Научная статья на тему 'Социально-культурная компетентность студентов и результаты общего образования'

Социально-культурная компетентность студентов и результаты общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / META-SUBJECT AND PERSONAL RESULTS OF GENERAL EDUCATION / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Скударёва Галина Николаевна

В статье представлены результаты теоретического анализа и комплексного изучения практики подготовки выпускников педагогического вуза к обеспечению в профессиональной деятельности результатов общего образования. Преломление социально-культурной компетентности бывших студентов в профессиональную готовность и способность обеспечивать метапредметные и личностные результаты обучения школьников задача, решение которой стало объектом разработки в рамках проводимого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Скударёва Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная компетентность студентов и результаты общего образования»

иноязычному общению [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - Т. 2. -№ 1. - С. 83-85. - URL: http://www.moluch. ru/archive/36/4175/ (дата обращения: 15.02.2019).

8. Серякова С. Б. Компетентгосный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. - Горно-Алтайск, 2011. - № 3 (11). -С. 121-125.

9. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. - М., 2011. - № 1. - С. 1-13.

10. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - М., 2005. - № 7. -С. 9-11.

11. Цегельная Н. В, Дрюк. Е. В. Подготовка компетентного специалиста в системе среднего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2014. - № 4 (47). - С. 141-144.

12. Avgousti M. I. Intercultural communicative competence and online exchanges: a systematic review // Computer Assisted Language Learning. - 2018. - Т. 31. - № 8. - pp. 819-853.

13. Groenewold R., Armstrong E. The Effects of Enactment on Communicative Competence in Aphasic Casual Conversation: a Functional Linguistic Perspective // International Journal of Language & Communication Disorders. -2018. - Т. 53. - № 4. - pp. 836-851.

14. Valle Revuelta S. Aspectos de la competencia comunicativa que se pueden trabajar con programas televisivos // Tonos Digital. -2018. - Т. 35.

15. Rosario Neira-Pineiro M. Communicative competence in the Degree in Early Childhood Education and the Degree in Primary Education Teacher. A proposal of achievement criteria as a tool for its analysis and assessment // Revista complutense de educacion. - 2018. -Т. 29. - №. 3. - pp. 881-898.

16. Kohler J. Europäische Qualifikationsrahmen und seine Bedeutung für die Einzelstaat-

lichen Studiensysteme: European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EFQ-LLL) -Qualifications Framework for the European Higher Education Area (QF - EHEA) // Qualität in Studium und Lehre. - Stuttgart, 2008. - S. 126.

17. Tosuncuoglu I. Intercultural Communicative Competence Awareness of Turkish Students and Instructors at University Level // International Journal of Higher Education. - 2019. -^ 8. - № 1.

/íííJÍÍX

О. А. Милькевич, Г. Н. Скударёва

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

По

I онимание связи между результатом обучения выпускника вуза и его готовностью и направленностью на обеспечение результатов общего образования в профессиональной деятельности подчеркивает актуальность и практическую значимость проводимого исследования. В последних документах, отражающих в том числе задачи в сфере образования (Указ президента РФ от 07.05.2018 г. «О стратегических целях и задачах развития Российской Федерации на период 2018-2024 гг.», Национальные проект «Образование» на 2018-2024 гг.), обозначена цель - обеспечение вхождения российской системы общего образования в десятку мировых лидеров. Подобная цель подчеркивает зависимость резуль-

татов общего образования от системы профессиональной подготовки педагогических кадров и одновременно определяет необходимость поиска оптимальных практик подготовки студентов педагогических вузов с позиции их готовности к обеспечению результатов ФГОС общего образования.

Определение метапредметных и личностных результатов общего образования стало прорывом в видении образования, его миссии в воспитании личности выпускника школы, адекватного вызовам социокультурной ситуации, обладающего совокупностью характеристик, повышающих его конкурентоспособность.

Однако открытым остается вопрос о том, как обеспечить достижение обозначенных результатов, какими характеристиками должен обладать педагог современной школы. Социально-культурная компетентность выпускника педагогического вуза в этом контексте может рассматриваться как условие обеспечения метапредметных и личностных результатов общего образования.

Цель исследования - разработать теоретические и методические основы формирования социально-культурной компетентности обучающихся Государственного гуманитарно-технологического университета (ГГТУ), систематизировать и представить опыт ГГТУ в подготовке педагогических кадров к работе в новых социокультурных условиях.

Достоверность полученных выводов подтверждается комплексом методов: теоретический анализ, систематизация, изучение опыта организации подготовки студентов педагогического вуза (на примере ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-педагогический университет»).

Исходя из понимания и осмысления идей, заложенных в Научно-технологической инициативе и программе «Цифровая экономика», можно определить, что будущее современной школы и стратегии ее развития - за ме-тапредметным обучением. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира, метадеятель-

ности. «Мета» - («за», «через», «над») всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, ме-таумение (метаспособ); иногда - универсальные знания и способы; иногда - мыследея-тельность.

Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе которой заложен мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадея-тельность, которые, в свою очередь, можно признать инструментарием формирования метапредметных компетенций как результата нового метапредметного образования.

Метапредметное образование необходимо для ликвидации «явного разрыва между деятельностью системы школьного образования и запросами семей, общества и государства, для которых приоритетными являются сформированность ценностно-смысловой сферы обучающихся, владение ключевыми компетенциями (универсальные учебные действия), основанными на предметных, метапред-метных и междисциплинарных умениях. В обобщенном виде они сформулированы как «Требования к результатам» - личностным, метапредметным и предметным, и представлены «портретом выпускника» соответствующего уровня общего образования» [9].

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлена характеристика метапредмет-ных результатов (в зависимости от ступени). Для ступени начального общего образования метапредметными результатами выступают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. На ступени основного общего образования мета-предметные результаты расширены: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность пла-

нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Для ступени среднего (полного) образования дополнительно включена такая составляющая метапредметных результатов, как владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Личностные результаты общего образования включают в себя:

- для ступени начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- для ступени основного общего и среднего (полного) образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро-ванность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Обозначенные метапредметные и личностные результаты общего образования отражают линии преемственности в их характеристике для каждой ступени образования, последовательного и постепенного расширения возможности и способности выпускника той или иной ступени образования в их применении с позиции построения отношений в различными объектами материального и нематериального мира в условиях учебной, познавательной и социальной практик.

Основной идеей обращения к результатам общего образования является понимание зависимости компетентности педагога и до-

стижения обучающимися результатов общего образования. Эта зависимость актуализирует поиск успешных образовательных и социокультурных практик подготовки будущих педагогов к реализации задач, стоящих перед системой общего образования.

Представленные результаты общего образования определяют востребованность нового типа специалиста. Одновременно, как отмечают Г. Н. Скударёва и О. Г. Павлова, необходимо учитывать стремительное наступление цифровой революции, которая скорректировала требования к результатам образования [15]. Современный востребованный специалист должен иметь:

1. Личностные базовые качества, обеспечивающие гибкость и адаптивность по отношению к стремительным внешним изменениям: присвоение ценностей российского гражданского общества, любознательность, инициативность, упорство и настойчивость в достижении цели, умение планировать свою деятельность, лидерские качества, управление собственным поведением, социальные навыки и пр.

2. Базовые навыки (помогают решать повседневные задачи: чтение, письмо, математическая и естественнонаучная грамотность, финансовая, предпринимательская и ИКТ-компетентности, культурная и общегражданская грамотность).

3. Компетенции, обеспечивающие решение сложных задач: критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки и пр. К ним также можно (нужно) добавить цифровую грамотность (цифровые навыки), под которой мы понимаем готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности.

Как видно, социально-образовательные вызовы национального масштаба требуют скорейшего решения и характеризуются сверх-задачностью: новые школы нуждаются в молодых педагогах с опережающим мышлением, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику современных педагогических систем,

новые социокультурные условия профессиональной деятельности [14].

Обращение к публикациям в последнее время позволяет подчеркнуть, что понятие «социально-культурная компетентность» является частым объектом исследования. Представим некоторые авторские позиции:

- социально-культурная компетентность - часть иноязычной коммуникативной компетенции (ФГОС ООО), при этом исследователи в содержание данной компетентности включают не только знание языка, культуры и традиций страны, умение строить речевое и неречевое поведение, но и понимать и адекватно интерпретировать культурные ценности и факты в ситуациях иноязычного общения;

- социокультурная компетентность - комплексная система культурологических знаний и социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения (Н. Г. Муравьева);

- Социокультурная компетентность - ин-тегративная характеристика личности, предполагающая знания в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной), интерес к ее изучению, готовность к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях, способы оценки межличностного общения (Л. В. Коломий-ченко, И. В. Груздева).

Обозначенные определения социально-культурной компетентности свидетельствуют об однозначном признании исследователями значимости данного вида компетентности личности, единстве в понимании его составляющих (знания, опыт общения, готовность к взаимодействию). Актуальность формирования социально-культурной компетентности в системе непрерывного профессионального образования подтверждается исследованиями ученых и практикующих специалистов (Г. С. Архипова [1], Р. Боднар [2], О. В. Чибисова [3], Е. Галанина, А. Дулзон, А. Шваб [4], А. Мурат, А. Ташенова [5], К. Д. Рис-кулова [6], Г. С. Саволайнен, А. С. Щитников [7]). Различные механизмы непрерывного пе-

дагогического образования, профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях представлены в работах О. А. Милькевич [8; 11; 12; 13], Г. Н. Скударёвой [14], Н. Г. Юсуповой [16], Т. Г. Юсуповой [17].

Обращение к научным публикациям последних лет позволяет утверждать, что ученые и практики проявляют устойчивый интерес к проблеме социально-культурной компетентности выпускников вуза, способам ее формирования. Однако большинство исследований тяготеет к рассмотрению понятия «социально-культурная компетентность» в отношении изучения студентами иностранных языков, преподавания иностранного языка в профессиональных учебных заведениях, а также формирования данной компетентности у студентов технических профилей подготовки.

Соглашаясь с определением социально-культурной компетентности, предложенным Л. В. Коломийченко, И. В. Груздевой [9], значимым для нас является формирование не только знаний о различных видах социальной культуры, готовности к взаимодействию с представителями различных культур, но и ценностного отношения к различным видам культуры (гендерной, национальной, правовой, конфессиональной и др.) и их представителям. В условиях поликультурной среды современной школы подобная характеристика специалиста обеспечит адекватные модели поведения в различных ситуациях общения, позволит безболезненно и органично обеспечить результаты образования и достижение ребенком характеристик, представленных в портрете выпускника для каждой ступени образования.

На базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» сложились разнообразные практики формирования социально-культурной компетентности студентов. Следует подчеркнуть, что постепенно оформилась система социально-культурных практик, соподчиненная логике процесса обучения в вузе.

Обучение студентов первых курсов нацелено на осознание ценности профессиональной деятельности, формирование готовности к расширению профессиональных знаний и их реализации на практике. Подобная целевая направленность профессионального обучения определяет их включение в такие социально-культурные практики, как благотворительные акции и проекты. В рамках ежегодной акции «Студенческий лес» осуществляется посадка саженцев, экологические рейды, наведение порядка в лесных массивах, разъяснительная работа с населением. Проект «Школа взаимной человечности» продолжает лучшие традиции выдающихся благотворителей Морозовых. Акции «Марафон в темноте» и «День белой трости» позволяют не только привлечь внимание общественности к проблемам незрячих людей, но и способствуют формированию профессионально и личностно значимых качеств студентов.

Обучение студентов вторых курсов ориентировано на углубление профессиональных знаний, формирование профессиональных умений. Это определяет включение студентов в такие социально-культурные практики, как «Педагогический интерактив» для обучающихся педагогических классов, «Юридическая клиника» для различных групп населения.

Студенты третьих курсов погружаются в непосредственную профессиональную деятельность в ходе практик, игрового моделирования педагогических ситуаций на практических занятиях и участия в таких проектах, как «СТКоП - ветеранам!», «Не хлебом единым живет человек», «Школково» и «Педагогические классы». Обозначенные проекты позволяют студентам включиться в непосредственную практику предстоящей профессиональной деятельности, осознать ее специфику, а также мотивируют на непрерывное самообразование и профессиональный рост.

Студенты старших курсов активно принимают участие в акциях и проектах, направленных на расширение своих профессиональных умений, опыта деятельности. Многие студенты сочетают профессиональное обуче-

ния и работу по профессии, что изменяет их позицию в отношении социально-культурных практик от участника к наставнику. Выступая организатором социально-культурных практик обучающихся школы, студент учится разработке, организации и реализации подобных практик, обогащая свой личный и профессиональный опыт.

Условно выделенные линии погружения студентов разных курсов в социально-культурные практики органично сочетаются с деятельностью социального педагога и психолога университета. В отношении различных групп студентов проводятся индивидуальные, групповые и массовые формы социально-педагогической и психолого-педагогической работы.

Мастер-класс на взаимодействие учащихся, родителей и педагога является проекцией тех отношений, которые будут складываться у будущих педагогов в непосредственной профессиональной деятельности. Данная форма нацелена на усиление способности понимать мир другого человека, устанавливать и поддерживать контакт, осуществлять эффективную коммуникацию. Используемые игры и упражнения позволяют овладеть приемами взаимодействия в моделируемой ситуации.

Проводимые индивидуальные беседы («Что такое алкоголь на самом деле», «О вреде курения», «Соблюдай распорядок общежития», «Профилактика наркомании», «Твой выбор», «Толерантное отношение и мы» и др.) позволяют не только осуществлять профилактику отклоняющихся форм поведения среди студентов вуза, но и способствуют формированию их представлений о специфике подобной работы. Одновременно индивидуальная работа позволяет погрузить студента в моделируемые социальные ситуации, формируя положительный социальный опыт.

Для различных групп студентов проводятся тренинги («Тренинг адаптации», «Тренинг на сплочение коллектива», «Как не бояться выступать перед публикой!», «Тренинг на снятие напряжения», «Тренинг по адаптации детей-сирот» и др.), позволяющие преду-

предить или минимизировать проблемы различного характера, усиливая ценность успешных межличностных отношений. Для обучающихся вуза с ограниченными возможностями здоровья широко используются арт-терапевтические упражнения, психогимнастика, позволяющие адаптировать их к условиям вуза и субкультуре студенчества.

Социально-культурная компетентность студентов педагогического вуза выступает условием их успешной интеграции в различные виды культур и деятельности как на уровне личного опыта, так и на уровне профессиональной деятельности. Расширение представлений студентов о специфике социально-культурной деятельности, видах социально-культурных практик, форм их реализации, включение будущих педагогов в разнообразные акции, проекты, волонтерские движения и др. позволяет эффективно решать задачи обеспечения общекультурных и общепрофессиональных результатов высшего образования. Накопленный и осмысленный ими опыт социально-культурных практик позволит им в профессиональной деятельности обеспечивать достижение метапредметных и личностных результатов общего образования.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа и комплексного изучения практики подготовки выпускников педагогического вуза к обеспечению в профессиональной деятельности результатов общего образования. Преломление социально-культурной компетентности бывших студентов в профессиональную готовность и способность обеспечивать метапредметные и личностные результаты обучения школьников - задача, решение которой стало объектом разработки в рамках проводимого исследования.

Ключевые слова: метапредметные и личностные результаты общего образования, социально-культурная компетентность выпускника вуза.

SUMMARY

The article presents the results of theoretical analysis and comprehensive study in the practice of preparing pedagogical university graduates to

ensure the general education results in professional activity. The refraction of the former students' social and cultural competence in the professional readiness and ability to provide meta-subject and personal results of schoolchildren's learning is a task, the solution of which became the object of development within the framework of the conducted research.

Key words: meta-subject and personal results of general education, socio-cultural competence of the university graduate.

ЛИТЕРАТУРА

1. Arkhipova G. S. Sociocultural competence as an interconnection of socialization and inculturation processes in modern higher school // In the World of Scientific Discoveries, Series A. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 17-22.

2. Bondar R. Sociocultural competence as a goal of FLT // Язык. Культура. Перевод = Language. Culture. Translation: материалы ежегодной межвузовской студенческой конференции. - 2017. - С. 34-36.

3. Chibisova O. V. Shaping students' socio-cultural competence for world cooperation materials of the XII International scientific and practical conference "Science and civilization". -2016. - С. 75-80.

4. Galanina E., Dulzon A., Schwab A. Forming Engineers' Sociocultural Competence: Engineering Ethics at Tomsk Polytechnic University // IOP Conference Series: materials Science and Engineering 21st International Conference for Students and Young Scientists. - 2015.

5. Murat A., Tashenova A. The methods of forming pupils' sociocultural competence by using of english video films // European Research. - 2016. - № 4 (15). - С. 125-127.

6. Riskulova K. D. Development technology for sociocultural competence of future english teachers // Путь науки. - 2016. - № 3 (25). -С. 113-115.

7. Savolainen G. S., Shchitnikov A. S. Problems and prospects of formation sociocultural competence of the modern teacher // Scientific Notes. - 2006. - № 4. - С. 208-213.

8. Егорова Г. В., Милькевич О. А., Скуда-рёва Г. Н. Опыт и проблемы применения информационных технологий в преподавании

дисциплины «Педагогика» в вузе // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты: сборник материалов XI учебно-методической конференции. - 2018. - С. 26-32.

9. Коломийченко Л. В., Груздева И. В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1585.

10. Кондаков А. Системное мышление в цифровой экономике. Содержание школьного образования: вчера, сегодня, завтра // Учительская газета. - 2017. - № 42.

11. Милькевич О. А. Концептуальные основы внедрения инновационных процессов в региональную образовательную систему // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. - Уфа, 2015. - С. 84-110.

12. Милькевич О. А., Скударёва Г. Н. Проблема преемственности оценки результатов образования на различных ступенях // Социокультурные вызовы: теоретическое осмысление и педагогическая реальность. -Орехово-Зуево, 2018. - С. 112-146.

13. Абрамкина О. Г. [и др.] Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. И. О. Кирикова. -Воронеж, 2012. - Т. 11. - 156 с.

14. Скударева Г. Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общественно-активной школы: учеб.-метод. пособие для бакалавров, обуч. по направл. подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», пед. -слушателей фак. повыш. квал. - М., 2015.

15. Скударёва Г. Н., Павлова О. Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 150-157.

16. Юсупова Н. Г. Перспективы развития непрерывного образования педагогов Московской области // Начальная школа. -2014. - № 1. - С. 3-7.

17. Юсупова Т. Г. Задачи построения педагогического процесса // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 54-6. - С. 241-246.

Т. Н. Сафонова

УДК: [159.922:37.033]:378.18

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

уществующие в нашей стране экологические проблемы специалисты в области экологического воспитания и образования обуславливают причинами социально-экономического характера. Экологическое неблагополучие обосновывают кризисным состоянием окружающей среды, низким уровнем или полным отсутствием экологической культуры, самосознания и ценностного отношения населения к природе.

Ученые связывают кризисную экологическую ситуацию в большей степени с нарушенными осознанными мировоззренческими и ценностными установками людей и в меньшей степени - с кризисом самой природы.

Решение экологических проблем необходимо осуществлять не только технически, но и посредством изменения поведения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, повышения экологической культуры большинства людей к природному окружению.

Стабильное и экологически благоприятное общественное развитие возможно при становлении экологического сознания и культуры, которые станут средством социального воздействия и обеспечат приоритет средово-го благополучия.

В науке определены факторы, дающие возможность решения проблем экологии, главными из них называются следующие: желание лично участвовать в деятельности по охране природы; быть готовыми психологически внедрять и использовать только технологии, характеризующиеся экологической безопасностью; владеть высокой экологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.