Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное воспитание осуждённых в местах лишения свободы'

Социально-коммуникативное воспитание осуждённых в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PLACES OF IMPRISONMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / CONVICTS / КРИМИНОГЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / CRIMINOGENIC COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE EDUCATION / ОСУЖДЁННЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э.В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации социально-коммуникативного воспитания осуждённых. Поведение и общение лиц, лишенных свободы, характеризуется специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями, повседневная речь отличается грубостью, засорённостью, бедностью словарного запаса, использованием жаргонных слов. Все это формирует такие отрицательные качества личности, как бестактность, бессовестность, жестокость и т. д. Целесообразно использовать разнообразные формы и методы социально-коммуникативного воспитания осуждённых в местах лишения свободы. В статье описаны некоторые из них, как лекции и беседы, чтение научной и художественной литературы, тренинговые занятия, самовоспитание осуждённых и др. В настоящее время имеется положительный опыт организации социально-коммуникативного воспитания осуждённых. Представленный материал позволяет сделать вывод, что правильно организованное социально-коммуникативное воспитание в местах лишения свободы позволяет повысить уровень общей и речевой культуры осуждённых, способствовать формированию социально приемлемых навыков поведения, позитивного отношения к себе и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-COMMUNICATIVE TRAINING OF CONVICTED PRISONERS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

The article is dedicated to a relevant problem of organization of social and communicative education of convicts. The behavior and communication of persons deprived of freedom is characterized by a specific subculture, criminal traditions, asocial norms, values and customs, everyday speech is characterized by rudeness, infestation, poor vocabulary, use of slang words. All this forms such negative qualities of a person as tactlessness, dishonesty, cruelty, etc. It is advisable to use a variety of forms and methods of social and communicative education of convicts in penitentiary places. The article describes some of them, like lectures and interviews, reading scientific and fiction literature, training classes, self-education of convicts, etc. There is a positive experience of the socio-communicative education of convicted persons. The presented material allows concluding that properly organized social and communicative education in prisons can improve the level of general culture, as well as the speech culture of convicts, it contributes to forming socially acceptable behavior skills, positive attitude to themselves and other people.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное воспитание осуждённых в местах лишения свободы»

УДК 343.825(075)

Zautorova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, leading researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary

Service (Moscow, Russia), ID orcid.org//0000-0002-1334-2654, E-mail: elvira-song@mail.ru

SOCIO-COMMUNICATIVE TRAINING OF CONVICTED PRISONERS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY. The article is dedicated to a relevant problem of organization of social and communicative education of convicts. The behavior and communication of persons deprived of freedom is characterized by a specific subculture, criminal traditions, asocial norms, values and customs, everyday speech is characterized by rudeness, infestation, poor vocabulary, use of slang words. All this forms such negative qualities of a person as tactlessness, dishonesty, cruelty, etc. It is advisable to use a variety of forms and methods of social and communicative education of convicts in penitentiary places. The article describes some of them, like lectures and interviews, reading scientific and fiction literature, training classes, self-education of convicts, etc. There is a positive experience of the socio-communicative education of convicted persons. The presented material allows concluding that properly organized social and communicative education in prisons can improve the level of general culture, as well as the speech culture of convicts, it contributes to forming socially acceptable behavior skills, positive attitude to themselves and other people.

Key words: places of imprisonment, educational process, convicts, criminogenic communication, social and communicative education.

Э.В. Зауторова, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института

Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва, ID orcid.org//0000-0002-1334-2654, Е-mail: elvira-song@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации социально-коммуникативного воспитания осуждённых. Поведение и общение лиц, лишенных свободы, характеризуется специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями, повседневная речь отличается грубостью, засорённостью, бедностью словарного запаса, использованием жаргонных слов. Все это формирует такие отрицательные качества личности, как бестактность, бессовестность, жестокость и т. д. Целесообразно использовать разнообразные формы и методы социально-коммуникативного воспитания осуждённых в местах лишения свободы. В статье описаны некоторые из них, как лекции и беседы, чтение научной и художественной литературы, тренинговые занятия, самовоспитание осуждённых и др. В настоящее время имеется положительный опыт организации социально-коммуникативного воспитания осуждённых. Представленный материал позволяет сделать вывод, что правильно организованное социально-коммуникативное воспитание в местах лишения свободы позволяет повысить уровень общей и речевой культуры осуждённых, способствовать формированию социально приемлемых навыков поведения, позитивного отношения к себе и другим.

Ключевые слова: места лишения свободы, воспитательный процесс, осуждённые, криминогенное общение, социально-коммуникативное воспитание.

Социально-коммуникативное воспитание имеет огромное значение в системе исправления осуждённых. Современный мир предъявляет обязательные требования к уровню речевой культуры каждого человека, соблюдению им языковых норм, правильности речи, четкого выражения своих мнений и оценок. Повышение уровня речевой культуры осужденного, безусловно, имеет большое нравственное, общекультурное и воспитательное значение.

Актуальность социально-коммуникативного воспитания возрастает в связи с особенностями социального окружения осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы: осуждённый попадает в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями, где повседневная речь отличается грубостью, засоренностью, бедностью словарного запаса. В письменной и устной речи они используют воровской жаргон, с помощью которого пытаются создать себе авторитет, оказать влияние на других осуждённых. Использование жаргонных слов искусственно повышает эмоциональный тонус, формирует такие отрицательные качества личности, как бестактность, бессовестность, жестокость [1].

Проблема криминогенного общения затрагивалась в публикациях Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, А.Г. Бронникова, И.В. Каретникова, Д.С. Лихачева, Л.А. Мильяненкова, В.Ф. Пи-рожкова, А.В. Усса, А.Н. Сухова, Г.Ф. Хохрякова и др. Рассматриваемый феномен связан с особенностями тайного общения, уголовным жаргоном, блатной музыкой, условными звуковыми сигналами, аудиовизуальным тайным общением, особенностями тайного письменного общения, техническими средствами [2]. Учёные отмечают, что криминогенное общение характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, жесткой ролевой заданностью и конспиративностью. Оно является такой знаковой системой, которая имеет конвенциональную природу, строится на основе взаимной договоренности определенного круга участников общения о системе кодирования, декодирования и технологии маскировки знаков, выступающих в качестве только им понятного шифра [3]. Криминогенное общение в среде осуждённых используется для установления незаконных связей,

обмена преступным опытом, умышленного совершения преступлений.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по речевому (вербальному) и неречевому (невербальному) каналам. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Этот механизм был исследован в начале XX в. психологом Л.С. Выготским [4]. Внутренняя речь беззвучна, не произносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформиро-ванности. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Исследование показало, что осуждённые в своем большинстве не могут подобрать подходящего слова, чтобы выразить свои чувства и мысли, не владеют методами и инструментами эффективного общения, необходимыми для того, чтобы адекватно реагировать на предмет обсуждения, не соблюдают требования элементарной грамотности, просматривается заметная вульгаризация бытовой сферы общения и т. д. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный дефицит общения, необходимо организовывать адекватное по качеству общение осуждённых, учитывая как их возрастные особенности, так и прошлый коммуникативный опыт.

Система мер борьбы с проявлениями криминального субкультуры, в частности с криминальным общением, представляется наиболее эффективной, если в среде осуждённых осуществляется процесс социально-коммуникативного воспитания осуждённых, формирования общечеловеческих ценностей, ведется работа по повышению образовательного уровня и степени активности в полезном досуге. Социально-коммуникативное воспитание в местах лишения свободы мы рассматриваем как процесс взаимодействия сотрудников и осуждённых, обеспечивающий мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности с целью повышения уровня общей и речевой культуры, позитивной социализации осуждённых и приобщения их к социокультурным ценностям, нормам и традициям общества. Задачами социально-коммуникативного воспитания являются: переориентация направленности личности осужденного с преступных целей на общественно-значимые, формирование потребности

в позитивных связях, устранение различных видов криминального общения, развитие саморегуляции собственных действий, социального и эмоционального интеллекта, эмпатии, формирование уважительного отношения к другим людям.

Для реализации задач социально-коммуникативного воспитания личности осужденного необходимо создать специально организованную, педагогически целесообразную среду. При этом условиями успешности данного процесса будут являться: создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, обучение умению слушать и слышать другого, развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении, развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование чувства симпатии между участниками общения; обучение саморегуляции, развитие умения анализировать ситуацию, целенаправленное формирование у осуждённых коммуникативных навыков [5].

В процессе работы над повышением уровня культуры речи у осужденного повышается уровень общей культуры, осуждённый становится более понятным для себя самого, способным к осмыслению возможных отклонений в своем поведении, задумывается о воздействии собственной личности на окружающих. Появляются возможности для активной познавательной и творческой деятельности лишенных свободы, развиваются индивидуальные способности, что благоприятно сказывается на последующей эффективной адаптации осужденного к современным условиям среды [6].

Эффективными формами социально-коммуникативного воспитания в местах лишения свободы являются: 1) лекции и беседы, направленные на повышение образовательного уровня, степени владения нормами литературного языка в его устной и письменной формах, изучение правил речевого общения, расширение лингвистического кругозора, знаний о языке (примерные темы: «Культура речи и речевая культура», «Условия эффективного речевого взаимодействия», «Речевое богатство и разнообразие», «Нормы современного русского литературного языка и речевые ошибки», «Принципы организации и проведения деловой беседы» и т. д.); 2) специальные занятия с осуждёнными с целью расширения запаса общеупотребительной литературной лексики, направленных на постоянное сообщение осуждённым новых слов с раскрытием их значения, показ морального вреда жаргона, его отрицательного влияния на взаимоотношения между людьми, борьба с засорением речи словами-паразитами, привычкой обозначать слова жестами, неправильным употреблением слов, ошибками в ударении, развитие умения выбрать и организовать языковые средства, которые в конкретной ситуации общения способствуют достижению определенных коммуникативных целей и т. п. Важным средством достижения этих целей является расширение активного и пассивного словарного запаса человека путем ведения им словарей, обучения произношению трудных слов, написания памяток, использования средств наглядности и местной ретрансляционной сети; 3) знакомство с основами ораторского мастерства. Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Осуждённым важно знать, как планировать, составлять и произносить публичные речи, вести дискуссию, суметь подготовить грамотные ответы на вопросы, освоить методику проведения различных видов бесед, телефонных разговоров, овладеть стратегией и тактикой

Библиографический список

поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения и т. п.; 4) чтение научной и художественной литературы, газет и журналов способствует приобретению новых знаний, накоплению сведений из различных областей науки и техники, обогащению словарного запаса, развитию речевого слуха. При этом важно осуществлять анализ текстов: читая тексты, важные документы, пытаться установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы и т.д.; 5) тренинги по бесконфликтному общению и взаимодействию осуждённых направлены на развитие навыков рационального поведения в конфликте, определение осуждёнными собственных стилей поведения в конфликтных ситуациях, информирование о конфликте, его причинах, способах реагирования, отработку навыков бесконфликтного поведения; 5) самовоспитание осуждённых. Необходимо, чтобы лишенные свободы, принимая самообязательства по самовоспитанию, предусматривали в них пункт об отказе от употребления уголовного жаргона. Следует периодически обсуждать вопросы борьбы с употреблением жаргонных слов на общих собраниях в отряде осуждённых, а также заседаниях совета воспитателей отряда.

Участие в специально организованных мероприятиях по социально-коммуникативному воспитанию будет способствовать общему развитию осуждённых, повышению их коммуникативной культуры.

Сегодня имеется положительный опыт социально-коммуникативного воспитания осуждённых. Так, в исправительных учреждениях Алтайского края для работы с осуждёнными был разработан тренинг развития навыков коммуникации. Его целью является развитие коммуникативных навыков осуждённых. Задачи тренинга: 1. Отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях. 2. Расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации. 3. Овладение навыками эффективного слушания. Тренинг рассчитан на 15 занятий, продолжительностью по полтора часа. Оптимальное количество участников 10 - 15 человек. Примеры занятий: 1) «Пообщаемся». Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков осуждённых (упражнения «Что в имени моём», «Молекулы», «Начало беседы», «Завершение беседы», «Преодолей обвинение», «Ритмическое эхо» и др.); 2) «Я и мой партнёр». Цель: Развитие доверия по отношению к партнерам, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений (упражнения «Приветствие», «Аплодисменты», «Говорим гадости», «Прогулка доверия», дискуссия «Какими качествами нужно обладать, чтобы вам верили и прислушивались к вашему мнению?»); 3) «Разговоры, разговоры». Цель: Развитие речевой грамотности осуждённых (упражнения «Поделись со мной», «Если бы..., я стал бы...», «Без маски», «Говорю, что вижу»); 4) «Без конфликта». Цель: предоставление возможности осуждённым получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций (упражнения «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы», «Контраргументы», «Преувеличение или полное изменение поведения», «Диспут», ролевая игра «Сглаживание конфликтов»); 5) «Вербальные и невербальные средства». Цель: Развитие навыков невербальной коммуникации (упражнения «Невербальный подарок», «Метафора общения», «Всеобщее внимание») и т.д.

Таким образом, вся работа по социально-коммуникативному воспитанию должна быть направлена на повышение общей и речевой культуры, предотвращение в среде осуждённых конфликтов при взаимодействии с окружающими, концентрацию на актуальных и значимых ситуациях совместных действий, развитии эмпатических чувств, формировании социально приемлемых навыков поведения, позитивного отношения к себе и другим.

1. Олейник А.И. Тюремная субкультура. Москва, 2001.

2. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: учебник. Ростов-на-Дону, 2007. Available at: http://yurpsy.com/files/ucheb/ penit2/017.htm

3. Вакутин Ю.А. Словарь жаргонных слов и выражений. Татуировки. Омск, 1979.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1984; Т. 4: 244 - 268.

5. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие как научно-педагогическая проблема. Молодой ученый. 2016; 6: 799 - 803.

6. Зауторова Э.В. Воспитательная работа по развитию культуры речи несовершеннолетних осуждённых: методические материалы для организаторов воспитательной работы в воспитательных колониях и специальных детских учреждениях. Вологда, 2009: 79.

References

1. Olejnik A.I. Tyuremnaya subkul'tura. Moskva, 2001.

2. Dmitriev Yu.A., Kazak B.B. Penitenciarnaya psihologiya: uchebnik. Rostov-na-Donu, 2007. Available at: http://yurpsy.com/files/ucheb/ penit2/017.htm

3. Vakutin Yu.A. Slovar'zhargonnyh slovi vyrazhenij. Tatuirovki. Omsk, 1979.

4. Vygotskij L.S. Problema vozrasta. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1984; T. 4: 244 - 268.

5. Medzhidova 'E.S. Social'no-kommunikativnoe razvitie kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Molodoj uchenyj. 2016; 6: 799 - 803.

6. Zautorova 'E.V. Vospitatel'naya rabota po razvitiyu kul'tury rechi nesovershennoletnih osuzhdennyh: metodicheskie materialy dlya organizatorov vospitatel'noj raboty v vospitatel'nyh koloniyah i special'nyh detskih uchrezhdeniyah. Vologda, 2009: 79.

Статья поступила в редакцию 02.07.18

УДК: 797.149; 797.0856

Zub I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (St. Petersburg, Russia), E-mail: zubiv@gumrf.ru

Kurys V.A., senior teacher, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (St. Petersburg, Russia), E-mail: kuris@mail.ru

Akimenko A.V., postgraduate, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg, Russia), E-mail: sail470@bk.ru

FORMING OF PHYSICAL TRAINING IN THE NAVY AND THE EMERGENCE OF COMPLEX COMPETITIONS ON MILITARY-APPLIED SPORTS. After the defeat in the Crimean war and the reduction of the service life of the sailors, researchers began to pay attention to the physical training of the personnel of the fleet. For the organization and management of physical training of the Navy recruits the fleet needed a qualified personnel. With this goal in 1856 in Saint-Petersburg a biennial officer training gymnastic team opens, where specialists trained in physical education for the Navy. By that time there was already a science base in anatomy and physiology, which helped to create the basics of the theory of physical education. At the initiative of Admiral G. I. Butakov in the city of Nikolaev in 1858 racing on boats under sail and oars took place. The competition included boats under sail without rudders, and running competition of "gymnastic step" for 1.5 mile. In addition, there were competitions in swimming from 200 meters to 100 meters and "airborne swimming" with a rifle.

Key words: rowing on boats, sailing on boats, racing boats sailing without steering, running "gymnastic step" for 1.5 miles, swimming from 200 to 100 meters, "airborne swimming" with a rifle, shooting.

И.В. Зуб, канд. пед. наук, зав. каф., Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, E-mail: zubiv@gumrf.ru

В.А. Курысь, ст. преп., Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, E-mail: kuris@mail.ru

А.В. Акименко, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, E-mail: sail470@bk.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФЛОТЕ И ПОЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

После поражения в крымской войне и уменьшения срока службы матросов было обращено внимание на физическую подготовку личного состава флота. Для организации и управления физической подготовки новобранцев, призванных на флот, требовались квалифицированные кадры. С этой целью в 1856 году в Санкт-Петербурге открывается двухгодичная офицерская учебно-гимнастическая команда, где обучали специалистов по физической подготовке для флота. К тому времени уже существовала научная база по анатомии и физиологии, что позволило создать основы теории физического воспитания. По инициативе контр-адмирала Г.И. Бутакова в г. Николаеве в 1858 году были проведены гонки на шлюпках под парусом и на веслах. Гонки шлюпок под парусами без рулей, а также соревнования по бегу «гимнастическим шагом» на 1,5 версты. Кроме этого, проводились и соревнования по плаванию от 200 метров до 100 метров, «десантное плавание» с винтовкой.

Ключевые слова: гребля на шлюпках, парусные гонки на шлюпках, гонки шлюпок под парусами без рулей, бег «гимнастическим шагом» на 1,5 версты, плавание от 200 до 100 метров, «десантное плавание» с винтовкой, стрельба.

Поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.) заставило российский военно-морской флот перейти от парусных судов к кораблям с паровыми машинами, а командованию пересмотреть требования к личному составу. На парусном флоте физическая подготовка матросов не была отдельным разделом боевой подготовки, а осуществлялась ими в процессе выполнения их профессиональных обязанностей (работа с парусами, бег по вантам и реям, гребля на шлюпках, плавание и т. д.).

С переходом на броненосный флот, по мнению многих офицеров, было утеряно средство развития физических и психологических качеств матросов, каковым являлось парусное вооружение судна. Плавание под парусами было хорошей школой развития мужества, предприимчивости, хладнокровия, быстроты взгляда, ловкости в движениях, самоуверенности, настойчивости и терпения в затруднительных обстоятельствах. Парусная школа развивала не только психофизиологические качества, но такие качества как способность анализировать возникающие сложные ситуации и принимать правильное решение. С уходом парусного флота для развития психофизиологических качеств личного состава использовались гимнастика и хождение на шлюпках, как на веслах, так и под парусом [1].

На страницах Морского сборника даже велась полемика, стоит ли убирать с паровых судов мачты и паруса, или оставить их как инструмент физического развития и воспитания волевых качеств, которые так необходимы моряку [2].

Изменяя состав флота, (парусный на броненосный паровой флот), уменьшая срок службы на флоте, нужно было менять и подходы к подготовке плавсостава кораблей.

Для организации и управления физической подготовки новобранцев, призванных на флот требовались квалифицированные кадры. С этой целью Высочайшим повелением № 21016 от 17 октября 1856 года в Санкт-Петербурге открывается двухгодичная учебно-гимнастическая команда [3; 4], где обучали специалистов по физической подготовке для флота. В 1856 году, по приказу Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала к гимнастическому заведению де-Рона прикомандировали 60 человек. С июня по сентябрь, команда находилась в бараках на Лисьем носу, где обучалась, кроме гимнастики и фехтования, гребле на катерах, управлению парусом и грамоте [5], так как Великий Князь Генерал-Адмирал считал, что первоначальное обучение рекрут должно начинаться с гимнастических упражнений. Для научного подхода, если говорить современным языком, на курсах читались лекции по анатомии и физиологии. В работе [6] указано, что лекции читались профессором Загорским. П.А. Загорский в 1802 году издал труд «Руководство к познанию человеческого тела»

[7], что повлияло на развитие и обоснование теории физического воспитания, но читать лекции в этот период он не мог, так как годы жизни П.А. Загорского 1764 - 1846 гг. В 1809 году выходит работа профессора М.Я. Мудрова посвященная военной гигиене

[8], где автор подчёркивал значение физических упражнений для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.