Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

изотоп в моче не обнаружен. Бериллий не найден в моче 4 пациентов через 18—20 лет после кратковременного (3—6 мес) контакта с ним, хотя— у 3 из них диагностирована тяжелая форма бериллиоза. Во многих случаях содержание бериллия в моче не коррелирует с развитием и тяжестью заболевания (Klemperer и соавт.).

Общие сведения о путях выведения бериллия из организма животного приводит Steidle, сообщая, что через 3 ч после подкожного введения крысам Be(N03)2 изотоп обнаружен в моче. Через 2 сут после введения основное количество изотопа содержалось в кале; значительно меньше его было в моче.

Ряд исследований, проведенных с мечеными соединениями бериллия, посвящен кинетике выведения изотопа из организма животного после внутривенного введения. Scott и соавт. приводят данные о динамике выведения бериллия из организма крыс и кроликов с калом и мочой в течение 7 дней после внутривенного введения Be7S04 без носителя и с изотопным носителем. Авторы отмечают, что у крыс и кроликов основное количество изотопа выделяется с мочой в течение суток после внутривенного введения Be7 как без носителя, так и с носителем.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уровень и динамика выведения бериллия из организма животного зависят от физико-химического состояния вводимого соединения и пути его поступления. Хотя и установлено, что основное количество бериллия выводится из организма с мочой в ранние сроки после его поступления, закономерности этого остаются различными.

ЛИТЕРАТУРА. Cleave С. D., Kay lor С. Т., Arch, industr. Hyg., 1953, v. 7, p. 367. — Idem. Arch. Industr. HIth, 1955, v. 11, p. 375. —Crowley J., Hamilton J., Scott K., J. biol. Chem., 1949, v. 177, p. 975. — D u t r a F. R. et al. Arch, industr. Hyg., 1951, v. 4, p. 65. — F e 1 d m a n J., H a v i 1 1 J. R., N e u -man W. F., Arch. Biochem., 1953, v. 46, p. 449. — К 1 e m p e r e r F. M., Martin A. P., Rieper J. V., Arch, industr. Hyg., 1951, v. 4, p. 251. — Lieben J., D a 11 о 1 i J. A., V о u g h t V. M., Arch, environm. Hlth, 1966, v. 12, p. 331. — Reeves A. L., V о r w a 1 d A. J., J. occup. Med., 1961, v. 3, p. 567. — Reeves A. L., Arch, environm. Hlth, 1965, v. 11, p. 209. — S с h u b e r t J., Whi-t e M. R., J. Lab. clin. Med., 1950, v. 35, p. 854. — Scott J. K., N e u m a n n N. F., Allen R., J. biol. Chem., 1950, v. 182, p. 291. — S te i d 1 e H., Arch. exp. Path. Pharmak., 1937, Bd 183, S. 533. — S t o k i n g e г H. E., Stead man R., Arch, industr. Hyg., 1950, v. 1, p. 379. — S t o k i n g e r H. E., A 1 t m a n K. J., Solomon K-, Biochim. biophys. Acta, 1953, v. 12, p. 439. —Vorwald A. J., Reeve s A. L., Arch, industr. Hlth, 1959, v. 19, p. 190.

Поступила 28/X 1973 r.

УДК 616.34-022-053*4*084:813.954.4

Доктор мед. наук Д. П. Никитин (Москва)

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Несмотря на большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями в нашей стране, внимание практических врачей и ученых в последние годы обоснованно привлечено к проблеме профилактики кишечных инфекций. Особую озабоченность вызывает дизентерия, уровень заболеваемости которой все еще остается высоким, с подъемами в отдельные годы. Регистрируются эпидемические вспышки, обусловленные различными факторами массового заражения. Поэтому представляется интересным более углубленное изучение наряду с биологическими особенностями возбудителей также некоторых социальных факторов, оказывающих влияние на развитие эпидемического процесса.

По наблюдениям зарубежных (СгшскБИапк; Р1есЬапс1 и Бг^гт-НиЫп Sten) и отечественных исследователей (Ю. Е. Бирковский; Д. К. Тищен-

ко, и др.), своеобразной особенностью дизентерии и так называемых прочих острых кишечных заболеваний является высокая заболеваемость детского населения, особенно детей дошкольного возраста. По данным П. Н. Бур-гасова, удельный вес заболеваемости дизентерией этой возрастной группы ' 1 в некоторых республиках варьирует от 41 до 66%.Из этого числа до 70% приходятся на детей, посещающих дошкольные учреждения. Как показывают литературные данные (Н. Н. Иванюк; Ю. Е. Бирковский; Ж- К. Тур-лыбеков и соавт., и др.), заболеваемость дизентерией детей, посещающих дошкольные учреждения, в несколько раз выше, чем у их сверстников, воспитывающихся дома. Как указывает Д. К- Тищенко, в Киеве в 1969 г. среди детей, посещающих дошкольные учреждения, интенсивный показатель заболеваемости дизентерией был выше общего показателя по городу в 6,9 раза, в том числе среди посещающих ясли в 16 раз, среди прочих дошкольников в 2,3 раза.

Наиболее достоверный анализ этого, на первый взгляд, парадоксального явления возможен лишь с позиций диалектической взаимосвязи био- ^ логического и социального в эпидемическом процессе в организованных детских коллективах. Активность биологического компонента этого процесса обусловлена изменением этиологической структуры дизентерии вообще — заменой почти повсеместно шигелл Шмитца — Штутцера и Флекс-нера шигеллами Зонне, более устойчивыми во внешней среде. З^го привело к изменению прежде всего клинического течения, увеличению числа легких, стертых и абортивных форм, что осложняет диагностику заболевания и, следовательно, раннее выявление источников инфекции. По наблюдению ряда авторов (М. А. Коняхин и соавт.; А. С. Анкирская, и др.), в детских дошкольных учреждениях легкие и стертые формы регистрируются у 80% заболевших. Эти биологические особенности возбудителей, несомненно, затрудняют борьбу с дизентерией, с другой стороны, некоторые ученые (Р. А. Бахрамова; Ю. Е. Бирковский; М. М. Фонберг и соавт., и др.) единодушны в том, что распространение дизентерии и других острых ки- 0 шечных заболеваний в детских дошкольных организованных коллективах обусловлено нарушениями санитарно-эпидемиологического режима, связанными с переуплотнением групп, неудовлетворительной по этой причине работой «фильтров», поздней изоляцией больных и др.

Рассмотрим более подробно социальную сторону этих отдельных элементов с учетом биологических особенностей возбудителей.

За годы Советской власти в нашей стране строительство детских дошкольных учреждений ведется в огромных масштабах. Только за счет прямых государственных капитальных вложений их построено более чем на 6 млн. мест. Если в дореволюционной России (1913) ясли и детские сады посещало в основном в крупных городах немногим более 4 тыс. человек, то в 1971 г. в нашей стране было 9,6 млн. воспитанников этих учреждений. Рост сети дошкольных учреждений, разумеется, приводит к увеличе- ф нию заболеваемости дизентерией организованных детей соответствующей возрастной группы. Но речь в данном случае идет не об абсолютном росте заболеваемости среди организованных детей, а об увеличении интенсивного показателя ее в этих коллективах по отношению к неорганизованным детям, связанного с негативным влиянием определенных социально-гигиенических факторов на развитие эпидемического процесса в рассматриваемых условиях. Следует учитывать, что потребность в детских учреждениях и сейчас удовлетворяется далеко не полностью. В Донецке, например (М. М. Фонберг и соавт.), за 18 лет (1951—1968) количество яслей увеличилось в 4,2 раза, а число детей в них — в 7,8 раза, количество детских садов возросло в 7,8 раза, а число детей в них — в 14,9 раза. В ряде городов, где строится мало детских дошкольных учреждений, еще имеется значительный разрыв между наличием нормативных мест в них и количеством воспитывающихся детей. В отдельных случаях наполняемость детских ♦ учреждений сверх установленных норм достигает высоких размеров. Так,

в Алма-Ате существует 260 детских садов и яслей, рассчитанных по проекту на 32 тыс. мест, размещено же в них более 45 тыс. детей 1. На аналогичные обстоятельства указывают многие исследователи (Ю. Е. Бирковский; И. М. Гольштейн и соавт.; Л. И. Ярчич, и др.).

Помещения изоляторов, предусмотренные типовыми проектами детских учреждений, нередко используются под детские группы. Между тем изоляторы, как показывает практика, имеют весьма существенное значение в предупреждении формирования очагов дизентерии как дополнительные фильтры перед поступлением детей в физиологические группы. По данным

B. Н. Свечкина, из 2923 детей, прошедших через «фильтры» изоляторов, было выявлено 159 (5,4%) больных дизентерией. Из 2238 детей, наблюдавшихся Е. П. Клименко и Г. П. Степановым, в изоляторах детских учреждений выявлено 177 (7,9%) активно больных с различными кишечными расстройствами, среди которых 61% составила дизентерия. По данным

C. А. Погорельской и соавт., из общего числа детей, прошедших через изоляторы г. Горького с 1967 по 1969 г., зарегистрировано 569 детей с кишечными заболеваниями, среди них 224 больных дизентерией. Это полностью предотвратило возникновение повторных заболеваний и вспышек, связанных с заносом инфекции вновь поступающими и временно отсутствующими детьми. В то же время примерно в таком же количестве других детских учреждений, где отсутствовали эти «фильтры», за 1967—1968 гг. было зафиксировано 33 локальные вспышки кишечных инфекций, 14 из которых оказались связанными с заносом инфекции вновь поступающими детьми. Аналогичные данные приводят В. Н. Воробьева, В. С. Китель, А. А. По-ловннченко и соавт.

Большинство исследователей (В. И. Лебедев; Т. Е. Круглова и соавт., и др.) считают, что источником дизентерийной инфекции в детских дошкольных учреждениях чаще всего служат больные со стертыми или атипичными формами дизентерии. Н. Н. Иванкж провел клинико-эпидемиологическое и бактериологическое обследование в 300 очагах дизентерии, зарегистрированных в детских дошкольных учреждениях. В 218 (72,8%) очагах установлены источники инфекции, причем в 85,6% случаев ими были дети с атипичным проявлением болезни, свойственным дизентерии Зонне.

Но главное заключается в том, что в современных условиях при скученном размещении детей, нарушении определенного режима и наличии источников инфекции в ряде случаев имеются благоприятные условия активизации различных факторов массового заражения. На первое место среди них выступает контактно-бытовой механизм. На его долю, а точнее, на фактор «грязных рук», по сведениям разных авторов (3. К. Каримов; У. А. Абакаров; В. В. Алексеенко; Ж. К. Турлыбеков и соавт.), приходится от 30 до 70% передачи инфекции в детских дошкольных коллективах. Такие выводы вполне обоснованы научно и подтверждаются многочисленными материалами интенсивной микробной обсемененности различных объектов в учреждениях. В. П.Стрельцова, исследуя 1855 смывов с рук персонала и предметов обихода 2 яслей в г. Хмельницком, в 13,1 % случаев выделила кишечную палочку, в 2,8% была положительная РНФ с дизентерийным фагом. Л. Ф. Пащенко и С. В. Розенштраух, проанализировав результаты бактериологического контроля в детских дошкольных учреждениях Киева за 5 лет (1966—1970), показали, что 43,7—54,5% из них неблагополучны по фекальному загрязнению предметов обихода и ухода за детьми; количество положительных высевов кишечной палочки составило 6,96—10,2%. Ж. К. Турлыбеков и соавт., исследуя 598 смывов с различных предметов в детских учреждениях, в 93 случаях (или в 15,5%) выделили кишечную палочку. Кишечная палочка наиболее часто выделялась с игрушек, раздаточных столов, рук нянь и детей, полотенец детей и персонала.

1 «Правда» от 5 апреля 1974 г.

При многократном пользовании предметами обихода вероятность попадания кишечной микрофлоры ребенку очень высока.

По некоторым литературным данным (Ф. Е. Будаян, и др.), в последние годы по мере увеличения удельного веса дизентерии Зонне в детских учреждениях определенную роль в распространении этого заболевания играет также пищевой фактор передачи. Так, А. Т. Файдыш и соавт., изучая роль различных факторов передачи дизентерии в 24 детских учреждениях Перми, установили, что в 16 коллективах инфекция распространялась алиментарным и бытовым путем, в 4—алиментарным путем. Пищевой путь распространения инфекций (Р. Н. Судакова и соавт.; И. М. Голь-штейн и соавт., и др.) обычно сопровождается локальными вспышками. И. П. Сакулин и В. И. Ковалева, проведя обследование 2636 случаев заболевания дизентерией, зарегистрированных в 1968—1971 гг. в 96 дошкольных учреждениях Свердловска, установили, что наиболее характерной эпидемиологической особенностью заболевания здесь явилось большое число пищевых вспышек. Они, как правило, охватывали 1—2 детские группы, поражая 60,5% их состава. Пищевой путь передачи обусловил при этом 42% всех заболеваний в детских коллективах.

Рассматривая социальную сторону эпидемического процесса дизентерии и других острых кишечных заболеваний, нельзя забывать, что распространение инфекции может зависеть от качества работы медицинского персонала, связанной с соблюдением строго эпидемиологического режима и выявлением источников инфекций. В свою очередь эффективность этих мероприятий обусловлена укомплектованностью детских учреждений средними медицинскими работниками, уровнем их квалификации.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима во многом определяется также профессиональной подготовкой обслуживающего персонала. Очень интересное и полезное социально-эпидемическое исследование провел Д. К. Тищенко. Изучая санитарную грамотность работников детских дошкольных учреждений, касающуюся профилактики острых кишечных инфекционных заболеваний, автор опросил 659 человек, в том числе 286 воспитателей, 248 лиц технического персонала, 70 кухонных работников и 55 лиц хозяйственного персонала (прачки, кастелянши, кладовщики и др.). Установлено, что больше половины работников не знают механизма передачи этих инфекций. Значительная часть опрошенных не знала, как, властности, возбудитель дизентерии проникает в организм человека.

Следовательно, повышенная заболеваемость дизентерией и другими острыми кишечными расстройствами в детских дошкольных коллективах обусловлена не только биологическими особенностями возбудителей (устойчивость во внешней среде, характерное клиническое течение дизентерии Зонне), но и в решающей степени социально-гигиеническими факторами, определяющими активность массового заражения. Эти факторы по своей сущности носят субъективный характер и, в частности, являются следствием того, что в планировании противоэпидемических мероприятий конкретно в том или ином районе, городе или другом населенном пункте не учитываются полностью многие социальные стороны. Вместе с тем без решительного искоренения негативного влияния некоторых социально-гигиеничех ских факторов нельзя реально рассчитывать на снижение заболеваемости кишечными инфекциями в детских дошкольных учреждениях. Большое значение в этом отношении имеет активная деятельность всех медицински-работников и прежде всего ученых и практических работников санитарно-гигиенического профиля.

ЛИТЕРАТУРА. Абакаров У. А. Источники инфекции и пути передачи бактериальной дизентерии в бытовой обстановке среди детей до 3-х лет. Дисс. канд. М., 1955. —Алексеенко В. В. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1969, в. 3, с. 11. — А и к и р с к а я А. С. В кн.: Материалы Научно-практическ. конференции по клинике, диагностике и профилактике инфекционных заболеваний. М., 1966, с. 61.—Бахра-м о в а Р. А. Некоторые вопросы эпидемиологии дизентерии в двух районах города

Ташкента. Автореф. дисс. канд. М., 1967. — Бирковский Ю. Е. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1968, в. 2, с. 7. — Б у д а г я и Ф. Е. Пищевые токсикозы, токсико-инфекции и профилактика. М., 1965. — Бур га со в П. Н. В кн.: Материалы 15-го Всесоюзн. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1970, ч. 1, с. 5. — Воробьева В. Н. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1972, в. 5, с. 81. — Г о л ь -штейн И. М. и др. Там же. Киев, 1973, в. 6, с. 86. — И в а н ю к Н. Н. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1972, в. 5, с. 73. — К а р и м о в 3. К. Ж- микробиол., 1957, № 3, с. 12. — Клименко Е. П., Степанов Г. П. В кн.: Материалы Всесоюзн. конференции и расширенного пленума ВОЭМИ им. И. И. Мечникова по проблеме кишечных инфекций. М., 1968, с. 116. — Кон я х и н М. А. и др. В кн.: Материалы 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, т. 2, с. 553. — К р у г л о в а Т. Е. и др. В кн.: Некоторые актуальные вопросы биологии и медицины. Горький, 1971, с. 300. — Лебедев В. И. К эпидемиологии дизентерии у детей раннего возраста. Дисс. канд. М., 1964. — Погорельская С. А. и др. Тезисы докл. 3-го Всероссийск. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1972, с. 92. — Половинченко А. А. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1972, в. 5, с. 87. — С а к у л и н И. П., Ковалева В. И. Тезисы докладов 3-го Всероссийск. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1972, с. 43. —С в е ч к и н В. Н. В кн.: Материалы Всесоюзн. конференции и расширенного пленума ВОЭМИ им. И. И. Мечникова по проблеме кишечных инфекций. М., 1968, с. 118.—Стрельцова В. П. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1968, в. 2, с. 72. — С у д а к о в а Р. Н. и др. В кн.: Материалы Всесоюзн. конференции и расширенного пленума ВОЭМИ им. И. И. Мечникова по проблеме кишечных инфекций. М., 1968, с. 107. — ТищенкоД. К. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1973, в. 6, с. 89.— Тищенко Д. К. Гиг. и сан., 1974, № 3, с. 63. — Турлыбеков Ж- К и др. Тезисы докл. 3-го Всероссийск. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1972, с. 42. — Фа йды ш А. Т. и др. В кн.: Материалы Всесоюзн. конференции и расширенного пленума ВОЭМИ им. И. И. Мечникова по проблеме кишечной инфекции. М., 1968, с. 114. — Фонберг М. М. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1973, в. 6, с. 137. — Cruickshank R. В кн.: J. Pemberton (Ed.) Epidemiology; Reports on Research and Teaching. London, 1963, p. 47; 60. — Piechaud D., Szturra-Rubinstein S., Rev. Hyg. Med. soc., 1965, v. 13, p. 643.

Поступила 13/V 1974 r.

Дискуссии и отклики читателей

УДК 628.314:615.277.4(049.3)

Канд. мед. наук Б. Н. Филатов

ПО ПОВОДУ СООБЩЕНИЯ В. А. ГЕНИНА «ДЕКАН ЦЕРОГЕНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД, СОДЕРЖАЩИХ БЕНЗИДИН»1

Поднятый В. А. Гениным вопрос о защите внешней среды от бласто-могенных веществ, выделяемых промышленными производствами, является важным аспектом проблемы химического канцерогенеза. Борьба с загрязнениями окружающей среды канцерогенными веществами включает все расширяющийся комплекс мероприятий, направленных на изоляцию внешней среды от попадания в нее промышленных вредностей и обезвреживание загрязнений.

В. А. Генин описывает разработанный на производстве способ перевода известного канцерогенного вещества бензидина в бисдиазодифенил. Он заявляет, что «если бисдиазодифенил и обладает канцерогенными свойствами, то они выражены у этого вещества в значительно меньшей степени по сравнению с бензидином». К такому заключению автор приходит, учи-

1 Гигиена н санитария, 1973, № 3, с. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.