ент корреляции составил г = -0,19, что свидетельствует об обратной корреляционной связи и предполагает с увеличением длительности развития синхронизации на минимальной границе уменьшение ширины диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, а с уменьшением длительности развития синхронизации на минимальной границе - его увеличение.
У детей с эрозивным гастродуоденитом и язвенной болезнью (больных II подгруппы II группы) коэффициент корреляции составил г = -0,39, что также свидетельствует об обратной корреляционной связи и предполагает с увеличением длительности развития синхронизации на минимальной границе уменьшение ширины диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, а с уменьшением длительности развития синхронизации на минимальной границе - его увеличение.
Обращает на себя внимание, что у больных с эрозивным гастродуоденитом и язвенной болезнью корреляционная связь между шириной диапазона синхронизации и длительностью ее развития на минимальной границе СДС сильнее, чем у больных с поверхностным гастродуоденитом, о чем свидетельствуют коэффициенты корреляции.
Таким образом, у детей с гастробилиарной патологией ширина диапазона синхронизации и длительность ее развития на минимальной границе сердечно-дыхательного синхронизма коррелируют между собой. При этом между шириной диапазона синхронизации и длительностью ее развития на минимальной границе у больных имеет место обратная корреляция, что предполагает с увеличением длительности развития синхронизации на минимальной границе уменьшение ширины диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, а с уменьшением длительности развития синхронизации на минимальной границе - его увеличение.
На корреляцию между шириной диапазона синхронизации и длительностью ее развития на минимальной границе влияет тяжесть заболевания: чем тяжелее заболевание, тем корреляция сильнее. Так, у детей с поверхностным гастродуоденитом корреляционная связь
между шириной диапазона синхронизации и длительностью ее развития на минимальной границе слабее, чем у детей с заболеваниями, протекающими наиболее тяжело (эрозивным гастродуоденитом и язвенной болезнью).
Из представленных фактов следует, что у детей с соматической патологией в зависимости от тяжести заболевания достоверно изменяются ширина диапазона синхронизации и длительность ее развития на минимальной границе сердечно-дыхательного синхронизма. При этом с увеличением тяжести заболевания ширина диапазона синхронизации становится меньше, а длительность ее развития на минимальной границе сердечно-дыхательного синхронизма больше.
С учетом того, что патология является выражением нарушения регуляторных процессов, на основании вышеизложенного можно сделать заключение, что ширина диапазона и длительность развития синхронизации на минимальной границе сердечно-дыхательного синхронизма позволяют объективно оценить степень этих нарушений при болезни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. - М.: Медицина, 1987. - 480 с.
2. Жданова Л. А., Русова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 52-56.
3. Тернова Т. И. Некоторые вопросы этиологии неревматических нарушений ритма сердца у детей // Вопросы охраны материнства и детства. - 1983. - Т. 28. № 2. - С. 6-10.
4. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Борисова И. И. и др. Сердечно-дыхательный синхронизм у человека // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. №6. - С. 100-103.
5. Потягайло Е. Г., Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке адаптивной реакции ребенка // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2002. - Т. 133. №6. - С. 613-615.
Поступила 22.06.2011
В. И. САБАНОВ1, Е. В. РОМАНЧУК2
эпидемиологические показатели кариеса среди первоклассников и стоматологическая информированность их родителей
П □□ ггт гш гш гтпггл i iiiiiii i □ гггп iiiii ггггг е iiiii гггтпгт гтпггл □ггшшшпгп тггггтп ш п пгггщ 400131, □ е миинщ ш м пшш ггтщ 1.
□ -mail: [email protected], ПШ (8442) 382178;
2н оп оПпшпп гггтггтт пгтптпгпп □ 11ц пмггщ 400021, □ етитг, пгл пттггттгп, 1.
E-mail: [email protected], ПШ (8442) 451170
В статье представлены основные эпидемиологические показатели кариеса у учеников первого класса, проанализирована эффективность стоматологической санации в данной возрастной группе, дана характеристика степени стоматологической информированности родителей.
Ключевые слова: школьная стоматология, школьники первого класса, распространенность и интенсивность кариеса, санация полости рта, информированность родителей.
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (128) 2011 УДК 616 317-007
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (128) 2011
EPIDEMIOLOGICAL CARIES INDEXES IN PRIMARYSCHOOLCHILDREN AND THEIR PARENTS DENTAL AWARENESS
1Department of public health and healthcareof Volgograd state medical university,
Russia, 400131, Volgograd, pi. Pavshihbortsov str., 1.
E-mail: [email protected], tel. (8442) 382178;
2«Dental clinic № 11»,
Russia, 400021, Volgograd, per. Crasnodonskyi str., 1.
E-mail: [email protected], tel. (8442) 451170
The paper presents basic epidemiological caries indexes in primary schoolchildren. We studied children's oral health peculiarities, analyzed the effectiveness of dental treatment and estimated their parents dental awareness.
Key words: school-based dental health service, primary schoolchildren intensity and prevalence of caries, dental treatment, parents' dental awareness.
Введение
Здоровье полости рта, в частности твердых тканей зубов, является неотъемлемой частью общего здоровья организма. Невычищенные зубы способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, а хронические очаги инфекции способствуют сенсибилизации организма и развитию очагово-обусловленных заболеваний. Стоматологическая заболеваемость занимает одну из ведущих позиций в общей системе заболеваемости населения России, её удельный вес составляет более 20% от общего числа обращающихся за терапевтической помощью. Уже в пятнадцатилетием возрасте 88% школьников страдают кариесом [4].
Плановой санацией полости рта и диспансерным наблюдением в стоматологии надо прежде всего охватить детей, т. к. кариес является заболеванием преимущественно молодого, растущего организма. Лечение начальных форм кариеса именно в детском возрасте позволяет сохранить зубы взрослым людям. Терапия начальных форм кариеса требует минимальной затраты времени врача и минимального расхода медикаментов.
Профилактическая санация полости рта - важное звено в системе государственных мероприятий по охране здоровья детей и снижению заболеваемости.
В настоящее время объемы помощи детскому населению в стоматологическом лечении, представленные в годовых отчетах муниципальной стоматологической службы, уменьшаются, данная служба не справляется с потребностями современного общества. С этой целью разрабатываются специальные программы по привлечению коммерческих стоматологических организаций для улучшения профилактической работы в организованных детских коллективах на взаимовыгодных условиях [1].
В то же время плановая стоматологическая санация в организованных детских коллективах необходима и очень эффективна для улучшения качества жизни детского населения. Распространенность и интенсивность кариеса имеют тенденцию к снижению в тех школах, где регулярно проводится первичная профилактика. В стоматологическом кабинете на территории образовательного учреждения оказывается доступная помощь в лечении стоматологических заболеваний, осуществляется наблюдение за детьми в динамике, проводится профилактическая работа среди детей, их родителей и педагогов [3].
До недавнего времени считалось, что проведение санации полости рта учащихся в образовательных уч-
реждениях следует начинать со вторых классов, постепенно расширяя санируемые контингенты, охватывая последовательно старшие классы. Дети должны приходить в школу санированными, поэтому первые классы можно санировать в последнюю очередь. Однако исследования последних лет показывают, что потребность первоклассников в стоматологическом лечении очень высокая и имеет тенденцию к нарастанию [2].
Целью исследования явилась реальная оценка клинической картины заболеваемости кариесом среди первоклассников при поступлении в школу, стоматологической информированности родителей по вопросам гигиены и профилактики основных стоматологических заболеваний, а также востребованности школьной стоматологической службы.
Материалы и методы
Состояние зубов определяли при ежегодном стоматологическом осмотре детей первых классов в период с 2007 по 2010 г. в двух школах: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» Советского и Кировского районов г. Волгограда. Стоматологические кабинеты школ закреплены соответственно за детскими отделениями МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» и МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 11».
За период исследования из 234 учеников первых классов этих школ письменное информированное согласие родителей на участие детей в стоматологическом обследовании было получено у 226 (96,6%), на стоматологическое обследование и лечение - у 179 (76,5%). Из 226 родителей в анкетировании приняло участие 174 (77,0%).
Среди обследованных преобладали дети в возрасте 7 лет - 208 (92%) человек, 6-летних детей было 10 (4,4%) человек, 8-летних - 8 (3,5%).
В этих школах применяется децентрализованный метод санации, постоянно функционируют лицензированные стоматологические кабинеты. Санацию осуществляют два детских врача-стоматолога, прошедших первичную специализацию и имеющих соответствующие сертификаты специалиста. Работа осуществляется при пятидневной рабочей недели, продолжительность рабочего дня составляет 6 часов 36 минут. Ведется терапевтическая и профилактическая стоматологическая работа.
По результатам обследования анализировались показатели распространенности и интенсивности кари-
еса временных и постоянных зубов, количество осложнений и удалённых зубов, структура индексов кпу (к -кариозные, п - пломбированные, у - удаленные, учитывались преждевременно удаленные вторые моляры -временные зубы), КПУ (К - кариозные, П - пломбированные, У - удаленные постоянные зубы), потребность детей в санации полости рта.
Социологическая методика исследования применялась для оценки стоматологической информированности и степени удовлетворенности родителей оказываемой в школьном стоматологическом кабинете лечебно-профилактической помощи детям. При опросе родителей использовалась оригинальная анкета для родителей, содержащая 24 преимущественно закрытых вопроса, среди которых преобладали субъективные и прямые, выявляющие социально-психологическую установку респондента и его отношение к предмету опроса. Анкетирование проводилось на основе анонимности и добровольности в период с марта по май 2010 года.
Результаты и обсуждение
По результатам клинического обследования 226 первоклассников установлено, что 55 (24,3%) детей имели здоровые, интактные зубы, у 108 (47,8%) детей полость рта была санирована (все пораженные кариесом временные и постоянные зубы запломбированы или удалены). Следовательно, потребность детей в санации полости рта составила 27,9% (63 чел.).
Особое внимание при стоматологической санации детей 6-7-летнего возраста следует уделять первым постоянным молярам. Сохранение их здоровыми является очень важным моментом. При их прорезывании наблюдается активный рост челюстей, идет второе физиологическое повышение прикуса. Разрушение этих зубов кариозным процессом, несвоевременное лечение приводят к зубочелюстным деформациям и формированию различных патологий прикуса. Сразу после прорезывания фиссуры первых моляров являются областью слабо минерализованной незрелой эмали. Минерализация эмали происходит в течение нескольких лет после прорезывания. Употребление углеводистой пищи и низкий уровень гигиены полости рта создают благоприятные условия для развития кариеса. Одним из наиболее действенных методов профилактики кариеса первых постоянных моляров является герметизация фиссур, эффективность которой достигает 92-94%. Известно, что исходный уровень минерализации фиссур зубов определяет особенности созрева-
ния твердых тканей и динамику возникновения кариеса. В первых постоянных молярах с низким исходным уровнем минерализации фиссур моляров (около 50% детей) не происходит физиологического созревания, и кариес в 100% случаев возникает в первый год после прорезывания [7].
У обследованных нами первоклассников в полости рта были выявлены 807 полностью прорезавшихся первых постоянных моляров. Зубы имели открытые, слабоминерализованные фиссуры и ямки, которые нуждались в герметизации для предотвращения развития кариеса. Герметизированные фиссуры и ямки были выявлены только в 68 зубах (8,4% от общего числа прорезавшихся первых постоянных моляров) у 19 человек (8,9% от общего числа обследованных первоклассников). Количество пораженных кариесом постоянных моляров составило 41 (5,1%).
В то же время профилактическая стоматологическая помощь (аппликации на постоянные зубы реминерализующих и фторидных препаратов) требовалась всем (100%) детям.
В результате аналитической оценки гигиенического состояния полости рта первоклассников было определено, что около трети детей не умеют чистить зубы (32,1% - плохой уровень гигиены), большинство чистит зубы удовлетворительно - 48,3%, и только 19,6% учеников чистят зубы хорошо.
Распространенность кариозных поражений среди временных зубов соответствует среднему уровню -76,2±3,9%, постоянных зубов - низкому уровню -9,5±1,3%.
Интенсивный показатель кариеса в расчете на одного человека представлен в таблице 1.
Среднее значение показателя индекса кпу+КПУ составило 4,12±0,55, что соответствует среднему уровню интенсивности кариозного процесса. Интенсивность кариеса временных зубов составляла 3,75±0,5, интенсивность кариеса постоянных зубов - 0,35±0,08 (в расчете на одного обследованного).
По индивидуальным показателям интенсивности кариеса зубов (кпу+КПУ) у каждого ребенка определялась активность течения кариозного процесса. Установлено, что у первоклассников превалировала низкая активность кариеса, которая была установлена у 127 (56,2% от общего количества детей) детей. Умеренная активность кариеса была выявлена у 31 (13,7%) ребенка, высокая - всего у 3 (1,3%) детей.
Среди временных зубов превалировали пломбированные зубы - 60,4%, кариозные зубы составляли
сППЛЕПЛ 1
Показатель интенсивности кариеса среди первоклассников в расчете на одного человека
Учебный год Интенсивность кариеса на одного обследованного
Молочные зубы Постоянные зубы Суммарный показатель кпу+КПУ
к п У кпу к П У КПУ
2007/08 0,7 3,0 0,4 4,1 0,2 0,08 0 0,28 4,38
2008/09 1,0 1,8 0,2 3,0 0,3 0 0 0,3 3,30
2009/10 1,9 1,9 0,4 4,2 0,2 0,2 0,08 0,48 4,68
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (128) 2011
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (128) 2011
31,0%, преждевременно удаленные временные зубы (вторые временные моляры) - 8,6% (табл. 2).
Из общего количества осмотренных первоклассников имели удаленные молочные зубы 18 (9,3%) детей. В ходе исследования нами изучалось количество удаленных вторых молочных моляров, поскольку преждевременное их удаление приводит к скученности зубов и развитию зубочелюстных деформаций. Всего отсутствовало 54 вторых молочных моляра, ни один из них не был восстановлен профилактическим протезированием. Интенсивный показатель преждевременно удаленных временных зубов в расчете на 1000 обследованных составил 238,9.
участие 174 родителя и родственника детей. Среди респондентов преобладали женщины (мамы, бабушки и тети) - 90,8%, папы - 8%, дедушки - 1,1%. По возрасту опрошенные взрослые члены семьи разделились на 4 группы: от 20 до 30 лет - 15,5%, от 31 до 40 лет - 73%, от 41 до 50 лет - 9,8%, от 51 и старше - 1,7%.
В социальном статусе преобладали рабочие — 37,9%, далее - 25,9% — служащие, 21,3% - домохозяйки. Кроме того, среди интервьюируемых было 9,8% студентов, 2,3% - пенсионеров, 2,9% - безработных.
Свой материальный достаток оценили как средний 71,8% респондентов, считают доход в семье высоким -
СШЕШ 2
Частота и структура индексов поражения кариесом молочных и постоянных зубов у первоклассников в динамике за 2007-2010 гг.
Учебный год Осмотрено детей Абсолютные показатели поражения кариесом Суммарный показатель кпу+КПУ
Молочных зубов Постоянных зубов
к п У кпу к П У КПУ
2007/08 81 38 171 25 234 9 5 - 14 248
2008/09 84 64 112 11 187 20 - - 20 207
2009/10 61 93 97 18 208 12 9 4 25 233
Всего 226 195 380 54 629 41 14 4 59 688
В структурном распределении индексов кариозного поражения постоянных зубов преобладали кариозные (невылеченные) зубы - 69,5%. Пломбированных зубов по сравнению с кариозными было в 2,9 раза меньше -23,7%.
В то же время достаточно большим было количество ранее удаленных по поводу осложнений кариеса постоянных зубов (первые постоянные моляры), доля которых в структуре КПУ составляла 6,8%. Ни один удаленный постоянный зуб не был восстановлен ортопедическим протезом. В расчете на 1000 обследованных количество удаленных постоянных зубов составило 17,7.
Несвоевременное лечение кариеса приводит к развитию пульпитов и периодонтитов. Количество случаев осложнений кариеса составило более трети (39,0%) от общего числа временных кариозных зубов и 7,3% — постоянных зубов.
В расчете на 1000 обследованных детей количество случаев осложнений кариеса во временных зубах составило 336,3, в постоянных - 13,3 (всего 349,6). Высокая частота осложнений кариеса свидетельствует о недостаточном качестве лечебно-профилактической стоматологической помощи детям, поступающим в первые классы общеобразовательных школ.
В ходе исследования изучался показатель уровня лечебной стоматологической помощи (УСП) по П. А. Леусу. Для первоклассников он составил 57,3%, что соответствует удовлетворительному уровню. Однако уровень профилактической стоматологической помощи детям, поступающим в первый класс, следует признать низким [5].
В социологическом исследовании, проводимом с целью изучения востребованности услуг школьной стоматологической службы и информированности по профилактике заболеваний полости рта, приняли
6,3%, низким и крайне низким - 20,1% и 1,7% соответственно.
Количество респондентов, затрудняющихся в оценке стоматологического здоровья своих детей, составило 12,6%. При этом из 147 мам 7,5% затрудняются в оценке наличия хронической патологии внутренних органов у детей, а 6,9% не осведомлены о состоянии здоровья полости рта у них.
Чаще всего родители предпочитают лечить зубы детям в муниципальной стоматологической поликлинике (42,0%). Далее в порядке убывания рейтинга следуют: школьный стоматологический кабинет (35,6%), частный стоматологический кабинет (17,4%), не лечат зубы детей 5,0% респондентов. Большинство родителей (47,1%) обращаются с детьми к детскому врачу-стоматологу в случае необходимости, 2 раза в год на медицинском осмотре оказывается 24,7% детей, 1 раз в год - 21,8%, реже одного раза в год - 1,7%, не посещают стоматолога - 4,6% детей.
Оценивая степень востребованности школьного врача-стоматолога, практически абсолютное большинство родителей (96%) ответило на этот вопрос утвердительно, воздержались от какого-либо суждения — 2,9%, отрицательный ответ дали 1,1% респондентов.
В целом проведенный анализ свидетельствует о том, что врач-стоматолог в школе - профессия востребованная. Подтверждением является также то, что в случае возникновения зубной боли ребенка поведут к школьному врачу 71,8% взрослых.
Рекомендации от врача-стоматолога по гигиене полости рта у детей получали 83,9% взрослых респондентов. Однако только около пятой части детей (17,8%) выполняют их в должном объеме, 33,3% - по мере возможности, 43,7% - выполняют, но не всегда, 1,1% - не
выполняют. Около 4,0% взрослых выбрали ответ «не знаю», как соблюдает гигиену полости рта их ребенок.
На вопрос «Пользуется ли ваш ребенок дополнительными средствами гигиены полости рта?» среди ответов родителей превалирует вариант, касающийся использования только основных средств - зубной пасты и зубной щетки - 64,9%. Из ответов родителей также следует, что дети недостаточно владеют навыками применения дополнительных средств гигиены полости рта.
Большинство родителей (47,7%) меняют детям зубную щетку 1 раз в 2—3 месяца, 18,4% - 1 раз в месяц, раз в полгода - 2,18%, раз в год - 5,2%. Затруднилось с ответом 6,9% респондентов. Результаты анкетирования показали, что родители мало информированы о режиме грамотной чистки зубов. Только 19,0% детей чистят зубы рационально, а именно 2 раза в день -утром после завтрака и вечером перед сном.
По мнению 74,1% респондентов-родителей, их дети соблюдают режим питания (питаются регулярно: завтрак, обед, полдник, ужин), 25,9% считают, что их дети не соблюдают режим питания. Из продуктов, богатых кальцием, 28,5% детей регулярно употребляют молоко, 19,8% - сыр твердых сортов, 17,5% - творог. Из продуктов, богатых фтором, морскую рыбу часто едят 11,2% детей, зеленый чай - 8,9%, из продуктов, способствующих механическому очищению зубов, -орехи - 14,1%.
В сыром виде фрукты, овощи (яблоко, морковь и т. п.) ежедневно употребляют 40,9% детей, несколько раз в день - 33,7%, редко - 10,6%, точно не могут указать - 14,8%.
К сожалению, очень многие родители недооценивают роль кариесогенных продуктов: 21,5% респондентов покупают детям чипсы, 27,0% - кукурузные палочки, 26,4% - сладкую газированную воду, 21,0% - сладкие леденцы. Не покупают таких продуктов только 4,0% опрошенных.
Анализируя пищевой рацион школьников с точки зрения употребления продуктов, необходимых для формирования полноценной эмали зубов, следует отметить, что дети питаются регулярно, менее трети употребляют продукты, богатые кальцием, так же обстоит дело с продуктами, богатыми фтором. У небольшого количества детей в пищевой рацион включены орехи, меньше половины детей употребляют в сыром виде фрукты и овощи. Родители покупают большое количество рафинированной, богатой сахарозой пищи, недооценивая её вредное воздействие на полость рта детей.
Таким образом, результаты исследования показали что, несмотря на средний уровень распространённости и интенсивности кариеса, более четверти (27,9%) первоклассников поступили в школу с несанированной полостью рта. Выявлено большое количество осложнений кариеса: 39,0% от общего числа временных кариозных зубов и 7,3% - постоянных зубов. Кроме того, установлена высокая потребность в герметизации фиссур первых постоянных моляров у 91,9% детей и покрытии постоянных зубов фторидным лаком (100%). Родители и дети мало информированы о вопросах гигиенического состояния полости рта и особенностях
питания с целью профилактики кариеса зубов. Около трети детей не соблюдают гигиену полости рта, только 19% знают о рациональном режиме чистки зубов. Большинство детей используют только основные средства гигиены полости рта (64,9%). Лишь 47,7% респондентов регулярно меняют зубную щетку детям.
Несмотря на проявляемую заботу о здоровье зубов собственных детей, родители с детьми нерегулярно посещают врача-стоматолога. Большинство родителей предпочитают лечить зубы детям в муниципальной стоматологической поликлинике, только около трети детей обращаются с зубной болью в школьный стоматологический кабинет. Лишь четвертая часть детей регулярно (2 раза в год) осматривается врачом-стома-тологом с профилактическими целями.
В целом работа школьного стоматологического кабинета востребована со стороны родителей (96,0%), при этом они возлагают на детского врача-стоматоло-га в основном планово-профилактическую функцию. Организация деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях регулируется приказом № 946н от 3 декабря 2009 г. [6], согласно которому детский врач-стоматолог должен в основном выполнять профилактические осмотры с целью плановой санации полости рта учащихся, а также оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях, с него снята нагрузка по лечению осложненных форм кариеса. Санацию детей необходимо проводить непосредственно с момента их поступления в школу. Важным также является выполнение полного спектра не только лечебных, но и профилактических мероприятий, таких как герметизация фиссур постоянных первых моляров, аппликация фторсодержащими препаратами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврамова О. Г. Проблемы и перспективы школьной стоматологии // VIII съезд стоматологов России. - М.: МГМСУ Росздра-ва, 2006. - С. 162-166.
2. Волобуев В. В., Гуленко О. В., Севастьянова И. К. Заболеваемость кариесом зубов первоклассников различных школ г. Краснодара // Кубанский научный медицинский вестник. - 2008. -№3-4. - С. 18-19.
3. Земцева М. Г., Егорова Л. В. Оценка состояния стоматологической помощи в организованных детских коллективах Астраханской области // Астраханский медицинский журнал. - 2010. -Т. 5. №2. - С. 116-119.
4. Кузьмина Э. М. Стоматологическая заболеваемость населения России / Под ред. Э. М. Кузьминой. - М., 1999. - 227 с.
5. Леус Я. Л. Профилактическая коммунальная стоматология. - М.: «Медицинская книга», 2008. - 444 с.
6. Приказ от 3 декабря 2009 г. № 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.02.2010 № 16348).
7. Сайфуллина X. М. Эффективность диспансеризации детей в период прорезывания первых постоянных моляров // Диспансеризация в стоматологии. - 1990. - С. 21-22.
Поступила 04.09.2011
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (128) 2011