Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность с людьми пожилого возраста как направление подготовки социальных педагогов'

Социально-культурная деятельность с людьми пожилого возраста как направление подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2492
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / AN ELDERLY MAN / SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

В статье раскрываются особенности социально-культурной деятельности в пожилом возрасте, а также подчеркивается, что данный вид деятельности способствует продлению жизни и активному долголетию пожилых людей. Рассматривается роль социального педагога в организации и осуществлении социально-культурной деятельности пожилых людей, а также необходимость подготовки социальных педагогов по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural activities with elderly people as a trend of social training of teachers

The article describes the features of the socio-cultural activity of elderly people and emphasizes that this type of activity helps extend life and longevity of the active elderly. The role of the social teacher in the organization and implementation of socio-cultural activities of the elderly, as well as the need for social workers in this field has been examined.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность с людьми пожилого возраста как направление подготовки социальных педагогов»

УДК 316.346.3 ББК 60.55 П 38

Плеханова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», т. :8(922)1031345.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

(рецензирована)

В статье раскрываются особенности социально-культурной деятельности в пожилом возрасте, а также подчеркивается, что данный вид деятельности способствует продлению жизни и активному долголетию пожилых людей. Рассматривается роль социального педагога в организации и осуществлении социально-культурной деятельности пожилых людей, а также необходимость подготовки социальных педагогов по данному направлению.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, пожилой человек, социальный педагог, профессиональная деятельность, социально-культурная реабилитация.

Plekhanova Olga Evgenjevna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Music Education of the Federal State budget institution of higher education "Ural State Pedagogical University", tel.: 8 (922) 1031345.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES WITH ELDERLY PEOPLE AS A TREND

OF SOCIAL TRAINING OF TEACHERS

(reviewed)

The article describes the features of the socio-cultural activity of elderly people and emphasizes that this type of activity helps extend life and longevity of the active elderly. The role of the social teacher in the organization and implementation of socio-cultural activities of the elderly, as well as the need for social workers in this field has been examined.

Keywords: socio-cultural activities, an elderly man, social worker, professional activity, social and cultural rehabilitation.

Профессиональная деятельность социального педагога весьма многогранна и направлена на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В России одной из самых уязвимых групп населения, требующей поддержки оказываются сегодня пожилые люди. Это обусловлено тем, что, выходя на пенсию многие люди испытывают состояния невостребованности и ненужности, вызванные как психофизиологическими изменениями, так и социальными трансформациями, утратой привычного социального статуса, ограничением круга общения, материально-экономическими трудностями и др. Кроме того, в России, как и во многих странах, сложной остается демографическая ситуация, при которой с каждым годом увеличивается количество людей пожилого возраста по отношению к общему числу населения. В связи с этим в России социальное обслуживание пожилых людей является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Это определяет принятие новых законов и программ, формирование новых представлений о роли пожилых людей в социальном и социально-экономическом развитии общества и государства, а также разработку социально-педагогических механизмов помощи пожилым людям в улучшении качества жизни и продлении активного долголетия. Отметим, что если еще несколько лет назад на первый план выходили проблемы материальной поддержки и медицинского обслуживания пожилых людей, то сегодня, при сохранении этих направлений, актуализируются вопросы социально-культурной деятельности людей данной возрастной группы.

Обращаясь к понятию социально-культурная деятельность, отметим, что до сих пор нет единого мнения в отношении его содержания. Изучением и разработкой понятия социально-культурная деятельность занимались различные ученые. Так Н.Н. Ярошенко в книге «История и методология теории социально-культурной деятельности» отмечает, что определения социально-культурной деятельности имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные подходы: от социальнофилософского (Ж.Р. Дюмазедье), философско-культурологического (М.С. Каган, М.А. Ариарский) до

социально-информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. [6, с. 25].

Приведем несколько определений социально-культурной деятельности, применимых к работе с пожилыми людьми:

• Социально-культурная деятельность - это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами (Н.Ф. Максютин). К сожалению, по ряду причин в современной России многие пожилые люди находятся в состоянии маргинальности, и привлечение их к культуре через досуговую деятельность может способствовать выходу из данного состояния и улучшению качества жизни.

• Культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности, коммуникации, т.е. распространению всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов). Безусловно, пожилой возраст не служит препятствием к созданию и распространению культурных ценностей, а зачастую, наоборот, является тем периодом жизни, когда есть достаточно свободного времени для проявления и развития талантов. Коммуникация играет важную роль, поскольку, выходя на пенсию, у многих людей сужается круг общения и совместная социально-культурная деятельность может решать данную проблему, а также способствовать распространению культурных ценностей. [6, с. 24]

• Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребован-ный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников). Можно констатировать, что в России людьми пожилого возраста социально -культурная деятельность востребована. Однако данный вид деятельности требует особой организации, которая будет способствовать взаимодействию пожилого человека с социальными группами и отразится на развитии всех участников данного процесса [2].

• Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре (В.В. Туев) [5, с. 38-39]. Приобщение человека к культуре происходит на протяжении всей жизни и вне зависимости от возраста процесс это должен быть управляемым.

Отметим, что социально-культурная деятельность пожилых людей имеет как общие черты с другими возрастными группами, так и особенности, которые обусловлены, прежде всего, возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с молодежью и людьми среднего возраста) объема свободного времени.

К основным функциям социально-культурной деятельности людей пожилого возраста можно отнести:

•Коммуникативную - предполагает реализацию потребности пожилого человека в общении. Содержание этой функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, потребление и использование различных объемов информации из разных областей. Данная функция может быть реализована в беседах, посиделках, прогулках, клубах, творческих объединениях, на вечерах отдыха, праздниках и др.

•Информационно-просветительскую - связана с приобретением и распространением новых знаний, ценностей. Данная функция может быть реализована самостоятельно, посредством чтения, изучения аудио-видеоматериалов, просмотра передач, поиска информации в сети Интернет и т.п., а также при обучении в учреждениях различного типа. Отметим, что для людей пожилого возраста данная функция основана на добровольном и самостоятельном выборе, в отличие, например, от детей и молодежи, деятельность которых в учебных заведениях определенным образом регламентирована и обязательна.

•Культуротворческую - связана с развитием способностей, раскрытием талантов пожилого человека, самореализацией, а также с созданием некоего творческого продукта (музыкальное или литературное произведение, танец, спектакль, предметы декоративно-прикладного искусства и мн.др.) Может быть реализована как самостоятельно, так и в организованных группах и коллективах.

•Гедонистическую (получение наслаждения) - связана с получением положительных эмоций и удовольствия от соприкосновения с различными видами искусства, либо от непосредственного участия в творческом процессе.

•Рекреативную - связана с физическим и духовным восстановлением пожилого человека и направлена на социально-культурную реабилитацию. Может быть реализована преимущественно в специализированных учреждениях при помощи специалистов соответствующего профиля [1; 4].

В зависимости от характера социально-культурной деятельности пожилого человека, та или иная функция может занимать ведущее положение. Однако, чаще всего, данные функции переплетаются, и определяющей становится рекреативная функция, посредством которой осуществляется социальнокультурная реабилитация людей пожилого возраста, так как многие пожилые люди нуждаются именно в восстановлении утраченных способностей. Под социально-культурной реабилитацией пожилых людей понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Осуществление социально-культурной реабилитации возможно самостоятельно, с помощью близких или друзей пожилых людей. Однако не всегда пожилой человек знает, как организовать и осуществить тот или иной вид социально-культурной деятельности, близкие так же не всегда могут прийти ему на помощь. В этом случае помогают социальные службы, которые организуют различные виды социально-культурной деятельности пожилых людей. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях постепенно реализуется новый подход в организации социальных служб, направленный на создание условий для проведения различных видов социально-культурной реабилитации пожилых граждан, принимаются различные программы поддержки граждан пожилого возраста, а также разрабатываются новые социальные проекты.

Особое место в организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста отводится учреждениям социального обслуживания. Организация социокультурной реабилитации в них осуществляется в соответствии с основными сферами культуры (искусство, наука, образование, спорт, религия), которые в зависимости от задач могут выступать средствами культуры.

Одним из доминирующих и развивающихся направлений социокультурной реабилитации пожилых людей является область деятельности, основанная на различных видах искусств, которая включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства: создание, хранение,

воспроизведение, восприятие, а также процессы, обеспечивающие её успешное функционирование [3, с. 25]. В соответствие с видами искусства можно выделить несколько основных направлений: музыкальное, литературное, хореографическое, изобразительное, декоративно-при-кладное, театральное, праздничное и др.

На пересечении искусства и туризма находится экскурсионное направление социальнокультурной реабилитации, поскольку предполагает осуществление социально-культурной деятельности через совместные посещения людьми пожилого возраста различных учреждений культуры (театры, кинотеатры, музеи, выставки и др.), исторических и памятных мест (памятники, архитектурные сооружения и др.), путешествия по России и зарубежью. Способствует расширению кругозора, общению, улучшению эмоционального состояния пожилых людей.

Важную роль играет спортивно-оздоровительное направление социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста, поскольку оказывает прямое воздействие на улучшение функционального состояния организма пожилого человека и поддержание его физической формы. Зачастую душевному комфорту способствует участие пожилых людей в жизни какого-либо религиозного сообщества. В последние несколько лет актуальными и востребованными становятся университеты для людей старшего возраста, которые приобретают все большую популярность и связаны с такой сферой культуры как образование и наука.

Осуществление реабилитации посредством социокультурной деятельности имеет конечной целью хорошее физическое и психологическое состояние пожилого человека, его активное участие и социальную интеграцию в общество, включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия во многом зависит качество его жизни. В связи с этим социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации пожилых людей.

Также отметим, что социально-культурная деятельность осуществляет свое воздействие как формирующая и формируемая составляющая. Специализированная социально-культурная деятельность носит формирующий характер и выполняется специалистами [1, с. 27]. Однако можно констатировать, что пока не хватает специалистов, способных организовать и осуществить социокультурную деятельность с людьми пожилого возраста, результатом которой будет выступать успешная социально-культурная реабилитация. Потенциальными возможностями в освоении специфики организации и осуществления данного вида деятельности людей пожилого возраста обладают социальные педагоги. Поскольку по роду своей деятельности зачастую связаны с данной возрастной категорией, обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии,

частично в области геронтологии, владеют педагогическими технологиями и др. Что определяет потребность включения в учебные программы подготовки социальных педагогов специализаций, спецкурсов, практических занятий и т.п., раскрывающих особенности организации и осуществления социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста, что будет способствовать продлению активного долголетия людей пожилого возраста и повышению профессиональной компетентности социальных педагогов.

Таким образом, в современной России актуализируются вопросы социальной помощи пожилым людям, что требует принятия мер со стороны государства, общества, в общем, и каждого конкретного человека в отдельности. Одним из направлений работы по продлению активного долголетия, может являться вовлечение пожилых людей в разные виды социально-культурной деятельности. Осуществление данного вида деятельности может быть реализовано различными специалистами, в том числе и социальными педагогами. Социальные педагоги, первоначально работавшие в основном с подрастающим поколением, сегодня помогают и людям среднего и пожилого возраста, что, безусловно, определяет специфику их деятельности и требует внесения дополнений в содержание образования по данной специальности. Использование социально-педагогических технологий в организации и осуществления социально-культурной деятельности пожилых людей будет способствовать решению важной для России задачи - сделать жизнь пожилого человека насыщенной интересной деятельностью и продлить активное долголетие.

Литература:

1. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: уч. пособ. для вузов культуры и искусств. В 2 ч.Ч.2. М: МГУКИ, 2004. 215 с.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.

3. Основы теории художественной культуры / под ред. Л.М. Масоловой. СПб.: Лань, 2001. 288

с.

4. Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. 96 с.

5. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / под ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 25-39.

6. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.

References:

1. Zharkov A.D. The socio-cultural foundations of pop art: history, theory, technology: a textbook for the universities of Culture and the Arts. P.II. M: MSUCA, 2004. 215 p.

2. Kiseleva T.G., Krasilnikov Y.D. Fundamentals of social and cultural activities: a textbook M.: MSUCA, 2004. 539 p.

3. Fundamentals of the Theory of Artistic Culture / Ed. L.M. Masolova. St.Ptb : Lan, 2001. 288 p.

4. Pervushina O.V. Socio-cultural activities (theoretical basis): a textbook. Barnaul: ASIAC, 2002.

96 р.

5. Tuev V.V. Socio-cultural activities as a concept (included in the discussion) / / Proceedings / Ed. T.G. Kiseleva, V.I. Chernichenko, N. N. Yaroshenko. M.: MSUCAI, 2001. Vol. 23. P. 25-39.

6. Yaroshenko N. N. History and methodology of the theory of socio-cultural activities: a textbook. M.: MSUCA, 2007. 360p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.