УДК 376.545
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУЧЕБНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Н.Н. Журба
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ и основные особенности социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми; выявлены сущностные характеристики; определены задачи в организации внеучебного пространства в образовательном учреждении, осуществляемой классным руководителем. Обоснован выбор форм социально-культурной деятельности, способствующих развитию одаренных детей.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, классный руководитель, одаренный ребенок, внеучебная деятельность с одаренными детьми.
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF THE CLASS TEACHER WITH GIFTED
CHILDREN IN THE EXTRACURRICULAR SPACE OF THE SCHOOL
N. Zhurba
Abstract. The article presents the theoretical analysis and the main features of socio-cultural activities of the class teacher with gifted children, revealed the essential characteristics, the tasks in the organization of extra-curricular space in an educational institution, carried out by the class teacher. The choice of forms of socio-cultural activities, contributing to the development of gifted children.
Keywords: socio-cultural activities, homeroom teacher, a gifted child, extracurricular activities with gifted children.
Среди приоритетных задач
осуществляемой в нашей стране образовательной и культурной политики одной из наиболее актуальных является развитие одаренности и творческого потенциала личности; обеспечение условий для самосовершенствования и самореализации детей и подростков. Особый акцент в работе с одаренными детьми сделан на особенностях организации процессов их обучения, социализации, взаимодействия с семьей. Развитие одаренности зависит от состояния комфорта личности в образовательно-воспитательном пространстве; возможности взаимодействия и общения, формирования социально-культурного статуса личности на основе включения одаренных детей в социально-культурную деятельность.
Необходимость создания творческой среды для проявления признаков одаренных детей, их жизненной позиции, осознания своего социального статуса приоритетна еще и потому, что учащиеся должны осмыслить, какую пользу принесут их знания, умения, талант не только в позиции «для своей самореализации», но и обществу. Эта мысль подчеркивается в Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа». Целевые установки, обозначенные Президентом Российской Федерации для системы образования в Концепции
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г.), предусматривают поиск и поддержку одаренных детей, создание эффективной системы образования, обеспечение условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации в различных сферах жизнедеятельности. При этом одним из перспективных направлений становится внеучебная деятельность с одаренными детьми в общеобразовательной школе, где акцентируется внимание на необходимости внедрения социально-культурных практик в организацию пространства одаренного ребенка.
Социально-культурная деятельность
выступает как специальная отрасль педагогической науки и практики, призванная решать задачи воспитания субъектов в сфере свободного от уроков времени, что в полной мере относится к внеучебному пространству в общеобразовательной школе.
Ведущая роль в организации социально-культурной деятельности с одаренными детьми отводится классному руководителю, в работе которого сосредоточены инструменты взаимодействия различных специалистов, так или иначе причастных к обучению, воспитанию и социализации одаренных детей внутри образовательного учреждения, а также
активизации деятельности различных координирующих систем, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и общественными организациями и движениями, социальными партнерами. От педагогических решений классного руководителя в значительной степени зависит эффективная адаптация одаренных детей в социокультурном пространстве, успешное развитие их способностей и склонностей, возможности к самореализации.
Именно внеучебная деятельность с одаренными детьми расширяет возможности достижения личностных результатов; обеспечивает развитие способности осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных; выбор ситуации успеха и условий для творческого саморазвития, самоопределения и самореализации каждого одаренного подростка. Данные положения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего и среднего (полного) общего образования, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [5].
Организация социально-культурной
деятельности с одаренными детьми в общеобразовательной школе должна опираться на общие достижения во внеучебной работе в общеобразовательной школе в целом, достижения в дополнительном образовании по работе с одаренными детьми и на особенности самой социально-культурной деятельности [4].
Следует заметить, что социально-культурная деятельность выступает как специальная отрасль педагогической науки и практики, призванная решать задачи воспитания субъектов в сфере свободного времени, что в полной мере относится ко внеучебному пространству в общеобразовательной школе.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественную науку на смену культурно-просветительной работе,
общепринятому в советское время, обозначению одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс [11, с.21-22].
Социально-культурная деятельность есть механизм приобщения людей к культуре (Ж.Р. Дюмазедье), собственно человеческая
деятельность в обществе [1, с.326], а также совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [14].
Значимо с позиции взаимодействия классного руководителя с одаренными детьми исследование А.В. Соколова, который рассматривает социально-культурную
деятельность как одно из действенных средств организации социального общения и определяет ее как культурную деятельность социальных субъектов по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности, коммуникации [7, с.183].
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в
непосредственной направленности на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах, что следует учитывать при проектировании социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы.
В психолого-педагогической литературе обозначены некоторые подходы к организации внеучебного пространства в
общеобразовательной школе для учащихся всех категорий, в том числе одаренных детей, исходя из следующих теорий:
- обучение технике поэтапного развития (В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, ПК. Энгельмеер);
- развитие способностей путем освоения культурного наследия (Л.С. Выготский);
- включения личности в конкретную деятельность (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов);
- дифференцированный подход к развитию личности, учет предрасположенности субъекта к той или иной деятельности (В.Н. Левитов);
- создание условий для творчества (Д.Б. Богоявленская) и др. [цит. по 10].
При этом социально-культурная деятельность в общеобразовательной школе обобщена по трем группам целеопределяющей педагогической деятельности:
- общеразвивающая, направленная на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе;
- специализированная, содержащая основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;
- профессионально-ориентированная, позволяющая детям знакомиться с различными профессиональными сферами жизнедеятельности, выявлять свои личные притязания и определяться в выборе профессии [10].
Специфика социально-культурной
деятельности с одаренными детьми в общеобразовательной школе подчеркивается в исследовании Ю.И. Якиной и включает в себя: совместную деятельность педагогов, родителей и детей, создающую общие эмоциональные переживания и направленную на достижение гармоничных взаимоотношений, а также организацию информального образования родителей - дает родителям возможность осваивать определенную систему знаний, умений, ценностей и норм взаимодействия с одаренным ребенком, что способствует созданию условий для поддержки и развития его одаренности. Ведущие формы социально-культурной деятельности с одаренными -коллективная творческая деятельность: праздники, вечера досуга, фестивали детского творчества и др.; ведение родителями факультативов и кружков, согласно профилю своей профессиональной деятельности; защита творческих семейных проектов и др. [13].
Специфику внеучебного пространства общеобразовательной школы В.И. Краснова рассматривает через организацию процесса развития одаренного ребенка за счет ресурсов (нормативный, содержательный,
информационный, организационно-
управленческий, кадровый, материально-технический, финансово-экономический) и возможностей (сотрудничество подростков, свобода выбора, индивидуальная траектория, направленность на потребности, включение в деятельность) внеучебной деятельности. При этом внеучебная деятельность с одаренными детьми обеспечивает мотивационно-ценностное вхождение одаренного ребенка в сферу социальных отношений; определяет выбор направленности деятельности; удовлетворяет потребности, предметные воплощения ценностных идеалов
(эстетических, этических и т.д.) [2].
Исходя из данных позиций организации внеклассной работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе, выделим особенности социально-культурной
деятельности классного руководителя с
одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы.
Первой особенностью выступает организация эффективного взаимодействия классного руководителя и одаренного ребенка на основе сотрудничества,
культуротворчества и эмпатийного общения. При этом формами данного взаимодействия становятся как индивидуальные (беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместных
поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи), так и групповые (ролевые и деловые игры, дискуссионные клубы, пресс-конференции и др.).
В научной литературе обосновано, что отсутствие условий для полноценного психического развития одаренных учащихся на всех этапах онтогенеза, в том числе и в подростковом возрасте, приводит к нарушению психического и психологического здоровья, провоцирует, по выражению И.В. Дубровиной «депривационную ситуацию» [12]. Д.И. Фельдштейн в этой связи замечает, что социальные ожидания в отношении одаренных детей приводят к тому, что дети «зачастую выступают лишь как объекты заботы взрослых, объекты, а не субъекты развития» [12, с.327]. И далее: «взрослое сообщество не замечает очевидного - того, что одаренным детям очень трудно. Они не такие, как все, не такие, как их сверстники. В чем-то они их опережают, а в чем-то отстают от них, что создает массу проблем, коллизий, конфликтных ситуаций» [там же, с.328].
В силу яркого своеобразия личности одаренного ребенка существует возможность нарушения психологического здоровья. В случае отсутствия необходимых условий для раскрытия индивидуальности такого ребенка увеличивается вероятность искажения его личностного развития.
Е.В. Титова определяет форму внеучебной деятельности как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических), совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [9].
При этом организация комфортного взаимодействия классного руководителя и одаренного ребенка на основе сотрудничества,
культуротворчества и эмпатийного общения основывается на исследовании Н.Б. Крыловой, и выделенных ею требований к организации взаимодействия:
— любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
— приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать;
— уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
— ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
— признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
— поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
— умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
— собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку (самооценку) [там же].
Второй особенностью социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы выступает многоуровневое ролевое включение одаренного ребенка в коллективную деятельность с позиции развития положительных эмоциональных переживаний. Формами деятельности здесь выступают советы дел, творческие группы, объединения по интересам, микрокружки и пр. В этих формах одаренный ребенок проявляет себя как зритель, рядовой участник или как организатор.
Третьей особенностью социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми выступает
целенаправленное обогащение опыта творческой деятельности одаренных детей в совместной деятельности в соответствии с интересами одаренного ребенка в социально-значимых областях. Формами деятельности здесь выступают различная волонтерская деятельность, конкурсы, благотворительные спектакли, фестивали, концерты, творческие и интеллектуальные турниры, дискуссионные клубы, КВН, агитбригады, походы, туристические и спортивные соревнования и др. Особой формой творческой деятельности одаренных обучающихся, может быть коллективная творческая деятельность [15, с.110].
Четвертой особенностью социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы выступает организация социального партнерства для проявления инициативы и активности личности одаренного ребенка.
Мы придерживаемся точки зрения Л.М. Тафинцевой в части необходимости для школы такого педагога, который был бы способен создавать «условия,
ориентированные на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни» [8, с.3-4], что возможно осуществить через социальное партнерство.
Пятой особенностью социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы определяется проведение
общественной презентации достижений одаренных детей, создание ситуаций успеха. Данная особенность представлена в исследовании Л.И. Ларионовой, которая акцентирует внимание на том, что обеспечение личностного роста, а не только обучение различным предметам, должно стоять в центре внимания при обучении одаренных детей, которым предстоит решать сложные проблемы современности, требующие личностной зрелости [3, с. 124].
Значимой особенностью социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве общеобразовательной школы выступает формирование общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе с учетом профессионально-ориентированной деятельности. В работе с одаренными детьми В.И. Слодобчиков и Е.И. Исаев полагают, что необходимо
поддерживать и развивать субъектность, т.е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность учащегося, которая выделяет его из других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой) [6]. Это возможно при организации профессионально ориентированных форм социально-культурной деятельности (лаборатория профессий, мастер-класс специалиста, викторина
профессиональных терминов и др.).
Проектирование социально-культурной деятельности в соответствии с выделенными особенностями должно быть направлено на совершенствование когнитивных,
поведенческих, эмоциональных и
мотивационных сфер личности одаренного ребенка; обеспечивать гибкость и вариативность социально-культурной
деятельности; способствовать развитию самопознания и социализации личности.
Исходя из этого, задачами социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми выступают:
— выявление причин затруднений во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, возникающих у одаренных учащихся, и оказание им помощи в преодолении этих трудностей;
— создание условий для удовлетворения психологических потребностей одаренных учащихся (радость общения, познание мира, переживание ситуаций в учебной и
внеучебной деятельности, помощь другим и т.п.);
— координация усилий различных специалистов (учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования детей) для осуществления духовно-нравственного, интеллектуального и творческого развития одаренных учащихся;
— активизация деятельности «поддерживающих систем» (учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, физкультуры и спорта, неформальных организаций и общественных движений, социальных партнеров) для оказания помощи одаренным учащимся в раскрытии и развитии своей индивидуальности;
— взаимодействие с родителями одаренного учащегося для максимально более полного удовлетворения потребностей ребенка в обеспечении его непрерывного личностного роста.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что суть социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми заключается в непосредственной
направленности на их активное функционирование в конкретной социальной среде, на формирование социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм участия в социально-культурных процессах.
Литература:
1. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - Москва: Политиздат, 1988. - 319 с.
2. Краснова В.И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Краснова Вера Ивановна. - Оренбург, 2013. - 24 с.
3. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Ларионова Людмила Игнатьевна. -Иркутск, 2002. - 420 с.
4. Литвак Р.А. Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков / Р.А. Литвак, И.В. Резанович // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 4(28). - С. 117-120.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/ documents/1450
6. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; под общ. ред. В.Г. Щур. - М.: Шк. пресса, 2000. - 416 с.
7. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: монография / А.В. Соколов. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. - 203 с.
8. Тафинцева Л.М. Формирование готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тафинцева Лилия Михайловна. - Липецк, 2008. - 173 с.
9. Титов Б.А. Социализация детей подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. - СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996. - 275 с.
10. Толстопятова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в
условиях дополнительного общего образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Толстопятова Ольга Анатольевна. - Ставрополь, 2004. - 171 с.
11. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвуз. сб. науч. ст.; ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2005. - 568 с. - С. 214.
13. Якина Ю.И. Подготовка родителей младших школьников к взаимодействию с
одаренным ребенком: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Якина Юлия Ивановна. - Ижевск, 2011. - 26 с.
14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Ярошенко Николай Николаевич. - Москва, 2000. - 414 с.
15. Севрюкова А.А. Подготовка к педагогическому совету как средство развития личностного потенциала учителя / А.А. Севрюкова // Научное обеспечение системы повышения кадров: научно-теоретический журнал. - 2014. - № 2(19). - Челябинск. - С. 108-113.
Сведения об авторе:
Журба Наталья Нигматулловна (г. Челябинск, Россия), старший преподаватель, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», email: [email protected]
Data about the author:
N. Zhurba (Chelyabinsk, Russia), senior teacher of the department of upbringing and complementary education of the Chelyabinsk Institute of Teachers' Professional Retraining and Further Education, e-mail: zhurba_nn@mail .ru