Научная статья на тему 'Основные факторы «Женского вопроса» в России на рубеже ХІХ-ХХ вв'

Основные факторы «Женского вопроса» в России на рубеже ХІХ-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2274
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева О. Б.

The author analyses main directions of this social movement (education, work and universal suffrage), especially paying attention to the economic side of the problem (low wages and salary, maternity and child protection, prostitution, etc) and the traditional moral view on woman's role in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal factors of the «women''s question» in Russia in the late 19th - early 20th centuries

The author analyses main directions of this social movement (education, work and universal suffrage), especially paying attention to the economic side of the problem (low wages and salary, maternity and child protection, prostitution, etc) and the traditional moral view on woman's role in Russia.

Текст научной работы на тему «Основные факторы «Женского вопроса» в России на рубеже ХІХ-ХХ вв»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 3

О. Б. Вахромеева

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА» В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.

Становление и развитие общественной проблемы под названном «женский вопрос» происходило в России в эпоху 50-60-х годов XIX в. в виде борьбы женщин за изменение своего положения в семье и обществе. В начале XX в. «женский вопрос» трансформировался в новую гражданско-правовую, социально-экономическую и морально-этическую общественную категорию женского равноправия. Вопрос о равноправном положении «целой половины человеческого рода» имел исключительную важность с различных точек зрения. Современники полагали, что его разумное решение было продиктовано не только стремлением к справедливости, не только заботами о благе самих женщин, но и «соображениями общего блага всего человечества».1

В России над подданными женского пола главенствовала патриархальная правовая культура. Женщины, главным образом запятые в семейной сфере, в силу различных причин недооценивали личные права в семье и границы собственных возможностей в обществе и государстве. Впервые женская эмансипация заставила соотечественников серьезно задуматься над явлениями жизни, пробудив в них, по мнению профессора Ф.Ю. Левинсона-Лессинга, «общественную совесть»2 во второй половине XIX в. Женское движение в России в пореформенный период при многообразии форм определялось тремя основными факторами: 1) «идеалистическими стремлениями к справедливости и пробуждению самосознания у женщин»; 2) их «тягой к просвещению» и 3) экономическими причинами.

Первая волна эмансипации женщин в конце 1850-х - 1860-е годы, носившая просветительский, идейный характер, охватила небольшие группы передовых женщин-дво-ряпок, мечтавших в силу своей духовно-нравственной потребности, «отплатить другим добром» и подвести соотечественников к мысли о необходимости реформирования государственных институтов с целыо изменения положения российских женщин.

В 1858-1861 гг. по инициативе прогрессивной общественности и ходатайству либерального министра народного просвещения Е.П. Ковалевского были открыты первые в России воскресные школы, в которых преподавали грамоту ремесленникам, мастеровым и всем, кто в ней нуждался (большинство составляли женщины разных сословий и национальностей). В 1859-1861 гг. женщины были временно допущены к слушанию лекций в Санкт-Петербургском императорском университете и Санкт-Петербургской ме-дико-хирургической академии. По поводу пересмотра университетского устава в 1861-1863 гг. был возбужден вопрос о допущении женщин в университеты наравне с мужчинами, но в связи с начавшимися университетскими беспорядками дело не получило дальнейшего развития. Представителям прогрессивной общественности пришлось заботиться об открытии специальных женских курсов с университетской программой преподавания. Наряду с этим в начале 1860-х годов на общественных началах в Москве,

© О. Б. Вахромеева, 2006

С,- Петербурге, Казани, Одессе, Киеве и других городах империи создавались женские трудовые артели, издательские, переводческие и педагогические объединения, женские организации с общественно-полезными и попечительскими целями (в 1861 г. - Общество дешевых квартир, 1863 г. - Издательская артель, 1866 г. - Общество попечительниц и учительниц). '

В 1870-1880-е годы на первое место выдвинулось стремление к образованию в виде стимула женского движения. С одной стороны, это была жажда к знанию, движение «к свету», с другой стороны, для получения социально значимого статуса женщины склонялись к «мужскому» типу образования. Наряду с движением к практическому знанию и высшему образованию, женщины - по своей природе матери и воспитательницы - заговорили о необходимости правильного интеллектуального развития лиц женского пола.

На рубеже XIX-XX вв. в начальных школах всех ведомств Российской империи и начальных училищах Министерства народного просвещения девочки составляли до 30% общего числа учащихся. В возобновленных воскресных школах допускалось присутствие учащихся одного пола, за редким исключением. Среднее образование женщин распадалось на женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения, сосредоточенные в губернских городах, женские гимназии и институты Мариинс-кого ведомства, женские епархиальные и коммерческие училища. Преподавание в низшей и средней школе находилось главным образом в руках педагогов-мужчин несмотря на та, что по образованию учительницы стояли выше своих коллег.

Высшее женское образование в России было связано с открытием высших женских курсов, которые были открыты во многих университетских городах: Киеве (1878), Казани (1876); в Москве - Лубянские курсы (1869) и курсы профессора В.И. Герье (1872); в 1878 г. в столице были основаны частные Высшие женские (Бестужевские) курсы, им предшествовали в 1869-1871 гг. Аларчинские и в 1872-1877 гг. Владимирские публичные лекции для мужчин и женщин. Бестужевские курсы единственные пережили реформу системы женского образования в России во второй половине 1880-х годов и продолжали непрерывную деятельность до 1919 г., когда были объединены с Петроградским университетом. В 1872-1880 гг. при Медико-хирургической академии существовали С,- Петербургские женские врачебные курсы, в 1896 г. возродившиеся в виде первого в России Женского медицинского института.

В начале XX в. произошло восстановление высшей женской школы, но уже на профессиональной основе. Так возникли Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1904), Женские строительные курсы (1904), Высшие женские курсы Е.И. Песковой (1905), Частные женские естественнонаучные курсы при гимназии М.А. Лохвицкой-Скалон (1905), Высшие женские курсы при Биологической лаборатории профессора П.Ф. Лесгафта

(1905), Высшие женские историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева, или Вольный женский университет (1906), Петербургские сельскохозяйственные курсы

(1906), Высшие коммерческие курсы при Петербургском обществе содействия высшему коммерческому образованию (1906), Женский политехнический институт (1906), Педагогические курсы Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию (1907), Высшие торгово-промышленные курсы Е.В. Михайловой, урожденной Джунковской (1908) и др/

В начале 1910-х годов, пережив годы борьбы с правительственными инстанциями и общественным мнением, женщины получили право преподавать в средней школе, при-

обрели статус «вольнослушательниц», составили существенную часть всероссийского школьного и студенческого контингента и получили возможность учиться в разветвленной системе высших, в том числе негосударственных, учебных заведений для женщин, выборочно наделенных правами от правительства.г'

Следующая, экономическая причина женской эмансипации - материальная нужда женщин, или «вопрос куска хлеба»'', выступала наиболее сильным двигателем в борьбе за равноправие с мужчинами.

В русском обществе сложилась парадоксальная ситуация, при которой женщины не располагали законным правом на труд и не имели экономической самостоятельности. Пунктом 156 «Правил о принятии в гражданскую службу и определении к должностям» воспрещался прием женщин даже по найму на канцелярские и другие должности в правительственных и общественных учреждениях империи. Однако следующий пункт, 157-й, строго оговаривал допустимые права женщин на государственную службу. В империи лица женского пола допускались на службу в общественные и правительственные учреждения крайне ограничено: 1) к занятиям по счетной и письменной части в женских заведениях ведомства учреждений императрицы Марии и в должности помощниц контролера, журналиста и счетных чиновников в контроле того же ведомства; 2) к занятию должностей акушерских, фельдшерских и аптекарских в женских лечебных заведениях, а также по оспопрививанию и зубоврачеванию; 3) к занятиям на поприще воспитательном, на основании правил, изложенных в уставах учебных заведений по принадлежности; 4) на службу в почтовых, телеграфных и телефонных учреждениях по правилам, изложенным в Уставах почтовом и телеграфном; 5) по найму, по письменной и счетной частям, во все без исключения центральные и местные учреждения государственного контроля, в управление казенных железных дорог Министерства путей сообщения, без предоставления сим лицам каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой, и без права на замещение штатных должностей; 6) женщины-врачи допускаются к занятию медицинских должностей, по правилам, изложенным в Уставе врачебном издания 1905 г.; 7) к занятиям по письменной части в адресных столах исключительно по вольному найму, без предоставления им каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой, и без права на замещение штатных должностей; 8) в императорском институте Экспериментальной медицины на должности помощников заведующих отделами и отделениями, письмоводителя и его помощника, а также на должность штатных надзирателей; 9.1) па должности окружных надзирателей С.-Петербургского воспитательного дома с правами государственной службы; 9.2) на штатную должность помощника бухгалтера при канцелярии правления С.-Петербургских сиротских заведений; 9.3) имеющие надлежащие фармацевтические познания на все классные должности при аптеке Императорского С.-Петербургского воспитательного дома, за исключением агггекаря, заведовавшего аптекой; 9.4) на должность помощников столичного окружного врача Императорского С.-Петербургского воспитательного дома; 9.5) к занятиям по письменной и счетной частям в Управлениях землевладения и государственных имуществ, в Лесном департаменте Главного управления землеустройства и земледелия исключительно по вольному найму, без предоставления им каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой, и без права на замещение штатных должностей; 9.6) к исполнению, исключительно по вольному найму, по письменной и счетной частям в Центральном управлении Министерства юстиции и в местных учреждениях ведомства названного министерства, а также в канцелярии Правительствующего Сената и в установлениях к Сенату принадлежащих,

без предоставления им каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой, и без права на замещение штатных должностей; 9.7) на одну из должностей санитара и на одну из должностей служителя каждого пограничного врачебно-на-блюдательпого пункта или пограничной врачебно-наблюдательной станции Кавказского края; 9.8) на должность библиотекаря-смотрителя за учебными пособиями в С,- Петербургском сиротском институте императора Николая Павловича; 9.9) к исполнению, по вольному найму, обязанностей лаборантов в Главной палате мер и весов и поверителей в местных поверочных палатках, а также к занятию по письменной части в этих учреждениях, без предоставления им каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой; 9.10) по счетной и письменной частям в учреждениях торгового мореплавания и портов Министерства торговли и промышленности, исключительно по найму, без предоставления им каких-либо прав и преимуществ, приобретаемых государственной службой, и без права па замещение штатных должностей; 9.11) к занятиям в канцелярии Государственной Думы по правилам, изложенным в учреждении Государственной Думы, издания 1908 г.; 9.12) на должность заведующего хозяйственной частью в Ортопедическом институте в городе С,- Петербурге; 10) на одну из должностей санитара и на одну из должностей служителя Красноводской морской врачебно-наблюда-тельной станции7.

Профессиональные интересы женщин отстаивала одна из первых политических женских партий в России - Женская прогрессивная партия (1906-1918). В Петербургском клубе (центральном филиале) под руководством председателя партии, земского врача и редактора-издателя политического журнала «Женский вестник» (1904-1917) М.И. Покровской, решались вопросы трудоустройства, вырабатывались законопроекты об улучшении гигиены, условий жизни, государственного страхования служащих, прислуги, ремесленниц, занимались проблемой торга женщинами и отменой врачебно-полицейского надзора за проституцией, ходатайствовали о предоставлении женщинам избирательных прав. В 1910 г. совет старшин Клуба обратился с заявлением на имя председателя Совета Министров, в котором говорилось о пересмотре ст. 156 т. III Устава службы правительственной: «Желательно, во-первых, допустить прием женщин как на общественную, так и на государственную службу на равных основаниях с мужчинами, во-вторых, сравнять их в вознаграждении за труд, в-третьих, предоставить одинаковые права как на повышение по службе, так и на пенсии»*.

Расширение прав женщин на государственной службе происходило медленно. С одной стороны, женщины, традиционно привлекавшиеся к канцелярским простейшим работам, имели достаточный опыт службы и особые познания, но были лишены необходимых административных навыков. С другой стороны, с ростом объема служебных задач женщины, справлявшиеся с ними наравне с мужчинами, лишались привилегий по службе.

Сферы занятости женщин в экономике Российской империи были распределены неравнозначным образом. Так, па особом положении находились женщины-предприниматели. Промышленные и торговые капиталы большинства из них создавались на основе фамильных вложений и органично входили в общие семейные предприятия. Изменение роли женщины в предпринимательстве наблюдалось накануне первой мировой войны, когда происходило быстрое размывание прежних сословных, религиозных и национальных воззрений на роль женщины в обществе. Обычной практикой становилось единоличное владение женщиной или группой женщин торговым домом или ее нахождение па посту главы правления акционерной компании. В этих условиях в сословно-

иерархической структуре российского общества сфера предпринимательства становилась для женщин одной из немногих областей относительно «равных возможностей» с мужчиной. В большей мере это относилось к женщинам средних и низших слоев населения, получившим реальную возможность самостоятельно заниматься не только частной мелкой торговлей, но и открывать весьма крупные торгово-промышленные предприятия, транспортные и посреднические фирмы. На 1913 г. имеются сведения о 171 фирме, в составе руководства которых были женщины, из них 127 (74,3%) являлись товариществами на паях, остальные (25,7%) носили название акционерных компаний. Из сведений о 206 женщинах 14 (6,8%) были председателями правлений и директорами-распорядителями, 159 (77,2%) - членами правлений, 33 (16%) - кандидатами в члены правлений. 96% всех «женских компаний» были образованы на основе семейного дела. Отраслевая направленность участия женщин в предпринимательстве касалась сфер промышленности, транспорта, посреднических услуг (89,5%) и сфер торговли (10,5%). Региональная составляющая показывала, что большая часть таких промышленных компаний располагалась в Москве, Петербурге, городах Владимирской губернии, Киеве, Костроме и Лодзе. В 1913 г. в 117 компаниях (68,4%) преобладали предприятия со средним н малым капиталом (средний показатель составлял 2,1 млн руб.)!).

Отдельно стоял учительский и педагогический (интеллигентный) труд женщин. Получение высшего образования не гарантировало нахождения работы по профессии с достойной заработной платой. Образованные женщины устраивались на те места, где расцепка труда была наименее выгодна мужчинам-учителям. Учительницы и домашние наставницы заполняли последние ступеньки педагогической лестницы в низшей школе и младших классах гимназий; они получали должности земских и думских (городских) врачей для бедных сельских учительниц. Преподавание женщин в высшей школе (речь идет о высших женских курсах) также не составляло исключения из общего правила; на всю Россию ассистенток и младших преподавательниц, имевших высший образовательный ценз (после окончания Педагогических и Бестужевских курсов), насчитывалось менее 3 тысяч человек. Запросы, предъявлявшиеся к молодым женщинам-педагогам -образование, педагогический опыт, здоровье, безбрачие - требовали от них посвящения всей жизни, душевных способностей, сосредоточения основных интересов учебному делу. Материальная обеспеченность учителей и педагогов была крайне скромной (средний оклад думской учительницы составлял 58 руб. в месяц при 600 руб. годового оклада). Только некоторые, сравнительно давно служившие, имели квартиру от учебного заведения, остальные педагоги - приходящие.10

Говоря о женщинах-служащих, следует отметить, что в лучшем положении находились женщины-служащие казенных и частных железных дорог, государственных и коммерческих банков, городских дум, канцелярий, статистических комитетов, министерств и ведомств. Число жешцин-служащих было невелико, средний возраст достигал 34 лет, большинство из них были замужем и имели в распоряжении казенные или частные квартиры, их заработная плата колебалось от 900-600 руб. в год (в зависимости от класса и должности служащей) до 40 руб. в год (доход стрелочниц па железных дорогах)11.

Сравнительно в худшем положении были ремесленницы (заготовщицы, гравировщицы, юбочницы, корсажницы, закройщицы, гарнировщицы, рукавницы, белошвейки, метельщицы, корсетницы, бандажистки, модистки, басонщицы, чулочницы, перчаточницы, прачки, красильщицы ложек и др.). При большей затрате времени и худших

условиях труда ремесленницы получали в месяц в среднем около 10 руб., не имея стабильного пропитания и крова12.

Об уровне нравственности и сохранении здоровья работниц заботились различные общественные женские организации, существовавшие на рубеже Х1Х-ХХ вв. При поддержке Русского женского взаимноблаготворительного общества (1895-1918) действовал Клуб портных и модисток; Общество попечения о молодых девицах (с 1987 г.) с четырьмя самостоятельными отделениями поддерживало женскую рабочую молодежь столицы; в Обществе охранения здоровья женщин в С.-Петербурге (с 1898 г.) популяризировались идеи гигиены и физической культуры. Некоторые объединения, такие, как Общество поощрения женского профессионального образования и Общество поощрения женского ремесленного образования в С.-Петербурге, ставили перед собой просветительские цели.

Женщины, работавшие на заводах и фабриках России, составляли значительную и вместе с тем низшую категорию работниц. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в российской фабрично-заводской системе сформировался тип женщин-работниц. Женские рабочие руки ценились дешевле мужских, благодаря чему лицам женского пола предоставлялись вакансии в различных отраслях промышленности. В начале XX в. женский труд был в ходу на табачных, спичечных фабриках, в водочном производстве, отчасти в сахарном. Наиболее распространенным труд женщин считался при обработке волокнистых веществ и производстве бумаги. Высшие или лучше всего оплачиваемые отрасли труда (металлургическая, машинная, полиграфическая промышленность) оставались закрытыми для женщин. Экономические бедствия в стране увеличивали предложения женского труда как дешевого и приводили к снижению заработной платы, и без того не удовлетворявшей насущным потребностям женщин. В конце 1900-х годов средняя зарплата мужчин в месяц составляла 12 руб. 77 коп. «на своих харчах» и 07 руб. 08 коп. «на хозяйских»; работницы вне зависимости от возраста и семейного положения традиционно получали две трети заработка мужчины (73%)|Я.

Фабричная работа замужней женщины непосредственно отражалась на семье и ее функциях материнства. Круг обязанностей женщин был несравнимо шире, чем мужчин, о чем писал в экономической характеристике женского и детского труда исследователь И.И. Яижул: «Еще не отправляясь па работу, еще задолго до первого гудка женщины уже встают, чтобы приготовить кипяток, заварить чай, позаботиться о детях, и затем уже только будить своих мужей, сыновей или братьев. Домашняя хозяйственная работа начинается для нее и с возвращением домой с фабрики или мастерской. Если у нее осталась свободная минута по окончании денных трудов, она вооружается своей иглой, шьет и чинит одежду всего семейства или стирает на пего».м В периоды экономических кризисов и безработицы детская и младенческая смертность в рабочем классе заметно понижалась, потому что не имевшие работы матери посвящали больше времени и внимания уходу за детьми.15

Периодически вводившиеся официальные запреты для замужних женщин работать на фабрике неминуемо усугубляли невысокое экономическое положение в их семьях, из-за чего последние нередко разрушались. Для улучшения ситуации в отечественном фабричном законодательстве принимались меры по образцу западноевропейских, по охране беременных и рожениц, кроме того, в законе предусматривались некоторые оговорки, которые не давал и возможности обойти работодателям законодательные акты, тем самым не принося материального ущерба будущим материям. Женщинам воспрещались ночные работы, в том числе в виде сверхурочных, работы внутри рудников, дея-

тельпость на тех предприятиях, где они могли соприкоснуться с хромпиковой и свинцовой пылыо, газами и парами, кроме того, беременным женщинам запрещались работы по перемещению тяжестей."'Виновный в неисполнении установленных законом или обязательным постановлением правил о работах малолетних, подростков и женщин, ограждавших их здоровье или безопасность, наказывался арестом на срок не свыше одного месяца или денежной пеней, которая обращалась в капитал для выдачи вспомоществования бедным и увечным рабочим.17 Действуя в рамках текущего законодательства, работодатели в первую очередь стремились обеспечить экономическую сторону производства, в то время как кадровые проблемы решались ими по личному усмотрению.

На российском рынке труда женщина не представляла для мужчины конкурентную силу. В основе подчиненного положения женщин на производстве, низкого вознаграждения за труд, отсутствия профессиональных пенсионных касс для женщин лежал ряд причин. Во-первых, среди женщин был распространен в большей степени труд на дому или в небольших мастерских, где невозможно было осуществление контроля фабричного законодательства; в женских артелях отсутствовали конкуренция и четкая организация труда; к тому же женщины с большим недоверием относились к идее объединения в профессиональные союзы для защиты своих прав. Во-вторых, по традиции считалось, что женщины, посвятившие себя труду, равному мужскому, приобретали непримиримых врагов в семьях и обществе; кроме того, дешевизна женского груда влияла на снижение цены мужского труда, из-за чего происходили постоянные столкновения между конкурентами разных полов. В-третьих, из-за недостаточной профессиональной подготовки женщины пополняли собой контингент необученных рабочих, труд которых оплачивался ниже, чем труд квалифицированный1,4. По данным «Статистического ежегодника» в 1909 г. в империи было 32,6% грамотных мужчин и только 13,7% грамотных женщин, а в некоторых губерниях, например в Вологодской, этот процент был еще ниже1". Культурно-образовательные условия, сложившиеся в стране, не позволили преодолеть низкий технический уровень «женской дешевизны» на производстве.

В 1900-х годах проблема охраны материнства вызывала крайнее беспокойство в русском обществе и обращала на себя внимание экономистов. В либеральных кругах существовали неоднократные попытки образовать «Союз охраны материнства» с целыо поднять в Государственной Думе вопрос об интересах матерей-работниц и матерей-крестьянок. Законодатели предлагали крестьянкам всего-навсего, «во-первых, во время беременности не надрываться и, во-вторых, чтобы акушерская помощь не являлась для них исключительной». Для работниц намечалось проведение законопроекта, по которому в вопросах материнства женщине пришлось бы опираться «не на женскую солидарность, а на классовую и интересы государства, которому нужны подданные здоровые, трудопроизводительные и в достаточном количестве».2" Эти законопроекты остались нереализованными.

Правительство не спешило брать на себя решение многоступенчатой проблемы охраны материнства, и инициатива перешла в частные руки. На благотворительной основе в городах создавались разнообразные учреждения для матерей: родильные приюты, поликлиники для женщин и младенцев, молочные кухни, помещения для кормления и др. Для облегчения материального положения в период, когда заработки прекращались, а расходы возрастали, в качестве радикального средства предусматривалось создание касс матерей, средства которых создавались путем накопления страховых взносов и отдавались в непосредственное распоряжение рожениц21.

Первая законодательная инициатива об охране материнства имела место в середине 1900-х годов в проекте Закона о страховании работниц во время беременности и после родов (в § 30- 32, 35-36, 61). Авторы документа представляли роды как «болезнь», а не как нормальную общественную функцию женщин, совершенно забывая о том, что «перед родами существует беременность, во время которой приходится обращать внимание на условия труда, например в табачном производстве (в котором самое большое число выкидышей) или спичечное и зеркальное (в которых уродуются кости ребенка), а также обращать внимание на вопрос о кормлении ребенка (чтобы мать была достаточна сыта)»22. Неразвитость законов в области медицинского страхования, в частности по вопросу беременности женщин, усугубила и без того сложное положение женщин-рожениц п матерей в системе общественных отношений.

В 1913 г. с учреждением «Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества» во главе с лейб-педиатром К.Я. Раухфусом проектировалось создание детских приютов, яслей, центрального института материнства и младенчества для теоретического и практического изучения правильных приемов по уходу за детьми.23 Вра-чебпо-техническая комиссия при попечительстве выполняла контрольные функции (устройство родительных приютов, консультаций, детских приютов, яслей в деревнях, районных молочных кухонь и др.) и проводила паучно-просветитсльскую работу (организация курсов для матерей по уходу и воспитанию детей дошкольного возраста, создание школ для подготовки медицинских сестер, издание различных брошюр и наставлений). Исполнительный комитет попечительства поддерживал связи с местными органами: Харьковским комитетом, Киевским обществом «Капля молока», Царскосельским обществом охраны материнства и младенчества, Волынским обществом борьбы с детской смертностью, Уфимским фельдшерско-акушерским обществом и другими организациями.

Подавляющее число подданных империи были крестьянками, которые жили по законам обычного права, и действие общегражданских законов па них не распространялось.21 По обычному праву любой мужчина в крестьянской семье считался «старше» женщины, которая в силу своего рабского положения всегда была обременена работами настолько, насколько позволяли ее выносливость, терпение и физические силы. Вознаграждение крестьянок за труд было крайне скудным. Например, за дерганье мха, работу опасную для здоровья, так как приходилось целыми днями ходить по мокрому и холодному болоту, крестьянки получали по 3-4 коп. в день. Производство кизяков из соломы для топки печей, приводившее к ссадинам и ранам на руках и йогах, требовало от женщин большой сноровки, поскольку только за 200 кизяков в день можно было выручить 6 коп. В специальных исследованиях о положении женщин по обычному праву подробно писала известная в России женщина-историк А.Я. Ефименко. «Она нянчится с детьми, одевает с головы до ног себя, своего мужа и своих детей, а иногда и некоторых из остальных членов рода; коноплю для одежды она также должна вырастить и обработать сама. Она готовит пищу и на своих плечах относит ее работающим в поле, иногда очень далеко. Наблюдать за скотом, кормить и поить его, доить, делать масло, сыр, носить воду и дрова - все это ее дело. Часто женщины помогают мужчинам и в работах, считавшихся специально мужскими, например полевых, иногда даже вполне заменяют мужчину в этих работах. Но мужчина ни в чем не заменит женщину, если бы она даже была больна, считая женскую работу унизительной для себя».2Г)

По российским законам крестьянские женщины не имели права на земельный надел - главный источник существования; он выделялся только на «мужскую душу».

Землю во владение получал женатый мужчина, способный «нести тягло». Кроме того, женщины не могли самостоятельно вести крестьянское хозяйство даже в случае завладения землей. Так в силу экономических условий и правовых норм определялась необходимость замужества для женщины. Положение крестьянок всецело зависело от воли мужа. Редко, но оно могло изменяться, определяясь личными свойствами женщины, пока не вырастали ее сыновья, она фактически осуществляла главенство в семье. Согласно нравственным началам русской жизни, изложенным в памятнике XVI в. «Домострое» и сохранившимся на рубеже Х1Х-ХХ вв., в подавляющем большинстве случаев глава семьи «казнил или миловал» жену по собственному усмотрению, при этом считалось, что она должна подчиняться мужу без всяких размышлений именно потому, что это ее муж. Большим достоинством женщины считались ее покорность мужу, умение и желание выполнять все его требования.2'' Бесправный образ жизни крестьянки традиционно отображался на ее внешнем облике.

Дополнением к единственному (профессиональному) источнику дохода женщин становилась проституция. Нередко с ее ростом связывались угнетающие условия труда женщин. М.Н. Гернет отмечал, что «есть профессии, в которых женщины получали или очень мало, или совсем ничего», поэтому «они простирали свою любезность слишком далеко, чтобы быть сытыми и одетыми»27. Австрийский профессор Блашко считал проституцию одним из источников капитала и называл фактором современной жизни большого города.28 В.В. Розанов полагал причиной проституции низкий моральный уровень браков, притупленность нравственного чувства, которое было характерно для русской культуры.2:1 Немецкая исследовательница «женского вопроса» Л. Браун писала о проституции как о результате развития крупной промышленности п самостоятельной форме современного женского труда. Социальное законодательство было беспомощно в решении этой общественной проблемы. Л. Браун отмечала, что «законодательство может ослабить влияние наемного труда на женщин и детей, уменьшить несколько внешние побуждения к проституции уменьшением рабочего времени, обеспечением минимального заработка, уничтожением домашнего труда и страхованием от безработицы, но вернуть мать, воспрепятствовать женщине продавать свое тело, чтобы облегчить свою долю -это выше его сил!» Тенденция к изменению, по мнению автора, заключалась в объединении общности рабочих интересов мужчин и женщин, при котором «право заменило бы милость, уничтожая старые стереотипы».'"

Причины, по которым женщины разных возрастов и званий шли в разврат, проистекали из «обыкновенной действительности» в жизни русской женщин. В ряде проводившихся опросов, в том числе членами женского Клуба прогрессивной партии, среди обладательниц «желтых билетов» как в столице, так и в провинции указывались стандартные обстоятельства, приводившие к проституции: «несчастная любовь и рождение ребенка», «совет подруг и дурной пример», «уговоры сводней, соблазнителей-мужчин и всяких темных личностей», «хозяйский сын соблазнил», «ради прокормления детей, будучи брошенными мужьями или оставшиеся вдовами», «сожительство с врачами и аптекарями, под началом которых работали», «свобода от тирана и пьяницы мужа, не дававшего жене паспорта для передвижения» и др. Непосредственное влияние на рост проституции оказывали тяжелые условия женского труда, низкая заработная плата, социальная незащищенность женщин в обществе и ее бесправное положение в семье. Вра-чебно-полицейский надзор, существовавший в империи с целыо контроля моральных устоев, подвергал женщин еще большему унижению в глазах общественности. Зарегистрированная как проститутка женщина лишалась паспорта и уже не могла сменить ни

род занятий, ни место жительства. Русская «полиция нравов» рассматривала женщин как товар, доброкачественность которого гарантировалась частыми принудительными осмотрами женщин, а общедоступность для покупателей - устройством специальных ры нков.

В 1900 г. в столице по инициативе общественной деятельницы, члена ЦК партии кадетов C.B. Паниной было создано Российское общество защиты женщин с целыо предохранять девушек и женщин от опасности быть вовлеченными в разврат и возвращать уже падших к честной деятельности». Оно работало по пяти направлениям: расследование, предупреждение деяний, юридическая помощь, борьба с вовлечением женщин в разврат, попечение еврейских девушек. Общество выступало организатором судебных процессов, число которых непрерывно росло, по искам о защите женской чести. Российское общество защиты женщин имело девять филиалов в России и сотрудничало с международными женскими объединениями.

Проблема проституции, наряду с регулированием трудового законодательства, становится основным вопросом, международной деятельности российских юристов и общественных деятелей'". В рамках сотрудничества с международным правовым сообществом но вопросу изменения положения женщин Россия шла по пути заключения отдельных соглашений, которые, наряду со стремлением сколько-нибудь контролировать ситуацию в мире, определяющим считали внутригосударственное право. Так, Закон от 25 декабря 1909 г. о мерах к пресечению торга женщинами в целях разврата был принят в Российской империи в рамках данной политики и предшествовал Парижскому договору 1910 г. о мерах по борьбе с торговлей женщинами.

Закон от 25 декабря 1909 г. был не совершенен, так как проект, с которым ходатайствовали Женская прогрессивная партия и Российская лига равноправия женщин в 1908 г. перед министром внутренних дел П.А. Столыпиным, говорил об отмене врачеб-но-полицейского надзора за проституцией и был направлен против сутенеров и сводников. Законодательный акт оставил в стороне вопрос о законности официально зарегистрированных домов терпимости. Таким образом, благодаря регламентации, в широких массах населения сложилось опасное заблуждение, что государство поощряет проституцию. На женщину продолжали смотреть как на товар, дозволенный к продаже и покупке, а на проституцию как па разрешенное ремесло женщин. Регламентация проституции служила «ловушкой для доверчивых людей» и способствовала заражению различными болезнями'2.

В 1910 г. в Петербурге прошел Первый всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами и его причинами. Его участники единогласно приняли постановление о незамедлительном уничтожении домов терпимости и прекращении произвола врачебно-полицейского контроля. Резолюции съезда превратились в программные заявления Российского общества защиты женщин, требовавших: охраны женского труда; введения государственного страхования всех работниц, живших своим трудом и вырабатывавших менее определенной суммы годового дохода; учреждения женской фабричной инспекции во всех отраслях промышленности; отмены всех ограничений, стеснявших женщин в пользовании общегражданскими правами и унижавших ее человеческое достоинства; охраны материнства и детства; привлечения женщин-работниц к участию в профессиональных, культурных и других общественных организациях; обязательного всеобщего обучения и устройства разного рода просветительских учреждений (библиотек, рабочих клубов, театров и др.).

В рамках отмены регламентации проституции, ввиду глубокого вреда, наносимого ею «человеческому достоинству и здравоохранению», Лига равноправия женщин и Женская прогрессивная партия предприняли ряд обращений к депутатам-врачам и председателям разных фракций IV Государственной Думы. Делегаты от Российского общества защиты женщин приняли участие в работе нескольких межведомственных совещаний правительства. Активно сотрудничая с товарищем председателем партии кадетов, земским деятелем и врачом А.И. Шингаревым, 25 октября 1913 г. последовало циркулярное обращение Клуба женской прогрессивной партии в виде законопроекта об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов. Соответствующий законодательный акт не был принят, так как затрагивал вопрос о пересмотре ст. 518-519 Уголовного уложения 1903 г. (издания 1909 г.) и ст. 155 Уставов о предупреждении и пресечении преступлений, о правилах и мерах наказания против непотребства (Свод законов. T. XIV. Разд. III).

На рубеже XIX-XX вв. на положение женщин в России повлияло развитие буржуазного законодательства. Наряду с требованиями равенства полов в сфере занятия должностей и оплаты труда, остро стоял вопрос о занятии женщин адвокатской практикой н участии их в заседании суда в качестве присяжных заседателей. В 1910 г. в Петербурге па Бестужевских курсах состоялся первый в России выпуск дипломированных женщин-юристок, пополнивших собой ряды правозащитников «женского вопроса». По инициативе и непосредственном участии последних в 1915 г. на общественных началах было создано первое профессиональное объединение женщин-юристок, которое способствовало продвижению законопроектов о предоставлении женщинам различных прав'"". 6 ноября 1909 г. па заседании одного из Петербургских окружных судов впервые па скамье защитников по уголовному делу появилась женщина (H.A. Флейшиц - бывшая бестужевка, выдержавшая государственные экзамены по юридическому факультету столичного университета с правом диплома первой степени, член петербургской адвокатуры, первая в СССР женщин доктор юридических наук); товарищ прокурора Непарокомов, не согласившись с решением суда о допуске женщины к защите, покинул заседание суда В дореволюционной России женщины не получили права заниматься адвокатской практикой. По мнению А.Ф. Копи, еще один проект «погрузился в пучину забвения, где утопает их целая масса, об осуществлении которых так вопиет жизнь» ''.

Добиваясь равноправия с мужчинами, российские женщины встречали на первый взгляд непреодолимые препятствия в обществе. Во-первых, враждебность мужчин, происходившая из библейских законов, по которым «мужчине дан труд», а «женщине возможность рождения детей», нарушение «высших законов», по мнению большинства мужчин, приводили к разрушению мира.-"' Женщина традиционно находилась в подчиненном положении у мужчины в фактическом и правовом аспектах. Последние «по праву сильного» оставляли за собой решение вопроса о границах «женской свободы». Кроме того, мужчины опасались конкуренции со стороны женщин, так как в условиях больших заработков часть власти могла перейти к последним. В фабрично-заводских коллективах были распространены случаи, когда рабочие ходатайствовали перед инспекторами об увольнении работниц, успешно справлявшихся с нормами выработки.

Ситуация в русском обществе осложнялась тем, что среди публицистов-мужчин существовали принципиальные разногласия но «женскому вопросу». Одни являлись противниками женщин (общественных деятелей, адвокатов, врачей, педагогов высшей школы и др.) и были главной преградой женского движения. Другие признавали, что стремление женщин к широкому образованию, их деятельное участие в общественной

жизни было полезно для развития семейных отношений, процесса воспитания детей и изменения статуса самих женщин. Все это вызывало активную полемику в обществе и формировало неравнодушную позицию современников в различных аспектах «женского вопроса».

Во-вторых, непонимание самими женщинами, в силу угнетенности и необразованности, укоренившихся в русском обществе пережитков ставило их в положение «белых рабынь» и давало повод к «насмешкам и проклятьям»." Одни женщины (большинство из них крестьянки) мирились с бесправным положением в семье и обществе, чем оказывали пассивное сопротивление эмансипированному движению. Вторая группа лиц (к ним относились дворянки, мещанки, дочери священнослужителей) понимали под равенством обоих полов разделение гражданских прав с мужчинами своего сословия, не разрушая общественной структуры. Другие женщины являли собой пример активной деятельности. Они добивались признания своей личной правоспособности в обществе, вооружались политическими правом представительства с целью защиты собственных интересов от различных посягательств. Например, пролетарки (большинство из них работницы), настаивавшие па предоставлении женщинам избирательных прав и «депутатских кресел», непреклонно выдвигали требование о том, чтобы политические права «предоставлялись всем совершеннолетним гражданам без различия пола».'8

В-третьих, общие социальные условия жизни препятствовали прогрессивному стремлению женщин к уравниванию в гражданских нравах с мужчинами. В русском обществе веками укоренялись взгляды соотечественников о подчиненном положении женщины в обществе. Женщина не пользовалась главнейшим правом человека - правом на гражданскую свободу. Единственно широкой сферой деятельности для женщин являлась семья, но даже в ее границах они были «бесправными существами», находившимися под властью мужчин. Девушка пользовалась большими правами, чем замужняя женщина, слывшая основой семьи. Замужество считалось более важным фактором, чем образованность и самостоятельная трудовая деятельность. Основанием брака было соглашение между сочетавшимися браком. Договор предполагал свободу воли и сознания, поэтому брак, совершавшийся по принуждению или обману, считался недействительным. Согласие на брак являлось главным условием в юридическом отношении, однако с канонической точки зрения этот элемент отступал перед силой венчания. Законы устанавливали моногамный брак и преследовали другие его формы. Браки христиан совершались по вероисповедным правилам; браки, не освещенные церковью, допускались только среди раскольников и язычников. С совершением церковного брака женщина теряла свое имя и начинала называться по званию мужа. Жена была обязана «повиноваться мужу как главе семейства», была обречена на совместную жизнь и повсеместное следование за мужем, за исключением тюрьмы и ссылки, была лишена права получать отдельный вид на жительство без согласия мужа. Совместное жительство супругов устанавливалось церковными институтами на всю жизнь супругов, т.е. только смерть одного из них могла прекратить их союз. При необходимости развода законодательство заходило в тупик, так как в России не существовало гражданских браков и законодатели были вынуждены считаться с каноническими правилами. Бракоразводные дела в России велись исключительно духовными судами, считавшими расторжение брака нежелательным, а потому редко дозволительным элементом брачного договора.

Брачное законодательство империи в начале XX в. крайне устарело. Морально-нравственные идеалы нарушались строгой принудительной силой закона. Сторонники

гражданского брака, признавая брак «священным и неразрывным союзом любви», оставляли женщине право на свободу личности, открыто говорили о необходимости разводов и требовали проведения реформы духовного суда. Действовавшее право преследовало подобные идеалистические стремления и, прикрываясь благонамеренными целями, ставило перед собой прямо противоположные задачи: «укрепить брачные узы, возвысить брачный союз, держать его под высоким знаменем правды, под лучами света, высоко поставленного».39

В вопросах наследования женщина также стояла ниже мужчины. Преимущества наследования были отданы мужчине несмотря на то, что все дети для родителей одинаково дороги и близки. Женщина по нисходящей линии наследования получала лишь указную часть, а в случае наследования по боковой линии совершенно исключалась лицами мужского пола; существовал ряд ограничений по вопросу о наследовании супругов. Размер указной части равнялся 1/7 из недвижимого и 1/4 из движимого имущества. В 1912 г. Государственная Дума уравняла женщин с мужчинами в правах при наследовании движимого «городского имущества», благоприобретенного и родового, сохранив долю сестры при брате в 1/7 при наследовании земельного имущества'1". Уравнивание женщины с мужчиной в гражданском праве неизбежно привело бы к тому, что женщина предстала бы перед законом как полноправное лицо, а признание в пей человека, равного по достоинству с мужчиной, привело бы к предоставлению женщине политических прав. Против этого выступала не только многомиллионная армия мужчин, но и законодательная власть, считавшая, что «чисто женских интересов в государстве нет, а те интересы, защищать которые женщины считают нужным, они всегда сумеют защитить при участии близких им мужчин - мужей, отцов, братьев и т.д.»'". Но ничто не могло остановить глубинные преобразования в российском обществе, сопровождавшиеся ломкой социально-экономических устоев и тем самым повлиять па «перевоспитание психики женщин», которые «из объекта трагедии мужской души» постепенно превращались в «субъект самостоятельной трагедии».1-

В русском обществе женщина, в начале XX в. проделав долгий путь по завоеванию равноправия с мужчинами по вопросам воспитания, образования и трудоустройства, по-прежпёму находилась в стороне от широкой общественно-политической деятельности. Вокруг политического равноправия женщин в различных кругах российского общества разгорались жаркие споры. Сторонники политических свобод женщин допускали мысли об их участии в управлении Российской империей, полагая, что духовные способности женщин, их активное содействие по усовершенствованию общества в нравственном и физическом отношении изменят социальное устройства страны1'. Скептики, напротив, считали, что «провести в закон уравнение дочерей и сыновей в наследственном праве гораздо легче, чем провести женщин в парламент». Они находили, что уравнивание прав мужчин и женщин в русском обществе «не так далеко» и «оио может быть достигнуто без личного участия женщин в законодательстве». Противники женской эмансипации ие рассматривали «женский вопрос» как сложное общественное явления, называя его «вопросом самолюбия честолюбивых дам»/11

Впервые «женский вопрос» был поставлен в I Государственной Думе в 1906 г., депутаты которой выразили противоречивое отношение к данному общественному явлению. 141 депутат подписал заявление под названием «Основные положения законов гражданских о гражданском равенстве». Документ появился в рамках подкомиссии по вопросу о женском равноправии под председательством юриста Л.И. Петражицкого, личной заслугой которого было введение «женского вопроса» в Государственную Думу.

Активный сторонник эмансипации профессор Л.И. Петражицкий изложил собственную программу по защите прав соотечественниц в отдельной работе «О женском равноправии». Он высказывал ряд соображений о правовом поле женщин в России не с целью «доставить им действительное равенство» с мужчинами, а для изменения положения женщин в области наследования, образования, администрации и народного представительства с точки зрения перспектив развития общества. Он писал о том, что «современная культура России требовала предоставления женщинам политических, т.е. общественных, прав и обязанностей»'15.

В 1907 г. II Государственная Дума в специальной комиссии подробно рассматривала «Основные положения». Большую подготовительную работу для скорейшего решения вопроса проделала другая комиссия, созданная под началом Союза равноправия женщин в составе юристов и общественных деятелей (Л.Я. Гуревич, О.Н. Клириковой, В.В. Исаченко, Я.Г. Фрумкина и И.Ф. Ставровича). В результате появился первый проект закона о гражданском равноправии женщин и сравнительная таблица изменений, дополнений и отмен в действовавших законах. В напечатанном виде вместе с объяснительной запиской документ был передан в Государственную Думу, которая вскоре была распущена. Авторы законопроекта не ставили целыо установление справедливости в правовом поле по «женскому вопросу». Они лишь представили материалы для думской комиссии в соответствии с предложенной им инструкцией, к тому же некоторые важные темы были опущены (проституция и реформа брака), напротив,'другие дополнительно включены (участие женщин в земских учреждениях и отмена паспортной системы). Двенадцать пунктов проекта носили конституционный характер. Первый пункт провозглашал новый общественный принцип: «Лица женского пола пользуются равными с лицами мужского пола правами». Второй пункт устанавливал активные и пассивные избирательные права женщин в «выборных общегосударственных, местных, общественных и иных». С третьего по пятый пункт определялось равенство женщин и мужчин В занятии государственных, общественных и выборных должностей. С шестого по девятый пункт говорилось о праве женщин на равное с мужчинами специальное, низшее, среднее и высшее образование. Десятый пункт касался равенства в вопросах наследства. Одиннадцатый пункт охранял права замужних женщин, двенадцатый был по формуляру'"'. Возможное участие женщин в политической жизни России в начале XX в. означало «смягчение крайностей мужской политической культуры, проникновение в нее других начал - защиты слабых и нестойких»47, которые входили в жизнь общества с недостаточной полнотой. В 1912 г. делегатки Российской лиги равноправия женщин, проведя последовательно заседания со всеми представителями фракций III Государственной Думы, через трудовиков внесли законопроект о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. В обращении Лиги равноправия говорилось о том, что «равенство - это право каждого осуществлять в жизни свои стремления при условии не вредить другим, это право каждого поступать сообразно со своими наклонностями и идеалам»™. При неоднозначном понимании в российском обществе права и свободы равных между собой людей политическое равенство, выражавшееся в предоставлении женщинам избирательных прав, стало возможно лишь в 1917 г., в условиях смены политического курса"19.

1 Василевский JI.М. Женский вопрос: очерк. СПб., 1906. С. 2.

2 Левинсоп-Лессии/ Ф.Ю. О главнейших факторах женского движения // К смету (научно-литературный сборник) / Под ред. Е.П. Легковой и Ф.Д. Батюшкова. СПб., 1904. С. 393.

:) Вахромеева О.Б. Духовное пространство Университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878— 1918 гг.: Исследования и материалы. СПб., 2003. С. 2-4, 14-17, 21-23.

I Вахромеева О.Б. 175 лег основателю Бестужевских курсов Константину Николаевичу Бестужеву-Рюмину (публикация источников по истории первого женского университета в России). СПб., 2005. С. II —12, 17.

* Иванов А.Е. 1) Высшим школа России в конце XIX - начале XX века. М„ 1991. С. 296; 2) Студенчество России конца ХТХ - начала XX века: Социалыт-исторпчсская судьба. М, 1999. С. 292. л Koiuioumaü A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909. С. 45.

7 Русская женщина па государственной и общественной службе. Сборник ностаповдепий и распоряжении правительства, определяющих права и обязанности русских женщин но службе, с приложением уставов п положении казенных и частных вспомогательных касс и обществ, услугами которых может пользоваться женщина / Сост. А. Полянский. Ч. 1-2. М„ 1901. С. V-V1.

" |Б.а.| О служебных правах женщин // Женский вестник. 1910. № 1. С. 21- 22.

4 Барышников М.Н. Женщина в структуре российского предпринимательства в начале XX в. // Факты н версии. Кн. 2. Из истории экономики. СПб., 2001. С. 51-64.

"' Розанов В В. Семейный вопрос в России. Т. 1-II. Материалы для III т. / Под общ. ред. А.Н. Николюкнна. М„ 2004. Т. 2. С. 597.

" |Б.а.| Хроника женского труда // Первый женский календарь па 1905 г. / Под ред. H.H. Армян. СПб.. 1905. С. 467-469.

12 Там же. С. 470-474.

II Рубакии H.A. Россия в цифрах: С трана. Народ. Сословия. Классы. Опыт статистической харак терис тики сословпо-классового состава населения русского государства (па основании официальных и научных исследований). СПб., 1912. С. 179-182.

м Яижул И.И. Детский и женский фабричный труд в Англии и России // Отечественные записки. 1880. № 3. С. 99; |Б.а.| К характеристике экономического положения женщин в России // Первый женский календарь па 1906 г. / Под ред. П.Н. Арияп. СПб.. 1906. С, 393-399.

Г| Дементьев Е. Женский фабричный труд в России // Промышленность и здоровье. 1903. № 3. С. 1-22. Wi Устав о промышленном труде / Сост. В.В. Громап. Пг., 1915. С. 60-65, 70, 286, 343, 364, 368. 17 Татнцев Я.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. / Под ред. П.П. Якоби. Рига, 1922. С. 808.

Левинсои-Лессин/ Ф.Ю. О главнейших факторах женского движения ... С. 403-404. '"Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 г. 'Г. 1-2. СПб.. С, 1911-1912. Т. 2. С. 163.

20 |И.Д.| Несколько слов об охране материнства // Союз женщин. 1908. № 5-6. С.I 9-20.

21 |Б.а.| Охрана материнства: кассы матерей // Союз женщин. 1909. № 12. С. 4-5.

22 Шуйская Э. Об охране материнства // Союз женщин. 1908. № 7-8. С. 18-20. 2:1 РГИА. Ф.767. Он. 1. Д. 1. Л. 1-3.

и Рейигардт Н.В. О личных и имущественных нравах женщин по русскому ираму. Казань, 1885. С. 33.

25 Ефименко А.Я. Крестьянская женщина: этнографическим этюд // Дело. 1873. № 2. С. 200.

26 Мужики и бабы. Мужское и женское в традиционной культуре: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005. С. 202-203, 370.

27 Гериет М.Н. Избранные произведения / Сост. М.М. Бабаев, нету п. ст. М.Д. Шаргородского. М., 1974. С. 141.

№ |С.Я.| Проституция новейшего времени // Женский вестник. 1910. № 2. С. 47. 20 Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т. 2. С. 608.

30 Браун Л. Женский вопрос (его историческое развитие и cío экономическая сторона) / Пер. с нем. А. Ачкасова, И. Кугеля. М„ 1922. С. 562-565.

Кампфмейстер П. Проституция как общественно-классовое явление и общественная борьба с нею. М.; Пг., 1923. С. 4.

:12 ИРЛИ. Ф. 225. Он. 1. Д. 14473. Л. 3.

и Рубашева-Зорохович А.И. Заметки о юности // Вахромеева О Б. Духовное пространство университета ... С. 154.

м Набоков В. Может ли женщина вести защиту перед уголовным судом? // Право. 1909. № 46. Сглб. 2473-2475.

:и ИРЛИ. Ф. 134. On. 1. Д. 176. Л. 3 об.

Микарий, епископ Томский. Образование и обязанности женщины (По поводу стремления современных женщин к высшему образо»апшо н уравнению и правах с мужчиной is общественной и государственной службе). СПб., 1902. С. 3.3; Толстой Л.H. П pa иди о женщинах. М„ 1910. С. Ill, ХШ.

17 Хвостов ВМ. Женщина накануне поной эпохи (Дна этюда но женскому »опросу). М., 1905. С. 36-37.

Коллоптай A.M. Социальные основы женского »опроса ... С. 234, 239-241.

Длсаншиеч Г.А. «Бабьи стопы» и понос уложение // Журнал гражданского и уголонпого ирана. 1883. Кн. 3. С. 56, 58.

Собрание узаконений и распоряжении пранительстна. СПб., 1912. Отд. I. № 107. Ст. 914.

11 Пошхкий В В. Политические права женщин. М., 1917. С. 9; Сергеевич В.И. Всеобщее избирательное нрано. СПб., 1906. С. 35.

12 Коллоптай A.M. Номах женщина // Современный мир. 1913. № 9. С. 185.

"1;! Программа женской прогрессивной партии: Российские партии, союзы и лиги // Сб. программ, уставов и спраночных снедспий о российских поли тических партиях, иссросспйских нрофессиоиалыю-политичсских, профессиональных союзах и несросспйских лигах /Сост. В. Инапонич. СПб., 1906. С. 137; |Б.а.| Жспщина-пзбиратслышца (к «опросу о реформе русского избирательного прана). М., 1906. С. 16; РутцеиЛ. Ранпопраипость женщин. М., 1906. С. 9.

" Сергеевич В.И. Всеобщее избирательное прано ... С. 37.

11 Петражицкий Л.И. О женском ранпопранип. Пг., 1915. С. 3, 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клирикова О Н. Законопроект о ранпопрании женщин // Союз женщин. 1907. № 1. С. 3-5.

" Погослжий В.В. Политические прана женщин ... С. 31.

w ИРЛИ. Ф. 225. On. 1. Д. 14472. Л. 30.

^ Закон о выборах » Учредительное собрание. Официальное положение, утвержденное Временным пранптсльстном 20.07.1917. Пг.; М„ 1917. С. 4.

Статья поступила » редакцию 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.