Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ»

«Пагубные традиции», «Алкоголь, семья, дети», «Это в ваших силах, женщины». Поскольку хранительницами домашнего очага являются женщины, для них большим тиражом мы издали памятку «Бытовое пьянство и роль женщины в борьбе с ним», «Мы и наше будущее».

Таким образом, проводимые в городе мероприятия по борьбе с пьянством и алкоголизмом меняют взгляды людей на существовавшие

многие годы алкогольные традиции. Все больше людей сознательно избирают для себя трезвый образ жизни. Вместе с тем наблюдающиеся в последнее время расширение сети торговых точек, а в ряде случаев увеличение объемов реализации алкогольных напитков выдвигают задачу новой активизации противоалкогольной пропаганды.

Поступила 17.04.89

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.816:377.35

Н. Б. Каратаева, И. Д. Паронян, Е. Н. Литвинова, Т. И. Широкова

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

УЧИЛИЩ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

л

ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, Москва

В настоящее время остается актуальным вопрос об употреблении алкогольных напитков молодежью, в частности учащимися профессионально-технических училищ (ПТУ). В ПТУ осуществляется подготовка к трудовой деятельности значительной части молодежи, будущих квалифицированных рабочих.

Работу по антиалкогольному воспитанию подрастающего поколения следует рассматривать как единую систему, которая должна включать в себя антиалкогольное воспитание в семье, и в период обучения в школе. Работа с учащимися ПТУ должна быть продолжением работы со школьниками и опираться на знания и привычки, сформированные в школе [1].

Основой успешной работы с учащимися ПТУ служит такая организация ее, при которой осуществляются принципы преемственности и последовательности в усложнении материала, диффе-ренцированности в отборе содержания (его объема, сложности и т. д.) и выборе методов обучения в зависимости от возраста подростков [2]. Особенности учащихся системы профтехобразования определяются не только динамикой морфофункциональных показателей, присущих этому возрасту, но и тем, что при поступлении в училище изменяются условия деятельности — к учебной нагрузке присоединяются обучение профессии, производительный труд. Подросток приобретает большую, чем у школьника, самостоятельность, изменяется его ближайшее социальное окружение. Зачастую подросток для обучения покидает дом, переезжает по месту учебы, поселяется в общежитии. Все эти изменения быта влекут за собой изменения режима труда и отдыха, питания, форм и характера досуга.

Учитывая вышесказанное, можно было предположить, что изучаемая группа молодежи имеет определенные социально-гигиенические предпосылки для приобщения к алкоголю, формиро-

вания у них положительйого или отрицательного отношения к употреблению алкогольных напитков. Это может сыграть свою роль в выборе методов и средств антиалкогольного воспитания в ПТУ [3].

С целью изучения данного вопроса было проведено обследование 1002 учащихся ПТУ, обучающихся массовым профессиям в разных регионах страны. Работу проводили в основном с мальчиками, так как преимущественно изучали мужские массовые профессии. Испытуемых опрашивали с помощью специально разработанных анкет, вопросы которых предусматривали получение социодемографических сведений, данных об отношении к употреблению алкогольных напитков, сроках и условиях начала употребления алкоголя, осведомленности о его свойствах, об отношении к существующим методам и средствам антиалкогольного воспитания.

* * _ _ • 0

■ •

В учебных группах проводили также собеседования и дискуссии, позволяющие установить у учащихся степень убежденности, умение аргументировать негативное отношение к алкоголю. Дискуссия в тесном контакте с ближайшим социальным окружением, доподлинно знавшим истинное положение дел, позволяла со значительной степенью достоверности оценить общее состояние группы, правдивость высказываний отдельных учащихся. Полученные из анкет данные (о возрасте приобщения к алкоголю, кратности употребления за определенный отрезок времени, дозах и степени опьянения) обрабатывали на месте обследования и сопоставляли с данными, имеющимися у администрации училища, педагогов, воспитателей, а также в отделениях милиции (в том числе в детских комнатах милиции) и медицинских вытрезвителях.

Все обследованные учащиеся в зависимости от возраста распределились следующим образом: 15 лет —28,6 %, 16 лет — 29,4 %, 17 лет —23,7 %

Осведомленность учащихся ПТУ о влиянии алкоголя на организм человека

Таблица 1

Группа обследованных

Распределение обследуемых по ответам на вопросы, %

вредно ли употребление малых доз алкоголя? на какие органы и системы человеческого организма в большей степени действует алкоголь?

да нет не знаю на сердце на легкие на желудочно-кишечный тракт на нервную систему на половую систему на все органы и системы не знаю

Употребляющие алкоголь Пробовавшие алкоголь Непьющие

34,9 59,0 61,5

40,2 22,4 13,4

24,9 18,6 25,1

24,3 20,5 19,5

3,6 3,2 3,2

10,1 9,6 8,0

28,4 28,2 18,7

14,2 12,8 10,2

41,4 53,2 45,7

15,4 12,8 10,4

и 18 лет и старше—18,3%. Среди этих учащихся на I курсе обучались 39,8 %, на II — 32,7 %, на III — 27,5 %.

Дальнейшая обработка материала показала, что в зависимости от выделенных трех основных рубрикаций: отношение к употреблению алкогольных напитков; не употребляющие алкоголь; употребляющие с разной степенью регулярности — нет существенных различий в распределении по возрастным и учебным группам, нет и существенной динамики в увеличении числа употребляющих алкогольные напитки. Можно полагать, что обследуемая возрастная группа 15— 17 лет имеет уже определенное отношение к употреблению алкогольных напитков.

Группа употребляющих алкогольные напитки оказалась самой большой — 63,8 %, знакомых со вкусом алкоголя (пробовавших) было 29,3 %, не употребляющих алкогольные напитки — 13,9 %. Среди учащихся, ответивших «Употребляю алкогольные напитки», большинство (32,6 %) делают это эпизодически во время праздников и семейных торжеств; помимо того, есть группа учащихся (16,8 %), которые употребляют алкогольные напитки без всякого повода или при встречах с друзьями.

Большинство опрошенных учащихся узнало вкус алкоголя после 10 лет. Впервые попробовали алкогольный напиток в 11 —14 лет 27,9 %, а в 15—16 лет — 60,8% учащихся, т. е. приобщение к употреблению спиртного у большей части подростков происходит во время учебы в ПТУ на первом и втором годах обучения. Полученные данные не корреспондируют с результатами, полученными ранее при опросе школьников, которые указывали, что они в 53,8 % случаев узнали вкус алкоголя в младших классах школы.

Однако в процессе дискуссий выяснилось, что,

говоря о знакомстве со вкусом алкоголя, уча-

• •

щиеся ПТУ отмечают срок первого употребления алкоголя с явлениями выраженного опьянения, а не употребления малых доз в семье, как было установлено при опросе школьников. Можно полагать, что вследствие приобретения относительной

самостоятельности, вхождения в среду взрослых людей изменяются и оценочные суждения учащихся ПТУ — они говорят не о вкусе алкоголя, а о его опьяняющем эффекте.

Осведомленность учащихся о влиянии алкоголя на организм человека определялась с помощью двух вопросов: «На какие органы и системы человека в большей степени действует алкоголь?» и «Вредно ли употребление малых доз алкоголя?» Ответ на второй вопрос является косвенным показателем сформированности отношения к употреблению алкогольных напитков. Так, отрицательный ответ на этот вопрос свидетельствует о положительной установке на употребление алкоголя, хотя не всегда может сопровождать фактическое его употребление. Ответ же «Не знаю» говорит о несложившейся установке на трезвость. Эти данные представлены в табл. 1.

У двух третей учащихся группы, употребляющих алкогольные напитки, или сформирована положительная установка на употребление алкоголя, или нет четкой установки. Среди пробовавших только половина имеют положительную или не-сформированную установку на потребление алкоголя. Таким образом, в группах употребляющих и пробовавших есть определенная часть лиц, имеющих предпосылки к успешному формированию установки на трезвость.

При проведении противоалкогольной воспитательной работы следует учитывать, что не у всех употребляющих алкоголь сформирована установка на его употребление, равно как и среди непьющих есть группа риска — учащиеся с еще не сформированной установкой на трезвость.

Данные табл. 1 показывают, что степень осведомленности о вредном воздействии употребления алкоголя невысока во всех трех группах. Почти половина опрошенных заявили, что алкоголь действует на все органы и системы человека. Ответы на этот вопрос сходны во всех трех группах.- Однако в группе пьющих больше всего ответов «Не знаю», т. е. уровень знаний о воздействии алкоголя на организм человека у обследованных учащихся достаточно высок, однако эти знания у многих из них еще не

Таблица 2 -

• к

Отношение учащихся ПТУ к различным методам и средствам

антиалкогольной пропаганды (в %)

Группа обследованных Кинофильмы, телепередачи Лекции, беседы Стенгазеты, «молнии» Расширение спортив-но-мас- $ совой работы Беседы с родителями

Пьющие 59,2 16,0 11,2 52,1 11,2

Пробовав- 41,0 18,0

шие 66,0 26,3 19,2

Непьющие 56,4 32,4 12,8 42,0 20,9

стали убеждениями, на их основе не сформирована установка на трезвость.

При осуществлении антиалкогольного воспитания следует не только сообщать информацию о вреде алкоголя, но и при помощи различных средств формировать установку на трезвость. Данные об отношении учащихся ПТУ к существующим средствам и методам антиалкогольной пропаганды подтверждают это. Так, 93,3 % учащихся смотрели кинофильмы, телепередачи о влиянии алкоголя на человека; 89,4 % учащихся читали брошюры, статьи, памятки, буклеты, видели плакаты о вреде алкоголя; 54,7 % учащихся слушали лекции по антиалкогольной тематике.

При оценке средств, которыми, по мнению учащихся, необходимо пользоваться, при осуществлении воспитательного воздействия, наиболее эффективными были названы кинофильмы, телепередачи о вреде употребления алкоголя (60,5 %), увеличение масштабов спортивно-массовой работы (45 %), лекции, беседы с учащимися (24,9 %). Данные об отношении учащихся к разным методам и средствам антиалкогольной пропаганды представлены в табл. 2.

Во всех группах наиболее эффективными средствами воздействия оказались кинофильмы и телепередачи. Это свидетельствует о том, что учащиеся выбирают наиболее яркие, образные, эмоциональные, доступные для восприятия средства воздействия. Подростки подчеркивают также особую роль в антиалкогольном воспитании так называемой «отвлекающей терапии» — организацию интересного, полезного досуга, расширение спортивно-массовой работы. Судя по ответам, в училищах недостаточно хорошо поставлена спортивно-массовая работа, учащиеся испытывают трудности в организации и проведении досуга.

Подростки из группы пьющих оказывают предпочтение неиндивидуализированным методам воздействия, в которых отсутствует непосредственный контакт между субъектом -и объектом воздействия,— кинофильмам и лекциям. Наименьший интерес вызывают у них такие средства, как беседы с ними, беседы с родителями, «молнии», т. е. эти учащиеся не хотят, чтобы с

ними проводили индивидуальную работу, воздействовали с учетом уже сложившегося отношения к употреблению алкогольных напитков. Они защищаются от таких методов воспитания, которые могут изменить их установку на употребление алкоголя.

В группе пробовавших алкогольные напитки сохраняется такое же, как и в предыдущей, соотношение предпочитаемых средств, однако значительно большее количество учащихся считает эффективными средствами беседы, лекции, стенные газеты, работу с родителями. У них еще неокончательно сложилось положительное отношение к употреблению алкогольных напитков, поэтому умелая, дифференцированная система воспитательного воздействия, учитывающая индивидуальные особенности этой категории учащихся, может привести к формированию установки на трезвость.

В группе подростков, не употребляющих алкогольные напитки, на беседы с родителями как одно из предпочитаемых средств воспитательного воздействия указывают в 2 раза больше подростков, чем в группе пьющих.

Анализ результатов опроса в сопоставлении с результатами собеседований и бесед свидетельствует о том, что главной задачей воспитания подростков — учащихся ПТУ должно стать формирование установки на трезвость. Эта работа прежде всего должна начинаться с устройства быта, приучения к соблюдению режима, помощи в правильной организации досуга, реализации возможности заниматься физической культурой.

* Т | \ Ч1.^ « 1 | м • • в > . V т '' ^

Собственно воздействие по антиалкогольному воспитанию не должно ограничиваться простым сообщением сведений о влиянии алкоголя на организм человека, социальных последствиях употребления спиртного. Все мероприятия следует проводить дифференцированно, учитывая возрастные, индивидуальные, психологические особенности учащихся, сложившийся к данному возрасту алкогольный опыт. Так, в группе учащихся, употребляющих алкогольные напитки, следует сначала проводить психолого-медицинское воздействие, а затем санитарно-просветительное, отдавая предпочтение формам и методам, активно формирующим отношение к алкоголю — ролевым играм, решению ситуационных задач.

В группе подростков, пробовавших и непьющих, помимо санитарно-просветительного воздействия, большое значение имеет обучение подростков рациональной организации досуга. Воспитательная работа с учащимися должна сопровождаться работой с родителями, особенно на младших курсах.

Во всех группах сообщение знаний о воздействии алкоголя надлежит сочетать со средствами воспитательного воздействия, которые дают возможность для актуализации полученных знаний, успешного перехода формальных знаний в

стойкие убеждения, привычки поведения. Использующиеся в процессе обучения и воспитания наглядные средства должны соответствовать уровню познавательной деятельности подростков, быть интересными для учащихся, занимательными, доступными, эмоциональными.

Только такой подход позволит успешно проводить антиалкогольное воспитание учащихся ПТУ.

Ф

Литература

1. Копыт Н. Я-, Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма.— М., 1986.— С. 92—163.

2. Малинская Н. И., Каратаева И. Б., Паронян И. Д. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1983.— № 3.— С. 22—25.

3. Малинская И. И., Каратаева И. Б., Паронян И. Д., Литвинова Е. И. // Гиг. и сан.— 1985.— № 12.— С. 36—38.

Поступила 16.03.89

Общие вопросы гигиены

#

Л. А. БОЧКАРЕВА, 1990 УДК 614.78:613.121-07

Л. А. Бонкарева

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ в ДОМАХ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА В IV КЛИМАТИЧЕСКОМ

РАЙОНЕ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент

При жилищном строительстве в Узбекистане, в частности в Ташкенте, в настоящее время предпочтение отдается многоэтажным домам, в том числе домам повышенной этажности [1], которые в малой степени отвечают природно-клима-тическим, национальным и демографическим особенностям региона. Вместе с тем социолого-гигиенические исследования, проведенные у нас в стране, указывают на стремление жителей как малых, так и больших городов к малоэтажной застройке [3], наиболее полно отвечающей социальным потребностям населения. В жилищном строительстве развитых капиталистических стран, таких как Япония, ФРГ, Швейцария, уже сегодня доля малоэтажной застройки (1—3 этажа) составляет 60—70 %.

Наше мнение привлекла серия высотных домов, которыми в настоящее время застраива-

ются центры некоторых жилых районов Ташкента. Целью данной работы было определение степени влияния на человека условий проживания в высотном доме на фоне повышенных тепловых нагрузок.

Натурные исследования проводили в высотном 20-этажном жилом доме летом 1987 г.; они предусматривали изучение физических факторов среды, а также некоторых реакций терморегуляции (температура тела, кожи в 5 точках; частота сердечных сокращений и дыхательных движений, артериальное давление) и психогигиенических тестов (скорость зрительно-моторной реакции — СЗМР, функции и устойчивости внимания). Испытуемыми явились практически здоровые лица в возрасте 30—45 лет (всего 10 человек), проживающие в этом доме на разных этажах. На период исследований все они не рабо-

Таблица 1

Температурные показатели у испытуемых, проживающих на различных этажах 20-этажного жилого дома, при наружной

температуре воздуха 30—32 °С

Статистический показа-• тель 2-й этаж 5-й этаж 9-й этаж 18-й этаж

температура кожи, °С градиент лоб — КИСТЬ температура кожи, °С градиент лоб — КИСТЬ температура кожи, °С градиент лоб — КИСТЬ температура кожи, °С градиент лоб — КИСТЬ

лоб КИСТЬ лоб КИСТЬ лоб КИСТЬ лоб КИСТЬ

П 20 20 21 21 ф 24 24 32 32

М 32,1 31,7 0,4 32,5 32,5 0,3 32,7 32,4 0,3 33,5 33,9 -0,4

±т 0,26 0,12 0,27 0,19 0,02 0,19 0,05 0,08

• * 3,36 2,2 0,74 0,74 15,1 7,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р <0,001 >0,01 >0,05 >0,05 <0,001 <0,001 •

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.