■
s
m
о
%
л w О
u
О §
ш E-
к
О.Е. Плеханова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
теории, истории музыки и музыкального исполнительства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия
Нег1зг1 сездер: элеумет-тт-мэдени цызмет, элеумет-miK-мэдени ресоциализация, царт адам, белсендi узац гумыр.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, социокультурная ресоциализация, пожилой человек, активное долголетие.
Keywords: socio-cultural activities, socio-cultural resocialization, elderly person, active longevity.
PL,
О ш í-
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА
РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Ацдатпа
Макалада зейнеткерлш жастагы адамдарды оцалту к^ралы ретшде элеуметтiк-мэдени кызметтщ рeлi кещ-нен ашылган. ^арт жаста элеуметтiк-мэдени кызметт жузеге асыру ерекшелiктерi карастырылып, элеумет-тiк-мэдени кызметтщ тYрлi формаларыныц специфика-сы ашылады, сонымен катар осындай кызмет тYрi карт адамдардыц eмiрiн узарту мен узак гумыр жасауына кeмектесетiнi жайлы айтылады.
Аннотация
В статье раскрывается роль социально-культурной деятельности как средства реабилитации людей пожилого возраста. Рассматриваются особенности осуществления социально-культурной деятельности в пожилом возрасте, раскрывается специфика различных форм социально-культурной деятельности, а также подчеркивается, что данный вид деятельности способствует продлению жизни и активному долголетию пожилых людей.
Annotation
The article reveals the role of social and cultural activity as a means of resocialization of older people. The features of the socio-cultural activities in the elderly are considered, the specifics of different forms of socio-cultural activities, and also it is stressed that this type of activity helps prolong life and active longevity of the elderly.
То не из книг и не с картин Я знаю - так оно бывает: Дожить до самых серебрин, Тем седину перекрывая.
Дожить до содержанья лет, Поняв премудрости ученья.
И в завершенье - видеть свет, Не просто свет, а с продолженьем!
Терентш Травткъ
Слова Терентия Травника, ставшие эпиграфом к статье, достаточно точно описывают мысли многих людей пожилого возраста, выходящих на пенсию, и связаны они с переживаниями по поводу невозможности продолжения настоящего и планирования будущего, так как ориентация в нем осуществляется только на про-
шлое, на угасание многих функций, уменьшение количества социальных ролей и ослабление социальных связей. В результате чего многие люди старшего поколения оказываются в ситуации кризиса и нуждаются в помощи специалистов для поддержания эмоционального состояния, физической формы и продления активного долголетия. Одним из направлений работы по продлению активного долголетия может являться вовлечение пожилых людей в разные виды социально-культурной деятельности.
Существует большое количество определений социокультурной деятельности. Так Н.Н.Ярошенко в книге «История и методология теории социально-культурной деятельности» отмечает, что определения социально-культурной деятельности имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные подходы: от социально-философского (Ж.Р.Дюмазедье), философско-культуро-логического (М.С.Каган, М.А.Ариарский) до социально-информационного (А.В.Соколов) и педагогического (Т.Г.Киселева, А.С.Ковальчук, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Н.Н.Ярошенко) и др. [6, с.25].
Приведем несколько определений социально-культурной деятельности, применимых к проблеме данной статьи. Социально-культурная деятельность - это: социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами (Н.Ф.Максютин); культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности, коммуникации, т.е. распространению всех видов культурных ценностей (А.В.Соколов); исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников); совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Н.Н.Ярошенко) [6,с.24]; управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к
культуре (В.В.Туев) [5, с.37].
Социально-культурная деятельность пожилых людей имеет свои особенности, которые обусловлены, прежде всего, возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с молодежью и людьми среднего возраста) объема свободного времени. Осуществление социокультурной деятельности имеет конечной целью хорошее физическое и психологическое состояние пожилого человека, его активное участие и социальную интеграцию в общество, включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека. От степени включенности каждого человека в социально-культурные взаимодействия во многом зависит качество его жизни.
Результатом успешной социально-культурной деятельности людей пожилого возраста может выступать социокультурная ресоциали-зация, как самостоятельная подсистема процесса социализации личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека.
В широком смысле под ресоциализ^цией личности понимают «(от лат. ге - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1). вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2). процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов» [4].
Процессы ресоциализации изучаются учеными различных сфер знания: психология, социология, геронтология, педагогика и др. Наряду с О.Ю. Мацукевич мы придерживаемся психолого - педагогического подхода, который предполагает понимание социально-культурной ресоциализации как «целенаправленной, педагогически ориентированной системы воспитательного воздействия на духовно- нравственное развитие личности на основе применения технологического комплекса социально-культурной деятельности, направленной на преодоление асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности» [7].
По словам О.Ю.Мацукевич: «в основе данного подхода отражены идеи целостного развития личности в системе социально-культурно-
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
Рч
о
ü
s
m о
л w О
u
О §
ш tS
О ш t-
го творчества (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, В.Е. Три-один, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.) и ее самоактуализации в сфере организации развивающего досуга, любительства, развития самодеятельных культуротворческих инициатив» [2].
В силу большого количества кризисных явлений в современном обществе, социкультур-ная ресоциализация пожилых людей в большинстве случаев возможна только с помощью компетентных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области социальной педагогики, геронтогогики и владеющих технологиями социокультурной деятельности.
В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях на протяжении последних нескольких лет реализуется подход в организации социальных служб, направленный на создание условий для осуществления социокультурной ресоциализации пожилых людей в условиях Комплексных центров социального обслуживания населения (как в городах, так и в сельской местности). На примере Свердловской области можно констатировать, что с каждым годом увеличивается количество жителей пожилого возраста, посещающих клубы, кружки, студии по интересам.
Организация социокультурной деятельности в них осуществляется социальными педагогами, социальными работниками в соответствии с основными сферами культуры (искусство, наука, образование, спорт, религия, которые в зависимости от задач могут выступать средствами ресоциализации) и охватывает на данный момент различные направления деятельности. Отметим, что большой популярностью пользуются клубы общения, в которых реализуется коммуникативное направление социокультурной деятельности. Спросом пользуются музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, садоводческое, праздничное, туристическое направления. Кроме того не уменьшается популярность клубов компьютерной грамотности, есть клубы любителей шашек и шахмат, любителей верховой езды, любителей рыбной ловли, сбора ягод, грибов, трав, любителей кино и мн.др. Подчеркнем, что во многих клубах осуществление социокультурной деятельности носит синкретичный характер и реализуется сразу в нескольких направлениях.
Осуществление социально-культурной деятельности людей пожилого возраста в условиях комплексных центров можно подразделить на несколько форм: индивидуальную, групповую и массовую.
Особенностями индивидуальной формы являются:
• возможность личного общения с пожилым человеком;
• достижение взаимопонимания;
• воздействие на чувства и мысли конкретного человека;
• решение его проблем в индивидуальном порядке;
• индивидуальный продукт деятельности.
Данная форма работы предполагает беседы,
консультации, индивидуальные занятия.
Групповая форма социокультурной деятельности предполагает одновременное участие небольшого количества человек в каком-либо виде социально-культурной деятельности. Особенностями в данном случае являются:
• камерность обстановки;
• возможность общения между участниками группы;
• решение проблем различных людей с помощью коллектива, либо в индивидуальном порядке;
• некий совместный продукт деятельности.
Данная форма предполагает групповые занятия, беседы, вечера отдыха, посиделки, экскурсии и т.п.
Если аудитория насчитывает от 100 человек и более, то можно говорить о массовой форме социально-культурной деятельности. Данная форма достаточно сложна в организации и проведении, но очень значима и актуальна для многих людей пожилого возраста. К массовой форме социально-культурной деятельности можно отнести: праздники, концерты, театрализованные представления, спортивные состязания, а также конкурсы и фестивали.
Отметим, что в условиях Комплексных центров социального обслуживания населения наиболее используемой формой социально-культурной деятельности пожилых людей является групповая, так как она более доступна, предполагает с одной стороны некую ограниченность пространства, а с другой стороны, обязательное общение между членами группы. Индивидуальная форма востребована в меньшей степени, но тоже имеет место быть, осо-
Ш
бенно для людей, не имеющих возможности выходить из дома.
Можно констатировать, что в последнее время массовая форма социально-культурной деятельности пожилых людей становится все более востребованной и популярной. Некоторые клубы устраивают совместные праздники и посиделки, но собрать воедино множество клубов в одном месте возможно только на крупном, массовом мероприятии, например фестивале.
Истоки фестивального принципа организации представления мы можем найти еще в античном театре. Это связано с тем, что в то время еще не было стационарного, постоянно действующего театра и театральные представления в Древней Греции проводились всего один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античные театральные представления подчинялись общей религиозно-художественной идее и были локализованы в едином времени и пространстве [1, с. 7].
Эта традиция получила свое продолжение и развитие в популярных театрализованных формах средневековья - мистериях и карнавалах, которые проходили раз в год, отличались от обыденной жизни человека и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства. Первые фестивали появились в 18 веке в Великобритании и были музыкальными. Сегодня фестиваль рассматривается как «широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [3].
Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств - театр, музыка, цирк, кинематограф и телевидение. Как форма социально-культурной деятельности фестиваль имеет свои особенности: особая атмосфера праздника; художественная концепция фестиваля (набор эстетических, художественных, социальных установок, с ориентацией на определенную категорию участников и зрителей); наличие своей аудитории; ориентация на показ лучших художественных коллективов и исполнителей в какой-либо области искусства и культуры; четкие календарные сроки проведения; мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала; оригинальность репертуарного предложе-
ния участников фестиваля.
Кроме того каждый фестиваль имеет свою неповторимость и то, что отличает его от других. Так для реализации творческого потенциала людей старшего поколения Министерством социальной защиты населения Свердловской области (ныне Министерство социальной политики Свердловской области) был организован Фестиваль Клубного движения людей пожилого возраста. Впервые фестиваль прошел в декабре 2010 на сцене Министерства под девизом - «Этих дней не смолкнет слава» и был приурочен к окончанию года 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Фестиваль в очной и заочной форме собрал более 400 человек пожилого возраста со всей Свердловской области. Программу фестиваля составили выступление творческих и художественных коллективов, а также выставка изделий декоративно-прикладного искусства. В витринах, расположенных в концертном зале были представлены изделия уральских мастеров и мастериц в различных видах ремесел: бисероплете-ние, вязание, шитье, гончарное дело, изделия из камня и др. А на сцене были представлены вокальные, инструментальные, хореографические номера и театральные постановки 24 клубов по интересам комплексных центров социального обслуживания населения. Концерт продолжался на протяжении более 4 часов, однако все артисты и зрители были в особом состоянии эмоционального подъема и радости. Что определило целесообразность и необходимость ежегодного проведения подобного рода мероприятий.
В октябре 2011 года прошел второй Фестиваль Клубного движения граждан пожилого возраста и инвалидов, то есть фестиваль расширил свои границы. Девизом второго фестиваля стали слова из песни «Старость меня дома не застанет», что прослеживалось в каждом выступлении участников фестиваля, раскрывавших секрет активного долголетия и заряжавших зрителей отличным настроением. Второй фестиваль, также как и первый был представлен выступлениями творческих коллективов и выставкой декоративно-прикладного искусства. Нововведением явилось то, что для участия большего количества человек фестиваль прошел в три тура: первый в муниципальных образованиях Свердловской области; второй в Управленческих округах Свердловской обла-
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
Рч
о
s
m о
л w О
u
О §
ш tS
p^
О ш t-
сти; третий - финальный, областной тур, на который собрались участники, выдвинутые своими управленческими округами. Второй фестиваль собрал более 500 участников. Кроме того финансирование фестиваля проходило в рамках областной программы «Старшее поколение», что позволило организовать и провести фестиваль на высоком уровне на одной из лучших площадок города Екатеринбурга в Уральском государственном театре Эстрады, а также сделать ценные подарки участникам фестиваля. НА протяжении последующих лет площадкой Фестиваля выступает сцена Министерства социальной политики Свердловской области, и в этом году данное массовое мероприятие прошло уже в 7 раз. Автор статьи на протяжении нескольких лет являлась режиссером и ведущей данного мероприятия.
Интересной и отчасти новой формой массовой работы для людей старшего возраста стала в 2016 году игра КВН, которая была организована по инициативе ГАУ «КЦСОН Верх-Исетско-го района г. Екатеринбурга» и Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга. КВН прошел под девизом «В мире кино» и содержал: приветствие команд, конкурс-разминку, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание «Снимаем кино сами». В конкурсе приняли участие самые веселые и находчивые пенсионеры города Екатеринбурга, самому старшему участнику на момент проведения КВН было 82 года. Тщательную подготовку провели участники команд для того, чтобы представить свой творческий результат на сцене, кроме того у каждой команды были хорошо подготовленные группы поддержки, помогавшие, как процессе выступления команд лозунгами и плакатами, так и в процессе подготовки к выступлению на сцене. Автор данной статьи участвовала в мероприятии в качестве руководителя группы студентов-волонтеров, а также являлась членом жюри. По общему решению жюри, при оценке результатов выступлений был выдвинут фестивальный принцип, который заключается не в выстраивании рейтинга команд, как в конкурсах, а в нахождении и акцентировании лучших качеств той или иной команды, а также награждении всех участников КВН. Данное решение было обусловлено задачами мероприятия, а также определялось психологическими особенности людей данной возрастной группы.
Таким образом, в современной России происходят изменения, способствующие созданию условий для продления активного долголетия, через социально-культурную деятельность людей пожилого возраста, как одного из эффективных средств социокультурной ресоциали-зации личности. Наряду с индивидуальной и групповой формами работы, как наиболее востребованными, важными являются массовые формы работы. Одной из оптимальных и развивающихся форм массовой работы с людьми данной возрастной группы является фестиваль или фестивальный принцип проведения различных игр, конкурсов, слетов и др., поскольку он не предполагает «жесткого» конкурса между участниками и выделения победителей, но предполагает доброжелательную атмосферу праздника, сочетание нескольких видов искусств, в которых пожилые люди могут себя реализовать. Это, безусловно, является стимулом для дальнейших занятий в клубах и способствует осуществлению социокультурной ресоциализации людей старшего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дадамян, Г. Г. Условия рынка и театральный менеджмент [Текст] / Г.Г. Дадамян // Сцена. - М., 1994. - № 6. - С.7-11.
2.Мацукевич, О.Ю. Социально культурная ресоциализация: психолого- педагогический аспект [Текст] / О.Ю. Мацукевич // Вестник МГУКИ. - М., 2011- №4(42). - С.138-142
3. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://dic.academic. ru/dic.nsf/ogegova/256998
4. Толковый словарь по социологии [Электронный ресурс] //Режим доступа: http:// sociology_dictionary.academic.ru
5.Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) [Текст] // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. -М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.
6.Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / Н.Н. Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
7.Ярошенко, Н. Н. Сущностная диверсификация социально - культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. -2007. - № 3. - С. 139-144.