Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / COMMUNICATIVENESS / TOLERANCE / SOCIAL GROUP / COMMUNICATION / PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлены результаты исследования проблемы профилактики детского неблагополучия, а также возможностей социально-культурных практик в ее решении. Представленное видение сущности профилактики детского неблагополучия позволило определить направленность исследовательского поиска. Представленная классификация социально-культурных практик не охватывает всего их многообразия, однако позволяет в рамках условно представленных границ той или иной группы практик более детально изучить и описать их специфику и особенности с учетом того процесса или объекта, в отношении которого рассматриваются социально-культурные практики. Представлены результаты эмпирического этапа исследования, подтверждающие эффективность социально-культурных практик в профилактике детского неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES AS EFFECTIVE MEANS OF PREVENTING CHILD TROUBLE

The article presents the results of a study of the problem of prevention of children's ill-being, as well as the possibilities of socio-cultural practices in its solution. The presented vision of the essence of the prevention of children's ill-being allowed us to determine the direction of the research search. The presented classification of socio-cultural practices does not cover all their diversity, however, it allows within the framework of the conditionally presented boundaries of a particular group of practices to study and describe in more detail their specifics and features, taking into account the process or object in relation to which socio-cultural practices are considered. The results of the empirical stage of the study are presented, confirming the effectiveness of socio-cultural practices in the prevention of children's ill-being.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»

О. А. Милькевич

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

ассмотрение эффективности социально-культурных практик в профилактике детского неблагополучия определяется совокупностью причин: функционирование учреждений культуры и образования в условиях ограниченных ресурсов; недостаточная эффективность реализуемых мер помощи семье и детству; усиление негативных характеристик детства как социальной группы; снижение доступности для некоторых категорий семей и детей основных услуг и благ, определяющих их благополучие. Опираясь на результаты исследования М. М. Плоткина, Л. Б. Шнейдер, В. Г. Крысько, Г. И. Репринцевой и др. [10], можно утверждать, что именно семья и детство как сложные по своей природе и взаимозависимые социокультурные феномены определяют социальное благополучие территории, ее образовательный и культурный потенциал. В исследованиях Л. С. Алексеевой, О. А. Дорожкиной, Ж. А. Захаровой, И. И. Оси-повой и др. представлены сущность и процессные характеристики профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия.

Цель статьи - систематизировать представление о сущности и классификации социально--культурных практик, а также результатов изучения их эффективности в профилактике детского неблагополучия.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена востребованностью исследований, определяющих эффективные средства профилактики детского неблагополучия.

В контексте проводимого исследования профилактика детского неблагополучия харак-

теризуется как система мер государственно-общественного характера, направленная на обеспечение успешного социального функционирования и социализации детей. В узком смысле профилактика детского неблагополучия может быть охарактеризована как направление деятельности учреждений и / или специалистов, ориентированных на работу с семьями и детьми; процесс непосредственного взаимодействия специалистов с семьей и детьми [9].

Совокупность обозначенных контекстов рассмотрения понятия «профилактика детского неблагополучия», а также результаты исследования В. В. Николиной, О. Е. Фефело-вой [7] позволяют обозначить особенности социально-культурной практики как средства профилактики детского неблагополучия:

- это разновидность общественно-полезной деятельности, направленной на решение социально-значимой проблемы;

- содержание данной практики предполагает освоение социальных и культурных норм, ценностей, смыслов всеми участниками, обогащая социально-культурный опыт каждого, определяя успешность вхождения личности в изменяющееся пространство ценностей и смыслов;

- изменения, происходящие в процессе и по итогам социально-культурных практик, отражают количественные и качественные преобразования ее участников и социально-культурной ситуации, формирующиеся ценностно-содержательные аспекты практики взаимодействия с различными категориями семей и детей;

- взаимодействие различных участников социально-культурных практик определяет обретение ими социально-значимых качеств (инициативность, дисциплинированность, организованность, социальная ответственность и др.), характеристик (социальная открытость, направленность на взаимодействие с другими), умений (умение анализировать, обобщать, проектировать, работать в команде и др.), которые повышают социальную эффективность личности.

Представленные в научной и методической литературе социально-культурные прак-

тики могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по управляемости (стихийная и специально -организованная);

- по охвату и содержанию (духовно-нравственная, патриотическая, экологическая, трудовая и др.);

- по формируемым ценностям (индивидуальная, коллективная, общественная);

- по социальной направленности (социально одобряемая и социально неодоб-ряемая);

- по масштабу осваиваемого личностью или группой людей социального опыта и преобразований по итогам социально-культурной практики (социально--культурные практики конкретного сообщества, общины, этнической группы, территории, региона, страны или мира).

Представленная классификация социально--культурных практик не охватывает всего их многообразия, однако позволяет в рамках условно представленных границ той или иной группы практик более детально изучить и описать их специфику с учетом того процесса или объекта, в отношении которого рассматриваются социально-культурные практики.

В рамках проводимого исследования проблемы профилактики детского неблагополучия был изучен опыт деятельности учреждений культуры и образования городов Березники, Соликамск, Соликамский и Чер-дынский муниципальные районы.

Среди социально-культурных практик, ориентированных на взаимодействие с семьями и детьми, широкое распространение получили:

1. Фестивальное движение, прямо и косвенно пропагандирующее ценности семьи, базовые национальные ценности (например, фестивали «Лада», «Дерзания», «Огни Гефеста», «Зов Пармы», Фестиваль небесных фонариков, Фестиваль черничного пирога и др.);

2. Образовательные и культурно-просветительские проекты, охватывающие множество форм взаимодействия различных субъектов (Академии родительского образования, родительские клубы, школы, форумы; тема-

тические вечера; благотворительные концерты; конкурсные программы; интерактивные площадки; летний открытый театр, выставки под открытым небом, публичные лекции, флэш-мобы, презентация опыта семейного воспитания, квесты для родителей и детей).

Социально-культурные практики, ориентированные на обогащение социально-культурного опыта практикующих специалистов учреждений культуры и образования, а также будущих специалистов, включают в себя:

1. Конкурсное движение (региональный конкурс методических разработок «Формы работы с различными категориями семей»; всероссийский конкурс проектов «Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия»; конкурс «Отдыхаем всей семьей»; конкурс эссе на нравственные, этические, профессионально-значимые темы, конкурс проектов и др.).

2. Диссеминация опыта, охватывающая проведение мастер-классов практикующими специалистами, Недель педагогического мастерства, Образовательных сессий. Данная группа социально-культурных практик способствует формированию норм и моделей отношения с различными категориями детей, семей, специалистов, расширению практики партнерства в профилактике детского неблагополучия, закреплению ценностей семьи и детства.

3. Коммуникативные практики, охватывающие дискуссионные площадки, дискуссионный клуб и позволяющие организовать открытое обсуждение возникающих проблем с коллегами, с представителями различных структур, спрогнозировать возможные трудности реализации того или иного проекта по решению конкретной задачи.

Представленные в научной литературе авторские подходы к оценке эффективности педагогических технологий и форм, включая социально-культурные практики, сформировались в контексте социологии, экономики [1; 5; 14; 15]. Авторы однозначно признают значимость социальной составляющей, отражающей консолидацию усилий некоторых субъектов в решении социально-значимых

Рис.1. Динамика показателей отсроченного социального результата и социального э ффекта

задач, ценностный компонент партнерства, его направленность на создание и трансляцию определенной культуры отношений.

Сводные результаты изучения показателей, характеризующих отсроченный социальный результат и социальный эффект, представлены на рисунке 1. Отметим, что характеристика системы критериев и показателей представлена в ранее опубликованных работах автора [9] и не являются предметом рассмотрения в данной статье.

Положительная динамика показателей отсроченного социального результата и социального эффекта социально-культурного партнерства учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия свидетельствует об эффективности проводимой опытно-экспериментальной работы, охватывающей представленные выше социально-культурные практики.

Социально-культурные практики представляют собой эффективное средство профилактики детского неблагополучия. Представленная классификация социально-культурных практик по различным основаниям обогащает теорию социально-педагогической деятельности. Практическая значимость проведенного исследования обеспечивает возможность транс-

ляции наиболее эффективных социально-культурных практик в деятельность различных субъектов системы профилактики детского неблагополучия (учреждения образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, комитетов и учреждений по делам молодежи и спорта и др.).

АННОТАЦИЯ

Статья содержит результаты исследования проблемы профилактики детского неблагополучия, а также возможностей социально-культурных практик в ее решении. Представленное видение сущности профилактики детского неблагополучия позволило определить направленность исследовательского поиска. Классификация социально-культурных практик не охватывает всего их многообразия, однако позволяет в рамках условно представленных границ той или иной группы практик более детально изучить и описать их специфику и особенности с учетом того процесса или объекта, в отношении которого рассматриваются социально-культурные практики. Результаты эмпирического этапа исследования подтверждают эффективность социально-культурных практик в профилактике детского неблагополучия.

Ключевые слова: социально-культурные практики, профилактика детского неблагополучия.

SUMMARY

The article presents the results of a study of the problem of prevention of children's ill-being, as well as the possibilities of socio-cultural practices in its solution. The presented vision of the essence of the prevention of children's ill-being allowed us to determine the direction of the research search. The classification of socio-cultural practices does not cover all their diversity, however, it allows within the framework of the conditionally presented boundaries of a particular group of practices to study and describe in more detail their specifics and features, taking into account the process or object in relation to which socio-cultural practices are considered. The results of the empirical stage of the study confirm the effectiveness of socio-cultural practices in the prevention of children's ill-being.

Key words: socio-cultural practices, the prevention of children's ill-being.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абубакиров Р. Ф. Развитие партнерских отношений в социальной сфере российской экономики [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2008. -1 (25). - URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1880 (дата обращения: 15.03.2018).

2. Алексеева Л. С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждений социальной сферы // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. -№ 3. - С. 54-61.

3. Дорожкина О. А. Работа с семьей -надежная профилактика социального сиротства // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2008. - № 3. -С. 21-24.

4. Захарова Ж. А. Социально-педагогические аспекты трудового воспитания воспитанников детских домов и замещающих семей // Актуальные проблемы образования и общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Ярославль: Ярославская

государственная сельскохозяйственная академия, 2018. - С. 139-143.

5. Кизилова И. Н. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. -СПб., 2011. - 24 с.

6. Кречетова Г. А. Культурный смысл образования как средство воспитания и развития личности обучающегося // Актуальные вопросы педагогики и психологии. Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. - 2017. - С. 18-21.

7. Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.

8. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства: дисс. . д-ра социол. наук. - Нижний Новгород, 2009. -329 с.

9. Перлова Ю. В., Милькевич О. А. Исследование инновационных семейно-ориенти-рованных форм профилактики детского неблагополучия: монография. - Уфа: Аэтерна, 2018. - 154 с.

10. Плоткин М. М. [и др.] Специфика семейно-ориентированной модели обеспечения социальной безопасности детей: научно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. - 146 с.

11. Поддубная Т. Н., Агошкова О. А. Тенденции социально-педагогической защиты детства в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. -№ 1 (157). - С. 88-96.

12. Приступа Е. Н. Тенденции и лучшие практики социального партнерства в социальной сфере в области семьи и детства // Технологии социальной работы в образовательной практике: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2016. -С. 19-28.

13. Сеппянен Т. П. Социально-педагогическая профилактика неблагополучия детей в условиях сельского муниципального района: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 205 с.

14. Шипитько А. Б. Оценка системы социального партнерства в условиях модернизации социально--трудовых отношений [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/otsenka-sistemy-sotsialnogo-partnerstva-v-usloviyah-modernizatsii-sotsialno-trudovyh-otnosheniy (дата обращения: 05.12.2019).

15. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. Д. Камаева -М.: ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

Т. П. Разбеглова

УДК 1:37

ИДЕЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

течение последних десятилетий состояние образования определяется как кризисное. Это имеет естественную причину в ускоренном развитии культуры, быстрой смене культурных ценностей и ориентиров. Система образования, как и любая система, стремящаяся на этапе становления к утверждению своей структуры и стабилизации, не успевает за прогрессивными изменениями в культуре и старается постоянно «догонять» их. Для образования это является серьезной проблемой, так как оно вынуждено объединить, иногда насильственно, традиционализм (содержательный, методологический и методический) как базовое состояние собственной системы с инновационностью, которой требуют постоянные культурные преобразования. Именно это противоречие является ис-

точником постоянного реформирования образовательной системы в конце ХХ - начале XXI веков.

Современное развитие общества, определяющееся как информационное общество, требует системных преобразований и реформирования в области образования и педагогики. В контексте процессов развития современного общества одной из приоритетных сфер становится опережающее развитие образования и человеческого потенциала.

Термин «опережающее развитие» используется в государственных программах развития, в том числе и развития системы образования. Наиболее частое его применение мы встречаем в экономической сфере, где под данным термином понимается интенсивный рост экономического потенциала, опережающий не только настоящее, но и прогнозируемое состояние экономики. Однако, как это указывается в правительственных документах, с учетом скорости изменения требований экономики становится необходимым ускоренное развитие всей системы образования, которая должна ориентироваться на возрастающую потребность в области профессионализации, покрывающей растущий спрос на квалифицированные кадры. Иначе говоря, образование сегодня должно обеспечить потребности современного культурного состояния.

Однако термин «опережение» имеет явно выраженный смысл направленности развития в будущее, формирование и реализацию не только современных, но будущих идеалов и ценностей. Трансляция идеи опережающего развития в систему образования побуждает поставить вопрос об опережающем образовании.

Применительно к педагогике и образованию термин «опережение» имеет достаточно широкий, неоднозначный смысл. Как отмечает М. Д. Китайгородский [2], понятие «опережение» рассматривали и используют в своих исследованиях ученые из разных областей науки - в психологии Л. С. Выготский, в философии образования - Б. С. Гершунский, А. Д Урсул, К. К. Колин, в педагогике - Я А. Ко-менский, К. Д. Ушинский, М. Д. Даммер,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.