Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета'

Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИАТРИЯ / PSYCHIATRY / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDITIONAL DISORDER / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPUTER ADDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ванюшина Елизавета Анатольевна, Гончарова Маргарита Александровна

В последнее время в современном мире особое место занимает так называемое «интернет-пространство». Интернет используется практически во всех сферах жизни человека. Это привело к появлению ряда побочных эффектов, в частности, «интернет зависимости». В данной работе рассматриваются современные тенденции и особенности чрезмерного использования сети интернет у студентов как у группы лиц, наиболее подверженной формированию интернет-зависимости. Исследование проводилось среди студентов медицинского университета, в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 21 до 24 лет (50 девушек и 50 юношей). После анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы: 1. Большинство студентов ежедневно тратят более трех часов свободного времени на виртуальные развлечения (социальные сети, игры, просмотр видеороликов и др.), что негативно сказывается на продуктивности учебной и трудовой деятельности, успеваемости, а также состоянии здоровья. 2. Среди молодежи отмечается повышенная активность в использовании мобильных устройств, что приводит к развитию новых психических расстройств, таких как «синдром фантомного звука» (ложное ощущение звонящего телефона), «номофобия» (боязнь остаться без мобильного телефона) и т. д. 3. Больше половины студентов считают, что виртуальное общение проще, чем реальное, причем это мнение больше преобладает среди молодых людей, чем среди девушек. Это тенденция характеризует особенности коммуникации современной молодежи, «виртуализацию общения». 4. В соответствии с приведенными критериями диагностики интернет-зависимости, данное расстройство имеется у каждого третьего студента, что должно вызывать настороженность и требует внимания со стороны общества, а также разработки способов коррекции данной аддикции. 5. По результатам проведенного опроса, молодые люди имеют большую предрасположенность к формированию интернет-зависимости, чем девушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern trends of forming internet additional disorder between students of medical university

Today the so-called internet-space occupies the special place in our world. The Internet is applying in almost all spheres of human life. That’s why there were manifested different side effects, in particular, the “Internet Additional Disorder”. This paper examines current trends and features of excessive internet-using by students of a medical university as a group of people, who has predisposition to incipience of Internet Additional Disorder. During research we interviewed 100 students of between 21 and 24 years old (50 boys and 50 girls). After analysis of the results we made such conclusions: 1. The most of students spend more than 3 hours per day for virtual entertainments (social networking, playing games, watching videos, etc.). It influences negatively on educational and work progress, performance and state of health. 2. It takes place the superactivity in using of mobile devices by students, that’s why we can find new psychical disorders like “Phantom ringing syndrome” (a false sense of calling phone), “Nomophobia” (fear of being without mobile phone), etc. 3. More than half of students believe that virtual communication is easier than real, and this opinion prevails among boys than girls. This trend characterizes features of modern communication, “virtualization of communication”. 4. In accordance with diagnostic criteria for internet addiction disorder (IAD), every third student has this disorder, that requires attention of the society, as well as developing ways to treat this addiction. 5. According to the results of the research, boys a more inclined to development of the Internet Additional Disorder than girls.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета»

УДК 616.89-057.875:681.3

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

THE MODERN TRENDS OF FORMING INTERNET ADDITIONAL DISORDER BETWEEN STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

©Ванюшина Е. А.

Волгоградский государственный медицинский университет г. Волгоград, Россия, e.vanyushina@bk.ru

©Vanyushina E.

Volgograd State Medical University Volgograd, Russia, e.vanyushina@bk.ru ©Гончарова М. А.

Волгоградский государственный медицинский университет г. Волгоград, Россия, goncharova-m26@yandex.ru

©Goncharova M.

Volgograd State Medical University Volgograd, Russia, goncharova-m26@yandex.ru

Аннотация. В последнее время в современном мире особое место занимает так называемое «интернет-пространство». Интернет используется практически во всех сферах жизни человека. Это привело к появлению ряда побочных эффектов, в частности, «интернет зависимости». В данной работе рассматриваются современные тенденции и особенности чрезмерного использования сети интернет у студентов как у группы лиц, наиболее подверженной формированию интернет-зависимости. Исследование проводилось среди студентов медицинского университета, в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 21 до 24 лет (50 девушек и 50 юношей). После анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы:

1. Большинство студентов ежедневно тратят более трех часов свободного времени на виртуальные развлечения (социальные сети, игры, просмотр видеороликов и др.), что негативно сказывается на продуктивности учебной и трудовой деятельности, успеваемости, а также состоянии здоровья.

2. Среди молодежи отмечается повышенная активность в использовании мобильных устройств, что приводит к развитию новых психических расстройств, таких как «синдром фантомного звука» (ложное ощущение звонящего телефона), «номофобия» (боязнь остаться без мобильного телефона) и т. д.

3. Больше половины студентов считают, что виртуальное общение проще, чем реальное, причем это мнение больше преобладает среди молодых людей, чем среди девушек. Это тенденция характеризует особенности коммуникации современной молодежи, «виртуализацию общения».

4. В соответствии с приведенными критериями диагностики интернет-зависимости, данное расстройство имеется у каждого третьего студента, что должно вызывать настороженность и требует внимания со стороны общества, а также разработки способов коррекции данной аддикции.

5. По результатам проведенного опроса, молодые люди имеют большую предрасположенность к формированию интернет-зависимости, чем девушки.

Abstract. Today the so-called internet-space occupies the special place in our world. The Internet is applying in almost all spheres of human life. That's why there were manifested different

side effects, in particular, the "Internet Additional Disorder". This paper examines current trends and features of excessive internet-using by students of a medical university as a group of people, who has predisposition to incipience of Internet Additional Disorder. During research we interviewed 100 students of between 21 and 24 years old (50 boys and 50 girls). After analysis of the results we made such conclusions:

1. The most of students spend more than 3 hours per day for virtual entertainments (social networking, playing games, watching videos, etc.). It influences negatively on educational and work progress, performance and state of health.

2. It takes place the superactivity in using of mobile devices by students, that's why we can find new psychical disorders like "Phantom ringing syndrome" (a false sense of calling phone), "Nomophobia" (fear of being without mobile phone), etc.

3. More than half of students believe that virtual communication is easier than real, and this opinion prevails among boys than girls. This trend characterizes features of modern communication, "virtualization of communication".

4. In accordance with diagnostic criteria for internet addiction disorder (IAD), every third student has this disorder, that requires attention of the society, as well as developing ways to treat this addiction.

5. According to the results of the research, boys a more inclined to development of the Internet Additional Disorder than girls.

Ключевые слова: психиатрия, интернет-зависимость, компьютерная зависимость.

Keywords: Psychiatry, Internet Additional Disorder, Computer Addition.

Термин «интернет-зависимость» впервые был описан в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом.

Интернет-зависимость — это аддиктивное расстройство, проявляющееся в навязчивом желании использовать Интернет, а также проведение большого количества времени в сети, что приводит к физической, психической и социальной дезадаптации [1].

Актуальность темы: повсеместное распространение Интернета в последнее время и стремительный рост количества пользователей «Всемирной паутины», а также ее чрезмерное и бесконтрольное использование приводит к возникновению побочных эффектов — так называемой интернет-зависимости [2]. По медицинским критериям (DSM-V и МКБ-10) интернет-зависимость не является психическим расстройством. Однако предполагается, что Cyber Disorder (CD) войдет в международную классификацию болезней DSM-V наравне с другими нехимическими аддикциями — гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания, отношений, патологическому стремлению к трате денег и прочее [3]. Кроме того, среди самых «зависимых» пользователей, социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет [4].

Цель работы: выявить современные тенденции и особенности чрезмерного использования сети интернет у студентов как у группы лиц, наиболее подверженной формированию интернет-зависимости.

Задачи:

1. Изучить распространенность интернет-зависимости среди студентов.

2. Изучить особенности чрезмерного использования сети «Интернет» у молодежи.

3. Выполнить сравнительный анализ предрасположенности к формированию интернет-зависимости по половому признаку.

Материалы и методы: в исследовании использовался метод анкетирования, с последующей методической обработкой полученных результатов. Было одномоментно опрошено 100 студентов (50 девушек и 50 юношей) медицинского университета в возрасте 21-24 года, после чего проведен сравнительный анализ по половому признаку. Для

диагностики интернет-зависимости были использованы критерии IAD (Internet Additional Disorder), разработанные И. Голдбергом [5].

Результаты:

По данным опроса, 33% (33 человека) ответили, что проводят в интернете значительно больше времени, чем 2-3 года назад, причем большинство из них — юноши 48% (48 человек, участвовавших в опросе).

35% опрошенных (35 человек) признались, что чувствуют дискомфорт, если им приходится оставаться на целый день без интернета (по половому соотношению: 42% — 21 юноша, 28% — 14 девушек).

Среди опрошенных студентов больше половины — 52% (52 человека) — отметили, что ежедневно проводят в интернете более 3х часов (по половому соотношению: 54% — 27 опрошенных девушек и 50% — 25 юношей). Еще 36% студентов (36 человек) используют интернет ежедневно в течение нескольких часов (по половому соотношению: 44% — 22 девушки и 28% — 14 юношей). Только 2% студентов, принявшие участие в опросе (2 человека), не используют «Всемирную паутину» как развлечение, причем только девушки.

42% всех опрошенных (42 человека) признались, что хотели бы проводить в интернете меньше времени, чем по факту (по половому соотношению: 44% — 22 девушки и 40% — 20 юношей).

Также 30% (30 человек) отметили, что часто поздно ложатся спать из-за того, что засиделись в «сети», и еще 41% (41 человек) — что делают это периодически.

При рассмотрении повышенной активности в использовании мобильных устройств было отмечено, что у 77% опрошенных (77 человек) когда-либо возникало ложное ощущение «звонящего» или «вибрирующего» телефона, причем 24% анкетируемых (24 человека) сказали, что это происходило неоднократно. О необходимости заряжать телефон в течение дня заявили 60% студентов (60 человек), из них больше половины вынуждено делать это регулярно.

При рассмотрении социально-психологического аспекта интернет-аддикции было выяснено, что 59% опрошенных (59 человек) считают, что в сети общаться проще, чем в реальной жизни, причем это отметили подавляющее большинство молодых людей (82% — 41 человек из 50) и 36% девушек (18 человек).

66% опрошенных студентов (66 человек) имели опыт интернет-знакомств, из которых большинство составили юноши (по половому соотношению: 84% опрошенных юношей — 42 человека, и 48% девушек — 24 человека).

При использовании социальных сетей 39% студентов, участвовавших в анкетировании (39человек), отметили, что испытывают раздражение, когда кто-то удаляет их из виртуального списка друзей (VK, Facebook).

Зависимость от интернета у себя признали 36% опрошенных (36 человек), по половому соотношению: 44% юношей — 22 человека и 28% девушек (14 человек).

Таким образом, у 37% студентов (37 человек), принявших участие в опросе, имеются 3 и более пунктов, соответствующих критериям диагностики интернет-зависимости, по половому соотношению: у 44% юношей (22 человека) и у 30% девушек (15 человек).

Выводы:

1. Большинство студентов ежедневно тратят более трех часов свободного времени на виртуальные развлечения (социальные сети, игры, просмотр видеороликов и др.), что негативно сказывается на продуктивности учебной и трудовой деятельности, успеваемости, а также состоянии здоровья.

2. Среди молодежи отмечается повышенная активность в использовании мобильных устройств, что приводит к развитию новых психических расстройств, таких как «синдром фантомного звука» (ложное ощущение звонящего телефона), «номофобия» (боязнь остаться без мобильного телефона) и т. д.

3. Больше половины студентов считают, что виртуальное общение проще, чем реальное, причем это мнение больше преобладает среди молодых людей, чем среди девушек. Это тенденция характеризует особенности коммуникации современной молодежи, «виртуализацию общения».

4. В соответствии с приведенными критериями диагностики интернет — зависимости, данное расстройство имеется у каждого третьего студента, что должно вызывать настороженность и требует внимания со стороны общества, а также разработки способов коррекции данной аддикции [6].

5. По результатам проведенного опроса, молодые люди имеют большую предрасположенность к формированию интернет-зависимости, чем девушки.

Заключение: несмотря на многочисленные плюсы повсеместного распространения интернета, все же существуют побочные эффекты «информационной революции», одним из которых является интернет-зависимость. Стремительное развитие этой проблемы, особенно среди молодежи, требует контроля и разработки мер коррекции данного расстройства [7, 8].

Список литературы:

1. Robert I. S., Robert E. H. Forensic Psychiatry // Journal of Psychiatric Practice. 2010. №5. P. 133.

2. Егоров А. Ю. Социально приемлемые формы нехимических аддикций. Интернет-зависимость // Руководство по аддиктологии под ред. проф. В. Д. Менделевича. 2012. C. 6769.

3. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость — патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2000. Т. VI. №1. С. 11-13.

4. Степанов А. А. Проблема глобального проявления интернет-аддикции // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №20. С. 4-5.

5. Малыгин В. Л., Феклисов К. А., Искандирова А. С. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие. М.: МГМСУ, 2012. С. 12-16.

6. Ванюшина Е. А., Гахария А. П. Современные тенденции употребления алкоголя в подростковом возрасте // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы 74-й открытой научно-практической конференции молодых ученых и студентов ВолгГМУ с международным участием. 2016. С. 93.

7. Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике // Педиатр. 2014. №4. С. 5-6.

8. Ванюшина Е. А. Современные тенденции употребления алкоголя в подростковом возрасте // Всероссийская научно-практическая конференции «Проблемы наркологической токсикологии: от токсикологической реанимации до наркологической реабилитации»: тез. докл. / под общ. ред. А. Н. Лодягина, А. Г. Софронова. 2016. С. 17.

References:

1. Robert, I. S., & Robert, E. H. (2010). Forensic Psychiatry. Journal of Psychiatric Practice, (5), 133.

2. Egorov, A. Yu. (2012). Sotsialno priemlemye formy nekhimicheskikh addiktsii. Internet-zavisimost. Rukovodstvo po addiktologii pod red. prof. V. D. Mendelevicha. 67-69.

3. Loskutova, V. A. (2000). Internet-zavisimost — patologiya XXI veka? Voprosy mentalnoi meditsiny i ekologii, VI, (1), 11-13.

4. Stepanov, A. A. (2012). Problema globalnogo proyavleniya internet-addiktsii. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, (20), 4-5.

5. Malygin, V. L., Feklisov, K. A., Iskandirova, A. S. & al. (2012). Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki: uchebnoe posobie. Moscow, MGMSU, 12-16.

№3 2017 г.

6. Vanyushina, E. A., & Gakhariya, A. P. (2016). Sovremennye tendentsii upotrebleniya alkogolya v podrostkovom vozraste. Aktualnye problemy eksperimental'noi i klinicheskoi meditsiny. Materialy 74-i otkrytoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh i studentov VolgGMU s mezhdunarodnym uchastiem. 93.

7. Titova, V. V., Katkov, A. L., & Chugunov, D. N. (2014). Internet-zavisimost: prichiny i mekhanizmy formirovaniya, diagnostika, podkhody k lecheniyu i profilaktike. Pediatr., (4), 5-6.

8. Vanyushina, E. A. (2016). Sovremennye tendentsii upotrebleniya alkogolya v podrostkovom vozraste. Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsii "Problemy narkologicheskoi toksikologii: ot toksikologicheskoi reanimatsii do narkologicheskoi reabilitatsii": tez. dokl. Eds. A. N. Lodyagina, A. G. Sofronova. 17.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.02.2017 г. 25.02.2017 г.

Ссылка для цитирования:

Ванюшина Е. А., Гончарова М. А. Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №3 (16). С. 134-138. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/vanyushina (дата обращения 15.03.2017).

Cite as (APA):

Vanyushina, E., & Goncharova, M. (2017). The modern trends of forming internet additional disorder between students of medical university. Bulletin of Science and Practice, (3), 134-138. Available at: http://www.bulletennauki.com/vanyushina, accessed 15.03.2017. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.