Научная статья на тему 'Социально-гигиенические особенности семей учеников школ с интенсивной и традиционной формами обучения'

Социально-гигиенические особенности семей учеников школ с интенсивной и традиционной формами обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ / ЧЕЛОВЕК / SOCIAL CONDITIONS / SCHOOL STUDENTS / SCHOOL HEALTH SERVICES / CHILD / HUMAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенические особенности семей учеников школ с интенсивной и традиционной формами обучения»

Казанский медицинский журнал, 2003 г., том 84, № 3.

цидивов рожи и свидетельствует о целесообразности поиска эффективных методов лечения, корригирующих эти нарушения.

УДК 616—057.874:371.7

И.Г. Муртазин (Казань). Социально-гигиенические особенности семей учеников школ с интенсивной и традиционной формами обучения

Для изучения социально-гигиенических условий в Казани проведено анкетирование учеников общеобразовательной школы (№ 78) и инновационной школы (№ 139) с углубленным изучением иностранного языка. В анкетировании участвовали также и их родители.

На вопрос о семейном положении 71,0 3,6% матерей учащихся традиционной школы и 83,0 3,2% матерей учащихся инновационной школы (р<0,05) ответили, что они замужем. Полных семей, в которых проживали учащиеся инновационной школы, было 82,0 3,3% (р<0,05), неполных — 18,0 3,3% (р<0,05), у учащихся обычной общеобразовательной школы — соответственно в 70,3 3,6% и 29,7 3,6%. Это свидетельствует о более высоком социальном статусе и материальном положении семей учащихся инновационной школы.

Семьи учащихся инновационной школы имеют более высокий подушевой доход, чем семьи их сверстников из обычной общеобразовательной школы. В семьях последних преимущественно чаще расходуют бюджет семьи на питание (98,1 1,1) и одежду (52,5 3,9 на 100 опрошенных), тогда как в семьях учащихся инновационной школы на эти цели затрачивают меньше — соответственно

87,0 2,9 (р<0,01) и 37,3 4,2 (р<0,05). Исследование жилищных условий показало, что в трехкомнатных квартирах проживают 58,3 4,3% семей учащихся инновационной школы и лишь 40,5 3,9% (р<0,01) - учащихся обычной школы, в двухкомнатных - соответственно 28,8 3,9% (р<0,05) и 39,8 3,9%, в коммунальных -0,7 0,7% (р<0,01) и 6,5 1,9%. При этом в семьях учащихся обычной школы средняя площадь жилья, приходящегося на одного члена семьи, составляла 10,5 0,05 м2, а инновационной -13,4 0,07 м2 (р<0,001). Кроме того, более благополучные условия были у учащихся инновационной школы, среди которых отдельные комнаты имели 57,6 4,3% школьников, в обычной школе - 41,1 3,9% (р<0,05). В одной комнате проживают 39,6 3,8% разнополых детей из обычной школы и только 27,1 3,8 (р<0,05) - из инновационной.

По образу жизни семьи учащихся общеобразовательной и инновационной школ имели следующие различия:

1) психологический климат был благополучным в 79,5 3,5% семьях учащихся инновационной школы и в 62,0 3,9% — традиционной (р<0,01), неблагополучным - соответственно в

0,5 0,5% и 18,0 3,0% (р<0,001); частые конфликтные ситуации возникали в 13,3 2,6% семьях учащихся обычной школы и только в 1,5 1,0% — инновационной;

2) вредную привычку курения имели

56.2 3,3% отцов и 8,6 2,2% матерей учащихся обычной школы и соответственно 38,3 4,2% и 3,0 1,0% (р<0,01) - инновационной, злоупотребляли алкоголем 5,7 1,8% отцов среди первых и 1,5 1,0 (р<0,05) - среди вторых;

3) среди детей инновационной школы

20.3 3,4 из 100 учащихся отдыхали в летнем оздоровительном лагере, 18,0 3,3 - в санаториях, тогда как из обычной школы - только 12,0 3,3 и 8,8 2,2;

4) учащиеся инновационной школы чаще употребляли молочные и мясные продукты, а также фрукты, чем школьники обычной школы; регулярное питание среди первых организовано в 96,0 1,7% семей, среди вторых - в 89,0 2,5% (р<0,01).

Таким образом, семьи учащихся инновационной школы более благополучны во всех отношениях. Материальная стабильность и благоприятное психологическое состояние семей учащихся инновационной школы помогают школьникам лучше справляться с повышенными учебными нагрузками, особенно в кризисные и переходные периоды жизни.

УДК 616.314 - 053. 2 - 007

A.B. Анохина, И. Г. Низамов, В. Ю. Хитров (Казань) Распространенность и структура нарушений развития зубочелюстной системы у детей и подростков

Для оптимального планирования профилактических мероприятий в стоматологии, адекватных реальным потребностям населения, необходим банк данных заболеваемости, который должен определять научно-практическую стратегию. На протяжении последних 7 лет проводился систематический скрининг распространенности зубо-челюстных аномалий (ЗЧА) в г. Казани. В возрасте 3 - 6 лет было обследовано 818 детей.

Период сменного прикуса условно подразделяют на две возрастные группы: начальный период сменного прикуса, который характеризуется прорезыванием, установкой первых постоянных моляров и сменой фронтальной группы зубов, и период смены зубов в области премоля-ров, клыков и установки вторых моляров. Начальный сменный прикус был определен нами у 2566 учащихся в возрасте 7 - 9 лет, а второй период смены — у 1390 лиц от 10 до 13 лет. После прорезывания и установки постоянных зубов (с 14 лет) происходит доформировывание постоянного прикуса (до 17 лет). Было обследовано 735 подростков 14 - 17 лет.

Среди 5509 обследованных в возрасте от 3 до 16 лет было 2489 (45,2%) девочек, 3020 (54,8%)

мальчиков. По состоянию развития зубочелюст-ной системы дети были распределены на 4 группы: с гармоничным развитием жевательного аппарата, с факторами риска формирования патологии, с формирующимися и уже со сформированными аномалиями.

Уровень распространенности ортодонтической патологии среди детей и подростков от 3 до 16 лет в г. Казани составляет 526,9 на 1000, а в эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.