Научная статья на тему 'Эпидемиологические показатели кариеса среди первоклассников и стоматологическая информированность их родителей'

Эпидемиологические показатели кариеса среди первоклассников и стоматологическая информированность их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
258
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ ПЕРВОГО КЛАССА / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ КАРИЕСА / САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / PARENTS' DENTAL AWARENESS / SCHOOL-BASED DENTAL HEALTH SERVICE / PRIMARY SCHOOLCHILDREN INTENSITY AND PREVALENCE OF CARIES / DENTAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабанов Валерий Иванович, Романчук Елена Вячеславовна

В статье представлены основные эпидемиологические показатели кариеса у учеников первого класса, проанализирована эффективность стоматологической санации в данной возрастной группе, дана характеристика степени стоматологической информированности родителей..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сабанов Валерий Иванович, Романчук Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epidemiological caries indexes in primary scholchildren and their parents ' dental awarenes

The paper presents basic epidemiological caries indexes in primary schoolchildren. We studied childrens oral health peculiarities, analyzed the effectiveness of dental treatment and estimated their parents dental awareness.

Текст научной работы на тему «Эпидемиологические показатели кариеса среди первоклассников и стоматологическая информированность их родителей»

© В. и. Сабанов, Е. В. Романчук

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград

эпидемиологические показатели кариеса среди первоклассников и стоматологическая информированность их родителей

Резюме. В статье представлены основные эпидемиологические показатели кариеса у учеников первого класса, проанализирована эффективность стоматологической санации в данной возрастной группе, дана характеристика степени стоматологической информированности родителей..

Ключевые слова: школьная стоматология; школьники первого класса; распространенность и интенсивность кариеса; санация полости рта; информированность родителей.

УДК: 616.314-002-053.2

Здоровье полости рта, в частности твердых тканей зубов, является неотъемлемой частью общего здоровья организма. Невы-леченные зубы способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, а хронические очаги инфекции способствуют сенсибилизации организма и развитию очагово-обусловленных заболеваний. Стоматологическая заболеваемость занимает одну из ведущих позиций в общей системе заболеваемости населения России, её удельный вес составляет свыше 20 % от общего числа обращающихся за терапевтической помощью. Уже в пятнадцатилетнем возрасте подавляющее большинство (91,9 %) школьников страдают кариесом [7].

Плановой санацией полости рта и диспансерным наблюдением в стоматологии надо, прежде всего, охватить детей, т.к. кариес является заболеванием преимущественно молодого, растущего организма. Лечение начальных форм кариеса именно в детском возрасте позволяет сохранить зубы взрослым людям. Терапия начальных форм кариеса требует минимальной затраты времени врача и минимального расхода медикаментов.

Профилактическая санация полости рта — важное звено в системе государственных мероприятий по охране здоровья детей и снижению заболеваемости.

В настоящее время показатели потребности детского населения в стоматологическом лечении, представленные в годовых отчетах, занижаются, муниципальная стоматологическая служба не справляется с потребностями современного общества. С этой целью разрабатываются специальные программы по привлечению коммерческих стоматологических организаций для улучшения профилактической работы в организованных детских коллективах на взаимовыгодных условиях [5].

В тоже время плановая стоматологическая санация в организованных детских коллективах необходима и очень эффективна для улучшения качества жизни детского населения. Распространенность и интенсивность кариеса имеет тенденцию к снижению в тех школах, где регулярно проводится первичная профилактика. В стоматологическом кабинете на территории образовательного учреждения оказывается доступная помощь в лечении стоматологических заболеваний, осуществляется наблюдение за детьми в динамике, проводится профилактическая работа среди детей, их родителей и педагогов [3].

До недавнего времени считалось, что проведение санации полости рта учащихся в образовательных учреждениях следует начинать со вторых классов, постепенно расширяя санируемые контингенты, охватывая последовательно старшие классы. Дети должны приходить в школу санированными, поэтому первые классы можно санировать в последнюю очередь. Однако исследования последних лет, показывают, что потребность первоклассников в стоматологическом лечении очень высокая и имеет тенденцию к нарастанию [2].

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

69

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования явилась реальная оценка клинической картины заболеваемости кариесом среди первоклассников при поступлении в школу и стоматологическая информированность родителей по вопросам гигиены и профилактики основных стоматологических заболеваний, а также востребованности школьной стоматологической службы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние зубов определяли при ежегодном стоматологическом осмотре детей первых классов в период с 2007 по 2010 гг. в двух школах: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» Советского и Кировского районов г. Волгограда. Стоматологические кабинеты школ закреплены соответственно за детскими отделениями МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» и МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 11».

За период исследования из 234 учеников первых классов этих школ письменное информированное согласие родителей на участие детей в стоматологическом обследовании было получено у 226 (96,6 %), на стоматологическое обследование и лечение у 179 (76,5 %). Из 226 родителей в анкетировании приняло участие 174 (77,0 %).

Среди обследованных преобладали дети в возрасте 7 лет — 208 (92 %) человек, 6-летних детей было 10 (4,4 %) человек, 8-летних — 8 (3,5 %).

В этих школах применяется децентрализованный метод санации, постоянно функционируют лицензированные стоматологические кабинеты. Санацию осуществляют два детских врача стоматолога, прошедшие первичную специализацию и имеющие соответствующие сертификаты специалиста. Работа осуществляется при пятидневной рабочей недели, продолжительность рабочего дня составляет 6 часов 36 минут. Ведется терапевтическая и профилактическая стоматологическая работа.

По результатам обследования анализировались показатели распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов, количество осложнений и удалённых зубов, структура индексов кпу («к» — кариозные, «п» — пломбированные, «у» — удаленные (учитывались преждевременно удаленные вторые моляры, временные зубы); и КПУ («К» — кариозные, «П» — пломбированные, «У» — удаленные постоянные зубы), потребность детей в санации полости рта.

Социологическая методика исследования применялась для оценки стоматологической информи-

рованности и степени удовлетворенности родителей оказываемой в школьном стоматологическом кабинете лечебно- профилактической помощи детям. При опросе родителей использовалась оригинальная анкета для родителей, содержащая 24 преимущественно закрытых вопросов, среди которых преобладали субъективные и прямые, выявляющие социально-психологическую установку респондента и его отношение к предмету опроса. Анкетирование проводилось на основе анонимно -сти и добровольности в период с марта по май 2010 года.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам клинического обследования 226 первоклассников установлено, что 55 (24,3 %) детей имели здоровые, интактные зубы, у 108 (47,8 %) детей полость рта была санирована (все пораженные кариесом временные и постоянные зубы были запломбированы или удалены). Следовательно, потребность детей в санации полости рта составила 27,9 % (63 чел.).

Особое внимание при стоматологической санации детей 6-7 летнего возраста следует уделять первым постоянным молярам. Сохранение их здоровыми является очень важным моментом. При их прорезывании наблюдается активный рост челюстей, идет второе физиологическое повышение прикуса. Разрушение этих зубов кариозным процессом, несвоевременное лечение приводит к зубочелюстным деформациям и формированию различных патологий прикуса. Сразу после прорезывания, фиссуры первых моляров являются областью слабо минерализованной незрелой эмали. Минерализация эмали происходит в течение нескольких лет после прорезывания. Употребление углеводистой пищи, низкий уровень гигиены полости рта, создают благоприятные условия для развития кариеса. Одним из наиболее действенных методов профилактики кариеса первых постоянных моляров является герметизация фис-сур, эффективность которого достигает 92-94 %. Известно, что, исходный уровень минерализации фиссур зубов определяет особенности созревания твердых тканей и динамику возникновения кариеса. В первых постоянных молярах с низким исходным уровнем минерализации фиссур моляров (около 50 % детей) не происходит физиологического созревания, и кариес в 100 % случаев возникает в первый год после прорезывания. [1].

У обследованных нами первоклассников в полости рта были выявлены 807 полностью прорезавшихся первых постоянных моляров. Зубы име -ли открытые, слабоминерализованные фиссуры и ямки, которые нуждались в герметизации для

Таблица 1

Показатель интенсивности кариеса среди первоклассников в расчете на одного человека

Учебный год Интенсивность кариеса на одного обследованного

молочные зубы постоянные зубы Суммарный показатель кпу+КПУ

к п у кпу К П У КПУ

2007-08 0,7 3,0 0,4 4,1 0,2 0,08 0 0,28 4,38

2008-09 1,0 1,8 0,2 3,0 0,3 0 0 0,3 3,30

2009-10 1,9 1,9 0,4 4,2 0,2 0,2 0,08 0,48 4,68

Таблица 2

Абсолютные показатели поражения кариесом молочных и постоянных зубов у первоклассников в динамике за 2007-2010 гг.

Учебный год Осмотрено детей Абсолютные показатели поражения кариесом Суммарный показатель кпу+КПУ

молочных зубов постоянных зубов

к п у кпу К П У КПУ

2007-08 81 38 171 25 234 9 5 - 14 248

2008-09 84 64 112 11 187 20 - - 20 207

2009-10 61 93 97 18 208 12 9 4 25 233

Всего 226 195 380 54 629 41 14 4 59 688

предотвращения развития кариеса. Герметизированные фиссуры и ямки были выявлены только в 68 зубах (8,4 % от общего числа прорезавшихся первых постоянных моляров) у 19 человек (8,9 % от общего числа обследованных первоклассников). Количество пораженных кариесом постоянных моляров составило 41 (5,1 %).

В то же время, профилактическая стоматологическая помощь (аппликации на постоянные зубы реминерализующих и фторидных препаратов) требовалась всем детям.

В результате аналитической оценки гигиенического состояния полости рта первоклассников, было определено, что около трети детей не умеют чистить зубы (32,1 % — плохой уровень гигиены), большинство чистит зубы удовлетворительно — 48,3 %, и только 19,6 % учеников чистят зубы хорошо.

Распространенность кариозных поражений среди временных зубов средняя и составила 76,2 3,9 %, постоянных зубов 9,5 1,3 %, что соответствует низкому уровню. Интенсивный показатель кариеса в расчете на одного человека представлен в таблице 1.

Среднее значение показателя индекса кпу+КПУ составил 4,12 0,55; что соответствует среднему уровню интенсивности кариозного процесса. Интенсивность кариеса временных зубов составляла 3,75 0,5; интенсивность кариеса постоянных зубов — 0,35 0,08 (в расчете на одного обследованного).

По индивидуальным показателям интенсивности кариеса зубов (кпу+КПУ) у каждого ребенка

определялась активность течения кариозного процесса. Установлено, что у 127 первоклассников (56,2 % от общего количества детей) превалировала низкая активность кариеса. Умеренная активность кариеса была выявлена у 31 ребенка (13,7 %), высокая — всего у 3 детей (1,3 %).

Среди временных зубов превалировали пломбированные зубы — 60,4 %, кариозные зубы составляли 31,0 %, преждевременно удаленные временные зубы (вторые временные моляры) — 8,6 % (табл. 2).

Из общего количества осмотренных первоклассников имели удаленные молочные зубы 18 детей (9,3 %). В ходе исследования нами изучалось количество удаленных вторых молочных моляров, поскольку преждевременное их удаление приводит к скученности зубов и развитию зубо-челюстных деформаций. Всего отсутствовало 54 вторых молочных моляров, ни один из них не был восстановлен профилактическим протезированием. Интенсивный показатель преждевременно удаленных временных зубов, в расчете на 1000 обследованных, составил 238,9.

В структурном распределении индексов кариозного поражения постоянных зубов преобладали кариозные (не вылеченные) зубы — 69,5 %. Пломбированных зубов, по сравнению с кариозными, было в 2,9 раза меньше — 23,7 %.

В то же время, достаточно большим было количество ранее удаленных по поводу осложнений кариеса постоянных зубов (первые постоянные мо -ляры), доля которых в структуре КПУ составляла 6,8 %. Ни один удаленный постоянный зуб не был

восстановлен ортопедическим протезом. В расчете на 1000 обследованных количество удаленных постоянных зубов составило 17,7.

Несвоевременное лечение кариеса приводит к развитию пульпитов и периодонтитов. Количество случаев осложнений кариеса составило более трети (39,0 %) от общего числа временных кариозных зубов, и 7,3 % постоянных зубов.

В расчете на 1000 обследованных детей количество случаев осложнений кариеса во временных зубах составило 336,3, в постоянных — 13,3 (всего — 349,6). Высокая частота осложнений кариеса свидетельствует о недостаточном качестве лечебно-профилактической стоматологической помощи детям, поступающим в первые классы общеобразовательных школ.

В ходе исследования изучался показатель уровня лечебной стоматологической помощи (УСП) по П. А. Леусу. Для первоклассников он составил 57,3 %, что соответствует удовлетворительному уровню. Однако уровень профилактической стоматологической помощи детям, поступающим в первый класс, следует признать низким [4].

В социологическом исследовании, проводимом с целью изучения востребованности услуг школьной стоматологической службы и информированности по профилактике заболеваний полости рта, приняли участие 174 родителей и родственников детей. Среди респондентов преобладали женщины (мамы, бабушки и тети) — 90,8 %; (папы — 8 %; дедушки — 1,1 %). По возрасту, опрошенные взрослые члены семьи разделились на 4 группы — от 20 до 30 лет -15,5 %, от 31 до 40 лет — 73 %, от 41 до 50 лет — 9,8 %, от 51 и старше — 1,7 %.

В социальном статусе преобладали рабочие 37,9 %, служащие — 25,9 %; 21,3 % — домохозяйки. Кроме того, среди интервьюируемых было 9,8 % студентов, 2,3 % пенсионеров, 2,9 % безработных.

Свой материальный достаток оценили как средний 71,8 % респондентов, считают доход в семье высоким — 6,3 %, низким и крайне низким — 20,1 % и 1,7 % соответственно.

Количество респондентов, затрудняющихся в оценке стоматологического здоровья своих детей, составило 12,6 %. При этом, из 147 мам — 7,5 % затрудняются в оценке наличия хронической патологии внутренних органов у детей, а 6,9 % не осведомлены о состоянии здоровья полости рта у них.

Чаще всего родители предпочитают лечить зубы детям в муниципальной стоматологической поликлинике (42,0 %). Далее в порядке убывания

рейтинга следуют: школьный стоматологический кабинет (35,6 %), частный стоматологический кабинет (17,4 %), не лечат зубы детей 5,0 % респондентов. Большинство родителей (47,1 %) обращаются к детскому врачу стоматологу в случае необходимости, 2 раза в год на медицинском осмотре оказывается 24,7 % детей, 1 раз в год — 21,8 %, реже одного раза в год — 1,7 %, не посещает — 4,6 %.

Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на проявляемую заботу о здоровье зубов собственных детей, родители с детьми не регулярно посещают врача-стоматолога. Большинство родителей предпочитают лечить зубы детям в муниципальной стоматологической поликлинике, только около трети детей обращаются с зубной болью в школьный стоматологический кабинет. Лишь четвертая часть детей регулярно (2 раза в год) осматривается врачом-стоматологом с профилактическими целями.

Оценивая степень востребованности школьного врача-стоматолога, практически абсолютное большинство родителей (96 %) ответило на этот вопрос утвердительно, воздержались от какого-либо суждения 2,9 %, отрицательный ответ дали

1.1 % респондентов.

В целом проведенный анализ свидетельствует, что врач-стоматолог в школе — профессия востребованная. Подтверждением является также то, что в случае возникновения зубной боли, ребенка поведут к школьному врачу 71,8 % взрослых.

Рекомендации от врача-стоматолога по гигиене полости рта получали 83,9 % взрослых респондентов. Однако только около пятой части детей (17,8 %) выполняет их в должном объеме, 33,3 % — по мере возможности, 43,7 % — выполняет, но не всегда, 1,1 % — не выполняет. Около 4,0 % взрослых выбрали ответ «не знаю».

На вопрос: «Пользуется ли Ваш ребенок дополнительными средствами гигиены полости рта?», среди ответов родителей превалирует вариант, касающийся использования только основных средств — зубной пасты и зубной щетки — 64,9 %. Из ответов родителей также следует, что дети недостаточно владеют навыками применения дополнительных средств гигиены полости рта.

Около половины родителей (47,7 %) меняют де -тям зубную щетку 1 раз в 2-3 месяца, 18,4 % — 1 раз в месяц, раз в полгода — 2,2 %, раз в год —

5.2 %. Затруднилось с ответом 6,9 % респондентов. Результаты анкетирования показали, что родители мало информированы о режиме грамотной чистки зубов. Только 19,0 % детей чистят зубы рационально, а именно 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед сном.

По мнению 74,1 % респондентов родителей их дети соблюдают режим питания (питаются регулярно: завтрак, обед, полдник, ужин), 25,9 % считают, что их дети не соблюдают режим питания. Из продуктов, богатых кальцием, 28,5 % детей регулярно употребляет молоко, 19,8 % -сыр твердых сортов, 17,5 % — творог. Из продуктов, богатых фтором, морскую рыбу часто едят 11,2 % детей, зеленый чай — 8,9 %, из продуктов, способствующих механическому очищению зубов — орехи — 14,1 %.

В сыром виде фрукты, овощи (яблоко, морковь и т.п.) ежедневно употребляют 40,9 % детей, несколько раз в день — 33,7 %, редко — 10,6 %, точно не могут указать — 14,8 %.

К сожалению, очень многие родители недооценивают роль кариесогенных продуктов: 21,5 % респондентов покупают детям чипсы, 27,0 % — кукурузные палочки, 26,4 % — сладкую газированную воду, 21,0 % сладкие леденцы. Не покупают такие продукты только 4,0 % опрошенных.

Таким образом, анализируя пищевой рацион школьников с точки зрения употребления продуктов, необходимых для формирования полноценной эмали зубов, следует отметить, что дети питаются регулярно, менее трети употребляет продукты богатые кальцием, также обстоит дело с продуктами богатыми фтором. Небольшое количество детей включает в свой пищевой рацион орехи, меньше половины детей употребляет в сыром виде фрукты и овощи. Родители покупают большое количество рафинированной, богатой сахарозой пищи, недооценивая её вредное воздействие на полость рта детей.

выводы

1. Результаты исследования показали что, несмотря на средний уровень распространённости и интенсивности кариеса, более четверти (27,9 %) первоклассников поступили в школу с не санированной полостью рта. Выявлено большое количество осложнений кариеса: 39,0 % от общего числа временных кариозных зубов и 7,3 % постоянных зубов. Кроме того, установлена высокая потребность в герметизации фиссур первых постоянных моляров у 91,9 % детей и покрытии постоянных зубов фторидным лаком (100 %).

2. Родители и дети мало информированы по вопросам гигиенического состояния полости рта и особенностей питания с целью профилактики кариеса зубов. Около трети детей не соблюдают гигиену полости рта, только 19 % знают о рациональном режиме чистки зубов. Боль-

шинство детей используют только основные средства гигиены полости рта (64,9 %). Только 47,7 % респондентов регулярно меняют зубную щетку детям.

3. Работа школьного стоматологического кабинета востребована со стороны родителей (96,0 %), при этом они возлагают на детского врача-стоматолога в основном планово — профилактическую функцию, предпочитая лечить детей в детском отделении муниципальной стоматологической поликлиники (42,0 %).

4. Организация деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях регулируется приказом № 946н от 3 декабря 2009г. [6]. В соответствии с приказом врач-стоматолог детский должен в основном выполнять профилактические осмотры с целью плановой санации полости рта учащихся, а также оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях, с него снята нагрузка по лечению осложненных форм кариеса.

5. Санацию детей необходимо проводить непосредственно с момента их поступления в школу. Важным также является выполнение полного спектра не только лечебных, но и профилактических мероприятий, таких как герметизация фиссур постоянных первых моляров, аппликация фторсодержащими препаратами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова И. А. Клинико-статистический анализ стоматологической заболеваемости и обоснование необходимости ранней герметизации фиссур постоянных зубов у школьников Санкт-Петербурга: (Эпидемиологическое исследование): Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - СПб.: 2006. - 19 с.

2. Волобуев В. В., Гуленко О. В., Севастьянова И. К. Заболеваемость кариесом зубов первоклассников различных школ г. Краснодара //Кубанский научный медицинский вестник. - 2008. - № 3-4. -С. 18-19.

3. Земцева М. Г., Егорова Л. В. Оценка состояния стоматологической помощи в организованных детских коллективах Астраханской области // Астраханский медицинский журнал. - 2010. -Т.5 - № 2.-С.116-119.

4. Леус П. А. Профилактическая коммунальная стоматология М.: «Медицинская книга», 2008. -444с.

5. Павлова С. Г. Научное обоснование деятельности стоматологических коммерческих организаций в системе профилактики болезней зубов и полости рта среди детского населения крупного

города: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. С-Пб.. 2007. - 15с.

6. Приказ от 03 декабря 2009 г. N 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2010 N 16348)

7. Семенченко Е. Г. Социально-гигиеническое исследование стоматологического здоровья подростков как основа организации комплексных оздоровительных мероприятий на уровне первичной медицинской помощи: Автореф. дис. ... к. м. н. -М.. 2006. - 24 с.

EPIDEMIOLOGICAL CARIES INDEXES IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN AND THEIR PARENTS' DENTAL AWARENESS

Sabanov V. I., Romanchuk E. V.

♦ Resume: The paper presents basic epidemiological caries indexes in primary schoolchildren. We studied children's oral health peculiarities, analyzed the effectiveness of dental treatment and estimated their parents' dental awareness.

♦ Key words: school-based dental health service; primary schoolchildren intensity and prevalence of caries; dental treatment; parents' dental awareness.

♦ Информация об авторах

Сабанов Валерий Иванович — к. м. н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Волгоградского государственного медицинского университета. 400131, Волгоград, пл. Павших борцов, 1. E-mail: [email protected].

Романчук Елена Вячеславовна — врач-стоматолог детский, аспирант кафедры стоматологии детского возраста. МУЗ «Стоматологическая поликлиника №11», г. Волгоград пер. Краснодонский д. 1. E-mail: [email protected].

Sabanov Valerie Ivanovich — Chairperson and Professor of Public Health and Health Care Department PhD, Volgograd State Medical University. 400131, Volgograd, pl. Pavshih bortsov st., 1. E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Romanchuk Elena Vyacheslavovna — pedodontist, post graduate student of Children Dentistry Department. «Dental clinic № 11», Per. Crasnodonskyi st. 1, Volgograd. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.