Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / профессиональная подготовка будущих учителей / критериальная оценка / метапредметные результаты / методы оценивания / инструменты оценивания / project activity / professional training of future teachers / criteria assessment / meta-subject results / assessment methods / assessment tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячковская Мотрена Давидовна, Аргунова Нина Васильевна

В статье рассматривается проблема организации учебно-проектной деятельности обучающихся в профессиональной подготовке будущих учителей математики и информатики. Особое внимание уделено подготовке к оцениванию результатов выполнения проекта. На основе системного, деятельностного и акмеологического подходов авторами сформировано содержание, разработаны формы организации занятий, определены связи между разделами дисциплин «Методы исследовательской и проектной деятельности» и «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по информатике». Отмечается, что содержание данных дисциплин характеризуется преемственностью с учебными материалами последующей подготовки. Авторами предложена критериальная оценка, способствующая получению качественных результатов проектной деятельности учащихся. За основу формирования критериев были взяты этапы работы над проектом. Оценочный лист включает оценку наставника, экспертной комиссии образовательного учреждения и самооценку обучающегося. Приведен пример обобщенного плана индивидуального проекта как оценочного материала диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов освоения образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячковская Мотрена Давидовна, Аргунова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the organization of educational and project activities of students in the professional training of future teachers of mathematics and computer science. Particular attention is paid to the preparation for evaluating the results of the project. On the basis of systemic, activity and acmeological approaches, the authors formed the content, developed forms of organizing classes, determined the connections between the disciplines "Methods of research and project activities" and "Organization of research and project activities of schoolchildren in informatics." It is noted that the content of these disciplines is characterized by continuity with educational materials of subsequent training. The authors proposed a criterion assessment that contributes to obtaining high-quality results of the project activities of students. The criteria were based on the stages of work on the project. The assessment sheet includes the assessment of the mentor, the expert commission of the educational institution and the self-esteem of the student.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ»

программ (художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая) / И.В. Евтушенко, Е.А. Евтушенко - Москва: РУДН, 2020. - 86 с.

5. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // В мире подростка. - Москва: Медицина, 1980. - С. 16-28

6. Концепция дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). - URL: http://government.ru/news/45028/ (дата обращения: 19.02.2023)

7. Медведева, Е.А. Инклюзивное художественно-развивающее пространство дополнительного образования как путь социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.А. Медведева, Ж.И. Журавлева, A.C. Павлова. - Москва: МГПУ, 2018. - 92 с.

8. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.11.2015-N-09-3242/ (дата обращения: 14.02.2023)

9. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1998, - № 3-4. - С. 13-17

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 19.01.2023)

11. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на 04.08.2023; редакция, действующая с 01.09.2023). [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.09.2023)

12. Фришман, И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья / И.И. Фришман // Образование Ямала. -2015. -№ 7. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-form-muzykalnyh-zanyatiy-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2023)

Педагогика

УДК 378.096:37.01(571.56)

кандидат педагогических наук, доцент Дьячковская Мотрена Давидовна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Аргунова Нина Васильевна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И

ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации учебно-проектной деятельности обучающихся в профессиональной подготовке будущих учителей математики и информатики. Особое внимание уделено подготовке к оцениванию результатов выполнения проекта. На основе системного, деятельностного и акмеологического подходов авторами сформировано содержание, разработаны формы организации занятий, определены связи между разделами дисциплин «Методы исследовательской и проектной деятельности» и «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по информатике». Отмечается, что содержание данных дисциплин характеризуется преемственностью с учебными материалами последующей подготовки. Авторами предложена критериальная оценка, способствующая получению качественных результатов проектной деятельности учащихся. За основу формирования критериев были взяты этапы работы над проектом. Оценочный лист включает оценку наставника, экспертной комиссии образовательного учреждения и самооценку обучающегося. Приведен пример обобщенного плана индивидуального проекта как оценочного материала диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов освоения образовательных программ.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональная подготовка будущих учителей, критериальная оценка, метапредметные результаты, методы оценивания, инструменты оценивания.

Annotation. The article deals with the problem of the organization of educational and project activities of students in the professional training of future teachers of mathematics and computer science. Particular attention is paid to the preparation for evaluating the results of the project. On the basis of systemic, activity and acmeological approaches, the authors formed the content, developed forms of organizing classes, determined the connections between the disciplines "Methods of research and project activities" and "Organization of research and project activities of schoolchildren in informatics." It is noted that the content of these disciplines is characterized by continuity with educational materials of subsequent training. The authors proposed a criterion assessment that contributes to obtaining high-quality results of the project activities of students. The criteria were based on the stages of work on the project. The assessment sheet includes the assessment of the mentor, the expert commission of the educational institution and the self-esteem of the student.

Key words: project activity, professional training of future teachers, criteria assessment, meta-subject results, assessment methods, assessment tools.

Введение. В современном образовательном пространстве повышаются требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, которые связаны с быстро меняющимся условиями производства и технологиями, используемыми при этом. Таким образом, на данном этапе развития общества нужны специалисты способные работать и проявлять активность в постоянно меняющихся условиях. И одним из требований к выпускнику является его профессиональная компетентность и способность принимать грамотные и своевременные решения. В соответствии с ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [7] профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующей профессиональному стандарту «Педагог» [5]. Одним из общепедагогических функций педагога является владение формами и методами проектной деятельности, трудовые функции учителя математики включают вовлечение обучающихся к участию в исследовательских проектах. Более того неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей является

подготовка к оцениванию результатов обучения учащихся. Педагоги должны быть готовы оценивать не только результаты выполнения проекта, но и метапредметные умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектной задачей.

Изложение основного материала статьи. При освоении обязательной части учебного плана в Северо-Восточном федеральном университете при подготовке учителей математики присутствует дисциплины «Методы исследовательской и проектной деятельности», при подготовке учителей информатики дисциплина «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по информатике», содержание которых опираются на системный, деятельностный и акмеологические подходы.

Рассматривая профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики как многомерную систему, в которой подготовка к организации индивидуальной и совместной учебно-проектной деятельности обучающихся является ее подсистемой, определены цели, задачи и содержание данных дисциплин, выявлены связи между разделами и преемственность с учебными материалами последующих дисциплин. Акмеологический подход позволяет уточнить функции и виды профессиональной деятельности учителей математики и информатики. С позиции деятельностного подхода разработаны формы организации лекционных, практических и семинарских занятий и, с целью углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, проводится опытно-экспериментальная работа во время производственной проектно-технологической практики.

В аспекте проблематики нашего исследования особый интерес представляет работа О.Ю. Муллер [3]. Так при формировании проектной компетентности будущих педагогов он выделяет три блока - целевой (цель, методологические основы и принципы), технологический (обучение в сотрудничестве, внедрение дополнительного курса по работе над проектом, внедрение проектного метода при обучении педагогики и психологии) и результативный (критерии, показатели и уровни). Также значимым для нашей работы является подход, предложенный Н.П. Русиновой [6, С. 47]. В своем диссертационном исследовании автор при разработке модели формирования компетентности студентов педагогического вуза по организации проектной деятельности выделяет содержательный, деятельностный и личностно-профессиональный компоненты.

Результатом их освоения является не только развитие способностей студентов, будущих учителей математики и информатики, в разработке самостоятельных проектов, но и приобретение необходимых компетенций по организации и оценке проектной деятельности обучающихся. Их содержание характеризуется преемственностью с учебными материалами последующих дисциплин.

Проведенная нами работа по формированию содержательного компонента профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики позволила выявить, что разработка и реализация содержания дисциплин должны соответствовать логике проектной технологии на основе раскрытия опыта организации и реализации проектной деятельности на уроках математики и во внеурочное время в школах Республики Саха (Якутия) [1]. Как показал анализ научно-методической и учебной литературы недостаточно разработанными остаются теоретические и практические аспекты оценивания результатов выполнения проекта, а именно критериев и методов оценивания. В рамках данного исследования нами разработана критериальная оценка, которая учитывает оценку наставника, экспертной комиссии образовательного учреждения и самооценку обучающегося. При формировании критериев за основу были взяты этапы работы над индивидуальным проектом. На рисунке 1 представлен пример оценочного листа.

Этапы работы над проектом Максимальный балл

Оценка наставника Оценка экспертной комиссии § 3: з-с. о 3

1. Подготовительный этап 6 4 4

1.1 Определение темы, поиски анализ проблемы 2 2 2

1.2. Постановка цели и задач проекта 4 2 2

2. Выполнение проекта 16 12 16

2.1. Анализ имеющейся информации 4 2 4

2.2. Сбор, изучение и обработка информации 2 2 2

2.3. Построение алгоритма деятельности 2 2 2

2.4. Выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом 6 6 6

2.5. Внесение (по необходимости) изменений в проект 2 2

3. Защита проекта 4 10 8

3.1. Подготовка презентационных материалов 4 2 4

3.2. Презентация проекта 8 4

4. Оценивание проекта 8 6 6

4.1. Анализ результатов выполнения проекта 2 6 2

4.2. Оценка качества деятельности при выполнении 4 4

Итого: максимальная оценка 34 32 34

Рисунок 1. Оценочный лист работы над индивидуальным проектом

Любой проект можно реализовать по определенной схеме или плану и заканчивается представлением и/или рекламой проекта кругу лиц, для которых проект разрабатывался. Работа над проектом подразумевает наличие: проблематизации, целеполагания, планирования, реализации плана, самооценки и рефлексии. В этой связи всю работу обучающихся по выполнению проекта можно разделить на 4 взаимосвязанных этапа: подготовительный, деятельностный (выполнение проекта), презентационный (защита проекта) и контрольный (оценивание) этапы [2]. Таким образом, мы группировали аналитический и практический этапы, описанные в пособии [4] в деятельностный этап.

Подготовительный этап включает определение личностно значимой темы проекта, поиск и анализ проблемы проекта, постановку цели и задач. На этом этапе наставнику предлагается обратить внимание на полноту самостоятельности обучающегося при проявлении УУД указанных в пунктах 1.1 и 1.2 рисунка 1. Цели и задачи проекта определяются как их личностными мотивами (профессиональное ориентирование), так и социальными (проект направлен на создание продукта, имеющего значимость для других).

На деятельностном этапе наставнику предлагается обращать внимание на сформированность позиций у обучающихся, направленных на анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, построение алгоритма деятельности, максимальное выполнение плана работы над проектом. При необходимости на этом этапе ученик может внести некоторые изменения в проект (экспертной комиссией не оценивается).

На рисунке 2 представлен пример обобщенного плана индивидуального проекта как оценочного материала диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.

На этапе защиты проекта наставнику нужно обратить внимание обучающихся на речь и регламент. Очень важно настроить учащихся на то, что в ходе выступления придется отвечать на вопросы комиссии и публики.

Делать выбор и брать ответственность за решение

Познавательные

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи 1 1 1

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее

подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)

Познавательные

Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных 1 1 1

умозаключении по аналогии

2.5. Внесение (по необходимости) изменений е проект

Регулятивные

Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее 1 1 1

изменения

Регулятивные

Учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут 1 1 1

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам

Регулятивные

Вносить коррективы в деятельность на основе новых 1 1 1

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок.

возникших трудностей

3. Защита проекта 6 8 9

3.1. Подготовка презентационных материалов

Коммуникативные Самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним 1 1 1

составлять устные и письменные тексты с использованием

иллюстративных материалов

Познавательные

Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления 1 1 2

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

3.2. Презентация проекта

Познавательные

Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, 1 2 2

выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и

контекстах

Коммуникативные 1 2 9

Публично представлять результаты выполненного проекта

Коммуникативные 1 2 9

Выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах

4. Оценивание проекта 4 4 5

4.1. Анализ результатов выполнения проекта

Регулятивные 9 т 2

Оценивать соответствие результата цели и условиям

4.2. Оценка качества деятельности при выполнении проекта

Регулятивные Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь 2 2 3

находить позитивное в произошедшей ситуации

Итого 32 32 36

Рисунок 2. Оценочные материалы диагностики

УУД по этапам работы Максимальный балл

Оценка наставника Оценка экспертной комиссии Самооценка

1. Подготовительный этап 6 4 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Определение темы, поиск и анализ проблемы проекта

Регулятивные Выявлять проблемы для решения жизненных и учебных ситуаций 2 2 2

1.2. Постановка цели и задач проекта

Регулятивные Ориентироваться в различных подходах принятия решений 2 2 2

Регулятивные Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи; выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей 2 2

2. Выполнение проекта 16 16 16

2.1. Анализ имеющейся информации

Познавательные Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев 1 1 1

Познавательные Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления 2 2 2

Познавательные Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа 1 1 1

2.2. Сбор, изучение и обработка информации

Познавательные Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках 2 2 2

Познав ательн ые Выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи 1 1 1

2.3. Построение алгоритма деятельности

Регулятивные Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи; выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей 1 1 1

Регулятивные Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) , корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте 2 2 2

2.4. Выполнение плана работы над индивидуальным проектом

Регулятивные 1 1 1

На этапе оценивания проекта наставник инициирует обучающегося на самооценку результата своей деятельности по выполнению проекта, которая должна быть соотнесена со всеми характеристиками, сформулированными в замысле проекта.

Защита индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. В связи с этим можно разработать оценочные материалы диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Выводы. Проведенная работа по формированию содержательного компонента профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики нашла свое отражение в двух учебных пособиях «Основы проектной и исследовательской деятельности» и «Проектная деятельность обучающихся основной и старшей школы». В качестве составляющей содержания профессиональной подготовки будущих учителей нами предложена критериальная оценка, способствующая получению качественных результатов проектной деятельности учащихся.

Одним из важнейших результатов освоения дисциплин «Методы исследовательской и проектной деятельности» и «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по информатике» является способность оценивать метапредметные знания и навыки учащихся, а также разрабатывать и применять методы оценивания проектной деятельности обучающихся, соответствующие современным требованиям.

Литература:

1. Аргунова, Н.В. Основы проектной и исследовательской деятельности: учебное пособие / Н.В. Аргунова, М.Д. Дьячковская, А.П. Адамова. - Якутск, 2022. - 86 с.

2. Аргунова, Н.В. Проектная деятельность обучающихся основной и старшей школы: учебное пособие / Н.В. Аргунова, М.Д. Дьячковская, А.П. Адамова. - Якутск, 2022. - 82 с.

3. Муллер, О.Ю. Структурно-содержательная модель формирования проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза / О.Ю. Муллер // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). - 2021. - №2 (36) - С. 109-114

4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-368 с.

5. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель)» // Профессиональные стандарты [Офиц. сайт]. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 13.10.2023)

6. Русинова, Н.П. Формирование у студентов педагогического вуза компетенций по организации проектной деятельности обучающихся [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Русинова Надежда Петровна. - Улан-Удэ, 2020.-226 с.

7. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт высшего образования [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №121]. - Москва. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 10.10.2023)

Педагогика

УДК 004.9

аспирант Еременко Анатолий Евгениевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); старший преподаватель Лузин Алексей Иванович

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

Аннотация. В статье отмечается, что проблема формирования и развития профессиональных качеств в процессе подготовки сотрудника правоохранительных органов отражается в совокупности культурных, социальных, политических и других факторах, влияющих на данный процесс. Выявленные факторы указывают на предметный аспект правоохранительной деятельности, а также указывают на профессиональные качества сотрудников. Сотрудник должен уметь анализировать свой опыт, действовать целенаправленно и запланировано, а также иметь устойчивую активность деятельности. Рассмотрены вопросы, отражающие важность базовой подготовки специалистов для осуществления задач, которые человечество должно решить в процессе развития. В статье отражены вопросы формирования профессионализма сотрудниками правоохранительных структур на основе интеллектуального кругозора и культуре мышления. Чтобы действовать в полной мере и участвовать во всех процессах, человек должен иметь полный комплекс моральных и нравственных ценностей, а также обладать рядом социальных качеств, таких как умение адаптация, коммуникабельность и стрессоустойчивость.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, личностная профессиональная надёжность, профессиональная социализация, профессиональная наблюдательность, психофизиологическая выносливость, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Annotation. The article notes that the problem of the formation and development of professional qualities in the process of training a law enforcement officer is reflected in the totality of cultural, social, political and other factors affecting this process. The identified factors indicate the substantive aspect of law enforcement activities, as well as indicate the professional qualities of employees. The employee must be able to analyze his experience, act purposefully and planned, and also have a steady activity of activity. The issues reflecting the importance of basic training of specialists for the implementation of tasks that humanity must solve in the process of development are considered. The article reflects the issues of the formation of professionalism by law enforcement officers on the basis of intellectual outlook and culture of thinking. In order to act fully and participate in all processes, a person must have a full range of moral and moral values, as well as possess a number of social qualities, such as the ability to adapt, sociability and stress tolerance.

Key words: professional activity, personal professional reliability, professional socialization, professional observation, psychophysiological endurance, stress resistance, sociability.

Введение. В современном обществе формируется совершенно новая система социальных, духовных и мировоззренческих ценностей, в которой решающим компонентом в жизни человечества является социально-гуманитарное знание.

Следует отметить, что социально-гуманитарное знание воздействует на человека, одухотворяет, преображает его идейные, моральные и мировоззренческие ориентиры.

В системе правоохранительных органов профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности, «поэтому в процессе обучения и переподготовки сотрудников правоохранительных органов применяется метод персонального обучения в специализированной аудитории под руководством преподавателя с использованием электронных образовательных технологий и индивидуальным подходом к каждому из студентов либо слушателей» [4, С. 217].

Требования к профессионально значимым качествам сотрудника сформулированы в таких нормативных правовых актах, как Закон «О полиции», Федеральный Закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» и т.д.

Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние социокультурных изменений в обществе отражается, как в профессиональном поведении членов общества, так и на процессы формирования ими нравственных ценностей.

Изложение основного материала статьи. К проблематике раскрытия социально-гуманитарных компонентов развития профессиональных качеств сотрудников правоохранительных структур, обращались многие учёные. Т.Н. Воронина и А.С. Лукьянов в качестве общих профессионально значимых качеств выделяют, в первую очередь, блок профессионально-нравственных качеств личности, нацеленных на регулирование профессиональных отношений и соотнесение профессиональных требований с обще нравственными нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.