Гигиенические основы здорового образа
жизни
В. В. ДРОБЫШЕВ. 1990 УДК 616.89-008.441.М-057.876 (571.13-22)
*
В. В. Дробышев
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА
СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Омский медицинский институт
Обоснованную тревогу вызывает тот факт, что за последние 10—20 лет в нашей стране отмечается рост пьянства среди лиц молодого возраста, в связи с чем проблеме алкоголизма в подростково-юношеском возрасте уделяется все больше внимания.
Социальная значимость изучения причин алкоголизма учащихся профессионально-технических училищ (ПТУ) не вызывает сомнений, так как преобладающая часть злоупотребляющих алкоголем подростков обучается в системе профтехобразования [1, 2, 7—9]. Однако в отечественной литературе мы не встретили работ, посвященных алкоголизму среди воспитанников ПТУ, расположенных в сельской местности, что и побудило нас провести углубленное исследование причин возникновения алкоголизма у данной категории учащейся молодежи.
В качестве объекта наблюдения были выбраны ПТУ, расположенные в районных центрах Омской области. В течение 1985—1986 гг. в 4 ПТУ было проведено обследование 903 учащихся методом свободного интервьюирования, посемейного и катамнестического наблюдения. Единицей наблюдения являлся учащийся мужского пола в возрасте от 14 до 19 лет, поступивший в училище Омской области с трехгодичным сроком обучения после окончания 8 классов общеобразовательной школы.
Поступающие в сельские ПТУ подростки — это, как правило, слабоуспевающие в школе учащиеся, зарекомендовавшие себя в ней не с лучшей стороны. Так, например, около 30 % родителей обследованных подростков ответили, что их дети больше не пожелали учиться в школе или их не захотели взять в 9-й класс. Изучение личных дел учащихся показывает, что только 15,6 % выпускников школ получили характеристики, которые могут быть расценены как положительные, 45,5 % — посредственные и 36,8 % — отрицательные, где формулировки довольно однообразны и неточны: неусидчив, невнимателен, нарушает дисциплину, книг не читает.
Принятые в ПТУ в дальнейшем слабо успевают и имеют много пропусков занятий. На
оценку «5» претендуют лишь 1,1 % учащихся, не успевают 29,7%. Только 9,8% подростков не пропускают уроки, 44,3 % имеют случайные прогулы, 45,9%—систематические пропуски занятий.
Установлено, что 85,9 % обследованных совсем не готовят дома уроки (для этого в училищах ^ выделены часы самоподготовки), 10,5% подростков затрачивают на домашние занятия до 1 ч, 3,4 % — от 1 до 2 ч и лишь 0,2 % — более 2 ч ежедневно, при этом всего 2 % родителей контролируют выполнение своими детьми заданного на дом.
Из общего числ-а учащихся 56,7 % являются членами ВЛКСМ. Воспитанники ПТУ следующим образом участвуют в общественной работе: имеют постоянные поручения 31,2 % подростков, временные — 31,9% и не имеют никаких поручений 36,9%.
Учащиеся ПТУ не умеют правильно организовать и занять свой досуг, хотя 90,6 % подростков имеют в своем распоряжении 4 ч и более л личного времени. Около 60 % опрошенных бес-^ цельно проводят свое свободное время, чаще всего в компании друзей. Активные формы заполнения досуга, такие как участие в кружках, секциях, встречаются редко и главным образом в виде занятий спортом. Примечателен и тот факт, что в 75,1 % семей у родителей не принято проводить свой досуг вместе с детьми, а в случаях его совместного проведения это удается преимущественно в выходные дни.
У 84,8 % подростков есть постоянные обязанности в семье, у 7,1 % —временные и не имеют никаких обязанностей 8,1 %. Обязанности учащихся в семье сводятся в основном к тому, чтобы принести воду, уголь или наколоть дрова, что составляет 74 % от всех видов домашнего труда. Занимаются уборкой дома и двора 20% подростков, помогают матерям в уходе за младшими детьми 5,1 %, покупают продукты в магазине 17,9% учащихся, а 20,8% выполняют работу, % связанную с содержанием домашних животных.
Установлено, что курят 61,5% подростков и первая сигарета выкуривается ими в возрасте
13.6 года, причем родители узнают об этом на 1,7 года позже, а около 13% них не знают, что их сын курит. В семьях обследованных курят 63,4% отцов и 1,6% матерей, а в 12,6% случаев — другие родственники. Только в 29,4% семей не было отмечено никотиномании среди
мчленов семьи.
В последние годы все больше внимания уделяется изучению половой жизни и половому воспитанию подростков. По нашим данным, 11,9% подростков имеют опыт ранней половой жизни, средний возраст начала которой составляет 15,9 года, причем в группе больных алкоголизмом этот опыт имеет каждый второй, а среди не употребляющих алкоголь учащихся — всего лишь 1,3%. Не характерным для сельских подростков оказалось вступление в первую половую связь в состоянии опьянения — на это обстоятельство указали только 14,3 % учащихся, хотя, как отмечают некоторые авторы [13], подростки вступают в первую близость чаще всего в состоянии опьянения.
В плане микросоциального семейного неблагополучия обращают на себя внимание следующие обстоятельства. У каждого третьего подростка наблюдается нарушение структуры семьи, что в 19,4 % случаев обусловлено разводом родителей, а в 14,8%—смертью одного из них. В 0,6% . случаев причиной распада семьи служит лишение родительских прав отца или матери. На момент обследования подростки в неполных семьях чаще всего проживали с одной матерью (15,8% семей) или с одним отцом (1,2%). В 11,3% семей есть отчим, а в 2,2%—мачеха. У 3,7% учащихся нет обоих родителей. К характеристике семьи можно добавить еще одно обстоятельство: имеют собственные незарегистрированные ^ семьи 0,4 % учащихся, а 0,3 % являются уже отцами.
Другой отрицательной характеристикой семьи является неумеренное употребление спиртных напитков родителями, что отмечено нами в
62.7 % семей. Обращают на себя внимание сведения о частоте алкоголизации взрослых членов семьи. Преимущественная частота употребления алкогольных напитков отцами составляет 1 раз в неделю и чаще (49,6%) матерями — несколько раз в год (54,5%). В какой-то мере частота потребления алкоголя отцами смягчается тем, что в 22,6 % случаев матери ведут трезвый образ жизни.
Таким образом, неумеренное употребление алкоголя родителями — нередкое явление в среде учащихся ПТУ и сельских школ, что соответствует данным других авторов [11, 15].
Низок и общеобразовательный уровень родителей. Свыше половины отцов и матерей имеют образование не выше 8 классов, и только у каждого десятого подростка они окончили училище, техникум или (редко) вуз.
Мастера производственного обучения отмети-
ли, что лишь около 7б родителей более или менее регулярно поддерживают связь с администрацией ПТУ, 7з делают это от случая к случаю, а почти половина родителей совершенно не интересуются успехами своих детей, не считая экстренных случаев.
В свою очередь все это сказывается и на состоянии опеки учащихся. В ряде случаев родители не проявляют должной воспитательной активности, слабо контролируют занятость своих детей. Недостаток воспитательной активности усугубляется еще и тем, что из-за производственной и домашней занятости у 33,1 % родителей практически не остается времени для общения с детьми. Необходимо отметить, что 46,3 % подростков с начала обучения в ПТУ большую часть времени оторваны от дома, так как проживают в общежитии, на квартирах, у родственников. Это в свою очередь усиливает имеющую место гипоопеку и безнадзорность, влияет на результаты обучения и посещаемости занятий, способствует алкоголизации подростков.
В связи с указанными выше отрицательными характеристиками как самих подростков, так и их родителей надо признать, что употребление и злоупотребление алкоголем среди учащихся является следствием нерешенных проблем в школе, училище и семейного неблагополучия. В результате хулиганство, пьянство, правонарушения, к сожалению, стали обычным явлением в сельских ПТУ Омской области, а к уголовной ответственности с отсрочкой приговора за последние 4 года привлечено вдвое больше ребят из ПТУ [5]. По нашим данным, каждый пятый подросток был зарегистрирован инспекцией по делам несовершеннолетних. На высокие показатели пьянства и правонарушений среди учащихся ПТУ указывают также и другие авторы [3, 4, 6, 10].
Исследованием установлено, что употребляют алкогольные напитки преобладающее большинство подростков. Только 17,1 % учащихся никогда не были знакомы с алкоголем; 63 % подростков употребляют алкоголь, но не злоупотребляют им, 10,2 % учащихся злоупотребляют алкоголем без отчетливо выраженных признаков алкоголизма и 9,7 % подростков больны алкоголизмом. Аналогичные сведения сообщают и некоторые другие исследователи [12, 14].
Несмотря на то что алкоголь употребляют 82,9 % подростков, всего 23,5 % родителей знают или догадываются, что их дети распивают спиртные напитки. Только в единичных случаях родители не отрицали злоупотребления алкоголем у сына или дочери, но чаще всего они скрывали этот факт или не придавали ему серьезного значения.
Не уменьшая роли санитарного просвещения в предупреждении болезни, в котором одинаково нуждаются учащиеся всех курсов, мы считаем, что для органов профтехобразования болзе
актуальны своевременное выявление подростков с ранними признаками алкоголизма, их обследование специалистами и постановка на профилактический или диспансерный учет.
Профилактика алкоголизма лишь тогда будет эффективной, когда она станет частью идейно-нравственного и политико-правового воспитания учащихся, проводимого всемЙ|заинтересованны-ми организациями и учреждениями, что требует совместной работы в этом направлении подростковой наркологической и психиатрической служб, инженерно-педагогических коллективов ПТУ, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних.
Литература
1. Бегунов В. ИДемидов В. И., Морозов М. //.//Организация наркологической помощи на промышленных предприятиях и в сельской местности. — М., 1984. — С. 84—91.
2. Гриненко А. Корчагина Г. А., Ильдейкин А. В. // Новые формы организации наркологической помощи и диспансеризации больных. — М., 1984. — С. 11—13.
3. Забрянский Г. И. Актуальные проблемы профилактики преступлений в сельской местности. — Краснодар, 1987.
4. Заварзин А. В. Предупреждение правонарушений на селе. — Воронеж, 1983.
5. Общая крыша еще не дом//Известия. — 1987. — 4 марта.
6. Истомина Г. М. // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978. — С. 66—74.
7. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С., Куимова И. Д. и др. // Всероссийский съезд невропатологов и психиатров, 4-й: Тезисы докладов. — М., 1980.— Т. 2. — С. 159—162.
8. Кочетков а Р. В.// Вопросы организации психиатриче-^ ской и наркологической помощи подросткам. — Тамбов,
1984. —С. 99—100.
9. Лежепекова Л. И., Капанадзе В. Г., Рубина Л. П., Строганов Ю. А. // Актуальные вопросы клинической и социальной реабилитации больных алкоголизмом. — М., 1979. —С. 63—69.
10. Лепеля О. К., Хасан Б. С.// Борьба с преступностью несовершеннолетних в условиях научно-технического прогресса. — Свердловск, 1982. — С. 52—60.
11. Лисицын Ю. П., Розенфельд Л. Г., Сидоров П. И. // Сов. здравоохр. — 1987. — № 3. — С. 37—43.
12. Макаров В. В. // Экономика и организация промышленного производства.— 1987. — № 1. — С. 118—143.
13. Нагаев В. В. // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. — Пермь, 1984.— Т. 2. — С. 96—99.
14. Полывяная М. Ю. // Актуальные проблемы наркологии. — Киев, 1986.— С. 18—19.
15. Сердюковская Г. И., Антонова Л. Т., Малахова А. Н. и др. // Режим труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. — Л., 1981. — С. 229—246.
Поступила 11.01.89
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 616-001-057:639.2}-02:616.89-008.441.13-084
Я. И. Сидоров, С. М. Пьянков, К. А. Шаповалов, А. Г. Калинин
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ РОЛЬ В СНИЖЕНИИ ТРАВМАТИЗМА РЫБАКОВ
Архангельский медицинский институт; Северная центральная бассейновая клиническая
больница им. Н. А. Семашко, Архангельск
Выделение конкретных профессиональных групп населения, подверженных высокой физиологической и социальной уязвимости в связи с употреблением алкоголя, — важный путь профилактики пьянства и алкоголизма. Распространенность алкоголизма среди рыбаков значительно выше, чем в береговых производственных коллективах.
Анализ медицинских карт стационарных больных из числа рыбаков, поступивших в хирургическое отделение Северной центральной бассейновой клинической больницы им. Н. А. Семашко (СЦБКБ) с 1975 по 1984 г., показал, что у плавсостава тралового флота в 39,2 % причиной травм и несчастных случаев являлось алкогольное опьянение. По поводу травм в состоянии алкогольного опьянения госпитализировались только мужчины. На возрастную группу 20—29 лет приходилось наибольшее число (60%) «алкогольных» травм. Молодые моряки поступали в стационар по поводу травм, полученных в состоянии алкогольного опьянения в 2,5 раза чаще, чем их коллеги в возрасте 30—39 лет, и в 5
раз чаще по сравнению с лицами в возрасте 40 49 лет.
Среди пострадавших рыбаков были представители всех служб жизнеобеспечения судна, но более половины составили члены службы эксплуатации. Сочетание употребления этанола и травм у плавсостава рыбопромыслового флота отмечалось у матросов в 42,8 % случаев, мотористов — 28,9 %, мастеров рыбообработки — 8,8%, механиков — 7,7%, поваров — 5%. Большинство «алкогольных» травм (96,6%) получены в непроизводственных условиях. Ситуации, в которых рыбаки после употребления этанола получали травмы, самые разнообразные. Наиболее характерны для них повреждения при выяснении личных отношений, в быту, в результате падения на улице при пешеходном движении и с высоты, в транспортно-автодорож-ных происшествиях. Повреждения, как правило, наносились тупыми предметами.
На осенний период приходилось большинство травм, связанных с употреблением этанола. Зимой число травм снижалось вдвое, а весной и
4
— 2(3