Научная статья на тему 'Агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста и факторы, влияющие на их возникновение'

Агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста и факторы, влияющие на их возникновение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1774
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ФРУСТРАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS / BEHAVIOR / EARLY AGE / FRUSTRATION / DEPRIVATION / STYLE OF FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Космакова Вера Игоревна

В статье уточнено понятие «агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста»; описаны особенности агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста, в частности, преобладание физической агрессии в возрасте от двух до четырех лет и ее дальнейшее преобразование посредством социализации; проработана проблема фрустрации и эмоциональной депривации вследствие лишения матери как одной из основных причин возникновения агрессивных проявлений в поведении на примере описания поведения детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Затронут вопрос о значении привязанности в раннем возрасте и ее влиянии на поведение ребенка. Кроме того, в статье уделено большое внимание влиянию стиля воспитания в семье, в том числе уровней внутрисемейных отношений, степени гармоничности семьи, на формирование агрессивных проявлений в поведении. Затронут вопрос о физиологических механизмах агрессивных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Космакова Вера Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS IN THE BEHAVIOUR OF YOUNG CHILDREN AND THE CAUSING FACTORS

The article specifies the concept of "manifestation of aggressiveness in the behavior of young children"; it describes the features of aggressive manifestations in the behavior of children at an early age, in particular, it focuses on prevalence of physical aggression in the ages of 2 to 4, and its further transformation by means of socialization. The article also deals with the problem of frustration and emotional deprivation as a result of loss of mother as one of the main reasons for aggressive manifestations in behavior on the example of the description of behavior of young children, who are brought up in children's homes. The author raises the question of importance of attachment at an early age and its influence on the behavior of the child. Besides, much attention is paid in the article to the influence of the style of education in the family, including the levels of relations within the family, degree of family harmony, on the formation of aggressive manifestations in behavior. The article touches upon the question of physiological mechanisms of aggressive manifestations.

Текст научной работы на тему «Агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста и факторы, влияющие на их возникновение»

УДК 37.018.1:616.89-008.444.9-053»465.00/.06» ББК Ч490.261.0+Ю941.3-8

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Космакова Вера Игоревна,

педагог-психолог, государственное казенное учреждение здравоохранения Свердловской области «Специализированный дом ребенка»; 620141, г. Екатеринбург, ул. С. Перовской, д. 117, корп. А, к. 80; e-mail: vera_sweety@mail.ru

АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессивные проявления; поведение; ранний возраст; фрустрация; деприва-ция; стиль семейного воспитания.

АННОТАЦИЯ. В статье уточнено понятие «агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста»; описаны особенности агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста, в частности, преобладание физической агрессии в возрасте от двух до четырех лет и ее дальнейшее преобразование посредством социализации; проработана проблема фрустрации и эмоциональной депривации вследствие лишения матери как одной из основных причин возникновения агрессивных проявлений в поведении на примере описания поведения детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Затронут вопрос о значении привязанности в раннем возрасте и ее влиянии на поведение ребенка. Кроме того, в статье уделено большое внимание влиянию стиля воспитания в семье, в том числе уровней внутрисемейных отношений, степени гармоничности семьи, на формирование агрессивных проявлений в поведении. Затронут вопрос о физиологических механизмах агрессивных проявлений.

Kosmakova Vera Igorevna,

Teacher-Psychologist, State Healthcare Institution of Sverdlovsk Region "Specialized Children's Home". Ekaterinburg, Russia.

MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS IN THE BEHAVIOUR OF YOUNG CHILDREN AND THE CAUSING FACTORS

KEY WORDS: manifestation of aggressiveness, behavior, early age, frustration, deprivation, style of family education.

ABSTRACT. The article specifies the concept of "manifestation of aggressiveness in the behavior of young children"; it describes the features of aggressive manifestations in the behavior of children at an early age, in particular, it focuses on prevalence of physical aggression in the ages of 2 to 4, and its further transformation by means of socialization. The article also deals with the problem of frustration and emotional deprivation as a result of loss of mother as one of the main reasons for aggressive manifestations in behavior on the example of the description of behavior of young children, who are brought up in children's homes. The author raises the question of importance of attachment at an early age and its influence on the behavior of the child. Besides, much attention is paid in the article to the influence of the style of education in the family, including the levels of relations within the family, degree of family harmony, on the formation of aggressive manifestations in behavior. The article touches upon the question of physiological mechanisms of aggressive manifestations.

Bi

з

> настоящее время в отечественной и ^з арубежной психологической литературе огромное внимание уделяется вопросу агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста. Существующие разнообразные подходы к объяснению причин возникновения агрессивных проявлений в поведении раскрыты в работах таких специалистов, как Г. Э. Бреслав, М. Н. За-островцева, С. Л. Колосова, А. Налчаджян, Е. В. Макушкин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов, Н. В. Перешеина, Н. М. Платонова, Д. В. Хорсанд, О. В. Хухлаева, Р. Бэрон, Ч. Венар, П. Кериг, Д. Коннор, Д. Ричардсон, А. Фрейд и др.

В целях исследования мы, придерживаясь точки зрения М. Я. Басова, В. П. Зин-ченко, Б. Г. Мещерякова, Т. Г. Румянцевой и Д. Н. Ушакова, будем понимать под агрессивными проявлениями в поведении

детей раннего возраста «действия детей, направленные на причинение вреда себе или объектам окружающей среды (одушевленным или неодушевленным), в соответствии с их внутренними состояниями дискомфорта, вызванными неблагоприятными в физическом и/или психическом отношении жизненными ситуациями».

В современной психологической науке большинство специалистов (Н. М. Заост-ровцева, С. Л. Колосова, Е. В. Макушкин, Ю. Б. Можгинский, Н. В. Перешеина,

Н. М. Платонова, И. А. Фурманов, Р. Бэрон, Ч. Венар, П. Кериг, Д. Коннор, Д. Ричардсон и др.) придерживаются мнения, что агрессивные проявления свойственны поведению детей раннего возраста.

Как указывает Д. Коннор, агрессия -«совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей» [5, с. 32].

© Космакова В. И., 2015

В своих исследованиях автор ссылается на следующие данные: 50% контактов между детьми в возрастном диапазоне от 1 года до 1 года 6 месяцев являются «деструктивными» или «конфликтными». При этом агрессивное поведение чаще направлено на сверстников, в редких случаях - на близкого взрослого. По мнению Д. Коннора, возникающие конфликты являются «тренировочной площадкой для выработки и усвоения социальных стратегий самоутверждения, единоличного пользования предметами и разрешения социальных конфликтов» [5, с. 32]. Автор приводит данные, согласно которым в возрасте от 18 до 65 месяцев у детей распространены конфликты вследствие желания владеть определенным предметом.

К подобным выводам пришел в своем исследовании И. А. Фурманов: 78% конфликтных ситуаций между детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев произошли вследствие нежелания ребенка отдавать игрушку, что обусловлено способностью ребенка помещать собственные предметы во внутренние границы «Я» и отождествлять их как часть самого себя [13, с. 60].

Как зарубежные, так и отечественные авторы (И. А. Фурманов, Д. Коннор, П. Ке-риг и др.) отмечают изменения характера агрессивных проявлений в поведении детей с возрастом. По мнению Н. М. Платоновой, наибольшее количество агрессивных проявлений свойственно детям в 3 года. Д. Кон-нор указывает на уменьшение доли физической агрессии и увеличение вербальной в период от двух до четырех лет [5, с. 33]. О преобладании физической агрессии у детей раннего возраста свидетельствуют работы И. А. Фурманова, А. Налчаджяна, Ч. Ве-нар, П. Кериг.

Кроме того, на наш взгляд, важной также является информация, приведенная в работе И. А. Фурманова: у детей в возрасте от 2 до 3 лет более чем в 7 раз преобладают взрывные реакции гнева по сравнению с направленными.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают агрессивные проявления в поведении детей уже в младенческом возрасте. А. Фрейд, считает, что агрессивные проявления, наблюдающиеся у детей в младенческом возрасте, являются отражением разрядки инстинктивных побуждений. Агрессивные действия ребенка в начальный этап младенческого периода направлены на самого себя, однако затем перенаправляются на объекты и субъекты окружающего мира. В этот период ребенок, отождествляя части тела матери как свои вследствие отсутствия способности четко различать внутреннее и внешнее, зачастую проявляет условно агрессивное поведение по отноше-

нию к матери без намерения причинить ущерб. К подобному выводу пришел в своем исследовании О. Кернберг, однако автор указывает, что проявление агрессии у детей младенческого возраста связано с интенсивностью аффективных переживаний: с яростью и ненавистью. Несколько иной точки зрения в вопросе проявления агрессии в младенческом и раннем возрасте придерживалась К. Хорни, считающая, что агрессия есть защитная реакция на угрозу удовлетворения потребностей. По мнению К. Хорни, неудовлетворение родителями основных потребностей ребенка, а именно потребности в удовлетворении и в безопасности, способствует формированию базаль-ной враждебности, которая в свою очередь может развиться во враждебность по отношению к родителям, а затем трансформироваться в базальную тревогу, направленную на окружающих.

Агрессивные проявления у детей младенческого и раннего возраста как защитные «вследствие резонанса проблем развития младенца и актуальной тревожности его родителей» рассматривает также отечественный психолог О. В. Хухлаева. В то же время О. В. Хухлаева считает, что «защитная агрессивность» является «нормативной», обеспечивающей развитие ребенка. По мнению автора, «защитная агрессивность» наблюдается только у активных детей, а у пассивных - закрепляется чувство небезопасности [15, с. 38].

В противовес всему вышеизложенному Г. Э. Бреслав отмечает, что агрессивные проявления представляют собой прежде всего механизм привлечения внимания и способ добиться своей цели, поскольку жизнь ребенка в первые годы целиком зависит от матери, которая его кормит, дает защиту, проявляет чувство любви по отношению к нему. Именно поэтому уже на третьем месяце жизни ребенок проявляет агрессивные действия: бьет руками, стучит ножками [2, с. 30].

В целом, анализ источников литературы позволяет выделить два основных фактора, влияющих на возникновение агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста: фрустрация и стиль семейного воспитания.

Согласно воззрениям отечественных и зарубежных специалистов (Дж. Доллард, Н. Миллер, А. Налчаджан, И. А. Фурманов и др.), фрустрация - психическое состояние, в котором человек оказывается, когда его целенаправленная деятельность блокируется. Сторонники фрустрационной теории возникновения агрессивных проявлений в поведении, в частности, С. Розенцвейг, выделили три типа причин, способных вызвать фрустрацию: лишения (отсутствие необходимых

средств для достижения цели или удовлетворения потребности), потери (утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности), конфликт (одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или побуждений). Отечественный исследователь И. А. Фурманов после анализа существующих теорий пришел к выводу, что агрессивные проявления представляют собой реакцию на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.

Понятие «депривация» широко распространено в современной научной литературе. Впервые понятие «психическая де-привация» сформулировали И. Лангмейер, З. Матейчек, подразумевавшие «состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворить свои витальные психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время». Понятие эмоциональной депривации вследствие лишения матери тесно связано с теорией привязанности, выдвинутой Дж. Боулби. Согласно воззрениям Дж. Боулби, привязанность ребенка младенческого возраста проявляется в следующих феноменах: мать или другой объект привязанности лучше, чем другие люди, сможет успокоить ребенка, ребенок предпочитает выбирать для игры или утешения объект привязанности, в присутствии объекта привязанности дети чувствуют себя в безопасности, выглядят более спокойными и уверенными [1, с. 57].

Эмоциональная депривация вследствие лишения матери приводит к нарушению базисного доверия к миру и формированию у ребенка эмоции страха, агрессивных проявлений в поведении, отсутствию познавательного интереса. Однако, по мнению И. А. Фурманова, Н. В. Фурмановой, развитие личности ребенка, с рождения лишенного матери, отличается от развития личности ребенка, у которого тесная эмоциональная связь с матерью уже была сформирована, а затем произошел разрыв отношений. В первом случае данные исследователи употребляют понятие «безэмоциональный характер» и констатируют наличие у ребенка задержку психического развития, отсутствие способности вступать в значимые отношения с другими людьми, неуверенность в себе и агрессивные проявления в поведении [14, с. 30]. Во втором случае специалисты констатируют у ребенка потерю ранее приобретенных навыков. Ярким примером нахождения ребенка в ситуации эмоциональной (материнской) депривации и в состоянии фрустрации является проживание его в доме ребенка. Исследования, прове-

денные под руководством М. И. Лисиной, свидетельствуют о нарушении поведения привязанности у детей в домах ребенка в связи с распределением материнских функций между несколькими воспитателями и медицинским персоналом в соответствии со спецификой работы в учреждении [6, с. 48]. Также это положение находит подтверждение в исследованиях, проведенных позднее Р. Ж. Мухамедрахимовым, считающим основным фактором, обуславливающим нарушения в психическом развитии детей в домах ребенка, неполноценное общение со взрослым [8, с. 146].

В целом, можно сказать, что в домах ребенка дети непрерывно находятся в состоянии психической депривации. Исследования Т. М. Землянухиной подтверждают, что при взаимодействии со взрослым ребенок вне семьи с трудом изменяет характер своего поведения в зависимости от похвалы или порицания. Например, начав действовать в русле положительной поддержки взрослого, ребенок затем не замечает изменения полюса оценки [7, с. 46]. Депривация во всех своих проявлениях способствует появлению пассивности, снижению собственной инициативы у ребенка, что в свою очередь оказывают негативное влияние на его поведение. Венгерский психолог Э. Пиклер отмечает, что у детей в домах ребенка возникает особая форма сопротивления при возникновении внутреннего конфликта или неспособности выполнить инструкцию взрослого - дети без звука падают на пол, лицом вниз [7, с. 87].

В. О. Аникина, К. В. Солоед, В. Ю. Иванова в своих исследованиях указывают, что эмоциональное состояние ухаживающих за ребенком взрослых в домах ребенка влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка, вследствие чего в поведении ребенка выявляются агрессивные, тревожные и избегающие тенденции [3; 12]. Чаще всего насилие по отношению к детям наблюдается во время кормления, поскольку дети длительное время не овладевают навыками самообслуживания. Исследования Л. Ю. Па-нариной подтверждают вышеуказанное и свидетельствуют о том, что взрослым, ухаживающим за ребенком, трудно понимать физиологические возможности ребенка, взаимодействовать с детьми, которые часто раздражаются, трудно успокаиваются или вовсе негативно реагируют на ласку [10, с. 46]. Все это приводит к неадекватной оценке и некорректной стимуляции инициа-ций ребенка. Таким образом, взрослый не замечает демонстрируемой ребенком готовности к общению, что приводит к усилению негативных тенденций в его поведении.

Как отмечает Р. Ж. Мухамедрахимов, для всех детей, находящихся в доме ребенка, характерна привязанность небезопасного типа, приводящая к формированию нев-ротичного, не позволяющего оптимально реагировать на незнакомую ситуацию представления о взаимодействии [8, с. 237].

Рассмотрим далее такой фактор возникновения агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста, как стиль семейного воспитания.

Влияние семейного воспитания на формирование у детей негативных форм поведения признают как отечественные, так и зарубежные специалисты (Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, И. А. Фурманов, Д. В. Хор-санд, А. Налчаджан и др.). Г. Э. Бреслав разработал «варианты воспитания агрессивности»: первый заключается в формировании стереотипа агрессивного поведения у ребенка, манипулирующего поведением «чрезмерно предупредительных» родителей, второй вариант является следствием страха как результата эмоционального отвержения ребенка родителями [2, с. 31].

Интересная точка зрения представлена в работе А. Налчаджана: автор утверждает, что «поскольку существует наследственная передача физических и психических черт, то в психике многих родителей возникают симпатия и любовь к ребенку на основе общих приятных черт и неприязнь, отчуждение и даже конфликты на основе сходных неприятных черт, таких, наличие которых в самом себе человек не хотел бы осознавать» [6, с. 516]. В данном случае автор говорит о разрушении ребенком психологической самозащиты взрослого, являющейся реакцией на присутствие постоянного фрустратора в виде ребенка, и формирования у взрослого агрессивной установки по отношению к ребенку. В результате у ребенка возникает защитная адаптационная реакция в виде агрессивных проявлений в поведении.

И. А. Фурманов указывает, что семья, в частности, уровни внутри семейных отношений, оказывает значительное влияние на формирование особенностей в поведении детей. Данный автор выделяет 1 уровень (система межличностных отношений) и 2 уровень (система внутрисемейного взаимодействия: отношения между родителями как супругами, между отцом и матерью как родителями, отношение родителей к детям и детей к родителям, отношения между детьми). При этом И. А. Фурманов считает, что данные уровни влияют на поведение ребенка непосредственно и через формирование негативных эмоциональных состояний у ребенка.

По мнению А. Е. Личко, развитие ребенка в условиях семьи во многом зависит

от степени гармоничности этой семьи. В гармоничной семье все возрастные трудности сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации, поскольку все члены семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью, их роли в семье дополняют друг друга и обязанности не игнорируются. Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений [11, с. 30].

Кроме того, И. А. Фурманов выделяет сопутствующие факторы семейного воспитания, влияющие на нарушения поведения у детей. Резкое изменение стиля воспитания в семье способствует формированию у ребенка упрямства, склонности к преобладанию своей позиции по отношению к любому взрослому, а это в свою очередь может привести к «воспитательной неуверенности родителя» с последующим перераспределением «власти» от родителя к ребенку.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (С. Л. Колосова, Д. В. Хор-санд, А. Налчаджян, Д. Коннор и др.) позволил сделать вывод, что в настоящее время большое внимание уделяется физиологическим механизмам агрессии. А. Нал-чаджян, обобщив исследования специалистов разных областей, примерно обозначил мозговую локализацию агрессивных чувств и агрессивного поведения: лобные доли головного мозга, миндалевидные ядра, гип-покамп [9, с. 272].

С. Л. Колосова отмечает, что поскольку у новорожденного ребенка присутствует оборонительный рефлекс, то, возможно, «задатки к наступательным действиям» тоже природные [4, с. 88].

Несмотря на точку зрения С. Л. Колосовой, все же в настоящее время многие исследователи (Д. В. Хорсанд, А. Налчаджян, Д. Коннор и др.) отмечают взаимосвязь между агрессивными проявлениями и свойствами нервной системы. Согласно воззрениям отечественных и зарубежных психологов, физиологов, других специалистов, вероятность агрессии повышается в младенческом и раннем возрасте, поскольку у детей в этот период нервная система интенсивно развивается, наблюдаются трудности процессов торможения и произвольность поведения еще недостаточно сформирована.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста была затронута исследователями разных стран и убедительно доказано, что агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста, заключающиеся не только в собственно агрессивных действиях, но и в виде негативизма, упрямства, отказов, - адекватный «нормальный» способ адаптации к

окружающей среде. Постепенно на смену агрессии приходят новые более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными пред-

ставлениями, формированию которых способствуют как социальное окружение ребенка, так и другие факторы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби Д. Привязанность. Ижевск : ERGO, 2005.

2. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб. : Речь, 2006.

3. Иванова В. Ю. Особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младшего и раннего возраста: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007.

4. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб. : Питер, 2004.

5. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб. : Речь, 2005.

6. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3. С. 117-124.

7. Лишенные родительского попечительства: учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов / сост. В. С. Мухина. М. : Просвещение, 1991.

8. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 2001.

9. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007.

10. Панарина Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и близких взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

11. Психология семьи и больной ребенок / сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. СПб. : Речь, 2007.

12. Солоед К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации : дис. . канд. психол. наук. М., 1997.

13. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Речь, 2007.

14. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривационного ребенка. М. : Владос, 2004.

15. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2003.

LITERATURE

1. Boulbi D. Privyazannost'. Izhevsk : ERGO, 2005.

2. Breslav G. E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoy i podrostkovoy agressivnosti. SPb. : Rech', 2006.

3. Ivanova V. Yu. Osobennosti vzaimodeystviya personala domov rebenka s det'mi mladshego i ran-nego vozrasta: dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2007.

4. Kolosova S. L. Detskaya agressiya. SPb. : Piter, 2004.

5. Konnor D. Agressiya i antisotsial'noe povedenie u detey i podrostkov. SPb. : Rech', 2005.

6. Lisina M. I. Vliyanie otnosheniy s blizkimi vzroslymi na razvitie rebenka rannego vozrasta // Voprosy psikhologii. 1961. № 3. S. 117-124.

7. Lishennye roditel'skogo popechitel'stva: ucheb. posobie dlya stud. ped. un-tov i in-tov / sost. V. S. Muk-hina. M. : Prosveshchenie, 1991.

8. Mukhamedrakhimov R. Zh. Mat' i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeystvie. SPb. : Sankt-Peterb. un-t, 2001.

9. Nalchadzhyan A. Agressivnost' cheloveka. SPb.: Piter, 2007.

10. Panarina L. Yu. Psikhologicheskaya korrektsiya vzaimodeystviya mladentsev s sindromom Dauna i bliz-kikh vzroslykh: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2004.

11. Psikhologiya sem'i i bol'noy rebenok / sost. I. V. Dobryakov, O. V. Zashchirinskaya. SPb. : Rech', 2007.

12. Soloed K. V. Psikhicheskoe razvitie mladentsev v usloviyakh materinskoy deprivatsii : dis. ... kand. psik-hol. nauk. M., 1997.

13. Furmanov I. A. Agressiya i nasilie: diagnostika, profilaktika i korrektsiya. SPb. : Rech', 2007.

14. Furmanov I. A., Furmanova N. V. Psikhologiya deprivatsionnogo rebenka. M. : Vlados, 2004.

15. Khukhlaeva O. V. Korrektsiya narusheniy psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2003.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.