УДК 616.34-022-034:374
Доктор мед. наук Д. П. Никитин (Москва)
БОРЬБА ЗА ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ И САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ — ВАЖНАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
Одной из актуальных проблем советского здравоохранения является борьба за снижение и ликвидацию инфекционных болезней. В решении этой сложной проблемы в нашей стране достигнуты большие успехи. За годы Советской власти смертность от скарлатины, например, снижена в 823 раза, от брюшного тифа — в 59 раз, от дифтерии — в 114 раз. Ликвидированы такие массовые болезни, как чума, трахома, оспа, малярия и др. Эти успехи достигнуты в результате господствующего в нашей стране социалистического способа производства, обеспечивающего постоянное повышение материального и культурного уровня жизни народа, невиданные успехи в развитии советского здравоохранения и медицинской науки.
Однако все это вовсе не означает, что в нашей стране устранены все без исключения объективные факторы, в той или иной мере способствующие распространению некоторых инфекционных болезней. Особого внимания, несомненно, заслуживают острые кишечные инфекции, заболеваемость которыми остается достаточно высокой. Наряду с дальнейшей разработкой отдельных теоретических вопросов, таких, как причины изменения этиологической структуры заболевания, патогенеза бактерионосительства и др., потребуются всесторонние усилия органов здравоохранения и других министерств и ведомств по исключению или хотя бы ограничению многих факторов массового заражения (вода, пищевые продукты). В частности, отставание темпов реализации гигиенических требований в быту и на производстве, низкий уровень санитарной культуры некоторой част населения обусловливают активность так называемого контактно-бытового пути передачи инфекции. До последнего времени, к сожалению, нет единого мнения о его роли в распространении кишечных инфекций. Некоторые ученые (В. А. Башенин; В. В. Алексеенко, и др.) убеждены в том, что этот механизм передачи инфекции не только существует, но и в определенных ситуациях имеет преимущественное значение. Другие исследователи (Л. В. Громашевский; И. И. Елкин), напротив, активность этого пути ставят под сомнение или отводят ему второстепенную роль. Можно согласиться, что термин «контакт» с эпидемиологических позиций недостаточно полно отражает процесс передачи инфекции от больного к здоровому. Однако было бы серьезной методологической ошибкой исключить этот путь передачи в условиях, когда происходит отмирание малоустойчивых во внешней среде возбудителей и под влиянием тех или иных причин в эпидемический процесс включаются более устойчивые их разновидности (например, шигеллы Зонне при дизентерии).
Как и при любых других заразных болезнях, непременным условием развития эпидемического процесса при инфекциях кишечной группы является динамическое взаимодействие инфекционного агента (микроорганизма) с человеком (макроорганизмом) — его биологическим «хозяином» в определенных условиях природной и социальной среды.
Кишечные инфекции, такие, как тифо-паратифозные, дизентерия и холера, как известно, имеют фекально-оральный механизм передачи. Как и любой механизм передачи, он включает три фазы: выделение возбудителя из зараженного организма, пребывание его в течение того или иного срока во внешней среде и, наконец, внедрение в организм очередного биологического «хозяина». Во второй фазе указанного процесса в разных сочетаниях участвуют многие факторы, в том числе разные предметы бытовой обстановки (полотенца, посуда и др.). Распространение инфекции
через предметы бытового обихода, как и при реализации других факторов передачи, обусловлено, с одной стороны, биологическими особенностями возбудителей, прежде всего достаточно длительным их выживанием на объектах внешней среды, а с другой — в ряде случаев объективной возможностью перемещения их с этих объектов опосредованно через пищу и воду в организм здорового человека.
Например, в Эстонской ССР (К. А. Васильева и соавт.) на этот путь передачи приходится до 40% всех установленных случаев тифо-парати-фозных заболеваний, в Амурской области, по данным Н. Я. Катюхина, в среднем за 5 лет (1964—1969) — 88,5—91,5% случаев дизентерии.
Об активности бытового пути передачи инфекции свидетельствует, в частности, ее значительная очаговость. По данным В. Д. Минаева, повторные заболевания в очагах обнаруживались в течение первых 5 дней после первого случая в 47,1—27,3%, в течение 6—10 дней в 21,4—23,6% наблюдений. Другим объективным подтверждением этого фактора передачи могут быть многочисленные данные об интенсивности бактериального обсеменения разных предметов быта, особенно в неблагоустроенных жилищах. При этом в очагах с низкими санитарно-гигиеническими показателями возбудители дизентерии высевались с предметов обихода значительно чаще.
Наличие бытового пути распространения инфекции может быть установлено также при сопоставлении уровня и динамики заболеваемости детей, посещающих и не посещающих детские учреждения.
По данным литературы (И. И. Елкин; В. А. Башенин; Н. Н. Ива-нюк, и др.), дети, посещающие детские дошкольные учреждения, в 3—Зх/з раза чаще болеют дизентерией, чем дети, воспитывающиеся в домашних условиях.
Аналогичные данные приводят В. С. Кубликов и соавт. по ряду детских дошкольных учреждений Свердповска. Такая закономерность не случайна и обусловлена прежде всего нарушениями санитарно-гигиени-ческого режима в этих учреждениях.'Этот вывод, в частности, подтверждается многочисленными опубликованными результатами лабораторных исследований. Так, В. Н. Стрельцова исследовала 1855 смывов с рук персонала, предметов обихода двух детских яслей г. Хмельницкого, в 13,1% случаев была выделена кишечная палочка, в 2,8% оказалась положительной реакция нейтрализации фага с дизентерийным фагом.
Нарушения санитарно-гигиенического режима в ряде случаев связаны с недостаточной обеспеченностью детскими учреждениями, их переуплотненностью. За годы Советской власти в нашей стране только за счет прямых государственных капиталовложений построено детских дошкольных учреждений на 6 млн. мест. Существенно возросли темпы строительства этих учреждений в послевоенный период и особенно в последние годы. Если в дореволюционной России (1913), в основном в крупных городах, детские ясли и сады посещало немногим более 4 тыс. детей, то в СССР в 1970 г.— более 9 млн. Вместе с тем потребность в них удовлетворяется далеко не полностью, в некоторых республиках еще существует разрыв между наличием нормативных мест в дошкольных учреждениях и количеством фактически принятых в них детей.
С целью определения фекального загрязнения разных объектов внешней среды в детских учреждениях В. И. Морозов провел обследование рук персонала и детей, а также различных предметов обихода в 10 группах яслей. В каждой группе наблюдения проводились в течение полного рабочего дня с использованием метода фотографирования рабочего времени. По полученным данным, значительное количество времени, в частности у нянь, уходит на манипуляции, связанные с фекальным загрязнением рук (высаживание детей на горшки, мытье горшков, в младших группах — подмывание и пеленание детей). В результате чередования операций, свя-
занных с фекальным загрязнением рук, и операций, создающих возможность реализации заражения при максимальном нарушении режима, повышается вероятность переноса инфекции от одного ребенка к другому при наличии в группе источника инфекции.
Несомненно, отрицательное влияние на организацию работы детских дошкольных учреждений оказывает разная ведомственная их подчиненность. Такая система затрудняет учет потребности в детских учреждениях и их планирование, изучение потребности в кадрах, их подготовку и научно обоснованное методическое руководство.
Таким образом, устранение объективных и субъективных факторов, поддерживающих активность бытового пути передачи кишечных инфекций, является важным звеном в снижении заболеваемости ими. Надежной основой в выполнении этих задач, в частности в реализации санитарно-гигиенических возможностей, служит непрерывное повышение материального благосостояния и культуры советских людей. Принимаемые государством меры по социальному развитию общества, несомненно, способствуют устранению условий, обусловливающих активность бытового пути распространения кишечных инфекций. В решении этой важной государственной задачи велико значение эффективной борьбы за повышение общей и санитарной культуры населения. Огромная роль в этом деле, безусловно, принадлежит работникам народного образования, культуры, искусства, комсомолу, профсоюзам и другим массовым общественным организациям.
Не случайно Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 5/УП 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» обязал ЦК компартии союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, советы министров союзных республик, Министерство здравоохранения СССР, министерства здр1авоохранения союзных республик, министерства и ведомства СССР, исполком Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и другие общественные организации принять меры к усилению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения. План мероприятий по пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения на 1971—1975 гг. предусматривает активное участие в этой работе различных министерств, ведомств и общественных организаций. При этом, разумеется, ведущая и организующая роль в борьбе за здоровый быт, за повышение санитарной культуры населения принадлежит медицинским работникам, прежде всего ученым и практическим работникам санитарно-эпидемиологического профиля.
ЛИТЕРАТУРА. АлексеенкоВ. В. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1969, в. 3, с. 11. — Б а ш е н и н В. А. Общая эпидемиология. Л., 1958. — Васильев а К. А., Ф о м и н ы х А. Д. и др. В кн.: Сборник докладов Научной конференции по актуальным вопросам снижения инфекционных заболеваний и гигиеническим проблемам. Таллин, 1968, с. 11. — ГромашевскийЛ. В. В кн.: Механизм передачи инфекции. Киев, 1962, с. 33. — Е л к и н И. И. Эпидемиология. М., 1968. — Ива-н ю к Н. Н. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1972, в. 5, с. 73. — К а т ю х и н Н. Я. Научные труды Ленинградского ин-та усовершенствования врачей, 1971, в. 116, с. 78. — КубликовВ. С. и др. Тезисы докл. 1-го съезда санитарной службы Свердловск, области. Свердловск, 1969, с. 86. — Минаев В. Д. Научн. труды Ленинградск. ин-та усовершенствования врачей, 1971, в. 116, с. 85.—Морозов В. И. Ж. микробиол., 1969, №2, с. 24.—С т р е л ь ц о в а В. П. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1968, в. 2, с. 72.
Поступила 8/1 1973 г.
3 Гигиена и санитария № 6