Научная статья на тему 'Распространенность и структура нарушений развития зубочелюстной системы у детей и подростков'

Распространенность и структура нарушений развития зубочелюстной системы у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
449
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / CHILD / PEDIATRIC DENTISTRY / PROSTHODONTICS / HUMAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность и структура нарушений развития зубочелюстной системы у детей и подростков»

цидивов рожи и свидетельствует о целесообразности поиска эффективных методов лечения, корригирующих эти нарушения.

УДК 616—057.874:371.7

И.Г. Муртазин (Казань). Социально-гигиенические особенности семей учеников школ с интенсивной и традиционной формами обучения

Для изучения социально-гигиенических условий в Казани проведено анкетирование учеников общеобразовательной школы (№ 78) и инновационной школы (№ 139) с углубленным изучением иностранного языка. В анкетировании участвовали также и их родители.

На вопрос о семейном положении 71,0 3,6% матерей учащихся традиционной школы и 83,0 3,2% матерей учащихся инновационной школы (р<0,05) ответили, что они замужем. Полных семей, в которых проживали учащиеся инновационной школы, было 82,0 3,3% (р<0,05), неполных — 18,0 3,3% (р<0,05), у учащихся обычной общеобразовательной школы — соответственно в 70,3 3,6% и 29,7 3,6%. Это свидетельствует о более высоком социальном статусе и материальном положении семей учащихся инновационной школы.

Семьи учащихся инновационной школы имеют более высокий подушевой доход, чем семьи их сверстников из обычной общеобразовательной школы. В семьях последних преимущественно чаще расходуют бюджет семьи на питание (98,1 1,1) и одежду (52,5 3,9 на 100 опрошенных), тогда как в семьях учащихся инновационной школы на эти цели затрачивают меньше — соответственно

87,0 2,9 (р<0,01) и 37,3 4,2 (р<0,05). Исследование жилищных условий показало, что в трехкомнатных квартирах проживают 58,3 4,3% семей учащихся инновационной школы и лишь 40,5 3,9% (р<0,01) - учащихся обычной школы, в двухкомнатных - соответственно 28,8 3,9% (р<0,05) и 39,8 3,9%, в коммунальных -0,7 0,7% (р<0,01) и 6,5 1,9%. При этом в семьях учащихся обычной школы средняя площадь жилья, приходящегося на одного члена семьи, составляла 10,5 0,05 м2, а инновационной -13,4 0,07 м2 (р<0,001). Кроме того, более благополучные условия были у учащихся инновационной школы, среди которых отдельные комнаты имели 57,6 4,3% школьников, в обычной школе - 41,1 3,9% (р<0,05). В одной комнате проживают 39,6 3,8% разнополых детей из обычной школы и только 27,1 3,8 (р<0,05) - из инновационной.

По образу жизни семьи учащихся общеобразовательной и инновационной школ имели следующие различия:

1) психологический климат был благополучным в 79,5 3,5% семьях учащихся инновационной школы и в 62,0 3,9% — традиционной (р<0,01), неблагополучным - соответственно в

0,5 0,5% и 18,0 3,0% (р<0,001); частые конфликтные ситуации возникали в 13,3 2,6% семьях учащихся обычной школы и только в 1,5 1,0% — инновационной;

2) вредную привычку курения имели

56.2 3,3% отцов и 8,6 2,2% матерей учащихся обычной школы и соответственно 38,3 4,2% и 3,0 1,0% (р<0,01) - инновационной, злоупотребляли алкоголем 5,7 1,8% отцов среди первых и 1,5 1,0 (р<0,05) - среди вторых;

3) среди детей инновационной школы

20.3 3,4 из 100 учащихся отдыхали в летнем оздоровительном лагере, 18,0 3,3 - в санаториях, тогда как из обычной школы - только 12,0 3,3 и 8,8 2,2;

4) учащиеся инновационной школы чаще употребляли молочные и мясные продукты, а также фрукты, чем школьники обычной школы; регулярное питание среди первых организовано в 96,0 1,7% семей, среди вторых - в 89,0 2,5% (р<0,01).

Таким образом, семьи учащихся инновационной школы более благополучны во всех отношениях. Материальная стабильность и благоприятное психологическое состояние семей учащихся инновационной школы помогают школьникам лучше справляться с повышенными учебными нагрузками, особенно в кризисные и переходные периоды жизни.

УДК 616.314 - 053. 2 - 007

A.B. Анохина, И. Г. Низамов, В. Ю. Хитров (Казань) Распространенность и структура нарушений развития зубочелюстной системы у детей и подростков

Для оптимального планирования профилактических мероприятий в стоматологии, адекватных реальным потребностям населения, необходим банк данных заболеваемости, который должен определять научно-практическую стратегию. На протяжении последних 7 лет проводился систематический скрининг распространенности зубо-челюстных аномалий (ЗЧА) в г. Казани. В возрасте 3 - 6 лет было обследовано 818 детей.

Период сменного прикуса условно подразделяют на две возрастные группы: начальный период сменного прикуса, который характеризуется прорезыванием, установкой первых постоянных моляров и сменой фронтальной группы зубов, и период смены зубов в области премоля-ров, клыков и установки вторых моляров. Начальный сменный прикус был определен нами у 2566 учащихся в возрасте 7 - 9 лет, а второй период смены — у 1390 лиц от 10 до 13 лет. После прорезывания и установки постоянных зубов (с 14 лет) происходит доформировывание постоянного прикуса (до 17 лет). Было обследовано 735 подростков 14 - 17 лет.

Среди 5509 обследованных в возрасте от 3 до 16 лет было 2489 (45,2%) девочек, 3020 (54,8%)

мальчиков. По состоянию развития зубочелюст-ной системы дети были распределены на 4 группы: с гармоничным развитием жевательного аппарата, с факторами риска формирования патологии, с формирующимися и уже со сформированными аномалиями.

Уровень распространенности ортодонтической патологии среди детей и подростков от 3 до 16 лет в г. Казани составляет 526,9 на 1000, а в эко-

Распространенность нарушений формирования зубочелюстной системы у детей 3—16 лет (по материалам г. Казани за 1993—2000 гг. в расчете на 1000 обследованных)

Состояние зубочелюстной системы Возрастные группы

3—6 лет временный прикус 7—9 лет начальный сменный прикус 10—13 лет конец смены зубов 10—16 лет дофор-мировывающийся постоянный прикус в среднем у детей и подростков в возрасте 3—16 лет

Формирующаяся патология зубов, зубных рядов и прикуса 190,7

Сформированные аномалии зубочелюстной системы 239,6

Всего 430,3

логически загрязненных районах он в 1,3 раза выше, чем в среднем по городу. Численность детей и подростков со сформированными ЗЧА в 1,75 раз больше, чем с формирующейся патологией зубов, зубных рядов и прикуса в расчете на 1000 обследованных. Распространенность ЗЧА меняется с возрастом. Она возрастает с периода временного до начального сменного прикуса в 1,6 раза (см. табл.). К 13 годам происходит снижение ее уровня практически до первоначального значения. К периоду завершения полного формирования постоянного прикуса (16 лет) мы наблюдали снижение распространенности ЗЧА в 1,3 раза по сравнению с таковой в периоде временного прикуса. Высокая распространенность сформированных аномалий не подвержена значительным колебаниям с начала формирования и до полного становления постоянного прикуса (с 7 до 16 лет). В то же время уровень формирующихся аномалий зубов, зубных рядов и прикуса за тот же период снизился практически до нуля.

Многолетние наблюдения за состоянием развития зубочелюстной системы у детей и подростков позволили нам проследить его динамику в группе формирующихся ЗЧА. За период с 7—9 до 10—13 лет у 52,9% детей состояние зубочелюстной системы не меняется, у 14,8% — происходит саморегуляция, а в 33,3 случаях из 100 наблюдений выявлены прогрессирование патологических симптомов и переход их в сформированную патологию. Эта тревожная тенденция сохраняется, по нашим данным, до конца становления постоянного прикуса. В возрасте от 10-13 до 14 - 16 лет ухудшение наблюдалось в 85,2% случаев, а улучшение — лишь у 13,2 из 100 обследованных.

У подавляющего большинства детей (97,7%) ортодонтическая патология сочеталась с отклонениями от нормы других систем и органов: у 53,8% — с рахитом, у 82,9% — с нарушением осанки и сколиозом, у 82,7% — с миопией.

Число детей с гармонично развитой ЗЧС возрастает с 3 - 6 лет до 7 - 9 лет в 1,6 раза. Затем в связи с формированием боковой группы зубов и установкой клыков в зубном ряду наблюдаются рецидивы и образование новых аномалий. В период от 7 - 9 до 10 - 13 лет констатировано уменьшение числа подростков с правильным зубочелюст-ным аппаратом на 7,0%. В последующем численность этой группы изменялась несущественно.

157,5 — 191,4

311,5 321,0 334,9

469,0 321,0 526,3

Дети с факторами риска выявлены в двух возрастных группах: от 3 до 6 и от 7 до 9 лет. В дальнейшем эти факторы либо вызывали формирование патологии, либо в связи с ранним выявлением и проведением профилактических мероприятий происходила саморегуляция. По нашим данным, в начальном периоде сменного прикуса саморегуляция зубочелюстной системы при устранении факторов риска имела место в 61,8% случаев.

Наибольшая частота аномалий отдельных зубов наблюдалась в возрасте 7 - 9 лет - она была в 1,4 раза выше среднего значения уровня (6,0%). Значительную долю в данной нозологической группе составляла ранняя смена зубов, а именно раннее прорезывание постоянных зубов.

В периоде временного прикуса относительно редко встречались аномалии зубных рядов в виде диастем и трем (не возрастные) и аномалии формы зубных рядов в виде удлинения верхнего и уплощения нижнего зубных рядов. 6-кратное увеличение доли этих аномалий в структуре зубоче-люстной патологии наблюдалось у детей 7-9-летнего возраста. Основное место занимали аномалии положения отдельных зубов, значительный процент составляли сочетанные виды - с возрастом прослеживалась устойчивая тенденция к росту их частоты.

Аномалии формы зубных рядов встречались у каждых 14 человек из 100, причем каждый второй ребенок с данной патологией имел одностороннее или У-образное сужение зубного ряда (соответственно 14 и 12 человек из 46). В периоде смены зубов седлообразная форма зубного ряда была зарегистрирована у одного ребенка из 2566 обследованных. В анамнезе его развития имелись данные о недоношенности, частых и длительных заболеваниях в первый год жизни, искусственном вскармливании. На момент обследования этот ребенок состоял на учете у педиатра по поводу частых простудных заболеваний.

Число детей с аномалиями зубных рядов от начала до конца смены зубов в целом практически не изменилось. В группе аномалий положения отдельных зубов произошло снижение уровня патологии в 1,5 раза. У 14-16-летних школьников мы наблюдали увеличение частоты данной аномалии за счет роста частоты сочетанных аномалий зубных рядов. Сочетанные виды патологии прикуса составляли 1/4 в общей структуре аномалий у подростков 14-17-летнего возраста, т.е. их уровень увеличился за период с 7 до 17 лет в 2,1 раза.

264,2

381,9 646,1

Случаев аномалий прикуса было особенно много в периоде временного прикуса. По нашим наблюдениям, в структуре нарушений прикуса у детей 3-6 лет преобладала прогнатия (43,0%), открытый прикус (16,5%), глубокий прикус (15,4%), прогения (11,7%), а также косой и перекрестный прикус (7,8%). Сочетанной патологии не было. К 7 - 9 годам доля аномалий прикуса сократилась почти в 2 раза. В этом возрасте выявлялись сочетанные формы аномалий прикуса. В 59% случаев были обнаружены сочетания про-гнатии с глубоким прикусом и нарушениями развития нижней челюсти, при этом у подавляющего большинства детей (89%) с нарушениями развития нижней челюсти наблюдалось преждевременное отсутствие нижних молочных моляров. Анализ карт развития зубочелюстной системы ребенка свидетельствовал о раннем кариозном поражении моляров. Открытый прикус сочетался с вредными привычками, парафункцией языка, нарушениями функций дыхания и глотания у 76 из 90 детей. Зубоальвеолярные деформации наблюдались у 14 детей из 90 обследованных.

Следовательно, необходимо раннее выявление нарушений развития зубочелюстной системы для своевременного устранения соответствующих факторов риска и ранней реабилитации. Выявление нарушений развития ЗЧА в периоде сформированного временного и начального сменного прикуса, ранняя реабилитация детей у ортодонта позволят сократить уровень сформированных зубочелюстных аномалий в старшем возрасте.

УДК 796/.799:612.1—053.2—07

Ю.С.Ванюшин, Ф.Г.Ситдиков, Р.М.Хаматова (Казань). Типологические особенности реакций центральной гемодинамики детей и подростков на физическую нагрузку

Целью исследований являлось изучение типологических особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы детей и подростков 8—16 лет во время нагрузки повышающейся мощности.

Обследованы здоровые дети и подростки (244 чел.), которым была предложена работа на

велоэргометре ступенчато-повышающейся мощности. Первая ступень нагрузки составляла 0,5 Вт/кг, вторая - 1,0 Вт/кг, третья - 1,5 Вт/кг. Каждая ступень длилась 3 минуты, частота педалирования - 60 об/мин. Все показатели регистрировали в состоянии покоя и во время выполнения нагрузки на велоэргометре. Анализировали время изгнания крови (Ти, с) и амплитуду дифференциальной реограммы (А^ ом.с1), характеризующую сократительную функцию миокарда.

Выделение типов кровообращения было проведено по И.К.Шхвацабая и соавт.

На первом этапе исследований были определены показатели состояния сердечно-сосудистой системы в покое у подростков в возрасте 14 лет (см. табл.). Наибольшие значения частоты сердцебиения (ЧСС), ударного и минутного объемов крови (УОК, МОК), сократительной функции миокарда (А^ зарегистрированы при гиперкинетическом типе кровообращения, а для гипокинетического типа кровообращения были характерны наименьшие их величины. Эукинетический тип кровообращения занимал промежуточное положение. Показатели сократительной функции миокарда были высокими у лиц с гиперкинетическим и эукинетическим типами кровообращения и низкими - при гипокинетическом типе. У детей и подростков с гипокинетическим типом кровообращения период изгнания крови был более продолжительным.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что сердечная деятельность детей и подростков с гипокинетическим типом кровообращения в условиях покоя функционирует экономно.

Целью следующего этапа работы было выявление изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков с различными типами кровообращения в ответ на физическую нагрузку. В результате ступенчато-повышающейся нагрузки на велоэргометре у детей и подростков с различными типами кровообращения происходит достоверное увеличение ЧСС, УОК, МОК и сократительной функции миокарда, а также уменьшение длительности периода изгнания крови (см. табл.). По-видимому, лица с различными типами кровообращения одинаково реагируют на предложенную нами велоэргомет-

Показатели центральной гемодинамики у подростков в возрасте 14 лет с различными типами кровообращения в условиях покоя и во время нагрузки

Показатели Условия покоя Нагрузка

ГрТК ЭТК ГТК ГрТК ЭТК ГТК

ЧСС, уд/мин УОК, мл МОК, л/мин

91,91 2,99 84,04 5,79 79,12 3,65 140,71 3,89 135,10 6,38 133,11 3,10

102,69 13,33 87,51 3,14* 70,26 1,31** 161,97 13,03 156,29 3,16 150,54 3,73

60,21 3,27 57,11 2,70 50,65 2,46* 71,06 5,99 68,09 4,32 81,07 8,04

59,70 4,67 54,89 2,46 54,46 4,67 67,93 12,62 59,12 3,92 87,53 7,49

5,51 0,28 4,74 0,22 4,02 0,33** 9,99 0,91 9,22 0,77 10,84 1,29

6,07 0,32 4,77 0,18* 3,82 0,27** 10,71 2,78 9,20 0,67 12,94 1,58

А, 1 3,69 0,35 3,08 0,28 2,38 0,28** 4,72 0,38 4,36 0,19 4,13 0,23

' 0м ° 3,80 0,20 4,15 0,16* 2,05 0,28** 6,30 0,70 5,83 0,39 5,20 0,29

0,27 0,01 0,28 0,01 0,27 0,01 0,21 0,01 0,22 0,01 0,23 0,01

Ти,

0,25 0,01 0,26 0,01* 0,30 0,01** 0,19 0,01 0,19 0,01 0,23 0,01

Примечание. В числителе — показатели мальчиков, в знаменателе — девочек, ГрТК — гиперкинетический тип кровообращения, ЭТК — эукинетический, ГТК — гипокинетический. * Достоверность различий между ГрТК и ЭТК,

** между ГрТК и ГТК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.