УДК 378:061.3
В. И. Еременко, М. Э. Вильчинская-Бутенко
Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: к итогам международной научно-практической конференции
Vladimir I. Eremenko, Marina E. Vilchynskaya-Butenko
Socio-cultural activities in conditions of modernization of Russia: the results of the international scientific-practical conference
24 и 25 января 2013 г. в университете прошла научно-практическая конференция, которая собрала представителей России и Белоруссии, связанных со сферой социально-культурной деятельности и озабоченных проблемами ее развития в условиях общемировых тенденций глобализации, модернизации и формирования креативно-информационного общества.
Организатором конференции выступила кафедра социально-культурной деятельности СПбГУКИ в лице ее заведующего, кандидата философских наук, доцента В. И. Еременко. Организаторы видели свою цель в том, чтобы отразить сложный и противоречивый процесс реализации созидающего потенциала социально-культурной деятельности в новой исторической ситуации. В рамках одного научного мероприятия были отражены точки зрения представителей разных вузов страны и ближнего зарубежья, тем самым создались предпосылки для интеллектуального общения между представителями разных научных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кемерово, Минска, Самары.
Как высокий научный уровень докладов, так и статусность гостей конференции в целом вызвали живой интерес у присутствующих, среди которых, помимо магистрантов и аспирантов факультета социально-культурных технологий, были практики социально-культурной сферы: преподаватели музыкальных школ и колледжей культуры, работники домов и дворцов культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ТЮЗа, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Русского музея и т. д. В результате число единомышленников превысило возможности зала Ученого совета, так что опоздавшие к началу конференции вынуждены были слушать доклады через открытую дверь в Малом зале.
Конференцию открыла доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе СПбГУКИ О. Б. Кох, отметившая актуальность темы конференции в контексте происходящих ныне изменений социокультурной сферы в условиях формирующейся креативно-информационной цивилизации.
С приветственным словом к участникам кон-
ференции обратился ректор СПбГУКИ, доктор исторических наук, профессор А. С. Тургаев.
Далее слово было предоставлено члену-кор-респонденту Российской академии образования, доктору культурологии, профессору М. А. Ариар-скому, юбилей которого, собственно, и стал поводом для проведения этой конференции. В докладе М. А. Ариарского подчеркивалось, что за последние 30 лет специалистами социально-культурной сферы достигнуто единое понимание сути и природы социально-культурной деятельности:
- во-первых, эта деятельность выходит за пределы гражданских, профессиональных, семейно-бытовых и иных непреложных функций и строится на полной свободе личности и выборе ее содержания и форм;
- во-вторых, она предполагает взаимодействие двух и более людей;
- в-третьих, ее методология в отличие от социализации исходит не из требований социума, а из интересов, способностей, наклонностей, дарований человека;
- в-четвертых, социально-культурная деятельность опирается не только на педагогику, она строится на синергетическом эффекте интеграции закономерностей философской антропологии культурологии и педагогики;
- в социально-культурной деятельности важен не столько ее процесс, сколько результат, ибо целью ее является более совершенная личность и благоприятная культурная среда;
- главным в социально-культурной деятельности является преобразование объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Реализация созидательного потенциала социально-культурной деятельности осуществляется посредством методологии и методики педагогической культурологии как области науки и социальной практики, интегрирующей в себе основы культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие, раскрывает методику социальнокультурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-
эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Педагогическая культурология строится на учете специфики постижения культуры, которую, в отличие от усвоения научных знаний, нужно не только понять, но и принять, эмоционально инте-риоризировать.
Академик-секретарь отделения образования и культуры Российской академии образования, доктор искусствоведения, профессор В. П. Демин посвятил свое выступление созданной профессором М. А. Ариарским научной школе педагогической культурологии, которая за тридцать лет существования объединила ученых и иных специалистов социально-культурной сферы России, Украины, Белоруссии, стран Закавказья и Средней Азии.
Раскрывая методологию и методику постижения культуры, это направление научного знания нашло свое применение не только в социальнокультурной деятельности, но оказалось принятым на вооружение в общеобразовательных школах и иных сферах воспитания, где необходимо учитывать отличия методики инкультурации от методики усвоения естественно-математических дисциплин.
В. П. Демин особо отметил вклад члена-кор-респондента РАО М. А. Ариарского в разработку актуальных проблем теории и практики нравственно-эстетического и историко-патриотического воспитания.
Участниками конференции от Московского государственного университета культуры и искусств стали ректор университета доктор педагогических наук, профессор Т. В. Кузнецова и заведующие кафедрами, доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жарков и Н. Н. Ярошенко.
Т. В. Кузнецова раскрыла роль МГУКИ в организации учебно-методической деятельности вузов культуры России; поделилась перспективами развития университета и подробно остановилась на подготовке специалистов социально-культурной сферы. Социально-культурную деятельность Т. В. Кузнецова определила как стержневую специальность вузов культуры и искусств, посредством которой формируются профессионалы, несущую культуру в широкие массы населения.
Информацию ректора дополнил заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности, профессор А. Д. Жарков, который раскрыл основные направления социально-культурной деятельности и обосновал в ее рамках специфику функционирования культурно-досуговой деятельности. А. Д. Жарков подчеркнул, что безоговорочно принимает концепцию социально-культурной деятельности, изложенную в докладе М. А. Ариарского.
Н. Н. Ярошенко как председатель Учебно-методического совета по специальности «Социально-
культурная деятельность» остановился на том, что все решения совета всегда носили коллективный характер и отражали стремления специалистов всех вузов культуры оказать взаимодействие в решении кардинальных проблем проработки государственного образовательного стандарта и определения перспектив дальнейшего развития специальности.
Директор музейного комплекса «Исаакиев-ский собор», председатель Общественного совета Санкт-Петербурга, народный артист РФ, профессор Н. В. Буров посвятил свой доклад опыту использования принципов педагогической культурологии в музейном деле. Докладчик убедительно показал, что современные интерактивные методики позволяют преодолеть просветительную ограниченность музейного воздействия и достичь того, чтобы посетители не останавливались на эпизодической экскурсии, а включались в социально-культурное творчество, в процессе которого знания историкокультурных фактов преобразуются в историческое сознание, в нравственно-эстетические убеждения.
Об эффективности интерактивных методик говорил и проректор Кемеровского университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор В. Д. Пономарев, который заострил внимание на формировании у студентов осознания престижности своей специальности и достижения успеха в практике вовлечения разных групп населения в мир культуры.
Декан факультета социально-культурной деятельности Казанского университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Д. В. Шамсутдинова поделилась опытом формирования духовного мира специалиста социальнокультурной сферы, в основе которого - единство общегуманитарных и национально-культурных традиций.
С интересом встретили участники конференции доклад декана факультета социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры кандидата педагогических наук, доцента Н. Н. Королева, раскрывшего опыт реализации принципов педагогической культурологии в процессе обучения студентов Беларуси. Наибольшую ценность данного процесса автор видит во взаимной связи теории с практикой, в вовлечении студентов, начиная с первого курса, в организацию социально-культурной деятельности в клубных учреждениях, в школах, в местах санаторно-курортного и туристского досуга.
В своем докладе доктор педагогических наук, профессор В. Е. Триодин подчеркнул, что социально-культурная деятельность тесно связана с гражданским обществом. Связующим звеном выступает самодеятельность. Самодеятельность - активность человека без какого-либо давления извне: админи-
стративного, юридического, экономического и т. д. Психологически самодеятельность доставляет человеку удовольствие. В сущности, самодеятельность и есть свободная деятельность. Коренной вопрос социально-культурной деятельности как института гражданского общества - формирование свободного человека, по выражению А. П. Чехова, «по капле выдавливающего из себя раба».
Вместе с тем самодеятельность без ответственности - гибельные пути развития общества. Самодеятельность должна быть направлена не на разрушение, а на созидание, она должна быть облагорожена культурой. Будущее - за педагогически организованной самодеятельностью, которая, как и гражданское общество, должна вести не к хаосу, а к новой, более высокой стадии развития общества.
Докладчиков поддержали выступившие в прениях доктор культурологии, профессор Е. И. Григорьева (Тамбовский государственный университет); доктор педагогических наук, профессор В. Е. Новаторов (Омский государственный университет); кандидат педагогических наук, доцент С. Ю. Гацук (Самарская государственная академия культуры и искусств) и другие.
Вечернее заседание открыл ректор СПбГУКИ доктор исторических наук, профессор А. С. Турга-ев, обратившись с сердечным поздравлением к М. А. Ариарскому по поводу его 85-летия.
Справедливости ради следует сказать, что подготовка к юбилею началась задолго до январской конференции, приуроченной к этой дате. Так, в канун юбилея журнал «Вестник Федерального Собрания» в декабрьском номере за 2012 г. опубликовал статью М. А. Ариарского, в которой была отражена его точка зрения на актуальные проблемы развития культуры, педагогики и социально-культурной деятельности. В «Ведомостях» Московского и Кемеровского университетов культуры были опубликованы статьи, раскрывающие вклад М. Ариарского в развитие теории и методики социально-культурной деятельности и в создание научной школы педагогической культурологии, объединяющей ныне специалистов социальнокультурной сферы России, Украины, Белоруссии, стран Закавказья и Средней Азии.
Накануне юбилея киностудия СПбГУКИ создала о Марке Ариевиче удивительно теплый и душевный фильм под названием «Пространство профессора Ариарского», который был показан участникам конференции. В этот день М. А. Ариарскому поступили приветствия от 38 социальных институтов, в том числе: приветствие председателя Федерального Собрания РФ В. И. Матвиенко; Советника Президента РФ В. И. Толстого; Президента Российской академии образования Н. Д. Никан-дрова; Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга В. С. Макарова; Председателя
Общественного совета Санкт-Петербурга Н. В. Бурова; Главного федерального инспектора в Санкт-Петербурге В. А. Миненко. С юбилеем М. А. Ариарского также поздравили: Межпарламентская ассамблея стран СНГ; Союз музеев России; Управление культуры Ленинградской области; Петербургское отделение Союза творческих работников культуры России. Кроме того, юбиляра приветствовали делегации вузов культуры и искусств Москвы, Казани, Кемерово, Самары, Челябинска, Белорусского государственного университета, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Тамбовского государственного университета им. Г. P Державина, представители Российского этнографического музея, музея Исаакиевский собор, московских Дарвиновского музея и Музея
А. С. Пушкина, Театра юных зрителей, Российского колледжа традиционной культуры, Ленинградского областного колледжа культуры и искусств, Дворца культуры им. Горького, Дворца культуры учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
В приветствии РАО подчеркивалось, что М. А. Ариарский - «это выдающийся представитель отечественной педагогики, обосновавший новое направление в отечественной науке - педагогическую культурологию, интегрирующую закономерности культурологии и педагогики». Мысли подавляющего большинства участников конференции, приветствовавших юбиляра, наиболее полно выразил ректор Тамбовского государственного университета им. Г. P Державина, профессор В. М. Юрьев: «Вы принадлежите к числу неординарных, интересных людей, талант которых многогранен и универсален. Именно эти качества были востребованы во все времена и особенно сейчас, в новой России, где ценятся уникальные качества человеческого потенциала и их реализация в социуме во имя личного прогресса и процветания Отечества».
С теплыми поздравлениями и признательностью за творческое участие в их профессиональном становлении выразили в телеграммах и письмах более 100 специалистов социально-культурной сферы, чьим научном руководителем и консультантом при подготовке кандидатских и докторских диссертаций был юбиляр. В связи с 85-летием М. А. Ариарского, который является профессором Санкт-Петербургского университета культуры, почетным профессором Московского и Казанского университетов культуры и искусств, заслуженным работником культуры РФ, заслуженным работником культуры Республики Таджикистан, приветствовали телеграммами деятели науки и культуры Белоруссии, Украины, Армении, Таджикистана, Польши, Чехии, Болгарии, Германии, Франции, Израиля, США.
Второй день конференции проходил в Таври-
17S
ческом дворце, который является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. В рамках научной дискуссии участники конференции целиком одобрили позиции М. А. Ариарского и
В. Е. Триодина, прозвучавшие в их докладах, но не приняли точку зрения профессора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А. П. Маркова, исходящую из того, что «теории социально-культурной деятельности нет и быть не может».
Социально-культурная деятельность - исторически сложившееся явление духовной жизни, и, естественно, она может и должна быть предметом научного осмысления. К примеру, фундаментальная монография М. А. Ариарского, изданная в Санкт-Петербурге в 2008 г., так и названа: «Социальнокультурная деятельность как предмет научного осмысления» (792 с.). Можно говорить о степени разработанности теории социально-культурной деятельности, о ее проблемах, которые следует сделать предметом научного анализа, но отвергать существование теории социально-культурной деятельности, в соответствии с которой функционируют десятки тысяч практиков и осуществляется подготовка тысяч специалистов в вузах и колледжах культуры - это значит пренебрегать бесспорными научными фактами.
Практически все выступавшие из Москвы, Казани, Кемерово, Самары, Тамбова, Минска с удовлетворением и благодарностью отмечали значимость комплекта учебных пособий, который подготовила кафедра социально-культурной деятельности СПбГУКИ. Он состоял из двухтомной «Педагогической культурологии» М. А. Ариарского и его научно-методического пособия «Социальнокультурная деятельность креативно-информационной эпохи»; «История социально-культурной деятельности» В. Е. Триодина; «Введение в методику социально-культурной деятельности» Е. Н. Львовой; «Социально-культурная деятельность за рубежом» М. Э. Вильчинской-Бутенко; «Арт-педагогики» и «Педагогики культурно-образовательной среды»
Н. В. Бурова и других публикаций, которые свидетельствовали, что учебный процесс по специальности «Социально-культурная деятельность» полностью обеспечивается соответствующими учебными пособиями, которые в последние годы разработал коллектив кафедры.
Принципиально важно, что эти научные труды смогут использовать все вузы культуры России, Украины, Белоруссии, стран Закавказья и Средней Азии, что станет свидетельством существенного вклада Санкт-Петербургского университета культуры и искусств в совершенствование подготовки специалистов для социально-культурной сферы.
Участники конференции в первую очередь
отметили, что обоснование педагогической культурологии как области научного знания и социальной практики - это прорыв в теории социально-культурной деятельности и педагогики, который открывает новые пути постижения культуры во всех сферах жизнедеятельности.
Существенную роль, несомненно, сыграет изданная в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств фундаментальная работа В. Е. Триодина «История социально-культурной деятельности». Она представляет собой первую попытку системного научного осмысления истории социально-культурной деятельности, а не повтор известных положений из общей истории России.
Итогом двухдневных выступлений участников конференции и проводимых дискуссий стали предложенные профессором В. Е. Триодиным и принятые участниками конференции рекомендации, определяющие пути дальнейшего развития специальности «Социально-культурная деятельность».
Рекомендации научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России»
Конференция одобряет основные положения, сформулированные в докладах и сообщениях, с которыми выступили представители Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Кемерово, Самары, Омска, Тамбова и Минска.
В целях реализации этих положений конференция рекомендует:
1. Сосредоточить внимание на решении задач, связанных с ролью СКД в обеспечении модернизации духовной жизни России.
2. Считать возможным и целесообразным включение СКД в осуществлении широкой просветительной кампании, связанной с преодолением малограмотности значительной части населения в области информационных технологий.
3. Определить развитие креативных качеств и социальной активности людей как исторически значимую задачу СКД.
4. Расширить сферу реализации профессиональной компетенции специалистов СКД за счет использования их креативных качеств как организаторов общественных движений и иных форм проявления гражданской активности населения.
5. Сформировать рабочую группу, которая определила бы:
- новые требования к разработке Государственного Образовательного стандарта по специальности;
- авторские коллективы учебных пособий для обучающихся по специальности СКД.