Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.2:613.99

3. А. Волкова, Е. Б. Гурвич, И. А. Авдеева

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН

НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва; Институт экспериментальной и клинической медицины Минздрава ЭССР, Таллин

Важнейшей особенностью труда женщин является совмещение ими производственной и общественной деятельности с выполнением семейных и бытовых обязанностей, в частности материнских. Социалистическому обществу присуще стремление обеспечить женщинам возможность гармоничного сочетания этих функций, о чем сказано в статье 35 Конституции СССР. В этой связи одной из актуальных проблем гигиены труда является комплексное изучение влияния производственных факторов и внепроизводствен-ной занятости на организм женщины в их взаимосвязи и взаимообусловленности, т. е. в единстве биологической и социальной сторон. С этой целыо мы провели исследования в ряде производств с преимущественным использованием труда женщин, профессии которых характерны для занятости женщин в народном хозяйстве на современном этапе (станочные работы, конвейерный труд). Адекватной моделью явились основные профессии обувного (закройщицы и заготовщицы) и мебельного (станочницы и фанеровщицы) производств. Исследования проводились в различных городах РСФСР (Москва, Сходня) и Эстонской ССР (Таллин, Нарва).

Оценка комплексного воздействия производственных факторов и внепроизводственной занятости на состояние здоровья женщины-работницы предполагала получение точной количественной характеристики силы их влияния. Для этого были разработаны новые методические подходы, позволяющие охарактеризовать труд женщин не только в производственных условиях, но и на всем его фактическом протяжении, т. е. и в быту. Был использован метод ретроспективного хронометрирования — изучение суточного бюджета времени, с помощью которого устанавливаются продолжительность, последовательность и частота различных видов деятельности в пределах определенного периода времени. В социально-гигиенических исследованиях этот социологический метод был применен впервые. Ретроспективное хронометрирование осуществляли путем личной беседы. Шифровку данных проводили в соответствии со специальной картой «Виды затрат време-

ни в течение суток», включающей 84 позиции. Характеристика семейно-бытовой нагрузки давалась по 16 различным видам деятельности, охватывающим также уход за членами семьи, в частности за детьми и престарелыми родителями. Проанализировано около 3000 опросных листков (для каждой работницы за один рабочий и один выходной день). В дальнейшем данные бюджетов времени сопоставляли с результатами анкетного опроса, что позволило получить достаточно глубокую и полную характеристику образа жизни работниц.

Для изучения производственных факторов, которые могут оказывать воздействие на организм женщины-работницы, были проведены гигиенические исследования. Особенностью труда закройщицы являются вынужденная рабочая поза стоя, воздействие теплового излучения на область живота работниц от поверхности станины пресса, разогревающейся до 45—50 °С, напряжение зрения, монотонность работы. Труд закройщицы является средним по тяжести.

Заготовщицы выполняют операции на швейных машинах поточно-конвейерным способом в свободном ритме. Работа проводится в вынужденной позе сидя, сопровождается напряжением зрения и нервно-мышечного аппарата пальцев и кистей рук, характеризуется монотонностью. Физические усилия незначительные.

Одним из основных факторов трудового процесса станочниц и фанеровщиц мебельного производства является физическая нагрузка. У станочниц она носит динамический и статический характер, у фанеровщиц — только динамический. Женщины работают в позе стоя и выполняют большое количество однообразных ручных операций. Однако если рабочая поза фанеровщиц соответствует гигиеническим требованиям (ГОСТ 12.2.033—78 «Рабочее место при выполнении работ стоя»), то у станочниц она на протяжении 2/з рабочей смены является вынужденной, с наклоном туловища вперед на 17—39°. Труд работниц этих профессий можно отнести к категории средней тяжести.

а

Суточный бюджет времени женщин-работниц в выходной день в зависимости от наличия детей.

/ — работницы обувного производства; II — работницы мебельного производства: а — женщины без детей: б —женщины, имеющие несовершеннолетних детей; Л— бытовая нагрузка; 2 — свободное время, 3 — сон, 4 — прочее.

Концентрации пыли искусственного меха в воздухе в зоне дыхания закройщиц, а также концентрации древесной пыли на рабочих местах фанеровщиц в большинстве отобранных проб не превышали соответствующих ПДК, в зоне дыхания станочниц содержание древесной пыли в 66,7% проб было выше ПДК (6 мг/м3).

Наблюдаемая группа закройщиц и заготовщиц не подвергается воздействию химических веществ, в то время как в воздухе рабочей зоны станочниц и фанеровщиц присутствует формальдегид. Выделение его на рабочих местах станочниц носит относительно монотонный характер (до 2 мг/м3), а на рабочих местах фанеровщиц—ин-термиттирующий, при большой частоте и амплитуде колебаний (от 0,1 до 6,4 мг/м3 при ПДК 0,5 мг/м3).

Таким образом, при оценке совместного влияния производственных и семейно-бытовых факторов на организм женщины должны быть приняты во внимание более выраженная тяжесть труда в сочетании с работой в вынужденной позе стоя и менее благоприятными характеристиками производственной среды у закройщиц и станочниц по сравнению с таковыми у заготовщиц и фанеровщиц.

Оценку семейно-бытовых факторов, под которыми, как было указано выше, подразумевались не только условия быта, но и использование женщинами времени, свободного от работы, осуществляли по данным социологического обследования (всего опрошено 1345 работниц). Выявлено, что женщины-работницы имеют удовлетвори-

Таблица 1

Среднегодовые стандартизованные по возрасту показатели временной нетрудоспособности по болезни, уходу и карантину, исчисленные на 100 круглогодовых работниц, имеющих детей (М±т)

Профессия £ «: <У , й) Причина Нетрудоспособность

I .X £5.3 1-52 пропуска работы число случаев число дней

Мебельное производство

Станочницы Фанеровщицы I II I II По болезни По уходу По болезни По уходу По болезни По уходу По болезни По уходу 153.4 + 5.2 I 52 , 5 ± 5 , 2 83. 5 ±6. 1 180,4± 1 0, 1 162.6 + 6.5 139.8 + 6.0 182,8+11 ,6 203.3 ±13.7 1590.5± 16.8 860.6 + 12.3 873,3+ 19,8 1051 , 1 +24.6 1841.9 + 2-1.1 721 ,0+ 13,7 1250,9 + 30, 1 1088,3 + 31 .7

Обувное производство

Заготовщицы Закройщицы I 11 I II По болезни По уходу По болезни По уходу По болезни По уходу По бслезни По уходу 142,8 + 10.1 118,9+10,7 138.6 + 13,8 263.6 + 22.7 232,4 + 19,2 151,3 + 13.3 213.7 + 24 191 ,4±20,7 1232,2 ±95,3 51 6 , 6 ± 48 . 6 1057.8 ±127,2 899.3 ±103,2 2050,8 ±204.0 680,9 ± 82.9 1764,4 +222.6 727,7 + 83.9

Примечание. I—женщины, имеющие несовершеннолетних детей. II—в том числе дошкольников.

тельные материальный уровень жизни, обеспеченность жильем и степень его благоустройства, что позволило исключить отрицательное воздействие этих факторов на здоровье. Вместе с тем работницы обувного производства (Москва) находятся в более благоприятных условиях по сравнению с работницами мебельного производства, проживающими в небольших городах, по уровню организации бытового обслуживания и культурного досуга, а также благоустроенности жилищ.

Основную часть наблюдаемого контингента (в зависимости от профессии от 74,8 до 94,3%) составили женщины в возрасте 20—49 лет. Среди общего числа опрошенных работниц 696 (51,7%) имели несовершеннолетних детей, в том числе 206 (15,3%) —дошкольного возраста.

Наличие детей в семье является одним из основных факторов, определяющих структуру бюджета времени. Анализ суточных бюджетов времени работниц показал, что в рабочие дни расход времени на различные виды деятельности, а также на отдых и сон в основном определяются занятостью на производстве, и, хотя женщины, не имеющие детей, расходуют на домашний труд меньше времени (2,8 ч^, чем женщины с детьми (3,3 ч), разница эта не" столь значительна. В выходные же дни отсутствие производственной деятельности создает резерв времени, который тратится женщинами, не имеющими детей, и женщинами с детьми с большим различием (см. рисунок). Так, затраты времени на домашний труд в выходной день у женщин без детей составляют 4,3—5 ч (18—21 % суточного бюджета времени), а у женщин с детьми —7,3—9 ч (30,4—37,5%), т. е. как бы полную рабочую смену. Соответст-

Таблица 2

Влияние профессии, возраста и бытовой нагрузки на общий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности

Фактор Обувное производство Мебельное производство

% суммарного влияния факторов' Р % суммарного влияния факторов Р

Возраст 38,5 <0,001 12,4 <0,05

Профессия 25 <0,001 37,2 <0,001

Бытовая нагрузка 17,1 <0,01 36,8 <0,001

венно у последних уменьшается расход времени на учебу, культурный досуг, отдых (14—21,5% суточного бюджета времени у женщин с детьми и 25,3—29,5 % у женщин, не имеющих детей). По основным видам деятельности, характеризующим семейно-бытовую нагрузку, недельные расходы времени у женщин с детьми в 1,4 раза больше, чем у женщин без детей, составляя в среднем 33,8 ч. Указанные закономерности присущи бюджетам времени женщин-работниц, проживающих в обоих регионах и занятых как в обувном, так и на мебельном производстве.

Большинство опрошенных работниц отметили сложность совмещения производственной работы с выполнением семейных обязанностей и воспитанием детей. Так, женщины, не имеющие детей, только в 53,8 % случаев отметили имеющиеся трудности, в то время как женщины, имеющие троих детей и более, указали на них в 92,3 % случаев. Работницы, имеющие детей, чаще начинают трудовой день уставшими, особенно во вторую смену, по сравнению с женщинами без детей. Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности выявило, что в обоих производствах ее общий уровень достоверно ниже у женщин без детей по сравнению с таковыми у женщин с детьми. Этот факт особенно четко прослеживается в отношении тех форм болезней, при которых уровень заболеваемости зависит как от общей резистентности организма, так и от воздействия производственно-профессиональных факторов. Женщины с детьми чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, катарами верхних дыхательных путей, ангинами, острыми бронхитами, вегетососудистой дистонией и вегетоневрозами.

У женщин, имеющих детей, причиной каждого второго случая нетрудоспособности, а при наличии дошкольников — в % случаев является уход за больным (табл. 1). Естественно, что уход за больным ребенком также увеличивает семейно-бытовую нагрузку работницы.

Особый интерес представляло оценить количественно степень влияния изучаемых факторов на уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), что было осуществле-

но с помощью трехфакторного дисперсионного анализа (табл.2).

Как следует из табл. 2, у работниц обувного производства основное влияние на уровень ЗВУТ оказывают возраст и профессия, достаточно значительно и влияние бытовой нагрузки. Особенно велика роль профессии у работниц мебельного производства, что в первую очередь связано с менее благоприятными, чем у работниц обувного производства, условиями труда. Следует отметить, что у работниц мебельного производства влияние бытовой нагрузки на ЗВУТ превышает даже влияние возраста.

Было высказано предположение, что одной из возможных причин более высокого уровня заболеваемости работниц, имеющих дополнительную нагрузку в быту, является их повышенная утомляемость. Специальные физиологические исследования в двух группах женщин, уравновешенных по таким признакам, как выполняемая работа, стаж, возраст, семейное положение, образование, бытовые условия и др., и различающихся лишь по наличию в семье детей дошкольного возраста, позволили установить следующие закономерности. У женщин, сочетающих работу на производстве с уходом за малолетними детьми, выявлены менее благоприятные характеристики функционального состояния центральной нервной,сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем в начале работы во вторую смену, более выраженные сдвиги — к концу рабочего дня, меньшая степень восстановления в выходные дни по сравнению с женщинами-работницами, не имеющими детей.

Анализ результатов анкетного опроса работниц позволил выяснить субъективное отношение женщин-работниц к проблеме совмещения производственной работы с выполнением семейных ^ обязанностей. На имеющиеся трудности указали 26,6 % женщин, не имеющих детей, и 70,4 % женщин с детьми. Выявлен также ряд других производственных и внепроизводственных факторов, имеющих существенное значение при рассмотрении указанной проблемы, в частности физическая нагрузка на производстве, сверхурочные работы, отдаленность жилья от места работы, возникающие конфликтные ситуации в семье и на производстве и т. д.

Полученные данные послужили основанием для разработки широкого комплекса профилактических мероприятий, направленных не только на улучшение условий труда, но и на создание возможности совмещения женщинами-работницами производственной и общественной деятельности с материнством и другими семейно-бытовыми обязанностями. В план социального развития коллектива включен вопрос об оптимизации режима труда женщин с малолетними детьми, в частности о предоставлении им возможности работать неполный рабочий день и с гибким графиком работы. Расширены возможности для орга-

низованного отдыха матерей с детьми; созданы условия для пользования некоторыми бытовыми услугами на территории предприятия и т. д.

Следует подчеркнуть, что в нашей стране забота о создании женщинам благоприятных условий для сочетания работы в народном хозяйстве с выполнением семейных обязанностей осуществляется в государственном масштабе. Женщине-матери предоставлена возможность по ее желанию воспитывать ребенка в дошкольном детском учреждении. Широкое распространение получают школы продленного дня. Государство взяло на себя заботу о досуге и летнем отдыхе детей. Женщинам-матерям предоставлено право работать по скользящему графику, повышать свою

квалификацию с отрывом от работы, с сохранением среднемесячной заработной платы.

Непрерывно совершенствуются служба быта и общественное питание, в том числе непосредственно на предприятиях, что значительно облегчает женщинам выполнение семейно-бытовых обязанностей. Особенно широкое развитие получили социальные мероприятия в период Десятилетия женщины ООН (1976—1985 гг.), итоги которого, подведенные в июле 1985 г. на Всемирной конференции в Найроби (Кения), отчетливо показали преимущества социализма в решении женского вопроса.

Поступила 25.03.86

УДК 614.2+616-082]-057:93(470-5)«1905-1907»

Л. Я. Оберг

ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ помощи В ЗАБАСТОВОЧНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ РАБОЧИХ УРАЛЬСКИХ ЗАВОДОВ ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИИ 1905—1907 гг.

Пермский медицинский институт

Первая русская революция, 80-летие которой было отмечено в прошлом году, явилась 'событием в истории нашей Родины. Начавшаяся Кровавым воскресеньем, революция с каждым месяцем охватывала все новые районы страны. К осени 1905 г. революционное движение охватило всю страну.

Социально-экономические предпосылки революции 1905—1907 гг. на Урале были теми же, что и во всей стране, но имели свои характерные черты. Наиболее важными особенностями Урала накануне революции были ведущее положение горнозаводской промышленности (накладывавшее свой отпечаток на все стороны жизни края), сосредоточение в руках крупных монополистов-землевладельцев огромных земельных латифундий, сравнительно низкий технический уровень заводского производства, наличие избыточного количества привязанных карликовыми наделами к заводам дешевых рабочих рук1. Количество рабочих, занятых в горнозаводской промышленности России, в 1900 г. в целом по России составляло 715,6 тыс., на Урале — 279,9 тыс., в том числе в Пермской губернии—161,6 тыс.2 В Перми перед революцией было более 139 промышленных предприятий с общим числом рабочих 66 тыс. В Мотовилихе, не входившей тогда административно в состав Перми, на пермских пушечных заводах в 1904 г. работало более 13 тыс. человек3. В авангарде стачечной .борьбы

I V • TV.fl vuv.il • Д-» иииш и VI« »V* • V V ш

1 Революция 1905—1907 гг. в Прикамье. Документы и материалы, г. Молотов, 1955, с. 1, 7.

2 Мельников Ф. Е. Западный Урал в революции 1905—1907 гг. г. Молотов, 1946, с. 17.

3 Звезда, 1983, 22 января.

были металлурги Перми и Екатеринбурга (Свердловск), оружейники златоустовских заводов, металлурги Надеждинска и Нижнего Тагила, железнодорожники Челябинска, Уфы, Перми, Екатеринбурга. Борьба рабочих Урала была наиболее организованной в Перми и Мотовилихе на пермских пушечных заводах. В связи со Зла-тоустовской забастовкой в марте 1903 г. ленинская «Искра» развернула боевую политическую кампанию и призвала массы к организованной борьбе4.

Экономический кризис 1900—1903 гг. ухудшил и без того тяжелее положение трудящихся. В. И. Ленин в статье «Новое побоище» писал о положении рабочего класса: «Тысячи и десятки тысяч людей, трудящихся всю жизнь над созданием чужого богатства, гибнут от голодовок и от постоянного недоедания, умирают преждевременно от болезней, порождаемых отвратительными условиями труда, нищенской обстановкой жилищ, недостатком отдыха»5.

Экономическое положение уральских рабочих было исключительно тяжелым. Заработная плата рабочих была неимоверно низкой, значительно ниже заработной платы рабочих других районов страны. По подсчетам, сделанным в конце XIX века В. И. Лениным на основе данных о нескольких тысячах- рабочих, средний годовой заработок рабочего Урала составлял 177 р., а рабочего Юга — 450 р. В 1902 г. заработная плата рабочих Мотовилихинского завода составляла 12—15 р. в месяц, а на вспомогательных рабо-

4 История Урала. Т. 1. Пермь, 1976, с. 289.

5 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 5, с. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.