в систему взаимодействия образовательных организаций и семьи обучающегося мероприятий соответствующей направленности;

- ответы на вопросы 5-7 отражают недостаточно сформированное отношение к культуре и ее проявлениям в жизни человека, что обусловило отбор таких форм и методов взаимодействия семьи, обучающихся и учреждений образования, которые позволили обогатить эмоциональную сферу личности, умение чувствовать культуру, обращаться к культурным образцам и нормам;

- ответы на вопросы 8-10 отражают сфор-мированность культурного опыта личности, обеспечивая необходимость его обогащения в отношении всех участников образовательных отношений;

- при сравнении результатов анкетирования участников образовательных отношений следует подчеркнуть более высокий уровень сформированности позиции субъекта культуры у педагогов, что вполне оправданно по причине уровня образования, профессиональной

Результаты самооценки участниками образовательных отношений позиции себя как субъекта культуры (в % от общего числа опрошенных в данной группе)

участники образовательных отношений

Вопрос обучающиеся родители педагоги

до после до после до после

1. Считаете ли Вы, что обладаете достаточными знаниями, пониманием различных с( )ер культуры?

Да 48 63 51 70 59 74

Нет 37 34 28 22 20 16

затрудняюсь ответить 15 3 21 8 21 10

2. Осознаете ли Вы значимость культуры в формировании личности?

Да 70 79 79 87 91 95

Нет 8 2 2 0 0 0

затрудняюсь ответить 22 19 19 13 9 5

3. Считаете ли Вы себя человеком культурным?

Да 46 61 54 73 59 78

Нет 32 27 21 20 12 12

затрудняюсь ответить 22 12 25 7 19 10

4. Достаточно ли сформированы у Вас представления о том, как можно обогатить свою культуру?

Да 68 86 79 88 84 98

Нет 13 4 5 1 0 0

затрудняюсь ответить 19 10 16 11 16 2

5. Испытываете ли Вы удовольствие при взаимодействии с объектами культуры (рассматриваете произ-

ведения живописи, архитектуры, посещаете театр, кинотеатр, читаете литературное произведение и др.)?

Да 60 79 72 87 92 95

Нет 18 8 2 0 0 0

затрудняюсь ответить 22 13 26 13 8 5

6. Можно ли утверждать, что Вы храните в памяти моменты, когда взаимодействовали с объектами

культуры?

Да 48 70 51 71 69 84

Нет 35 14 18 14 8 6

затрудняюсь ответить 17 16 31 15 23 10

7. Являются ли, по вашему мнению, воспоминания и чувство удовольствия от взаимодействия

с объектами культуры источником формирования вашей позиции как субъекта культуры?

Да 56 73 66 82 61 79

Нет 17 11 18 12 11 5

затрудняюсь ответить 17 16 16 6 28 16

8. Ваш опыт взаимодействия с объектами культуры (поход в музей, театр, кинотеатр, чтение литературы и др.) формировался в большей мере родителями и педагогами?

Да 60 76 70 86 91 96

Нет 12 7 7 1 2 0

затрудняюсь ответить 28 17 23 13 7 4

9. Часто ли Вы самостоятельно приобщаетесь к культуре (смотрите онлайн-спектакли, совершаете

офф-лайн и виртуальные экскурсии, читаете литературу и др.)?

Да 48 61 54 74 59 79

Нет 37 27 21 16 19 11

затрудняюсь ответить 15 12 25 10 12 10

10. Увлекаетесь ли Вы каким-либо видом самостоятельной художественно-творческой деятельности

(живопись, танец, фотография, дизайн и др.)?

Да 45 68 40 56 46 57

Нет 53 32 59 44 54 43

затрудняюсь ответить 2 0 1 0 0 0

роли; наличие отдельных примеров высокой оценки себя субъектом культуры родителями и детьми может быть обусловлено их погруженностью в мир культуры и богатым культурных опытом в связи с наличием специального образования, включенности в сферу дополнительного образования (в том числе связанное с отдельными видами культуры и искусства) в детстве и в настоящее время;

- положительная динамика оценки участниками себя как субъектов культуры после реализации различных мероприятий социально-культурной направленности свидетельствует об эффективности подобной деятельности.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о недостаточной сформированно-сти позиции субъекта культуры у обучающихся, родителей и педагогов, что может быть обусловлено множеством причин (психологическая и социальная незрелость школьников на фоне интенсивного влияния множества элементов культуры, псевдокультуры, различных социально-культурных вызовов на всех участников образовательных отношений и др.). С позиции взрослых участников образовательных отношений недостаточная сформирован-ность позиции субъекта культуры может быть обусловлена занятостью в профессиональной сфере, социально-бытовой загруженностью.

Итоги проведенного анкетирования определили необходимость проектирования и реализации совокупности социально-культурных практик (акции, фестивали, культурно-просветительские мероприятия, благотворительность, волонтерство, образовательные проекты, конкурсы, коммуникативные практики и др.), направленных на взаимодействие образовательной организации, семьи и обучающихся. Обращение к планам воспитательной работы образовательных организаций позволяет представить реализуемые социально-культурные практики. Так, в обозначенный период обучающиеся принимали активное участие мероприятиях, посвященных международному дню кни-годарения (акция «Подари книгу», Неделя умной книги), литературных вечерах и конкурсах, посвященных дню рождения Л. Н. Тол-

стого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. Милн и др. Участие во всемирном Дне иммунитета, всероссийских акциях «Будь здоров», «День Космоса», «День Земли», всероссийский день «День кода», городском экологическом конкурсе «Будущее Черного моря в наших руках» является традиционным и позволяет формировать устойчивый интерес к вопросам здоровьесбережения, экологии, развития человечества. Мероприятия, приуроченные к календарным датам и событиям (День Конституции, День защитников Отечества, День матери, Дни воинской славы и др.), приобщают и детей, и взрослых (педагогов, родителей) к определенному массиву культурных традиций, ценностей и смыслов, образующих морально-нравственный каркас социальных отношений. Отметим, что наблюдавшееся ранее более пассивное участие семьи и законных представителей детей в жизни школы (на уровне родительских собраний, заседаний родительских комитетов) может быть обусловлено пандемией в связи с распространением коронавирусной инфекции ТОУТО-^. Постепенно возрастает активность родителей как участников и соорганизаторов различных видов социально-культурной деятельности.

Поэтапное и последовательное включение всех участников образовательных отношений в разнообразные виды социально-культурных практик обеспечивает субъектную позицию каждому с позиции решаемых воспитательных и образовательных задач. При проектировании социально-культурных практик необходимо учесть требования (охват обучающихся, их родителей и учителей; направленность на обогащение опыта личности, семьи, группы лиц, формирование социально и культурно значимых моделей поведения и отношений внутри семьи и с окружающим миром; органичное сочетание с накопленными традициями, опытом территории и региона). Ценностно-содержательная составляющая социально-культурных практик определяет возможность решения не только воспитательной, но и профилактической, коррекционной и социально-реабилитационной задач в решении проблемы детского неблагополучия.

Проведенное исследование позволяет определить социально-культурные практики как средство становления позиции субъекта культуры всех участников образовательных отношений. Представленные результаты и выводы позволяют использовать социально -культурные практики в системе подготовки будущих учителей и в практике взаимодействия с семьями и детьми, повышая результативность становления позиции субъекта культуры участников образовательных отношений.

АННОТАЦИЯ

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы становления личности субъектом культуры определяется возрастающим разнонаправленным влиянием разнообразных социально-культурных вызовов. Это определяет сложность социально-культурной идентификации личности обучающегося, трудности в построении отношений формирующейся личности с окружающими людьми. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможностей социально-культурных практик в содействии становлению школьника субъектом культуры, активизации социально-культурной позиций взрослых участников образовательных отношений - педагогов и родителей.

Ключевые слова: субъект культуры, участники образовательных отношений, социально-культурные практики.

SUMMARY

The relevance of the problem of the evolve-ment of the "subject of culture" position considered in the article is determined by the increasing multidirectional influence of various socio-cultural challenges. This determines the complex nature of the socio-cultural identification of the personality of a student, the difficulties in building relationships between the emerging personality and other people. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the possibilities of socio-cultural practices in assisting a school student to become a subject of culture, activating the socio-cultural positions of adult participants of educational relations, that is teachers and parents.

iS¿ ü ji cíji tim u/j h ы e h cu/itii

Key words: subject of culture, participants in educational relations, socio-cultural practices.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Т. В. Социально-культурные практики современного вуза: терминологический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2020. - № 5 (97). - С. 145-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Инговатова А. Г. Человек как субъект культуры и глобальные вызовы: смысловые ценностные противоречия // Ползуновский альманах. - 2017. - № 4. - С. 164-170.

3. Кречетова Г. А. Культурный смысл образования как средство воспитания и развития личности обучающегося // Актуальные вопросы педагогики и психологии: сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - 2017. - С. 18-21.

4. Макарова Т. П. Системный подход к процессу воспитания субъекта культуры и реализации его в современном вузе // Образование. Наука. Научные кадры. - 2018. -№ 3. - С. 192-195.

5. Милькевич О. А. Социально-культурные практики как эффективное средство профилактики детского неблагополучия // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2020. - № 3 (51). - С. 21-25.

6. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.

7. Перлова Ю. В., Милькевич О. А. Исследование инновационных семейно-ориен-тированных форм профилактики детского неблагополучия: монография. - Уфа: Аэтерна, 2018. - 154 с.

8. Рощупкин В. Г. Роль субъекта культуры в развитии современного общества // Человеческий капитал. - 2019. - № 7 (127). -С. 132-137.

9. Рябова Т. В. Социально-культурные практики в системе средств развития личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. -№ 4 (41). - С. 152-158.

10. Савченко Е. А. Ключевые компетенции будущего педагога - субъекта культуры // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 74-78.

11. Савченко Е. А., Макарова Т. П., Илюшина О. В. Антропо-культурологический подход к духовно-нравственному воспитанию -условия воспитания субъекта культуры // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. -№ 3. - С. 280-288.

ШЕ

Н. В. Горбова, И. П. Селезнева

УДК 378: 811

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНОЯЗЫЧНОЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ТЕХНОЛОГИЙ ГРУППОВОГО

ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ

МООБЬЕ

ОС ВО нового поколения обращает особое внимание на формирование социокультурной компетенции при обучении иностранному языку на всех уровнях подготовки обучающихся, рекомендуя включать в практические и лабораторные занятия информацию лин-гвокультурологического характера, способствующую расширению знаний социокультурного контекста, языкового и речевого этикета страны изучаемого языка. Многокомпонентный состав социокультурной компетенции (лингвострановедческая, культурологическая, социолингвистическая и социально-психологическая составляющие) позволяет предположить необходимость задействования при ее формировании и развитии целого комплекса методов и технологий совершенствования навыков и умений иноязычной речевой деятельности в рамках говорения, аудирования, чтения и письма.

Проблема поиска и апробации методически валидных технологий инициирования процесса формирования и развития иноязычной социокультурной компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции, рассмотренная в научно-теоретических и практи-ко-ориентированных исследованиях А. Р. На-сыровой [9], С. В. Поповой, Л. Г. Каранде-евой, С. С. Ульянова [10], Н. В. Горбовой, И. П. Селезневой [4], предполагает создание особых условий работы с лингвокультурной информацией, в том числе использование лин-гвокультурных маркеров (прецедентных реалий) в процессе обучения иностранному язы-

ку - В. Э. Шукман [13]. Мы считаем, что такого рода условия могут быть созданы прежде всего в рамках группового обучения, организованного с использованием технологий виртуальной обучающей среды.

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости применения технологии группового обучения для формирования иноязычной социокультурной компетенции обучающихся в условиях действующих образовательных стандартов. Методологию исследования составляют анализ и обобщение опыта использования группового взаимодействия в коммуникативном обучении иностранным языкам с применением технологий виртуального общения на платформе MOODLE, авторский опыт проектирования и реализации образовательных программ в сфере вузовского иноязычного образования.

Термин «иноязычная социокультурная компетенция», несмотря на многочисленные попытки его определения, остается спорным. Большинство исследователей согласны с тем, что данное понятие способствует формированию готовности обучающегося к межкультурному общению, споры ведутся о том, каким образом достигается эта готовность. В качестве средств формирования и развития иноязычной социокультурной компетенции рассматривается работа с подкастами [4], наглядность [9], аутентичные художественные фильмы [10], аутентичные тексты различных форматов [13]. Мы придерживаемся дефиниции термина, предложенной С. В. Поповой, которая определяет иноязычную социокультурную компетенцию как совокупность конкретных знаний, умений и навыков, а также качеств, которые формируются у обучающихся при подготовке к межкультурному общению. Наличие у обучающегося сформированной на должном уровне социокультурной компетенции позволяет ему не только владеть различными языковыми знаниями и умениями и успешно применять их в межличностном общении, но толерантно воспринимать другие культуры и лучше узнать родную культуру, сопоставляя различные явления и реалии [10, с. 76].

Понятие лингвокультурные маркеры общения («прецедентные реалии») является здесь ключевым; знание подобных реалий, умение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.