Научная статья на тему 'Социально-гуманистические аспекты современных тенденций в высшем образовании'

Социально-гуманистические аспекты современных тенденций в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / HUMANISTIC COMPONENT OF EDUCATION / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / PROFESSIONALISM / TECHNOCRATIC APPROACH TO EDUCATION / DIGITAL ENVIRONMENT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Л.В., Емельянович А.А., Коваль С.В.

В статье рассматриваются предпосылки для глобальных изменений в сфере высшего образования, их возможные социальные последствия, которые анализируются не через закономерность их появления, но с точки зрения формирования системы ценностных парадигм и системы ценностных ориентации, которые содержательно, процессуально и процедурно повлияют на развитие всех областей человеческой деятельности. Сложившаяся динамика повышения технологичности экономики и тотальность самой идеи технологического уклада уже ведут к формированию ценностно-поведенческих парадигм в образовании, ориентированных на достижение исключительно экономических целей и выгод. Понятие знания в его философском аспекте, как достоверного и истинного представления о чем-либо подменяется частным знанием, то есть узконаправленным представлением о чем-либо, предполагающее исключительно экономическую целесообразность или выгодность причем в субъективном и краткосрочном их понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLLY-HUMANISTIC ASPECTS OF CURRENT TRENDS IN HIGHER EDUCATION

The article considers the preconditions for global changes in higher education, their possible social consequences, which are analyzed not through the pattern of their appearance but through the formation of a value paradigms system and a system of value orientations, which have influence substantively and procedurally for all spheres of human life. Current dynamics of rising of technological effectiveness of economics and totality of the technological effectiveness idea are leading to formation of value-behavioral paradigms in higher education which are oriented to the achievement of just. The meaning of knowledge in its philosophic aspect as genuine idea is changed to particular knowledge. That is an optional representation about things that assumes only economic feasibility or profit in their subjective and short-term understanding.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманистические аспекты современных тенденций в высшем образовании»

УДК 378

Levitskaya L.V., Senior lecturer of Foreign Language Department Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering NSUAE (Sibstrin) (Novosibirsk, Russia), E-mail: larisa-biryukova2005@yandex.ru

Emelyanovich A.A., Candidate of Economic Sciences FSFEI HE Novosibirsk State Technical University «NSTU» (Novosibirsk, Russia), E-mail: kristimof@yandex.ru

Koval S.V., Student at the department of the Management FSFEI HE Novosibirsk State Technical University «NSTU» (Novosibirsk, Russia), E-mail: svkkoval@yandex.ru

SOCIOLLY-HUMANISTIC ASPECTS OF CURRENT TRENDS IN HIGHER EDUCATION. The article considers the preconditions for global changes in higher education, their possible social consequences, which are analyzed not through the pattern of their appearance but through the formation of a value paradigms system and a system of value orientations, which have influence substantively and procedurally for all spheres of human life. Current dynamics of rising of technological effectiveness of economics and totality of the technological effectiveness idea are leading to formation of value-behavioral paradigms in higher education which are oriented to the achievement of just. The meaning of knowledge in its philosophic aspect as genuine idea is changed to particular knowledge. That is an optional representation about things that assumes only economic feasibility or profit in their subjective and short-term understanding.

Key words: higher education, humanistic component of education, post-industrial society; professionalism, technocratic approach to education, digital environment.

Л.В. Левицкая, ст. преп. каф. иностранных языков, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет «НГАСУ», г. Новосибирск, Е-mail: larisa-biryukova2005@yandex.ru

А.А. Емельянович, канд. экон. наук, доц. ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет «НГТУ», г. Новосибирск, Е-mail: kristimof@yandex.ru

С.В. Коваль, магистрант 1 года обучения по направлению 38.04.02 Менеджмент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, Е-mail: svkkova@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются предпосылки для глобальных изменений в сфере высшего образования, их возможные социальные последствия, которые анализируются не через закономерность их появления, но с точки зрения формирования системы ценностных парадигм и системы ценностных ориентации, которые содержательно, процессуально и процедурно повлияют на развитие всех областей человеческой деятельности. Сложившаяся динамика повышения технологичности экономики и тотальность самой идеи технологического уклада уже ведут к формированию ценностно-поведенческих парадигм в образовании, ориентированных на достижение исключительно экономических целей и выгод. Понятие знания в его философском аспекте, как достоверного и истинного представления о чем-либо подменяется частным знанием, то есть узконаправленным представлением о чем-либо, предполагающее исключительно экономическую целесообразность или выгодность причем в субъективном и краткосрочном их понимании.

Ключевые слова: высшее образование, гуманистическая составляющая образования, постиндустриальное общество; профессионализм, технократический подход к образованию, цифровая среда.

Интерес к исследованию проблем развития образования обусловлен социальной значимостью института высшего образования, результаты деятельности которого во многом определяют будущее социально-экономическое развитие страны. Образование должно как минимум отвечать, желательно - опережать, а в идеале - формировать запросы общества к личности, соответствовать ценностям, принятым мировым сообществом. Высшее образование под влиянием быстро меняющейся экономической и социальной среды в последние годы постоянно подвергается реформированию.

Влияние технологического прогресса, рост информационных потоков и глобализации, говорят о фактическом формировании предсказанного Дэниелом Беллом в 50-60-хх годах прошлого столетия «постиндустриального общества» [1]». В сфере занятости, в соответствии с предположением Белла, можно констатировать востребованность на рынке класса профессиональных специалистов и техников [2]. У В.А. Цвыка профессионализм определяется «как соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека уровню общественных ожиданий от данной профессии, качеству социальной и профессиональной среды. Профессионализм характеризует личностные и социальные возможности человека, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности, он основан на высокой квалификации, мастерстве личности, а также определяется нравственным целеполаганием трудовой деятельности [3]».

Профессионализм не предусматривает в качестве обязательного условия наличие высшего образования, а предполагает высокую квалификацию и высокое мастерство личности в вопросах, касающихся профессиональной деятельности. Одной из наиболее выраженных тенденций в сфере высшего образования, которая уже отражается, а в недалеком будущем, еще более повлияет на рынок труда, является приоритет инженерно-технических кадров.

В последнем тренде ведущих мировых компаний, являющихся лидерами на рынке труда - Apple, Google, IBM, провозглашен с большим энтузиазмом воспринятый многими отказ от приоритета высшего образования над «реальными навыками», что уже нашло подтверждение в цифрах: «15% новичков в IBM не имеют высшего образования [4]». Superjob отказался от графы «образование» в вакансиях из-за снижения роли диплома для работодателя, обосновав данное обстоятельство тем, что последних интересует более опыт и профессиональные компетенции будущих сотрудников [5].

С одной стороны, такая тенденция работодателей-лидеров говорит о трансформации подходов к набору кадров: от преобладания формальных крите-

риев при оценке потенциального кандидата к доминированию требований к его профессионализму и компетентности. В определённом смысле происходит разумный возврат к одной из парадигм образования прошлого века, когда высшее образование не было тиражировано, так как его шли осознанно получать люди, нацеленные на карьеру и/или стремящиеся к саморазвитию. Коммерциализация привела к снижению значимости высшего образования в первую очередь для тех, кто его получает Многие студенты очной формы обучения не понимаю ценности самого процесса и ценности документа, подтверждающего наличие образования, оперируя возможностью заработка в профессиях, не требующих подготовки в ВУЗах. Одним из следствий массовости и доступности образовательных услуг стал переход к трехуровневой модели высшего образования, так как на второй уровень - магистратуру претендует примерно те же 20% потенциальных студентов, которые осознанно шли получать высшее образование вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Магистратура призвана формировать компетенции профессионального руководителя или будущего человека науки (при дальнейшем обучении в аспирантуре), что предполагает определенный уровень интеллектуального и личностного развития человека.

Отметим отрицательные последствия описанной тенденции к обязательности требований к образованию. Первое - экономические последствия: упадет спрос на высшее образование как коммерческую услугу, что отразится на финансовом положении ВУЗов (за исключением ВУЗов первого уровня, спрос на получение образование в которых можно рассматривать как неэластичный, а само образование в них характеризующееся как элитарное). Приведет ли данное обстоятельство к повышению качеству подготовки специалистов в высших учебных заведениях? Сомнительно, так как одной из острых проблем современного образования в части подготовки специалистов по так называемому госзаказу (число бюджетных мест): низкий уровень трудоустройства выпускников по профилю получаемого образования, что характерно в первую очередь активно продвигаемого инженерно-технического образования. Это связано как с отсутствием потребности рынка, выражающегося в отсутствии достаточного количества вакансий и в размере зарплат, так и с разочарованием выпускников в выбранном направлении обучения к моменту окончания ВУЗа. Более того, сам выбор является очень часто случайным и обусловлен в первую очередь наличием бюджетных мест, а во вторую - решающим голосом родителей при выборе учебного заведения выпускниками средних образовательных учреждений.

В итоге многие высшие учебные заведения окажутся в полном смысле слова затратными, убыточными, балластом экономики.

Второй отрицательный аспект, вытекающий из актуального тренда у флагманов рынка труда, является то, что снижение экономической и социальной эффективности ВУЗов усугубится искусственным понижением статуса гуманитарной составляющей образования Последнее обстоятельство выражается, в том числе, через целенаправленное сокращение гуманитарных направлений в технических вузах, к которым относится 38 группа; уменьшение объема так называемых «непрофильных» дисциплин при формировании учебных планов для студентов инженерных специальностей.

В образовании реализуется и успешно продвигается технократический подход, который концентрируется на определении человека в качестве обучаемого, программируемого объекта. При этом осуществляется не саморазвитие личности, а «усвоение им готовых знаний и образцов, не сотворение с помощью преподавателя образа гармоничного мира в себе самом, а формирование интеллекта и деятельных возможностей человека по определенному образцу [6]».

Описанная тенденция связана с процессами всеобщей глобализации, с усилением информационных технологий, в противовес социальным и интеллектуальным составляющим общественного развития. Понятию интеллекта все больше придается технократический оттенок: в привязке к способности быстро адаптироваться к так называемой «цифровой» среде, участвовать в её развитии и продвижении. Традиционные экономические и социальные институты разрушаются незаметно, по технологии уничтожения, точно описанной Джозефом Овер-тоном. Общество, неосознанно оказалось в конфликте ценностей: с одной стороны, современные технологии, расширение контактов и коммуникаций, с другой стороны - снижение роли человека в обществе, появление вполне конкретной финансовой составляющей в понятии «цена человеческой жизни» на фоне официального публичного псевдопревозношения личности.

Еще одной существенной характеристикой времени, влияющей на все общественные институты, является ускорение перемен во всех сферах жизни, порождающее неопределенность будущего и необходимость при этом принимать решения, которые касаются будущих ожиданий. Все перечисленное, требует от высшего образования технологий помогающей личности адаптироваться к будущему, её социализация и самоактуализация.

Резюмируя вышесказанное, анализируя современные требования к кадрам, уровень общественных ожиданий от каждой профессии сводится в основном к технологическим характеристикам, чему способствует упомянутое выше снижение гуманистической составляющей в образовании. Необходимость этого компонента образования, обеспечивающего взаимосвязь человека и социума, обосновывалась в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.Н. Милюкова, В.О. Ключевского, В.П. Вахтерова, В.М. Бехтерева, М.Ф. Коптерева, П.Ф. Лесгафта,

A.П. Нечаева, Л.И. Петражицкого.

Проблемам гуманизации и гуманитаризации образования уделялось много внимания в 80-х годах прошлого века в трудах отечественных ученых-философов П.П Щедровицкого, Н.С. Розова, Б.С. Гершунского, В.М. Розина, О.В. Долженко,

B. Садовничего и других. Ополев, П.С. Абрамова, Н.Б. Крылова, В.Е. Шукшунов, И.В. Захаров, Л.Е. Душацкий, А.Я. Флиер и др. «подвергли высшее образование критике за подготовку узкопрофессиональных, не обладающих гуманитарными знаниями и гуманистическими установками специалистов [7]». Снижение гуманистической составляющей образования ведет к превращению личности в биоробота, который способен лишь исполнять свои функциональные обязанности, не задумываясь о выходящих за зону их интересов вопросах. Такой подход, безусловно, повышает управляемость кадров, но снижает общее развитие, как конкретной личности, так и общества в целом.

Библиографический список

Третьим негативным последствием в высшем образовании, которое может повлечь новая тенденция на рынке труда, является кадровая проблема для самой отрасли. В обозримом высшее образование столкнется с острым дефицитом кадров, чему способствует динамика возрастного состава и результатов защит кандидатских и докторских диссертаций в последние годы, а также последствия решений о массовом закрытии ученых советов в региональных вузах [8]. Этому способствуют современные тренды в ценностях социума, единственным критерием успешности в котором осталась финансовая составляющая. Компании, являющиеся флагманами на рынке работодателей, одновременно являются представителями наиболее развивающейся отрасли, характеризующейся одним из высоких уровней доходов сотрудников. Педагогическая деятельность в этом аспекте выглядит малопривлекательной по соотношению материальных и интеллектуальных затрат и будущих дивидендов. Без наличия базовых теоретических знаний и общего интеллектуального уровня, предполагающего широкий кругозор, трудно представить полноценный процесс формирования кадров для высшего образования и научной деятельности. И перед потенциальными сотрудниками встанет вопрос об обоснованности выбора: долгий путь к относительной финансовой независимости и благополучию, либо достаточно короткий и не требующий дополнительных усилий путь к конкретной профессии через краткосрочный образовательный процесс, с дальнейшим погружением в профессию для получения статуса «профессионала» в том контексте, который диктует рынок.

Некоторые рассмотренные изменения в высшем образовании обусловлены реинжинирингом высшего образования в Европе, начавшегося в 1999 году с подписания Болонской декларации. Россия присоединилась к процессу реформирования на Берлинской конференции министров образования 19 сентября 2003 года с целью упрощения верификации отечественного образования и повышения его привлекательности на международном рынке образовательных услуг Процесс интеграции в Болонский процесс был встречен в профессиональных кругах неоднозначно. При этом на негативные последствия европейских реформ указывали как отечественные, так и зарубежные эксперты.

«В аналитическом докладе «Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения», выполненном под научной редакцией В.И. Байденко, подчеркивался нелинейный и противоречивый характер преобразований, наличие реального негативного опыта... Анализируя уроки Бо-лонских реформ, М. Винтермантель, Д. Кроссиер, К. Таух, Т. Митшель, У. Дортмунд не без оснований отмечают, что заявленные Болонской декларацией цели не достигнуты и необходима соответствующая корректировка болонских реформ. М. Винтермантель полагает, что после начальной фазы, сведенной в основном к гармонизации структуры, университеты должны изменить свои учебные планы так, чтобы они были ориентированы на формирование компетенций и отвечали требованиям изменяющегося рынка труда. Ответственность за «оснащение» выпускников такого рода «капиталом компетенций», по мнению исследователя. должна лежать на самих высших учебных заведениях, на их профессорско-преподавательском составе [9]».

Как говорилось выше, любые изменения несут в себе положительные элементы. Но по совокупности оценивая с применением системного подхода сложившиеся тенденции в высшем образовании в контексте современных ценностных ориентаций общества, можно говорить о необходимости критической оценки возможных последствий для социума. И по итогам этой оценки вспомнить о наличии обратной связи от любого объекта воздействия на попытки его изменения, которые могут нести в себе и разрушительные черты.

1. Деметрадзе М.Р Современные социокультурные традиции в США как результат практического применения социологических теорий. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014; 7 (129). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sotsiokulturnye-traditsii-v-ssha-kak-rezultat-prakticheskogo-primeneniya-sotsiologicheskih-teoriy-1

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Available at: https://www.rulit.me/books/gryadushchee-postindustrialnoe-obshchestvo-vvedenie-read-98479-3.html

3. Цвык В.А. Профессионализм (Социально-философский анализ). Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 2004. Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/ professionalizm.html

4. Окашин Р Google, Apple и IBM больше не требуют высшего образования при устройстве на работу. Available at: https://hightech.plus/2018/08/27/google-apple-i-ibm-bolshe-ne-trebuyut-visshego-obrazovaniya-pri-ustroistve-na-rabotu

5. Superjob решил отказаться от графы «образование» при размещении вакансий. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6024581

6. Куроленко Е.М. Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании. Вестник ТГПУ. 2010; 12. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-gumanisticheskogo-podhoda-v-vysshem-obrazovanii

7. Найманова Т.П. Высшее образование как социальная ценность в трансформирующемся обществе: управленческий аспект. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Новосибирск, 2003. Available at: Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-kak-sotsialnaya-tsennost-v-transformiruyushchemsya-obshchestve-upravlenc

8. Левицкая Л.В., Емельянович А.А., Коваль С.В. Инновационные процессы в высшем образовании в рамках парадигмы нового экономического уклада. Журнал «Кант». 2018; 4 (29): 310 - 315.

9. Рабазанов С.И. Формирование гуманистических ценностей у студентов в условиях реформирования системы высшего образования в России. Педагогические науки. 2017; 58-6. Available at: https://novainfo.ru/article/10965

References

1. Demetradze M.R. Sovremennye sociokul'turnye tradicii v SShA kak rezul'tat prakticheskogo primeneniya sociologicheskih teorij. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnyeotnosheniya. 2014; 7 (129). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sotsiokulturnye-traditsii-v-ssha-kak-rezultat-prakticheskogo-primeneniya-sotsiologicheskih-teoriy-1

2. Bell D. Gryaduscheepostindustrial'noe obschestvo. Available at: https://www.rulit.me/books/gryadushchee-postindustrialnoe-obshchestvo-vvedenie-read-98479-3.html

3. Cvyk V.A. Professionalizm (Social'no-fitosofskijanaliz). Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2004. Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/professionalizm.html

4. Okashin R. Google, Apple i IBM bol'she ne trebuyut vysshego obrazovaniya pri ustrojstve na rabotu. Available at: https://hightech.plus/2018/08/27/google-apple-i-ibm-bolshe-ne-trebuyut-visshego-obrazovaniya-pri-ustroistve-na-rabotu

5. Superjob reshil otkazat'sya ot grafy "obrazovanie" prirazmeschenii vakansij. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6024581

6. Kurolenko E.M. Nekotorye aspekty gumanisticheskogo podhoda v vysshem obrazovanii. Vestnik TGPU. 2010; 12. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-gumanisticheskogo-podhoda-v-vysshem-obrazovanii

7. Najmanova T.P. Vyssheeobrazovaniekaksocial'nayacennost'vtransformiruyuschemsya obschestve: upravlencheskijaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 2003. Available at: Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-kak-sotsialnaya-tsennost-v-transformiruyushchemsya-obshchestve-upravlenc

8. Levickaya L.V., Emel'yanovich A.A., Koval' S.V. Innovacionnye processy v vysshem obrazovanii v ramkah paradigmy novogo 'ekonomicheskogo uklada. Zhurnal «Kant». 2018; 4 (29): 310 - 315.

9. Rabazanov S.I. Formirovanie gumanisticheskih cennostej u studentov v usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Pedagogicheskie nauki. 2017; 58-6. Available at: https://novainfo.ru/article/10965

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 316.47

Litvinova N.Yu, k. PS.n, associate Professor of Vladimir state University. A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, E-mail: Litvinovanu77@mail.ru

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUBJECTIVE PERSONAL WELFARE. The article discusses the psychological factors promoting the subjective well-being of the individual in the conditions of the profession on the example of the activities of the staff of the registry of medical institutions. According to the results of the study, it is possible to attribute to them: life meaningful orientations, personality - regulatory properties. The most effective and, accordingly, subjectively prosperous in their professional activities were the subjects for whom the optimal combinations of life-sense orientations and personality-regulating properties are characteristic. In particular, these were combinations of high levels of expression of a positive attitude towards oneself, to others, to life activity in general, on the one hand, and programming and planning, on the other. The zone of proximal development of such employees may be the disclosure of the reflexive - creative resource of the individual. The results of the study indicated the presence of reliable correlation interrelations between the meaningful life orientations, the personality - regulatory properties and the criteria for the effectiveness of the professional activity of the staff of the registry of medical institutions.

Key words: subjective well-being of a personality, life-sense orientations, personality-regulatory properties, goal-setting, reflection, creativity.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Litvinovanu77@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются психологические факторы содействия субъективному благополучию личности в условиях профессии на примере деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений. По результатам исследования, к ним представляется возможным отнести: смысложизненные ориентации, личностно-регуляторные свойства. Наиболее эффективными и соответственно субъективно благополучными в профессиональной деятельности оказались испытуемые, для, которых характерны оптимальные комбинации смысложизненных ориентаций и личностно - регуляторных свойств. В частности, это были комбинации высоких уровней выраженности позитивного отношения к себе (ЛК-Я), другим (ЛК-Ж), жизнедеятельности (Процесс) в целом, с одной стороны и программирования и планирования с другой. Зоной ближайшего развития таких сотрудников является раскрытие рефлексивно - креативного ресурса личности. Результаты корреляционного исследования указали на наличие достоверных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями, личностно - регуляторными свойствами и критериями эффективности профессиональной деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений, что и подтверждает отимальность комбинаций смысложизненных ориентаций и личностно - регуляторных свойств личности.

Ключевые слова: субъектвное благополучие личности, смысложизненные ориентациии, личностно-регуляторнве свойства, целеполагание, рефлексия, креативность.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска психологами эффективных практик содействия субъективному благополучию личности.

Целью исследования было выявление психологических факторов содействия субъективному благополучию личности на примере анализа эффективности профессиональной деятельности сотрудников регистратуры медицинских учреждений.

Эмпирическую базу исследования составили сотрудники регистратуры медицинских учреждений г Владимира: № 1, № 1а, № 2, № 5. Всего п = 60 (женщины), возраст от 21 до 71 года, средний возраст 50 лет. Образование: среднее 26%, среднее специальное (не медицинское) 51%, незаконченное высшее 3%, высшее 17%. Стаж работы на должности регистратора от 2 мес. до 8 лет, общий стаж трудовой деятельности от 6 месяцев до 32 лет.

Мы предположили, что психологическими факторами содействия субъективному благополучию личности являются смысложизненные ориентации, которые в свою очередь активизируют оптимальные уровни выраженности лич-ностно-регуляторных особенностей, обеспечивающих допустимые психоэмоциональные затраты, эффективность в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнедеятельностью (субъективное благополучие личности).

Удовлетворенность личности жизнедеятельностью, её эмоциональная компетентность и комфорт понимаются во взаимосвязи с основными категориями теории поиска смысла: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения [1].

Иначе говоря, это взаимосвязь с ценностно-смысловыми характеристиками личности, такими как духовность; осознание/осмысление целей, выборов, решений; ответственность; позитивные отношения в жизнедеятельности; удовлетворенность процессом жизнедеятельности, прожитой частью жизни, уверенность в собственных силах; степень самореализации в деятельности, указывающая на степень экстериоризации её задатков и способностей на основе характера (принятие/непринятие экзистенциального смысла бытия) [1].

Человек по природе своей является ответственным перед самим собой за реализацию в собственной жизнедеятельности своей уникальности и неповторимости, что и является ответственностью за выбор цели (экзистенциальной) жизнедеятельности. Способы раскрытия уникальности и неповторимости личности (как способы достижения цели жизнедеятельности) открываются человеку ежедневно через текущие ситуативные задачи. За человеком остается право выбора: двигаться навстречу достижению цели или прочь от неё. Степень реализации в собственной жизнедеятельности своей уникальности и неповторимости в момент здесь и теперь маркирует удовлетворенность личности жизнедеятельностью [1].

Результатом осознания/осмысления выборов, смысложизненных ори-ентаций личности и его проекция на обновленные способы взаимодействия в жизнедеятельности, является эмоциональная компетентность. Развивается она в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакций (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих самореализации личности. Эмоциональная компетентность проявляет себя не за счет подавления негативных эмоций, а за счет преобразования их энергии в личностно - регуляторные свойства и их направления в русло целенаправленного поведения [1; 2].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «...личность - это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером» [3; 4; 5].

По мнению современных исследователей, переживание удовлетворенности жизнедеятельностью, эмоционального комфорта выступает индикатором степени удовлетворения значимых для личности потребностей, соответствия жизненного пути личности значимым для нее ценностям, убеждениям. Исследователи отмечают такие признаки эмоционального комфорта в жизнедеятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.