3. Vakutin Yu.A. Slovar'zhargonnyh slovi vyrazhenij. Tatuirovki. Omsk, 1979.
4. Vygotskij L.S. Problema vozrasta. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1984; T. 4: 244 - 268.
5. Medzhidova 'E.S. Social'no-kommunikativnoe razvitie kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Molodoj uchenyj. 2016; 6: 799 - 803.
6. Zautorova 'E.V. Vospitatel'naya rabota po razvitiyu kul'tury rechi nesovershennoletnih osuzhdennyh: metodicheskie materialy dlya organizatorov vospitatel'noj raboty v vospitatel'nyh koloniyah i special'nyh detskih uchrezhdeniyah. Vologda, 2009: 79.
Статья поступила в редакцию 02.07.18
УДК: 797.149; 797.0856
Zub I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kurys V.A., senior teacher, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Akimenko A.V., postgraduate, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING OF PHYSICAL TRAINING IN THE NAVY AND THE EMERGENCE OF COMPLEX COMPETITIONS ON MILITARY-APPLIED SPORTS. After the defeat in the Crimean war and the reduction of the service life of the sailors, researchers began to pay attention to the physical training of the personnel of the fleet. For the organization and management of physical training of the Navy recruits the fleet needed a qualified personnel. With this goal in 1856 in Saint-Petersburg a biennial officer training gymnastic team opens, where specialists trained in physical education for the Navy. By that time there was already a science base in anatomy and physiology, which helped to create the basics of the theory of physical education. At the initiative of Admiral G. I. Butakov in the city of Nikolaev in 1858 racing on boats under sail and oars took place. The competition included boats under sail without rudders, and running competition of "gymnastic step" for 1.5 mile. In addition, there were competitions in swimming from 200 meters to 100 meters and "airborne swimming" with a rifle.
Key words: rowing on boats, sailing on boats, racing boats sailing without steering, running "gymnastic step" for 1.5 miles, swimming from 200 to 100 meters, "airborne swimming" with a rifle, shooting.
И.В. Зуб, канд. пед. наук, зав. каф., Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
В.А. Курысь, ст. преп., Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.В. Акименко, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФЛОТЕ И ПОЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
После поражения в крымской войне и уменьшения срока службы матросов было обращено внимание на физическую подготовку личного состава флота. Для организации и управления физической подготовки новобранцев, призванных на флот, требовались квалифицированные кадры. С этой целью в 1856 году в Санкт-Петербурге открывается двухгодичная офицерская учебно-гимнастическая команда, где обучали специалистов по физической подготовке для флота. К тому времени уже существовала научная база по анатомии и физиологии, что позволило создать основы теории физического воспитания. По инициативе контр-адмирала Г.И. Бутакова в г. Николаеве в 1858 году были проведены гонки на шлюпках под парусом и на веслах. Гонки шлюпок под парусами без рулей, а также соревнования по бегу «гимнастическим шагом» на 1,5 версты. Кроме этого, проводились и соревнования по плаванию от 200 метров до 100 метров, «десантное плавание» с винтовкой.
Ключевые слова: гребля на шлюпках, парусные гонки на шлюпках, гонки шлюпок под парусами без рулей, бег «гимнастическим шагом» на 1,5 версты, плавание от 200 до 100 метров, «десантное плавание» с винтовкой, стрельба.
Поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.) заставило российский военно-морской флот перейти от парусных судов к кораблям с паровыми машинами, а командованию пересмотреть требования к личному составу. На парусном флоте физическая подготовка матросов не была отдельным разделом боевой подготовки, а осуществлялась ими в процессе выполнения их профессиональных обязанностей (работа с парусами, бег по вантам и реям, гребля на шлюпках, плавание и т. д.).
С переходом на броненосный флот, по мнению многих офицеров, было утеряно средство развития физических и психологических качеств матросов, каковым являлось парусное вооружение судна. Плавание под парусами было хорошей школой развития мужества, предприимчивости, хладнокровия, быстроты взгляда, ловкости в движениях, самоуверенности, настойчивости и терпения в затруднительных обстоятельствах. Парусная школа развивала не только психофизиологические качества, но такие качества как способность анализировать возникающие сложные ситуации и принимать правильное решение. С уходом парусного флота для развития психофизиологических качеств личного состава использовались гимнастика и хождение на шлюпках, как на веслах, так и под парусом [1].
На страницах Морского сборника даже велась полемика, стоит ли убирать с паровых судов мачты и паруса, или оставить их как инструмент физического развития и воспитания волевых качеств, которые так необходимы моряку [2].
Изменяя состав флота, (парусный на броненосный паровой флот), уменьшая срок службы на флоте, нужно было менять и подходы к подготовке плавсостава кораблей.
Для организации и управления физической подготовки новобранцев, призванных на флот требовались квалифицированные кадры. С этой целью Высочайшим повелением № 21016 от 17 октября 1856 года в Санкт-Петербурге открывается двухгодичная учебно-гимнастическая команда [3; 4], где обучали специалистов по физической подготовке для флота. В 1856 году, по приказу Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала к гимнастическому заведению де-Рона прикомандировали 60 человек. С июня по сентябрь, команда находилась в бараках на Лисьем носу, где обучалась, кроме гимнастики и фехтования, гребле на катерах, управлению парусом и грамоте [5], так как Великий Князь Генерал-Адмирал считал, что первоначальное обучение рекрут должно начинаться с гимнастических упражнений. Для научного подхода, если говорить современным языком, на курсах читались лекции по анатомии и физиологии. В работе [6] указано, что лекции читались профессором Загорским. П.А. Загорский в 1802 году издал труд «Руководство к познанию человеческого тела»
[7], что повлияло на развитие и обоснование теории физического воспитания, но читать лекции в этот период он не мог, так как годы жизни П.А. Загорского 1764 - 1846 гг. В 1809 году выходит работа профессора М.Я. Мудрова посвященная военной гигиене
[8], где автор подчёркивал значение физических упражнений для
укрепления здоровья солдат и офицеров. В 1845 году публикуется работа доктора медицины К.И. Грум-Грижайло [9] в которой автор обосновывает влияние физических упражнений как средства укрепления здоровья человека. Краткий анализ основных научных трудов позволяет сделать вывод, что научная база для гимнастической школы уже была создана.
Положение о гимнастической команде было опубликовано в 1858 году. Приказом № 17 от 1 февраля 1862 года Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала [10], введено новое положение о гимнастической команде, которым точнее определялась цель учреждения гимнастической школы - подготовка преподавателей гимнастики [3; 4; 10]. В положении сказано, что в учебно-гимнастическом заведении преподаются следующие предметы: гимнастика, фехтование, гребля, бросание лота, плавание, ныряние, спасение утопающих и как вспомогательное средство, грамота. По этому положению на занятиях должен находиться врач. В 1874 году сокращается срок обучения в гимнастической школе до одного года [11]. В 1878 году гимнастической учебное заведение было упразднено [12], а подготовку преподавателей гимнастики возложили на флотскую стрелковую роту, которая была прикомандирована к учебному пехотному батальону, расквартированному в Ораниенбауме [4].
На флоте больше внимание стало уделяться спортивно-массовой работе и для оценки качества этой работы, необходимо было проводить регулярные соревнования. Одним из инициаторов развития спорта (в его современном понимании) на флоте был контр-адмирал Г.И. Бутаков, придававший большое значение шлюпочным гонкам под парусами и на вёслах. Он считал это не развлечением, а проверкой молодых моряков на прочность, развитие у них необходимых для морской службы волевых и физических качеств. По окончании каждой гонки Г.И. Бутаков разбирал ошибки в управлении шлюпкой и отдавал приказы, в которых и поощрял отличившихся.
Развивая практические навыки управления шлюпкой, по инициативе Г.И. Бутакова была введена гонка шлюпками под парусами без рулей. Управление шлюпкой осуществлялось в умении пользоваться изменением дифферента, крена и установки парусов [13; 14; 15]. Насколько высоко ценилось мастерство гонок без рулей, говорит тот факт, что после смерти Г.И. Бутакова, его вдова Амалия Арсеньевна, в память о муже пожертвовала тысячу рублей, чтобы проценты с этой суммы шли в призовой фонд гонки памяти адмирала Г.И. Бутакова и выдавались победителю гонок без рулей [1б].
Находясь в должности военного губернатора Николаева и Севастополя, контр-адмирал Бутаков, провел 21 мая 1858 года в г. Николаеве гонку гребных судов на веслах и под парусом, а также соревнования по бегу «гимнастическим шагом» на 1,5 версты. Что касается гребных судов, то они были разделены на категории, в зависимости от их размеров, особенностей конструкции и количества вёсел [17]. Через два года в Николаеве проводились уже две гонки гребных судов, последняя из которых, под парусами без рулей. В эти же соревнования была включена стрельба [18].
Кроме шлюпочных гонок, проводились и соревнования по плаванию, победителям выплачивались денежные призы. Заплывы проводились между двумя мониторами, расстояние между которыми было примерно 200 метров [3].
В 1860 году Г.И. Бутакова переводят служить на Балтийский флот. При его командовании броненосною эскадрой, команды кораблей в первый месяц компании проводили на рейде, где помимо прочего обучались управлению шлюпками и стрельбе. Шлюпочное дело пользовалось особым вниманием адмирала
Библиографический список
Г.И. Бутакова, он старался научить офицеров и матросов «щегольскому» управлению шлюпкой под парусами [13].
Ученик Г.И. Бутакова, адмирал С.О. Макаров, также считал, что шлюпочное дело обязательно для повседневной жизни флота [19]. Умение управляться с веслом и парусом, нужно не только для поддержания морской культуры, патриотического воспитания и знания морской истории, но и совершенствования профессиональных навыков моряков. При этом на практике, по его мнению, нужно большое внимание уделять овладению современной боевой техникой и «помнить о войне».
Для подготовки инструкторов по плаванию в Николаеве была открыта специальная школа. Идея преподавания плавания давно обсуждалась в военно-морском обществе. Инициатива создания школы плавания принадлежит адмиралу Л.А. Брусилову, который будучи лейтенантом, в 1883 году поднимал этот вопрос. Л.А. Брусилов считал, что высшее благо человека - это его жизнь. Все средства для сохранения жизни хороши, и одним из таких средств является плавание, которое особенно ценно для моряков.
Вопрос об открытия школы плавания вновь был поднят в 1912 году. Окружное собрание 17 июня 1912 года единогласно приняло решение об открытии школы плавания и обучения там низших чинов Морского ведомства. После этого в течение двух лет изучался опыт преподавания плавания за границей, проходил поиск учителей, велось строительство школы.
В 1914 году школа в г. Николаеве была построена. Первым преподавателем школы плавания был магистр плавания В.Я. Баранов. С открытием школы на обучение поступили не только низшие чины, но и офицеры флота. Перед поступлением в школу обучающиеся проходили тщательный медицинский осмотр, затем проводился повторный осмотр, на котором выявлялось, как плавание влияет на развитие и организм человека. В школе обучали плаванию, но полностью отсутствовала спортивная составляющая, школа готовила инструкторов для флота и хороших пловцов, которые могли долго держаться на воде и оказывать помощь утопающим. В дальнейшем школа обучала плаванию и служащих сухопутных войск. В основном это были служащие разведывательных подразделений, которые высоко оценивали полученную в школе подготовку по специальному плаванию. После окончания обучения сдавались экзамены и выдавались удостоверения.
2 августа 1915 года в школе состоялись соревнования по плаванию на 100 метров, «десантное плавание» с винтовкой. Одним из выводов, который был сделан по итогам двухлетней работы школы, заключался в том, что люди, прошедшие обучение плаванию, вернуться после службы к себе домой, и там будут обучать плаванию всех желающих, что уменьшит гибель на водах [20].
В дальнейшем, соревнования среди моряков стали проводить по гребле на шлюпках, парусных гонках, по бегу на средние дистанции, стрельбе и прикладным видам плавания на дистанции от 100 до 200 метров. Соревнования проводились как по отдельным дисциплинам, так и в различных комбинациях этих видов спорта. Оставался один шаг для появления морских мно-гоборий как самостоятельного вида прикладного спорта - морского многоборья. Данный вид спорта получил широкое развитие в советский период, затем в постсоветский период морское многоборье, как и многие другие виды спорта, пришло в упадок. Сейчас морское многоборье получило новый виток своего развития. В состав современного морского многоборья входят такие виды спорта как гребля на ялах, гонка под парусом на ялах, бег, стрельба и плавание.
1. Керн С. Мачты, паруса, как средство обучения. Морской сборник. 1892; Том ССХLVШ; № 4: 55 - 112.
2. Исторический журнал эскадры броненосных судов под начальством генерал-адъютанта Бутакова. 1869. Санкт-Петербург: Типография морского министерства, 1870.
3. Илляшевич Л. Образование специалистов во флоте. Морской сборник. 1875; Том СХLIХ; № 7: 65 - 91.
4. Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатилетие благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича. 1855 - 1880. Часть первая. Составлено на основании официальных сведений под руководством члена адмиралтейств-совета - тайного советника К.А. Манна. Санкт-Петербург: Типография Морского министерства, 1880.
5. Гауровиц. О введении военной гимнастики во флоте. Морской сборник. 1860; Том L; № 12: 216 - 230.
6. О первой лекции популярной анатомии и физиологии читаной профессором Загорским в гимнастическом зале де-Рона. Морской сборник. 1857; Том XXVII; № 1: 33 - 35.
7. Загорский П.А. Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческоо тела: В пользу обучающихся врачебной науке. Санкт-Петербург: Типография Государственной Медицинской коллегии, 1802.
8. Мудров М.Я. Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих. Москва: Университетская типография, 1809.
9. Грум-Грижайло К.И. Образование физическое, умственное и нравственное. 1845.
10. Приказы по морскому ведомству. Санкт-Петербург: 1862. Разд. Паг.
11. Приказ Его Императорского Высочества Генерал-Aдмирала № 49. Санкт-Петербург, 30 марта 1874 года. Морской сборник. 1874; Том СХЫ!; № 5: 17.
12. Приказы Его Императорского Высочества Генерал-Aдмирала. № 21. Санкт-Петербург. 11 марта 1878 года. Морской сборник. 1878; Том ^XV; № 4: официальный отдел.
13. Березин Е. Адмирал Григорий Иванович Бутаков. Издание второе. Санкт-Петербург: Типография и литография A. Пожаровой, 1884.
14. Бутаков Г.И. Несколько наставлений о катаниях на шлюпках. Морской сборник. 1860; Том L; № 11: 31 - 33.
15. Лурье A^. Адмирал Г.И. Бутаков. [1S20 - 1SS2]. Москва: Воениздат, 1954.
16. Врубель ß.A. Адмиралы Бутаковы- флотская слава России. Москва: Вече, 2014.
17. Гонка гребных судов и состязание между матросами и солдатами в гимнастическом шаге, в Николаеве, 21 мая 1858 года. Морской сборник. 1858; Том XXXVIII; № 11: 21 - 30.
18. Гонки гребных судов под веслами и парусами, с рулями и без рулей, произведенные в Николаеве, на реке Буг. Морской сборник. 1860; Том XLVIII. Часть III; № 8: 185 - 201.
19. Макаров С.О. Без парусов. Санкт-Петербург: Типография морского министерства, 1903.
20. Краткий исторический очерк развития систематического обучения плаванию в Николаевском округе и обзор деятельности школы плавания за первые два года её существования 1914 и 1915 гг. Морской сборник. 1916; Том СССХ^И; № 11: 1 - 18.
References
1. Kern S. Machty, parusa, kak sredstvo obucheniya. Morskoj sbornik. 1892; Tom SSHLVIII; № 4: 55 - 112.
2. Istoricheskij zhurnal 'eskadry bronenosnyh sudov pod nachal'stvom general-ad'yutanta Butakova. 1869. Sankt-Peterburg: Tipograflya morskogo ministerstva, 1870.
3. Illyashevich L. Obrazovanie specialistov vo flote. Morskoj sbornik. 1875; Tom SHLIH; № 7: 65 - 91.
4. Obzor deyatel'nosti morskogo upravleniya vRossii vpervoe dvadcatiletie blagopoluchnogo carstvovaniya Gosudarya Imperatora Aleksandra Nikolaevicha. 1S55 - 1SS0. Chast' pervaya. Sostavleno na osnovanii oflcial'nyh svedenij pod rukovodstvom chlena admiraltejstv-soveta -tajnogo sovetnika K.A. Manna. Sankt-Peterburg: Tipograflya Morskogo ministerstva, 1880.
5. Gaurovic. O vvedenii voennoj gimnastiki vo flote. Morskoj sbornik. 1860; Tom L; № 12: 216 - 230.
6. O pervoj lekcii populyarnoj anatomii i flziologii chitanoj professorom Zagorskim v gimnasticheskom zale de-Rona. Morskoj sbornik. 1857; Tom XXVII; № 1: 33 - 35.
7. Zagorskij P.A. Sokraschennaya anatomiya, ili Rukovodstvo k poznaniyu stroeniya chelovecheskoo tela: V pol'zu obuchayuschihsya vrachebnoj nauke. Sankt-Peterburg: Tipograflya Gosudarstvennoj Medicinskoj kollegii, 1802.
8. Mudrov M.Ya. Slovo o pol'ze i predmetah voennoj gigieny, ili nauki sohranyat' zdravie voennosluzhaschih. Moskva: Universitetskaya tipograflya, 1809.
9. Grum-Grizhajlo K.I. Obrazovanie fizicheskoe, umstvennoe i nravstvennoe. 1845.
10. Prikazy po morskomu vedomstvu. Sankt-Peterburg: 1862. Razd. Pag.
11. Prikaz Ego Imperatorskogo Vysochestva General-Admirala № 49. Sankt-Peterburg, 30 marta 1874 goda. Morskoj sbornik. 1874; Tom SHLII; № 5: 17.
12. Prikazy Ego Imperatorskogo Vysochestva General-Admirala. № 21. Sankt-Peterburg. 11 marta 1878 goda. Morskoj sbornik. 1878; Tom SLHV; № 4: oflcial'nyj otdel.
13. Berezin E. Admiral GrigorijIvanovich Butakov. Izdanie vtoroe. Sankt-Peterburg: Tipograflya i litograflya A. Pozharovoj, 1884.
14. Butakov G.I. Neskol'ko nastavlenij o kataniyah na shlyupkah. Morskoj sbornik. 1860; Tom L; № 11: 31 - 33.
15. Lur'e A.Ya. Admiral G.I. Butakov. [1S20 - 1SS2]. Moskva: Voenizdat, 1954.
16. Vrubel' V.A. Admiraly Butakovy- flotskaya slava Rossii. Moskva: Veche, 2014.
17. Gonka grebnyh sudov i sostyazanie mezhdu matrosami i soldatami v gimnasticheskom shage, v Nikolaeve, 21 maya 1858 goda. Morskoj sbornik. 1858; Tom XXXVIII; № 11: 21 - 30.
18. Gonki grebnyh sudov pod veslami i parusami, s rulyami i bez rulej, proizvedennye v Nikolaeve, na reke Bug. Morskoj sbornik. 1860; Tom XLVIII. Chast' III; № 8: 185 - 201.
19. Makarov S.O. Bez parusov. Sankt-Peterburg: Tipograflya morskogo ministerstva, 1903.
20. Kratkij istoricheskij ocherk razvitiya sistematicheskogo obucheniya plavaniyu v Nikolaevskom okruge i obzor deyatel'nosti shkoly plavaniya za pervye dva goda ee suschestvovaniya 1914 i 1915 gg. Morskoj sbornik. 1916; Tom SSSHSVII; № 11: 1 - 18.
Статья поступила в редакцию 14.06.1S
УДК 373
Kabushko A.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Special Pedagogy and Subject Methods, Stavropol
State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Bochenkova M.Yu., teaching assistant, Department of Special Pedagogy and Subject Methods, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
CHARACTERISTIC OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN'S SPEECH WITH BILINGUALISM. The article is dedicate to one of the actual problems of general and correctional pedagogy - the formation of speech in bilingual children. The article studies activities that facilitate the development of speech in bilingual children. The paper presents different definitions of what speech activity is. The interrelation of errors with the stages of the speech-suppressing process is determined. The authors note the influence of the phenomena of the native language on the mastery of the Russian language. The most common features of the linguistic development are recognized, when the children of the primary school with bilingualism master the Russian language.
Key words: speech activity, bilingualism, young learners, bilingual children.
А.Ю. Кабушко, канд. пед. наук, зав. каф. специальной педагогики и предметных методик, ГБОУ ВО «Ставропольский
государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
М.Ю. Боченкова, ассистент каф. специальной педагогики и предметных методик, ГБОУ ВО «Ставропольский
государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С БИЛИНГВИЗМОМ
Статья посвящена одной из актуальных проблем общей и коррекционной педагогики - формированию речи у детей-билингвов. В статье рассмотрены особенности формирования речевой деятельности у младших школьников с билингвизмом. В статье рассмотрены различные определения речевой деятельности, определена взаимосвязь ошибок с этапами рече-мыслительного процесса, отмечено влияние явлений родного языка на овладение русским языком, выделены наиболее распространённые особенности языкового развития детей младшего школьного возраста с билингвизмом при усвоении ими русского языка.
Ключевые слова: речевая деятельность, билингвизм, младшие школьники, дети-билингвы.