Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 70-80-Х ГГ. XX ВЕКА'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 70-80-Х ГГ. XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛУБ / КЛУБНАЯ РАБОТА / КЛУБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараторин Е.В.

В статье проводится подробный анализ авторефератов и диссертационных работ по научной специальности «Культурно-просветительная работа» в России в период 70-80-х гг. XX века. Российская государственная библиотека, являясь источниковой базой данной статьи, позволяет выявить объекты и предметы исследований советских диссертантов, определить важные педагогические проблемы, актуальные в рассматриваемый отрезок времени. В тексте статьи рассматриваются ведущие понятия диссертационных работ по изучаемой научной специальности. Особое внимание обращено на то, что советские исследователи в своих научных изысканиях обосновывали педагогические процессы, связанные с клубом, клубной работой, клубными объединениями и учреждениями, клубными коллективами, клубными работниками, досугом, кружками, музеями, массовыми праздниками, вузами культуры и искусств, культурно-просветительскими училищами, общежитиями и многим другим. Делается попытка определения проблемного поля специальности «Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности», а впоследствии «Теории, методики и организации социально-культурной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN RUSSIA AS AN OBJECT OF DISSERTATION STUDIES IN THE 70-80S. XX CENTURY

The article provides a detailed analysis of extended abstracts and theses in the scientific specialty “Cultural and educational work” in the period of1970s-1980s. The Russian State Library, as a source base ofthis article, allows identifying the objects and subjects of research of Soviet scientists and important pedagogical issues that are relevant in the period under consideration. The article deals with the leading concepts of the thesis papers on the given scientific specialties. The article indicates that Soviet researchers studied the pedagogical processes associated with the club, club work, club associations and institutions, club collectives, club employees, leisure, clubs, museums, public events, universities of culture and arts, cultural and educational schools, dormitories etc. The article attempts to define the problem field of the specialty “Theory, methodology and organization of cultural and educational activities”, and later “Theory, methodology and organization of socio-cultural activities”.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 70-80-Х ГГ. XX ВЕКА»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 379.8 ТАРАТОРИН Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, начальник творческо-исполнительского центра, доцент кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры E-mail: etaratorin@mail.ru

UDC 379.8 TARATORIN E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Creative and Performing Center, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities of the Orel State Institute of Culture E-mail: etaratorin@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 70-80-х гг. XX ВЕКА

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN RUSSIA AS AN OBJECT OF DISSERTATION STUDIES

IN THE 70-80S. XX CENTURY

В статье проводится подробный анализ авторефератов и диссертационных работ по научной специальности «Культурно-просветительная работа» в России в период 70-80-х гг. XX века. Российская государственная библиотека, являясь источниковой базой данной статьи, позволяет выявить объекты и предметы исследований советских диссертантов, определить важные педагогические проблемы, актуальные в рассматриваемый отрезок времени. В тексте статьи рассматриваются ведущие понятия диссертационных работ по изучаемой научной специальности. Особое внимание обращено на то, что советские исследователи в своих научных изысканиях обосновывали педагогические процессы, связанные с клубом, клубной работой, клубными объединениями и учреждениями, клубными коллективами, клубными работниками, досугом, кружками, музеями, массовыми праздниками, вузами культуры и искусств, культурно-просветительскими училищами, общежитиями и многим другим. Делается попытка определения проблемного поля специальности «Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности», а впоследствии «Теории, методики и организации социально-культурной деятельности».

Ключевые слова: педагогическая наука, культурно-просветительная работа, культурно-просветительская деятельность, клуб, клубная работа, клубное учреждение, объект исследования, предмет исследования.

The article provides a detailed analysis of extended abstracts and theses in the scientific specialty "Cultural and educational work" in theperiod of1970s-1980s. The Russian State Library, as a source base ofthis article, allows identifying the objects and subjects of research of Soviet scientists and important pedagogical issues that are relevant in the period under consideration. The article deals with the leading concepts of the thesis papers on the given scientific specialties. The article indicates that Soviet researchers studied the pedagogical processes associated with the club, club work, club associations and institutions, club collectives, club employees, leisure, clubs, museums, public events, universities of culture and arts, cultural and educational schools, dormitories etc. The article attempts to define the problem field of the specialty "Theory, methodology and organization of cultural and educational activities", and later "Theory, methodology and organization of socio-cultural activities".

Keywords: pedagogical science, cultural and educational work, cultural and educational activities, club, club work, club institution, object of research, subject of research.

Педагогика как наука была введена в номенклатуру специальностей научных работников в 1934 году. Именно тогда была утверждена первая инструкция о порядке применения постановления СНК СССР «Об учёных степенях и званиях» [2]. В период с 1934 по 2009 годы в России было утверждено более 130 специальностей высшей научной квалификации по педагогическим наукам. С 1963 года намечается тенденция увеличения числа научных педагогических специальностей за счёт других отраслей наук.

Научная специальность «Культурно-

просветительная работа» была введена в номенклатуру специальностей научных работников только в 1957 году. На тот год данная специальность находилась в одном ряду с семнадцатью научными педагогическими специальностями - от библиографии и библиотековедения до

теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

В номенклатуре специальностей научных работников культурно-просветительная работа утверждалась также в 1963, 1969, 1972, 1977, 1984 годах. Анализ диссертационных работ по научной специальности «Культурно-просветительная работа», представленных в базе Российской государственной библиотеки, позволяет выявить основные объекты и предметы исследований советских ученых, определить важные педагогические проблемы, которые были максимально актуальны в 1960-1980-х гг.

Понятие «культурно-просветительная работа» проходит через диссертационные работы обозначенной научной специальности. В исследованиях она выполняет различные функции: реализует ленинский принцип

© Тараторин Е.В. © Taratorin E.V.

демократизации культуры, содействует функционированию гармоники как важному средству воспитания трудящихся, совершенствованию культуры быта городского населения, утверждает социалистический образ жизни, формирует общественную активность иностранных учащихся, программирует и развивает художественное творчество детей. Некоторые исследователи в своих работах изучают туризм, театрализацию и театрализованные формы как метод активации участников культурно-просветительной работы, воспитательный потенциал кино средствами культурно-просветительной работы с учащейся молодежью, ее педагогическое влияние на интерес молодежи к музыке, символику как средство идейно-эмоционального воздействия, нормирование профессиональной направленности студентов вузов культуры, культурно-просветительную работу в общежитии.

Являясь воспитательной деятельностью социалистического коллектива, культурно-просветительная работа развивает общественную активность тружеников села, содействует непрерывному музыкальному просвещению масс, формирует политическую культуру курсантов военных училищ, эстетическую культуру учащейся молодежи и социальную активность сельских школьников, интегрирует трудовые коллективы районного агропромышленного объединения, содействует профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Значительно часто в диссертационных работах обозначенного периода и культурно-просветительная деятельность. Данная деятельность выступает в качестве средства интернационального воспитания рабочей молодежи, активизации деятельности молодых специалистов на селе, а также реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства. Культурно-просветительная деятельность рассматривается также с точки зрения исторического анализа. К примеру, представлена педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.Н. Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России, культурно-просветительская деятельность Н.И. Привалова и В.В. Андреева как непосредственных организаторов и руководителей первых в стране оркестров русских народных инструментов. Некоторые научные работы посвящены культурно-просветительной деятельности музея, социалистического трудового коллектива, историко-революционных и военно-исторических музеев, студентов, литературных музеев-заповедников.

Ведущим объектом исследования большинства диссертационных работ по научной специальности «Культурно-просветительная работа» выступает клуб. Советские диссертанты выявили значение клуба в сохранении, развитии и популяризации традиционного народного творчества, рассмотрели клуб в системе профориентации старшеклассников, провели анализ деятельности клуба по организации самообразования молодежи. В некоторых работах можно встретить исторический анализ деятельности клубов, в частности молодежных клубов, ориентированных на политико-

просветительную работу ленинского комсомола в 1917-1925 годах. Интересной представляется работа, посвященная проблемам общественного назначения и функций советского клуба в педагогическом наследии Н.К. Крупской.

Советские диссертационные работы, всесторонне освещающие деятельность клубов, направлены на изучение процесса взаимодействия клуба и средств массовой информации, поиск необходимых условий для совершенствования деятельности клуба в процессе воспитания эстетической культуры молодежи села, путей повышения его роли в организации досуга молодежи, атеистическое, патриотическое и экологическое воспитание молодежи, коммунистическое воспитание трудящихся. В диссертациях клуб выступает фактором совершенствования семейного воспитания, развития музыкальной культуры села, идейно-нравственного воспитания, развития самодеятельного технического творчества, формирования общественно-политического опыта будущих рабочих.

Особое внимание диссертанты уделили деятельности клуба по различным направлениям. К примеру, наглядно-пропагандистской деятельности в системе идейно-политического воспитания молодежи, воспитанию эстетических вкусов жителей села средствами киноискусства, трудовому воспитанию сельского населения, коммунистическому воспитанию будущих специалистов, стимулированию массового технического творчества трудящихся, наглядной пропаганде и агитации, социально-культурной и общественной активности трудящихся, формированию коллективизма личного состава части, воспитанию трудовой активности молодых рабочих, развитию творческих способностей подростков в клубе, формированию общественного мнения, воспитанию культуры поведения советских воинов.

В работах диссертантов отмечается, что советский клуб выполняет различные функции: просветительскую, социальную, агитационно-пропагандистскую, педагогическую, воспитательную, информационно-образовательную функции. Некоторые работы посвящены взаимодействию клубов и профессионально-технических училищ по совершенствованию музыкального воспитания молодых рабочих, деятельности клубов в вопросе научной организации труда на производстве, организационно-педагогическим условиям организации наиболее эффективного педагогического руководства досугом молодежи в клубе и педагогическим особенностям работы туристских клубов как общественных досуговых учреждений.

Еще одним понятием, фигурирующим в диссертационных работах, является клубная работа. Она была представлена как важный инструмент процесса воспитания тружеников села подросткового возраста, основанного на боевых, революционных и трудовых традициях народа Советского Союза, формирования общественного мнения по проблемам нравственности, совершенствования эстетического воспитания молодёжи, ориентации школьников на профессии современ-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

ного села, воспитания общественной направленности личности младшего школьника, формирования и развития творческих способностей советских воинов. Исследователи предложили факторы, способствующие повышению эффективности образовательно-массовых форм клубной работы, дифференцированный подход к клубной аудитории и пути его реализации, условия и пути совершенствования идейно-воспитательной работы клуба средствами художественной самодеятельности, особенности клубной работы с сельской молодой семьей по реализации их культурных интересов.

По мнению диссертантов, источником планирования клубной деятельности является социальная информация, а сценарий представляет собой идейно-драматургическую основу театрализованных форм клубной работы. В качестве актуального фактора, способствующего повышению результативности клубной работы, советские ученые обосновали процесс по формированию педагогической направленности деятельности культпросветработников. Советские диссертанты рассматривают особенности организации эстетического воспитания подрастающего поколения в клубе на основе народного декоративно-прикладного искусства; поэтическое слово как средство повышения уровня идейно-эмоционального воздействия пропагандистских и художественных форм работы клубных учреждений.

В ряде диссертационных работ можно встретить такое понятие, как «клубные объединения». Исследователи связывают это понятие с коммунистическим воспитанием трудящихся, развитием мотива-ционной сферы и формированием духовных интересов участников клубных объединений.

Клубный коллектив способствует формированию творческой активности личности, эстетическому воспитанию как определяющему условию развития социальной активности подростка старшего возраста. Несколько работ были посвящены педагогическим особенностям формирования и развития клубного коллектива, а также основам педагогических технологий воспитания культуры поведения подростков в условиях функционирования клубных театральных коллективов.

В диссертационных исследованиях также можно встретить понятие «клубные учреждения». Это понятие исследователи связывают с музыкально-пропагандистской деятельностью, тенденциями развития художественной самодеятельности, физическим воспитанием населения, оптимизацией политического информирования городского населения, повышением научно-технических знаний и развитием научно-технического творчества трудящихся, совершенствованием гражданского воспитания старших подростков, воспитанием трудовой активности сельской молодежи, экологическим воспитанием старшеклассников, воспитанием у трудящихся коммунистического отношения к труду.

Особый интерес вызывает работа В.М. Рябкова, написанная по материалам деятельности агитационно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК в

1918-1920 гг. Она посвящена передвижным клубным учреждениям культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти [3].

Особого внимания исследователей заслуживает деятельность клубных учреждений. В работах отражена деятельность клубных учреждений по организации коммунистического воспитания трудящихся, формированию активного интереса к службе в Советской Армии у школьников призывного возраста, повышению трудовой активности трудящихся промышленных предприятий, воспитанию общественно-политических интересов тружеников села, военно-патриотическому воспитанию работающей молодежи пограничного региона, идейно-политическому воспитанию трудящихся, удовлетворению и развитию культурных потребностей тружеников села.

Большинство работ направлены на обоснование научных положений о процессе взаимодействия производственных коллективов и клубных учреждений для обеспечения эффективности развития трудовой и социально-культурной активности рабочих; пропаганды педагогических знаний среди населения; повышение уровня организационно-методической работы клубных учреждений в условиях села; развития трудовой и социально-культурной активности рабочих; организации культурного отдыха тружеников села; эстетического воспитания средствами кино; педагогического процесса организации воспитательной работы клубных учреждений профсоюзов. Некоторые диссертанты предлагают пути совершенствования научно-технической пропаганды в сельских клубных учреждениях, условия повышения значимости работы клубных учреждений, ориентированной на интернациональное воспитание трудящихся.

Анализ диссертационных работ по научной специальности показал глубину изучения научных проблем, связанных с организацией на базе клубных учреждений педагогического и творческого процессов. Учреждения способствуют воспитательной работе в сельском трудовом коллективе при условии культурного содружества клубных учреждений города и села; развитию эстетической потребности рабочей молодежи; воспитанию социалистической дисциплины труда членов сельских производственных коллективов; оптимизации научно-технической пропаганды; организации процесса оптимизации трудового воспитания сельских тружеников на основе непосредственного взаимодействия сельских производственных коллективов с клубными учреждениями; пропаганде социалистического образа жизни; совершенствованию работы с молодежью на основе комплексного подхода к воспитанию.

Диссертанты осветили организационно-методическую деятельность районного дома культуры, направленную на реализацию идейно-воспитательной работы сельских клубных учреждений, выявили социально-педагогические проблемы закрепления кадров в сельских клубных учреждениях. Исследовательские работы посвящены решению про-

блем, касающихся деятельности клубных учреждений, выявления и удовлетворения на их базе культурных запросов и интересов молодых рабочих.

Исследователи изучили проблемы, касающиеся развития творческой личности работника клубного учреждения в области его профессиональной деятельности, многие из них предложили оптимальные условия для организации эффективного взаимодействия клубного работника и широкой аудитории, другие - выстроили технологический процесс профессиональной подготовки таких работников на базе культурно-просветительских училищ.

На базе культурно-просветительных учреждений проводилось значительное количество советских диссертационных исследований. Выступая объектом исследований, данные учреждения содействуют развитию творческой и познавательной активности участников детских самодеятельных духовых оркестров, эстетическому воспитанию подростков и школьников, формированию и развитию политической культуры молодежи села, идеологическому обеспечению целевых комплексных программ.

Деятельность культурно-просветительных учреждений, по мнению диссертантов, направлена на формирование военнослужащих советских Вооруженных Сил на трудах В.И. Ленина, решение проблемы просвещения и воспитания сельского населения (реализацию ленинского кооперативного плана), нравственное воспитание сельского населения.

В диссертационных исследованиях анализируемой научной специальности досуг как культурный феномен отражен незначительно. В ряде работ диссертанты описали процесс организации досуга трудящихся при взаимодействии театра и клубных учреждений, представили дискотеку как форму организации досуга молодежи, обосновали деятельность комсомола по формированию культуры досуга молодежи, выявили педагогические основы организации досуга семьи в культурно-спортивном комплексе. Отдельная работа посвящена психолого-педагогическим особенностям организации досуга в коллективах судов длительного плавания [1].

В диссертационных работах незначительно, но все же упоминается такое понятие, как «кружок». Изучение опыта работы кружков естественно-технического и общеобразовательного циклов позволило авторам разработать необходимые условия, способствующие наибольшей эффективности клубных кружковых занятий. Анализ материалов кружковой работы 1917-1925 годов дал все основания исследователям выявить и решить проблему активности взрослых в практике внешкольного образования.

Частично в диссертациях отражается деятельность музеев. К примеру, деятельность народных музеев направлена на воспитание подростковой молодежи, основанное на революционных, боевых и трудовых традициях; краеведческий музей содействует образовательно-воспитательному воздействию на уча-

щуюся молодежь; деятельность литературных музеев направлена на эстетическое воспитание трудящихся.

В работах рассматриваются массовые праздники как пространство для воплощения социальных функций социалистического трудового коллектива, формирования коллектива комсомольско-молодежной новостройки, идейно-политического воспитания трудящихся, совершенствования массовой культпросве-тработы. Отдельного внимания заслуживают эстонские массовые праздники, певческие праздники Эстонской ССР, революционные праздники, литературно-художественные праздники и праздники труда.

Понятие «общение» встречается в диссертационных исследованиях крайне редко. В частности, общение выступает фактором воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности, общение в клубном самодеятельном коллективе является фактором нравственного формирования личности, общение в клубе - фактором удовлетворения информационных потребностей сельских тружеников. В диссертациях выявлены воспитательные функции общения в массовом празднике, а также аспекты воспитания культуры общения средствами театральной самодеятельности.

В ряде диссертационных работ объектом изучения становятся вузы культуры и искусств. На базе данных учебных заведений проводились педагогические исследования, направленные на формирование профессиональной активности режиссеров самодеятельных театральных коллективов; выявление педагогических основ преподавания гармонического сольфеджио; разработку технологических основ организации целостного процесса подготовки культпросветработников и формирование их коммуникативных качеств; повышение эффективности дирижерской подготовки руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов; совершенствование музыкально-теоретической подготовки руководителей хоровых и оркестровых самодеятельных коллективов.

В исследованиях авторы предлагают технологию формирования мотивационной сферы студентов культурно-просветительных факультетов вузов культуры, рассматривают профориентацию студентов как педагогический процесс. Особый акцент в работах сделан на педагогических условиях активизации музыкально-познавательной деятельности студентов и обосновании методов развития музыкально-эстетической потребности у студентов музыкальных специализаций.

В советских исследованиях указано, что взаимосвязь институтов культуры и культурно-просветительных училищ активным образом способствует преемственности профессиональной подготовки клубных работников в системе культурно-просветительного образования. Культурно-просветительные училища отражены в диссертационных исследованиях в ключе воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся, воспитания у них любви к профессии клубного работника в процессе организации внеклассной воспитательной работы, а также подготовки специалистов к клубной работе в

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

условиях ускорения социально-экономического развития страны.

Некоторые диссертационные работы своей целью преследуют изучение музыки и организации музыкального образования. Среди значительного количества исследований можно встретить научные изыскания, посвященные педагогическим проблемам работы молодежного клуба любителей музыки, возможностям музыкального развития обучающихся в ходе изучения теоретических и музыкальных дисциплин и педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи. В таких работах самодеятельное народно-инструментальное исполнительство представляется как эффективное средство массового музыкального воспитания, самодеятельное музыкальное искусство выступает средством развития творческой активности детей социалистического города. Исследователи предлагают организационно-педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры участников самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей, решают психолого-педагогические проблемы музыкальной контрпропаганды среди молодежи, выявляют психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки.

Хоровое пение в советских диссертациях рассматривается как вид художественной деятельности в сфере досуга. Разрабатываются технология развития сельской хоровой самодеятельности, а также необходимые педагогические программы по музыкально-певческому развитию участников самодеятельных хоровых коллективах в условиях учебно-воспитательного процесса клубных учреждений. В таких работах русское народное хоровое творчество представляется средством нравственно-эстетического воспитания молодежи, а хоровая самодеятельность выступает средством развития музыкально-эстетической культуры личности. Диссертанты предлагают условия оптимизации творчества личности в самодеятельном хоровом коллективе, прослеживают рост показателей формирования вокально-хоровых умений участников самодеятельного коллектива, разрабатывают пути повышения эффективности музыкально-образовательной работы в самодеятельном хоре.

Самодеятельное творчество в диссертациях данного периода, по мнению исследователей, представляет собой путь формирования творческой личности, средство педагогического воздействия на личность учащихся профтехучилищ. В ряде работ встречаются проблемы, касающиеся условий и путей совершенствования организации сельской художественной самодеятельности, совершенствования просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба, определения единства эстетического и нравственного воспитания участников художественной самодеятельности, формирования личности участников театральной самодеятельности в коллективе студийного типа.

Самодеятельное художественное творчество в чис-

ле работ рассматривается в качестве гармонического развития личности студентов технических вузов, формирования общественно значимых мотивов участия трудящихся, воспитания социально-художественной и общественной активности личности, художественного воспитания жителей села.

В центре внимания исследователей находится такое понятие, как «художественный самодеятельный коллектив». Работы посвящены коллективам различных творческих направлений: коллективам самодеятельных авторов, самодеятельному хореографическому коллективу, самодеятельному коллективу художественного слова, самодеятельному коллективу сельского клуба, самодеятельному духовому оркестру, самодеятельным театральным коллективам. Исследователи поднимают педагогические проблемы в работе с участниками таких коллективов. К примеру, выявляют динамику общения участников хорового самодеятельного коллектива; определяют критерии признания участниками педагогического руководства художественным самодеятельным коллективом; обосновывают пути художественного просвещения в коллективе самодеятельного творчества; описывают процесс формирования познавательных интересов подростков в самодеятельном коллективе сельского клуба; выявляют особенности педагогического стимулирования социальной активности его участников.

В работах встречается такой объект исследования, как общежитие. Организация досуга в общежитии профтехучилища, по мнению исследователей, представляет собой резерв интенсификации процесса формирования личности будущего рабочего, а оптимизация деятельности клуба может позволить перевоспитать нарушителей правил социалистического общежития в производственном коллективе. Диссертанты также обосновывают педагогические основы организации свободного времени рабочей молодежи в общежитиях.

Подробный анализ диссертационных исследований по научной специальности «Культурно-просветительная работа» позволяет сделать вывод о том, что в широком смысле культурно-просветительная работа рассматривается советскими исследователями как деятельность, организуемая и продуктивно проводимая за рамками учебных заведений. Такая деятельность способствует культурному и личностному росту человека, реализации его интересов и предпочтений. В годы советской власти культурно-просветительная работа определялась комплексом событий, которые были ориентированы на политическое и коммунистическое воспитание советского гражданина, рост его культурного уровня, реализацию творческих способностей, качественную организацию досуговой деятельности. Просвещая и воспитывая массы в музеях, кинотеатрах, театрах, клубах, профессиональных учреждениях культуры и культурно-просветительных учреждениях, на радио, телевидении и периодической печати, культурно-просветительная работа стала важным объектом исследования советских диссертантов.

В 1988 году в номенклатуре специальностей науч-

ных работников произошли изменения. Вместо научной специальности «Культурно-просветительная работа» в номенклатуру вводится специальность «Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности», которая определяется исследователями как прогрессирующая социально необходимая деятельность, разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека и основы его мировоззрения.

В 2000 году в номенклатуру специальностей научных работников войдет научная специальность «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Этот год будет ознаменован началом становления и развития такой педагогической науки, которая представляет собой систему теоретических идей и взглядов, заключений о специфике и закономерностях педагогического процесса, правилах его организации и методики развития личности в условиях образовательной, творческой, социальной, художественной, педагогической и досуговой видах деятельности человека.

Библиографический список

1. Армайтене А.Л. Психолого-педагогические особенности организации досуга в коллективах судов длительного плавания: дисс. ...канд.пед.наук. Л., 1986. 194 с.

2. Инструкция Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР о порядке применения постановления СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. «Об учёных степенях и званиях». 10 июня 1934 г. // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. № 34. Ст. 270. С. 500-505.

3. Рябков В.М. Передвижные клубные учреждения культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти: (на материалах деятельности агитационно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК в 1918-1920 гг.): автореф. дисс. ...канд.пед. наук. Л., 1975. 26 с.

4. Сайт Российской государственной библиотеки https://www.rsl.ru

References

1. Armajtene A.L. Psychological and pedagogical features of leisure organization in the collectives of long-distance navigation vessels. Ph. D. Thesis. L., 1986. 194 p. (In Russian).

2. Instructions of the Committee for higher technical education under the CEC of the USSR on the procedure for applying the resolution of the UPK of the USSR of January 13, 1934 "On academic degrees and titles". June 10, 1934 / / Collection of Laws and Orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR, 1934, No. 34, Article 270, Pp. 500-505. (in Russian).

3. Ryabkov V.M. Mobile club institutions of cultural and educational work in the first years of Soviet power: (based on the materials of the activities of agitation and instruction trains and steamships of the All-Russian CEC in 1918-1920). Extended Abstract of Candidate of Pedagogical Sc. Thesis. L., 1975. 26 p. (In Russian).

4. Website of the Russian State Library https://www.rsl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.