Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия'

Методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА / CRITERIA AND INDICATORS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP / EFFICIENCY OF THE SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / PREVENTION OF CHILD DISTRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милькевич О.А.

В статье представлены результаты изучения вопроса оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, позволившие констатировать отсутствие подобного инструментария. Автором разработаны критерии оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, а также описаны результаты проведенной оценки данного вида партнерства в решении проблем детства учреждениями образования и культуры. Результаты исследования являются основанием для дальнейшего совершенствования процесса социально-культурного партнерства в рамках рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION OF CHILDREN''S TROUBLE

The article presents the results of a study evaluating the effectiveness of the issue of social and cultural partnership in the prevention of child distress, allowed to ascertain the absence of such instruments. The author developed criteria for evaluating the effectiveness of social and cultural partnership in the prevention of child distress, and describes the results of an evaluation of this type of partnership in addressing childhood education institutions and culture. The results of the study are the basis for further improvement of the process social and cultural partnership in the framework of the problem.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия»

склонности и симптомы различных психических отклонений (самый распространенный вид - это склонность к депрессии или развитие депрессивного состояния), а также различные наркологические расстройства, включая ранний алкоголизм и бич современной молодежи - различные виды наркотической зависимости. Уже стало неудивительным, что в эпоху современной медицины, которая достигла больших успехов в лечении различных тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических, в том числе и развивающихся в раннем детском возрасте, появляется поколение абитуриентов, которые болели онкологическими заболеваниями, перенесенными в детско - юношеском возрасте, были успешно излечены и поступили в высшие учебные заведения.

При проведении медицинских осмотров в высших учебных заведениях среди студентов - первокурсников выявляет многие проблемы здоровья молодых людей, которые возникли у них в детском и / или подростковом возрасте, но при этом никак не корректировались. Более того, такие больные дети были окружены заботой, а, зачастую, и чрезмерной опекой, что проявлялось в освобождении таких детей - подростков от любых физических нагрузок, включая и занятия по физической культуре, что привело к полной дестабилизации процессов адаптации, детренированности, отсутствию навыков к приспособлению, что может спровоцировать изменения сознания (обмороки), различного рода нарушения ритма сердца, вплоть до тяжелых форм аритмии, расстройства функционирования кишечника, как в сторону запоров, так и в сторону диареи, у девушек возможны избыточные меноррагии вплоть до кровотечений и многие другие виды нейро - циркуляторной дистонии. Биологические критерии таких нарушений связаны, в основном, и базируются дисфункции и дисбалансе вегетативной системы, что ведет к разнонаправленным действиям со стороны всего организма, которому приходится функционировать в условиях избыточной эрготропной и недостаточности трофотропной активности, что приводит, в конечном итоге, к срыву адаптации. Социальные факторы возникновения и / или обострения вегетативных нарушений, обусловлены удаленностью пребывания иногородних студентов от дома и привычного круга родных и друзей, что, в современных условиях несколько компенсируется развитыми личными средствами коммуникации, но не может компенсировать разлуку с любимым человеком, что очень актуально для рано созревающих в гормональном и социальном планах студентов. Совокупность действия всех факторов дестабилизирует организм студента, о чем должны знать все преподаватели высших учебных заведений, особенно, преподаватель физкультуры.

Список литературы / References

1. Лопатина А.Б. Совершенствование системы подготовки юниоров / А.Б. Лопатина. - Тамбов: «ООО «Юком», 2016. -86 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Lopatina A.B. Sovershenstvovanie sistemy podgotovki yuniorov [Improving juniors training] / A.B. Lopatina. -Tambov: «OOO «Ukom», 2016. - 86 p. [In Russian]

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.010 Милькевич О.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты изучения вопроса оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, позволившие констатировать отсутствие подобного инструментария. Автором разработаны критерии оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, а также описаны результаты проведенной оценки данного вида партнерства в решении проблем детства учреждениями образования и культуры. Результаты исследования являются основанием для дальнейшего совершенствования процесса социально-культурного партнерства в рамках рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: критерии и показатели оценки эффективности социально-культурного партнерства, методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Milkevich O.A.

PhD in Pedagogy, Associate Professor Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher education

«Perm State National Research University» METHOD OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION OF CHILDREN'S TROUBLE

Abstract

The article presents the results of a study evaluating the effectiveness of the issue of social and cultural partnership in the prevention of child distress, allowed to ascertain the absence of such instruments. The author developed criteria for evaluating the effectiveness of social and cultural partnership in the prevention of child distress, and describes the results of an evaluation of this type of partnership in addressing childhood education institutions and culture. The results of the study are the basis for further improvement of the process social and cultural partnership in the framework of the problem.

Keywords: criteria and indicators for evaluating the effectiveness of social and cultural partnership, method of estimating the efficiency of the social and cultural partnership in the prevention of child distress.

Ориентация современных отраслей научного знания на конкретные, измеримые результаты определяет необходимость рассмотрения вопроса эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Термин «эффективность», характеризуя продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели, имеет специфическое понимание в зависимости от сферы применения. В отношении социально-культурного партнерства профилактики детского неблагополучия термин «эффективность» не рассматривался. Оценка эффективности чего-либо предполагает систематический сбор информации о деятельности некоторых субъектов, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о деятельности, повысить ее эффективность и/или разработать планы на будущее.

Поиск методологических оснований и методов оценки эффективности рассматриваемого процесса определил необходимость обращения к трудам исследователей и практиков. Изучение научных трудов Р. Ф. Абубакирова, И.Н.Кизиловой, А.Б.Шипитько и др. и сложившееся собственное видение проблемы позволило разработать методику оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

На первом этапе были разработаны критерии оценки эффективности социально-культурного партнерства:

1. Целевая (ценностно-смысловая) направленность - отражает степень выраженности направленности социально-культурного партнерства на возрождение ценностей семьи и детства, формирование культуры внутрисемейных отношений, профилактику детского неблагополучия.

2. Содержательное единство - отражает степень согласованности предпринимаемых усилий различных социальных институтов, специалистов в возрождении ценностей семьи, ценностного отношения к ребенку.

3. Инновационность - отражает сочетание традиционных и инновационных форм и методов, подходов в организации социально-культурного партнерства и профилактических мероприятий, создание новой услуги, инфраструктуры в рамках социально-культурного партнерства.

4. Управляемость - характеризует степень управления и стратегии управления социально-культурным партнерством в профилактике детского неблагополучия.

5. Затрачиваемые ресурсы - отражает затрачиваемые кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы.

6. Технологичность - отражает возможность распространения модели и формы социально-культурного партнерства, степень их разработанности.

7. Результативность - достижение планируемых количественных и качественных результатов.

Для каждого из семи критериев определен последовательный ряд объективных показателей эффективности по признаку наличия/отсутствия критерия, а также двух промежуточных показателей для обеспечения точности анализа. Каждому из четырех показателей присвоен соответствующий балл с шагом в 10 единиц, от 0 до 30 баллов.

Таблица 1 - Критерии и показатели оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике

детского неблагополучия

Показатель Оценка в баллах Описание

Критерий 1. Целевая (ценностно-смысловая) направленность

Высокий 30 соответствует наличию четкой направленности социально-культурного партнерства на возрождение ценностей семьи и детства, формирование культуры внутрисемейных отношений, профилактику детского неблагополучия

Средний 20 соответствует наличию основной направленности социально-культурного партнерства на возрождение ценностей семьи и детства

Низкий 10 соответствует наличию общей направленности социально-культурного партнерства на включение семьи и детей в культурно-просветительскую, досуговую деятельность

Нулевой 0 отражает отсутствие четкой направленности социально-культурного партнерства на возрождение ценностей семьи и детства, формирование культуры внутрисемейных отношений, профилактику детского неблагополучия

Критерий 2. Содержательное единство

Высокий 30 соответствует наличию четкой согласованности предпринимаемых усилий различных социальных институтов, специалистов в возрождении ценностей семьи, ценностного отношения к ребенку

Средний 20 соответствует наличию согласованности предпринимаемых усилий различных социальных институтов, специалистов в отдельных мероприятиях в рамках социально-культурного партнерства

Низкий 10 соответствует наличию общих мероприятий в рамках социально-культурного партнерства без четкого согласования предпринимаемых усилий

Нулевой 0 отражает отсутствие согласованности предпринимаемых усилий различных социальных институтов, специалистов в возрождении ценностей семьи, ценностного отношения к ребенку

Окончание табл. 1 - Критерии и показатели оценки эффективности социально-культурного партнерства в _профилактике детского неблагополучия_

Показатель Оценка в баллах Описание

Критерий 3. Инновационность

Высокий 30 соответствует включению инновационного компонента на уровне форм, методов, подходов в организации социально-культурного партнерства и профилактических мероприятий, создание новой услуги, инфраструктуры в рамках социально-культурного партнерства

Средний 20 соответствует наличию инновационного компонента на уровне форм, методов, подходов в организации социально-культурного партнерства и профилактических мероприятий

Низкий 10 соответствует наличию инновационного компонента на уровне форм и методов социально-культурного партнерства

Нулевой 0 отражает отсутствие инновационного компонента в социально-культурном партнерстве

Критерий 4. Управляемость

Высокий 30 соответствует наличию четкого управления и стратегии управления социально-культурным партнерством в профилактике детского неблагополучия

Средний 20 Соответствует наличию основных компонентов управления социально-культурным партнерством в профилактике детского неблагополучия

Низкий 10 соответствует наличию отдельных компонентов управления социально-культурным партнерством в профилактике детского неблагополучия

Нулевой 0 отражает отсутствие четкого управления и стратегии управления социально-культурным партнерством в профилактике детского неблагополучия

Критерий 5. Затрачиваемые ресурсы

Высокий 30 соответствует использованию различных источников финансирования (включая собственные), собственных кадровых и материально-технических ресурсов организациями-партнерами

Средний 20 соответствует привлечению дополнительных источников финансирования, использование собственных и привлекаемых кадровых и материально-технических ресурсов организациями-партнерами

Низкий 10 соответствует использованию одного источника финансирования, привлечение кадровых и материально-технических ресурсов сторонних организаций, не включенных в социально-культурное партнерство

Нулевой 0 отражает отсутствие дополнительных источников финансирования, объединения кадровых и материально-технических ресурсов с позиции решения задач социально-культурного партнерства

Критерий 6. Технологичность

Высокий 30 соответствует наличию возможности распространения модели и формы социально-культурного партнерства в связи с четкой их разработанностью

Средний 20 соответствует наличию возможности распространения модели и формы социально-культурного партнерства в связи с достаточной их разработанностью

Низкий 10 соответствует наличию модели и формы социально-культурного партнерства, которые требуют своей проработки и детализации

Нулевой 0 отражает отсутствие возможности распространения модели и формы социально-культурного партнерства в связи с недостаточной разработанностью/неразработанностью

Критерий 7. Результативность

Высокий 30 соответствует достижению количественных и качественных результатов социально-культурного партнерства в полном объеме

Средний 20 соответствует достижению не менее 3/4 запланированных количественных и качественных результатов социально-культурного партнерства

Низкий 10 соответствует достижению не менее 1/2 запланированных количественных и качественных результатов социально-культурного партнерства

Нулевой 0 соответствует достижению менее 1/4 запланированных количественных и качественных результатов социально-культурного партнерства

Представленные критерии оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия отражают понимание зависимости эффективности от затрачиваемых ресурсов, направленности, содержательного единства используемых на практике форм социально-культурного партнерства.

На втором этапе исследования (в течение января ноября 2016 г.) было организовано исследование эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Исследованием было охвачено 43 образовательных учреждения (в т.ч. 27 общеобразовательных школы, 15 дошкольных образовательных учреждений), 24 учреждения культуры (в т.ч. 9 библиотек, 8 музеев, 7 дворцов культуры), расположенных на территории Пермского края (г.г.Кизел, Александровск, Березники, Усолье, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Соликамский, Чердынский, Александровский муниципальный районы). Метод сбора информации - метод экспертной оценки и фиксации количественных показателей эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2

Таблица 2 - Сводные данные оценки критериев эффективности социально-культурного партнерства в

профилактике детского неблагополучия

Формы Критерии ффективности социально-культурного партнерства

партнерства целевая с одержательное инновацион- управляемость затрачив аемые технологич результатив

направленность единство ность ресурсы ностъ ностъ

Фестивали 22.3 20.46 24.4 19.3 19.3 24.4 19.3

детского

творчества

Благотв орительные 17.2 17.67 14.18 16.5 13.49 21.4 16.74

концерты

Академия 26.7 24.65 25.6 23.02 23.02 26.97 23.02

родительского

образов ания; клубы

для родителей/

школы для

родителей

Образов ательные 18.1 15.34 19.3 16.7 16.04 16.7 15.81

проекты' семинары

Конкурсные 15.3 17.7 17.7 21.6 21.8 21.3 20.7

программы для

семей

Творческие 14.2 17.44 18.83 16.51 20 17.9 13.49

лаборатории1'

научные

лаборатории1'

школы даровании

Семейные и 22.09 19.76 20 20 21.62 22.8 17.44

детские праздники?'

утренники

Интерактив ные 17.2 22.3 25.3 21.16 18.6 19.3 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тематические

площадки

Анализ полученных данных (таблица 2) позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Общая оценка эффективности представленных в таблице форм социально-культурного партнерств в профилактике детского неблагополучия может быть охарактеризована как «средняя».

2. Все формы социально-культурного партнерства можно условно разделить на «традиционные» и «инновационные». У традиционных форм социально-культурного партнерства (благотворительные концерты, конкурсные программы для семей) уровнем «ниже среднего» характеризуются такие критерии, как целевая направленность, содержательное единство, инновационность; критерии «технологичность», «результативность» -выше среднего, что может быть обусловлено богатой практикой проведения подобных мероприятий всеми субъектами социально-культурного партнерства. Такие традиционные формы, как фестивали детского творчества, семейные и детские утренники/ праздники, характеризуются выраженностью «выше среднего» всех критериев, что может быть обусловлено сложившимся в обществе пониманием культурных мероприятий как средства профилактики детского неблагополучия посредством включения детей в социально-значимую деятельность, а также распространенностью и популярностью данных фор партнерства в работе с семьями и детьми. У инновационных форм (Академия родительского образования/клубы для родителей/ школы для родителей) уровень выраженности всех критериев выше среднего, что определено целевой и содержательной направленностью подобных форм на поддержание семьи как субъекта воспитания и социализации. Такие инновационные формы партнерства, как интерактивные площадки, образовательные проекты/семинары, творческие лаборатории/ научные лаборатории/ школы дарований, обладают выраженностью критериев «ниже среднего», что может быть объяснено изначальной направленностью на образовательный эффект.

3. Наиболее эффективными формами партнерства являются: Академия родительского образования/клубы для родителей/ школы для родителей, фестивали детского творчества, семейные и детские праздники/ утренники, которые имеют ярко выраженную целевую (ценностно-смысловую) направленность, содержательное единство, инновационность, управляемость, затрачиваемые ресурсы, технологичность и результативность.

Важным является понимание того, что социально-культурное партнерство подразумевает социальный эффект, отражающий готовность различных групп лиц (специалистов, семей, детей) к совместной деятельности, к реализации социальной активности, а также изменение отношения к детству как социальной группе, требующей особых мер помощи и поддержки. Именно поэтому значимой является разработка и детализация форм социально-культурного

партнерства, имеющих определенную ценностно-смысловую направленность, содержательное единство в поддержании института семьи и детства.

Таким образом, представленная методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия и выводы, полученные по результатам ее проведения, являются основанием дальнейшего совершенствования форм социально-культурного партнерства в решении проблем современного детства.

Список литературы / References

1. Абубакиров Р. Ф. Развитие партнерских отношений в социальной сфере российской экономики/ Р.Ф.Абубакиров// Проблемы современной экономики. - 2008. - 1 (25) // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1880

2. Кизилова И.Н. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры. Автореферат дисс... кандидата экономических наук. СПб., 2011.- 24 с.

3. Милькевич О.А. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия: возможности и функции/ О.А.Милькевич// Проблемы современного педагогического образования. - 2016.- № 52-7.- С. 277-283.

4. Шипитько А.Б. Оценка системы социального партнерства в условиях модернизации социально-трудовых отношений/ А.Б.Шипитько// http://cyberleninka.ruarticle/notsenka-sistemy-sotsialnogo-partnerstva-v-usloviyah-modernizatsii-sotsialno-trudovyh-otnosheniy

Список литературы на английском языке / References in English

1. Abubakirov R. F. Razvitie partnerskih otnoshenij v social'noj sfere rossijskoj jekonomiki [The development of partnerships in the social sector of the Russian economy]/ R.F.Abubakirov// Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2008. - 1 (25) // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1880 [in Russian]

2. Kizilova I.N. Formirovanie innovacionnyh metodov upravlenija v sfere kul'tury [Formation of innovative management practices in the field of culture]. Avtoreferat diss. kandidata jekonomicheskih nauk. SPb., 2011.- 24 p. [in Russian]

3. Mil'kevich O.A. Social'no-kul'turnoe partnerstvo v profilaktike detskogo neblagopoluchija: vozmozhnosti i funkcii [The social and cultural partnership in the prevention of child distress: the features and functions]/ O.A.Mil'kevich// Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija.- 2016.- № 52-7.- P. 277-283. [in Russian]

4. Shipit'ko A.B. Ocenka sistemy social'nogo partnerstva v uslovijah modernizacii social'no-trudovyh otnoshenij [Evaluation of the system of social partnership in the modernization of social and labor relations]/ A.B.Shipit'ko// http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sistemy-sotsialnogo-partnerstva-v-usloviyah-modernizatsii-sotsialno-trudovyh-otnosheniy [in Russian]

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.068 Милькевич О.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация

В статье представлены основания моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, позволяющие повысить эффективность данного механизма решения проблем современного детства. Результаты проведенного ранее эмпирического исследования эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия подчеркивают необходимость и значимость моделирования социально-культурного партнерства, его дальнейшей детализации посредством конкретных методических разработок, направленных на взаимодействие с ребенком и его семьей, с социумом, со специалистами.

Ключевые слова: эффективность социально-культурного партнерства, моделирование социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Milkevich O.A.

PhD in Peadagogy, Associate Professor Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher education

«Perm State National Research University» FOUNDATIONS OF MODELING OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION

OF CHILDREN'S TROUBLE

Abstract

The article presented the base of modeling socio-cultural partnership in the prevention of child distress, allowing to increase the efficiency of the mechanism for addressing the problems of modern childhood. The results of previous empirical research on the effectiveness of social and cultural partnership in the prevention of child distress emphasize the need and importance of modeling socio-cultural partnership and its further detail through specific teaching materials aimed at interaction with the child and his family, with society, with the experts.

Keywords: the effectiveness of the social and cultural partnership, modeling of socio-cultural partnership in the prevention of child distress.

Моделирование социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия является актуальным и значимым направлением исследования, что определяется, с одной стороны, недостаточной эффективностью реализуемых форм и методов профилактики детского неблагополучия. В контексте нашего понимания одним из механизмов профилактики детского неблагополучия выступает социально-культурное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.