Научная статья на тему 'Психологические механизмы агрессивного поведения современной молодежи'

Психологические механизмы агрессивного поведения современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1387
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / СЕМЬЯ / FAMILY / РОДИТЕЛИ / PARENTS / РЕБЕНОК / CHILD / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЗГ / BRAIN / ТРАВМА / TRAUMA / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LIMBIC SYSTEM / НЕОКОРТЕКС / NEOCORTEX / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАВМИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ВЫЖИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ / TRAUMATIZED PART SURVIVING PART OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локова Мариана Юрьевна, Ханова Марина Нурадтиновна

В статье рассматриваются причины агрессивного поведения российской молодежи, проводится исследование роли семьи в формировании межличностных отношений подрастающего поколения. На основе модели, предложенной американским специалистом по мозгу Полом Маклином, где человеческий мозг рассматривается с позиции трёх взаимосвязанных биологических частей: ретикулярный (рептильный), эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг, а также визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс) предпринята попытка раскрыть содержательную связь проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Отмечено, что все обозначенные части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Однако, если общий производственный климат характеризуется непосильным стрессом, то это создает дезорганизованное препятствие развитию мозга. Чаще всего люди травмируются на раннем этапе. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Работая с травмированными частями «Я» с помощью системной психотерапии можно запустить процесс эмоционального исцеления. Проведен анализ индивидуально-психологических особенностей поведения личности. Возникновению стрессов предшествуют травмирующие жизненные события. Стрессы влияют на возникновение различных психических расстройств и болезней, а также проявление агрессивного поведения. Исследование психологических механизмов агрессивного поведения молодежи позволит выделить основные психотравмирующие детерминанты и определить методы работы с ними. Это, в свою очередь, позволит не только снизить высокий уровень агрессивного поведения среди современной молодежи, но и предотвратить его проявление в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Локова Мариана Юрьевна, Ханова Марина Нурадтиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TODAY''S YOUTH

This article examines the causes of an aggressive behavior of Russian youth, the role of the family in the formation of interpersonal relations among the younger generation Based on the model suggested by the American brain suggested specialist Paul McLean, in which the human brain is considered from the position of three interrelated biological parts: Reticular (limbic, mammal), brain, also the visual brain (cortex, neocortex) was made an attempt to open the substantive relationship between the problem of the relationship between brain function and the behavior of an individual. Noted that all indicated parts of the brain work together very connected, clearly and synchronously. However, if the manufacturing climate is characterized by excessive stress, it creates a disorganized obstacle to the development of the brain. Mostly people are injured at an early stage. All these phenomena are the result of alienation and loneliness. Working with traumatized parts of the "Me" with a system of psychotherapy, you can start the process of an emotional healing. The analysis of individually-psychological features of individual behavior. Stresses are preceded by traumatic life situations. Stress affects the onset of various mental disorders and diseases, also the manifestation of an aggressive behaviour. The study of psychological mechanisms of an aggressive behavior of youth will highlight the main determinants of traumatic and identify methods of working with them. This, in turn, will allow not only to reduce the high level of aggressive behavior among today's youth, but also to prevent its manifestation in the future

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы агрессивного поведения современной молодежи»

УДК 159.9. 316.6: 159.9. 612.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2018

Локова Мариана Юрьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры

«Организация работы с молодежью» Ханова Марина Нурадтиновна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Организация работы с молодежью» Кабардино-Балкарский государственный университет (360004, Россия, Нальчик, улица Чернышевского, 173, e-mail: khanova.marina07@mail.ru) Аннотация. В статье рассматриваются причины агрессивного поведения российской молодежи, проводится исследование роли семьи в формировании межличностных отношений подрастающего поколения. На основе модели, предложенной американским специалистом по мозгу Полом Маклином, где человеческий мозг рассматривается с позиции трёх взаимосвязанных биологических частей: ретикулярный (рептильный), эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг, а также визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс) предпринята попытка раскрыть содержательную связь проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Отмечено, что все обозначенные части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Однако, если общий производственный климат характеризуется непосильным стрессом, то это создает дезорганизованное препятствие развитию мозга. Чаще всего люди травмируются на раннем этапе. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Работая с травмированными частями «Я» с помощью системной психотерапии можно запустить процесс эмоционального исцеления. Проведен анализ индивидуально-психологических особенностей поведения личности. Возникновению стрессов предшествуют травмирующие жизненные события. Стрессы влияют на возникновение различных психических расстройств и болезней, а также проявление агрессивного поведения. Исследование психологических механизмов агрессивного поведения молодежи позволит выделить основные психотравмирую-щие детерминанты и определить методы работы с ними. Это, в свою очередь, позволит не только снизить высокий уровень агрессивного поведения среди современной молодежи, но и предотвратить его проявление в будущем.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, семья, родители, ребенок, молодежь, мозг, травма, фрустрация, лимбическая система, неокортекс, травмированная часть выживающая часть, межличностные отношения.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TODAY'S YOUTH

© 2018

Lоkоva Mariana Yurievna, candidate оf philоsоphical Sciences, senior lecturer оf the Department "Orga^zat^ оf wоrk with уоиШ" Khanova Marina Nurudtinovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Department "Organization of work with youth" Kabardinо-Balkarian State University (360004, Russia, Nalchik, Chernyshevskоgо street 173, e-mail: khanova.marina07@mail.ru) Abstract. This article examines the causes of an aggressive behavior of Russian youth, the role of the family in the formation of interpersonal relations among the younger generation Based on the model suggested by the American brain suggested specialist Paul McLean, in which the human brain is considered from the position of three interrelated biological parts: Reticular (limbic, mammal) , brain, also the visual brain (cortex, neocortex) was made an attempt to open the substantive relationship between the problem of the relationship between brain function and the behavior of an individual. Noted that all indicated parts of the brain work together very connected, clearly and synchronously. However, if the manufacturing climate is characterized by excessive stress, it creates a disorganized obstacle to the development of the brain. Mostly people are injured at an early stage. All these phenomena are the result of alienation and loneliness. Working with traumatized parts of the «Me» with a system of psychotherapy, you can start the process of an emotional healing. The analysis of individually-psychological features of individual behavior. Stresses are preceded by traumatic life situations. Stress affects the onset of various mental disorders and diseases, also the manifestation of an aggressive behaviour. The study of psychological mechanisms of an aggressive behavior of youth will highlight the main determinants of traumatic and identify methods of working with them. This, in turn, will allow not only to reduce the high level of aggressive behavior among today's youth, but also to prevent its manifestation in the future

Keywords: aggressive behavior, aggression, family, parents, child, youth, brain, trauma, frustration, limbic system, neocortex, traumatized part surviving part of interpersonal relationships.

Человек в современном мире постоянно подвергается различным воздействиям внешних и внутренних факторов. Кризис всех сфер общественной жизни в нашей стране привел к реальной угрозе глубокой духовной и нравственной деформации.

Сегодня мы наблюдаем в средствах массовой информации факты насилия среди подрастающего поколения. В чем же причина агрессивного поведения среди современной молодежи? Ответ на этот вопрос и является целью нашего исследования.

Наиболее важным, применительно к теме исследования, следует считать основную, глубинную идею, пронизывающую работы зарубежных и российских авторов.

Ее суть кратко можно выразить следующим образом: агрессивное поведение молодежи - это преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве, форма поведения, нацеленное на оскорбление или причинение

вреда другому живому существу.

Агрессия является результатом фрустрации. Она возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Но ведь потребность как таковая сама детерминирована целым рядом условий общественной жизни

Это явление относится к травмирующим эмоциональным состояниям. Молодежь выступает отражением всей совокупности общественных отношений, но каждое конкретное проявление молодежного сознания не может быть выведено полностью из этих отношений, оно требует, с одной стороны, поиска адекватных ситуации методологических основ исследования, с другой -многостороннего изучения и конкретизации конкретных явлений в молодежной среде.

Тема агрессивности в поведении привлекала внимание ученых со времен Дарвина. С тех пор нейрофизи-

Локова Мариана Юрьевна, Ханова Марина Нурадтиновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АГРЕССИВНОГО ...

ологи, главным образом, сосредоточили свое внимание на том, чтобы обнаружить участки мозга, ответственные за элементарные рефлексы, а также за необходимые для выживания способы поведения.

В этой связи, особо следует отметить вклад в разработку данной проблемы таких ученых как Майерс Д. [12], Бэрон Р. , Ричардсон Д. [5], Милграм С. [14], Берковиц Л. [3], Гришина Н.В.[8], Немировский Д.Э. [16], Шипунова Т.В.[22], Башкатов ИЛ. [1]

Сегодня нет недостатка в анализе процессов, происходящих в молодежной среде.

Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день все еще недостаточно исследован процессуальный характер индивидуально-психологических особенностей агрессивного поведения современной молодежи. Недостаточно изучены детерминанты, существенно повлиявшие на поведение молодых людей.

Исследование психологических механизмов агрессивного поведения молодежи позволит выделить основные психотравмирующие детерминанты и определить методы работы с ними.

Это, в свою очередь, позволит не только снизить высокий уровень агрессивного поведения среди современной молодежи, но и предотвратить его проявление в будущем.

Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, когнитивной нейробиологии, теории травмы, представленные в работах отечественных и зарубежных авторов, а также собственный опыт авторов, накопленный при практической работе.

Прежде, чем перейти к содержательной стороне индивидуально-психологических особенностей агрессивного поведения молодежи, необходимо выявить смысловую структуру самих исходных понятий «агрессия» и «агрессивность».

Под агрессией (от лат. аggredi - нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда.

Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб. Что же побуждает человека к агрессивному поведению?

Швейцарский психолог и психиатр Аллан Гугген-бюль рассматривает агрессивное поведение как результат дефицита в структуре или вследствие процессов головного мозга, он отмечает, что «лобные доли не полностью развиты или лимбическая система работает неправильно. Здесь мы видим, аргументация остается той же: насилие является аномалией, вызванной чем-то, что за пределами нашего пространства и времени. Оно рассматривается не как моральный недостаток, а вопрос психопатологии». [9]

Ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) [20] предлагает модель, где человеческий мозг «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции»:

1. Ретикулярный (рептильный) мозг - содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача - сохранить нам жизнь. Самый старый пласт - ствол мозга. Именно здесь располагаются базовые функции жизнеобеспечения. Это область телесной регуляции на который мы не можем влиять своей волей.

2. Эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг - участвует в регуляции функций внутренних

органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Здесь нет ощущения времени. То, что здесь происходит, запоминается вне времени.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс). Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация человека вообще. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Здесь мы способны ориентироваться во времени, находить способность различать «вчера, сегодня завтра». Мы можем от чего-то дистанцироваться, и наблюдать. Здесь происходит терапевтическое расщепление «Я». «Я» могу смотреть, анализировать себя. Смотреть на себя в прошлом, сейчас и видеть разницу. На этом уровне отмечаются способности наблюдателя, который воспринимает, что делаю я и, что делают мои части. Это то, что мы называем сознанием.

Данная модель определяет, что все обозначенные части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Понятно, что мозг на этом не заканчивается.

Человеческий мозг можно понять, только если видеть его в связи, важен опыт привязанности и отношений. Как «Я» включен в мою семью, в свое окружение. Если общий производственный климат характеризуется непосильным стрессом, то это создает дезорганизованное препятствие развитию мозга. Что происходит?

Появление так называемой «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же, неокортекс интерпретирует как чувство недостаточности [21]. В чем же эта недостаточность?

Человек состоит из различных внутренних частей, которые развиваются в процессе жизни. Счастливый ребенок - это желанное дитя любящих, взрослых и психологически здоровых родителей. Он насыщен любовью и принятием, научен экологичному и бережному обращению с собой.

Тогда все внутренние части личности развиваются и взаимодействуют. Это значит, что его идентичность не ущемлена. К сожалению, такое детство было не у многих из нас. А, значит, и не у многих наших родителей. Травмированный ребенок - это ребёнок, подвергшийся различным видам травм, насилия. Это может быть одинокий и отвергнутый, брошенный и забытый, оскорблённый, использованный, жертвующий собой ребёнок. Родители или были поглощены своими собственными горестями и проблемами, или чрезмерно вовлекали ребёнка в свою жизнь [7].

В момент травмы (стресса, шока) в зависимости от степени диссоциации отделенная часть живет своей жизнью и в большей или меньшей степени знает другие части. Часто они «замерзают» в определенном возрасте, в то время как другие части развиваются дальше.

Травма несет сверхнагрузку для психики человека. Что такое психика? Психика - это восприятие, чувства, ощущения, мышление, воспоминания, желания. Из этого складывается некая идентичность, некое сознание собственного «Я».

В рамках здоровой психики все эти процессы становятся ориентированными друг на друга. Каково же влияние травмы? Мы можем реагировать на стресс по-разному. Можем продолжать драться, бегать или замирать. Но чаще всего психика начинает раскалываться, распадаться. Восприятие больше не соответствует мышлению, мышление и чувства разделены.

Идентичность, осознание собственного «Я» утрачивает контакт с этими отдельными явлениями.

Пограничная часть личности (отделенная часть) в зависимости от степени диссоциации живет своей жизнью и в большей или меньшей степени знает другие части. Психика больше не может управлять телом или тело больше не может влиять на психику.

Процессы протекают обособленно друг от друга. Поэтому травмы влияют и на тело, вызывая определенные симптомы.

В связи с этим профессор психологии, клинический психолог Франц Рупперт выделяет в человеке несколько разных структур, которые отделены и каждая продолжает свое развитие, независимо от другой:

1. Психическая структура. Психика еще продолжает правильно функционировать. Это означает, что здесь еще существует хороший контакт с реальностью. Это собственно основное предназначение психики - поддерживать нас в контакте с реальностью такой, какая она есть.

2. Травмированная часть. В этой структуре хранятся все воспоминания, которые человек пережил в момент травмы. И эти структуры, уже после пережитой травмы продолжают оставаться активными, они никуда не деваются, они просто как бы инкапсулируются внутри. И этому инкапсулированию помогает произойти третья структура, которую Рупперт называет «выживающей частью».

3. Выживающие части необходимы для того, что бы человек смог пережить травму потому, что в случае с травмой речь всегда идет о жизни и смерти. Это выживание в психическом смысле, в физическом смысле и в социальном. Есть люди, которые в социальном отношении являются мертвыми. Это происходит тогда, когда какого-либо человека изгоняют за какой-либо поступок из определенного социума [19,с.27].

Чаще всего люди травмируются на раннем этапе. Чем раньше происходит травматическое явление, тем тяжелее и глубже расстройство. Психика может расколоться до рождения человека. Для развития ребенка, необходимо, чтобы он был желанным для обоих родителей.

Часто это желание бывает амбивалентно (ни да, ни нет), и дети, находясь в утробе матери, так же могут это чувствовать.

Наша жизнь начинается с зачатия, когда мы рождаемся - нам уже девять месяцев. «Если вчувствоваться в отношения матери и эмбриона, мы увидим, что две души живут в одном теле и два тела образуют одну душу. Для находящегося в матке эмбриона мать - это весь окружающий его мир» [4, с.73].

Серьезным испытанием для ребенка являются преждевременные роды и раннее рождение. Медицина борется за спасение недоношенных детей. Самым страшным опытом для них является то, что они в это время живут без контакта с матерью. Это одиночество доставляет им огромную боль. В России эта проблема особенно актуальна потому, что во многих роддомах, еще со времен Советского Союза, практикуется раздельное пребывание матери и ребенка [2].

В процессе родов ребенок принимает активное участие, он ищет путь в родовой канал. Все чаще в родах встречаются осложнения (предлежание, обвитие пуповиной и т.д.). Если ребенок не находит в процессе родов выхода, если он обвивается пуповиной. Это говорит о том, что ребенок является травмированным. Он теряет ориентацию.

При кесаревом сечении обычное событие превращается в хирургическую операцию. Не устанавливается первичное взаимодействие между матерью и ребенком. Та боль, которую «сэкономили» врачи, впоследствии становится достаточно сильной. Это важно так как, роды кесаревым сечением являются травмой и для матери и

для ребенка. Ребенку не хватает в будущем инициативы, они все время находятся в ожидании, что кто-то придет и что-то сделает для них или с ними. Это время, после рождения - время, когда мать и ребенок устанавливают контакт друг с другом. Все, что мешает этому процессу (мытье, забор крови и т.д.) нарушает формирование устойчивой связи [6].

Выкидыши и мертворожденные дети - это травма для матери. При следующей беременности она может испытывать постоянный страх.

Так же травмой является усыновление и удочерение. Мать и ребенка разлучают. И у ребенка чужая мать. Ребенок находится между двумя мирами: в душе он стремится к тому, что он потерял, и в то же время он злится и обижается и поэтому не может полностью проживать свое настоящее.

Все приготовления, все попытки установить связь с матерью пресекаются. Рано или поздно все эти чувства выходят на поверхность. Некоторые дети предпочитают страдать, плохо учатся в школе, из-за того, что родители отвергли их. Они также нуждаются в том, чтобы получить разрешение быть более счастливыми, чем их биологические родители, у которых, очевидно, была нелегкая жизнь.

Травмой также является то, что ребенок с ранних лет воспитывается чужими людьми. Из истории нам известно, что это являлось обычаем народов Кавказа (аталы-чество). Аталычество заключалось в том, что ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в чужую семью, и по истечению определенного времени он возвращался в родительский дом [17].

Психологические исследования показывают, что свойства детской психики являются продуктом не только биологической, но и культурной эволюции. По мнению ряда авторов, законы и движущие силы биологической и культурной эволюции во многом сходны, а сами процессы могут плавно перетекать друг в друга. Другими словами, поведенческий признак может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепиться и в генах. [10]

Несмотря на то, что этот обычай сейчас не существует, можно предположить, что его последствия могут отражаться на многих из нас и в настоящее время. Ведь связь существует не только между родителями и детьми, но и между всеми членами рода.[11, с.35].

Если ребенок до 12 месяцев передан на чужое воспитание - это для него ситуация длящегося стресса. Здесь присутствует повышенный риск для проявления различных видов зависимости в будущем.

В раннем возрасте уход за ребенком вне дома травмируют его. Часто родители, в погоне за материальными ценностями, не успевают должным образом уделить внимание своим детям.

Отдают ребенка бабушкам и дедушкам, а потом забирают травмированного ребенка. Все эти процессы с большей вероятностью могут стать для ребенка травмой. Если травма матери - риск травмы для ребенка, на самом деле, дети тоже оказывают влияние на то, как чувствуют себя их родители. Душевное благополучие родителей часто во многом зависит от детей.

Любящим родителям больно, когда они вынуждены наблюдать, как страдают их дети, поскольку душевная связь между ними настолько сильна, что они физически ощущают их страдания. При этом неважно, что стало причиной страданий: поведение самих детей или несчастный случай, болезнь, удар судьбы, а может быть действия или бездействие родителей. Тут родители находятся во власти своих детей. Если у детей все хорошо, то и родителям хорошо, если же дети страдают, то любящие родители страдают вместе с ними [4, с 68.].

Большое количество людей, получивших травмы в детстве, вновь и вновь ретравмируются на протяжении

Локова Мариана Юрьевна, Ханова Марина Нурадтиновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АГРЕССИВНОГО ...

всей жизни, потому что первоначальная травма сделала их чрезвычайно ранимыми, незащищенными и предрасположенными к реактивным реакциям.

Ранняя травма означает раннюю потерю контакта со своей собственной жизненной энергией, вместо этого происходит развитие стратегий выживания, которые действуют по принципу: «лучше бы меня не было совсем».

У человека происходит отщепление от своих чувств, которые отключают и радостные чувства. Потеря доверия к людям. Если человек не доверяет собственной матери, он не будет доверять никому. Происходит потеря смысла, контакта с реальностью, человек начинает убегать в мир своих фантазий.

Таким образом, в настоящем исследовании мы сделали попытку раскрыть содержательную связь проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида.

Проведен анализ индивидуально-психологических особенностей агрессивного поведения личности и сделаны следующие выводы.

Отношения между родителями и детьми многогранны и сложны. Каждый человек когда-то был ребенком, и этот образ мы несём с собой во взрослую жизнь. Только, получившие любовь, родители могут передать ее своим детям.

В нашей жизни имеется много источников психической травматизации индивида, и симптомы посттравматического расстройства не редкость среди окружающих людей.

Травмирующие жизненные события часто влекут за собой возникновение стрессов, ухудшение психического здоровья, возникновение различных психических расстройств и болезней, а также проявление агрессивного поведения.

Все эти явления результат отчуждения и одиночества.

Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Залог будущего здорового поколения определяется здоровой и гармоничной семьей, а это, в свою очередь, результат совместных усилий матери и отца.

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе на протяжении нескольких десятилетий, позволяют нам предположить, что стресс будет всегда, и, возможно, нагрузка эта будет только увеличиваться. И как, на наш взгляд, справедливо отметил Аллан Гуггенбюль: «Наша задача - научится тонко чувствовать, адекватно реагировать и быстро восстанавливаться в тех случаях, когда мы все-таки вовлечемся эмоционально. Если совсем коротко - научиться управлять собой» [9].

Современные исследования показывают, что такие практики как медитация осознанности, медитация принятия и другие техники «вхождения» в свои страхи меняют наш мозг. Нейробиологи утверждают, что у нас могут появляться новые нейроны (нейрогенез) и образовываться новые нейронные связи (нейропластичность)

[15].

Например, из префронтального отдела нейроны могут напрямую управлять рептильным и лимбическим отделами мозга, в частности, тормозить реакции страха или агрессии.

Работая с травмированными частями «Я», можно помочь им развиваться дальше, чтобы они могли присоединиться к другим частям можно при помощи системной психотерапии и травматерапии.

Таким образом, можно запустить процесс эмоционального исцеления. Речь идет о том, что эта модель хорошо подходит для того, чтобы объяснить диссоциацию и работать непосредственно с отдельными частями.

Базовый принцип травматерапии - научить умению

чередовать стабильное состояние и травмированное.

Травма легко приводит к тому, что человек смотрит зачаровано только на то, что болезненно, связано с травмой и это полностью поглощает его. Человек не видит никаких вариантов действий, никакого выбора.

Поэтому, работая с травмой нужно научиться видеть другую сторону. Главное не отрицать травму, повреждение, но и нельзя позволять травме определять себя, определять свою жизнь.

Если каждая часть, даже самая поврежденная и негативная, получит шанс выявить истоки своих проблем, она сможет продемонстрировать себя в изначальном высокоценном состоянии, как это было до того, как она стала настолько деструктивной в жизни человека и, возможно, тогда в нашем обществе уровень агрессивного поведения будет снижаться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Башкатов И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные // Социологические исследования. 2002. № 12.

2. Белоусова Е. Наши современницы о родовспоможении в России http://www.memо.ru/library/bооks/ KORNI/CHAPTER18.HTM

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

4. Бомон Х. Смотреть на душу: духовная психотерапия - М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. - 192с

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352с.

6. Влияние процесса рождения на психику ребенка http://uchebnikiоnline.cоm/psihоlоgiaMkоva_psihоlо-giya_-_sergeyenkоva_оp/vpliv_prоtsesu_narоd-zhennya_ psihiku_ditini.htm

7. Гринко О. Профилактика расставаний, или как излечить внутреннего Ребёнка.http://prоf-psychоlоg. by/prоШaktika-rasstavaшj-ili-kak-izlechit-vnutrennegо-rebyоnka

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. 544 с

9. Гуггенбюль А. Насилие среди молодежи - симптом истерического общества? http://www.maap.ru/ library/bооk/293

10. Ernst Fehr, Helen Bernhard, Bettina Rоckenbach. Egalitarianism in yоung children // Nature. 2008. V. 454. P. 1079-1083.http://elementy.ru/news/430815

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кучера И., ШеффлерК. Что же со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка- М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. - 157с

12. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 688 с

13. Матюшенко М. В., Кравченко Н. И. Агрессивное поведение молодежи: поведенческие модели. http:// www.rusnauka.cоm/13_NPN_2010/Psihоlоgia/65944.dоc. htm

14. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. 338 с

15. Нейрогенез: вы можете вырастить новые клетки мозга http://www.brainhack.me/2015/11/neurogenesis/

16. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социологические исследования. 1992. № 3; С. 93-96.

17. Непсо М. «Адыгская художественная культура» http://newsland.cоm/news/detail/id/1217972/

18. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. К., 1991.

19. Рупперт Ф. Травма, связь и семейные расстановки. Понять и исцелить душевные раны. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. - 272с.

20. Теория «триединого мозга» Пол Маклина. http:// yodaga.com/teoriia-triedinogo-mozga-pol-maklina_page. html

21. Чувство недостаточности, три вида человеческого мозга и три сигнальные системы http://advaitawоrld. cоm/blоg/free-away/34451.html

22. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования 2002. № 5.

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.