оль комплексных центров социального обслуживания населения в социокультурной реабилитации пожилых людей
О. Е. Плеханова
Уральский государственный педагогический университет
Статья посвящена рассмотрению вопросов реабилитации лиц пожилого возраста средствами культуры. Анализирует опыт Свердловской области по осуществлению социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в условиях комплексных центров социального обслуживания населения. Делает вывод о необходимости совершенствования процесса подготовки специалистов, владеющих технологиями социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста. Ключевые слова: социокультурная реабилитация, пожилые люди, социальное обслуживание, комплексные центра социального обслуживания, Свердловская область.
The article considers the issues of rehabilitation of elderly people by means of culture. Examines the experience of the Sverdlovsk region in the implementation of socio-cultural rehabilitation of the elderly in a comprehensive social service centers. Concludes on the need to improve the training of specialists who know the socio-cultural rehabilitation techniques for senior citizens.
Key words: socio-cultural rehabilitation, elderly, social services, comprehensive social service center, the Sverdlovsk region.
Интенсивное развитие науки и техники, появление новых производств, урбанизация, успехи здравоохранения и ряд других процессов, повлекли за собой увеличение общей продолжительности жизни человека. В результате чего в настоящее время мировое сообщество столкнулось с трудностями, которые обусловлены все возрастающим процентом людей пожилого возраста по отношению к общему числу населения многих стран.
Подобная социально-демографическая ситуация наблюдается и в России. Проблемы, вызванные старением населения, вышли за пределы отдельных отраслей и требуют от государства комплексного подхода и единой концептуальной основы в рамках специальной государственной политики в отношении
пожилых людей. В последние несколько лет в этой сфере наметились положительные изменения, однако пока в России пожилые люди зачастую испытывают состояния невостребованности и ненужности, вызванные как психофизиологическими, так и социальными изменениями, связанными с выходом на пенсию, утратой привычного социального статуса и др. Уже в раннем пенсионном возрасте резко снижается уровень социальных контактов, социальной адаптированности, что резко изменяет психологическое состояние пожилых людей, зачастую приводя к тяжелым депрессиям. На фоне депрессии происходит обострение хронических заболеваний, что ведет к утрате способности к самообслуживанию. В связи с этим необходим поиск путей для продления активного
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 81-86 81
долголетия людей старшего возраста, например, через комплекс консолидированных реабилитационных мероприятий с участием государства, общества и самих пожилых людей. Отметим, что если еще несколько лет назад на первый план выходили проблемы материальной поддержки и медицинского обслуживания пожилых людей, то сегодня, при сохранении этих направлений, актуализируются вопросы реабилитации средствами культуры.
Реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна с очень давних времен. Древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима также использовали в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. С XVIII столетия медицинская реабилитация в Европе все более сочетается с элементами психологической поддержки пациентов. Тогда же испанские врачи заметили, что те из больных, которые в процессе своего лечения ухаживали за другими пациентами, выздоравливали быстрее, чем те, кто был в своем лечении пассивен. С XIX столетия центр восстановительной терапии перемещается в США. С начала XX века там растёт число учреждений, которые используют различные виды физической активизации для решения различных психологических проблем.
Особым фактором для развития различных видов реабилитации послужила Первая мировая война, так как тысячам воинов потребовались восстановительное лечение и реабилитационная помощь. Вторая мировая война также значительно стимулировала развитие медицинской, психологической и социальной реабилитации.
В отечественной науке вопросы реабилитации рассматривались, начиная с 30-х годов XX века, но организация структур реабилитационной помощи в России началась лишь в 70-х годов XX века по инициативе органов здравоохранения. Соответственно первые толкования термина «реабилитация» появились в медицинской справочной литературе. В медицинской энциклопедии реабилитация
определяется как (от франц. réhabilitation, от лат. re- вновь + habilis удобный, приспособленный) сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов (5). В приведённой трактовке обнаруживаются различные грани реабилитации: медицинские, психологические и социальные, что подчеркивает ее многоаспектность, указывая на взаимосвязь различных наук, и обуславливает распространение термина «реабилитация» из медицины в другие сферы научной и практической деятельности (философию, социологию, педагогику, психологию и др.). Например, авторы психологической энциклопедии Р. Корсини, А. Ауэрбах определяют реабилитацию как «процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослабляющее состояние. Реабилитация предполагает, что этот индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятельности, активность в которых подверглась ослаблению. Целью реабилитации является возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования» (4, c. 1096). Е.И. Холостова трактует реабилитацию как систему мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптив-ного населения (6).
Реабилитация как возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования особенно актуальна для пожилых людей. Это связано с тем, что если в других возрастных группах реабилитация необходима лишь небольшому проценту населения, то ввиду происходящих с возрастом изменений (физиологических, психологических и др.) в различных видах реабилитации нуждается практически каждый пожилой человек. Во всех случаях реабилитация объективно направлена на предупре-
ждение и замедление процессов старения человека различными средствами, что определяет виды реабилитационной помощи.
Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление заболевания пожилого человека.
Психологическая реабилитация способствует воздействию на психическую сферу пожилого человека и направлена на улучшение эмоционального состояния, развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности, происходящих в связи с возрастными изменениями или с жизненными обстоятельствами.
Педагогическая реабилитация осуществляется через комплекс мероприятий воспитательного характера, направленных на овладение человеком преклонного возраста необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т.д.
Социально-экономическая реабилитация осуществляется как комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежным и продовольственным обеспечением и др.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение трудоспособных граждан пожилого возраста доступным видам труда, а также предоставление им необходимых индивидуальных технических приспособлений и помощь в трудоустройстве.
Бытовая реабилитация обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих человеку стать достаточно самостоятельным в быту.
Социальная реабилитация направлена на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса, девиантным поведением личности (6, с. 18).
В последнее время активно стали развиваться спортивная и творческая реабилитация, которые предполагают участие пожилых людей в спортивных мероприятиях, в
творческой, образовательной, культурно-досуговой деятельности и др., в результате чего различными средствами культуры у реабилитируемых укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия и ощущение своей неполноценности, преодолеваются психологические барьеры в общении, что определяет данный вид реабилитации как социокультурная. Актуализация вопроса о необходимости реабилитации средствами культуры свидетельствует о смене сложившихся в России стереотипов, а также о признании эффективности подобного вида реабилитации для людей пожилого возраста.
Под социокультурной реабилитацией пожилого человека понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, через осуществление социокультурной деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями (3, с. 109).
Отметим, что при анализе понятия «социокультурная реабилитация пожилого человека» обращает на себя внимание многогранность рассматриваемого феномена, который включает в себя несколько составляющих: «социальное», «культурное», «реабилитация», «пожилой человек», что определяет его суть. Так, «реабилитация» предполагает, что индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятельности, активность в которых подверглась ослаблению. Целью реабилитации является возвращение пожилого человека к прежнему состоянию или прежней способности функционирования.
Понятие «социальное» указывает на обращение к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни в социуме, так как полноценная жизнь человека вне социума практически не возможна. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой
человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход человека на такой уровень коммуникации, который позволит ему вступать в обычные социальные контакты. «Культурное» подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием и предполагает участие пожилого человека в процессе освоения и передачи культурных ценностей, самостоятельное художественное творчество в различных видах искусства (музыка, литература, живопись, театр и др.). Также «культурное» указывает на качество и сферу проявления активности пожилого человека в сфере культуры, на результаты его творчества в процессе социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых людей между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия (2; 7).
Социокультурная реабилитация пожилых людей имеет свои особенности, которые обусловлены, прежде всего, возрастными, функциональными изменениями организма. Конечной целью социокультурной реабилитации можно считать хорошее физическое и психологическое состояние пожилого человека, его активное участие и социальную интеграцию в обществе, включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия во многом зависит качество его жизни. Сегодня признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. В связи с этим социокультурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации пожилых людей.
Осуществление социокультурной реабилитации возможно с помощью родственников, близких или друзей пожилых людей, однако такие люди находятся не всегда, либо они не способны осуществлять
реабилитацию данного вида. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях постепенно реализуется новый подход в организации социальных служб, направленный на создание условий проведения различных видов реабилитации пожилых граждан. В настоящее время в России тысячи граждан старшего возраста имеют возможность организовать социокультурную деятельность, как дома, так и в учреждениях социального обслуживания.
На протяжении нескольких последних лет в Свердловской области увеличивается количество жителей пожилого возраста, посещающих клубы, кружки, студии по интересам при комплексных центрах социального обслуживания населения. В 2010 году был осуществлены сбор и обработка информации по осуществлению социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в условиях комплексных центров социального обслуживания населения Свердловской области. В результате этого исследования можно констатировать, что данный вид реабилитации носит целенаправленный, контролируемый характер и становится все более востребованным среди людей пожилого возраста.
Организация социокультурной реабилитации в комплексных центрах осуществляется специалистами в соответствии с основными сферами культуры (искусство, наука, образование, спорт, религия, которые в зависимости от задач могут выступать средствами культуры) и охватывает на данный момент различные направления деятельности. Отметим, что большой популярностью пользуются клубы общения, в которых реализуется коммуникативное направление социокультурной реабилитации. Спросом пользуются музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, садоводческое, праздничное, туристическое направления. Кроме того, все большую популярность приобретают клубы компьютерной грамотности, есть клубы любителей шашек и шахмат, любителей верховой езды, любителей рыбной ловли, сбора ягод, грибов, трав, любителей кино и мн.др. Подчеркнем, что во многих клубах осущест-
вление социокультурной реабилитации носит синкретичный характер и реализуется сразу в нескольких направлениях.
Положительная динамика наблюдается в том, что все больше граждан получают возможность для осуществления социокультурной реабилитации как в крупных городах Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Алапаевск, Асбест и др.), так и в небольших населённых пунктах (поселок Ачит, поселок Муратково, село Нижняя Синячиха, село Арамашево, деревня Никитино и др.).
Занятия в клубах и кружках по интересам в большинстве своем проходят с периодичностью два раза в неделю, некоторые клубы собираются раз в месяц или по праздникам. Численность коллективов определяется прежде всего потребностью людей пожилого возраста, возможностью комплексных центров размещать в помещении определенное количество человек, а также наличием потенциального руководителя того или иного направления. Осуществляют социокультурную реабилитацию как социальные педагоги и работники, так и представители других специальностей: музыканты, хореографы, художники, психологи и др.
Отметим, что результаты успешной социокультурной реабилитации людей пожилого возраста могут проявляться как в обыденной жизни человека, так и во время проведения различных массовых мероприятий: вечеров отдыха, концертов, конкурсов, фестивалей и др. Для реализации творческого потенциала старшего поколения Министерством социальной защиты населения Свердловской области в декабре 2010 года впервые был проведен фестиваль Клубов по интересам людей пожилого возраста, который прошел под девизом - «Этих дней не смолкнет слава» и был приурочен 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В фестивале в очной и заочной форме приняли участие более 400 человек пожилого возраста. В рамках фестиваля была организована выставка изделий различных видов уральских ремесел: бисероплетения, вязания, шитья, гончарного дела, изделий из
камня и др., а также был проведен концерт. На сцене были представлены вокальные, инструментальные, хореографические номера и театральные постановки 24 клубов по интересам комплексных центров социального обслуживания населения. Концерт продолжался на протяжении более четырех часов, однако все артисты и зрители усталости не чувствовали, что говорит о целесообразности и необходимости проведения подобного рода мероприятий в дальнейшем.
Анализ представленных данных дает основания для вывода о том, что в комплексных центрах социального обслуживания населения ведется активная, планомерная работа по организации и осуществлению социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста. Отчасти это нашло отражение в вышедшем в конце 2010 года справочнике «Социокультурная реабилитация граждан пожилого возраста в комплексных центрах социального обслуживания населения Свердловской области» (клубы по интересам), адресованном пожилым людям, лицам, участвующим в организации и осуществлении социокультурной деятельности на территории Свердловской области, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами социокультурной реабилитации людей пожилого возраста. Информация в нем представлена в алфавитном порядке по городам и районам Свердловской области. Справочник содержит различного рода информацию о социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста: контактные данные о комплексных центрах социального обслуживания (адрес, телефон, электронную почту); направления деятельности; названия клубов; цель и основные виды деятельности; периодичность занятий клубов и кружков и количество занимающихся в них человек.
Таким образом, оптимизация системы социального обслуживания населения в России тесно связана с разработкой новых направлений социокультурной реабилитации людей пожилого возраста, расширением доступа пожилых людей к культурным ценностям и социально-культурным услугам. В свою очередь комплексные цен-
тры социальной защиты населения становятся сегодня центральными площадками, на которых возможно осуществление социокультурной реабилитации людей пожилого возраста. Однако можно констатировать, что пока не хватает специалистов, владеющих технологиями социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста. В связи с этим требуется включение в учебные программы подготовки социальных работников и социальных педа-
гогов, а также представителей смежных специальностей (педагогов-музыкантов, педагогов-хореографов и др.) специализаций, спецкурсов, практических занятий, раскрывающих особенности организации и осуществления социокультурной реабилитации людей пожилого возраста, что будет способствовать улучшению процессов по данному виду реабилитации и продлению активного долголетия людей пожилого возраста.
Примечания
1. Бондаренко, И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / И.Н. Бондаренко. - М: МГУКИ, 2001
- 186 с.
2. Жарков, А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: [уч. пособ. для вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков.- М: МГУКИ, 2004. - Ч. II. - 215 с.
3. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. - М.: Издательство «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2003. - 256 с.
4. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - М.: Питер, 2006.
- 1096 с.
5. Реабилитация [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26348
6. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева.
- 2-e изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 340 с.
7. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Становление отечественного
внешкольного образования как предмет педагогической
историографии
М. В. Демчишин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В данной статье выделены и обобщены проблемы историографии анализа процесса становления и развития теории и практики внешкольного образования в России.
Ключевые слова: образование, внешкольное, социально-культурная деятельность, воспитание, народное образование, просвещение.
In this article problems of historical description analysis of the process of establishment and development of theory and practice of non-school education in Russia, are pointed out and generalized. Key words: education, non-school, social-cultural activity, upbringing, popular education, enlightenment.
86 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 86-90