РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.2
М.В. Булыгина, г. Шадринск
Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами
иностранного языка
В статье раскрыты факторы, определяющие успешность раннего обучения детей иностранным языкам и представлены возможности предмета как универсального средства для разностороннего развития ребенка. Особое внимание в статье уделяется социализации дошкольника и его коммуникативному развитию в процессе обучения иностранному языку.
Иноязычное образование, психолого-педагогические доминанты развития, социально-коммуникативное развитие.
M. V. Bulygina, Shadrinsk
Socio-communicative development of preschool children by means of a
foreign language
The article reveals the factors determining the success of early teaching children foreign languages. The possibilities of the subject as a universal method for the multifaceted development of a child are presented. Special attention is paid to the socialization of a preschool child and his communicative development in the process of learning a foreign language.
Keywords: Foreign language education, psychological and pedagogical development keynotes, social and communicative development.
Условия развития общества и образования выдвигают сегодня требование многоязычия и поликультурности личности. Вхождение иностранного языка в качестве обязательного предмета в начальной школе, расширение спектра изучаемых языков и распространение практики обучения второму иностранному языку актуализируют вопросы, связанные с обучением дошкольников иностранным языкам и культурам.
В современном обществе уже не дискутируется целесообразность или результативность таких занятий, это воспринимается как данность и все больше центров развития ребенка и различных дошкольных учреждений ориентируются на иноязычное образование детей дошкольного возраста. Более того, теоретические и практико-ориентированные исследования ряда ученых (например, Е.А. Аркина, Е.Ю. Бахталиной, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Е.И. Негневицкой, Е.Ю. Протасовой, Н.М. Родиной, С.Л. Рубинштейна, И.Л. Шолпо и других) доказали, что именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными, как в физиологическом, так и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков [2], [3], [4], [5]. В этом возрасте у ребенка отмечается повышенная сензитивность к языковым явлениям, большие иммитативные способности, быстрое и гибкое запоминание языкового материала, естественность мотивов общения, отсутствие «языкового барьера». Даже сравнительно небольшой опыт общения на родном языке рассматривается в дошкольном возрасте как фактор, способствующий успешности обучения.
Ведущей целью иноязычного образования дошкольников выступают формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, людей, отношений
и культур на основе овладения иноязычной речью, что в свою очередь должно стать прочной основой для последующего достижения заданного программными требованиями уровня коммуникативной, социокультурной, компенсаторной и некоторых других ключевых для владения иностранным языком компетенций [5]. Возможность достижения обозначенной цели и создание наиболее комфортной среды обучения дошкольников обеспечивает ряд современных методик и технологий обучения. Ведущими среди них могут быть названы личностно-ориентированный подход и здоровьесберегающие технологии. Важной составляющей всех внедряемых в практику методик и технологий выступает также учет возрастных особенностей обучаемых и психолого-педагогических доминант развития.
Исходя из исследований психолого-педагогических доминант развития, типичных для дошкольного детства, значимыми выделяются: развитие речи и мышления, развитие памяти и внимания, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки [1, с. 13-19]. В этой связи иностранный язык может рассматриваться универсальным средством разностороннего развития ребенка, так как оказывает значительное положительное влияние на вышеперечисленные доминанты. Кроме вышеперечисленного, обучение иностранным языкам способствует развитию таких важных для последующего обучения эмоционально-волевых качеств ребенка, как: умение достигать мотивированную цель, преодолевать препятствия при ее достижении и адекватно оценивать результаты своих достижений. Большие возможности у иностранного языка для развития фантазии творческих способностей детей. Доказано, что процесс обучения иностранным языкам и культурам способствует самоидентификации личности ребенка, создает предпосылки для формирования интереса к проявлениям иных культур и усвоении других языков. Однако наибольшее значение раннее обучение иностранным языкам дает в аспекте социально-коммуникативного развития.
В России сложилась практика внедрения иностранного языка в различных типах образовательных учреждений (государственных и частных детских садах, мини-школах, пансионах, прогимназиях, центрах развития ребенка и т.д.) в форме специально организованных занятий продолжительностью от 15 до 30 минут с периодичностью от 2 раз в неделю до ежедневных занятий. Выбор методов обучения зависит от возраста обучаемых (обычно, от 3 до 6 лет) и возможностей учебного заведения.
Основной психолого-педагогической характеристикой дошкольного детства, как известно, считается максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей и значимая роль семьи, но параллельно начинается социализация личности ребенка. В условиях учебной группы под руководством воспитателя (учителя иностранного языка) осуществляется разностороннее общение со взрослыми, направленное на достижение взаимопонимания и формируются умения взаимодействовать со сверстниками. При этом в коллективе сверстников учитывается не только поведение индивида, но и настроение группы в целом, а также связи членов группы между собой. Требование эмоциональной компетентности руководителя языковой группы определяется необходимостью понимания мотивации и потребностей каждого ребенка, так как эмоционально насыщенное общение со взрослым способствует лучшему познанию ребенка самого себя, стимулирует положительное оценивание их деятельности, в том числе на иностранном языке. В процессе обучения иностранному языку происходит перенятие от взрослого свойств и качеств собственной личности, в том числе языковой личности, вырабатываются навыки произвольности поведения как в учебной, так и в игровой деятельности на иностранном языке. Кроме того, только на занятиях по иностранному языку у дошкольника можно вырабатывать эмоциональную отзывчивость на
иноязычную речь. Современные игровые методики обучения позволяют комфортно проводить процесс социализации ребенка в группе, создавать доверительную, «домашнюю» атмосферу.
Не менее важен иностранный язык для успешного развития коммуникативных способностей детей. Предпосылки успешности заложены в самой природе ребенка, например, в интеллектуальном развитии: дошкольники любят разговаривать, значит способны отзываться на коммуникативные игры, обсуждения предметов, у них активное воображение, что делает возможным работу без наглядной опоры. Уровень владения родной речью позволяет репродуктивным способом увеличивать словарный запас ребенка; значимые имитатативные способности, пластичность речевого аппарата позволяют овладеть звуковым строем иностранного языка; мыслительные способности позволяют строить элементарные предложения, вести минидиалоги, аппроксимативно соблюдать грамматические явления иностранного языка. Желание играть дает возможность использования широкого спектра речевых игр. И, наконец, развитие памяти позволяет вводить иноязычный материал путем многократных повторений в долговременную память.
В современных условиях раннее обучение иностранному языку основывается на вышеперечисленных положениях и предполагает 4 основных направления обучения: формирование и развитие иноязычных фонетических навыков; развитие навыков аудирования; развитие навыков говорения (понимаемое применительно к дошкольному возрасту как формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения); формирование и пополнение лексического запаса.
В методике обучения иностранному языку дошкольников в зависимости от возраста (младшего или старшего дошкольного) конкретизированы цели, задачи и обозначены методические пути их реализации [5]. Опора на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, широкое использование наглядности и аттрактивность в проведении занятий способствуют яркости впечатлений и прочному удержанию в памяти речевых образов.
В свою очередь, изучение иностранного языка обогащает коммуникативные навыки в родном языке обучаемого и расширяет его кругозор, в том числе лингвистический. Совершенствование общих коммуникативных способностей ребенка средствами иностранного языка осуществляется через формирование новых языковых способностей и коммуникативных умений на иностранном языке, что приводит к устойчивости психических процессов, необходимых для усвоения языка (памяти, внимания, мышления). Овладение иноязычной речью ведет к совершенствованию всех сторон родной речи и обеспечивает расширение словарного запаса, совершенствование речевого слуха, развитие диалогической и связной монологической речи ребенка. Знакомство с элементарными правилами вступления в коммуникацию способствует преодолению "языкового барьера", стеснительности, позволяет легче реализовывать коммуникативные намерения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин, А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 1999. - 271 с.
2. Горлова, Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия / Н.А. Горлова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3, № 4, № 5, № 6.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М. : МОДЭК, 2001. - 432 с.
4. Махина, О.Е. Обучение иностранному языку дошкольников : обзор теоретических позиций / О.Е. Махина // // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 1. - С. 38-42.
5. Протасова, Е.Ю. Методика обучения иностранному языку дошкольников : учеб. пособие для вузов