Клиника психических расстройств
УДК: 616.853
i DISORDERS - НОВЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И.А. Федотов С.В. Кукушкин (2), В.А. Доровская(1), Я.А. Антошкин
1 - ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Минздрава России (Рязань)
2 - ГБУ РО «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова» (Рязань)
Аннотация. В статье приведен литературный обзор с описанием новых психических расстройств, связанных с использованием современных информационных технологий: номофобии, киберфобии, киберболезни, зависимости от «медийного шума», а также ассоциированных с гаджетами нарциссизма и инсомнии. Многие нозологии в настоящий момент мало изучены и потому могут быть предметом дискуссии.
Ключевые слова. Номофобия, киберфобия, киберболезнь, зависимость от «медийного шума», нарциссизм, инсомния.
i-DISORDERS - NEW TYPES OF MENTAL DISORDERS AFFECTING USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
Fedotov I.A., Kukushkin S. V., Dorovskaya V.A., Antoshkin J.A.
Resume. The paper presents a literature review with the description of new mental disorders associated with the use of modern information technologies: nomophobia, cyberphobia, cybersickness, depending on the "media noise", as well as associated with gadgets narcissism and insomnia. Many nosology at present poorly understood and therefore can be the subject of discussion. Keywords. Nomophobia, cyberphobia, cybersickness, dependence on "media noise" narcissism, insomnia.
Современные технологии уже давно стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Но вместе с прогрессом и упрощением жизни данные технологии могут нести и отрицательные последствия. Так, уже более 10 лет наиболее активно обсуждаемой темой данного направления является проблема компьютерной зависимости, т.к. масштабы данной проблемы достигают эпидемического размаха [25]. Наверное каждый из практикующих психиатров уже видел пациентов с симптомами компьютерной зависимости.
Но вместе с тем постепенно накапливается и масса иных клинических данных, которые позволяют говорить о необходимости выделения и других нозологических единиц, кроме компьютерной зависимости во всем многообразии ее проявлений. Цель нашего обзора заключалась в описании новых, пока еще малоизученных, но несомненно актуальных психических расстройств, вызванных использованием современных технологий. В одной из последних монографий L.D. Rosen (2012) эта группа расстройств получила яркое название "iDisorders".
• Номофобия (термин представляет собой сокращение устоявшегося выражения «nomobilephonephobia») - это навязчивый страх остаться без мобильного телефона.
Данное расстройство описано совсем не-
давно, но уже имеются данные о значительном уровне его распространения. По данным масштабного социологического опроса, проведенного в Великобритании, более 53% пользователей мобильного телефона (48% женщин и 58% мужчин) отмечали страх, что их телефон может разрядиться, пропадет сеть или закончились деньги на счете [17]. Данному состоянию в большей мере подвержены лица молодого возраста.
Другие исследования, проведенные в США, Европе, Индии и Японии показали близкие показатели распространенности [1, 5, 16, 19]. Учитывая приведенные цифры, можно считать, что номофобия - самая распространенная фобия в мире.
Единых общепринятых диагностических критериев пока не существует, хотя данная нозология уже рассматривалась группой по тревожным расстройствам для включения в последнюю редакцию DSM-5 [22]. Наиболее частыми симптомами номофобии указывают следующие [4]:
1. Постоянное использование гаджета, трата на это большого количества времени, постоянное наличие зарядного устройства рядом.
2. Тревога и нервозность при мысли забыть или потерять телефон, а также оказаться в местности где нет сети. Стремление избегать мест, где нельзя или невозможно пользоваться гаджетом.
3. Постоянные проверки телефона на наличие новых сообщений или пропущенных звонков (rmgxiety). По данным исследования Института Информационных технологий Хельсинки, в среднем, здоровые люди проверяют телефон 34 раза в день.
4. Необходимость держать телефон включенным 24 часа в сутки, класть телефон в постель.
5. Предпочтение общению через телефон и социальные сети реальному общению.
6. Значительные ежемесячные платежи за мобильную связь.
Хотя данное расстройство относят к группе невротических, в нем есть и достаточно большой аддиктивный компонент: при отсутствии мобильного телефона люди с данным расстройством испытывают дискомфорт, снижение настроения, тревогу, вплоть до полной неспособности что-либо делать, пока им не вернут их мобильное устройство. При изучении комор-бидности было обнаружено, что номофобия наиболее часто сочетается с неврозами тревожного спектра и болезнями зависимости [12], что также указывает на двойной механизм этиопа-тогенеза данного расстройства.
Для дифференцирования данного состояния от компьютерной зависимости необходимо фокусировать внимание на клинике: в случае номофобии преобладают навязчивые сомнения, тревога, избегающее поведения, связанное с использованием мобильного устройства, а при зависимости: синдром отмены, нарастающая «толерантность» и т.д.
Поскольку номофобия описана недавно, доказательных исследований по лечению нет. Авторы указывают на эффективность применения антидепрессантов, бензодиазепинов и ко-гнитивно-бихевиориальной терапии [3].
•Технофобия (киберфобия) - это страх использования современных компьютерных устройств. Если в 90-е годы ХХ века симптомы технофобии были у 29% опрошенных студентов, то в XXI веке их доля снизилась до 3% [26]. Данная патология в большей мере представлена у лиц пожилого возраста и, по видимому, связаны с трудностями обучения новым навыкам в силу когнитивных изменений. В своем роде она является обратным номофобии расстройством.
Основными причинами формирования технофобии называют следующие [8]: быстрый темп технологических изменений, отсутствие подготовки, увеличение нагрузки, отсутствие стандартизации в технологиях, неуверенность в собственных способностях к быстрому обучению (человек, который не умеет обращаться с техникой, боится казаться глупым).
Основными симптомами называют следующие: напряжение глаз, боли в спине, головные боли, боли в суставах, сухость во рту и горле, напряжение мышц, боли в груди, учащенное
сердцебиение, нарушения пищеварения, повышение артериального давления, затруднение дыхания и другие [8]. Человек при технофобии чрезвычайно осторожен, избегает компьютеры и те места, где их можно встретить, негативно отзывается об компьютерах. Если он работает с компьютером, то его не покидает мысль, что он сделал какие-то непоправимые действия, которые нельзя исправить.Он начинает нервничать, могут быть даже истерические реакции: некоторые в такой ситуации вскакивают, и стараются чем-нибудь накрыть монитор, накинуть на экран полотенце, платок, все, что попадет под руку.
Лечение заключается в использовании ко-гнитивно-бихевиориальных техник работы с фобиями, а также в методическом подходе к обучению азам компьютерной грамотности.
• Киберболезнь (киберукачивание) - это особое функциональное расстройство, вызываемое просмотром стереокино, использованием шлема виртуальной реальности, а также у пользователей iPad из-за эффекта параллакса . Ученые из Британского открытого университета опросили 1000 зрителей, которые при просмотре 3D-фильмов пользовались специальными очками. Оказалось, что только 20% зрителей могли нормально смотреть кино в 3D-очках. Остальные 80% испытывали после просмотра недомогания [6].
Причиной данного расстройства является конфликт между тремя сенсорными системами: зрительной, вестибулярной и проприоцептив-ной. Глаз воспринимает движения, которые не синхронизированы с тем, что воспринимает вестибулярная система, в то время как остальная часть тела остается почти неподвижной [23].
Наиболее часто при киберболезни обнаруживаются симптомы со стороны вестибулярного аппарата [21]: нарушение ориентации в пространстве, тошнота и рвота, головокружение, боли в животе, повышенная потливость, напряжение глаз. Но вместе с соматическими могут быть и психические симптомы: дереализация, нарушения сна, тревожные симптомы вплоть до панических атак. Установлено, что в большей мере данному заболеванию подвержены [13, 21]: женщины; дети от 2 до 12 лет; люди, страдающие морской болезнью; азиаты; больные люди (ОРВИ, бессонница, проблемы с ушами, заболевания глаз и т.п.) Решение данной проблемы заключается в совершенствовании технологий, что позволит синхронизировать поток информации от различных анализаторов.
•Усиление нарциссических черт личности при использовании социальных сетей -всеобъемлющее ощущение собственного превосходства, потребность в восхищении и чрезмерное самомнение. Нарциссизм существовал задолго до появления современных технологий, но сегодня он принял новую форму.
Исследования социологов среди пользователей сети Facebook показали, что большинство из них (57%) по типу акцентуации характера являются нарциссами и, самое интересное, не скрывают это в сети. Две трети отметили, что «их поколение самое самовлюбленное и самонадеянное по сравнению с предыдущими». Причем имеются тенденции к увеличению представленности данного явления, т.к. Facebook и другие социальные сети предоставляют сотни возможностей для самопрезентации, новых поверхностных знакомств и эмоционально не насыщенной коммуникации [24].
Но существует и другое полярное мнение, что никакого роста нарциссизма нет. S.M. Bergmanetal. (2011) отмечают, что по современным данным личность ребенка практически полностью формируется уже к семи годам, а поскольку политика Facebook предполагает регистрацию пользователей, достигших как минимум 13-летнего возраста, то это не социальные сети плодят нарциссов, а они сами стремятся туда, чтобы явить себя миру. Т.е. социальная сеть - это новый инструмент, через который проще реализовать и показать себя, как нарциссическую личность.
Поисковые системы, такие как Google, и доступные электронные энциклопедии создают у современных людей иллюзию наличия высоких знаний, что усиливает нарциссические черты. В этом плане показательно исследование M. Fisheretal. (2014). Добровольцы были поделены на две группы. Их целью было ответить на вопросы по типу: «Как появляется молния?», но при этом одна группа искала ответ с помощью интернета, а вторая группа отвечала на вопросы самостоятельно. Первая группа субъективно считала себя более умной. Выяснилось, что стирается некая грань, и люди не могут отличить личное знание от интернет-информации. Человек может думать, что он умнее, чем есть на самом деле, и всему виной доступ к мировым знаниям, который находиться «в кармане».
• Зависимость от «медийного шума» - это навязчивая потребность в наличии звукового фона: звука телевизора, радио, музыки и т.п.
L.D. Rosen (2012) провел опрос среди своих студентов. Им предлагалось провести один час в полной тишине. Большинство при этом испытывали дискомфорт, например, не могли читать в библиотеке без музыки в наушниках. Респонденты пришли к выводу, что шум и связи в социальных сетях позволяют им чувствовать успокаивающий близкий контакт с людьми: "Когда в моей комнате нет никаких звуков, я начинаю испытывать страх". Также было высказано предположение, что желание постоянно слышать медийный шум мы приобрели от своих родителей и бабушек с дедушками. "Мои бабушка и дедушка держат телевизор включенным практически все время', - отмечает один сту-
дент. Начиная с младенчества, постоянный медийный шум создает звуковой образ среды обитания, ассоциирован с ранними детскими воспоминаниями об отношениях привязанности, поэтому неудивительно, что тишина пугает современных людей. Во многих семьях телевизор не выключают целый день, а то и ночь. Это привело к тому, что большой процент населения каждый вечер засыпает под звуки телевизора или радио.
• Инсомния, вызванная использованием гаджетов. Свет, исходящий от экрана телевизора, телефона или планшета, может наносить вред здоровью. Это связано с влиянием такого света на секрецию мелатонина в эпифизе. Когда темнеет, выработка мелатонина в эпифизе увеличивается, что приводит к засыпанию и определяет естественные циркадианные ритмы. Яркое освещение ночью тормозит синтез мела-тонина. Сильнее всего выработка мелатонина подавляется светом с длиной волны 450 - 480 нанометров, то есть синим светом. Оказалось, что излучение мониторов компьютеров, смартфонов и планшетов в этой части спектра очень интенсивно, потому использование гаджетов в вечернее время может нарушать выработку ме-латонина, сбивая циркадианные ритмы [2].
Симптомы расстройства: трудность засыпания, частые пробуждения, раннее пробуждение, ощущение разбитости в течение дня, дневная сонливость, нарушение памяти, перепады настроения. Мелатонин является онкоста-тиком, следовательно, при снижении его уровня в крови, возможно развитие некоторых раковых заболеваний [10]. Нарушение в системе мелато-нина может также негативно воздействовать на такие соматические патологии как сахарный диабет и ожирение [11].
Для лечения данных нарушений предлагается использовать препараты мелатонина. А для профилактики - ограничение использования га-джетов в ночное время. Также существуют специальные программы, которые изменяют свечение экрана в зависимости от времени суток (NightMode, ScreenFilter, F.lux).
• Синдром фантомной вибрации - ощущение вибрации мобильного телефона, который на самом деле не вибрирует. Установлено, что около 89% владельцев телефонов испытывают так называемые «фантомные вибрации»: 13% из них чувствуют фантомные вибрации каждый день, а остальные испытывали подобные ощущения в среднем раз в 2 недели. При этом 9% респондентов признались, что испытывают от этого дискомфорт [7]. Наиболее часто данное состояние встречается у лиц молодого возраста, ожидающих поступление важного звонка или сообщения. Основным механизмом возникновения синдрома фантомной вибрации считают «ошибки в познавательной фильтрации» [18]. Когда человек ждет смс или надеется, что ему
позвонят, его мозг ошибочно воспринимает сигналы от рецепторов на коже за вибрации телефона, хотя это может быть всего лишь трение об одежду. Мозг перестал фильтровать информацию от рецепторов, потому что ждет сигнал, и далее ошибочно интерпретирует его как вибрацию телефона; феномен не относится к галлюцинаторным.
Приведенный выше обзор демонстрирует процесс постепенного накопления данных о, в общем-то, ожидаемом патоморфозе известных психических расстройств (невротических, ад-диктивных, личностных) при преломлении че-
рез мир современных информационных технологий. Число публикаций, посвященных данной теме, неуклонно растет. Некоторые авторы заявляют о необходимости выделения отдельного направления науки - киберпсихологии и кибер-психиатрии. Все это, несомненно, является будущим нашей специальности, т.к. от необходимости соответствовать потребностям времени мы уклониться не сможем. Кто знает, может быть вскоре мы будем ставить психиатрический диагноз не только на основании сбора анамнеза и клинической беседы с пациентом, но и изучая его профайл в социальной сети?
Литература
1. A study to evaluate mobile phone dependence among students of a medical college and associated hospital of central India [Text] / S. Dixit [et al.] // Indian J. Community Med. - 2010. - №35(2). - P. 339-341.
2. Analysis of circadian properties and healthy levels of blue light from smartphones at night [Text] / J.H. Oh [et al.] // Sci. Rep. - 2015. - № 5. - P. 1-9.
3. Bataller S.A. Treatment of a chronic case of Internet addiction [Text] / S.A. Bataller // Cuadernos de MedicinaPsicosomáti-ca y Psiquiatría de Enlace. - 2006. - № 79/80. - P. 71-88.
4. Bragazzi1 N.L. A proposal for including nomophobia in the new DSM-V [Text] / N.L. Bragazzi1, G. Puente // Psychol. Res. Behav. Manag. - 2014. - № 7. - P. 155-160.
5. Chóliz M. Mobile Phone Addiction in Adolescence: Evaluation and Prevention of Mobile Addiction in Teenagers [Text] / M. Chóliz. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2010.
6. Cyber disorders: the mental health concern for the new millennium [Text] / K. Young [et al.] // Cyberpsychol. Behav. -1999. - № 2(5). - P. 475-479.
7. Drouin M. Phantom vibrations among undergraduates: Prevalence and associated psychological characteristics [Text] / M. Drouin, D. H. Kaiser, D. A. Miller // Computers in Human Behavior. - 2012. - № 28. - P. 1490-1496.
8. Ennis L.A. The Evolution of Technostress / L.A. Ennis // Computers in Librarie. - 2005. - №1. - P. 10-12.
9. Fisher M., Keil F. C.The illusion of argument justification [Text] / M. Fisher, F. Keil // Journal of Experimental Psychology: General.- 2006. - №143. -P. 425- 433.
10. Glickman G. Ocular Input for human melatonin regulation: Relevance to breast cancer [Text] / G. Glickman, R. Levin, G.C. Brainard // Neuroendocrinol. -2002. - № 23. - P. 17-22.
11. Haus E. Biological clocks and shift work: circadian dysregulation and potential long-term effects [Text] / E. Haus, M. Smolensky // Canc. Causes Contr. 2006. - № 17. - P. 489-500.
12. Kamibeppu K. Impact of the mobile phone on junior hightschool students' friends hips in the Tokyo metropolitan area [Text] / K. Kamibeppu, H. Sugiura // Cyberpsychol. Behav. - 2005. - №8 (2). - P. 121-130.
13. Kolasinski E. M. Simulator sickness in virtual environments (ARI 1027) [Text] / E. M. Kolasinski. - U.S. Army Research Instiute for the Behavioral and Social Sciences, 2014.
14. Laramie D. J. Emotional and behavioral aspects of mobile phone use. PhD Thesis / D. J. Laramie. - Alliant International University, 2007.
15. Millennials, narcissism, and social networking: What narcissists do on social networking sites and why [Text] / S. M. Bergman [et al.] // Personality and Individual Differences. - 2011.- № 50(5). - P. 706-711.
16. Mobile phone dependence and health-related life-style of university students [Text] / M. Toda // Soc. Behav. Pers. - 2006. -№ 34. - P. 1277-1284.
17. Nomophobia is the fear of being out of mobile phone contact - and it's the plague of our 24/7 age-http://www.dailymail.co.uk/news/article-550610/Nomophobia-fear-mobile-phone-contact--plague-24-7-age.htm.
18. Phantom vibration syndrome among medical staff: A cross sectional survey [Text] / M. B. Rothberg [et al.] // BMJ. - 2010. - № 341. - p. 6914.
19. Problematic mobile phone using among the Polish and Belarusian University students, a comparative study [Text] / E. Kra-jewska-Kulak [et al.] // Prog. Health Sci. - 2012. - № 2(1). - P. 45-50.
20. Rosen L.D. iDisorder: Understanding Our Obsession with Technology and Overcoming Its Hold on Us [Text] / L.D. Rosen. - St. Martin's Griffin, 2013. - 256 p.
21. Simulator Sickness Questionnaire: An enhanced method for quantifying simulator sickness [Text] / R.S. Kennedy [et al.] // International Journal of Aviation Psychology. - 1993. - № 3(3). - P. 203-220
22. Specific phobia: a review of DSM-IV specific phobia and preliminary recommendations for DSM-V [Text] / R.T. LeBeau [et al.] // Depress. Anxiety. -2010. - № 27. - p. 148-167.
23. Stanney K.M. Virtual environment usage protocols [Text] / K.M. Stanney, R.S. Kennedy, K. Kingdon // In Handbook of virtual environments: Design, implementation, and applications. - 2002. - P. 721-730.
24. Twenge J.M. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement [Text] / J.M. Twenge, W.K. Campbell. - Atria book, 2010. - 368 p.
25. Wegmann E. Addictive use of social networking sites can be explained by the interaction of Internet use expectancies, Internet literacy, and psychopathological symptoms [Text] / E. Wegmann, B. Stodt, M. Brand // J. Behav. Addict. - 2015. - № 4(3). -P. 155-162.
26. Weil M.M. A Study of Technological Sophistication and Technophobia in University Students From 23 Countries [Text] / M.M. Weil, L.D. Rosen // Computers in human behavior. - 1995. - № 11(1). - P. 95-133.