со спектрами чистых веществ. В распоряжении авторов было 40 таких веществ.
Следует отметить, что развитию такого рода исследований серьезно препятствует отсутствие достаточного количества стандартных веществ, необходимых для калибровки аналитических методов определения ПАУ.
ЛИТЕРАТУРА. С hort у к О. T., Schlotzhauer W. S., Ste clin а п R. L., J. gas Chromatogr., 1965, v. 3, p. 394. — D e Maio L., Corn M., Analyt. Chem., 1966, v. 38, p. 131. —G uvernatorG., Gager F., Robb E. et al. J. gas Chromatogr., 1965, v. 3, p. 365. — L а о R. С., Thomas R. S., О j a H. et al. Analyt. Chem., 1973, v. 45, p. 908. — Stefanescu A., Stanescu L., Rev. Chim., 1966, т. 17, c. 307. — S t r ö m b e r g L., W i d m a r к G., J. gas Chromatogr., 1970, v. 49, p. 334. — Z о с с о 1 i 1 I о L., L i b e r t i A., Broceo D., Atmos. Envi-ronm., 1972, v. 6, p. 715.
Поступила 7/11 1974 г.
УДК eiS.015.31:546.45
Доктор мед. наук В. Ф. Журавлев, канд. мед. наук П. Ф. Бугрышев
КИНЕТИКА ОБМЕНА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫВЕДЕНИЕ БЕРИЛЛИЯ
ИЗ ОРГАНИЗМА
Открытие бериллиевой интоксикации положило начало экспериментальному изучению особенностей накопления, распределения и выведения бериллия из организма. Данные о величине всасывания этого вещества, его распределении и периоде полувыведения при различных путях поступления в организм имеют исключительно важное значение для выяснения биологического действия соединений бериллия на организм животных и человека, а также крайне необходимы для санитарно-гигиенического нормирования элемента в воздухе производственных помещений.
Основными путями поступления бериллия и его соединений, широко используемых в промышленности, являются ингаляционный и перораль-ный. Необходимо учитывать возможность проникновения изотопа через кожные покровы и незащищенные слизистые оболочки при наличии бериллия и его соединений в воздухе рабочих помещений в количестве, значительно превышающем предельно допустимые концентрации. Останавливаясь на алиментарном пути поступления бериллия и его соединений, следует отметить, что этот элемент всасывается из желудочно-кишечного тракта в незначительном количестве.
Crowley и соавт. считают, что из желудочно-кишечного тракта всасывается не более 0,2% введенного Ве7С1г- Малая величина резорбции изотопа из желудочно-кишечного тракта, по мнению тех же авторов, связана с тем, что растворимые соединения бериллия в щелочной среде кишечника образуют нерастворимые гидроколлоиды.
Резорбция незначительного количества бериллия из желудочно-кишечного тракта в значительной мере объясняет причину малой токсичности растворимых соединений этого изотопа в случае перорального поступления. Действительно, чтобы вызвать аналогичный эффект (100% гибель животных), при пероральном поступлении потребуется изотопа в сотни раз больше, чем при внутривенном введении.
При поступлении бериллия в кровь транспортировка его осуществляется не в ионной форме, а главным образом в связанном состоянии. В опытах in vitro Feldman и соавт., Vorwald и Reeves установили, что он соединяется с неорганическими анионами сыворотки. Бериллий циркулирует в крови главным образом в виде неорганического фосфата его гидроокиси и аниона цитрата. Взаимосвязь между элементом и белком может быть только в случае присутствия Be7 без носителя. По-видимому, когда бериллий присутствует в количестве, меньше —10—7 М, неспособный к диффузии
изотоп соединяется в плазме крови преимущественно с неорганическим ортофосфатом. Способная к диффузии фракция в основном соединяется с ионами цитрата, бикарбонаты и другие анионы, вероятно, участвуют в переносе способного к диффузии бериллия в малом количестве.
Reeves и Vorwald считают, что с увеличением в плазме весомого бериллия увеличивается способность изотопа преципитироваться в виде гидроокиси. Те же авторы исключают возможность связи бериллия с белком и образование цитрата бериллия. Предполагают, что гидроокись — более подвижная форма, чем ортофосфаты.
Довольно подробные сведения, касающиеся характера распределения бериллия в организме крыс после его внутривенного введения, представили Cleave и Kaylor (1953, 1955). Из этих данных следует, что при внутривенном введении Be'CU и Be7S04 основное количество изотопа содержится в скелете и печени. В остальных органах н тканях он встречается в незначительном количестве. В течение 1—3 дней после введения отмечается накопление его в печени. В последующие сроки наблюдения происходит постепенное выведение бериллия из этого органа, причем содержание его остается довольно высоким (3,1—4,5%) даже через 62—102 дня после введения. Для скелета характерно постепенное увеличение содержания бериллия во времени. Через 52—62 дня после введения накопление бериллия в скелете достигает 71—49% введенного количества. Кроме общих закономерностей накопления и выведения изотопа, авторы при введении Ве7С12 и Be7S04 отметили некоторые различия в кинетике распределения его в организме животного. Для сернокислого бериллия характерен более высокий процент отложения в печени, достигающий 78,6 через 3 дня после введения. Хлористый бериллий накапливается в печени в меньшем количестве. Через 3 дня после введения в этом органе обнаружено 27,6% введенного количества изотопа. Высокий процент отложения изотопа в печени в течение 3 дней после введения сернокислого бериллия коррелирует с незначительным накоплением его в скелете (<=«8); соответственно при меньшем отложении хлористого бериллия в печени наблюдается большее (48,5%) накопление изотопа в скелете. Через 3 дня после введения сернокислого бериллия отмечается резкое снижение содержания элемента в печени и существенное увеличение содержания его в скелете, что, по-видимому, обусловлено перераспределением изотопа в организме животного. В отношении хлористого бериллия такая закономерность сохраняется, но выражена она в меньшей степени. Довольно высокое содержание бериллия наблюдается в селезенке (14,5%) и мышцах (до 9,5%) в течение нескольких часов после введения сернокислого бериллия. Содержание изотопа в селезенке и мышцах крыс при введении хлористого бериллия не превышает 1 и 0,01 % введенного количества соответственно.
В ранние сроки после введения сернокислого бериллия отмечено существенное различие в концентрации изотопа в печени, селезенке, скелете и почках. Через сутки после введения Be7S04 очень высоко содержание изотопа в селезенке (34,2%) и печени (20,2%). В скелете и почках оно соответственно составляет 2 и 0,8% введенного количества бериллия.
Характерную особенность распределения лимоннокислого бериллия в организме крыс при внутривенном введении представляет незначительная величина отложения изотопа в печени, других органах и тканях и высокое содержание его в скелете. По данным Cleave и Kaylor (1953), через 2 и 9 дней после внутривенного введения лимоннокислого бериллия в печени крыс содержится соответственно 4,03 и 1,23% количества изотопа, а в бедренной кости— 6,37 и 2,54%. У собак в отличие от крыс, как отмечают Schubert и White, в печени содержится больше изотопа (7,4%) даже через 128 дней после внутривенного введения лимоннокислого бериллия.
Экспериментальные данные, представленные Schubert и White, свидетельствуют о том, что после внутрибрюшинного введения хлористого бериллия (pH 6,0) и лимоннокислого бериллия (pH 7,0) основное количество
изотопа обнаружено в скелете и печени. В отличие от внутривенного при внутрибрюшинном введении хлористого бериллия авторы обнаружили высокое содержание изотопа в поджелудочной железе. При данном пути поступления Ве7 всасывается, по-видимому, через поджелудочную железу, имеющую щелочную pH секрета, и подвергается в щелочной среде преципитации, в результате чего он остается частично в ткани железы. Это явление характерно для гидролизуемых элементов при введении их в ионной форме. Напротив, лимоннокислый бериллий не подвергается преципитации в щелочной среде, поэтому содержание его в поджелудочной железе остается на том же уровне, что и при внутривенном введении.
Общее представление о характере распределения изотопа в организме животного после ингаляции различных соединений бериллия дают работы ряда исследователей. По данным Stokinger и соавт. (1950, 1953), после ингаляции растворимых соединений бериллия (BeS04 и BeF2) основное количество изотопа содержится в легких, трахео-бронхиальных лимфатических узлах, скелете, печени и почках. В скелете накапливается от 50 до 80% обнаруженного в организме количества бериллия. Растворимые соединения его удаляются из легких кроликов с периодом полувыведения, равным 23 дням. У хомяков период полувыведения из легких составляет 142 дня. Период полувыведения изотопа из скелета пока еще не установлен, полагают, что он больше года.
У собак после ингаляции BeF2 в дозе 1 мг/м3 основное количество изотопа содержится в легких и трахео-бронхиальных лимфатических узлах. При хроническом ингаляционном воздействии BeF2 в течение 47—207 дней максимальная концентрация бериллия также обнаружена в лимфатических узлах, а кроме того — в легких, бедренной кости, печени, селезенке и почках. Отмечается нарастание концентрации его во всех органах и тканях во времени. При этом наблюдается наиболее интенсивное увеличение содержания бериллия в легких и трахео-бронхиальных лимфатических узлах. В эксперименте на различных видах животных также установлено, что основное количество бериллия содержится в легких, бедренной кости, печени и почках. При ингаляционном поступлении BeF2 концентрация изотопа в бедренной кости, печени, селезенке и почках собак оказалась выше, чем после ингаляции ВеО и BeS04. Наоборот, при ингаляционном поступлении ВеО в трахео-бронхиальных лимфатических узлах содержалось бериллия больше, чем после ингаляции BeF2 и BeS04. Эти данные, как и результаты, полученные с мечеными соединениями бериллия, свидетельствуют о том, что характер распределения изотопа в организме животного зависит от физико-химических свойств вещества.
Определенный интерес представляют данные Stokinger и соавт. (1950), согласно которым с увеличением концентрации BeS04 в воздухе увеличивается уровень отложения изотопа в печени, почках и бедренной кости по сравнению с содержанием его в легких. Этот факт авторы объясняют тем, что при низких концентрациях изотопа трансформируется больше растворимого бериллия и меньше образуется изотопа, находящегося в коллоидном состоянии.
Труднорастворимые соединения бериллия, в частности ВеО, очень медленно удаляются из легких после ингаляционного пути поступления. По данным Dutra и соавт., концентрация бериллия в легких крыс в течение 122 дней остается практически такой же, как и после окончания 7-днев-ной ингаляции ВеО. Высокая концентрация бериллия в легких сохраняется даже через 528 дней после окончания ингаляции. Отмечена слабая тенденция к перераспределению изотопа из легких в другие ткани.
Практически невозможно увязать содержание бериллия в организме и вероятность заболевания бериллиозом с количеством изотопа, выделяемым с мочой у людей, которые в течение длительного времени не имели контакта с этим веществом. Действительно, по данным Lieben и соавт., из 50 проб, взятых у людей, контактировавших с бериллием, в 41 случае
изотоп в моче не обнаружен. Бериллий не найден в моче 4 пациентов через 18—20 лет после кратковременного (3—6 мес) контакта с ним, хотя— у 3 из них диагностирована тяжелая форма бериллиоза. Во многих случаях содержание бериллия в моче не коррелирует с развитием и тяжестью заболевания (Klemperer и соавт.).
Общие сведения о путях выведения бериллия из организма животного приводит Steidle, сообщая, что через 3 ч после подкожного введения крысам Be(N03)2 изотоп обнаружен в моче. Через 2 сут после введения основное количество изотопа содержалось в кале; значительно меньше его было в моче.
Ряд исследований, проведенных с мечеными соединениями бериллия, посвящен кинетике выведения изотопа из организма животного после внутривенного введения. Scott и соавт. приводят данные о динамике выведения бериллия из организма крыс и кроликов с калом и мочой в течение 7 дней после внутривенного введения Be7S04 без носителя и с изотопным носителем. Авторы отмечают, что у крыс и кроликов основное количество изотопа выделяется с мочой в течение суток после внутривенного введения Be7 как без носителя, так и с носителем.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уровень и динамика выведения бериллия из организма животного зависят от физико-химического состояния вводимого соединения и пути его поступления. Хотя и установлено, что основное количество бериллия выводится из организма с мочой в ранние сроки после его поступления, закономерности этого остаются различными.
ЛИТЕРАТУРА. Cleave С. D., Kay lor С. Т., Arch, industr. Hyg., 1953, v. 7, p. 367. — Idem. Arch. Industr. HIth, 1955, v. 11, p. 375. —Crowley J., Hamilton J., Scott K., J. biol. Chem., 1949, v. 177, p. 975. — D u t r a F. R. et al. Arch, industr. Hyg., 1951, v. 4, p. 65. — F e 1 d m a n J., H a v i 1 1 J. R., N e u -man W. F., Arch. Biochem., 1953, v. 46, p. 449. — К 1 e m p e r e r F. M., Martin A. P., Rieper J. V., Arch, industr. Hyg., 1951, v. 4, p. 251. — Lieben J., D a 11 о 1 i J. A., V о u g h t V. M., Arch, environm. Hlth, 1966, v. 12, p. 331. — Reeves A. L., V о r w a 1 d A. J., J. occup. Med., 1961, v. 3, p. 567. — Reeves A. L., Arch, environm. Hlth, 1965, v. 11, p. 209. — S с h u b e r t J., Whi-t e M. R., J. Lab. clin. Med., 1950, v. 35, p. 854. — Scott J. K., N e u m a n n N. F., Allen R., J. biol. Chem., 1950, v. 182, p. 291. — S te i d 1 e H., Arch. exp. Path. Pharmak., 1937, Bd 183, S. 533. — S t o k i n g e г H. E., Stead man R., Arch, industr. Hyg., 1950, v. 1, p. 379. — S t o k i n g e r H. E., A 1 t m a n K. J., Solomon K-, Biochim. biophys. Acta, 1953, v. 12, p. 439. —Vorwald A. J., Reeve s A. L., Arch, industr. Hlth, 1959, v. 19, p. 190.
Поступила 28/X 1973 r.
УДК 616.34-022-053*4*084:813.954.4
Доктор мед. наук Д. П. Никитин (Москва)
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Несмотря на большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями в нашей стране, внимание практических врачей и ученых в последние годы обоснованно привлечено к проблеме профилактики кишечных инфекций. Особую озабоченность вызывает дизентерия, уровень заболеваемости которой все еще остается высоким, с подъемами в отдельные годы. Регистрируются эпидемические вспышки, обусловленные различными факторами массового заражения. Поэтому представляется интересным более углубленное изучение наряду с биологическими особенностями возбудителей также некоторых социальных факторов, оказывающих влияние на развитие эпидемического процесса.
По наблюдениям зарубежных (СгшскБИапк; Р1есЬапё и Бг^гт-НиЫп Sten) и отечественных исследователей (Ю. Е. Бирковский; Д. К. Тищен-