Научная статья на тему 'Особенности надзора за осуждёнными в колониях-поселениях'

Особенности надзора за осуждёнными в колониях-поселениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2223
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЁННЫЙ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ / НАДЗОР ЗА ОСУЖДЁННЫМИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CONVICTS SENTENCED TO PRISON / SETTLEMENTS / CHANGING OF THE TYPE OF PENITENTIARY FACILITY / LEGAL STATUS OF CONVICTS / SUPERVISION OF CONVICTED PERSONS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урусов Александр Алексеевич, Тюфяков Николай Александрович

Статья посвящена проблемам осуществления надзора за осуждёнными к лишению свободы, отбывающими наказание в колониях-поселениях. Определены такие основные проблемы, как контроль за поведением осуждённых и порядок проживания за пределами колонии-поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Урусов Александр Алексеевич, Тюфяков Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Supervision over Convicts Serving Their Sentences in Settlements

The article is devoted to the problems of supervision over convicts sentenced to prison, serving their sentences in settlements. The article depicts such basic problems as applying control over behavior of the convicts and rules of accommodation outside their settlement.

Текст научной работы на тему «Особенности надзора за осуждёнными в колониях-поселениях»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 4 (57). С. 145-149.

УДК 343.8

DOI 10.25513/1990-5173.2018.4.145-149

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЁННЫМИ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

FEATURES OF SUPERVISION OVER CONVICTS SERVING THEIR SENTENCES

IN SETTLEMENTS

А. А. УРУСОВ, Н. А. ТЮФЯКОВ (A. A. URUSOV, N. A. TIUFIAKOV)

Статья посвящена проблемам осуществления надзора за осуждёнными к лишению свободы, отбывающими наказание в колониях-поселениях. Определены такие основные проблемы, как контроль за поведением осуждённых и порядок проживания за пределами колонии-поселения.

Ключевые слова: осуждённый к лишению свободы; колонии-поселения; изменение вида исправительного учреждения; правовое положение осуждённых; надзор за осуждёнными; исправительные учреждения.

The article is devoted to the problems of supervision over convicts sentenced to prison, serving their sentences in settlements. The article depicts such basic problems as applying control over behavior of the convicts and rules of accommodation outside their settlement.

Key words: convicts sentenced to prison; settlements; changing of the type of penitentiary facility; legal status of convicts; supervision of convicted persons; correctional institutions.

Современное развитие и состояние уголовно-исполнительного законодательства, следуя принципам имплементации международных стандартов, перевод положительно характеризующихся осуждённых в колонию-поселение закрепляет уже как меру социальной адаптации и реабилитации осуждённого в местах лишения свободы [1]. Отбывание наказания в наиболее льготных условиях открытого исправительного учреждения становится важным инструментом формирования у осуждённого мотивации к правопослушно-му поведению и исправлению. При освобождении у осуждённого должна быть сформирована «не только готовность, но и способность подчиняться законодательству и обеспечивать своё существование» [2].

Следующей особенностью для осуждённых, переведённых в колонию-поселение в соответствии со ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), выступает возможность самого осуждённого участвовать в процессе исправления и достигать определённой сте-

© Урусов А. А., Тюфяков Н. А., 2018

пени исправления. Этот же путь является постепенной адаптацией осуждённого к жизни на свободе, включающей значительное расширение его специфических прав, обязанностей и законных интересов [3].

Объединяющим критерием для всех категорий осуждённых, отбывающих наказание в колонии-поселении, служат одинаковые для всех условия отбытия наказания, максимально приближенные к жизни на свободе.

Содержание осуждённых в колонии-поселении без охраны, но под надзором является особым состоянием режима, характерным только для данного вида исправительного учреждения. Определяющим является отсутствие полной изоляции от общества, отличающее колонию-поселение от других видов исправительных учреждений.

Открытость колоний-поселений характеризуется особыми условиями содержания и режимными требованиями. Особенности правового положения осуждённых и условия их содержания в колониях-поселениях определены в ст. 129 УИК РФ.

В этой норме закреплено, что в колониях-поселениях осуждённые к лишению свободы содержатся без охраны, «но под надзором администрации колонии-поселения». Отсутствуют запоры на дверях и решётки на окнах. В часы подъёма и до отбоя осуждённым предоставлено право свободного передвижения в пределах границ колонии-поселения. С разрешения администрации осуждённые могут передвигаться без надзора и за пределами колонии, но в черте территории муниципального образования, где расположена колония-поселение, «если это необходимо по характеру выполняемой ими работы или в связи с обучением» [4].

Постоянный надзор за осуждёнными является важнейшей характеристикой режима в колонии-поселении. В соответствии с действовавшей до 24 декабря 2002 г. Инструкцией «О надзоре за осуждёнными, содержащимися в исправительных колониях» он представлял собой «систему мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбытия наказания в виде лишения свободы путём постоянного наблюдения и контроля над поведением осуждённых в местах их размещения, учёбы и работы с целью предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осуждённых и персонала» [5].

В настоящий момент практические формы организации надзора за осуждёнными остаются неизменными и осуществляются в рамках УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, других ведомственных документов уголовно-исполнительной системы РФ.

Спорным в приведённом определении является только требование «обеспечение изоляции», которая практически отсутствует в силу режимных правил колоний-поселений либо носит временный характер при наказании осуждённых, например при водворении в штрафной изолятор на определённый срок.

Следует отметить, что открытость колоний-поселений также предполагает соблюдение ряда режимных требований, однако имеет более специфичную форму, характерную только для данного вида исправительного учреждения. Так, постоянный надзор, являясь основным средством обеспечения режи-

ма в колониях-поселениях, осуществляется круглосуточно на всех объектах учреждения, жилых помещениях, производственных объектах, местах досуга осуждённых и проведения воспитательных, спортивных и культурных мероприятий. Для эффективности осуществления надзора широко применяются технические средства (видеокамеры, датчики слежения и т. д.).

В качестве режимных и надзорных требований ч. 2 ст. 4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [6] определяет границы колонии-поселения с учётом её местоположения в радиусе не более 5 километров по заметным ориентирам (берега рек, дороги и т. д.) и обозначается на местности специальными знаками, указателями (табличками). В пределах населённого пункта колония-поселение огораживается забором, который обозначает её границы и оборудуется контрольно-пропускным пунктом.

Осуждённые вправе носить гражданскую одежду, могут иметь при себе деньги и расходовать их без ограничения, ценные вещи. Разрешается передвигаться группами по территории колонии-поселения без строя. Режимные требования не устанавливают ограничений на количество получения посылок, бандеролей, передач и длительных свиданий [7]. Практически нет ограничений на пользование всеми видами продуктов питания и бытовой техникой.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не ограничивают осуждённых колоний-поселений в установлении знакомств и посещении квартир частных лиц, решении вопросов в учреждениях и организациях бытового характера и трудоустройства. Возможность свободного общения с гражданским населением за пределами учреждения обусловлена необходимостью более успешной социальной адаптации и является основным для ресоциализирующегося фактором возвращения к жизни на свободе.

Следует отметить, что такие изъятия и исключения из Правил внутреннего распорядка хотя существенно и расширяют права осуждённых, облегчая условия содержания, но и являются причиной постоянных противоречий общих и специальных норм, регламентирующих деятельность исправительных

учреждений. Необходимо выделение самостоятельных, объёмных норм, регулирующих деятельность данного вида исправительных учреждений. Это позволит более эффективно использовать колонии-поселения в процессе реализации целей наказания.

Главной особенностью колоний-поселений является разрешение положительно характеризующимся осуждённым, отбывшим не менее половины срока наказания, назначенного судом, проживать с их семьями за пределами границ учреждения, на собственной или арендуемой жилой площади. Осуждённые, проживающие с семьёй, имеют иной правовой статус, значительно отличающийся от статуса остальных осуждённых, что вызывает необходимость взаимодействия системы исполнения наказаний с институтом семьи.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ за данной категорией осуждённых, установлены две формы контроля:

1) в соответствии с постановлением начальника колонии-поселения осуждённые обязаны прибывать на отметки в учреждение с периодичностью до 4 раз в месяц;

2) жилые помещения, в которых проживают осуждённые, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.

С одной стороны, семейные осуждённые имеют возможность сохранить (восстановить) социально-позитивные связи и эффективнее адаптироваться в обществе, используя «ресоциализационный потенциал семьи» [8]. С другой стороны, сложно отделить права и обязанности таких осуждённых от прав и обязанностей членов их семей в нерабочее или особенно ночное время, так как жилые помещения, в которых проживают семейные осуждённые, могут посещаться в любое время сотрудниками администрации колонии-поселения [9]. Спорным, на наш взгляд, является то, что посещение семей осуждённых может происходить в любое время суток. По сути, это нарушение частной жизни граждан.

В связи с этим предлагается из п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ исключить фразу «любое время» и изложить её в следующей редакции: «Жилые помещения, в которых проживают осуждённые, могут посещаться представителями администрации колонии-поселения за исключением ночного времени».

Надзор за осуждёнными в ночное и нерабочее время предлагается осуществлять дистанционно, с использованием технологий GPS, ГЛОНАСС, средств телефонии, Интернета, специальных приёмопередающих радиоустройств и индивидуальных средств идентификации лиц, успешно применяемых Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России с 2010 г. [10].

Проблемным вопросом является и отсутствие в законе условий, в которые должен быть переведён злостный нарушитель режима отбывания наказания в случае изменения ему вида исправительного учреждения. Условия отбывания наказания являются одним из основных средств дифференциации исполнения наказания, а изменение этих условий позволяет не только реализовать принцип дифференциации наказания, но и индивидуализировать его для каждого осуждённого. Необходимо учитывать, что в колониях-поселениях по принципу дифференциации выделяются две категории осуждённых: лица, ранее переведённые в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК РФ, и лица, отбывающие наказание в колонии-поселении по приговору суда.

Дифференциация исполнения наказания должна проявляться в установлении для различных категорий осуждённых разных условий отбывания наказания, отличающихся объёмом и характером карательно-воспитательного воздействия [11]. Поэтому, на наш взгляд, условия, на которые должны переводиться осуждённые, признанные злостными нарушителями режима, в случае изменения им вида исправительного учреждения должны быть разными.

По нашему мнению, при переводе осуждённого, отбывающего наказание в колонии-поселении по приговору суда и признанного злостным нарушителем режима, в исправительную колонию общего режима наиболее эффективным являлось бы установление для него облегчённых, а не общих или строгих условий отбывания наказания. Во-первых, это не будет нарушать принцип постепенного, ступенчатого перехода от лучших условий содержания к худшим и даст возможность осознать осуждённому гуманность и справедливость изменения ему вида исправительного учреждения. Во-вто-

рых, перевод в облегчённые условия отбывания наказания будет соответствовать основному специфическому критерию рациональности мер принуждения «необходимой достаточности», определяемого экономией принудительных средств.

Осуждённые, ранее переведённые в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК РФ и признанные злостными нарушителями режима отбывания наказания, при изменении им исправительной колонии подлежат переводу в обычные условия отбывания наказания. Во-первых, это будет соответствовать положениям ч. 1 ст. 120 и ч. 1 ст. 122 УИК РФ, в соответствии с которыми в обычные условия помещаются и отбывают наказание все осуждённые, поступившие в колонии общего и строгого режимов. Во-вторых, при возвращении в облегчённые условия общего или строгого режима одной четверти отбытого срока для обратного перевода в колонию-поселение явно не достаточно, чтобы вновь сделать вывод об исправлении осуждённого и его примерном поведении. Возможна приспособленческая позиция лица и введение в заблуждение администрации исправительного учреждения и суда относительно изменения его поведения в лучшую сторону. В-третьих, перевод на строгие условия содержания в колонию общего или строгого режима минует сразу две ступени условий отбывания (облегчённые и обычные), что существенно ущемит права осуждённого на гуманное отношение и нарушит принцип последовательности применения наказания -поэтапного перехода от одних условий содержания к другим. Возможность начать всё сначала послужит дополнительным стимулом для исправления для той категории осуждённых, кто действительно стремится к этому. Администрации учреждения возвращение осуждённого в обычные условия позволит выбрать иные методы для его исправления, путём изменения или корректировки вектора воспитательного воздействия.

С учётом изложенных положений предлагается внести следующие изменения в уголовно-исполнительное законодательство:

1. Дополнить ст. 120 УИК РФ ч. 8 следующего содержания: «Осуждённые, переведённые из колонии-поселения, отбывающие в ней наказание по приговору суда, отбыва-

ют наказание в облегчённых условиях, а осуждённые, переведённые из колонии-поселения в порядке п. "а" части 4 статьи 78 настоящего Кодекса, отбывают наказание в порядке части первой настоящей статьи».

2. Дополнить ст. 122 УИК РФ ч. 9 следующего содержания: «Осуждённые, переведённые из колонии-поселения в порядке п. "а" части 4 статьи 78 настоящего Кодекса, отбывают наказание в порядке части первой настоящей статьи».

Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) в колониях-поселениях является, таким образом, одним из основных средств исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ). Имея самую высокую «ступень льготности», режим в колониях-поселениях продолжает выполнять основную воспитательную функцию - исправление осуждённых. Установленные режимом ограничения, хотя и в минимальной форме причиняя осуждённому переживания и страдания, связанные с «полусвободой», служат толчком к нравственному совершенствованию личности. Определённые режимом достаточно льготные условия отбывания наказания и открытость колоний-поселений стимулируют осуждённого к более правопослуш-ному поведению.

1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 2808-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций в отношении обращения с заключёнными (Привила Нельсона Манделы) : приняты Резолюцией 70/175 Ге -неральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г. - Электрон. текстовые дан. - URL: www.un.org/ru/events/mandeladay/rules.shtml.

3. См.: Рябинин А. А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства : монография. - Домодедово, 2000. - С. 200201.

4. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А. С. Михлин, В. И. Селиверстов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2009. - С. 366.

5. Об утверждении Инструкции о надзоре за осуждёнными, содержащимися в исправи-

тельных колониях : Приказ Минюста Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 83. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». Отменен приказом Минюста Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 351 «О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осуждёнными в исправительных колониях» (Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).

6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А. С. Михлин, В. И. Селиверстов. -С. 368.

8. Финаева А. Г. Ресоциализационный потенциал семьи : дис. ... канд. соц. наук. - Саратов, 2012. - С. 3.

9. См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А. С. Михлин, В. И. Селиверстов. -С. 369.

10. См.: Габараев А. Ш., Новиков А. В. Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний альтернативных лишению свободы // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 2, ч. 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id

=23352.

11. См.: Уголовно-исполнительное право России : учебник : в 2 т. / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. - 3-е изд., испр., доп. - М. : Юрайт, 2014. - Т. 1: Общая часть. - С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.