Научная статья на тему 'Агрессивные проявления поведения детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, воспитывающихся в разных условиях'

Агрессивные проявления поведения детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, воспитывающихся в разных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
355
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА / AGGRESSIVE EVIDENCES IN BEHAVIOR / YOUNG CHILDREN / PSYCHO-PHYSICAL DISORDERS / SINGLE-PURPOSE SPECIALIZED HOME FOR CHILDREN-ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Космакова В. И.

Статья включает теоретическое обоснование исследуемой проблемы, описание процедуры проведения и анализ результатов диагностического исследования уровня выраженности в поведении детей агрессивных проявлений, а также факторов, влияющих на его формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressive behavior of children with psycho-physical impairement, brought up in different environment1"Specialized Home for Children-Orphans", Sverdlovsk Region, Viukhino

Тhe article includes a theoretical justification of the investigated problem. Description of the procedures and analysis of the diagnostic study results of the level of intensity in the behavior of aggressive evidences, and factors affecting it are given.

Текст научной работы на тему «Агрессивные проявления поведения детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, воспитывающихся в разных условиях»

УДК 376.23+159.922.76 ББК 4439 ГСНТИ 14.29.33

В. И. Космакова Екатеринбург, Россия

АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ

Код ВАК 13.00.03

V. I. Kosmakova

Ekaterinburg, Russia

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN WITH PSYCHO-PHYSICAL IMPAIREMENT, BROUGHT UP IN DIFFERENT ENVIRONMENT

Аннотация. Статья включает теоретическое обоснование исследуемой проблемы, описание процедуры проведения и анализ результатов диагностического исследования уровня выраженности в поведении детей агрессивных проявлений, а также факторов, влияющих на его формирование.

Ключевые слова: агрессивные

проявления в поведении, дети раннего возраста, психофизические нарушения, специализированный дом ребенка.

Сведения об авторе: Космакова В. И., аспирант УрГПУ

Место работы: психоневрологическое отделение № 2 Г осударственно-го казенного учреждения здравоохранения Свердловской области «Специализированный дом ребенка» п. Вьюхи-но Сысертского района Свердловской области.

Контактная информация: 620017

E-mail: vera_sweety@mail.ru.

Abstract. The article includes a theoretical justification of the investigated problem. Description of the procedures and analysis of the diagnostic study results of the level of intensity in the behavior of aggressive evidences, and factors affecting it are given.

Key words: aggressive evidences in behavior, young children, psycho-physical disorders, single-purpose specialized Home for Children-Orphans

About the author: Kosmakova V. I., Post-graduate Student, the Ural State Pedagogical University.

Place of employment: Psychoneurological Department №2 of the State Health Care Establishment “Specialized Home for Children-Orphans”, Sverdlovsk Region, Viukhino.

Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 2б.

В настоящее время внимание специалистов различного профиля обращено к периоду раннего возраста в развитии ребенка. Данный этап рассматривается отечественными и зарубежными психологами (Г. Крайг, В. С. Мухина, Д. Б. Эль-конин, Э. Эриксон) в контексте той или иной периодизации и в возрас-

тном диапазоне от 1 года до 6 лет. Однако в нашей работе мы, вслед за В. С. Мухиной, Д. Б. Элькони-ным, будем понимать под периодом раннего возраста период развития ребенка от 1 года до 3 лет [4].

В современной психологической литературе отсутствует однозначный подход к определению

© Космакова В. И., 2011

понятия «агрессивные проявления в поведении». Отечественные исследователи М. Я. Басов, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, Т. Г. Румянцева и Д. Н. Ушаков раскрывают значения понятий «поведение», «агрессия», «проявления». В связи с этим, на основании точек зрения вышеуказанных авторов, мы будем понимать под агрессивными проявлениями в поведении наличие во взаимоотношениях человека со средой действий, направленных на причинение вреда объектам нападения (одушевленным и неодушевленным).

Проблема агрессивного поведения детей раннего возраста была затронута в работах Г. Э. Бреслава,

С. Л. Колосовой, Ю. Б. Можгин-ского, А. Налчаджяна, И. А. Фурманова и др. Данные авторы отмечают, что у значительного числа детей в раннем возрасте наблюдаются агрессивные проявления в поведении в виде ударов, укусов, криков, вследствие недостаточной социализированности личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков [2, 3].

Диагностическое исследование особенностей поведения детей раннего возраста возможно с помощью методик, разработанных как отечественными специалистами, так и зарубежными (Н. Бейли,

Н. Л. Галигузова, Н. М. Платонова, Е. О. Смирнова). Применение каждой из методик указанных авторов позволяет выявить особенности поведения детей раннего возраста как нормально развивающихся, так и с психофизическими нарушениями.

В современной отечественной психологической литературе термин «нарушения в психофизическом развитии» употребляется достаточно часто. Однако сущность этого понятия может быть раскрыта посредством определения, данного Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной. Согласно их мнению, «нарушения в психофизическом развитии детей» представляет собой общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста. Дети с психофизическими нарушениями могут воспитываться как в семье, так и в специализированном доме ребенка. Исследования Ю. А. Разенковой свидетельствуют, что развитие аномального ребенка вне семьи можно рассматривать как «многоуровневое явление, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики и т. д.) » [5, с. 12]. В связи с этим, информации, полученной в результате проведения психологической диагностики с помощью описываемых выше методик, недостаточно для выявления именно агрессивных проявлений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья в домах ребенка.

Таким образом, возникла необходимость создания психодиагностического инструментария для выявления агрессивных проявле-

ний в поведении ребенка. Анализ уже имеющихся данных отечественных и зарубежных исследователей о поведении детей раннего возраста с нормальным психофизическим развитием, воспитывающихся родителями и в домах ребенка (Д. Боулби, И. В. Дубровина, Т. М. Землянухина, М. И Лисина, С. Ю. Мещерякова и др.), а также данных малочисленных исследований поведения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в семье (Е. Р. Баенская, Ю. И. Барашнев и др.) позволил нам составить опросник, заполняемый родителями (или лицами их заменяющими) и воспитателями. Опросник включает 9 вопросов, представляющих собой описание ситуации из жизни ребенка: реакция на ограничение свободы действий, проявление недовольства в ситуации приема пищи, в ситуации одевания, реакция на присутствие незнакомых детей, возможные действия при совместной игре с другими, при желании добиться чего-либо, при усталости, реакция ребенка на неудачу. Родители (или лица, их заменяющие), воспитатели должны выбрать из предложенных вариантов ответов такие, как: причиняет себе вред (бьет, царапает, кусает, щипает себя, рвет на себе волосы, падает на пол); причиняет вред взрослому (бьет, царапает, кусает, толкает); бросает, ломает окружающие предметы, одежду; может ударить другого ребенка, сидящего рядом; кричит, плачет; один, наиболее подходящий. Кроме того, воспитатели, родители (или

лица, их заменяющие) могут предложить свой вариант ответа, что необходимо для получения более развернутой информации о ребенке.

Интерпретация результатов предполагает выделение преимущественной направленности агрессивных проявлений (на других детей; на взрослых, на самого себя, на окружающие предметы) и степени выраженности агрессивных проявлений в поведении детей (высокая, средняя, низкая).

Исследование осуществлялось на базе психоневрологического отделения № 2 Государственного казенного учреждения здравоохранения Свердловской области «Специализированный дом ребенка», Негосударственного частного образовательного учреждения «Вавилон», Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 351 компенсирующего типа

г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 134 ребенка в возрастном диапазоне от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, 87 родителей и 6 воспитателей дома ребенка. В целом, у большинства детей (94 человека) к возрасту 2 лет была выявлена патология в развитии (резидуальная церебральная органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция, синдром Дауна, микроцефалия, гидроцефальный синдром и др.).

Нами проведена психологопедагогическая диагностика развития всех 134 детей с использованием методики Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития». Анализ результатов по-

зволил выделить 4 группы детей: дети, уровень психического развития которых грубо отстает от возрастной нормы (в дальнейшем — группа 1); дети, уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы (группа 2); дети, уровень психического развития которых незначительно отстает от возрастной нормы (группа 3); дети нормально развивающиеся (группа 4). Обозначим в группах 1—3 подгруппу А — дети, воспитывающиеся в специализированном доме ребенка, подгруппу Б — дети, воспитывающиеся в семье. Все дети 4 группы воспитываются в семье.

Первичная апробация опросника осуществлялась с помощью родителей детей 4 группы. В данной группе у 30 детей (71 % от общего числа детей данной группы) наблюдаются неагрессивные реакции (плач, уход от ситуации и т. д.); у 7 детей (17 %) выявлены агрессивные проявления низкой и средней степени выраженности, направленные преимущественно на окружающие предметы; у 3 детей (7 %) — низкой и средней степени, направленные преимущественно на родителей; у 2 детей (5 %) — средней степени, направленные на других детей.

Полученные результаты соотносятся с данными отечественных исследователей (Н. М. Аксарина, М. Н. Заостровцевой, С. Л. Колосовой, К. Л. Печора и др.) о поведенческих особенностях детей раннего возраста и свидетельствуют о возможности использования данного

опросника для исследования особенностей поведения детей с психофизическими нарушениями (то есть детей в группах 1-3).

Апробация опросника в группах детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка и в семье, свидетельствует о наличии агрессивных проявлений у детей во всех группах вне зависимости от условий проживания или уровня психического развития, однако они отличаются направленностью и степенью выраженности. Поэтому полученные нами результаты позволяют выявить 3 уровня выраженности агрессивных проявлений в каждой подгруппе: недопустимый, допустимый и оптимальный (терминология наша).

Недопустимый уровень предполагает высокую степень выраженности агрессивных проявлений вне зависимости от вида их направленности. Дети, имеющие недопустимый уровень, проявляют агрессию по отношению к себе, в частности бьют себя по голове; царапают себе лицо, кусают разные части своего тела (чаще — руки), рвут на себе волосы, падают на пол. Кроме того, дети с недопустимым уровнем причиняют вред взрослому и сверстникам: бьют руками, толкают, царапают, кусают. По отношению к предметам окружающей действительности у детей также наблюдаются агрессивные проявления в виде поломки, бросания игрушек. Плач и крик детей, имеющих недопустимый уровень, выражен в виде истерик, при этом

детей трудно успокоить, переключить на другой вид деятельности. Все эти особенности проявляются у детей практически во всех жизненных ситуациях: при ограничении свободы действий (например, когда ребенку необходимо оставаться на стуле во время режимного момента или в процессе занятий), приеме пищи (когда ребенок отказывается от еды, требует еще порцию или же в ответ на отнимание еды другим ребенком и т. д.), одевании (когда ребенок не желает снимать, одевать самостоятельно шапку, варежки и другие предметы одежды), присутствии незнакомых (новых детей в группе), неудаче, усталости, в процессе совместной игры с другими (коллективной игры на прогулке, занятий по установленной программе с воспитателем), как способ добиться желаемого (когда взрослый запрещает что-либо). Кроме того, дети, имеющие недопустимый уровень выраженности агрессивных проявлений, не изменяют свое поведение в ответ на порицание.

Допустимый уровень основывается на средней степени выраженности агрессивных проявлений вне зависимости от вида их направленности. Дети с допустимым уровнем выраженности проявляют агрессию в 4—6 из исследуемых нами ситуаций, чаще в ситуации ограничения свободы действий, приема пищи, одевания, в ответ на агрессию со стороны другого ребенка, усталости и как способ добиться желаемого. Дети, имеющие допустимый уровень выраженности

агрессивных проявлений, могут кусать себя, падать на пол; царапать, толкать, бить рукой взрослых, сверстников; бросать окружающие предметы и игрушки. В редких случаях дети способны изменить характер своего поведения в ответ на порицание.

Оптимальный уровень предполагает низкую степень выраженности агрессивных проявлений вне зависимости от вида направленности. Дети с данным уровнем выраженности в исследуемых нами ситуациях в основном проявляют неагрессивные формы реагирования, такие как плач, крик, уход от ситуации. При этом детей можно с легкостью переключить на другой вид деятельности, вследствие чего плач и крик прекращаются. Агрессивные проявления наблюдаются только в 1-3 ситуациях, чаще как реакция на неудачу, усталость, агрессию других детей. Кроме того, дети могут изменять свое поведение в ответ на порицание.

В подгруппах 1А (подгруппа детей, уровень психического развития которых грубо отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в доме ребенка) и 1Б (подгруппа детей, уровень психического развития которых грубо отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в семье) одинаковое количество детей с недопустимым и допустимым уровнями. В подгруппе 2А (подгруппа детей, уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в доме ребенка) на 46 % больше детей,

имеющих недопустимый уровень выраженности агрессивных проявлений, на 33 % меньше детей с допустимым уровнем и на 13 % меньше детей с оптимальным уровнем по сравнению с подгруппой 2Б (подгруппа детей, уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в семье). В подгруппе 3А (подгруппа детей, уровень психического развития которых незначительно отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в доме ребенка) детей с недопустимым уровнем выраженности агрессивных проявлений на 39% больше, с допустимым уровнем — на 27 % меньше, с оптимальным уровнем — на 12 % меньше, чем в подгруппе 3Б (подгруппа детей, уровень психического развития которых незначительно отстает от возрастной нормы и воспитывающихся в семье). Таким образом, дальнейшее исследование будет продолжено в подгруппах 2А и 2Б, что обусловлено кардинальными различиями по показателям недопустимого уровня выраженности агрессивных проявлений.

Логика исследования подсказывает, что необходимо выявить факторы, влияющие на формирование у детей, воспитывающихся как в специализированном доме ребенка, так и в семье, недопустимого уровня агрессивных проявлений. Анализ отечественных и зарубежных источников литературы (Дж. Брунер,

Б. С. Волков, В. Н. Колюцкий, В. С. Мухина, А. А. Реан, В. Штерн и др.) позволил сделать вывод, что

большинство авторов считает, что психическое развитие ребенка обусловлено совокупностью нескольких факторов. В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения А. А. Бодалева, В. В. Столина, разделяя детерминанты на 2 группы: объективные и субъективные [1].

Исходя из вышесказанного, нам необходимо проанализировать объективные факторы, влияющие на развитие недопустимого уровня агрессивных проявлений у детей в специализированном доме ребенка и в семье. Как указывалось ранее, у всех исследуемых нами детей имеется патология, возникшая во внутриутробном, пре- и постна-тальном периоде. Характер макро-социальных процессов (экономический, культурный уровень общества, система воспитания, этнокультурные традиции воспитания), влияющих на развитие детей в каждой группе одинаков. Вследствие чего мы подробно рассмотрим микросоциальные процессы, то есть особенности системы воспитания, в том числе развивающей предметной среды, организации жизнедеятельности ребенка, отношения взрослого к ребенку.

Изучение особенностей воспитания и отношения взрослого к ребенку в подгруппах 2А (подгруппа детей, воспитывающихся в доме ребенка и уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы) и 2Б (подгруппа детей, воспитывающихся в семье и уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы) осуществля-

лось с помощью анкеты В. В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии». Анкета включает вопросы, позволяющие определить способности родителей как воспитателей своего ребенка. Использование анкеты в условиях дома ребенка возможно было только в адаптированном варианте, то есть при изменении структуры вопросов без изменения их смыслообразующего компонента. Заполнение анкеты было предложено только матерям (15 человек) детей, поскольку среди семей, в которых воспитываются дети, выделяются как полные, так и неполные семьи. В специализированном доме ребенка анкета была заполнена только сотрудниками, ежедневно работающими с детьми данной группы: воспитателями, медицинскими сестрами (постовая, палатная и др.), младшим медицинским персоналом, врачом-педиатром, массажистом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом (всего 15 человек). В результате мы выяснили, что у 12 (80 %) сотрудников дома ребенка отмечается эмоциональное отвержение детей, у 15 (100 %) сотрудников — рациональное понимание проблем детей; у 8 (53%) -неадекватные формы взаимодействия (физические наказания, повышение голоса при обращении к ребенку). В то время как у 15 (100 %) матерей наблюдается эмоциональное принятие ребенка, у 3 (20 %) матерей — непонимание проблем ребенка, у 5(33 %) матерей — неадекватные формы взаимодействия.

Изучение особенностей развивающей предметной среды осуществлялось с помощью составленного нами опросника «Развивающая предметная среда» на основе имеющихся данных отечественных педагогов и психологов (Т. Е. Ильина, Л. Ф. Островская, Л. Н. Павлова, В. М. Сотникова и др.). Согласно федеральным государственным требованиям к созданию предметной развивающей среды «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Опросник «Развивающая предметная среда» содержит перечень групп развивающего и дидактического материала. Родителям (или лицами их заменяющими), воспитателям предлагается в каждом пункте опросника отметить любым знаком те игровые материалы, которые они используют в настоящее время при взаимодействии с ребенком. Анализ полученных результатов свидетельствует, что характер предметно-развивающей среды в специализированном доме ребенка и в семье соответствует параметрам, необходимым для полноценного развития ребенка раннего возраста.

Изучение особенностей организации жизнедеятельности детей было проведено с помощью составленного нами опросника на основе

данных исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов о развитии ребенка раннего возраста (Н. М. Аксарина, В. О. Аникина, В. С. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Ю. Иванова, М. И. Лисина,

В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, И. В. Шаповаленко, Б. Робинсон, К. Флейк — Хобсон и др.). Необходимость создания данного инструментария вызвана отсутствием или малой распространенностью в современной психологической науке методики, использование которой возможно было бы как в условиях специализированного дома ребенка, так и в семье.

Опросник содержит 8 вопросов и варианты ответа к ним, относящихся к ситуациям, повторяющимся в жизни ребенка неоднократно. Интерпретация результатов представляет собой количественный анализ. Апробация опросника была произведена с помощью 15 матерей детей подгруппы 2Б (подгруппа детей, воспитывающихся в семье и уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы) и воспитателями детей подгруппы 2А (подгруппа детей, воспитывающихся в доме ребенка и уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы).

В результате мы получили следующие данные: все дети посещают дошкольное учреждение и дополнительные занятия с коррекционными педагогами; 14 (93 % от общего числа группы) детей, воспитывающихся в семье, часто на-

ходятся наедине с близким взрослым; все дети подгруппы 2А редко находятся наедине с близким взрослым; у 12 (80 %) детей в подгруппе 2Б есть свое место для игры; у 15(100 %) детей подгруппы 2А нет своего места для игры; все дети подгруппы 2Б часто находятся в среде сверстников, 15(100 %) детей в подгруппе 2А постоянно находятся в среде сверстников; 2 (14 %) ребенка, воспитывающихся в семье, и 15 (100 %) детей, находящихся на попечении государства, засыпают самостоятельно в своей кроватке без присутствия рядом взрослого; 9 (60 %) детей в подгруппе 2Б, иногда находятся в незнакомом месте и вступают в контакт с незнакомыми людьми, все дети подгруппы 2А часто находятся в незнакомом месте и вступают в контакт с незнакомыми людьми. Анализ результатов свидетельствует, что организация жизнедеятельности детей в данных подгруппах отличается по двум категориям: а) частоте пребывания

с близким взрослым, в незнакомых местах, с незнакомыми людьми, в группе сверстников, б) личному пространству ребенка.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что проведение коррекционных мероприятий способствует снижению уровня выраженности агрессивных проявлений у детей, уровень психического развития которых значительно отстает от возрастной нормы. В дальнейшем мы планируем разработку и реализацию вышеуказанных мероприятий.

Литература

1. Бодалев, А. А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — М. : Педагогика, 1989.

2. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г. Э. Бреслав. — СПб. : Речь, 2004.

3. Колосова, С. Л. Детская агрессия/

С. Л. Колосова. — СПб. : Питер, 2004.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество/ В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М. : Академия, 1999.

5. Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2001. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.