Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР'

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / личностная профессиональная надёжность / профессиональная социализация / профессиональная наблюдательность / психофизиологическая выносливость / стрессоустойчивость / коммуникабельность / professional activity / personal professional reliability / professional socialization / professional observation / psychophysiological endurance / stress resistance / sociability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Анатолий Евгениевич, Мелоян Владимир Георгиевич, Лузин Алексей Иванович

В статье отмечается, что проблема формирования и развития профессиональных качеств в процессе подготовки сотрудника правоохранительных органов отражается в совокупности культурных, социальных, политических и других факторах, влияющих на данный процесс. Выявленные факторы указывают на предметный аспект правоохранительной деятельности, а также указывают на профессиональные качества сотрудников. Сотрудник должен уметь анализировать свой опыт, действовать целенаправленно и запланировано, а также иметь устойчивую активность деятельности. Рассмотрены вопросы, отражающие важность базовой подготовки специалистов для осуществления задач, которые человечество должно решить в процессе развития. В статье отражены вопросы формирования профессионализма сотрудниками правоохранительных структур на основе интеллектуального кругозора и культуре мышления. Чтобы действовать в полной мере и участвовать во всех процессах, человек должен иметь полный комплекс моральных и нравственных ценностей, а также обладать рядом социальных качеств, таких как умение адаптация, коммуникабельность и стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Анатолий Евгениевич, Мелоян Владимир Георгиевич, Лузин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes that the problem of the formation and development of professional qualities in the process of training a law enforcement officer is reflected in the totality of cultural, social, political and other factors affecting this process. The identified factors indicate the substantive aspect of law enforcement activities, as well as indicate the professional qualities of employees. The employee must be able to analyze his experience, act purposefully and planned, and also have a steady activity of activity. The issues reflecting the importance of basic training of specialists for the implementation of tasks that humanity must solve in the process of development are considered. The article reflects the issues of the formation of professionalism by law enforcement officers on the basis of intellectual outlook and culture of thinking. In order to act fully and participate in all processes, a person must have a full range of moral and moral values, as well as possess a number of social qualities, such as the ability to adapt, sociability and stress tolerance.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР»

4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-368 с.

5. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель)» // Профессиональные стандарты [Офиц. сайт]. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 13.10.2023)

6. Русинова, Н.П. Формирование у студентов педагогического вуза компетенций по организации проектной деятельности обучающихся [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Русинова Надежда Петровна. - Улан-Удэ, 2020.-226 с.

7. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт высшего образования [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №121]. - Москва. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 10.10.2023)

Педагогика

УДК 004.9

аспирант Еременко Анатолий Евгениевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); старший преподаватель Лузин Алексей Иванович

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

Аннотация. В статье отмечается, что проблема формирования и развития профессиональных качеств в процессе подготовки сотрудника правоохранительных органов отражается в совокупности культурных, социальных, политических и других факторах, влияющих на данный процесс. Выявленные факторы указывают на предметный аспект правоохранительной деятельности, а также указывают на профессиональные качества сотрудников. Сотрудник должен уметь анализировать свой опыт, действовать целенаправленно и запланировано, а также иметь устойчивую активность деятельности. Рассмотрены вопросы, отражающие важность базовой подготовки специалистов для осуществления задач, которые человечество должно решить в процессе развития. В статье отражены вопросы формирования профессионализма сотрудниками правоохранительных структур на основе интеллектуального кругозора и культуре мышления. Чтобы действовать в полной мере и участвовать во всех процессах, человек должен иметь полный комплекс моральных и нравственных ценностей, а также обладать рядом социальных качеств, таких как умение адаптация, коммуникабельность и стрессоустойчивость.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, личностная профессиональная надёжность, профессиональная социализация, профессиональная наблюдательность, психофизиологическая выносливость, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Annotation. The article notes that the problem of the formation and development of professional qualities in the process of training a law enforcement officer is reflected in the totality of cultural, social, political and other factors affecting this process. The identified factors indicate the substantive aspect of law enforcement activities, as well as indicate the professional qualities of employees. The employee must be able to analyze his experience, act purposefully and planned, and also have a steady activity of activity. The issues reflecting the importance of basic training of specialists for the implementation of tasks that humanity must solve in the process of development are considered. The article reflects the issues of the formation of professionalism by law enforcement officers on the basis of intellectual outlook and culture of thinking. In order to act fully and participate in all processes, a person must have a full range of moral and moral values, as well as possess a number of social qualities, such as the ability to adapt, sociability and stress tolerance.

Key words: professional activity, personal professional reliability, professional socialization, professional observation, psychophysiological endurance, stress resistance, sociability.

Введение. В современном обществе формируется совершенно новая система социальных, духовных и мировоззренческих ценностей, в которой решающим компонентом в жизни человечества является социально-гуманитарное знание.

Следует отметить, что социально-гуманитарное знание воздействует на человека, одухотворяет, преображает его идейные, моральные и мировоззренческие ориентиры.

В системе правоохранительных органов профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности, «поэтому в процессе обучения и переподготовки сотрудников правоохранительных органов применяется метод персонального обучения в специализированной аудитории под руководством преподавателя с использованием электронных образовательных технологий и индивидуальным подходом к каждому из студентов либо слушателей» [4, С. 217].

Требования к профессионально значимым качествам сотрудника сформулированы в таких нормативных правовых актах, как Закон «О полиции», Федеральный Закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» и т.д.

Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние социокультурных изменений в обществе отражается, как в профессиональном поведении членов общества, так и на процессы формирования ими нравственных ценностей.

Изложение основного материала статьи. К проблематике раскрытия социально-гуманитарных компонентов развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных структур, обращались многие учёные. Т.Н. Воронина и А.С. Лукьянов в качестве общих профессионально значимых качеств выделяют, в первую очередь, блок профессионально-нравственных качеств личности, нацеленных на регулирование профессиональных отношений и соотнесение профессиональных требований с обще нравственными нормами.

Е.В. Семенова отмечает, что данные качества профессионала являются интегративными и проявляются в моральной устойчивости как способности последовательно соблюдать правовые нормы, разделять нравственные принципы и убеждения, быть невосприимчивым к негативным воздействиям окружающей социальной среды [2, С. 319].

Рассматривая компоненты развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных структур, необходимо выделить следующие из них:

- психофизиологическая выносливость, понимаемая авторами как способность сотрудника спокойно переносить действие стрессоров на его основную продуктивную деятельность. Таким образом, можно сказать, что именно стрессоустойчивость помогает работникам правоохранительной деятельности сохранять спокойное поведение и удерживать работоспособность даже в экстремальных условиях [1, С. 332];

- патриотическое воспитание сотрудников, что позволяет им беспрекословно служить и выполнять долг Родине, уважать закон, традиции и культурно-историческое наследие государства. Патриотизм и гражданственность являются одними из главных профессионально-нравственных качеств сотрудников правоохранительных органов особенно сейчас;

- коммуникабельность. Профессиональное общение является критерием профессионализма в силовых министерствах и ведомствах. Умение преодолевать психологические барьеры, устанавливать психологический контакт и умение расположить к себе собеседника помогают сотрудникам правоохранительных структур добиваться намеченной цели;

- профессиональная наблюдательность, интеллект, научное мировоззрение в сумме дают сотрудникам полный комплект для полноценной работы в силовых структурах. Наблюдательность помогает установить истину, реализовать план с помощью реконструирования обстоятельств дела.

Интеллектуальная составляющая сотрудников даёт право активно и эффективно взаимодействовать с обществом. А научное мировоззрение помогает сотрудникам смотреть на ситуацию с позиции истинности. Также можно отметить, научное мировоззрение можно отнести к интеллектуальному качеству, т.к. оно формируется в процессе обучения, совершенствования своих интеллектуальных способностей, интеллектуальной работы при выполнении служебных задач.

Таким образом, профессионализм сотрудника правоохранительных структур, зависит от его личностных качеств и способности к самообразованию, так как полученные знания в процессе образования, необходимо трансформировать к эффективному выполнению поставленных задач.

Для формирования профессионализма сотрудниками правоохранительных структур необходимы следующие составляющие:

- интеллектуальный кругозор, рассматриваемый нами как система знаний, состоявшая из специальных и общеобразовательных знаний;

- культура мышления, основанная на способности творчески мыслить и самостоятельно принимать решения.

Немаловажным аспектом развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных структур выступает

стрессоустойчивость.

Авторами стрессоустойчивость рассматривается как совокупность личных качеств сотрудника правоохранительных органов, способная эффективно реагировать на изменения внешней среды, вызванные такими особенностями профессиональной деятельности как: стопроцентная самоотдача в работе, постоянная работа в условиях нанесения вреда здоровья, а в экстремальных случаях угрозы жизни и высокий уровень профессиональной и социальной ответственности.

В системе профессиональных качеств сотрудников правоохранительных, одним из важных качеств выступает личностная надежность специалиста силовых структур.

Необходимость изучения вопросов обеспечения личностной надежности специалиста обусловлена уменьшением количества несанкционированных действий и поступков, на основе эффективного использования психологических процессов сбора и обработки информации, понимания инструментальных методов диагностики и оказания помощи, включая процедуры проведения экспертных оценок.

Мы согласны с мнением В.М. Крука, который под личностной надежностью специалиста понимает «интегральное психологическое образование, детерминирующее динамическое соответствие наиболее значимых критериев, показателей нормативности и уязвимости поведения установленным требованиям, базирующееся на симптомокомплексе психофизического благополучия. В узком смысле слова она ограничена выполнением задач профессиональной деятельности, в широком - распространена на поведение вне профессиональной деятельности [3].

Рассматривая структуру личностной профессиональной надёжности персонала сотрудников правоохранительных органов в контексте их личностно-психологических особенностей, можно выделить следующие составные элементы:

1) ценностно-смысловой компонент ориентирован на построении собственной системы координат ценности сотрудниками правоохранительной деятельности, на основе опыта, индивидуальных черт, формирования ценностных ориентиров и диспозиций;

2) мотивационный компонент, выступает одним из приоритетным в структуре личностной профессиональной надёжности сотрудников, который посредством потребностей, мотивов и ценностных ориентаций, формирует устойчивое побуждение к развитию их профессиональных качеств.

Рассматривая потребности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов традиционно выделяют следующие из них:

- потребность в самоутверждении;

- потребность самореализации;

- потребность в материальном благополучии;

- духовные потребности.

Рассматривая профессиональные мотивы сотрудников правоохранительных органов, традиционно выделяют следующие из них:

а) на личностные мотивы, которые в свою очередь включают:

- социально-ценностные мотивы, определяющие факторами ценности и важности работы в структурах правоохранительных органов, престижа выбранной и уверенность в карьерном росте;

- мотивы сотрудничества, ориентированы на достижение коллективных целей, с учётом мотивов психологического комфорта, коллективного признания, и самоутверждения;

- мотивы достижения направлены на расширение кругозора, удовлетворение выбранной профессией, совершенствование профессионального мастерства и расширение сферы влияния.

б) на ситуационные мотивы, подразделяющие на такие подгруппы как:

- первичная группа мотивов, обусловленные физиологическими потребностями сотрудников правоохранительных органов;

- вторичная группа мотивов, основанные на понимании целевых приоритетов деятельности и их актуализации;

- утилитарные мотивы, определяющие заинтересованностью в материальном поощрении, стремление к карьере и удовлетворенностью бытовыми условиями.

3) когнитивный компонент профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов, подразумевает достаточный уровень интеллектуально-познавательной сферы, включающий память, мышление, внимание и профессиональное восприятие.

4) эмоционально-волевой компонент надёжности сотрудника правоохранительных органов, направлен на обеспечение осознанных, адекватных о своевременных действий по разрешению конфликтных ситуаций, в рамках высокой психической напряженности.

5) поведенческий компонент характеризуется способностью к реализации накопленных знаний, умений, навыков и опыта в своей профессиональной деятельности.

Выводы. На основе исследования компонентов развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных органов позволяют сделать выводы о том, что:

- стрессоустойчивость, как один из ключевых факторов профессиональной надёжности сотрудников правоохранительной деятельности, под влиянием внешних и внутренних факторов может привести к нарушению их профессионального и психического здоровья;

- рассмотренные компоненты профессиональной надежности сотрудника правоохранительных структур, в зависимости от его реального физического и психического состояния, могут обеспечивать как выполнение профессиональных задач, так и их игнорирование;

- социально-гуманитарное знание играет огромную роль в формировании профессионализма у сотрудников, что подтверждается выявленными компонентами качеств сотрудников правоохранительных структур.

Роль социально-гуманитарных знаний является одной из главных в реализации и распространении компонентов качеств сотрудников правоохранительных структур.

Литература:

1. Баринова М.Г., Зуева Е.Г., Ершова С.К. Стрессоустойчивость как основа профессионального и психического здоровья сотрудников правоохранительных органов Баринова М.Г., Зуева Е.Г., Ершова С.К. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 330-334.

2. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 319.

3. Крук, В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий / В.М. Крук // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. № 16. С. 58-61.

4. Мелоян, В.Г. Педагогические условия обеспечения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов / В.Г. Мелоян, Т.Г. Хетагурова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта. -2023. - Вып. 79, часть 1. - С. 217-219

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Еремина Ирина Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Лысанов Денис Михайлович

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Требования ФГОС ВО к владению информационными технологиями обучения обязывают переходить в цифровую среду всех участников образовательного процесса вуза, как студентов, так и педагогов. Основным инструментом формирования ИТ-навыков является система контроля знаний студентов как элемент цифрового двойника дисциплин. В статье продемонстрирован опыт совместимости цифровых технологий в образовании и экзистенциального подхода в педагогике. Экзистенциальный подход, в отличие от традиционной образовательной парадигмы подразумевает методику педагогического сопровождения саморазвития студентов в профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В качестве примера в статье приведено моделирование реальной системы контроля знаний студентов ИТ-направлений, направленной на обучение студентов, как специалистов, владеющих инструментами разработки ПО для отраслей экономики, знающих особенности обработки информации на производстве. Предложенный подход обогащает традиционные методики обучения с использованием современных информационных технологий и достоинств цифровых двойников дисциплин ИТ-направленности.

Ключевые слова: профессионально-моделирующее обучение, контроль знаний, тестирование, 1С программирование, навыки обработки информации.

Annotation. The requirements of the Federal State Educational Standard for the possession of information technologies of education oblige all participants of the educational process of the university, both students and teachers, to switch to the digital environment. The main tool for the formation of IT skills is the system of control of students' knowledge as an element of the digital twin of disciplines. The article demonstrates the experience of compatibility of digital technologies in education and the existential approach in pedagogy. The existential approach, in contrast to the traditional educational paradigm, implies the methodology of pedagogical support of students' self-development in professional activity in the conditions of digitalization. As an example, the article presents a simulation of a real knowledge control system for IT students, aimed at training students as specialists who own software development tools for economic sectors, who know the specifics of information processing in production. The proposed approach enriches traditional teaching methods using modern information technologies and the advantages of digital counterparts of IT disciplines.

Key words: professional modeling training, knowledge control, testing, 1С programming, information processing skills.

Введение. Одной из основных целей образовательной системы является повышение качества уровня знаний, получаемых студентами. Главной и важнейшей частью этого является регулярный контроль знаний обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.