ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
Научная статья УДК 316.33
doi: 10.18522/2687-0770-2024-1-16-22
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НОМОФОБИИ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Мариана Юрьевна Локова 1Н, Марина Нурадтиновна Ханова 2, Мадина Руслановна Захохова 3
1 2' 3 Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, Россия
1 1окоуа@шай.гин
Аннотация. Исследуются социальные последствия проблем номофобии и интернет-зависимости молодежи. Рассматриваются особенности развития сетевых технологий. Анализируются структурные изменения в мировоззрении российской молодежи, ее адаптации к новым реалиям жизненного пространства. Номофобия определяется как способность человека зависеть от технологий, отмечаются конструктивные и деструктивные последствия данного явления. Затрагивается вопрос о свободе человека в цифровом пространстве. Изучается роль информационных технологий в формировании идентичности молодого человека. Подчеркивается, что номофобия и интернет-зависимость -это внешнее проявление внутренних проблем ребенка, в связи с чем необходимо в первую очередь обратить внимание на взаимоотношения внутри семьи.
Ключевые слова: номофобия, молодежь, идентичность, семья, информационное общество, Интернет, интернет-зависимость, ценности, коммуникация, свобода, социальный протест, профилактика
Для цитирования: Локова М.Ю., Ханова М.Н., Захохова М.Р. Социально-философский анализ проблем номофобии и интернет-зависимости // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 1. С. 16-22.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF NOMOPHOBIA AND INTERNET ADDICTION
Mariana Yu. Lokova 1KI, Marina N. Khanova 2, Madina R. Zakhokhova 3
1 2 3 Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia
1 1оkо[email protected]н
Abstract. The social consequences of the problems of nomophobia and Internet addiction among young people are explored. The features of the development of network technologies are considered. Structural changes in the worldview of Russian youth and their adaptation to the new realities of living space are analyzed. Nomophobia is defined as a person's ability to depend on technology, and the constructive and destructive consequences of this phenomenon are noted. The issue of human freedom in the digital space is raised. The role of information technology in the formation of a young person's identity is studied. It is emphasized that nomophobia and Internet addiction are an external manifestation of a child's internal problems, and therefore it is necessary first of all to pay attention to relationships within the family.
Keywords: nomophobia, youth, identity, family, information society, Internet, Internet addiction, values, communication, freedom, social protest, prevention
© Локова М.Ю., Ханова М.Н., Захохова М.Р., 2024
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
For citation. Lokova M.Yu., Khanova M.N., Zakhokhova M.R. Social-Philosophical Analysis of the Problems of Nomophobia and Internet Addiction. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(1):16-22. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Процессы глобальной информатизации общества, стремительное развитие цифровых технологий предлагают молодому человеку разнообразные возможности для новых видов деятельности. Всемирная сеть Интернет меняет способы взаимодействия «человека с природой и техникой, приобретая особую амбивалентность» [1, с. 131].
Активно развивающиеся в настоящее время сетевые технологии характеризуются рядом особенностей, которые актуализировали социально-философский анализ структурных изменений в мировоззрении российской молодежи, ее адаптации к новым формам коммуникации, образования и жизненного пространства в целом.
Целью исследования является социально-философский анализ проблем номофобии и интернет-зависимости, который, на наш взгляд, может обеспечить глубокое понимание причин, лежащих в основе использования молодыми людьми смартфонов и Интернета, и предложить фундаментальные принципы для создания более конструктивной цифровой среды. Такое исследование - важнейшее условие для построения прогнозов будущего всего российского социума. Ставка на молодежь - это императив современной российской истории, что всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Именно молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает дух времени [2]. Исторические, социальные и научно-технические реалии современности существенно повлияли на ее мировоззренческие установки.
Проблеме интернет-зависимости посвящено достаточно большое число зарубежных научных трудов, где авторы исследуют диагностические критерии, характерные физические и психологические симптомы, рассматривают возможности формирования интернет-зависимости на базе других форм зависимого поведения, предлагают методы лечения [3-6].
Однако первостепенное значение в изучении интернет-зависимости современной российской молодежи имеет отечественный опыт. За последние десятилетия разработаны собственные критерии, исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей и культуральные особенности пользователей русскоязычного Интернета. Так, А.Е. Войскунский с соавторами рассматривает данную проблему в контексте поведенческих и технологических зависимостей, исследует вопросы идентичности в связи с развитием компьютерных сетевых структур [7, 8].
Отечественными учеными выделена концепция «растворенности» и «нерастворенности» в Сети на основе количества времени, проведенного в Интернете, выявлено влияние интернет-зависимости на такие аспекты, как личностная идентичность, развитие личности, формирование представлений о себе и других, эмоциональное состояние, а также самосознание зависимого индивида [9].
Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованию социальных процессов, связанных с использованием Интернета молодыми людьми, остается недостаточно изученной относительно недавно появившаяся проблема номофобии - страха остаться без мобильного телефона. Он становится для человека главным средством связи с внешним миром. Появляется страх расстаться с телефоном, который, на его взгляд, является единственным способом компенсировать одиночество или неумение вступать в непосредственный контакт с другими людьми [10]. Это новый элемент культуры потребления, который демонстрирует способность человека зависеть от технологий и заставляет его жить в мире фрагментированного времени и пространства.
Актуальность проблемы в мировом масштабе подтверждается и различными глобальными исследованиями. Так, например, данные опроса, проведенного в 2017 г. международной исследовательской компанией GfK в 17 странах, включая Россию, показывают растущую зависимость от использования технологий (своего мобильного, компьютера, ТВ и т.д.). Сложнее всего отказаться от гаджетов подросткам в возрасте 15-19 лет - 44 %. В старших возрастных группах зависимость от технологий уже меньше: 38 % - у пользователей старше 30 лет и 29 % - в группе 40-49 лет.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
Такие цифры вызывают особую тревогу, так как именно эта категория пользователей имеет зависимых детей-подростков [11].
Текущая статистика показывает растущую из года в год зависимость от телефонов. В США отмечают рост случаев номофобии среди молодых людей в возрасте 18-24 лет [12]. В 2012 г. номофобами среди них можно было назвать 77 %, в 2020 г. - 89 %. В России номофобами можно назвать 60 %. Они признаются, что берут с собой телефон везде, причем 52 % - даже в ванную и туалет [13].
Необходимо отметить, что не только социальные связи подвержены изменениям. Номофобия способствует нарушению законов времени, пространства и сознания. Современный человек не может представить свою жизнь без мобильного устройства. Он постоянно входит в социальную сеть и получает информацию в режиме реального времени. Такая зависимость от технологий неизбежно ведет к изоляции, эмоциональному отчуждению и потере коммуникативной способности.
С фокусом на цифровой связности возникают новые нормы в области социальных отношений. Виртуальная связь и онлайн-общение могут изменять традиционное представление о коммуникации и личных взаимоотношениях. Если в прошлом люди общались лично и использовали различные формы коммуникации, то в современном обществе этот процесс происходит все чаще с помощью социальных сетей и мессенджеров. В результате изменения структуры коммуникаций происходит трансформация ценностей и ценностной иерархии [14]. Это не просто культурный или социальный тренд, это последствие технологической революции. «Когда мир людей оказывается проникнут технической целесообразностью, то при этом и сама техника обязательно оказывается проникнута целесообразностью человеческой - на благо и во зло» [15, с. 54].
В центре внимания философского рассмотрения проблемы номофобии находится также вопрос о свободе человека. Интернет как информационная среда открывает огромные возможности для свободы слова и самовыражения. Ранее доступ к публикации информации ограничивался финансовыми и организационными преградами, но с появлением Интернета каждый может легко опубликовать свои мысли и идеи для широкой аудитории, не имея специальных ресурсов или связей. Это приводит к возрастанию свободы индивида в выражении своих взглядов и идей.
В то же время под влиянием номофобии люди становятся привязанными к смартфонам и Интернету, что может привести к потере контроля над своим временем и вниманием. Такие пользователи, отвлекаясь от реальных проектов и целей, в конечном итоге забывают о собственном развитии и самореализации. Зависимость от постоянного онлайн-присутствия снижает их способность к самостоятельному принятию решений и контролю над своей жизнью. Интернет становится средством удержания человека вне процессов деятельности, замещая целеполагание и самоопределение. Это вызывает вопрос о том, насколько тот свободен в интернет-пространстве, когда его действия могут быть под влиянием алгоритмов, созданных для максимизации вовлеченности в Сеть, а не для личного блага.
Свобода информации и выражения может вызвать конфликты с традиционными нормами, когда пользователь забывает об ответственности за распространение той или иной информации. И это уже вопрос нравственности и этики. Но как обеспечить баланс между свободой выражения и защитой авторских прав, как предотвратить злоупотребление свободой в Интернете в ущерб обществу?
С другой стороны, технические устройства и Интернет - не только среда личностного и делового общения, но и среда для образования. Они создают необходимые условия для эффективного и динамичного развития молодых людей. Мы все помним, как в марте 2020 г. в связи с пандемией не только учебный процесс, но и все сферы жизнедеятельности были переведены в онлайн-пространство. Тогда именно Интернет и цифровые технологии пришли на помощь [16, с. 11].
Важно отметить, что современный человек ежедневно пропускает через себя больше информации, чем способен усвоить его мозг, который никогда раньше с подобным не сталкивался. В результате возникает целый набор негативных последствий: усталость, эмоциональное выгорание, перманентная зависть и неудовлетворенность своей жизнью. А это значит, что информационно-технологическая среда как таковая содержит и потенциальную опасность деформаций в структуре личности молодого человека, ее социальной адаптации. Чрезмерное использование смартфонов приносит неизвестные прежде психические расстройства и болезни [17, с. 59].
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
Номофобия и непреодолимое влечение к Интернету препятствуют культурному и духовному развитию молодых людей, ведут к ограничению интересов, лишают их здоровых социальных потребностей. Постепенно нарушается процесс функционирования сознания и, как следствие, проявляется снижение когнитивных функций. Другими словами, зависимость от гаджетов и Интернета может создать иллюзию свободы, превращая человека в пленника собственных технологических привязанностей.
Кроме того, Интернет может усиливать социально опасные явления современной жизни, увеличивая, например, коммуникацию тоталитарных сект, спецслужб, преступных объединений. Так, в Кабардино-Балкарской Республике, по данным регионального управления Следственного комитета, в 2020 г. были возбуждены уголовные дела по преступлениям с использованием Интернета, которые совершены в отношении детей [18].
Глубокая связь между человеком и его технологическим «я» поднимает вопросы о том, как мы определяем свою личность в цифровой эпохе. Поэтому еще одним важным аспектом философского анализа номофобии и интернет-зависимости, на наш взгляд, является их роль в формировании идентичности молодого человека, потребность в которой - источник всех человеческих устремлений, чтобы осознать себя как уникальное существо и иметь стабильное представление о себе.
Э. Фромм отмечает, что жажда самоидентичности настолько фундаментальна и сильна, что для человека становится сложно считать себя здоровым без удовлетворения этой потребности [19, с. 314]. Данная потребность в сравнении себя с общностью коренится в глубинах человеческой природы, вытекает из основных условий нашего существования и является движущей силой всех устремлений.
Чрезмерное использование смартфонов и Интернета приводит к тому, что люди могут терять чувство собственной индивидуальности и становиться слишком зависимыми от внешних воздействий и социальных сетей, что в конечном итоге искажает их представление о себе. Это также может привести к отдалению от реальных социальных взаимодействий и утрате настоящих связей, вызывая ощущение потери или изменения в общественной идентичности. Новые технологии играют роль и в ценностном аспекте формирования личности. Страдающим от номофобии и интернет-зависимости требуются одобрение и внимание в социальных сетях. Отсутствие таковых может привести к низкой самооценке, беспокойству и неуверенности в собственной личности и идентичности, что влияет на ощущение своей ценности в обществе.
В целях предотвращения этих проблем в декабре 2023 г. президент России В.В. Путин подписал закон «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании"», где зафиксирован запрет на использование смартфонов во время учебных занятий [20]. Как показал опыт предшествующих десятилетий, запреты не могут ничего изменить. Молодежь всегда критически относится к разного рода запретам, со временем это отношение трансформируется первоначально в скрытый, а потом в открытый социальный протест [21]. Кроме того, современная молодежь - это поколение, для которого цифровые технологии - естественная среда, общение в виртуальном пространстве - их способ коммуникации с миром. Сужение пространства свободы в молодежной среде воспринимается и будет всегда восприниматься крайне негативно, с возрождением всех (в том числе деструктивных) форм молодежного протеста [2, с. 154]. «Важно, - заметил К. Лэш, - чтобы была свобода выбора, наличествовала, тогда как на практике, в том или ином конкретном случае, она вполне может сводиться к воздержанию от выбора» [22, p. 38].
Для того чтобы лечение номофобии и интернет-зависимости было эффективным, необходимо в первую очередь искоренение причин их появления, так как они, как и любая другая форма зависимости, - это внешнее проявление каких-то внутренних проблем. Формирование личности, становление характера происходит в детском и подростковом возрасте. В связи с этим необходимо обратить внимание на взаимоотношения внутри семьи.
Там, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, неискренностью, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом и рано теряют потребность в общении с родителями. Разрушительные отношения между старшим поколением и младшим часто имеют свои корни в широком спектре общественных проблем, таких как социальные нормы, культурные ожидания, экономические факторы и многое другое. Под их влиянием возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
Есть и другая крайность - гиперопека, которая также может принести множество страданий и горя и родителям, и детям, и обществу в целом. Гиперопека в детстве способствует появлению инфантильных, неуверенных в себе, неспособных принимать решения и нести ответственность за свои поступки людей. В итоге формируется личность, которую характеризуют сниженное чувство самоценности, нарушенная идентичность. В таких случаях необходима психологическая поддержка молодых людей, и в первую очередь со стороны родителей [13].
В связи с этим Кабардино-Балкарской региональной общественной организацией «Молодежный интеллектуальный клуб "АйКлаб"» при поддержке Министерства по делам национальностей и общественным проектам КБР в 2022 г. была реализована образовательно-тренинговая программа «Профилактика интернет-аддикции и номофобии в семьях с детьми-подростками», включающая интерактивные просветительские лекции и практические занятия. Цель программы -освоение родителями психологических знаний и навыков, необходимых для профилактики но-мофобии и интернет-зависимости у детей по следующим тематическим направлениям: «Новое поколение и их миры. Жизнь в Сети или где живут ваши дети», «Ограничивать или нет? Как отличить проблемную зависимость от искреннего интереса?», «Формирование навыков определения зависимости у детей». Были разработаны и изданы методические рекомендации по профилактике интернет-аддикции и номофобии для родителей и детей.
Проблема интернет-зависимости и номофобии будет только нарастать, если не предпринять различные меры профилактики этих явлений. Можно ожидать появления все большего числа молодых людей, имеющих изменения в состоянии сознания и функционировании головного мозга, с ограниченными способностями к обучению и аналитическому мышлению, импульсивных и асоциальных, не имеющих навыков реального общения и испытывающих стресс в общении с новыми людьми.
Когда-нибудь человек сможет справляться со своими эмоциями и не зависеть от технологий. Однако сегодня мы еще не готовы к этому. Мы постоянно ищем любые пути, чтобы оставаться на связи с другими людьми. Интернет не заменит живого общения. Философская мысль гласит, что только в соотнесении с миром возможно быть человеком. Именно таким образом давал определение «бытию здесь» Хайдеггер. Понятие Person он заменил на слово Dasein, чтобы показать, что «я» не могу быть, если «я» не связан с «ты» или с «это» [16, с. 11].
Быть в мире - значит быть в связи с чем-то или кем-то другим. Человек познает себя, развивается, благодаря встрече с другим. И если он живет в этой согласованности, тогда он действительно существует, и тогда он уже не одинок.
Таким образом, социально-философский анализ личности молодого человека в цифровой эпохе поднимает широкий спектр вопросов, связанных с взаимодействием с информационными технологиями. Номофобия и интернет-зависимость - это не просто технические явления, но и философская проблема, требующая внимания в первую очередь к вопросам взаимоотношений внутри семьи, к вопросам свободы, идентичности и самоопределения молодого человека в контексте цифровой революции. Философский взгляд на этот синдром позволяет глубже понять его корни и последствия для человеческого бытия. Номофобия и интернет-зависимость свидетельствуют о том, что информационные технологии уже сильно влияют на нашу жизнь, и нам нужно научиться жить в этом новом мире.
Список источников
1. Касавина Н.А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55, № 4. С. 129-142.
2. Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. 167 с.
3. Иванюшкин И.А. Интернет-зависимость: социокультурный контекст. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/internet-zavisimost-sotsiokulturnyy-kontekst-pediatricheskie-aspekty/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
4. Янг К. Диагноз «интернет-зависимость». URL: https://cyberpsy.ru/articles/young-intemet-addiction/ (дата обращения: 27.02.2024).
5. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении. URL: https://cyberpsy.ru/articles/frindte-self-construction-in-cmc/ (дата обращения: 27.02.2024).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
6. Сулер Дж. Компьютерная и интернет-зависимость. URL: https://cyberpsy.ru/articles/suler-cyberaddiction/ (дата обращения: 27.02.2024).
7. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительноо к поведению в интернете. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer07.php (дата обращения: 27.02.2024)
8. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. 2013. Т. 10, № 2. С. 98-121.
9. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь, 2009. 224 с.
10. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Патологические психические зависимости как междисциплинарная проблема. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patologicheskie-psihicheskie-zavisimosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-problema (дата обращения: 16.01.2024).
11. Исследование GfK: Зависимость от технологий. URL: https://www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-zavisimost-ot-tekhnologii (дата обращения: 16.01.2024).
12. Сон, сонливость и гигиена сна, связанные с номофобией (фобией мобильных телефонов). URL: https://academic.oup.com/sleep/article/43/Supplement_1/A71/5847381?login=false (дата обращения: 17.01.2024).
13. Исследование: сколько в России номофобов. URL: https://knife.media/phone-survey/ (дата обращения: 15.01.2024).
14. Засурский И. Система троечников будет снесена. URL: https://aurora.network/articles/39-nauka-i-obrazovanie/56823-sistema-troechnikov-budet-snesena (дата обращения: 17.01.2024).
15. БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. С. 54-58.
16. Локова М.Ю., Ханова М.Н., Захохова М.Р. Феномен одиночества в молодежной среде // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2021. № 1. С. 8-13.
17. Назарова Л.Н. Социология психиатрии: школьная дезадаптация как предпосылка компьютерной и игровой зависимости // Наркология. 2015. № 8. С. 59-65.
18. Опасность интернета и соцсетей для подростков. URL: https://vestikbr.ru/news/opasnost-interneta-i-socsetej-dlja-podrostkov/ (дата обращения: 16.01.2024).
19. Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: АСТ, 2008. 314 с.
20. Новые законы в России, декабрь 2023. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/ 658174019a794779fd301cad?from=copy (дата обращения: 17.01.2024).
21. Lokova M.Yu., Khanova M.N., Azamatova G.K., Vindizheva A.O., Reshetnikova N.N. Social Consequences of the Impact of Information Technologies on the Values of Modern Youth in the Conditions of the Global Financial and Economic Crisis // The Future of the Global Financial System: Downfall of Harmony. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland AG, 2018. Vol. 57. P. 176-182.
22. Lasch C. The minimal self: psychic survival in troubled times. New York: W.W. Norton, 1984. 301 p.
References
1. Kasavina N.A. Human and technique: ambivalence of electronic culture. Epistemologiya i filosofiya nauki = Epistemology and Philosophy of Science. 2018;55(4):129-142. (In Russ.).
2. Lokova M.Yu. Structural transformation of value orientations of young people in the modernizing Russian society. Dissertation Thesis. Moscow, 2007. 167 p. (In Russ.).
3. Ivanyushkin I.A. Internet addiction: socio-cultural context. Available from: https:// cyberlenin-ka.ru/article/n/internet-zavisimost-sotsiokulturnyy-kontekst-pediatricheskie-aspekty/viewer [Accessed 26th February 2024]. (In Russ.).
4. Yang K. Diagnosis of Internet addiction. Available from: https://cyberpsy.ru/articles/young-internet-addiction/ [Accessed 27th February 2024]. (In Russ.).
5. Frindte V., Keler T. Public construction of the self in computer-mediated communication. Available from: https://cyberpsy.ru/articles/frindte-self-construction-in-cmc/ [Accessed 27th February 2024]. (In Russ.).
6. Suler G. Computer and Internet addiction. Available from: https://cyberpsy.ru/articles/suler-cyberaddiction/ [Accessed 27th February 2024]. (In Russ.).
7. Voiskunsky A.E. The concepts of dependency and presence as they apply to online behavior. Available from: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer07.php [Accessed 27th February 2024]. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
8. Voiskunsky A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.Yu. Network and real identity: comparative study. Psikhologiya = Psychology. 2013;10(2):98-121. (In Russ.).
9. Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. Internet addiction: psychological nature and dynamics of development. Moscow: AkropoF Publ.; 2009. 224 p. (In Russ.).
10. Andreev I.L., Nazarova L.N. Pathological mental dependencies as an interdisciplinary problem. Available from: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/pato1ogicheskie-psihicheskie-zavisimosti-kak-mezhdistsip1inarnaya-problema [Accessed 16th January 2024]. (In Russ.).
11. GfK Study: Technology addiction. Available from: https://www.gfk.com/ru/press/iss1edovanie-gfk-zavisimost-ot-tekhnologii [Accessed 16th January 2024]. (In Russ.).
12. Sleep, sleepiness, and sleep hygiene related to nomophobia (no mobile phone phobia). Available from: https://academic.oup.com/sleep/article/43/Supplement_1/A71/5847381?login=false [Accessed 17th January 2024]. (In Russ.).
13. Research: how many nomophobes are there in Russia. Available from: https://knife.media/phone-survey/ [Accessed 15th January 2024]. (In Russ.).
14. Zasursky I. The C grade system will be demolished. Available from: https://aurora.network/articles/39-nauka-i-obrazovanie/56823-sistema-troechnikov-budet-snesena [Accessed 17th January 2024]. (In Russ.).
15. Baudrillard J. System of things. Moscow: Rudomino Publ.; 2001:54-58. (In Russ.).
16. Lokova M.Yu., Khanova M.N., Zakhokhova M.R. The phenomenon of loneliness among young people. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(1):8-13. (In Russ.).
17. Nazarova L.N. Sociology of psychiatry: school maladaptation as a prerequisite for computer and gaming addiction. Narkologiya = Narcology. 2015;(8):59-65. (In Russ.).
18. The dangers of the Internet and social networks for teenagers. Available from: https://vestikbr.ru/news/opasnost-interneta-i-socsetej-dlja-podrostkov/ [Accessed 16th January 2024]. (In Russ.).
19. Fromm E. "To have" or "to be". Moscow: AST Publ.; 2008. 314 p. (In Russ.).
20. New laws in Russia, December 2023. Available from: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/ 658174019a794779fd301cad?from=copy [Accessed 17th January 2024]. (In Russ.).
21. Lokova M.Yu., Khanova M.N., Azamatova G.K., Vindizheva A.O., Reshetnikova N.N. Social Consequences of the Impact of Information Technologies on the Values of Modern Youth in the Conditions of the Global Financial and Economic Crisis. The Future of the Global Financial System: Downfall of Harmony. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland AG, 2018;57:176-182.
22. Lasch C. The minimal self: psychic survival in troubled times. New York: W.W. Norton Publ.; 1984. 301 p.
Информация об авторах
М.Ю. Локова - кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы с молодежью.
М.Н. Ханова - кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы с молодежью.
М.Р. Захохова - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью.
Information about the authors
M. Yu. Lokova - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Organization of Work with Youth.
M.N. Khanova - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Organization of Work with Youth.
M.R. Zakhokhova - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Organization of Work with Youth
Статья поступила в редакцию 21.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 12.03.2024. The article was submitted 21.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 12.03.2024._