Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ / ДЕТИ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новочук Павел Александрович

Цель исследования - выявить социально-культурные аспекты приобщения детей к нематериальному культурному наследию в деятельности подростковых клубов. В статье обоснованы особенности работы клубных объединений с подростками на основе отечественных концепций психовозрастного развития Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна. Проанализирован опыт работы краеведческих клубов, музеев, образовательных и досуговых учреждений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию и конкретизированы организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений. Научная новизна исследования состоит в выявлении противоречий, проистекающих из-за неудовлетворения в полном объеме запросов целевой аудитории существующей системой приобщения подростков к нематериальному культурному наследию в рамках клубных объединений. В результате обозначены недостатки в работе клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию и определена необходимость в разработке комплексных программ и планов работы подростковых клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING CHILDREN TO NON-MATERIAL CULTURAL HERITAGE WITHIN TEEN CLUBS ACTIVITIES: SOCIO-CULTURAL ASPECTS

The paper reveals socio-cultural aspects of introducing children to non-material cultural heritage within teen clubs activities. Relying on developmental psychology conceptions proposed by D. B. Elkonin and D. I. Feldstein, the author identifies the specificity of teen clubs activities. The article analyzes the activities of local lore clubs, museums, educational and recreational institutions to introduce children to non-material cultural heritage, determines organizational and pedagogical conditions for improving teen clubs activities. Scientific originality of the research involves identifying contradictions arising due to incapability of the existing teen clubs to satisfy target audience aspirations to study non-material cultural heritage. The research findings are as follows: the author reveals shortcomings in teen clubs activities for introducing teenagers to non-material cultural heritage, justifies the necessity to develop integrated programs of teen clubs activities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ»

rponnOTQ Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1001-1005 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1001-1005

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Социально-культурные аспекты приобщения детей к нематериальному культурному наследию в деятельности подростковых клубов

Новочук П. А.

Аннотация. Цель исследования - выявить социально-культурные аспекты приобщения детей к нематериальному культурному наследию в деятельности подростковых клубов. В статье обоснованы особенности работы клубных объединений с подростками на основе отечественных концепций психовозрастного развития Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна. Проанализирован опыт работы краеведческих клубов, музеев, образовательных и досуговых учреждений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию и конкретизированы организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений. Научная новизна исследования состоит в выявлении противоречий, проистекающих из-за неудовлетворения в полном объеме запросов целевой аудитории существующей системой приобщения подростков к нематериальному культурному наследию в рамках клубных объединений. В результате обозначены недостатки в работе клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию и определена необходимость в разработке комплексных программ и планов работы подростковых клубов.

EN

Introducing Children to Non-Material Cultural Heritage within Teen Clubs Activities: Socio-Cultural Aspects

Novochuk P. A.

Abstract. The paper reveals socio-cultural aspects of introducing children to non-material cultural heritage within teen clubs activities. Relying on developmental psychology conceptions proposed by D. B. Elkonin and D. I. Feldstein, the author identifies the specificity of teen clubs activities. The article analyzes the activities of local lore clubs, museums, educational and recreational institutions to introduce children to nonmaterial cultural heritage, determines organizational and pedagogical conditions for improving teen clubs activities. Scientific originality of the research involves identifying contradictions arising due to incapability of the existing teen clubs to satisfy target audience aspirations to study non-material cultural heritage. The research findings are as follows: the author reveals shortcomings in teen clubs activities for introducing teenagers to non-material cultural heritage, justifies the necessity to develop integrated programs of teen clubs activities.

Введение

Актуальность исследования. В современном мировом сообществе сохранение нематериального культурного наследия является одной из ключевых проблем. Под угрозой полного исчезновения оказались многие формы культуры, важные для национальной и этнокультурной самоидентификации человека. Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуре крайне важна. С возрастом интересы личности растущего человека отдаляются от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. У подростков зачастую наблюдается разрушение ментального иммунитета, происходит кризис национальной самоидентификации. Отсюда возникает острейшая социокультурная проблема - актуализация интереса подростков и молодежи к народным традициям.

Применение различных форм нематериального культурного наследия в воспитании подростков средствами социально-культурной деятельности является значимым на сегодняшний день, поскольку для развития личности подростка огромным педагогическим потенциалом обладают традиции народной культуры.

Научная статья (original research article) I https://doi.orq/10.30853/ped20210140

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Проблема исследования заключается в противоречии между большим воспитательным потенциалом нематериального культурного наследия и недостаточным использованием возможностей социально-культурной деятельности в процессе его актуализации среди подростков.

Обозначенная проблема и цель исследования определили следующие задачи исследования:

- выявить особенности работы клубных объединений с подростками;

- проанализировать деятельность клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию;

- конкретизировать организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию.

Теоретической базой исследования являются отечественные концепции психического развития Д. Б. Эль-конина (1989) и Д. И. Фельдштейна (1996), принципы организации досуговой деятельности и клубной работы, отраженные в научных трудах А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова (Культурно-досуговая деятельность, 1998).

Для достижения цели и решения поставленных задач в исследовании использован комплекс теоретических (анализ научной и методической литературы, интернет-источников по теме исследования) и практических методов исследования (социологическое исследование в форме анкетирования).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе клубных и культурно--досуговых учреждений для совершенствования форм и методов по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию.

Особенности работы клубных объединений с подростками

Подростковый возраст - это один из самых трудных и неоднозначных из детских возрастов. Успешное становление подростка, его личности определяет не только активное включение в общественную жизнь, но и нахождение им своего места в социуме. Подростковый возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка.

В качестве ведущего вида деятельности у подростков Д. Б. Эльконин (1989) определяет интимно-личностное общение со сверстниками, а основным психическим новообразованием этого возраста он считает чувство взрослости. «Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» (с. 277). По мнению Д. Б. Эльконина, именно в общении со сверстниками формируется понимание межличностных взаимоотношений, освоение культурных норм и ценностей. В то же время Д. И. Фельдштейну (1996) принадлежит другая точка зрения, согласно которой ведущей деятельностью для подростка является общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность. «Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию» (с. 165).

О. В. Неустроева (2015, с. 66), проанализировав подходы к психологической характеристике подросткового возраста в научных трудах Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна, приходит к выводу, что подростковый возраст - это возраст в жизни человека, когда активно формируются самосознание, самооценка, мировоззрение и ценностные ориентации. В этот период происходит самоутверждение и самоактуализация подростка посредством принятия определенных социальных позиций.

Таким образом, исходя из вышесказанного, для подростка, с одной стороны, характерно стремление к межличностному общению и взаимодействию со сверстниками, а с другой - стремление к самоопределению, самоактуализации и самоутверждению.

Такая форма организации деятельности, как подростковые клубы, на наш взгляд, полностью соответствует внутренним психологическим потребностям подросткового возраста. Именно в клубных формированиях подростки получают возможность межличностного взаимодействия со сверстниками и в то же время в рамках художественно-творческой и социально полезной деятельности реализуют потребность в самоопределении и самоактуализации.

Высокий потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков выделяет И. В. Колесов (2016). При этом он дает следующее определение понятию «клубная деятельность»: «...это социально регулируемый, педагогически целесообразный, институционально оформленный и пространственно локализованный процесс общения и активного культурного досуга, основывающийся на принципах позитивной свободы, добровольности, социально значимой направленности, общего интереса, самоорганизации, атрибутивности, нормативности, занимательности, в ходе которого происходит социальная адаптация и индивидуализация личности в социуме, развивается ее социальная активность» (с. 73). Автор выделяет такие виды клубных объединений, как любительский клуб, клуб-мастерская, клуб-коммуна и клуб-тусовка. Немаловажным, по мнению автора, является то, что клуб - это малоформализованная структура, в которой отсутствует жесткая иерархия, что позволяет подростку осваивать социально приемлемые формы отстаивания своих интересов.

Таким образом, к особенностям работы клубных объединений с подростками можно отнести ориентацию на добровольность, неформальное взаимодействие членов клуба, свободу самовыражения, которые отражают возрастные психологические потребности подростка и позволяют ему гармонично развиваться в процессе социализации.

Деятельность клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию

Успех работы клубного учреждения зависит от того, насколько разнообразно содержание его деятельности. Оно определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарем государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения; его материально-техническими и финансовыми возможностями (Культурно-досуговая деятельность, 1998).

Анализ работы культурно-досуговых учреждений, деятельности неформальных молодежных и подростковых объединений, коммерческих проектов, направленных на работу с подростками, показал, что большой популярностью наряду с уже ставшими традиционными пользуются такие формы социально-культурной деятельности, как интеллектуальные игры, фотоохота, квест-комнаты, творческие кафе, арт-студии, киноклубы, волонтерские пикники, велокарнавалы, мультижанровые лонгфестивали, уличные перформансы, флешмо-бы и др. (Шумская, 2021, с. 86).

Важной функцией клубного объединения является социальная адаптация подрастающего поколения через освоение детьми культурных норм, ценностей и нематериального культурного наследия своего народа. Нематериальное культурное наследие, согласно Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (2003), включает в себя «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия».

В этом направлении работают краеведческие клубы, музеи, образовательные и досуговые учреждения. Анализ деятельности краеведческих клубов позволил установить, что этнокультурное воспитание подростков посредством краеведческих клубов достаточно эффективно и способствует формированию национального самосознания, положительного восприятия и интереса к национальной культуре, традициям, чувства гордости за свою нацию. Наиболее эффективными формами работы клубов, учитывающими возрастные и психологические особенности подростков, будут исследовательская поисковая деятельность, направленная на сбор и обработку информации, экспедиционная и туристическая деятельность, подразумевающая сбор и регистрацию объектов культурного и исторического наследия, проектная деятельность, преследующая цель сохранения и воспроизведения образцов региональной культуры (Новочук, 2016, с. 158). При этом стоит отметить, что в первую очередь работа краеведческих клубов направленна на сбор, систематизацию и сохранение объектов нематериального культурного наследия в форме поисковой, туристической, экспедиционной, проектной деятельности и практически отсутствуют занятия по освоению подростками технологий реконструкции и воспроизведения этих объектов.

Активную работу по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию проводят отечественные музеи, среди которых можно выделить музей «Малые Корелы», Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», где реализуется ряд культурно-досуговых программ для подростков. На базе музея «Малые Корелы» с подростками проводят мастер-классы, интерактивные экскурсии, квесты, игровые программы (Музеи под открытым небом., 2016). Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» реализует программы, в рамках которых подростки знакомятся с технологиями гончарного и кузнечного ремесла, технологиями изготовления традиционных обрядовых кукол и др. (https://kulpole.ru/). Однако стоит отметить, что работа музеев с подростками, как правило, ограничивается освоением отдельных образцов нематериального культурного наследия, представленных в музейных коллекциях, в форме мастер-классов или в виде досуговых развлекательных программ и носит ознакомительных характер.

Большой вклад в приобщение подростков к нематериальному культурному наследию вносят клубы исторической реконструкции. Примерами таких клубов в г. Тамбове являются клуб исторической реконструкции «Серебряная ладья» и военно-исторический клуб «Средневековье», которые занимаются с подростками изучением истории, традиционной культуры и быта, реконструкцией одежды, доспехов и предметов обихода. Клубы принимают активное участие в культурно-массовых мероприятиях на различных площадках города, ведут исследовательскую и экспедиционную деятельность (http://tambovmuseum.ru/clubs/silver_boat/about_dub.html). Характерной особенностью клубов исторической реконструкции является ориентация на военную историю конкретной эпохи и элементы традиционного быта, а такой пласт нематериального культурного наследия, как традиции, обычаи и устное народное творчество, практически не представлен.

Таким образом, опыт работы музеев и учреждений культуры подтверждает интерес к заявленной проблеме как среди организаторов культурно-просветительной деятельности, так и среди детей подросткового возраста. Однако потенциал подростковых клубов как формы организации деятельности подростков не в полной мере используется в рамках приобщения детей к нематериальному культурному наследию. Стоит отметить несистематичность проводимой работы, ориентацию на отдельные формы нематериального культурного наследия в работе с детьми, ограниченность в выборе форм работы клубных объединений.

Организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию

С целью выявления организационно-педагогических условий совершенствования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию кафедрой народной художественной культуры Тамбовского государственного музыкально-педагогического института (ТГМПИ) им. С. В. Рахманинова было проведено анкетирование в домах культуры Липецкой, Тамбовской областей. В исследовании приняли участие более 100 человек из числа участников подростковых клубов и их родителей, работников клубных учреждений.

При анализе ответов на вопрос «Какие мероприятия в большей степени способствуют сохранению и развитию нематериального культурного наследия?» были получены следующие результаты: наиболее эффективными считаются фестивали (82%), творческие занятия (78%), познавательные экскурсии (78%), народные гуляния (75%). Далее следуют конкурсы, встречи с интересными людьми, кружки, игры, просмотры фильмов, лекции. Менее всего эффективны, на взгляд респондентов, проекты (45%) и тренинги (52%), однако подростки достаточно активно в них заинтересованы (72% и 83% соответственно), больше, чем родители и работники клубных учреждений. Это может быть связано с тем, что старшее поколение в меньшей степени знакомо с этими понятиями и такой формой организации досуговой работы. При этом, по мнению подростков, фестивали (52%) и кружки (38%) не столь значимы в деле сохранения и распространения нематериального культурного наследия. Некоторые участники опроса считают кружок устарелой формой организации занятий. Более заинтересованы в этой форме занятий родители и работники клубных учреждений, представляющие поколение среднего и старшего возраста (от 36 лет). Однако, как показывают исследования, наиболее частыми посетителями культурно-досуговых учреждений (клубов, кружков, творческих студий и др.) являются подростки и молодежь до 25 лет (Четвертков, 2007, с. 265).

Наиболее эффективными формами работы с детьми и подростками в освоении нематериального культурного наследия респонденты считают экскурсии (64%), организацию и проведение праздников (66%), игры (50%). Проведение специальных уроков (38%), посиделки (22%), лекции (8%) менее эффективны, по мнению респондентов, в этой работе. Но сами подростки при этом считают более интересными и эффективными формами посиделки (52%) и игры (58%).

Ответы на вопрос «Что необходимо сделать, чтобы поднять интерес к нематериальному культурному наследию?» распределились следующим образом: наиболее популярные ответы связаны с проведением фестивалей, конкурсов (42%) и пропагандой в СМИ (34%). Далее следуют изучение культурного наследия на уроках музыки в школе (26%) и организация концертов (22%), и только потом - издание специальной периодической печатной продукции (листовки, журналы, газеты) (8%).

Такую иерархию предпочтений можно объяснить тем, что в наше время молодежь большую часть информации получает из средств массовой коммуникации. Поэтому основной источник знаний о нематериальном наследии - Интернет, на втором месте - телевидение, и только потом - журналы и газеты. Следовательно, информацию для этой целевой аудитории нужно размещать на электронных ресурсах.

В соответствии с возрастными группами предпочтения респондентов распределились следующим образом. Подростки предпочитают, чтобы народная культура изучалась на уроках музыки в школе (58%), а также выступают за организацию концертов (55%). Молодежь в возрасте 18-35 лет полагает, что необходимо проводить больше конкурсов, фестивалей (60%) и пропагандировать народные традиции в СМИ (44%). Среднее и старшее поколение (от 36 лет и старше) заинтересовано в концертах и в издании специальной литературы, что свидетельствует о том, что в этой возрастной группе придерживаются традиционной системы получения информации, которая вместе с тем постепенно вытесняется.

В результате проведенное исследование подтвердило вывод, сделанный на основе анализа специальной литературы и опыта деятельности учреждений культуры и клубных объединений, что потенциал подростковых клубов как формы организации деятельности подростков не в полной мере используется в рамках приобщения детей к нематериальному культурному наследию. Так, в отличие от подростков, среди представителей старшего поколения остаются недооцененными в деле сохранения нематериального культурного наследия такие мероприятия, как проекты и тренинги. Также несколько отличаются мнения и по таким вопросам, как наиболее эффективные формы организации занятий по освоению нематериального культурного наследия и каналы получения информации по этой проблеме.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет конкретизировать следующие организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию. Наравне с использованием традиционных устоявшихся форм клубной работы необходимо более активное внедрение новых форм, актуальных в подростковой среде. Следует осуществлять популяризацию нематериального культурного наследия через средства массовой информации и Интернет как основные источники информации для подростков, выстроить взаимодействие клубных и образовательных учреждений для расширения возможностей по освоению нематериального культурного наследия подростками в рамках уроков музыки и внеурочной работы общеобразовательных школ.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Подростковые клубы, ориентирующиеся в организации своей работы на принципы добровольности, самоорганизации и направленные на социальную адаптацию

и индивидуализацию личности в социуме, в полной мере отражают психологические потребности этой возрастной группы в межличностном общении со сверстниками и самоопределении через общественно полезную деятельность.

Анализ современного опыта деятельности краеведческих клубов, музеев, образовательных и досуговых учреждений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию показал, что, несмотря на большую проделанную работу, в ней не всегда присутствует систематичность, учреждения ориентируются лишь на отдельные виды нематериального культурного наследия и ограничиваются несколькими апробированными формами клубной работы. Чаще всего это мастер-классы, интерактивные экскурсии, игровые программы.

Проведенное в форме анкетирования исследование среди работников клубных учреждений, участников подростковых клубов и их родителей позволило сформулировать организационно-педагогические условия совершенствования деятельности клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию, состоящие во внедрении новых форм клубной работы, активном использовании средств массовой информации и Интернета в работе с подростками и взаимодействии клубных и образовательных учреждений.

Таким образом, проведенное исследование выявило противоречия, которые заключаются:

- в наличии интереса у подростков к освоению нематериального культурного наследия и отсутствии комплексного подхода к этому вопросу в деятельности клубных объединений;

- в стремительном обогащении досуговой деятельности детей и молодежи в последнее время новыми формами и недостаточном внимании к современным, актуальным в подростковой среде формам клубной работы со стороны работников учреждений культуры и родителей подростков.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в разработке и апробации комплексных программ и примерных календарных планов работы подростковых клубов, ориентирующихся на уже накопленный богатый опыт работы учреждений в данном направлении и интегрирующих современные тенденции социокультурной подростковой среды.

Источники | References

1. Колесов И. В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков // Вестник Тамбовского государственного университета. 2016. № 9 (161).

2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. 2003. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml

3. Культурно--досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. М., 1998.

4. Музеи под открытым небом: роль в сохранении и популяризации культурного наследия, перспективы развития в современных условиях: материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию музея «Малые Корелы» / сост., науч. ред. А. Н. Давыдов. Архангельск, 2016.

5. Неустроева О. В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // European Research. 2015. № 6 (7).

6. Новочук П. А. Этнокультурное воспитание подростков средствами краеведческих клубов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4.

7. Фельдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. М., 1996.

8. Четвертков А. Н. Социокультурный анализ ценностно-досуговых ориентиров жителей центральной России // Вестник Тамбовского государственного университета. 2007. № 4.

9. Шумская Э. А. Деятельность клубных объединений по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: сб. науч. тр. по материалам XXI Международной научно-практической конференции (г. Анапа, 22 сентября 2021 г.). Анапа: НИЦ ЭСП в ЮФО, 2021.

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Новочук Павел Александрович1, к. пед. н., доц.

1 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова Novochuk Pavel Alexandrovich1, PhD

1 Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

novochuk_pavel@mail. ru

i

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 21.10.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): социально-культурные аспекты; дети; нематериальное культурное наследие; подростковые клубы; socio-cultural aspects; children; non-material cultural heritage; teen clubs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.