УДК 1+243.4 © Д.В. Аюшеева
Улан-Удэ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ (В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
В статье рассматриваются социально-философские аспекты тибетской медицины в современном западном мире. Анализируя процесс распространения и развития этой уникальной традиции на Западе, автор приходит к следующим выводам: во-первых, именно духовно-философский аспект, который последовательно излагается в терминах буддийской философии и метафизики, делает тибетскую медицину неповторимой. Так, согласно буддийскому мировоззрению, болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия - страдания, причинами которого являются последствия деяний, совершенных в течение предшествующих рождений согласно закону кармы. Во-вторых, складываются две тенденции рецепции тибетской медицины на Западе: первая - это чисто практическое применение отдельных методов тибетской медицины; вторая - целостный подход к тибетским способам врачевания как части тибетской буддийской традиции. В-третьих, на Западе тибетская медицина рассматривается в первую очередь как дополнительный и альтернативный вид лечения. В ней западных людей привлекает холистический и индивидуальный подходы, методы диагностики, натуральные медикаментозные средства, многообразие методов лечения (массаж, прижигание, ритуальная терапия и др.).
Ключевые слова: тибетская медицина, буддизм, западная и восточная культура.
D.V. Ayusheeva Ulan-Ude
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE TIBETAN MEDICINE (IN THE VIEW OF WESTERN RESEARCHERS)
The social and philosophical aspects of the Tibetan medicine in the modern Western countries are considered in the article. Analyzing the process of the dissemination and development of this tradition in the West, the author
comes to the following conclusions: firstly, spiritual and philosophical aspects make the Tibetan medicine unique which is consistently stated in terms of Buddhist philosophy and metaphysics. So, according to the Buddhist concept, the illness in the Tibetan medicine is considered as private expression offeature of existence - suffering, the reasons of which are the consequences of the acts made during the previous lives according to the law of karma. Secondly, there are two tendencies of reception of the Tibetan medicine in the West: 1) the practical use of definite methods of the Tibetan medicine. It is observed both in pharmacological researches and in production of medicinal preparations on the basis of the Tibetan formulas and their application. 2) The holistic approach to the Tibetan medical tradition as a part of Tibetan Buddhist culture. Such direction is inherent to psychologists who study the state of mind and mental condition of a person. Thirdly, the Tibetan medicine in the West is considered first of all as an additional and alternative type of treatment. The holistic and individual approaches, methods of diagnostics, natural pharmaceutical means, variety methods of treatment (massage, cauterization, ritual therapy etc.) attract the Western people.
Keywords: Tibetan medicine, Buddhism, Western and Eastern culture.
Тибетская медицина с каждым годом становится все популярнее в современном западном мире. Свидетельством тому являются различные совместные исследовательские проекты, многочисленные семинары, конференции и конгрессы, посвященные проблемам изучения тибетской медицины. Кроме того, в разных странах создаются институты и центры тибетской медицины. При этом важно отметить, что в основе этой популярности два качественно различных интереса: с одной стороны, прослеживается интерес к ее чисто медицинским аспектам, а, с другой, - как к части тибетской буддийской культуры.
На Западе тибетская медицина рассматривается в первую очередь как дополнительный и альтернативный вид лечения наряду с народной медициной и другими традиционными системами врачевания Востока, такими как китайская традиционная медицина, индийская аюрведа. В народной и традиционной системах привлекают следующие их общие черты: холистический подход, натуральные медикаментозные средства, многообразие методов лечения (спиритуальная терапия, мануальная терапия, физические упражнения). Однако традиционная медицина отличается от эмпирической народной тем, что она тесно связана с религиозно-философским учением, которое является основой мировоззрения любого традиционного общества.
Первые сведения о тибетской медицине на Западе появились в XVIII в. и носили в основном этнографический характер. А в конце
XIX - начале XX вв. в рамках востоковедных исследований ей уже были посвящены многочисленные публикации. В ХХ в. после волны вынужденной эмиграции тибетцев западный мир познакомился с самобытной тибетской буддийской культурой, после чего уникальная древняя медицинская система стала восприниматься как часть этой культуры. Так, в 1980-е гг. вместе со знаменитыми монахами-проповедниками, учителями с лекциями и консультативными курсами на Запад по приглашению приезжают тибетские врачи. Среди этих первых приглашенных докторов были Трогава Ринпоче, Еше Дондэн, Лобсанг Долма, Тензин Чодрак. Они сыграли огромную роль не только в сохранении тибетской медицины в эмиграции, но и провели большую работу по популяризации этой традиции на Западе.
На современном этапе интерес к тибетской медицине на Западе связан с ценностями тибетской буддийской культуры. В основе этого интереса лежит именно духовная составляющая медицинской традиции. Тибетская медицина - уникальная система врачевания и одна из древнейших сохранившихся в мире медицинских традиций. Формируясь на базе древней индийской системы врачевания, она включила в себя элементы как китайской и греко-персидской медицинских традиций, так и собственной народной медицины. Кроме того, медицинские знания были приведены в соответствие с буддийской философией. Именно духовно-философское ядро, как отмечает американская исследовательница Т. Клиффорд, делает тибетскую медицину неповторимой. В мире не существует такой медицинской традиции, которая бы столь последовательно излагалась в терминах философии и метафизики [2, с. 19].
Согласно буддийскому мировоззрению, болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия -страдания, причинами которого являются последствия деяний, совершенных в течение предшествующих рождений согласно закону кармы. В буддийском мировоззрении бытие определяется отношением пяти элементов - «пространства», «ветра», «огня», «воды», «земли». Значение этих элементов не буквальное, а энергетическое и функциональное. Так, «земля» подразумевает энергию, придающую твердость, способность противостоять внешним воздействиям. «Вода» - энергия связуе-мости, сочетающая различные элементы в одно целое. «Огонь» - это теплота, энергия доведения до созревания и разрушения. «Ветер» - это энергия движения, распространения, расширения. Пространство характеризуется как отсутствие преград, протяженность [3, с. 8-9].
Эти пять элементов проявляются на разных уровнях бытия человека. Внешний уровень проявления - это время года, образ жизни, питание,
экологические и другие факторы. Здесь они создают условия для возникновения болезни. Внутренний - физико-химический уровень - это тройка так называемых «виновников» болезни: ветер, желчь и слизь. Ветер соответствует элементу «ветра», желчь - это элемент «огня», слизь - сочетание «воды» и «земли». Три «виновника» посредством внутренних энергетических каналов связаны с психическим уровнем их проявления, а именно с эмоциями (клешами) - «тремя ядами». Так, «виновник» болезни ветер порождается страстью, желчь - ненавистью, гневом, а слизь - неведением.
Нарушение баланса пяти элементов на любом из этих уровней приводит к болезни. Методологический принцип диагностики в тибетской медицине также строится на определении нарушения баланса этих элементов, а в лечении - на восстановлении баланса. Такой холистический подход, несомненно, привлекает западного пациента. Современная медицинская наука достигла высоких результатов, создана развитая сеть медицинских учреждений с высококвалифицированным медперсоналом, существует разнообразное множество методов лечения и технологий. Однако это нередко сопровождается излишне узкой специализацией. Современные врачи зачастую уделяют основное внимание болезни, этиология которой объясняется влиянием извне - действием болезнетворных агентов, токсинов, аллергенов, а в лечении главной задачей ставится устранение этого агента. В противовес всем этим чрезмерно-стям традиционная медицина и, в частности тибетская, всегда рассматривает организм как саморегулирующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой. Традиционному врачу важно определить тип нарушения этого равновесия, а в лечении он старается восстановить это равновесие.
Характерным для тибетской медицины является индивидуальный подход к личности пациента, что также вызывает живой интерес у западной публики. В силу врожденного преобладания какого-либо из элементов различаются конституциональные особенности человека, и это обязательно учитывается при постановке диагноза и лечении, выдаче рекомендаций по образу жизни и питанию. При таком подходе два пациента с, казалось бы, идентичным диагнозом, с точки зрения современной медицинской науки, могут получать различные назначения от тибетского доктора.
В тибетской медицине, как и в современной западной, есть диагностический метод пальпации. Однако этот метод мануальной диагностики тибетской традиции состоит, прежде всего, в ощупывании пульса. По мнению многих современных врачей, привыкших к автоматизации
процессов диагностики, это наиболее трудный аспект тибетской медицины для изучения и усвоения.
Согласно буддийской теории, пульсация, или ритмика, находится в основе всех проявлений бытия, представляет собой принцип жизни как таковой. Пять элементов, обладая каждый своей частотой колебаний, порождают в теле зародышевые пульсации, от которых формируются тонкие энергетические каналы, а от них - сердечный центр (канал жизни). Благодаря этому происходит движение крови, ветра и воды (лимфы) по внешним и внутренним частям тела, составляя сущность пульсации. При постановке диагноза по пульсу врач должен учитывать, что изучаемое им биение представляет суммарное составляющее всего многообразия ритмов, накладывающихся друг на друга, - сердечного, дыхательного, суточного, месячного, сезонного, годового, шестидесятилетнего. Каждому времени суток, сезону года присуще преобладание определенного элемента, а значит, и соответствующего «виновника» болезни. Врач должен знать о влиянии пяти элементов на тело как внутри, так и вне его. Поэтому медицина и астрология рассматриваются как две взаимосвязанные области знания, а врач традиционной тибетской медицины, соответственно, должен владеть знаниями по астрологии.
В тибетской терапии существуют четыре основы: образ жизни, питание, лекарства и наружные методы лечения (массаж, прижигание, иглоукалывание, кровопускание, компрессы). Все эти методы направлены на уравновешивание баланса элементов. В первую очередь рекомендуют правильный образ жизни с учетом возраста, астрологических особенностей сезона года и времени суток, а также врожденной конституции больного. Важное значение отводится рекомендациям по питанию. Надо отметить, что тибетская диетология значительно отличается от западной. Существует множество расхождений и противоречий в рекомендациях и советах по питанию. Так, например, тибетские доктора не рекомендуют употреблять сырые фрукты и овощи, как и любые другие сырые продукты, в то время как западная традиция связывает их применение с получением различных полезных природных витаминов и рекомендует их людям с повышенным холестерином в крови. С точки зрения тибетской медицины, подобная пища интенсифицирует элементы «воды» и «земли», что приводит к ослаблению пищеварительной силы желудочно-кишечного тракта.
Пожалуй, основным методом лечения в тибетской медицине является прием лекарств. При этом составление рецептов происходит на основе учета необходимых соотношений пяти элементов. Часто для каж-
дого пациента такой рецепт индивидуален. Тибетские лекарства - это многокомпонентные смеси ингредиентов растительного, животного и минерального происхождения, которые принимают в виде отваров, порошков, драже. Именно их натуральность привлекает западных людей. В лечебных подходах современной западной медицины преобладает установка на фармакологические препараты, которые, бесспорно, дают блестящие результаты при лечении острых и неотложных состояний. Однако эти препараты, как правило, состоят из химических веществ, которых нет в организме человека. При их длительном употреблении организм испытывает достаточно грубое биологическое воздействие, что приводит к побочным реакциям. Именно эта озабоченность побочным действием химических препаратов повышает интерес к традиционным медицинским системам.
Внимание к тибетскому лекарствоведению на Западе вызвано также поиском новых возможностей исцеления от тяжелых, пока еще неизлечимых болезней (рак, СПИД). Так, в 1980-е гг. осуществлялись проекты на базе различных университетов США с привлечением тибетских врачей по изучению эффективности использования тибетских лекарств при лечении онкологических заболеваний (Университет Вирджинии), диабета, стресса и давления крови (Гарвардский университет), а также астмы, рака, гепатита, рассеянного склероза и СПИДа. В 1990-е гг. особое внимание уделяется проектам, связанным с изучением и лечением рака груди. Например, правительство штата Калифорнии выделило грант д-ру Еши Дондену, Трипати Дебу и М. Вульф на получение законодательного разрешения и на проведение клинических исследований по оценке тибетских растительных препаратов в качестве единственного средства терапии при лечении метастазирующего рака. Также был осуществлен неправительственный проект - «Программа по борьбе с раком груди» под руководством Еши Дондена и М. Вульф [1, с. 76-77].
Кроме лечения лекарственными средствами в тибетской медицине широко представлены наружные методы воздействия - массаж и прижигание. Эти процедуры воздействуют на тонкую структуру каналов, посредством которых элементы конкретизируются в организме человека. Надо отметить, что анатомии каналов в традиционной тибетской медицине отводится особое место, поскольку жизнедеятельность организма человека рассматривается в связи с функциональным состоянием каналов, пронизывающих все тело. Сведения об этих каналах соответствуют буддийскому учению Ваджраяны, в котором на первый план выдвигаются три «канала жизни». Физиологическая функция этих каналов связана с элементами - тремя «виновниками» болезней и «тремя ядами» сознания [5, с. 9]. Однако они не являются чем-то вроде полос-
тей, по которым что-либо движется. В.Н. Пупышев сравнивает их с полюсами магнита [4, с. 43]. Активностью этих трех полюсов формируется вся остальная система каналов. Геше Майкл Роуч отмечает: «Они (каналы - прим. А.Д.) расположены внутри сложной системы нервов, сосудов и даже костей нашего тела. По сути дела, вся эта структура нашей нервной системы, сосудов и скелета вырастает внутри нас, следуя в первую очередь плану, задаваемому энергетическими каналами» [6, с. 20].
В буддизме особое значение придается эмоциональным проявлениям (клешам): они определяют карму, т.е. отдаленные условия болезни. Три «виновника» болезни считаются близкими и непосредственными причинами заболевания, когда баланс между ними нарушается из-за преобладания каких-либо эмоций. Согласно учениям тибетского буддизма, ум контролирует и регулирует функции организма. Трогава Ринпоче объясняет это так: «ум управляет ветрами, ветра влияют на каналы и в итоге воздействие переносится на тело» [9]. «Эта взаимосвязь между нашими мыслями и ветрами внутренних каналов и есть та удивительная граница, на которой встречаются наше тело и наш ум» [6, с. 24]. Такой взгляд тибетской медицины на возникновение болезней заинтересовал западных психологов и врачей.
Активное сотрудничество в области психологии происходит в США. Как отмечает Ч.Ц. Гармаева, избирательный интерес американских исследователей к этой теме определяется тем, что в американской антропологической школе психологическая антропология выделена в отдельную отрасль. В Гарвардском университете изучали эффективность использования релаксационных тибетских практик, включая и тибетскую йогическую практику «туммо», в лечении стресса и повышенного артериального давления [1, с. 76].
В ходе встречи Его Святейшества Далай-ламы со специалистами в области психологии эмоций, нейрофизиологии и философии (2000 г., Дхармасала, Индия) была разработана широкомасштабная программа исследований эффектов тренировки ума в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Многочисленные эксперименты были начаты в лабораториях во Франции, Мэдисоне (Висконсин), Сан-Франциско, Беркли, Принстоне, Гарварде и Цюрихе. После окончания начальной стадии исследований десяток опытных практиков медитации (монахи и миряне, мужчины и женщины, представители западной и восточной культур, все с опытом от 10 тыс. до 50 тыс. часов медитаций, направленных на развитие сострадания и альтруизма) были подвергнуты разнообразным тестам. В многочисленных статьях в престижных научных журна-
лах подчеркивалась важность этого проекта. Исследования показали, что участки мозга, связанные с такими эмоциями, как, например, сострадание, демонстрируют большую активность у лиц, долгое время практиковавших в медитации. Эти данные указывают на тот факт, что человеческие качества могут безгранично развиваться с помощью ментальной тренировки. Другие исследования подтверждают, что ежедневная практика 20-минутной медитации приводит к снижению тревожности, стресса, склонности к гневу (вред которого для здоровья доказан), снижает риск рецидива депрессии (в случае хронического заболевания). А ежедневная 30-минутная медитация в течение восьми недель заметно усиливает иммунную систему, способствует росту устойчивости внимания и одновременно снижению уровня высокого артериального давления, ускорению излечения от псориаза [10].
В тибетской классификации выделяется большая группа болезней «злых духов» (гдон), которые вызывают душевные расстройства. Как правило, тибетский врач вначале проводит грубую и тонкую диагностику для выявления возможного воздействия со стороны так называемых «злых духов» [8, с. 128]. Если установлен факт их влияния, то сначала необходимо «отсечь» его путем религиозных ритуалов, своеобразной психотерапией, и только потом проводить медикаментозное лечение. Тибетское слово «гдон» обычно переводится как «злые духи», но буквально это слово означает «то, что подлежит устранению» [3, с. 16]. Этот символический термин американская исследовательница Т. Клиффорд обозначила как «широкий спектр сил и эмоций, которые обычно находятся за пределами сознательного контроля» [2, с. 159]. Оставленные в уме отпечатки негативных эмоций впоследствии при определенных условиях развиваются в психические расстройства. Многим пациентам, которые, несмотря на болезнь, еще сохранили способность контролировать свое сознание, рекомендуют духовные практики.
Также тибетские врачи предлагают подобные практики тем пациентам, чьи болезни обусловлены кармой. Раньше в Тибете люди с такого рода недугами часто отрекались от мирской деятельности. На Западе этот метод самолечения предлагается тибетскими учителями неизлечимо больным, которые все чаще обращаются к ним за помощью. В начале 1990-х гг. в Австралии Сопа Ринпоче, духовный глава Фонда поддержки махаянской традиции (ФПМТ), проводил учебные семинары по целительству. Он посвятил встречу тем, чьим жизням угрожали смертельные заболевания - СПИД, рак и рассеянный склероз. Во время семинаров лама объяснял основы буддийской философии и обучал об-
щим исцеляющим медитативным практикам, предназначенным для всех, а также индивидуальным медитациям [7, с. 10].
Очень важным в тибетской традиции является вопрос о личности врача. Большое значение придается вопросам этики лекаря, уровню его личностного развития. В систему обучения будущего врача обязательно включается общий метод духовной подготовки, направленный на формирование высоконравственной личности, на воспитание ума, ориентированного на практическое оказание помощи другим. Врач обычно имеет религиозное посвящение и занимается медитативными буддийскими практиками. Это позволяет сохранять баланс между телом и духом врача, а также дает целительную энергию. Т. Клиффорд отмечает: «Какой бы вид лекарства не применялся, тибетский целитель также будет применять внутренние различные мистические лечебные упражнения, визуализации, мантры и т.д.» [2, с. 99].
Однако в последнее время в этническом Тибете обозначилась тенденция разделения традиционной медицины и религиозных основ. Молодое поколение тибетских врачей в эмиграции стремится к большему сближению с европейской медициной; они предлагают разделить программу образования на две части. Одна часть должна быть выдержана в традиционном русле, другая часть программы должна формировать современное научное мышление. Реформаторы пользуются поддержкой самого Далай-ламы, который считает, что необходимо идти в ногу со временем, что европейская и традиционная системы дополняют друг друга, а выбор системы лечения должен принадлежать больному [1, с. 50]. Эта тенденция вызывает некоторую озабоченность у духовных лиц тибетской диаспоры. Они напоминают новому поколению докторов, что тибетская медицина имеет непосредственную связь с философскими аспектами буддизма, и призывают сохранять в своей практике традиционные религиозные элементы, оберегать их от вырождения и деградации [8, с. 126].
Медитативная практика применяется и при сборе, и при приготовлении лекарств, что тоже, как считается, придает им дополнительную целебную силу. В наше время рабочий день в клинике тибетской медицины Менцекхан в Дхарамасале начинается с получасового коллективного чтения ежедневной буддийской практики Будды Медицины и других текстов, после чего осуществляется прием пациентов [8, с. 128]. Прием пациентов и проводимые процедуры по традиции также сопровождаются чтением молитв (мантр). Целительная сила мантр объясняется действием вибраций звука на систему каналов, они как бы перенастраивают их нарушенную ритмику. При общении с больным цели-
тельный поток сознания врача достигает своей цели главным образом на духовном уровне.
Таким образом, распространение и развитие тибетской медицины на Западе стало непреложным фактом. Как показало наше исследование, складываются две тенденции в формировании тибетской медицины на Западе. Первое - это чисто практическое применение отдельных методов тибетской медицины, где главная проблема состоит в сочетании философских воззрений и новых научных знаний, на которых основываются требования здравоохранения, менталитет западного врача и большей части пациентов. Это наблюдается как в фармакологических исследованиях, так и в производстве препаратов на основе тибетских рецептов и их применении.
Вторая тенденция рецепции тибетской медицины на Западе - это целостный подход к тибетской традиции врачевания как части тибетского буддизма. В исследовательских кругах такое направление характерно для психологов, объектом изучения которых является душевное и психическое состояние человека, его внутренне содержание. Большинство западных адептов буддизма воспринимает тибетскую медицину как медико-религиозную традицию (часто это тяжелобольные). Результаты исследований в рамках программы «Ум и жизнь» способны поменять шкалу исповедуемых ценностей у неверующей части западного общества. Соприкасаясь с тибетской медициной, многие люди на Западе открывают для себя тибетскую культуру, буддийское мировоззрение. Наблюдается и противоположный процесс, принявшие буддийскую веру часто становятся приверженцами тибетской системы врачевания из мировоззренческих соображений. Все проблемы со здоровьем они без сомнений воспринимают как нарушение баланса пяти элементов и следуют указаниям тибетских врачей. У большинства адептов она становится предпочтительным видом медицинской помощи.
Примечания:
1. Гармаева Ч.Ц. Историография тибетской медицины. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2002. - 199 с.
2. Клиффорд Т. Демоны нашего ума: алмаз исцеления. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской общественной организация развития тибетской медицины, 2003. - 248 с.
3. Пупышев В.Н. Основы тибетской медицины. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО АН СССР, 1992. - 128 с.
4. Пупышев В.Н. Пульсодиагностика как концентрированное выражение теоретических основ тибетской медицины / Пульсовая диагностика тибетской медицины. - Новосибирск: Наука, 1988. - С.41-57.
5. Рапгей Л. Тибетский лечебный массаж. - СПб.: Алмазный путь, 1995. -67 с.
6. Роуч М. Тибетская книга йоги: древние буддийские учения о философии и практике йоги. - М.: Открытый мир, 2007. - 160 с.
7. Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, духовное целительство в тибетском буддизме / пер. с англ. А. Нариньяни. - М.: Ганга, 2012. - 384 с.
8. Урбанаева И.С. Дхарамсала и мир тибетской эмиграции. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2005. - 184 с.
9. Традиционная тибетская медицина // [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.tibetanmedicine.ru
10. Буддизм // [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.buddhaline.net
References:
1. Garmaeva Ch.Ts. Istoriografija tibetskoj mediciny [Historiography of Tibetan medicine]. Ulan-Ude: Burjatskij nauch. centr SO RAN, 2002. p.199.
2. Klifford T. Demony nashego uma: almaz iscelenija [The demons of our mind: the diamond healing]. SPb.: Sankt-Peterburgskaja obshhestvennaja organizacija razvitija tibetskoj mediciny, 2003. 248 p.
3. Pupyshev V.N. Osnovy tibetskoj mediciny [Fundamentals of Tibetan medicine]. Ulan-Ude: Burjatskij nauch. centr SO AN SSSR, 1992. p.128.
4. Pupyshev V.N. Pul'sodiagnostika kak koncentrirovannoe vyrazhenie teo-reticheskih osnov tibetskoj mediciny [The pulse diagnosis as a concentrated expression of the theoretical foundations of Tibetan medicine]. Pul'sovaja diagnos-tika tibetskoj mediciny [Pulse diagnosis in Tibetan medicine]. Novosibirsk: Nauka, 1988. pp.41-57.
5. Rapgej L. Tibetskij lechebnyj massazh [Tibetan massage therapy]. SPb.: Almaz-nyj put', 1995. p.67.
6. Rouch M. Tibetskaja kniga jogi: drevnie buddijskie uchenija o filosofii i praktike jogi [The Tibetan book of yoga: ancient Buddhist teachings on the philosophy and practice of yoga]. M.: Otkrytyj mir, 2007. p.160.
7. Sopa Rinpoche Lama. Absoljutnoe iscelenie, duhovnoe celitel'stvo v tibetskom buddizme. Per. s angl. A. Nariniani [Absolute healing, spiritual healing in Tibetan Buddhism. Tr. A. Nariniani]. M.: Ganga, 2012. p.384.
8. Urbanaeva I.S. Dharamsala i mir tibetskoj jemigracii [Dharamsala, the Tibetan world emigration]. Ulan-Ude: Burjatskij nauch. centr SO RAN, 2005. p.184.
9. Tradicionnaja tibetskaja medicina [Traditional Tibetan medicine]. Available at: http://www.tibetanmedicine.ru
10. Buddizm [Buddhism]. Available at: http://www.buddhaline.net
Сведения об авторе:
Аюшеева Дулма Владимировна, кандидат философских наук, старший
научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Ин-
ститута монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]
Data on author:
Ayusheeva Dulma Vladimirovna, candidate of philosophical sciences, senior researcher, department of philosophy, culturology and religious studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of RAS, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Бадмаева М.В., доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Бурятского государственного университета;
Постников А.Н., доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета.