Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДИСЦИПЛИН'

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-моделирующее обучение / контроль знаний / тестирование / 1C программирование / навыки обработки информации / professional modeling training / knowledge control / testing / 1C programming / information processing skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Лысанов Денис Михайлович

Требования ФГОС ВО к владению информационными технологиями обучения обязывают переходить в цифровую среду всех участников образовательного процесса вуза, как студентов, так и педагогов. Основным инструментом формирования ИТ-навыков является система контроля знаний студентов как элемент цифрового двойника дисциплин. В статье продемонстрирован опыт совместимости цифровых технологий в образовании и экзистенциального подхода в педагогике. Экзистенциальный подход, в отличие от традиционной образовательной парадигмы подразумевает методику педагогического сопровождения саморазвития студентов в профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В качестве примера в статье приведено моделирование реальной системы контроля знаний студентов ИТ-направлений, направленной на обучение студентов, как специалистов, владеющих инструментами разработки ПО для отраслей экономики, знающих особенности обработки информации на производстве. Предложенный подход обогащает традиционные методики обучения с использованием современных информационных технологий и достоинств цифровых двойников дисциплин ИТ-направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Лысанов Денис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The requirements of the Federal State Educational Standard for the possession of information technologies of education oblige all participants of the educational process of the university, both students and teachers, to switch to the digital environment. The main tool for the formation of IT skills is the system of control of students' knowledge as an element of the digital twin of disciplines. The article demonstrates the experience of compatibility of digital technologies in education and the existential approach in pedagogy. The existential approach, in contrast to the traditional educational paradigm, implies the methodology of pedagogical support of students' self-development in professional activity in the conditions of digitalization. As an example, the article presents a simulation of a real knowledge control system for IT students, aimed at training students as specialists who own software development tools for economic sectors, who know the specifics of information processing in production. The proposed approach enriches traditional teaching methods using modern information technologies and the advantages of digital counterparts of IT disciplines.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДИСЦИПЛИН»

- утилитарные мотивы, определяющие заинтересованностью в материальном поощрении, стремление к карьере и удовлетворенностью бытовыми условиями.

3) когнитивный компонент профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов, подразумевает достаточный уровень интеллектуально-познавательной сферы, включающий память, мышление, внимание и профессиональное восприятие.

4) эмоционально-волевой компонент надёжности сотрудника правоохранительных органов, направлен на обеспечение осознанных, адекватных о своевременных действий по разрешению конфликтных ситуаций, в рамках высокой психической напряженности.

5) поведенческий компонент характеризуется способностью к реализации накопленных знаний, умений, навыков и опыта в своей профессиональной деятельности.

Выводы. На основе исследования компонентов развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных органов позволяют сделать выводы о том, что:

- стрессоустойчивость, как один из ключевых факторов профессиональной надёжности сотрудников правоохранительной деятельности, под влиянием внешних и внутренних факторов может привести к нарушению их профессионального и психического здоровья;

- рассмотренные компоненты профессиональной надежности сотрудника правоохранительных структур, в зависимости от его реального физического и психического состояния, могут обеспечивать как выполнение профессиональных задач, так и их игнорирование;

- социально-гуманитарное знание играет огромную роль в формировании профессионализма у сотрудников, что подтверждается выявленными компонентами качеств сотрудников правоохранительных структур.

Роль социально-гуманитарных знаний является одной из главных в реализации и распространении компонентов качеств сотрудников правоохранительных структур.

Литература:

1. Баринова М.Г., Зуева Е.Г., Ершова С.К. Стрессоустойчивость как основа профессионального и психического здоровья сотрудников правоохранительных органов Баринова М.Г., Зуева Е.Г., Ершова С.К. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 330-334.

2. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 319.

3. Крук, В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий / В.М. Крук // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. № 16. С. 58-61.

4. Мелоян, В.Г. Педагогические условия обеспечения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов / В.Г. Мелоян, Т.Г. Хетагурова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта. -2023. - Вып. 79, часть 1. - С. 217-219

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Еремина Ирина Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Лысанов Денис Михайлович

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Требования ФГОС ВО к владению информационными технологиями обучения обязывают переходить в цифровую среду всех участников образовательного процесса вуза, как студентов, так и педагогов. Основным инструментом формирования ИТ-навыков является система контроля знаний студентов как элемент цифрового двойника дисциплин. В статье продемонстрирован опыт совместимости цифровых технологий в образовании и экзистенциального подхода в педагогике. Экзистенциальный подход, в отличие от традиционной образовательной парадигмы подразумевает методику педагогического сопровождения саморазвития студентов в профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В качестве примера в статье приведено моделирование реальной системы контроля знаний студентов ИТ-направлений, направленной на обучение студентов, как специалистов, владеющих инструментами разработки ПО для отраслей экономики, знающих особенности обработки информации на производстве. Предложенный подход обогащает традиционные методики обучения с использованием современных информационных технологий и достоинств цифровых двойников дисциплин ИТ-направленности.

Ключевые слова: профессионально-моделирующее обучение, контроль знаний, тестирование, 1С программирование, навыки обработки информации.

Annotation. The requirements of the Federal State Educational Standard for the possession of information technologies of education oblige all participants of the educational process of the university, both students and teachers, to switch to the digital environment. The main tool for the formation of IT skills is the system of control of students' knowledge as an element of the digital twin of disciplines. The article demonstrates the experience of compatibility of digital technologies in education and the existential approach in pedagogy. The existential approach, in contrast to the traditional educational paradigm, implies the methodology of pedagogical support of students' self-development in professional activity in the conditions of digitalization. As an example, the article presents a simulation of a real knowledge control system for IT students, aimed at training students as specialists who own software development tools for economic sectors, who know the specifics of information processing in production. The proposed approach enriches traditional teaching methods using modern information technologies and the advantages of digital counterparts of IT disciplines.

Key words: professional modeling training, knowledge control, testing, 1С programming, information processing skills.

Введение. Одной из основных целей образовательной системы является повышение качества уровня знаний, получаемых студентами. Главной и важнейшей частью этого является регулярный контроль знаний обучающихся.

Много времени и ресурсов затрачивается на организацию контроля знаний. Однако современные технологии предлагают различные решения данной проблемы - автоматизированные системы тестирования и контроля, способные эффективно осуществлять педагогический контроль. Благодаря им появляется возможность индивидуального контроля результатов учебной деятельности студента, сокращается время на обработку и анализ результатов тестирования.

Задача исследования состоит в обосновании использования эффективных средств для организации контроля знаний студентов по ИТ дисциплинам в условиях цифровой экономики с использованием low code платформ.

Исходя из аналитического обзора публикаций, рассматривающих современные педагогические тренды в высшей школе и их связь с запросами компаний по подготовке молодых специалистов, были выявлены ряд перспективных направлений. Так журналом «Вестник Воронежского государственного университета» проведен круглый стол на тему «Стратегические векторы исследований в области педагогики высшей школы», на котором авторитетным вузовским руководителям и ученым были заданы ряд вопросов. Среди них: «Какие проблемы педагогики высшей школы представляются Вам особенно актуальными?» [1. С. 211. Как отмечает М.Н. Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета, д.тех.н., профессор, членкорреспондент РАЕН «1. Наиболее актуальными сегодня мне представляются вопросы идентичности российского инженерного образования, его четкая ориентированность на практические задачи, стоящие перед промышленностью России, создание среды для гармоничного и комплексного развития личности профессионалов, включающего «гибкие» навыки, способность быстро адаптироваться в рабочей среде, мыслить с опережением при решении профессиональных задач. 2. Современные исследования по педагогике высшей школы, на мой взгляд, должны касаться методов, средств, условий и решений, которые позволяют в рамках образовательного процесса и внеучебной деятельности добиться максимального эффекта подготовки специалиста, способного включиться в производственный процесс «здесь и сейчас»» Г1. С. 211. В этой связи возникают задачи, которые решение которых можно найти в трудах авторов в области педагогики и психологии. Исследования Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, В.Я. Якунина и др. позволяют выявить методы, позволяющие активизировать самостоятельную работу студентов, реализовывать и уделять больше внимания практическим аспектам в методических системах обучения предметам.

Классические работы, касающиеся информатизации в сфере образования (Я.А. Ваграменко, А.П. Ершов,

A.Д. Иванников, К.К. Колин, Н.И. Пак, И.В. Роберт и др.) [61, педагогических и информационных технологий (В.П. Беспалько, Ю.Л. Деражне, Д.Ш. Матрос, В.М. Монахов, В.Д. Шадриков и др.), теории и методики обучения информатике (С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, A.A. Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.К. Хеннер и др.), теории модульного обучения (М.А. Чошанов, П.Я. Юцявичене и др.), педагогического контроля (В.С.Аванесов, В.П. Беспалько, З.Д. Жуковская,

B.В. Карпов и др.), управления учебной деятельностью (В.П. Беспалько, П.Я.Гальперин, Л.К.Маркова, Н.Ф.Талызина, В.А. Якунин и др.) позволяют разрабатывать и моделировать в рамках работы в информационной образовательной среде обучения систему контроля знаний студентов. Они и послужили методологической основой данного исследования.

Вместе с тем необходим комплекс мероприятий, позволяющих на раннем этапе обучения будущих специалистов выработать у них профессиональные компетенции, обеспечивающие оперативное включение молодых кадров в высокотехнологичный производственный процесс.

Изложение основного материала статьи. На практических занятиях по отдельным дисциплинам мы используем различные формы профессионально-моделирующего обучения Г91. Моделирование преподавателем ситуаций, встречающихся на реальных отраслевых производствах, и их последующее разрешение студентами с использованием компьютерных технологий и некоторых элементов метода brain-storming позволяет консолидировать имеющиеся возможности инженерного образования для повышения практической подготовки выпускников вуза. При этом немало важен контроль знаний и навыков студентов. Мониторинг результатов обучения студентов представляет собой постоянное оценивание уровня их знаний в различных областях на в течение учебного года или семестра. Он может включать в себя различные методы проверки знаний, такие как тесты, экзамены, зачеты, рефераты, курсовые работы и т.д. Контроль знаний помогает преподавателям адаптировать учебный процесс к потребностям студентов и повышать качество обучения. Его осуществляют как в течение учебного года, так и в конце семестра или учебного года. Важно, чтобы он был проведен объективно и справедливо, чтобы оценки отражали реальный уровень знаний студентов.

Основными составляющими процесса обучения будущих ИТ-специалистов на выпускающей кафедре являются образовательная программа, учебный план, календарный учебный график и расписание занятий. Эти элементы определяют организацию и структурированность образовательной деятельности, обеспечивают необходимый порядок в изучении дисциплин и позволяют студентам правильно распределить свое время и ресурсы. Учебный план охватывает не только разнообразные методы обучения, но и разносторонние способы оценки успеваемости студентов в каждом изучаемом предмете, в каждом цифровом двойнике дисциплины.

Педагогический контроль. Цифровой двойник дисциплины предлагает особую разновидность контроля, требующую дополнительного внедрения процессов, направленных на идентификацию учеников, с целью обеспечения качества процесса обучения. Это требуется для предотвращения возможности списывания ответов и искажения результатов освоения дисциплины.

Среди основных форм контроля выделяются: контрольная работа (выполнение специальных контрольных заданий), оценка реферата или эссе, итоговый контроль (зачет или экзамен), текущий контроль, оценка выполнения заданий типа case-study, оценка участия в дискуссиях, оценка самостоятельной работы (электронного конспекта), тестирование, рейтинговая система.

Текущий контроль. Существует несколько наиболее распространенных и надежных методов контроля, которые эффективно применяются в настоящее время. В число таких методов входят: проведение тестов, ответы на вопросы, выполнение различных задач, включая работу с источниками информации. Для объективной оценки ответов на вопросы разработаны специальные критерии и примеры, где как минимум представлен один конкретный пример.

Рубежный контроль. Этот вид контроля охватывает основные темы и часть содержания курса. Количество точек проверки знаний в период изучения предмета определяется учебным планом. Так, например, использование сочинения-эссе является одним из эффективных методов контроля и используется не только в середине курса, но и в качестве формы проведения окончательного экзамена.

Итоговый контроль. По окончании курса цифрового двойника дисциплины проводится итоговый контроль, который охватывает все основные темы курса. Для оценки студентов применяются различные методы, такие как тестирование, контрольное сочинение-эссе, комплексные кейсы и групповые или индивидуальные проекты. Более объективными являются методы, не содержащими тестовых заданий. Из всех методов итогового контроля особо стоит отметить комплексные кейсы и проекты. Комплексный кейс представляет собой набор логически связанных ситуаций, которые требуют анализа и принятия решения. Оценка успеваемости студентов в курсе основана не только на результатах экзамена,

но и на текущих формах контроля, таких как задания и письменные работы. Такой подход позволяет более адекватно оценить степень освоения курса студентом.

Проблема контроля знаний в цифровом двойнике дисциплин учебного процесса становится иногда камнем преткновения в спорах между сторонниками и противниками такой технологии. Основной аргумент противников и сомневающихся в ней, - как определить, кто на самом деле будет выполнять контрольные задания: студент или кто-то другой вместо него. Иначе получается, что вуз будет выдавать квалификационные документы неизвестно кому.

Выход из этой ситуации зависит от методов, используемых в реализации образовательной программы. Когда студенты являются мотивированными не только получить квалификацию, но понимают важность процесса обучения, контрольная система позволяет самостоятельно оценивать свои достижения и результаты освоения отдельных тем дисциплины. Альтернативным подходом является комбинированное использование методов контроля, включающее и непосредственное взаимодействие студента с преподавателем, и выполнение самостоятельных заданий без прямого контакта в процессе обучения.

Выводы. В своем исследовании детально рассмотрен процесс реализации цифровых двойников дисциплин на выпускающей кафедре по ИТ-направлениям. Подробно описывается реализация и использование системы контроля знаний студентов ИТ-направлений для блока цифровых двойников дисциплин.

Для системы выбрана платформа 1С:Предприятие 8.3, поскольку она является отечественной и позволяет создавать кросс-платформенные приложения, которые работают под управлением как Microsoft Windows, так и на Google Android и Apple iOS. Все приложения, разрабатываемые на платформе 1С:Предприятие 8.3, программировались на встроенном языке этой платформы. В качестве СУБД выбрана встроенная СУБД платформы 1С:Предприятие, так как она имеет файловую организацию и не может быть использована в клиент-серверном варианте работы платформы [5].

Чтобы разграничить права студента, преподавателя и администратора в системе, были созданы отдельные роли для каждого:

о администратор;

о преподаватель;

о студент.

В ходе разработки системы тестирования был создан регистр сведений «Обучение», который стал самым важным компонентом нашей системы. В нем хранится информация о том, какой студент должен пройти какое тестирование. Тут же хранятся результаты тестирования. В структуре регистра для хранения и обработки поступившей информации выделены «Измерения»: Тема, Упражнение, ФизЛицо, Порядок; определены «Ресурсы» для оценки: Документ, Проверка, Балл, Попытки, ПрОтвКВопросам (ключи для проверки ответов к вопросам).

Практическая часть упражнения может представлять из себя простой тест, а может являться заданием для выполнения. В этом случае вопросы являются элементами кейс-задачи, а для ответа на них необходимо прикрепить файлы с результатами выполнения элемента кейс-задачи. Кейс-задача описывает определенную ситуацию и ставит конкретную проблему.

Проблематическая ситуация, применяемая в качестве инструмента контроля, отличается наличием определенного противоречия (столкновение взглядов, логическое несоответствие, невозможность сопоставить факты и т.д.). Студенту требуется описать заключенную в ней проблему и указать ее возможное решение. Проблемные ситуации можно включать в итоговый контроль, однако, только в качестве составной части экзаменационного задания, поскольку создать проблемную ситуацию, охватывающую всю тематику курса, является достаточно сложной задачей. Объем выполнения задания по проблемной ситуации может составлять от2 до 6 страниц.

Журнал тестирования - это совокупность документов, доступных в форме списка «Тестирование». Она основана на выборе сочетания реквизитов документа, обеспечиваемых сервисными механизмами платформы. Это является главной функцией формы. Отчет «Успеваемость» позволяет получить усредненные значения баллов студентов в различных вариациях. Отчет построен с использованием встроенной системы компоновки данных.

Возможны различные варианты настроек отчета, в том числе можно получить комплексный отчет по итогам проверки знаний. Функционал системы позволят выполнить настройки для предоставления удобных вариантов отчетов. Задания для анализа ответов можно открывать прямо из отчета.

Важным аспектом в обучения ИТ-специалиста является индивидуальная работа студента (она может быть представлена как индивидуальными вариантами выполнения заданий, так в целом составленным индивидуальным планом в цифровом двойнике дисциплины). Составление индивидуального плана обучения помогает учащимся оптимизировать свое время и улучшить качество усвоения материала. Кроме того, такой подход позволяет учителям лучше ориентироваться в знаниях и навыках каждого ученика, что увеличивает эффективность учебного процесса в целом.

В разработанной системе контроля знаний студентов ИТ-направлений для студента на начальном экране выводится список назначенных ему заданий, которые ему необходимо выполнить в срок, назначенный преподавателем. После прохождения задания поле из начального экрана не пропадает, но появляется галочка, что означает, что тестирование пройдено.

Для получения картины успеваемости одного студента имеется функция-отчет. Отчет по тестированию дает возможность детально изучить результаты как по каждой теме, так и увидеть, и проанализировать данные студентом ответы.

Таким образом, была изучена характеристика деятельности выпускающей ИТ-специалиста кафедры, рассмотрены и проанализированы её основные бизнес-процессы. Также был проведен анализ бизнес-процесса «Контроль знаний» кафедры. На основе проведенного исследования был составлен алгоритм решения задачи разработки системы контроля знаний студентов ИТ-направлений выпускающей кафедры. Рассмотрены особенности разработки системы контроля знаний студентов и описан её функционал.

Подводя итог, авторы делают вывод о том, что научно-технический прогресс во всех его аспектах обусловил изменение не только стратегии подготовки кадров для высокотехнологичных производств, но и позволил повысить сформированность профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса вуза в сфере ИТ-образования.

Применение инновационного подхода к преподаванию ИТ-дисциплин в образовательных программах с применением цифрового образа дисциплины, содействует организации непрерывного образовательного процесса в вузе и получению профессиональных знаний для решения актуальных производственных задач.

Литература:

1. Артеменков, М.Н. Круглый стол «Стратегические векторы исследований в области педагогики высшей школы» / М.Н. Артеменков // Вестник ВГУ. - 2023. - №2. - С. 21-24

2. Демьянова, О.В. Информационные технологии / О.В. Демьянова // Проблемы современной экономики. -2018. - №1 (33).

3. Елисеева, И.И. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Часть З.Сетевые информационные технологии. Учебное пособие / И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 224 с.

4. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум / И.И. Лычкина, Ю.А. Морозова, А.В. Фель, В.Н. Корепин // Высш. шк. экономики. - Нац. исслед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2017. - 241 с.

5. Платформа 1С: Предприятие как инструмент совершенствования технико-экономического планирования предприятия / Еремина ИИ, Фролова О.Н., Низамова Л.Н. Ги др.1. - Казань, 2023. - 112 с.

6. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие для ВУЗов / И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2017. - 832 с.

7. Рыбанов, А.А. Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве / А.А. Рыбанов. -М.: Нобель Пресс, 2021,- 873 с.

8. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании / ЕЛ. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, Инфра-М, 2020.-336 с.

9. Eremina, I.I. Experience of using low-code platforms in the development of enterprise solutions (using the example of the student technology circle) / I.I. Eremina 11 Practice Oriented Science: UAE - RUSSIA - INDIA. Proceedings of the International University Scientific Forum. UAE, 2023. - C. 241-245

10. Johnson, L., Adams S., Cummins M., Estrada V. Technology Outlook for STEM+ Education 2012-2017: An NMC Horizon Report Sector Analysis. Austin, Texas: The New Media Consortium. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.learntechlib.Org/p/48971/ (дата обращения 08.09.2022г.).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Еремина Ирина Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Лысанов Денис Михайлович

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье исследуются важные аспекты, связанные с организацией и реализацией проектной деятельности в технических высших учебных заведениях. Авторы рассматривают современные методы и подходы, используемые в образовании, с ориентацией на практические результаты обучения для студентов. Статья подробно анализирует основные этапы организации проектной деятельности в технических ВУЗах, начиная с формирования идей и выбора темы проекта. Внимание уделяется преимуществам и недостаткам при организации работы студентов над проектами. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы, что помогает студентам развивать навыки, необходимые в реальном мире. Статья содержит конкретные примеры успешных проектов, реализованных студентами российских инженерных вузов. Эти примеры демонстрируют потенциал и важность проектной деятельности в формировании навыков и знаний будущих инженеров и технических специалистов. Авторы выделяют ключевые особенности организации проектной деятельности в технических вузах. Эти особенности способствуют эффективной подготовке будущих специалистов, позволяя им развивать креативность, аналитические навыки и умение работать в команде. Подобные исследования содействуют развитию новой образовательной среды, где акцент делается на практическом опыте и умениях студентов, что является важным фактором в современном образовании.

Ключевые слова: учебный процесс, технический вуз, проектная деятельность, образовательные технологии.

Annotation. The article examines important aspects related to the organization and implementation of project activities in technical higher educational institutions. The authors consider modern methods and approaches used in education, with a focus on practical learning outcomes for students. The article analyzes in detail the main stages of the organization of project activities in technical universities, starting with the formation of ideas and the choice of the project topic. Attention is paid to the advantages and disadvantages of organizing students' work on projects. Special attention is paid to the practical aspects of the work, which helps students develop the skills needed in the real world. The article contains concrete examples of successful projects implemented by students of Russian engineering universities. These examples demonstrate the potential and importance of project activities in the formation of skills and knowledge of future engineers and technicians. The authors highlight the key features of the organization of project activities in technical universities. These features contribute to the effective training of future specialists, allowing them to develop creativity, analytical skills and the ability to work in a team. Such studies contribute to the development of a new educational environment, where the emphasis is on the practical experience and skills of students, which is an important factor in modern education.

Key words: educational process, technical university, project activity, educational technologies.

Введение. Современное образование в технических университетах, в соответствии с требованиями быстро меняющегося мира, неизменно подвергается преобразованиям. В контексте этих изменений ключевую роль играет мощнейший инструмент образования - проектное обучение, оказывающее существенное воздействие на студентов технических вузов. Это не просто дополнение к учебному процессу, а его неотъемлемая часть, которая влияет на профессиональное воспитание будущих специалистов.

Проектное обучение, развивающееся в рамках университетских стен, предоставляет исключительную возможность структурировать и систематизировать комплексные задачи и их решения в контексте конкретных проектных решений. Эффективность этого процесса неразрывно связана с качеством организации практических занятий и последовательностью реализации этапов проектов.

Проектное обучение, будучи доступным и актуальным для студентов всех специальностей и уровней образования, воздействует на них. Оно не просто интегрируется в учебные программы, оно становится их неотъемлемой частью, современным средством получения знаний и практических навыков. Реальные проекты приносят практические результаты, готовят студентов к будущим вызовам и развивают у них умение креативно и системно мыслить.

Организация проектного обучения, как составляющая образовательной системы, подразумевает разнообразие форм и методов. Она может представлять собой сложные задачи, выполнение которых не всегда бывает легким, и может сопровождаться рисками. Проекты могут оказаться нестандартными, иногда даже непредсказуемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.