ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
УДК 316.33
doi 10.18522/2687-0770-2021-1-8-12
ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
© 2021 г. М.Ю. Локова а, М.Н. Ханова а, М.Р. Захохова а
а Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, Россия
THE PHENOMENON OF LONELINESS AMONG YOUNG PEOPLE
M. Yu. Lokova а, M.N. Khanova а, M.R. Zakhokhova a
а Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia
Локова Мариана Юрьевна -кандидат философских наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Кабардино-Балкарский государственный университет, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Россия. E-mail: lоkо[email protected]
Mariana Yu. Lokova -
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Kabardino-Balkarian State University, Chernyshevskogo Str., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: [email protected]
Ханова Марина Нурадтиновна -кандидат философских наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Кабардино-Балкарский государственный университет, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Россия. E-mail: khanova.marina07@mail. ru
Marina N. Khanova -
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Kabardino-Balkarian State University, Chernyshevskogo Str., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: khanova.marinaO7@mail. ru
Захохова Мадина Руслановна -кандидат экономических наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Кабардино-Балкарский государственный университет, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Россия. E-mail: [email protected]
Madina R. Zakhokhova -Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Organization of Work with Youth, Kabardino-Balkarian State University, Chernyshevskogo Str., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: [email protected]
В условиях глобализации и информатизации наблюдается замещение реального общения виртуальным, потеря ценности живого общения, социальное отчуждение и одиночество. Скорость обмена сообщениями и информацией настолько высока, что люди не успевают развивать свою личную точку зрения, индивидуализироваться. В связи с этим все больше актуализируются вопросы: что такое одиночество и можно ли воспринимать одиночество только как негативное явление, или это, напротив, ресурс, т.е. возможность развития личности.
Рассматриваются вопросы понимания феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего, а также есть ли связь между одиночеством и интернет-зависимостью. Анализируется социально-философский аспект одиночества молодежи и всей совокупности их общественных и личностных детерминаций.
Ключевые слова: ценности, одиночество, отчуждение, уединение, молодежь, студенческая молодежь, интернет, изоляция.
In the context of globalization and informatization, there is a replacement of real communication with virtual, a loss of the value of live communication, respectively, there is social alienation and loneliness. The speed of exchange of messages and information is so high that people do not have time to develop their personal point of view, to individualize. In this regard, the questions are becoming more and more relevant: what is loneliness and whether it is possible to consider loneliness only as a negative phenomenon, or, loneliness is, on the contrary, a resource, i.e., an opportunity for personal development.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
The article discusses the issues of understanding the phenomenon of loneliness, its transformation in the modern world and predicting the impact on the world of the future, as well as whether there is a connection between loneliness and Internet addiction. The article analyzes the socio-philosophical aspect of youth loneliness and the totality of their social and personal determinations.
Keywords: values, loneliness, alienation, solitude, youth, student youth, Internet, isolation.
В настоящее время достаточно интенсивно и противоречиво обсуждаются процессы глобализации и информатизации. С одной стороны, это сближение культур, мировой экономический рост. Открываются широкие возможности для новых видов деятельности молодежи. С другой -«информационно-технологическая среда как таковая содержит также и потенциальную опасность деформаций в структуре личности и пути ее социальной адаптации» [1, с. 177]. Глобализация привела в движение процесс смешения и вытеснения, сделав человека более изолированным в жизни. Наблюдается социальное отчуждение и одиночество. Актуализируются вопросы философского осмысления человеческого бытия.
Что же такое одиночество? Можно ли рассматривать одиночество только как негативное явление, которое сопровождается депрессивным состоянием личности? Или одиночество это, напротив, ресурс, т.е. возможность развития личности?
Познание феномена одиночества, его понимание в современном мире и прогнозирование будущего воздействия на мир возможно только при наличии широкого междисциплинарного подхода. Теоретико-методологическую основу нашей статьи составили положения и выводы философской, социологической и социально-психологической мысли. Исследование предмета обусловили системный, логический и диалектический подходы. Феномен одиночества рассматривается не только как индивидуальный выбор, но и во взаимосвязи социальных детерминаций.
Из истории философской мысли известно, насколько многообразны были взгляды в данной области. На Древнем Востоке одиночество считалось неотъемлемым условием самопознания, саморазвития человека, тогда как в Древней Греции - «проклятьем человечества» [2]. Средневековая интерпретация одиночества как способа самопознания основана на принципе веры в Бога, который определяет путь спасения. В эпоху Возрождения отмечается развитие индивидуализма и интеллектуального обновления. Позже представление феномена одиночества разделилось на независимые категории: уединение, изоляция и отчуждение.
Исследовательский интерес представляет категория «отчуждение», впервые выдвинутая Гегелем, «как результат растождествления бытия духа и сознания постигающего это бытие субъекта. Отчуждение выступает как центральная категория успешной реализации или же крушения личностных надежд» [3]. В философии Г.В.Ф. Гегеля самопознание духа возможно путем самоотчуждения и лишения себя свободы. Познав себя в этом инобытии, абсолютный дух преодолевает самоотчуждение, и тогда он возвращается к себе и обретает абсолютную свободу.
В работах Ж.-Ж. Руссо философское осмысление отчуждения отмечается как «диагноз». Это «воспаленные» формы самооценки, проявляющиеся в отчужденных формах, когда действия людей разделились с их собственной позицией [4].
В философском учении Л. Фейербаха отчуждение рассматривается через призму религии, где индивид отчуждает от себя свою родовую сущность, данную ей природой, и переносит ее качество на высшее существо - Бога [5].
К. Маркс, сформировав концепцию отчужденного труда, раскрыл социально-экономическую сущность отчуждения. Человеку в условиях господства частной собственности не принадлежит ни сам процесс, ни результат труда, так как происходит самоотрицание и отчуждение человека от человека [6].
Несмотря на многообразие взглядов, изучение концепции отчуждения, ее теоретических форм подтверждает наличие нерешенных вопросов в осмыслении данного явления. Эти проблемы включают также и некоторые эмпирические аспекты темы исследования.
Исследование феномена отчуждения актуализирует ряд социальных и психологических проблем молодежи, их отношения к себе и к другим. Дифференциация увеличивает про-тестные ценностные выборы молодых людей [7, с. 87]. Они рассматривают это как источник «неуверенности в завтрашнем дне». Поэтому важной задачей социально-философского анализа является своевременное обнаружение направленности векторов его развития.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
Для того чтобы выявить проблемы одиночества современной молодежи Кабардино-Балкарского государственного университета, в феврале 2020 г. проведено социологическое исследование. В анкетировании приняли участие 300 студентов в возрасте 16-20 лет.
Определить значимость проблемы одиночества для молодежи позволили их ответы на следующие утверждения:
«Я чувствую себя покинутым, одиноким, мне не с кем поговорить» ответили: «часто» - 4 %, «иногда» - 12 %, «редко» - 22%, «никогда» -62% респондентов.
«Я несчастлив, никто не понимает меня, мне не к кому обратиться» ответили: «часто» - 6 %, «иногда» - 29 %, «редко» - 37 % и «никогда» -28 % респондентов.
«Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи» - «часто» - 12 %, «иногда» -22 %, «редко» - 34 %, «никогда» - 32 %.
«Для меня невыносимо быть таким одиноким, мне не хватает общения, трудно заводить друзей» - «часто» - 7 %, «иногда» - 15 %, «редко» - 35 %, «никогда» - 43 %.
«Мои социальные отношения и связи поверхностны, я чувствую себя изолированным от других» - «часто» - 10 %, «иногда» - 20 %, «редко» - 38 %, «никогда» - 32 %.
«Я несчастен, будучи таким отверженным» -«часто» - 2 %, «иногда» - 1 %, «редко» - 16 %, «никогда» - 81 %.
В целом было выявлено, что проблема одиночества не является актуальной среди опрошенных студентов. Большинство респондентов не ощущают себя исключенными и изолированными; современная молодежь достаточно общительна и раскрепощена.
Однако сегодня настолько высока скорость обмена сообщениями и информацией, что люди не успевают развивать свою личную точку зрения, индивидуализироваться. Информационное влияние может мотивировать молодого человека вести себя вопреки собственным интересам, блокировать наличие продуктивной деятельности, в крайних случаях приводить к социальной деформации. Родители и эксперты критически относятся к продолжительному использованию медиа и стремлению быть постоянно в сети. Вызывает беспокойство тот факт, что молодые люди обычно имеют неограниченный и неконтролируемый доступ ко всему сетевому контенту.
По результатам нашего исследования, 87 % респондентов отметили, что их эмоциональное
состояние и отношения с людьми не зависят от того, сколько времени они проводят в Интернете. 56 % не скрывают количество времени, которое они проводят в Интернете, так как не видят в этом проблемы. 75 % редко думают об Интернете, когда заняты другими делами. Остальные 25 % думают о том, что там происходит в их отсутствие. 42 % предпочитают общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни, в то время как 58 % респондентов «далеко не всегда прибегают к помощи Интернета, когда им нужно найти информацию или пообщаться».
Доступ к Интернету открывает неограниченные возможности, но также создает новые проблемы. Есть риск, что для реальной жизни, кроме виртуальной, больше не останется места. Главная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что, несмотря на то что молодые люди в виртуальном пространстве не одни, по-настоящему они не вместе, и это может стать причиной увеличения числа одиноких молодых людей.
Если человек не контактирует или мало контактирует с другими, говорят о социальной изоляции. Если человек контактирует с окружающими достаточно, но все равно ощущает себя всеми покинутым - это отчуждение. А если он просто живет один и чувствует себя превосходно независимо от количества контактов - это уединенность [8].
Г. Торо и Ж.П. Сартр отмечали, что любому человеку необходимо иногда уединяться. Люди всегда оценивают нас, тем самым они вмешиваются и разрушают нашу индивидуальность, мешают нам в самовыражении. «Лучше жить на острове, в добровольной изоляции, чем испытывать постоянное царапание чужих взглядов, мнений, оценок моей собственной личной индивидуальности - это болезненный процесс» [9].
Уединенность - это не внешнее проявление и оно не имеет ничего общего с одиночеством. Оно является чем-то происходящим глубоко внутри. Уединение вызывает ощущение удовлетворения и покоя в любой ситуации, помогает человеку расслабиться. Человек, развивший это внутреннее уединение, приобретает способность управлять эмоциями. Он никогда не будет ощущать грусть и опустошенность. И тогда, возможно, в условиях современности глобальную сеть Интернет можно использовать молодым людям как возможность для уединения, самовыражения и саморазвития [10].
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
В настоящее время Интернет - это не просто среда личностного и делового общения, но и среда для образования. В марте 2020 г. в связи с пандемией не только учебный процесс, но и все сферы жизнедеятельности были переведены в онлайн-пространство. В это сложное время именно Интернет и цифровые технологии пришли на помощь. Однако не следует забывать, что интернет не заменит живого общения. Философская мысль гласит, что только в соотнесении с миром возможно быть человеком. Именно таким образом давал определение «бытию здесь» Хайдеггер. Понятие Person он заменил на слово Dasein, чтобы показать, что «Я» не могу быть, если «Я» не связан с «Ты» или с «Это» [11]. Быть в мире, значит быть в связи с чем-то или кем-то другим. Мы можем чувствовать недостаток чего-то и испытывать одиночество, если в данной соотнесенности что-то не функционирует. Человек познает себя, развивается, благодаря встрече с другим. И если он живет в этой согласованности, тогда он действительно существует, и тогда он уже не одинок.
Литература
1. ЛоковаМ.Ю., ХановаМ.Н., Азаматова Г.К., Вин-дижева А. О., Решетникова Н.Н. Социальные последствия влияния информационных технологий на ценностные установки современной молодежи в условиях финансового кризиса // Будущее глобальной финансовой системы: Падение или гармония : конспект лекций по сетям и системам - LNNS. Springer Nature Switzerland AG, 2019. Т. 57. С. 176-182.
2. Гасанова П.Г., Омарова М.К. Психология одиночества : учеб.-метод. пособие. Киев : Финансовая рада Украины, 2017. 76 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. М. : АН СССР, 1959. Т. IV. 440 с.
4. Rousseau J.-J. Discourse on the Origin and Foundations of Inequality Among Men or Second Discourse // The Discourses and Other Early Political Writings. V. Gourevitch (Ed. and tr.). Cambridge : Cambridge University Press, 1997. Р. 111-232.
5. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. фи-лос. произв. М., 1955. Т. 2. С. 942.
6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1974. Т. 42.
7. Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме : дис. ... канд. филос. наук. М., 2007.
8. Рогова Е.Е. Интернет-зависимость - проблема современной молодежи. URL: https:// cyberleninka.ru/ arti-cle/n/internet-zavisimost-problema-sovremennoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 21.11.2020).
9. Не одинок в такой точке зрения // Любите свои глаза. URL: https://notimpotent.com/ne-odinok-v-takoj-tochki-zreniya/ (дата обращения: 21.11.2020).
10. Ткачев И. «Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты» (А. Шопенгауэр). URL: https:// shkolazhizni.ru/psychology/ articles/92437/ (дата обращения: 21.11.2020).
11. Победить одиночество // Российская газета. URL: https ://rg.ru/2016/06/01/psihoterapevt-obiasnil-kak-preodolet-odinochestvo.html (дата обращения: 13.12.2020).
References
1. Lokova M.Yu., Khanova M.N., Azamatova G.K., Vindizheva A.O., Reshetnikova N.N. (2019). Social consequences of the influence of information technologies on the value attitudes of modern youth in the conditions of the financial crisis. The Future of the global financial system: Fall or harmony: Lecture Notes on Networks and Systems -LNNS. Springer Nature Switzerland AG, vol. 57, pp. 176182. (in Russian).
2. Hasanova P.G., Omarova M.K. (2017). Psychology of loneliness. Study guide. Kiev, Financial Council of Ukraine Press, 76 p. (in Russian).
3. Hegel G.V.F. (1959). Phenomenology of spirit. Works. Moscow, USSR Academy of Sciences Press, vol. 4, 440 p. (in Russian).
4. Rousseau J.-J. (1997). Discourse on the Origin and Foundations of Inequality Among Men or Second Discourse. The Discourses and Other Early Political Writings. V. Gourevitch (Ed. And tr.). Cambridge, Cambridge University Press, pp. 111 -232.
5. Feuerbach L. (1955). The essence of christianity. Selected philosophical works. Moscow, vol. 2, p. 942. (in Russian).
6. Marx K. (1974). Economic and philosophical manuscripts of 1844. K. Marx, F. Engels. Works. Moscow, vol. 42. (in Russian).
7. Lokova M.Yu. (2007). Structural transformation of value orientations of youth in the modernizing Russian society. Dissertation Thesis. Moscow, 87 p. (in Russian).
8. Rogova E.E. Internet addiction is a problem for today's youth. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/ n/internet-zavisimost-problema-sovremennoy-molodezhi/viewer (accessed November 21, 2020). (in Russian).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
9. Not alone in this point view. Love your eyes. Available at: https://notimpotent.com/ne-odinok-v-1akoj-tochki-zreniya/ (accessed November 21, 2020). (in Russian).
10. Tkachev I. "The clever are not so much looking for loneliness as they avoid the fuss created by fools " (A. Schopenhauer). Available at: https:// shkolazhizni.ru/ psycholo-
gy/articles/92437/ (accessed November 21, 2020). (in Russian).
11. To Conquer Loneliness. Rossiiskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2016/06/01/psihoterapevt-obiasnil-kak-preodolet-odinochestvo.html (accessed December 13, 2020). (in Russian).
Поступила в редакцию / Received 5 февраля 2021 г. / February 5, 2021