Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей'

Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5585
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / REHABILITATION / ELDERLY / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

В статье раскрывается роль социально-культурной деятельности как средства реабилитации людей пожилого возраста. Рассматриваются особенности осуществления социально-культурной деятельности в пожилом возрасте, а также подчеркивается, что данный вид деятельности способствует продлению жизни и активному долголетию пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social cultural activity as a means of Rehabilitation of older people

The article reveals the role of social and cultural activity as a means of rehabilitation of older people. The features of the socio-cultural activities in the elderly are considered, and also it is stressed that this type of activity helps prolong life and active longevity of the elderly.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей»

УДК. 364.4 ББК. 74.4

Плеханова О.Е.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Plekhanova O.E.

SOCIAL - CULTURAL ACTIVITY AS A MEANS OF REHABILITATION

OF OLDER PEOPLE

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, реабилитация, пожилой человек, культура, искусство.

Key words: social and cultural activity, rehabilitation, elderly, culture.

Аннотация

В статье раскрывается роль социально-культурной деятельности как средства реабилитации людей пожилого возраста. Рассматриваются особенности осуществления социально-культурной деятельности в пожилом возрасте, а также подчеркивается, что данный вид деятельности способствует продлению жизни и активному долголетию пожилых людей.

Abstract

The article reveals the role of social and cultural activity as a means of rehabilitation of older people. The features of the socio-cultural activities in the elderly are considered, and also it is stressed that this type of activity helps prolong life and active longevity of the elderly.

Для человека старение всегда имело особое значение. На протяжении веков философы обращались к вопросам старения, а алхимики мечтали создать эликсир молодости для продления жизни человека. Однако относительно недавно, с развитием медицины, науки и техники, появлением новых аппаратов для исследований и ряда других процессов, увеличение продолжительности жизни человека стало реальностью. В результате чего в настоящее время мировое сообщество столкнулось с трудностями, которые обусловлены все возрастающим процентом людей пожилого возраста по отношению к общему числу населения во многих странах, что характерно и для России. Данная ситуация обусловливает проблемы экономического, социально-культурного, психологического, педагогического, нравственного, социологического характера в российском обществе, а также заставляет задумываться над тем, какие меры необходимо предпринять для повышения качества жизни людей пожилого возраста.

Одним из направлений работы по продлению активного долголетия людей пожилого возраста может служить комплекс реабилитационных мероприятий с помощью различных средств воздействия: медикаментозные, социальные, психологические, социально-

культурные и др.

Обращаясь к понятию реабилитация, отметим, что как способ восстановления нарушенных функций организма, она известна с очень давних времен. Еще древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима также использовали в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. С XVIII столетия медицинская реабилитация в Европе все более сочетается с элементами психологической поддержки пациентов. Тогда же испанские врачи заметили, что те из больных, которые в процессе своего лечения ухаживали за другими пациентами, выздоравливали быстрее, чем те, кто был в своем лечении пассивен. С XIX столетия центр восстановительной терапии перемещается в США. С начала XX в. там растёт число

учреждений, которые используют различные виды физической активизации для решения различных психологических проблем.

Особым фактором для развития различных видов реабилитации послужила Первая мировая война, так как тысячам воинов потребовалось восстановительное лечение и реабилитационная помощь. Вторая мировая война также значительно стимулировала развитие медицинской, психологической и социальной реабилитации.

В отечественной науке вопросы реабилитации рассматривались начиная с 30-х гг. XX в., но организация структур реабилитационной помощи в России началась лишь в 70-х гг. XX века по инициативе органов здравоохранения. Соответственно первые толкования термина «реабилитация» появились в медицинской справочной литературе. В медицинской энциклопедии реабилитация определяется как (франц. rehabilitation, от лат. re- вновь + habilis удобный, приспособленный) сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов1. В приведённой трактовке обнаруживаются различные грани реабилитации: медицинские, психологические и социальные. Что подчеркивает ее многоаспектность, указывая на взаимосвязь различных наук, и обусловливает распространение термина «реабилитация» из медицины в другие сферы научной и практической деятельности (философию, социологию, педагогику, психологию и др.). Например, авторы психологической энциклопедии Р. Корсини, А. Ауэрбах определяют реабилитацию как «процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослабляющее состояние. Реабилитация предполагает, что этот индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятельности, активность в которых подверглась ослаблению. Целью реабилитации является возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования» . Е.И. Холостова трактует реабилитацию как систему мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптивного населения 3.

Реабилитация как возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования особенно актуальна для пожилых людей. Это связано с тем, что если в других возрастных группах реабилитация необходима лишь небольшому проценту населения, то ввиду происходящих с возрастом изменений (физиологических, психологических и др.) в различных видах реабилитации нуждается практически каждый пожилой человек. Во всех случаях реабилитация объективно направлена на предупреждение и замедление процессов старения человека различными средствами, что определяет виды реабилитационной помощи.

Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление заболевания пожилого человека.

Психологическая реабилитация способствует воздействию на психическую сферу пожилого человека и направлена на улучшение эмоционального состояния, развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности, происходящих в связи с возрастными изменениями или с жизненными обстоятельствами.

Педагогическая реабилитация осуществляется через комплекс мероприятий воспитательного характера, направленных на овладение человеком преклонного возраста необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.

'Реабилитация [Электронный реcурс] / Медицинская энциклопедия // Режим доступа: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26348

2 Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - М.: Питер, 2006. - 1096 с.

3 Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие [Текст] / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. -2-e изд. - М.: Дашков и К, 2003. - 340 с.

Социально-экономическая реабилитация осуществляется как комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого человека необходимым и удобным жилищем, денежным и продовольственным обеспечением и др.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение трудоспособных граждан пожилого возраста доступным видам труда, а также предоставление им необходимых индивидуальных технических приспособлений и помощь в трудоустройстве.

Бытовая реабилитация обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих человеку стать достаточно самостоятельным в быту.

Социальная реабилитация направлена на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса, девиантным поведением личности 1.

В последнее время активно стало развиваться направление реабилитация людей пожилого возраста посредством социально-культурной деятельности. Понятие социальнокультурная деятельность восходит своими корнями к термину социокультура, который впервые был введен Петеримом Сорокиным. Он называл социокультурой тот суперорганический мир, ту новую вселенную, которая создана человеком. По словам П. Сорокина: «Социокультура включает следующие составные части: бесконечно богатую идеологическую совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных теорий и т.д.; материальную культуру, представляющую предметное воплощение этих смыслов и охватывающую все, начиная с простых средств труда и кончая сложнейшим оборудованием; все действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивидами и их группами используется тот или иной набор смыслов»2. Несмотря на то, что П. Сорокин не использует термин социально-культурная деятельность, в содержание социокультуры он уже закладывает деятельностное начало, что можно констатировать в третьей составной части.

В пятидесятых годах двадцатого столетия французский социолог и культуролог Ж. Дюмазедье вводит понятие «социально-культурная деятельность», которую он определяет «как сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности» . Основной целью социально-культурной деятельности Дюмазедье называет активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре.

В российской науке термин «социально-культурная деятельность» был введен в 1974 году профессором М.С. Каганом в его монографии «Человеческая деятельность». Рассматривая человеческую деятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социально-культурную, или специфически человеческую деятельность. «У человека, - пишет М.С. Каган, - биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать

4

в чистом виде» .

1 Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие [Текст] / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2003. - С. 18.

2 Ивин, А.А. Философия истории: учеб. пособие [Текст] / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000. - С. 25.

3 Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель [Текст]: дис. ... к. п. н. / Е.Б. Мамбеков.- СПб.: СПбГИК, 1991. - С. 28.

4 Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - С. 41.

Изучением и разработкой понятия социально-культурная деятельность занимались различные ученые. Так Н.Н. Ярошенко в книге «История и методология теории социальнокультурной деятельности» отмечает, что определения социально-культурной деятельности имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные подходы: от социально-философского (Ж.Р. Дюмазедье), философско-культурологического (М.С. Каган, М.А. Ариарский) до социально-информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др.1.

Приведем несколько определений социально-культурной деятельности, применимых к проблеме данной статьи. Социально-культурная деятельность - это: социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами (Н.Ф. Максютин); совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Н.Н. Ярошенко); культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности, коммуникации, т.е. распространению всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов); исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) .

Социально-культурная деятельность пожилых людей имеет свои особенности, которые обусловлены прежде всего возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с молодежью и людьми среднего возраста) объема свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, воспитания и образования людей, с одной стороны, и как средство реабилитации, с другой.

Осуществление реабилитации посредством социокультурной деятельности имеет конечной целью хорошее физическое и психологическое состояние пожилого человека, его активное участие и социальную интеграцию в общество, включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия во многом зависит качество его жизни. Сегодня признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями.

В связи с этим социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации пожилых людей и может быть определена как социокультурный вид реабилитации.

Под социокультурной реабилитацией пожилых граждан понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. При рассмотрении социокультурной реабилитации людей пожилого возраста подчеркнем, что данное словосочетание включает в себя несколько составляющих: «социальное»,

«культурное», «реабилитация», что определяет его суть. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых людей на

1 Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / Н.Н. Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - С. 25

2 Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / Н.Н. Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - С. 24.

такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием и предполагает участие пожилых людей в освоении и передаче культурных ценностей, самостоятельное художественное творчество, участие в спортивных мероприятиях, получение образования, а также указывает на качество и сферу проявления культурной активности людей старшего поколения, на результаты их творчества. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых людей между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

Осуществление социокультурной реабилитации возможно с помощью родственников, близких или друзей пожилых людей, однако такие люди находятся не всегда, либо они не способны осуществлять реабилитацию данного вида. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях постепенно реализуется новый подход в организации социальных служб, направленный на создание условий для проведения различных видов реабилитации пожилых граждан. В настоящее время в России тысячи граждан старшего возраста имеют возможность организовать социальнокультурную деятельность как дома, так и в учреждениях социального обслуживания.

На протяжении нескольких последних лет в Свердловской области увеличивается количество жителей пожилого возраста, посещающих клубы, кружки, студии по интересам при комплексных центрах социального обслуживания населения. В 2010 году был осуществлен сбор и обработка информации по осуществлению социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в условиях комплексных центров социального обслуживания населения Свердловской области. В результате чего можно констатировать, что данный вид реабилитации носит целенаправленный, контролируемый характер и становится все более востребованным среди людей пожилого возраста.

Организация реабилитации в комплексных центрах осуществляется специалистами в соответствии с основными сферами культуры (искусство, наука, образование, спорт, религия, которые в зависимости от задач могут выступать средствами реабилитации) и охватывает на данный момент различные направления деятельности. Отметим, что большой популярностью пользуются клубы общения, в которых реализуется коммуникативное направление социокультурной реабилитации. Спросом пользуются музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, садоводческое, праздничное, туристическое направления. Кроме того, все большую популярность приобретают клубы компьютерной грамотности, есть клубы любителей шашек и шахмат, любителей верховой езды, любителей рыбной ловли, сбора ягод, грибов, трав, любителей кино и мн. др. Подчеркнем, что во многих клубах осуществление социокультурной реабилитация носит синкретичный характер и реализуется сразу в нескольких направлениях.

Положительная динамика наблюдается в том, что все больше граждан имеют возможности для осуществления социокультурной реабилитации как в крупных городах Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Алапаевск, Асбест и др.), так и в небольших населённых пунктах (поселок Ачит, поселок Муратково, село Н. Синячиха, село Арамашево, деревня Никитино и др.).

Занятия в клубах и кружках по интересам в большинстве своем проходят с периодичностью 2 раза в неделю, некоторые клубы собираются раз в месяц или по праздникам. Численность коллективов определяется прежде всего из потребностей людей пожилого возраста и из возможностей комплексных центров в помещении, а также в наличии потенциального руководителя того или иного направления. Осуществляют социокультурную реабилитацию как социальные педагоги и работники, так и представители других специальностей: музыканты, хореографы, художники, психологи и др.

Результаты успешной социокультурной реабилитации людей пожилого возраста могут проявляться как в обыденной жизни человека, так и во время проведения различных массовых мероприятий: вечеров отдыха, концертов, конкурсов, фестивалей и др. Для реализации творческого потенциала старшего поколения министерством социальной защиты населения Свердловской области в декабре 2010 впервые был проведен фестиваль клубов по интересам людей пожилого возраста, который прошел под девизом - «Этих дней не смолкнет слава» и был приурочен к окончанию года 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В фестивале в очной и заочной форме приняли участие более 400 человек пожилого возраста. Фестиваль проходил в форме выставки изделий декоративноприкладного искусства, а также в форме концерта. Концерт продолжался на протяжении более четырех часов, однако все артисты и зрители были в особом состоянии эмоционального подъема и радости. Что подтвердило мысли организаторов фестиваля о целесообразности и необходимости проведения подобного рода мероприятий и способствовало принятию решения о проведении второго фестиваля клубов по интересам людей пожилого возраста осенью 2011 года. Девизом фестиваля 2011 стали слова из песни «Старость меня дома не застанет».

Известны примеры создания клубов, кружков по интересам, коллективов художественной самодеятельности людей пожилого возраста на базе Дворцов культуры, библиотек, музеев и других учреждений культуры. Но в большинстве случае они имеют пока локальный характер, создаются по собственной инициативе граждан и зачастую не имеют государственной поддержки, однако дают результаты успешной социокультурной реабилитации людей пожилого возраста. Например, на базе Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян в Алапаевском районе Свердловской области проводится активная работа по социокультурной реабилитации пожилых людей, которые на постоянной основе участвуют в проведении экскурсий и праздничных мероприятиях, проводимых музеем.

Таким образом, актуализация вопроса социокультурной деятельности как средства реабилитации свидетельствует о смене сложившихся в России стереотипов, а также о признании эффективности подобного вида деятельности для людей пожилого возраста. Задача реабилитации пожилых людей с помощью социокультурной деятельности решается также за счет расширения сети комплексных центров социального обслуживания населения. В них ведется активная, планомерная работа по организации и осуществлению социокультурной реабилитации пожилых людей. При этом целью подобных мероприятий является не просто увеличение продолжительности жизни человека, а достижение человеком активной старости, удлинение периода работоспособности и самообслуживания, оптимального состояния здоровья и участия в социокультурной жизни общества.

Библиографический список

1. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособ. для вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков.- М: МГУКИ, 2004. Ч. II - 215 с.

2. Ивин, А.А. Философия истории: учеб. пособие [Текст] / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000. - 528 с.

3. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

4. Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель [Текст]: дис. ... к.п.н. / Е.Б. Мамбеков.- СПб.: СПбГИК, 1991.- С. 28.

5. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха - 2-е изд. - М.: Питер, 2006. - 1096 с.

6. Реабилитация [Электронный реcурс] / Медицинская энциклопедия // Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26348

7. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие [Текст] I Е.И. Холостова, КФ. Дементьева. - 2-e изд. - М.: Дашков и К, 2003. - 340 с.

8. Ярошенко, H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] I К^Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.